Рабочая программа по внеурочной деятельности «Информатика в играх и задачах» для 4 класса МБОУ СОШ № составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (приказ Министерства образования РФ от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы «Информатика в играх и задачах» (авт. А.В. Горячев) в рамках образовательной системы «Школа 2100» и учебного плана МБОУ СОШ №
I. Пояснительная записка
Современное состояние курса информатики в школе характеризуется устойчивым ростом социального заказа на обучение информатике, обусловленным насущной потребностью овладения современными информационными технологиями, и изменением содержания курса, обусловленным очередной сменой парадигм. В проекте концепции содержания образовательной области «Информатика» в двенадцатилетней школе информатику предлагается рассматривать как «одну из фундаментальных отраслей научного знания, формирующую системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающую информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации; стремительно развивающуюся и постоянно расширяющуюся область практической деятельности человека, связанную с использованием информационных технологий».
Цели и задачи курса
В проекте концепции содержания образовательной области «Информатика» в школе определены цели, стоящие перед информатикой:
1. Формирование основ научного мировоззрения – формирование представлений об информации как одном из трех основополагающих понятий науки – вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира.
2. Формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией – развитие у школьников теоретического, творческого мышления, формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений, а также умение грамотно пользоваться источниками информации, умение правильно организовать информационный процесс, оценить информационную безопасность и т.д.
3. Подготовка школьников к последующей профессиональной деятельности с учетом переноса центра тяжести в общественном разделении труда из сферы материального производства в область информационных процессов и технологий, т.е. с учетом смены доминирующего вида деятельности человека, обусловленного переходом от индустриального к информационному этапу развития общественного производства.
4. Овладение информационными и телекоммуникационными технологиями как необходимое условие перехода к системе непрерывного образования, немыслимого без усиления роли принципа индивидуализации обучения, реализации индивидуальных «образовательных траекторий» для обучаемых, которые могут быть осуществлены в практике обучения только на основе средств информационных технологий.
Цели пропедевтического курса информатики (с точки зрения непрерывного изучения курса) должны быть направлены на создание максимально благоприятных условий к началу базового курса для обеспечения возможности достижения целей. В первую очередь, с точки зрения авторов программы, к таким условиям относится развитие
мышления учеников. Поэтому в Образовательной системе «Школа 2100» принят следующий набор целей обучения пропедевтическому курсу информатики:
1. Формирование навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в информатике:
• применение формальной логики при решении задач: построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций («если – то», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то...»);
• алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
• системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
• объектно-ориентированный подход: самое важное – объекты, а не действия, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)».
2. Создание кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими.
3. Формирование навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.)
II. Общая характеристика учебного предмета
Формирование информационной стороны целостной картины мира, включающей представление об информации и информационных процессах, способах представления и особенностях восприятия информации, современном развитии новых информационных технологий и социальных аспектах этого развития.
Освоение
терминологии и основных понятий информатики и информационных технологий.
Формирование умений проектирования объектов и процессов, включающего как стадию
анализа, приводящую к созданию различных схем, описывающих реальные и
конструируемые объекты и процессы, так и стадию проектирования, предполагающую
ту или иную реализацию созданных на предыдущем этапе схем доступными инструментальными
средствами.
Овладение информационной грамотностью, предполагающей умение распознавать потребность в дополнительной информации, определять возможные источники информации и стратегию ее поиска, получать, оценивать и использовать недостающую информацию.
Формирование представлений о потенциальных возможностях и принципиальных ограничениях компьютерных технологий.
Овладение умениями адекватного применения новых информационных технологий для целей коммуникации, проектирования объектов и процессов, а также в процессе овладения информационной грамотностью.
Все разделы минимума содержания информатики реализуются в рамках перечисленных направлений развития учащихся. Например, в ходе формирования умений
проектирования объектов и процессов будут раскрыты такие разделы минимума, как «Формализация и моделирование» и «Алгоритмы и исполнители».
Известной проблемой информатики является необходимость изучения большого объема материала, в том числе логически сложного, в традиционно малое число занятий, отводимых на информатику. В данной программе предлагается частичное снятие этой напряженности следующими способами.
Освоение некоторых линий информатики не в виде содержания или не только в виде содержания, а в виде методики обучения. Например, умение распознавания недостающей информации, определение стратегии ее поиска, получение, оценивание и использование недостающей информации могут осваиваться в процессе обучения другим разделам информатики за счет специальным образом составленных заданий.
Использование
всего потенциала Образовательной системы «Школа 2100» в процессе обучения
информатике. Например, многие элементы направления «Информационная грамотность»
могут быть освоены при обучении другим предметам Образовательной системы – в
первую очередь при обучении курса «Чтение – литература».
При раннем изучении этих тем в занимательной форме освоение их в
основном курсе проходит намного проще и быстрее.
Особо следует подчеркнуть актуальность своевременного изучения логически сложных тем на доступном уровне в пропедевтическом курсе информатики. Психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5–11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы. В материале пропедевтического курса выделяются следующие элементы: статическая схема объекта – наборы признаков и их значения, состав объектов, классы объектов; динамическая схема объекта – описание поведения объекта, алгоритмы, состояния; причинно-следственная логика объекта – логика высказываний, схемы логического вывода. Изучение информатики в начальной школе предполагается в основном без использования компьютеров. На этом этапе обучения знание возрастной специфики и особенностей развития каждого ребенка более важно, чем тонкости науки информатики. Такой подход оправдывает себя на практике обучения информатике в начальной школе. Сам факт преподавания информатики можно рассматривать в качестве механизма переноса навыков анализа и создания схем из информатики на другие предметы. В результате изучение информатики в начальной школе оказывает заметное положительное влияние на обучение учеников базовым учебным предметам.
