Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5-7 классов "Рукоделие"
Оценка 4.8

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5-7 классов "Рукоделие"

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
искусство +1
5 кл—11 кл +1
06.01.2017
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5-7 классов "Рукоделие"
Настоящая программа носит художественно-эстетическую направленность и ориентирована на приобщение детей к бисероплетению и вязанию – старинные виды рукоделия, имевшему прежде широкое распространение в России. Бисероплетение и вязание - один из самых древних видов рукоделия, к тому же очень распространенный и любимый сегодня. В настоящее время низание и вязание крючком и спицами относится к одному из видов декоративно-прикладного искусства и применяется для оформления одежды и интерьера комнаты, позволяет создать особые и неповторимые изделия.
рабочая программа рукоделие.doc

 

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Новый Камелик муниципального района Большечерниговский Самарской области

Надпись: Утверждаю к использованию 
в образовательном процессе 
школы 
Директор ГБОУ ООШ
___________ Турбин В.В.
Приказ № 160-од
«25» августа 2016г.
	Согласовано:
Заместитель директора
 по УВР
  _________  Львова Н.В.

«22» августа 2016г.
	Рассмотрено
на заседании МО.
Руководитель МО
__________Черёмухина  А.И.
Протокол №   1 
 «21» августа 2016 г.

 

 

 

Рабочая программа по кружку

«Рукоделие»

5-7 классы

 

 

 

 

 

 

 

Составила учитель технологии

                                                                                          Богачёва Раиса Алексеевна

 

 

2016

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Приобщение школьников к ручному труду, в частности к низанию  и вязанию , способствует воспитанию усидчивости, трудолюбия, аккуратности, хорошего вкуса, развитию пальцев рук, благотворно влияет на нервную систему и приносит удовлетворение от выполненной работы.

Актуальность программы заключается в том, что она отражает эту общую тенденцию к возрождению искусства бисероплетения и вязания, опираясь при этом на русскую традицию проведения досуга  в семье.

Новизна и педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она нацелена не столько на обучение азам бисероплетения и вязания, сколько на достижение ребёнком такого уровня, который позволит ему создавать высокохудожественные изделия, но при этом в процессе обучения не используется трудоёмкая техника, а применяется техника низания и вязания, доступная для детей.

Цель программы – нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении основам бисероплетения и вязания, активизация познавательной и творческой деятельности; формирование у детей потребности к саморазвитию, тяги к искусству, культуре традициям, расширение кругозора ребёнка

Задачи программы:

Ø    научить технологиям работы с бисером и пряжей, работать на высоком художественном уровне, ориентироваться в задании на восприятие образа и творческого воображения, планировать свою деятельность, работать самостоятельно;

Ø    развить мелкую моторику рук, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности, художественно-эстетический вкус;

Ø    воспитать организованность, терпимость, усидчивость, умение довести начатое дело до конца, аккуратность, бережливость, любовь к труду, любознательность, внимание, ответственность, уверенность в своих силах;

Ø    способствовать социальной адаптации учащихся через приобретение профессиональных навыков и развитию коммуникабельности при общении в коллективе.

Особенность данной программы – подбор методики обучения с учётом возраста ребенка. Для результативности обучения задания подобраны так, чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывно от простого к более сложному.

Программа рассчитана на  обучения, начиная с 5 класса  и старше. Дети знакомятся с историей данного вида рукоделия, изучая изделия старинных и современных мастеров по фотографиям, альбомам, книгам и Интернета.

         В программе органически сочетаются разнообразные досуговые и образовательные формы деятельности.

         Задания и упражнения для 5-6 классов и 7 класса имеет одно и тоже направление, но с разностью в сложности работы.

Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. Она дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно- прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

Ожидаемые результаты реализации программы и методы контроля

Изучение теоретических тем и выполнение практических заданий предполагает приобретение:

Ø знаний по декоративно-прикладному искусству России;

Ø навыков в выполнении различных вязанных и бисерных изделий.

В конце учебного года учащиеся будут иметь общие сведения о народном искусстве и его видах и знать:

Ø правила техники безопасности;

Ø основы композиции и принципы построения орнамента;

Ø основы цветоведения;

Ø основные приёмы бисероплетения и вязания;

Ø последовательность выполнения изделий из бисера и пряжи;

Ø правила подготовки и виды материалов, используемых для бисероплетения и вязания;

Ø правила работы с бисером и пряжей;

Ø правила закрепления и наращивания нитей в бисероплетении и вязании.

