Рабочая программа по внеурочной деятельности Для учащихся 1-5 классов «Дон Православный»
Оценка 4.9

Рабочая программа по внеурочной деятельности Для учащихся 1-5 классов «Дон Православный»

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
религиоведение
1 кл—5 кл
13.03.2017
Рабочая программа по внеурочной деятельности Для учащихся 1-5 классов «Дон Православный»
Согласно ФГОС второго поколения, одной из главных задач, которые ставит перед собой школа, является развитие духовно – нравственной личности. В младшем школьном возрасте происходит формирование личности ребенка, начинается длительный процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства. История казачества является неотъемлемой частью истории нашего Отечества. Актуальность темы в наше время обусловлена живым научным и общественным интересом к возрождению и становлению казачества как своеобразному феномену многовековой истории Российского государства. Оно издавна привлекало внимание большого числа исследователей различных отраслей знания: историков, социологов, этнографов, военных, экономистов, политиков, юристов, литераторов и общественности в нашей стране и за рубежом. В богатейшей истории нашей Родины история казачества, пожалуй, один из самых интересных и менее изученных сюже¬тов. Само слово «казак» овеяно многими историческими леген¬дами. О казаках написано не¬мало. Казачью тему разрабатывали корифеи отечественной ис¬тории Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О.Ключевский. Она вдохновляла писателей и поэтов от А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого до М.А. Шолохова. Оценку роли казачества в истории России подчеркивает фраза Л.Н.Толстого: «Граница родила казачество, а казачество создало Россию». А между тем, как недостаточно, в сущности, мы знаем об истории казачества! Особенно актуальной становится проблема формирования любви к Отечеству, к своей «Малой родине». Данная программа по казачеству расширяет кругозор ребят, знакомит их с хозяйственной жизнью России, казачьего Края, родного города, воспитывает любовь к малой родине, истории возникновения казачества, гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего, воспитываются патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости. Представленная программа рассчитана на учащихся 1-5классов. На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год. Занятия проводятся, в основном, в игровой форме: викторины, конкурсы, интеллектуальные игры.
вд доноведенье.docx
Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное учреждение Крыловская основная общеобразовательная школа          Согласовано с педсоветом      Протокол №1 от 30.08.2016г.                                                                                                                   «Утверждаю»                  Приказ № 105    от  30.08.16г. Директор школы:       / Волчанская И.В./ 2016 -2017 учебный год Рабочая программа по внеурочной деятельности Для учащихся 1­5 классов «Дон Православный»                                                                                          Программу составила: Еремина И.А. Актуальность Пояснительная записка Согласно ФГОС второго поколения, одной из главных  задач, которые ставит  перед собой  школа, является развитие духовно – нравственной личности. В младшем  школьном возрасте происходит формирование личности ребенка, начинается  длительный процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе  любви к Родине. Мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся  искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость  изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья,  силы и богатства. История казачества является неотъемлемой частью истории нашего Отечества.  Актуальность темы в наше время обусловлена живым научным и общественным интересом   к   возрождению   и   становлению   казачества   как   своеобразному   феномену многовековой   истории   Российского   государства.   Оно   издавна   привлекало   внимание большого  числа  исследователей  различных  отраслей  знания:  историков, социологов, этнографов,   литераторов   и общественности в нашей стране и за рубежом.    экономистов,   военных,   политиков,   юристов, В богатейшей истории нашей Родины история казачества, пожалуй, один из самых интересных   и   менее   изученных   сюжетов.   Само   слово   «казак»   овеяно   многими историческими легендами. О казаках написано немало. Казачью тему разрабатывали корифеи отечественной истории Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О.Ключевский. Она вдохновляла писателей и поэтов от А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого до М.А. Шолохова. Оценку роли казачества в истории России подчеркивает фраза Л.Н.Толстого: «Граница родила казачество, а казачество создало Россию». А между тем, как недостаточно, в сущности, мы знаем об истории казачества! Особенно актуальной становится проблема формирования любви к Отечеству, к своей  «Малой родине». Данная программа по казачеству расширяет кругозор ребят, знакомит их с  хозяйственной жизнью России, казачьего Края, родного города, воспитывает любовь к  малой родине, истории возникновения казачества, гордость за свой народ, настоящих  людей прошлого и настоящего, воспитываются патриотизм, идеалы гуманизма и  справедливости. Представленная программа рассчитана на учащихся 3­4 классов. На реализацию  программы отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год. Занятия проводятся, в основном, в игровой форме: викторины, конкурсы,  интеллектуальные игры.   