III.Описание местаучебногопредмета вучебномплане
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № на внеурочную деятельность «Информатика в играх и задачах» в 4 классе отводится 1 час в неделю.Общий объёмвнеурочной деятельностисоставляет33часа в год.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
V. Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
- критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
- уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
- начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
- формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;
- оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Познавательные универсальные учебные действия:
- поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
- использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- создание гипермедиасообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения;
- подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
- поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные универсальные учебные действия:
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
- выслушивание собеседника и ведение диалога;
- признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Принципы, лежащие в основе построения программы:
Личностно-ориентированные принципы (принцип развития, принцип творчества,принцип психологической комфортности);
Культурно-ориентированные принципы (принцип целостного представления о мире,принцип вариативности принцип систематичности, принцип непрерывности, принцип ориентированной функции знаний);
Деятельностно-ориентированные принципы (принцип деятельности, принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип минимакса).
Модуль «Знакомство с компьютером». Компьютеры вокруг нас. Новые профессии. Компьютеры в школе. Правила поведения в компьютерном классе. Основные устройства компьютера. Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы.
Алгоритмы. Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение указанное число раз; до выполнения заданного условия; для перечисленных параметров.
Объекты. Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема (дерево) состава. Адреса объектов. Адреса компонентов составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонентов. Относительные адреса в составных объектах.
Логические рассуждения. Связь операций над множествами и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода «если …, то …». Цепочки правил вывода. Простейшие графы «и – или».
Применение моделей (схем) для решения задач. Приёмы фантазирования (приём «наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приёмов фантазирования к материалам разделов 1–3 (к алгоритмам, объектам и др.).
VII. Тематическое планирование.
№ |
Дата по плану |
Дата факт. |
Тема урока |
Кол-во часов |
|
1 |
05.09 |
|
Ветвление в построчной записи алгоритма. |
1 |
|
2 |
12.09 |
|
Цикл в построчной записи алгоритма. |
1 |
|
3 |
19.09 |
|
Алгоритм с параметрами. |
1 |
|
4 |
26.09 |
|
Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма. |
1 |
|
5 |
03.10 |
|
Контрольная работа № 1 по теме «Алгоритм». |
1 |
|
6 |
10.10 |
|
Повторение по теме «Алгоритм». |
1 |
|
7 |
17.10 |
|
Общие свойства и отличительные признаки группы объектов. |
1 |
|
8 |
24.10 |
|
Схема состава объекта. |
1 |
|
9 |
07.11 |
|
Адрес составной части |
1 |
|
10 |
14.11 |
|
Массив объектов на схеме состава. |
1 |
|
11 |
21.11 |
|
Признаки и действия объекта и его составных частей. |
1 |
|
12 |
28.11 |
|
Контрольная работа № 2 по теме «Объекты». |
1 |
|
13 |
05.12 |
|
Повторение по теме «Объекты». Множество. |
1 |
|
14 |
12.12 |
|
Подмножество. |
1 |
|
15 |
19.12 |
|
Пересечение множеств. |
1 |
|
16 |
26.12 |
|
Истинность высказываний со словами «НЕ», «И», «ИЛИ». |
1 |
|
17 |
16.01 |
|
Описание отношений между объектами с помощью графов. |
1 |
|
18 |
23.01 |
|
Пути в графах. |
1 |
|
19 |
30.01 |
|
Высказывания со словами «НЕ»,«И», «ИЛИ». |
1 |
|
20 |
06.02 |
|
Выделение подграфов. |
1 |
|
21 |
13.02 |
|
Правило «если-то». |
1 |
|
22 |
20.02 |
|
Схема рассуждений. |
1 |
|
23 |
27.02 |
|
Контрольная работа № 3 по теме «Множество». |
1 |
|
24 |
06.03 |
|
Повторение по теме «Множество». Составные части объектов. |
1 |
|
25 |
13.03 |
|
Объекты с необычным составом. |
1 |
|
26 |
20.03 |
|
Действия объектов. |
1 |
|
27 |
03.04 |
|
Объекты с необычным составом и действиями. |
1 |
|
28 |
10.04 |
|
Признаки объектов. |
1 |
|
29 |
17.04 |
|
Объекты с необычными признаками и действиями. |
1 |
|
30 |
24.04 |
|
Объекты, выполняющие обратные действия. |
1 |
|
31 |
08.05 |
|
Алгоритм обратного действия. |
1 |
|
32 |
15.05 |
|
Контрольная работа № 4 по теме «Действия объектов». |
1 |
|
33 |
22.05 |
|
Повторение по теме «Действия объектов». |
1 |
|
VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Учебник для обучающихся:
А.В. Горячев. «Информатика в играх и задачах», учебник-тетрадь для 4 класса: в 2 ч.- М.: «Баласс», 2013 г.
Методические пособия для учителя:
А.В. Горячев. «Информатика в играх и задачах». 4-й класс. Методические рекомендации для учителя. Москва «Баласс», 2013 г.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.