Они также будут уметь:

Ø гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;

Ø правильно пользоваться ножницами иглами и булавками;

Ø четко выполнять основные приёмы бисероплетения и вязания;

Ø свободно пользоваться схемами;

Ø самостоятельно составлять схемы для бисероплетения и вязания;

Ø выполнять отдельные элементы и сборку изделия;

Ø изготавливать плоские и oбъемные фигурки, цветы, украшения на основе изученных приёмов;

Ø составлять композиции;

Ø выполнять творческую работу;

Творческая работа включает:

Ø сбор материала по теме;

Ø работу над эскизами;

Ø методы разработки орнамента;

Ø решение композиции в цвете;

Ø выполнение технического рисунка;

Ø выполнение изделия в материале.

Итоги реализации программы

В течение учебного года учащимися разрабатывается коллекция изделий и сувениров. Дети изготавливают изделия, принимают участие в отчётной выставке и районных выставках декоративно-прикладного искусства.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

рукоделие  5 класс

п/п

Тема

Общее кол-во часов

часы

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

 

2

Работа с крупой

8

0,5

7,5

3

Работа с бумагой и картоном

17

0,5

16,5

4

Работа с бисером

8

0,5

7,5

Всего

34

2,5

31,5

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема. 1. Вводное занятие (1час)

          История развития бисероплетенияи вязания. Бисерная и вязальная азбука. Инструменты, материалы и приспособления для изготовления изделий из бисера и пряжи. Хранение бисера. Организация рабочего места. Хранение иголок, спиц и крючков. Техника безопасности при выполнении ручных работ.

Тема 2. Работа с крупой (8 часов)

         Знакомство с инструментами и материалами. Техника безопасности. Подготовка картона. Выбор рисунка и круп. Оформление изделия.      

Тема 4. Работа с бумагой и картоном  (17 часов)

         Знакомство с инструментами и материалами. Техника безопасности. Симметрия. Аппликация. Аппликация плоская  и объёмная.

Открытки. Изготовление подарков.

Тема 4. Работа с бисером  (8 часов)

         Плетение двумя концами проволоки. Закрепление навыка параллельного, игольного и петельного способов низания. Чтение схем плоских фигур.

Практическая работа. Плетение фигурок. Выполнение изделия, закрепление проволоки

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАН

Рукоделие   6 класс

п/п

Тема

Общее кол-во часов

часы

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

 

2

Бисероплетение

8

0,5

7,5

3

Вязание крючком

9

0,5

8,5

4

Вязание спицами

8

0,5

7,5

5

Изготовление картин из круп

8

0,5

7,5

Всего

34

3

31

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Вводное занятие. (1 час)

Традиционные виды бисероплетения и вязания. Знакомство с программой на год. Инструменты, материалы и приспособления для изготовления изделий из бисера и пряжи. Цветовая гармония. Низание и вязание. Виды и способы низания и вязания. Техника безопасности при выполнении ручных работ.

Тема 2. Бисероплетение. (8 часов)

Краткие сведения из истории возникновения  бисера. Инструменты и материалы для плетения бисером. Подготовка материалов к работе. Выбор  плетения в зависимости от узора. Технология выполнения различных видов плетения, схемы узоров. Изготовление новых образцов и изделий из бисера. Ассортимент изделий, выполняемых в технике бисероплетения. Материалы и инструменты для бисероплетения. Технология выполнения изделий из бисера.

Практическая работа. Выполнение образцов плетения бисером.

Выполнение изделий из бисера.

 Тема 3. Вязание крючком (9 часов)

 Краткие сведения из истории старинного рукоделия. Изделия, связанные крючком, в современной моде. Инструменты и материалы для вязания крючком. Подготовка материалов к работе. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Выбор крючка в зависимости от ниток и узора.  

Практическая работа. Изготовление образцов и изделий вязания крючком.

Тема 4. Вязание спицами (8 часов)

Разновидность вязальных спиц и материалов для вязания. Безопасные приемы перед началом работы и во время работы. Ассортимент изделий, выполняемых в технике вязания на спицах. Материалы и инструменты для вязания. Характеристика шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных и шелковых нитей. Правила подбора спиц в зависимости от качества и толщины нити. Приемы вязания на двух и пяти спицах. Условные обозначения. Технология выполнения вязаных изделий.

Практическая работа.  Подобрать спицы и пряжу. Изготовление образцов и изделий вязание спицами.

Тема 5.  (8часов)

         Знакомство с инструментами и материалами. Техника безопасности. Подготовка картона. Выбор рисунка и круп. Оформление изделия.      

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАН

Рукоделие   7 класс

п/п

Тема

Общее кол-во часов

часы

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

 

2

Бисероплетение

8

0,5

7,5

3

Вязание крючком

9

0,5

8,5

4

Вязание спицами

8

0,5

7,5

5

Изготовление картин из круп

8

0,5

7,5

Всего

34

3

31

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Вводное занятие. (1 час)

Традиционные виды бисероплетения и вязания. Знакомство с программой на год. Инструменты, материалы и приспособления для изготовления изделий из бисера и пряжи. Цветовая гармония. Низание и вязание. Виды и способы низания и вязания. Техника безопасности при выполнении ручных работ.

