Рабочая программа по внеурочной деятельности «Звёздный час»
Оценка 4.6

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Звёздный час»

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
астрономия
1 кл—3 кл
10.04.2017
Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Звёздный час»
Научная новизна и актуальность курса состоит в том, что в последнее время в астрономии было сделано множество важных открытий, существенно расширивших наши представления о Вселенной, программа курса предусматривает использование на занятиях современных сведений по астрономии. Данная программа рассчитана на детей младшего школьного возраста, ее актуальность основывается и на интересе, потребностях учащихся.документ
внеурочка Звёздный час.docx
Пояснительная записка. Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Звёздный час» составлена на основании следующих нормативно­правовых документов: 1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г № 273­ФЗ; 2. Федерального  государственного  образовательного  стандарта  основного  общего образования (ФГОС  ООО), утверждённого приказом Министерства образования науки РФ от 17.12.2010 г №1897; 3. Учебного плана МБОУ Семлевской СОШ № 1 на 2016/2017 учебный год  4. Календарного учебного графика на текущий учебный год; 5. Основной образовательной программы ООО школы на 2016/2017 учебный год Сегодня в школе астрономия как отдельный предмет исключена из базисного учебного плана,  однако,  уже   младшие   школьники   проявляют   к   ней   интерес.  Первоначальные астрономические   знания   дети   получают   на   уроках   окружающего   мира,   из научно­ популярной   литературы,   но   этого   недостаточно.   Обучение   основам   астрономии учащихся   младшего возраста   в   методической   литературе   представлено   на   уровне методических разработок отдельных уроков или внеклассных занятий.  К сожалению, сегодня нет единой, рассчитанной на весь период обучения в начальной школе, программы дополнительного образования по данному направлению. А вместе с тем,   астрономия   является   очень   важной,   неотъемлемой   частью   формирования мировоззрения школьников, она позволяет дать целостное представление о Вселенной, сформировать знания о наблюдаемых небесных явлениях, привлечь внимание к красоте мироздания.   Это   одна   из   самых   увлекательных   и   прекрасных   наук   о   природе,   она исследует не только настоящее, но и далекое прошлое окружающего нас мира, а также позволяет нарисовать научную картину будущего Вселенной. Научная новизна   и   актуальность   курса состоит   в   том,   что   в   последнее   время   в астрономии   было   сделано   множество   важных   открытий,   существенно   расширивших наши представления о Вселенной, программа курса предусматривает использование на занятиях современных сведений по астрономии. Данная программа рассчитана на детей младшего школьного возраста, ее актуальность основывается и на интересе, потребностях учащихся. Цели и задачи программы Цель   программы:  Формировать   у   учащихся   условия   для   устойчивого   интереса   к астрономии,   «вооружить»   детей   знаниями   о   строении   окружающего   мира,   всей Вселенной для объяснения явлений окружающего мира Задачи программы:  изучить строение, расположение, движение объектов на звездном небе;  изучить влияние небесных объектов на Землю;  повысить эрудицию и расширить кругозор учащихся;  развивать стремление к исследовательской деятельности;  развивать навыки самостоятельности;  развивать   умение   работать   в   коллективе,   включаться   в   активную   беседу   по обсуждению увиденного, прослушанного, прочитанного; Особенности программы Особенностью данной   программы   является   реализация   педагогической   идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:  непрерывность   дополнительного   образования   как   механизма   полноты   и целостности образования в целом;  развития   индивидуальности   каждого   ребенка   в   процессе   социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;  системность организации учебно­воспитательного процесса;  раскрытие способностей и поддержка одаренности детей. Формы организации учебного процесса Основными видами деятельности при изучении данного курса являются: теоретические занятия, практические работы, наблюдения в природе. Теоретические занятия обеспечивают должный уровень эрудированности школьников, формирование   мировоззрения,   являющейся   предпосылкой   интеллектуальной творческой деятельности, позволяют приобрести полезные навыки работы с научно­ популярной литературой по астрономии. Практические   работы  ­   это   изготовление   простейших   приспособлений,   макетов   и приборов для наблюдений, а также изготовление наглядных пособий. Без наблюдения за небесными телами нельзя успешно овладеть основами астрономии. В школе   мы   имеем   возможность   проводить   только   простейшие   наблюдения,   но   они необходимы, и им уделяется большое внимание на занятиях. В   программу   включена проектная   деятельность,   так   как   ФГОС   второго   поколения требует использование в образовательном процессе технологий деятельностного типа. На   занятиях   предполагается   использовать   различные   формы   работы   с   учащимися: индивидуальную, фронтальную, парную, групповую. Необходимые условия для реализации программы Теоретическая   часть   программы   реализуется   на   занятиях   в   кабинете,   при использовании   литературы,   фотографий   и   иллюстраций,   карты   звездного   неба, школьного астрономического календаря, телескопа (для изучения), модели Солнечной