Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса
Оценка 5

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
русский язык
2 кл
15.01.2017
Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса
Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса общеобразовательной школы разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ( утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от «6» октября 2009 года № 373), , на основе авторской программы В. Г. Горецкого, В. П. Канакиной, входящей в УМК «Школа России». (Сборник рабочих программ «Школа России», 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М: - «Просвещение», 2011 год).
рус яз.docx
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цели данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений: Рабочая   программа   предмета   «Русский   язык»   для   2   класса   общеобразовательной   школы  разработана   на   основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ( утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от «6» октября 2009 года   № 373), основной образовательной программы НОО МОБУ СОШ с.Благовар, на основе авторской   программы В. Г. Горецкого, В. П. Канакиной, входящей в УМК «Школа России».   (Сборник рабочих программ «Школа России»,   1­4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М: ­ «Просвещение», 2011 год).  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе; • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»: — формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; — развитие диалогической и монологической устной и письменной речи; — развитие коммуникативных умений; — развитие нравственных и эстетических чувств; — развитие способностей к творческой деятельности. Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета: • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты; 1 • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь. Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплексом: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011. Контрольные работы по русскому языку к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык». В 2-х частях. 2 класс О.Н.Крылова. Издательство «Экзамен» Москва, 2012. Формы организации учебного процесса:  индивидуальные;  индивидуально-групповые;  фронтальные;  работа в парах;  работа в группах. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно- нравственном развитии и воспитании младших школьников. Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. • система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис); • орфография и пунктуация; • развитие речи. Содержание предмета имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Языковой материал обеспечивает формирование у младших Предмет «Русский язык» представлен в программе следующими содержательными линиями: 2 школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Содержание предмета «Русский язык» представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической). Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности. Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся, развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы. Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки. Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения). 3 Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма. Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами. Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма. Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык, является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному пользованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры 4 человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Предмет «Русский язык» относится к образовательной области «Филология». На изучение предмета «Русский язык» во 2 классе базисным учебным планом начального общего образования выделяется ( 5 часов в неделю и 1час из вариативной части, итого 6ч в неделю) РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА Личностные результаты по предмету «Русский язык» во 2 классе: 1) формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 5 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.  Метапредметные результаты по предмету «Русский язык» во 2 классе: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; 3) использование знаково-символических средств представления информации; 4) активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач; 5) использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; 6) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 7) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 8) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 9) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 10) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества; 11) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»; 12) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 13) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык». 