Большую роль играет изучение материала непосредственно на месте событий. В  этих целях предусмотрены экскурсии и походы, работа в музее и архивах. В процессе  обучения вначале преобладают игровые формы, затем требования усложняются, ребята приобщаются к исследовательской деятельности, выполнению более сложных заданий. В программе второго года обучения ребята получают наиболее полное  представление об истории казачества, его городах и посёлках. Раскрытие тем проходит в трёх временных периодах: прошлом, настоящем и будущем. Учащиеся приобретают более глубокие знания об основных исторических событиях,  экономическом, географическом положении, климате, природных богатствах, флоре и  фауне области. Важное место на втором году обучения занимает изучение истории  родного города, беседы с интересными людьми, встречи. Основной целью программы является формирование у школьников начального представления   о   казачестве,   пробуждение   у   них   чувств   патриотизма   и   гордости, ответственности за судьбы Отечества.  Образовательные задачи: знакомство с историей, флорой и фауной, культурными памятниками и  традициями родного края;   ознакомление с историей  малой родины, сбор материала о ратных и трудовых  подвигах  земляков; овладение начальными навыками исследовательской работы;  ­углубление знаний учащихся об историческом пути казачества с момента становления до   нашего   времени,   его   социальном,   духовном   и   нравственном   опыте   на   основе ознакомления с трудами историков, с историческими документами, истоками духовной культуры;  Воспитательные задачи:  развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему  краю; воспитание  учащихся  на примере  жизни  и  деятельности   казаков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;   ­формирование   ценностных   ориентаций   и   убеждений   учащихся   на   основе личностного осмысления опыта истории, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека   и   демократических   ценностей,   патриотизма   через   ознакомление   роли казачества на службе Отечеству;  Развивающие задачи:  развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих  способностей;  стимулирование стремления знать как можно больше о казачестве, привитие  интереса  учащихся к казачеству. ­развитие интереса и уважения к истории казачества, стремление сохранять и приумножать культурное наследие своего края.  В результате освоения предметного содержания курса у учащихся предполагается  формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных,  регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных,  метапредметных и личностных результатов». Личностные УУД У ученика будут сформированы:    1. Внутренняя позиция на уровне положительного отношения к истории Родины.    2. Устойчивый учебно­познавательный интерес  к новым общим способам решения  задач; 3. Адекватного понимания причин успешности/неуспешности деятельности Регулятивные УУД:    1. Определять цель деятельности  с помощью учителя и самостоятельно.    2. Планировать свои действия .    3. Обнаруживать и формулировать нравственную проблему.    4. Высказывать свою версию разрешения проблемы.   5. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и  других людей. Познавательные УУД:    1. Осуществлять поиск необходимой информации.    2. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные   выводы.    3. Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью  инструментов ИКТ.    4. Строить логическое рассуждение.  Коммуникативные УУД:    1.  Оформлять свою мысль в устной и письменной речи ( в форме монолога или  диалога).    2. Слушать и понимать речь других людей.     3. Формулировать собственное мнение и позицию.    4. Договариваться и приходить к общему мнению.  Ценностные ориентиры содержания курса:       –      патриотизм – любовь к своей малой Родине , своему народу, к России. –      гражданственность – закон и порядок. –      семья – любовь и верность, здоровье,  уважение к родителям, забота о старших и  младших. –      труд и творчество – уважение к труду. Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять  урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей. Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы. Принципы построения программы:  Принцип возрастания сложности (от простого к сложному). Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного  эмоционального фона, формирование положительных эмоций. Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому  объёму материала на основе сформированности какого либо умения, разнообразия и  увеличения материала поэтапно). Принцип интеграции и дифференциации обучения. Принцип взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип). Основные методы обучения:  Практические Рассказ педагога и рассказы детей Беседы Дискуссии          Раздел программы Тема       Встречи с интересными людьми Мини сочинения Походы, экскурсии Конкурсы, викторины Составление презентаций Power Point Кто такие казаки? Календарно – тематическое планирование  №  п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Вводное занятие. Инструктаж.Кто такие казаки? Зарождение и становление казачества. История заселения Нижнего Поволжья казаками. Наказы казачества. Составление своего наказа. Истоки казачьего духа. Экскурсия в музей казачества. Конь – верный друг казака. Практикум. Изготовление, рисование казака и  его боевого коня. Главные казачьи символы и знаки: знамя, гимн,  нагайка, шашка. История появления казачьих символов и знаков. Рисование казачьих символов и знаков. Изготовление игрушечных символов. Оформление выставки макетов и рисунков  «Казачьи символы». Казачья хата. Рисунки, макеты казачьего куреня. 