системы, компьютера, компьютерных программ, видеоаппаратуры и видеозаписей. Практическая   часть   программы   реализуется   при   дневных   и   ночных   наблюдениях Солнца,   Луны,   планет,   звезд,   использовании   телескопа,   изготовлении   простейших астрономических приборов, записей наблюдений и вычислении необходимых данных. Межпредметные связи на занятиях с уроками окружающего мира;  с уроками информатики: использование компьютера, компьютерных программ, детским астрономических сайтов в Интернете на занятиях;  с уроками технологии: проектирование и изготовление макетов космических кораблей, наглядных пособий и приборов для наблюдений; с  уроками   изобразительного   искусства:   участие   в  выставках   рисунков,  оформление проектных работ. Место данного курса в учебном плане Программа внеурочной деятельности рассчитана на 3 года, 101 час. В 1 классе – 33 часа, 2 и 3 классах по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут в 1 классе, по 45 минут в 2­3 классах. Результаты изучения курса Личностными   результатами изучения   курса   является   формирование   следующих умений: ∙  Формирование уважительного отношения к иному мнению; ∙   Принятие   и   освоение   социальной   роли   обучающегося,   развитие   мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; ∙   Развитие   самостоятельности   и   личной   ответственности   за   свои   поступки   в информационной   деятельности,   на   основе   представлений   о   нравственных   нормах, социальной справедливости и свободе; ∙  Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; Метапредметными   результатами универсальных учебных действий: Регулятивные УУД:   является   формирование   следующих Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения. Совместно   с   учителем   обнаруживать   и   формулировать   учебную   проблему. Составлять   план   решения   проблемы   (задачи)   совместно   с   учителем.   Работая   по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные УУД: Ориентироваться   в   своей   системе   знаний:   самостоятельно предполагать,   какая информация   нужна   для   решения   учебной   задачи. Отбирать необходимые   для решения   учебной   задачи   источники   информации   среди   предложенных   учителем энциклопедий,   справочников.   Добывать   новые   знания:  извлекать информацию, представленную   в   разных   формах   (текст,   таблица,   схема,   иллюстрация   и   др.). Перерабатывать   полученную   информацию: сравнивать и группировать факты   и явления;   определять   причины   явлений,   событий.   Перерабатывать   полученную информацию: делать   выводы  на   основе   обобщения   знаний.   Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно­научного текста.  Преобразовывать   информацию  из  одной   формы   в  другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. ∙   Доносить   свою   позицию   до   других:   высказывать   свою   точку   зрения   и   пытаться её обосновать, приводя аргументы. ∙  Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. ∙  Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Предметными   результатами изучения   курса   является   формирование   следующих умений: ∙  Солнце – это звезда; ∙  Строение Солнца, его размеры, температура; ∙   Строение солнечной системы, уметь называть планеты в порядке расположения от солнца, знать две группы планет, небольшую характеристику планет; ∙  Почему происходит смена дня и ночи, времён года; ∙  Что такое спутник; ∙  Луна – спутник Земли; ∙  Как возникают полярные сияния ∙  Что такое астероиды, метеориты, кометы. ∙  Что такое созвездие; ∙  Основные созвездия и их положение на небе ∙  Что такое галактика, Вселенная; ∙   Уметь показать на карте «Солнечная система»: положение Солнца, планеты и их спутники, пояс астероидов, местонахождение комет. Содержание программы первого года обучения Земная наука о небесных телах. Ознакомление с предметом астрономии, способами изучения, особенностями изучения. Знакомство со строением и принципом действия телескопа. Астрономия начинается с Земли. Ранние представления о нашей Земле. Становления мировоззрения. Способы измерить форму  и размеры Земли. Наши ближайшие соседи. Солнечная система. Планеты и их спутники. Луна. Влияние Луны на Землю. Малые тела Солнечной системы. Солнце. Что представляет собой Солнце. Откуда у него столько тепла. Звездное небо над головой. Мифы о созвездиях. Далеко ли до звезд. Звездное небо в различные времена года. Это странно слово ­ Галактика. Начальные сведения о многообразии мира Галактик. Строение Вселенной. Календарно тематическое планирование.  1 класс (33 часа, 1 час в неделю) № 1 2 Тема Что изучает астрономия? Особенности астрономических наблюдений    3 Устройство телескопа. Роль телескопа в наблюдениях. 4 5 6 Астрономические инструменты и их использование. Земля в представлении древних. Птолемей, Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.      7 Они решили измерить Землю. Где верх и низ у Земли. 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22    23    24 Звездная азбука. Наблюдение осеннего неба. Солнечная система – состав и особенности. Земля – особенная планета. Почему на Земле есть жизнь? Земля в мировом пространстве. Луна простая и загадочная. Космические гости. Метеориты, метеоры, кометы. Есть ли падающие звезды? Окольцованные планеты. Астероиды: осколки или недостроенная планета? Наблюдение зимнего неба. Солнце – звезда или божество? Что мы о нём знаем? Пусть всегда будет Солнце. Наблюдение зимнего неба. Мифы о созвездиях. Что такое на самом деле созвездие? Звездное небо в различные времена года. Почему оно меняется? Далеко ли до звезд. Часы 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 25 26 27 28 29 30 31 32 Звезды служат людям. Наблюдение зимнего неба. Жизнь иных миров. Можно ли жить на Венере и Марсе? Что такое Млечный путь? Много ли во Вселенной галактик? Наблюдение весеннего неба. Воздушные призраки. Человек выходит в космос.     