6 Предметные результаты по предмету «Русский язык» во 2 классе: 1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; 2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения; 3) формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; 4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета; 5) формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов; 6) осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное; 7) овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач; 8) освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; 9) формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА Содержание учебного предмета «Русский язык» во 2 классе полностью соответствует авторской программе. Название раздела Наша речь Текст Предложение Кол-во час п 8 ч 7 ч 14 ч 7 Слова, слова, слова… Звуки и буквы Правописание буквосочетаний с шипящими звуками Части речи Повторение 24 ч 38 ч 36ч 52ч 24ч Итого 203 ч Количество письменных работ: Диктанты – 15 Контрольное списывание –3 Изложения –4 Обучающие сочинения - 5 Проекты - 3 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К КОНЦУ 2 КЛАССА УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ: НАЗВАНИЯ И ПОРЯДОК БУКВ РУССКОГО АЛФАВИТА, ПРИЗНАКИ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ, УДАРНЫЕ И БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ, СОГЛАСНЫЕ ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ, ГЛУХИЕ И ЗВОНКИЕ, СПОСОБЫ ОБОЗНАЧЕНИЯ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ НА ПИСЬМЕ ГЛАСНЫМИ БУКВАМИ (И, Е, Ё, Ю, Я) И МЯГКИМ (Ь) ЗНАКОМ, ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА СЛОВ. УПРАЖНЕНИЯ ПО ЧИСТОПИСАНИЮ ПРОВОДЯТСЯ ЕЖЕДНЕВНО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ: БЕЗОШИБОЧНО И КАЛЛИГРАФИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНО ПИСАТЬ СЛОВА, ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ТЕКСТ ИЗ 35—45 СЛОВ БЕЗ ПРОПУСКОВ, ВСТАВОК, ИСКАЖЕНИЙ БУКВ; СВЕРЯТЬ НАПИСАННОЕ С ОБРАЗЦОМ; ДЕЛИТЬ СЛОВА НА СЛОГИ, ВЫДЕЛЯТЬ УДАРНЫЙ СЛОГ, ПЕРЕНОСИТЬ СЛОВА ПО СЛОГАМ, ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИТЬ МЯГКИЕ И ТВЕРДЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ В СЛОВЕ, ОБОЗНАЧАТЬ НА ПИСЬМЕ МЯГКОСТЬ СОГЛАСНОГО ЗВУКА ГЛАСНЫМИ БУКВАМИ (И, Е, Ё, Ю, Я) И МЯГКИМ (Ь) ЗНАКОМ; 8 ПИСАТЬ ЗАГЛАВНУЮ БУКВУ В ИМЕНАХ, ФАМИЛИЯХ ЛЮДЕЙ, НАЗВАНИЯХ ГОРОДОВ, ДЕРЕВЕНЬ, УЛИЦ, КЛИЧКАХ ЖИВОТНЫХ; ПИСАТЬ СЛОВА С БУКВОСОЧЕТАНИЯМИ ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН; ПРАВИЛЬНО ОБОЗНАЧАТЬ БУКВАМИ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ В СЛОВАХ И ФОРМАХ ДВУСЛОЖНЫХ СЛОВ (ВОДА — ПО ВОДЕ), ПАРНЫЕ ПО ГЛУХОСТИ-ЗВОНКОСТИ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ НА КОНЦЕ СЛОВ (ЧЕРТЁЖ, ШАЛАШ); ПИСАТЬ СЛОВА С ДВОЙНЫМИ СОГЛАСНЫМИ (РИММА, ГРУППА, СУББОТА, КЛАССНЫЙ), СЛОВА С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ МЯГКИМ (Ь) ЗНАКОМ, СЛОВА С НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ И ТРУДНОПРОВЕРЯЕМЫМИ НАПИСАНИЯМИ, ДАННЫЕ В ПРОГРАММЕ 1 И 2 КЛАССОВ; ПИСАТЬ РАЗДЕЛЬНО ПРЕДЛОГИ СО СЛОВАМИ; ПРОИЗВОДИТЬ ЗВУКОВОЙ И ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ РАЗБОР: УМЕТЬ ДЕЛИТЬ СЛОВА НА СЛОГИ, ОПРЕДЕЛЯТЬ УДАРНЫЙ СЛОГ, ОПРЕДЕЛЯТЬ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЗВУКОВ И БУКВ В СЛОВЕ, ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ ЗВУКИ (ГЛАСНЫЕ УДАРНЫЕ И БЕЗУДАРНЫЕ; СОГЛАСНЫЕ ТВЕРДЫЕ, МЯГКИЕ, ГЛУХИЕ, ЗВОНКИЕ), ОПРЕДЕЛЯТЬ И СООТНОСИТЬ КОЛИЧЕСТВО ЗВУКОВ И БУКВ В СЛОВАХ ТИПА ЛАМПА, ГРИБ, ПИСЬМО, ЯМА; РАСПОЗНАВАТЬ ИЗУЧЕННЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ГЛАГОЛ, МЕСТОИМЕНИЕ, ПРЕДЛОГ); РАЗЛИЧАТЬ СЛОВО И ПРЕДЛОЖЕНИЕ, УСТАНАВЛИВАТЬ СВЯЗЬ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ, ВЫДЕЛЯТЬ ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (ПОДЛЕЖАЩЕЕ И СКАЗУЕМОЕ); СОСТАВЛЯТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО ВОПРОСУ, ПО ОПОРНЫМ СЛОВАМ, ПО СЮЖЕТНОМУ РИСУНКУ, НА ОПРЕДЕЛЕННУЮ ТЕМУ; УПОТРЕБЛЯТЬ ЗАГЛАВНУЮ БУКВУ В НАЧАЛЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, СТАВИТЬ ТОЧКУ, ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ, ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАКИ В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ; ПИСАТЬ ИЗЛОЖЕНИЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО ТЕКСТА ИЗ 35—45 СЛОВ ПО ВОПРОСАМ ПОД РУКОВОДСТВОМ УЧИТЕЛЯ; СОСТАВЛЯТЬ ТЕКСТ ПО ОПОРНЫМ СЛОВАМ, ПО СЮЖЕТНОМУ РИСУНКУ И ЗАПИСЫВАТЬ 3—4 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗ СОСТАВЛЕННОГО ТЕКСТА; ИСПОЛЬЗОВАТЬ В РЕЧИ СЛОВА ПРОСЬБЫ, БЛАГОДАРНОСТИ, ПРИВЕТСТВИЯ, ПРОЩАНИЯ. 9 СЛОВА С НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ НАПИСАНИЯМИ АЛФАВИТ, АПРЕЛЬ, БЕРЁЗА, БЫСТРО, ВДРУГ, ВЕТЕР, ГОРОД, ДЕКАБРЬ, ДОРОГА, ДО СВИДАНИЯ, ЖЁЛТЫЙ, ЗАВОД, ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЗЕМЛЯНИКА, ИЗВИНИТЕ, ИНЕЙ, КАПУСТА, КАРТИНА, КОНЬКИ, ЛОПАТА, ЛЯГУШКА, МАГАЗИН, МАЛИНА, МЕБЕЛЬ, МЕСЯЦ, МЕТРО, МОЛОТОК, МОРКОВЬ, МОРОЗ, НАРОД, НОЯБРЬ, ОБЕД, ОБЕЗЬЯНА, ОБЛАКО, ОДЕЖДА, ОКТЯБРЬ, ОСИНА, ОТЕЦ, ПЛАТОК, ПОСУДА, РИСУНОК, РОДИНА, РОССИЯ, РУССКИЙ, САПОГИ, САХАР, СЕНТЯБРЬ, СКОРО, СНЕГИРЬ, СПАСИБО, СТАКАН, СУББОТА, ТОВАРИЩ, ТОПОР, УЛИЦА, УРОЖАЙ, ФАМИЛИЯ, ФЕВРАЛЬ, ШЁЛ, ЩАВЕЛЬ, ЯБЛОНЯ, ЯГОДА, ЯНВАРЬ. 7.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий. Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста. Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка. Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях. Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценки. Ошибки:  нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;  неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);  отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения); 10  наличие ошибок на изученные правила по орфографии; ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки;  существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;  отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в конце «ы»; авторском тексте;  употребление слов в не свойственном им значении (в изложении). За одну ошибку в диктанте считаются: а) два исправления; б) две пунктуационные ошибки; в) повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове ножи дважды написано в г) две негрубые ошибки. Негрубыми считаются следующие ошибки: а) повторение одной и той же буквы в слове (например, каартофель); б) при переносе слова, одна часть которого написана на одной стороне, а вторая опущена; в) дважды написано одно и то же слово в предложении; г) недописанное слово. Недочёты:  отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение написано с большой буквы;  отсутствие красной строки;  незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения. классах не изучались; За ошибку в диктанте не считают: а) ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих б) единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла. Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше. Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчётом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному 11 моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения. В качестве диктанта предлагаются связные тексты – либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика должная быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения). Организация и проведение диктанта. Текст диктанта диктуется учителем в соответствии с орфоэпическими нормами русского языка в следующей последовательности. Сначала текст диктанта читается учителем целиком. Затем последовательно диктуются отдельные предложения. Учащиеся приступают к записи предложения только после того, как оно прочитано учителем до конца. Предложения в 6-8 слов повторяются учителем в процессе записи ещё раз. После записи всего текста учитель читает диктант целиком, делая небольшие паузы после каждого предложения. Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится 2-3 вида грамматического разбора. Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции. Итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее значительных тем программы, в конце учебной четверти, полугодия, года и, как правило, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам. На проведение контрольных работ, включающих грамматические задания, отводится 35-40 минут. Тема урока. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Основные виды учебной деятельности учащихся Вводный инструктаж по ТБ и ПБ. Знакомство с учебником. Какая бывает речь? Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении. № п/п 1 2 Прим ечан ие Фак т дат а План дата 01.09 02.09 12 3 4 5 6 Что можно узнать о человеке по его речи? Речь диалогическая и монологическая. 7 8 9 10 11 Диктант (вводный) Работа над ошибками. Речь Признаки текста: целостность, связность, законченность. Тема и главная мысль текста. Заглавие. Анализировать речь людей (при анализе текстов). Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её. Различать устную, письменную речь и речь про себя. Работать с памяткой «Как научиться правильно списывать предложение». Отличать диалогическую речь от монологической. Использовать в речи диалог и монолог. Участвовать в учебном диалоге. Соблюдать в речи правила речевого этикета,  оценивать свою речь на предмет её вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику. Работать со страничкой для любознательных. Знакомиться с этимологией слов диалог и монолог. Составлять по рисункам диалог и монолог. . Оценивать результаты выполненного  Создание устных и письменных текстов в соот­ ветствии с поставленной учебной коммуникативной  задачей. Отличать текст от других записей по его признакам. Осмысленно читать текст. Определять тему и главную мысль текста. Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту. 03.09 04.09 05.09 06.09 08.09 09.09 10.09 11.09 12.09 13 12 13 Части текста: вступление, основная часть, заключение. 14 Диктант по теме «Текст» 15 Работа над ошибками. 16 Предложение как единица речи, его назначение и признаки 17 Как из слов составить предложение? 18 Контрольное Составлять текст по заданной теме. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче. Передавать устно содержание прочитанного текста-образца или состав- ленного текста. Создавать устный и письменный текст в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь  себя» по учебнику. Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Составлять предложения из слов. Составлять (устно и письменно) ответы на вопросы. Употреблять заглавную букву в начале 13.09 15.09 16.09 17.09 18.09 19.09 20.09 14 списывание по теме «Предложение» Главные члены предложения (основа). Второстепенные члены предложения. Подлежащее и сказуемое — главные члены пред- ложения. Распространённые и нераспространённые пред- ложения. Р/р. Коллективное составление рассказа по 19 20 21 22 23 24 25 26 Связь слов в предложении. Устанавливать при помощи вопросов связь слов предложения и необходимый знак препинания в конце предложения. Писать слова в предложении раздельно. Находить главные члены (основу) предложения. Обозначать графически грамматическую основу. Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения. Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого. Анализировать схему и составлять по ней сообщение о главных членах предложения. Обсуждать алгоритм выделения в предложении подлежащего и сказуемого. Различать распространённое (с второстепенными членами) и нерас- пространённое (без второстепенных членов) предложения. Составлять нераспространённые и распространённые предложения. Распространять нераспространённые предложения. между членами предложения. Составлять предложение из деформированных слов (слов, не связанных по смыслу). Рассматривать репродукцию картины И. С. Остроухова «Золотая осень» в «Картинной 22.09 23.09 24.09 25.09 26.09 27.09 29.09 30.09 15 репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень». 