Тема 2. Бисероплетение. (8 часов)

Краткие сведения из истории возникновения  бисера. Инструменты и материалы для плетения бисером. Подготовка материалов к работе. Выбор  плетения в зависимости от узора. Технология выполнения различных видов плетения, схемы узоров. Изготовление новых образцов и изделий из бисера. Ассортимент изделий, выполняемых в технике бисероплетения. Материалы и инструменты для бисероплетения. Технология выполнения изделий из бисера.

Практическая работа. Выполнение образцов плетения бисером.

Выполнение изделий из бисера.

 Тема 3. Вязание крючком (9 часов)

 Краткие сведения из истории старинного рукоделия. Изделия, связанные крючком, в современной моде. Инструменты и материалы для вязания крючком. Подготовка материалов к работе. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Выбор крючка в зависимости от ниток и узора.  

Практическая работа. Изготовление образцов и изделий вязания крючком.

Тема 4. Вязание спицами (8 часов)

Разновидность вязальных спиц и материалов для вязания. Безопасные приемы перед началом работы и во время работы. Ассортимент изделий, выполняемых в технике вязания на спицах. Материалы и инструменты для вязания. Характеристика шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных и шелковых нитей. Правила подбора спиц в зависимости от качества и толщины нити. Приемы вязания на двух и пяти спицах. Условные обозначения. Технология выполнения вязаных изделий.

Практическая работа.  Подобрать спицы и пряжу. Изготовление образцов и изделий вязание спицами.

Тема 5.  (8 часов)

         Знакомство с инструментами и материалами. Техника безопасности. Подготовка картона. Выбор рисунка и круп. Оформление изделия.      

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

На занятиях используются различные методы обучения (теоретический, наглядный, практический) и их сочетание.

Рассказом начинается новая тема, например, об истории и характерных особенностях бисероплетения и вязания. Рассказом сопровождается демонстрация образцов, орнаментов, готовых изделий.

К наглядным методам обучения относится демонстрация на занятиях различных фотографий, картинок, схем и образцов изделий из бисера и пряжи. Кроме того, используется работа по мотивам заданного орнамента или выполнение различных вариантов в цвете одного и того же орнамента.

Во время использования практических методов обучения применяются приемы: постановки задания, планирования его выполнения, анализа итогов практической работы.

Самобытной делает программу такая форма обучения, как сотворчество ученика и педагога. Для этого используется индивидуально-групповая форма занятия и форма творческой мастерской. В индивидуально-групповой форме дети, прослушав беседу и получив задание, выполняют его каждый по-своему самостоятельно на занятии и дома. Как правило, упор делается на практические работы, которые строятся от простого, к сложному и могут быть как учебными, так и творческими.

На начальном этапе осуществляется плетение цепочек, фигурок, простейших колье, браслетиков с замочком, вязание прихваток и шарфов простых салфеток. Это способствует большей заинтересованности учащихся в работе, пробуждению творческой активности. На следующих этапах учащиеся могут выполнять изделия как по готовым схемам и образцам, так и по эскизам и схемам, придуманным ими.

Затем осуществляется переход к следующему этапу освоения работ с бисером и пряжей. При этом упор делается на выполнение различных аксессуаров.

В процессе занятия педагог для наглядности продолжает работу учащегося, выполняя наиболее сложный этап работы. Так осуществляется постепенный рост созидательного восприятия мира.

Следует поощрять творческие начинания учащихся, направляя их в нужное русло. Для этого используется форма творческой мастерской, когда, задав направление творческого процесса (например, тему) и показав, как использовать заданные мотивы в процессе изготовления эскиза, педагог заканчивает работу над эскизом, а затем учащийся выполняет работу в материале с помощью педагога. Выполненные педагогом дидактические работы по темам года также являются большим подспорьем для учащихся.

При нынешней загруженности детей в школе, огромном информационном потоке, обрушивающемся на ребенка, заинтересовать и научить рукоделию (труду) довольно сложно. Как правило, приходится начинать с нуля – дети толком в руках не держали иголку, мало кто умеет рисовать, а сделать изделие надо быстро (пока интерес есть) и высокопрофессионально. Поэтому упор и делается первоначально на использование простых техник, дающих ребёнку ощутимый результат. Помощь педагога оказывается необходима при последующем переходе к более сложным изделиям.