33 Летние созвездия. Итоговое занятие. Задание на лето. 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час Содержание программы второго года обучения Вселенная. Звезды и созвездия. Солнечная система. Кометы . Астероиды. Метеориты. Осваивая Вселенную. Новое в исследованиях космоса(экзобиология, космохимия). Что такое уфология? НЛО. Правда и мифы о внеземных цивилизациях. Календарно­тематическое планирование 2 класс (34 часа, 1 час в неделю) № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Тема Что мы подразумеваем под Вселенной? Небо в эпоху палеолита. Какие в космосе бывают дыры? Почему светят звезды? Небесный глобус и небесная карта. Как   образовалась   солнечная   система?   Где   кончается   Солнечная система? Образования   на   солнце   (солнечный   ветер,   солнечное   затмение, пятна на Солнце и т.д.). Как астрономы изучают Солнце? Особенности и отличия планет Солнечной системы. Почему только на земле живут люди? Планета, «играющая в прятки». «Утренняя звезда». «Красный» Марс. «Зеленая» планета. «Окольцованная» планета. Часы 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Планета, открытая на кончике пера. «Мертвый» Плутон. Как Луна подтвердила, что Земля –шар? Зачем комете «хвост»? Где находится «пояс астероидов»? Что такое метеоры? Когда идет метеорный дождь? Из чего «сделаны»  метеориты? Может ли человек попасть под удар метеорита? Почему вымерли динозавры? Чем занимаются экзобиология и космохимия? Космические лучи – помощники строителям и геологам. Какие сведения успел передать на Землю первый спутник? Можно ли в космосе вырастить хлеб? Где будет находиться океанский космодром? Что такое уфология? НЛО. Правда и мифы о внеземных цивилизациях. Портрет гуманоида. 27 28 29 30 31 32 33­34 Итоговое занятие. Задание на лето. 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч Содержание программы третьего года обучения: Мифы и легенды.  От  К. Птолемея до С. Королева. ИСЗ. Люди и космос. Покорителям космоса посвящается. Самое ­ самое о космосе. Удивительное ­  невероятное. Календарно­тематическое планирование: 3 класс (34 ч; 1 ч. в неделю) 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Мифы и легенды К. Птолемей. Дж. Бруно. Г. Галилей. Н. Коперник Космические скорости. Зарождение ракетной техники в Китае. Н. И. Тихомиров И. Граве Ракета Н. И. Кибольчича "Отец русской космонавтики". Пионер ракетной техники Ф. А. Цандер. Н. Е. Жуковский 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч Американский гений. (Роберт Годдард). Споры о приоритете. Немецкий гений. (Вернер фон Браун). Советский гений. (С. П. Королев) Первые ИСЗ Биологические спутники Колыбель космонавтики. Полет Ю. А. Гагарина. Женщины в космосе. Выход в открытый космос Покорение Луны. На Марс! Покорителям космоса посвящается. Покорение космоса в филателии и музыке Первый отряд космонавтов Самое­самое о космосе. Удивительное ­ невероятное 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26­ 30. 31­ 34. 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 5 ч 4 ч Список используемой литературы: 1) Дёмина Л. «Земля в вопросах, загадках, ребусах, кроссвордах», издательство «МИРОС», 1994г. 2) Колтун М. «Мир физики», издательство «Детская литература» 1984г. 3) Левитан   Е.П.   «Малышам   о   звездах   и   планетах»,   издательство   «Педагогика», 1981г. 4) Дитрих А. «Почемучка?», издательство «Педагогика», 1987г. 5) Моше Д. «Астрономия», издательство «Просвещение», 1985г. 6) Книга с пазлами «Космос» 7) Раков А. «Мы пришли с миром» изд. «Лениздат» 1991г 8) П.П. Цыганкова «Исследовательская деятельность учащихся» СОИУУ, 2004г 9) А.А. Плешаков «Мир вокруг нас» часть 1, издательство «Просвещение», 2004г 10) 11) Газета «Сказка – раскраска»  Издательство «Арбуз» В.В. Шевченко «На зов таинственного Марса» издательство  «Детская литература», 1991г 12) 13) Книга «365 научных экспериментов» Атлас 4 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Звёздный час»

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Звёздный час»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Звёздный час»

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Звёздный час»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Звёздный час»

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Звёздный час»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Звёздный час»

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Звёздный час»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Звёздный час»

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Звёздный час»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Звёздный час»

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Звёздный час»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Звёздный час»

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Звёздный час»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Звёздный час»

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Звёздный час»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Звёздный час»

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Звёздный час»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Звёздный час»

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Звёздный час»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2017