10 Казачьи символы 11 12 13 14 15 Традиции и обычаи казаков. 16 17 18 19 20 Православные  праздники 21 22 23 24 25 26 27 Казачий фольклор Подворье. Изготовление игрушечного подворья казаков. Казачья кухня. Рецепты старинной казачьей кухни. Духовная жизнь казака. Праздник Рождества Христова. Посещение Усть – Медведицкого Спасо –  Преображенского монастыря. Масленица Пасха Экскурсия в Воскресенскую церковь Троица Загадки, пословицы и поговорки казаков.  Сочинение своих пословиц и поговорок.  Кол­во  часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 28 29 30 31 32 33 34 Сказки. Мы сочиняем казачью сказку. Народные казачьи песни. Разучиваем песни казаков. Встреча с ансамблем «Донцы»  Встреча с ансамблем песни и пляски  «Беседушка» Посещение музея казачества. 1 1 1 1 1 1 1 № раздела Наименование раздела 1 2 3 4    «Как у нас на Дону» (история) Казачье житьё бытьё (казачий фольклор) Бабушкин сундучок (Быт) В старину едали деды Количество часов Теория  Практик а  2 2 3 2 3 2 1 2 1. «Как у нас Дону»    По следам древних поселений на Дону: Северский Донец, Нижний Дон, Матвеев  Курган (V­VI тысячелетие до н.э.), Ливенцовское и Константиновское поселение (III –  II тысячелетие до н.э.), Кобяково и Гниловское городище (I тысячелетие до н.э.).     Появление и распространение скифских племен на Дону. Сокровища скифских  курганов: Чартомлык, Солоха, Пять братьев. Сарматская культура на Дону. Курган  Хохлач. Появление греков на берегах Меотиды. Елизаветинское поселение (V в до  н.э.), Танаис (III до н.э. ­ IV в. н.э.). Хазарское царство (VII в. н.э.). Крепость Саркел.  Дон в произведениях античных авторов. Славянские поселения на Дону.     Возникновение казачества. Гипотезы происхождения «Белый гусь» или вольный воин? Трактовка термина «казак». Появление первых казачьих станов и городков на Дону:  Махин, Мигулин, Карчала, Вешки, Раздоры, Черкасск. Трактовка названий казачьих  городков. Топонимика.  Практические занятия:     Воссоздание картины древнего казачьего городка (рисунок, лепка, макет, сочинение).  Викторина по топонимическим понятиям: названия станиц, рек, поселений.  Творческое задание:     Подобрать иллюстрации с изображением старинных казачьих городков, отдельных  домов­куреней. Найти в литературных произведениях описания казачьей жизни.  2. Казачье житьё бытьё    Знакомить с духовно­нравственными традициями и укладом жизни в православной  семье, осмысленным и целесообразным устройство дома, особенностями мужских и  женских домашних трудов. Основные задачи цикла: воспитание любви, уважения и милосердного отношения к  ближним, формирование умения понимать свое место в семье, деятельно участвовать в  домашних делах; ориентировать детей на мужественный и женственный образцы  поведения.     Тематика занятий: Казачья станица, хутор. Быт казаков на Дону. Казачья утварь.  Традиции казаков. Воспитание девочки – казачки. Воспитание мальчика – казака.  Особенности казачьего костюма. Казачьи забавы.     Казачья свадьба. Свадьба как игра и как ритуал. Этапы и особенности свадебного  ритуала. Хороводы «Улица», игра «А мы пашню пахали». Новый год на Дону. Колядки, щедрование, гадания, приметы. Проводы зимы, масленица. Игра «Казачья вольница».  Праздники Ионна Предтечи (Ивана Купала). Поверье о цветущем папоротнике. Обычай новоселья. Рождение детей.  Практические занятия:     Игры: «Ярмарка», «Свадьба», «Праздник Ивана Купалы», «Святки», «Масленица»,  «Новоселье».  Творческое задание:     Подготовить материал для практического занятия. Вспомнить приметы, игры,  связанные с обычаями и праздниками казаков. Найти в литературных произведениях  описания подобных праздников и обрядов.  3. Бабушкин сундук    Покрой и художественные черты одежды в первоначальный период истории  казачества. Ее самобытность. Изменение казачьей одежды в последней трети XVIII  столетия. Появление форменной одежды. Военная одежда донских казаков с начала  XIX по 1917 год. Основные элементы форменной одежды донских казаков.     Женский народный костюм. Характер и особенности женской одежды на Дону.  Элементы восточного стиля второй половины XVII – первой половины XVIII в.  Сочетание русских и восточных черт в одежде.     Украшения донских казачек в XIX веке. Влияние Европейской моды в начале XX  века. Отличительные черты праздничной и будничной одежды, элементы женского и  девичьего наряда.  Практические занятия:     Зарисовка мужского и женского костюма. Пошив казачьей одежды на кукол.  Творческое задание:     Подобрать необходимый материал для практического занятия. Изучить бабушкины  секреты мастерства.  4. В старину едали деды    Внутренне убранство кухни. Предметы кухонной утвари. Особенности названия и  применения утвари. Разнообразие яств. Праздничный стол донских казаков. Бабушкины секреты: рецепты приготовления праздничных блюд, консервирования и засолки.  Рецепты сладкоежки.  Практические занятия: Воссоздание кухонной утвари в уменьшенном масштабе: лепка, рисунок.  Приготовление некоторых излюбленных блюд донских казаков. Конкурс поваров.  Викторина «Что это такое?» Конкурс «Кто больше?» ­ определение значения слов в  современном русском языке и казачьем диалекте. Например, казан (медное ведро),  «взвар» (компот из сухофруктов), «поря» (хлеб, размоченный в соленой воде),  «сюзьма» (творог из кислого молока)  Творческое задание:     Найти предметы старинной кухонной утвари. Узнать бабушкины секреты. Подобрать  рецепт блюда на конкурс «Веселый чугунок». Отыскать литературные произведения с  описанием казачьей кухни, утвари, рецептов, блюд.