27 Анализ сочинений 28 29 30 31 32 33 Контрольный диктант по теме  «Предложение. Члены  предложения». Работа над ошибками Слово как общее название многих однородных предметов. Лексическое значение слова Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. галерее» учебника. Составлять рассказ по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень», используя данное начало и опорные слова. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения. Составлять предложение из деформированных слов. Определять значение слова по толковому словарю. Объяснять лексическое значение слова. Находить в тексте незнакомые слова. Классифицировать слова по тематическим группам. Работать со страничкой для любознательных. Наблюдение над этимологией слова лопата. Работать с толковым и орфографическим словарями. Создавать в воображении яркие словесные образы, рисуемые авторами в пейзажных зарисовках. Оценивать эстетическую сторону речевого высказывания. 01.10 02.10 03.10 06.10 07.10 08.10 09.10 16 34 35 36 37 Синонимы. Антонимы. Закрепление темы антонимы и  синонимы.  Работа со словарями  синонимов и антонимов.  Контрольный диктант  «Синонимы и антонимы» 38 Работа над ошибками 39 40 41 Родственные (однокоренные) слова. Корень слова (первое представление). Однокоренные слова Распознавать среди данных пар слов синонимы, антонимы. Подбирать к слову синонимы, антонимы. Работать со страничкой для любознательных. Знакомиться с этимологией слов синоним и  антоним. Работать со словарями синонимов и антонимов учебника. Находить нужную информацию о слове в этих словарях. Определять смысловое значение пословиц и соотносить их с определёнными жизненными ситуациями. Анализировать речевые высказывания с использованием в них языковых средств. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению. Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов. Выделять корень в однокоренных словах,  различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Группировать однокоренные слова с разными корнями. 10.10 13.10 14.10 15.10 16.10 17.10 18.10 20.10 17 42 43 Выделение корня в однокоренных словах. 44 Слог как минимальная произносительная еди- ница. Слогообразующая роль гласных звуков. 45 46 Ударение. Словообразующая функция ударения 21.10 22.10 23.10 24.10 25.10 Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах. Работать с памяткой «Как найти корень слова». Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень. Работать со словарём однокоренных слов учебника. Производить анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня. Делить слова на слоги. Определять количество в слове слогов. Классифицировать слова по количеству в них слогов. Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения Различать ударные и безударные слоги. Наблюдать над разноместностью и подвижностью русского ударения Составлять простейшие слогоударные модели слов. Находить слова по заданной модели. Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова. Работать с орфоэпическим словарём, находить в нём нужную информацию о произношении слова. Соблюдать в практике речевого общения изучаемые нормы произношения 18 Контрольный диктант по теме «Однокоренные слова» Работа над ошибками Перенос слов по слогам. Правила переноса части слова с одной строки на другую. р/р Обучающее сочинение по  серии картинок. Проверочная работа по теме «Ударение» слов. Оценивать в процессе совместной деятельности в парах правильность произношения слов. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению. Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую (крот, улей, зима).  Переносить слова по слогам. Определять способы переноса (ко-локольчик, коло- кольчик, колоколь-чик). . Составлять рассказ по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.  Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов. Выделять корень в однокоренных словах,  различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Группировать однокоренные слова с разными корнями. Различие звуков и букв. Различать звуки и буквы. 27.10 28.10 29.10 30.10 05.11 06.11 07.11 08.11 10.11 47 48 49 50 51 52 53 54 55 19 Звуки и их обозначение буквами на письме. 56 57 Алфавит. Значение алфавита. 11.11 12.11 Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Наблюдать модели слов (звуковые и буквенные), анализировать их. Объяснять, где могут пригодиться знания об алфавите. Называть буквы правильно и  располагать их в алфавитном порядке. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают. Определять положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу, называть соседние буквы по отношению к заданной. Работать с памяткой «Алфавит». Располагать заданные слова в алфавитном порядке. Использовать знание алфавита при работе со словарями. Сопоставлять случаи употребления заглавной (прописной) и строчной буквы в словах. Использовать правило написания имён собственных и первого слова в предложении. Работать со страничками для любознательных 20 58 59 60 Какие слова пишутся с заглавной буквы Признаки гласного звука. Буквы, обозначающие гласные звуки. 13.11 14.11 15.11 (знакомство со сведениями из истории русского языка: о самых молодых буквах в алфавите, о прописных и строчных буквах и др.) Находить в слове гласные звуки. Объяснять особенности гласных звуков. Правильно произносить гласные звуки. Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Работать с памяткой «Гласные звуки и буквы для их обозначения». Определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как клюв, юла, поют. Объяснять причины разного количества звуков и букв в слове. Соотносить звуковой и буквенный состав слов  (роса, якорь).  Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный. Работать со страничкой для любознательных. Знакомство со сведениями из истории русского языка (о букве э). Наблюдать, из каких языков пришли в нашу речь слова. 21 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 Контрольный диктант по теме «Гласные звуки» Работать с текстом. Определять тему и главную мысль текста. Составлять и записывать ответы на вопросы к тексту с опорой на текст и рисунок. Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове. Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова (слоны — слон, слоник;  трава — травы, травка). Наблюдать над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне. Работа над ошибками Произношение безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. Произношение безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. Произношение безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. Произношение безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. Правописание слов непроверяемыми безударными гласными в корне Контрольный диктант по теме «Правописание слов с безударными гласными в корне» Работа над ошибками Как определить согласные Находить в слове согласные звуки. Правильно  17.11 18.11 19.11 20.11 21.11 22.11 24.11 25.11 26.11 27.11 28.11 29.11 01.12 02.12 22 звуки 75 76 Согласный звук [й,] и буква «и краткое». 77 78 79 Произношение и написание слов с удвоенными согласными. Р/р. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А.С.Степанова «Лоси». Проект «И в шутку и всерьёз». произносить согласные звуки. Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Работать с памяткой «Согласные звуки русского языка». Составлять предложения из слов, данных в начальной форме, из составленных предложений — рассказ в соответствии с рисунком. Различать согласный звук [й'] и гласный звук [и]. Различать способы обозначения согласного звука [й'] буквами. Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о звуке­невидимке [й']. Использовать правило при переносе слов с буквой «и краткое» (чай­ка). Наблюдать над произношением и правописанием слов с удвоенными согласными. Использовать правило переноса слов с удвоенными согласными (ван­ на). Составлять рассказ по репродукции картины А.С.Степанова «Лоси» и опорным словам,  записывать составленный рассказ. 03.12 04.12 05.12 06.12 Находить совместно со сверстниками и 08.12 23 взрослыми информацию (занимательные задания) в учебнике, сборнике дидактических материалов, рабочей тетради и других источниках и создавать свои занимательные задания. Участвовать в презентации занимательных заданий. Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки. Различать твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме. Работать с памяткой «Как подготовиться к письму по памяти». Пла­ нировать учебные действия при письме по памяти. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как огонь, кольцо. Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в этих словах. Подбирать примеры слов с мягким знаком (ь). Переносить слова с мягким знаком (паль­цы, паль­ то).  Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком на конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки). Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по 09.12 10.12 11.12 12.12 13.12 15.12 16.12 17.12 18.12 19.12 20.12 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь. Правописание мягкого знака на конце и в сере- дине слова перед другими согласными. Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным. Контрольный диктант по теме «Мягкий знак» Работа над ошибками Проверочная работа по теме  24 91 92 «Твердые и мягкие согласные» Работа над ошибками Буквосочетания чк, чн, чт, щн,  нч.  93 94 Проект «Пишем письмо». Административный контрольный диктант 95 Работа над ошибками 96 Буквосочетания чк, чн, чт, щн,  электронному приложению. Различать непарные мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, подбирать примеры слов с такими сочетаниями. Соблюдать в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями чн, чт  (чтобы, скучно и др.).                                                      Работать с орфоэпическим словарём. Применять правило написания слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн. Работать с текстом: определять тему текста,  подбирать к нему заголовок, определять части текста. Анализировать текст с целью нахождения в нём информации для ответов на вопросы,  записывать ответы. Составлять продолжение рассказа. Писать письмо Деду Морозу. Находить в словах изученные орфограммы,  обосновывать написание слов, находить  орфографические ошибки   Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению Различать непарные мягкие шипящие звуки. 22.12 23.12 24.12 25.12 26.12 27.12 25 нч.  97 Повторение темы «Твердые и мягкие согласные» 98 Обобщающий урок по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками» 99 Инструктаж по ТБ и ПБ. Р/Р обучающее Находить в словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, подбирать примеры слов с такими сочетаниями. Соблюдать в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями чн, чт  (чтобы, скучно и др.).                                                      