Для успешной реализации программы необходимы такие условия:

Ø соответствующее помещение, доска, освещение лампами дневного света;

Ø коллекция разнообразной литературы по истории бисерного рукоделия, литературы по различным техникам работы с бисером и пряжей;

Ø  коллекция альбомов, открыток, орнаментов для бисерных и вязанных работ, ксерокопий, фотографий;

Ø методический материал по предлагаемым темам работы;

Ø бисер разных оттенков, стеклярус, бусы, замочки, пряжа;

Ø линейка;

Ø  нитки (капроновые, тонкие крепкие х\б), леска, иголки для бисера тонкие, иголки для шитья, спицы и крючки для пряжи;

Ø ножницы;

Ø нитковдеватель;

Ø клеи «Момент», ПВА;

Ø  проволока тонкая, пряжа;

Ø предметы для отделки: деревянные коробочки, стаканчики, яйца, шары и др.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     В.А. Селивахина «Образовательные программы дополнительного образования детей. Выпуск 2. МГДД(Ю)Т, 2006 г.

2. Е.Виноградова «Бисер для детей»: Игрушки и украшения. – М.: «Эксмо»; СПб.: Валери СПД, 2004.

3. Ю.В.Гадаева «Бисероплетение». Флора и фауна: Практическое пособие. –СПб.: «КОРОНА принт», 1999.

4. Ю.Лындина «Фигурки из бисера». – М.: «Культура и традиции» 2001.

5.  Лона Де Анджелие Дик «Цветы из бисера в вашем доме»/Пер. с англ.- М.: «Мартин», 2008.

6. Н. И. Кудряшова О цвете в одежде // Школа и производство. – 2002.

7.Е.Н. Петрова Уроки по курсу “Технология”: 5-9 класс (девочки). – М.: 5 за знания, 2007.

8. Рукоделие / Сост. И.А. Сокол. – Харьков: Фолио, 1998.

9.Технология: поурочные планы по разделу “Вязание”. 5-9 классы / авт.-сост. Е.А. Гурбина. - Волгоград: Учитель, 2006.

10.   Технология. 7 класс (девочки): поурочные планы по учебнику под. ред. В.Д. Симоненко / авт. – сост. О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2006.

11.    Интернет-ресурсы

http://www.liveinternet.ru/users/4696724/post242272040

http://www.liveinternet.ru/users/3235394/post170644207/

http://www.paper-art.ru/pages/kvilling/texnika.php

http://www.znaikak.ru/kaknaychitsyatehnikebymagokrycheniyakvilling.html

http://moikompas.ru/compas/quilling

http://www.kvilling.ru/index.php/kvilling/osnovy-tekhniki

http://ejka.ru/blog/kvilling/638.html

http://mastera-rukodeliya.ru/kvilling/1135-osnovy-kvillinga.html

http://stranamasterov.ru


Скачано с www.znanio.ru

Самарской области основная общеобразовательная школа с

Самарской области основная общеобразовательная школа с

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Приобщение школьников к ручному труду, в частности к низанию и вязанию , способствует воспитанию усидчивости, трудолюбия, аккуратности, хорошего вкуса, развитию пальцев рук, благотворно…

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Приобщение школьников к ручному труду, в частности к низанию и вязанию , способствует воспитанию усидчивости, трудолюбия, аккуратности, хорошего вкуса, развитию пальцев рук, благотворно…

Особенность данной программы – подбор методики обучения с учётом возраста ребенка

Особенность данной программы – подбор методики обучения с учётом возраста ребенка

Они также будут уметь : Ø гармонично сочетать цвета при выполнении изделий; Ø правильно пользоваться ножницами иглами и булавками; Ø четко выполнять основные приёмы бисероплетения…

Они также будут уметь : Ø гармонично сочетать цвета при выполнении изделий; Ø правильно пользоваться ножницами иглами и булавками; Ø четко выполнять основные приёмы бисероплетения…

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ рукоделие 5 класс № п/п

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ рукоделие 5 класс № п/п

Тема Общее кол-во часов часы теория практика 1

Тема Общее кол-во часов часы теория практика 1

Разновидность вязальных спиц и материалов для вязания

Разновидность вязальных спиц и материалов для вязания

Технология выполнения различных видов плетения, схемы узоров

Технология выполнения различных видов плетения, схемы узоров

К наглядным методам обучения относится демонстрация на занятиях различных фотографий, картинок, схем и образцов изделий из бисера и пряжи

К наглядным методам обучения относится демонстрация на занятиях различных фотографий, картинок, схем и образцов изделий из бисера и пряжи

При нынешней загруженности детей в школе, огромном информационном потоке, обрушивающемся на ребенка, заинтересовать и научить рукоделию (труду) довольно сложно

При нынешней загруженности детей в школе, огромном информационном потоке, обрушивающемся на ребенка, заинтересовать и научить рукоделию (труду) довольно сложно

Ю.В.Гадаева «Бисероплетение». Флора и фауна:

Ю.В.Гадаева «Бисероплетение». Флора и фауна:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2017