Рабочая программа по внеурочной деятельности Для учащихся 1-5 классов «Дон Православный»

Рабочая программа по внеурочной деятельности Для учащихся 1-5 классов «Дон Православный»

Рабочая программа по внеурочной деятельности Для учащихся 1-5 классов «Дон Православный»

Рабочая программа по внеурочной деятельности Для учащихся 1-5 классов «Дон Православный»

Рабочая программа по внеурочной деятельности Для учащихся 1-5 классов «Дон Православный»

Рабочая программа по внеурочной деятельности Для учащихся 1-5 классов «Дон Православный»

Рабочая программа по внеурочной деятельности Для учащихся 1-5 классов «Дон Православный»

Рабочая программа по внеурочной деятельности Для учащихся 1-5 классов «Дон Православный»

Рабочая программа по внеурочной деятельности Для учащихся 1-5 классов «Дон Православный»

Рабочая программа по внеурочной деятельности Для учащихся 1-5 классов «Дон Православный»

Рабочая программа по внеурочной деятельности Для учащихся 1-5 классов «Дон Православный»

Рабочая программа по внеурочной деятельности Для учащихся 1-5 классов «Дон Православный»

Рабочая программа по внеурочной деятельности Для учащихся 1-5 классов «Дон Православный»

Рабочая программа по внеурочной деятельности Для учащихся 1-5 классов «Дон Православный»

Рабочая программа по внеурочной деятельности Для учащихся 1-5 классов «Дон Православный»

Рабочая программа по внеурочной деятельности Для учащихся 1-5 классов «Дон Православный»

Рабочая программа по внеурочной деятельности Для учащихся 1-5 классов «Дон Православный»

Рабочая программа по внеурочной деятельности Для учащихся 1-5 классов «Дон Православный»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2017