Работать с орфоэпическим словарём. Применять правило написания слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн. Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки. Различать твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме. Работать с памяткой «Как подготовиться к письму по памяти». Пла­ нировать учебные действия при письме по памяти. Соблюдать в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями чн, чт             Работать с орфоэпическим словарём. Применять правило написания слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн. Работать с текстом. Подбирать к тексту заголовок. Выделять в тексте части и  29.12 30.12 15.01 26 изложение 100 Закрепление знаний. Работа над ошибками 101 Проект «Рифма». 102 Буквосочетания жи—ши, ча —ща, чу—щу. 103 104 Правописание буквосочетаний жи —ши, ча— ща, чу—щу.  105 Звонкие и глухие согласные звуки (парные и непарные) и их обозначение буквами. определять их микротемы. Записывать предложение из текста на заданную тему. Находить в тексте рифмующиеся строки,  подбирать рифмующиеся слова, сочинять стихи на заданные рифмы, составлять словарик соб- ственных рифм, участвовать в презентации выполненной работы. Различать непарные твёрдые и мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания жи—ши, ча— ща, чу—щу, подбирать примеры слов с такими буквосочетаниями. Применять правило при написании слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные. Характеризовать согласный звук (глухой — звонкий, парный — непарный) и оценивать правильность данной характеристики. Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными (кроме сонорных). 16.01 17.01 19.01 20.01 21.01 22.01 27 106 Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова . 107 Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука в корне перед согласным. 108 Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных. Упражнение в написании слов с парными по глухости-звонкости согласным в конце слова. 111 Упражнение в написании 109 110 112 113 слов с парными по глухости-звонкости согласным в корне слова. Упражнение в написании слов с парными по глухости-звонкости согласным в конце слова и в корне слова. 114 Р.р. Изложение повествовательного текста по вопросам Определять на слух парный по глухости- звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным. Соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным. Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. Составлять (под руководством учителя) текст поздравительной открытки; излагать письменно текст по вопросам. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. 23.01 24.01 26.01 27.01 28.01 29.01 30.01 31.01 02.02 28 плана 115 Работа над ошибками. 116 Проверка знаний по теме «Парные согласные» 117 Контрольный диктант по теме «Парные согласные» 118 Работа над ошибками. Обобщение изученного материала 03.02 04.02 05.02 06.02 Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов (травка — трава, травушка;  мороз — морозы, морозный). Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. Объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания. Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой. Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов (травка — трава, травушка;  мороз — морозы, морозный). Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. Объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания. Подбирать примеры слов с изучаемой 29 119 Использование на письме разделительного мягкого знака. 120 Соотношение звукового и  буквенного состава в словах типа  друзья, ручьи. 121 122 Правило написания разделительного мягкого знака в словах. 123 Обобщение изученного материала  по теме разделительный мягкий  знак. 124 Контрольное списывание 125 Р.р. Обучающее сочинение  «Зимние забавы» 126 Проверка знаний по теме  «Разделительный мягкий знак» 127 Обобщение изученного материала. 128 Что такое части речи? 129 Что такое части речи? орфограммой. Наблюдать над произношением слов с  разделительным ь. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как семья, вьюга.  Подбирать примеры слов с разделительным мягким знаком.  Различать слова с мягким знаком — показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком. Использовать правило при написании слов с разделительным мягким знаком (ь). Объяснять написание разделительного ь в словах. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. Определять место орфограммы, писать слова с мягким  знаком, проверять собственный и предложенный текст Называть в окружающем мире и на рисунке слова­  названия предметов, слова – названия предметов, слова­  действия, использовать специальную терминологию, при  07.02 09.02 10.02 11.02 12.02 13.02 14.02 16.02 17.02 18.02 19.02 30 130 131 Имя существительное как часть  речи. 132 Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. 133 Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных. 134 135 их определении. Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать отнесение слова к имени существительному. Объяснять лексическое значение слов-имён существительных. Обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико- тематических групп. Работать со страничкой для любознательных: знакомство с лексическим значением имён существительных. Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существительных. Классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико- тематических групп Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких существительных. Классифицировать имена существительные собственные и нарицательные по значению и  20.02 21.02 24.02 25.02 26.02 27.02 31 объединять их в тематические группы. Писать с заглавной буквы имена собственные. Находить информацию (с помощью взрослых) из справочной литературы в библиотеке, из Интернета о происхождении своей фамилии и названии своего города (или села, посёлка, деревни). Распознавать собственные имена существительные, пересказывать содержание текста с опорой на вопросы, применять правила правописания, находить орфографические ошибки и исправлять их. 136 Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет 137 Заглавная буква в географических названиях 138 Р.Р. Обучающее изложение 139 Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы. 140 Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы» 141 Работа над ошибками 142 143 Число имён существительных. 144 Изменение имён существительных по числам. Определять число имён существительных (единственное и множественное). Изменять имена существительные по числам  (книга — книги).  Определять, каким членом предложения является имя существительное в предложении.  28.02 02.03 03.03 04.03 05.03 06.03 07.03 10.03 11.03 145 Имена существительные, употребляющиеся только в Правильно произносить имена существительные в форме единственного и 12.03 32 одном числе. 146 Обобщение знаний об имени существительном. 147 Р.Р.Обучающее изложение 148 Работа над ошибками 149 Проверка знаний по теме «Имя существительное» 13.03 14.03 16.03 17.03 множественного числа (туфля — туфли,  простыня — простыни). Работать с орфоэпическим словарём. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.Определять грамматические признаки имён существительных: одушевлённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное; число (единственное или множественное), роль в предложении.  Обосновывать правильность определения грамматических признаков имени существительного. Классифицировать имена существительные по определённому грамматическому признаку. Выбирать из ряда имён существительных имя существительное с определённым признаком. Работать с повествовательным текстом: определять его тему и главную мысль, подбирать заголовок к тексту, определять части текста, составлять ответы на данные вопросы,  записывать составленный текст в со- ответствии с вопросами. Проверять написанный текст. 150 Контрольный диктант по 18.03 33 теме «Имя существительное» 151 Работа над ошибками 152 Глагол как часть речи. (общее 153 Употребление глагола в представление). речи (общее представление). 154 155 Синтаксическая функция глагола в предложении 156 157 Число глагола. Изменение глагола по числам. 158 Правописание частицы не с глаголом. Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу. Классифицировать глаголы по вопросам. Распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном значениях. Определять, каким членом предложения является глагол в предложении Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания. Определять число глаголов, распределять глаголы по группам в зависимости от их числа, изменять глаголы по числам, приводить  примеры глаголов определённого числа,  употреблять глаголы в определённом числе. Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов. Работа с орфоэпическим словарём. Раздельно писать частицу не с глаголом (не  кричать). 19.03 20.03 21.03 01.04 02.04 03.04 04.04 06.04 34 159 Обобщение знаний о глаголе. 160 Текст­повествование и роль в нём  глаголов. 161 Проверка знаний по теме «Глагол» 162 Имя прилагательное как часть  речи. 163 Связь имени прилага- тельного с именем существительным. 07.04 08.04 09.04 10.04 11.04 Определять грамматические признаки глагола: число (единственное или множественное), роль в предложении. Обосновывать правильность определения  признаков. Распознавать текст-повествование. Наблюдать над ролью глаголов в повествовательном тексте. Составлять текст-повествование на предложенную тему, находить нужную информацию для ответа на вопрос к тексту и записывать ответ. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Работать со страничкой для любознательных: ознакомление с историей появления названия имя прилагательное и лексическим значением имён прилагательных.                           Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному. Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп. Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными. 35 164 Прилагательные близкие и противоположные по значению 165 Единственное и множественное число имён  прилагательных. Приводить примеры имён прилагательных. Подбирать имена прилагательные — сравнения для характеристики качеств, присущих людям и животным. Определять число имён прилагательных,  распределять имена прилагательные в группы в зависимости от их числа, изменять прилагательные по числам. Соблюдать литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь,  фамилия, шампунь и др. 13.04 14.04 166 Текст­описание и роль в нём имён  прилагательных. 167 Проверка знаний по теме  «Прилагательное» 168 Предлоги. Роль предлогов в речи. 169 Правописание предлогов с именами существи- тельными. Распознавать текст-описание. Наблюдать над ролью имён прилагательных в тексте-описании. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. Узнавать предлоги в устной и письменной речи. Правильно употреблять предлоги в речи  (прийти из школы). Раздельно писать предлоги со словами. 15.04 16.04 17.04 18.04 36 170 Р/р. Редактирование текста; восстановление деформированного повествовательного текста. 171 Проверка знаний по теме «Предлоги» 172  Контрольный  диктант по теме  «Предлоги» 173 Работа над ошибками 174 175 Что такое местоимение? 176 Текст­рассуждение. Структура  текста­рассуждения.  Р/р. Работа с текстом. 177 Обобщение по теме  «Местоимение». Проверочная  работа.  178 Контрольный диктант по теме  «Местоимение» 179 Работа над ошибками Редактировать текст; восстанавливать деформированный повествовательный текст. 20.04 Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении. Различать местоимения и имена существительные. Распознавать текст-рассуждение. Создавать устные и письменные тексты- рассуждения. Работать с текстом: определять тип текста, тему и главную мысль, выделять части в тексте- рассуждении, записывать текст по частям. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. Пользоваться толковым, орфографическим, 21.04 22.04 23.04 24.04 25.04 27.04 28.04 29.04 30.04 37 орфоэпическим словарями, словарями антонимов и синонимов, словарём однокоренных слов.  Находить полезную информацию в словарях,  придумывать собственные задания, для выполнения которых потребуются словари,  участвовать в презентации подготовленных заданий. Составлять текст по заданной теме. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче. Соотносить словесные и зрительные образы, выражать  свое отношение к картине, понимать идейный замысел  художника. Пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями, словарями антонимов и синонимов, словарём однокоренных слов.  Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения. 02.05 04.05 05.05 06.05 07.05 08.05 180 Повторение. Текст. Виды текста. 181 Р.Р.Сочинение по картине Шишкина «Утро в лесу» 182 Работа над ошибками 183 184 Предложение. Главные члены предложения. 185 Предложение. Второстепенные члены предложения. 38 186 Слово и его лексическое значение. 187 Части речи, их отличительные признаки. 188 Звуки и буквы. Алфавит. 189 Звуко-буквенный разбор слов. 190 Контрольный словарный диктант Повторение темы «Правила 191 правописания» 192 Объяснять лексическое значение слова Распознавать среди данных пар слов синонимы, антонимы. Подбирать к слову синонимы, антонимы. Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. Анализировать схему «Части речи», составлять по ней сообщение. Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. Различать звуки и буквы. Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Наблюдать модели слов (звуковые и буквенные), анализировать их. Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания. 11.05 . 12.05 13.05 14.05 15.05 16.05 18.05 39 193 194 Правописание слов с сочетаниями чк, чн, щн, нч, нщ, и разделительным мягким знаком (ь). контрольный диктант 195 Административный 196 Работа над ошибками 197 Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, 198 чу-щу. 199 200 Упражнение в правописании слов с разделительными ь и ъ знаками. 201 Контрольное списывание 202 203 Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс Применять правило при написании слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн, нч, нщ, и разделительным мягким знаком (ь) Применять правило при написании слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн, нч, нщ Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. Устанавливать связи между изученными темами, использовать изученные темы для выполнения грамматических заданий. 19.05 20.05 21.05 22.05 23.05 25.05 26.05 27.05 28.05 29.05 30.05 ОПИСАНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Число № 1 Наименование объектов и средств учебно – методического материально- технического обеспечения по требованиям фактически Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) Основная: 1. Горецкий В.Г., Канакина В.П. и др. Имеется в наличии Примечание 40 № Наименование объектов и средств учебно – методического материально- технического обеспечения Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2011. 2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011. Число фактически по требованиям 16 1 1 1 Имеется в наличии Примечание 41 Дополнительная: 1. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. 2 класс. – М.: «ВАКО», 2013. 2. Канакина В.П., Щёголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2013. 3. Контрольные работы по русскому языку к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык». В 2-х частях. 2 класс О.Н.Крылова 5. Словари: орфографический. 2. Комплект таблиц "Русский язык 2 класс" Комплект таблиц "Словарные слова" Печатные пособия Технические средства обучения и оборудование кабинета Имеются в наличии 3. Классная доска Проектор Ноутбук Интерактивная доска Принтер, сканер, ксерокс документкамера № Наименование объектов и средств учебно – методического материально- технического обеспечения Число по фактически требованиям Экранно-звуковые пособия 4. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие стандартам обучения (по возможности) диски, сайты: http . narod грамматикаИнститута русского языка РАН, http . spb . ru -Тесты по русскому языку, - russiar http Электронные пособия по русскому языку. :// rusgram :// likbez :// learning . ru -Русская , gramota . ru - 5. Ученические столы 1-2 местные с комплектом стульев. Стол учительский . Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Оборудование класса 16 мест 1 2 Примечание 42

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2017