Рабочая программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса, имеющих трудности в обучении»
Оценка 5

Рабочая программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса, имеющих трудности в обучении»

Оценка 5
Документация
docx
дефектология
1 кл
30.09.2019
Рабочая программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса, имеющих трудности в обучении»
Программа направлена на помощь учащимся. которые испытывают трудности в обучении из-за имеющихся дефектов в устной речи. Коррекционно -развивающие занятия проводятся с детьми 3 раза в неделю. Первые две недели сентября и последние две недели мая отводятся на диагностику речевого развития обучающихся.
рабочая программа учителя - логопеда МБОУ СОШ №1 Глотовой С. А. — копия.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» Левокумского муниципального района Ставропольского края Программа  рассмотрена на  заседании МО учителей начальных классов Протокол №___ от «___»_________» 2016г. Руководитель МО_________ Лобунько И. В. Согласовано   Зам. Директора по УВР     _______________  Балышева Г. А                              ______________Бережная О. А. «_____»  ____________ 2016г.                              «_____»  ____________ 2016г.                  Утверждаю                                Директор школы          «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса, Рабочая программа имеющих трудности в обучении» учителя­логопеда Глотовой Светланы Александровны на 2016 – 2017 учебный год 1. Пояснительная записка. Сфера коррекционного образования в рамках внедрения ФГОС рассматривается как неотъемлемая часть системы общего образования, развивающаяся  поэтапно и  обеспечивающая детям  с отклонениями в  развитии  максимально благоприятные условия в соответствии  с их психофизическими особенностями и специфическими образовательными потребностями. Современная эпоха предъявляет высокие требования к   личности   человека.   Он   должен   быть   гармонично   развит   во   все   сферах   жизни.   Поэтому   одной   из   задач   начальной   школы   является своевременное выявление отклонений в физическом, нервно­психическом и речевом развитии детей. По данным мировой статистики число речевых   расстройств   неуклонно   растёт,   поэтому   актуальность   проблемы   своевременного   выявления   и   коррекции   речевых   нарушений принимает глобальный характер. Кроме того наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества неуспевающих школьников, не справляющихся   с   учебной   программой.   Одной   из   причин,   не   позволяющей   ребёнку   успешно   обучаться   уже   в   1   классе   является несформированность   компонентов   устной   речи,   которые   в   той   или   иной   степени   влияют   на   усвоение   письма   и   чтения.   В   результате логопедического обследования детей, поступающих в первые классы общеобразовательных школ, выявлено, что у многих детей имеются нарушения устной речи: лексико­грамматическое недоразвитие, недостатки звукопроизношения, связной речи. Эти речевые нарушения, как правило, препятствуют успешному усвоению грамоты и могут привести к общей школьной дезадаптации. Многие дети испытывают большие трудности   в   овладении   письмом   и   чтением,   понятием   числа   и   счётными   операциями,   в   усвоении   и   понимании   текстов,   в   логических мыслительных операциях, в понимании сложных устных и письменных речевых текстов. Неуспеваемость в школе часто вызывает в этой группе детей негативное отношение к учёбе, к любому виду деятельности, создаёт трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями и родителями, приводит к конфликтным ситуациям.  Данная программа коррекционной работы разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования. В стандартах второго поколения на первое место выходят требования к результатам освоения образования, а также квалификационные процедуры подтверждения соответствия реально достигнутых результатов  ожидаемым. 2016 г. Целью образования становится личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие учащихся. Результаты   деятельности   школьного   логопеда   напрямую   влияют   на   качество   обучения   по   литературному   чтению,   русскому   языку, окружающему миру, что, как мы видим, является основополагающим для дальнейшего усвоения знаний обучающимися в  основной начальной школе. С введением нового стандарта общего образования деятельность школьного логопеда как полноценного участника образовательного   процесса   должна   стать   более   значимой,   конкретной   и   измеримой.   Решение   совокупности   указанных   задач   может   быть успешным при организации методически грамотного логопедического сопровождения. Компонентами логопедического сопровождения являются: ­ профилактика речевых нарушений; ­ логопедическая диагностика; ­ коррекция речевых дефектов; ­ формирование всех сторон (компонентов) речи; развитие невербальных психических функций; развитие эмоционально – волевой сферы; ­ формирование нравственных установок ребёнка. В данной программе представлено тематическое планирование коррекционно­развивающих занятий с обучающимися, испытывающими трудности в усвоении образовательных программ в связи с отклонениями в речевом развитии. Цель  программы:     коррекция   нарушений   устной   речи   и   комплексная   подготовка   детей,   имеющих   трудности   в   обучении   к   овладению значимыми умениями и навыками для обучения русскому языку и чтению.  Задачи программы: ­ Формирование полноценных фонематических процессов. ­ Коррекция звукопроизношения.  ­ Формирование представлений о звукобуквенном составе слова.  ­ Формирование навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова. ­ Совершенствование пространственно­временных ориентировок. ­ Развитие конструктивного праксиса путем моделирования и реконструирования букв. ­ Развитие наблюдательности к языковым явлениям, развитие слухового внимания и памяти ­ Развитие самоконтроля, контрольных действий, способности к переключению.  ­ Расширение лексического запаса, обогащение активного словаря путем формирования семантических полей и развития валентностей слов. ­ Формирование грамматического строя речи ­ Развитие у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.  ­ Расширение представлений об окружающем мире. ­ Развитие и уточнение пространственно ­ временных представлений;  ­ Развитие внимания, памяти, мышления. ­ Формирование и развитие связной выразительной речи, обогащение словарного запаса. ­ Развитие анализаторов (слухового, зрительного и кинестетического), участвующих в акте речи, письма и чтения. Решение этих задач осуществляется при проведении коррекционно ­ развивающих занятий.  Адресат программы: дети с общим недоразвитием речи (ОНР), испытывающие затруднения при овладении письменной речью.  Концептуальность   программы:     эта   программа   написана   в   соответствии     с   основными   принципа   и   логопедии   как   науки   и   реализует логопедические методы и приёмы на всех этапах коррекциях.  Программа опирается на следующие принципы: ­ системность;  ­ комплексность; ­ конструктивные во время работы по уточнению оптико ­ простраственных дифференцировок (конструирование букв из элементов, из одной буквы другую);  ­ Творческие ­ во время работы по формированию звукобуквенного анализа и синтеза. 2. Учебно — тематический план Описание места учебного предмета в учебном плане.  Коррекционно ­ развивающие логопедические занятия с обучающимися, испытывающими трудности в усвоении образовательных программ в связи с отклонениями в речевом развитии проводятся вне учебного плана 3 раза в неделю. Первый этап 60 часов, второй этап 11 часов, третий этап 22 часа. С 1­15 сентября и с 15­30 мая проводится диагностика уровня речевого развития обучающихся. Тема занятия Количество часов в неделю Количество часов в год 1 этап ­   фонетический 2 этап — лексический  3 этап — синтаксический  1 1 1 60 11 22 3. Содержание программы Система коррекционного обучения по профилактике нарушений письменной речи соответственно данной программе условно делится на три уровня коррекции:  фонетический, лексический и синтаксический.  Коррекционная работа на фонетическом уровне предлагает решение следующих задач:  ­ развитие звукового анализа и синтеза слов (от простых форм к сложным).  ­ развитие фонематического восприятия, т.е. дифференциации фонем, имеющих сходные характеристики.  Начиная коррекционную работу на лексическом уровне необходимо выделить основные задачи этого этапа работы ­ количественный рост словаря (за счет усвоения новых слов и их значений);  ­ качественное обогащение   словаря (путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний), ­ формирование культуры речи (устранение снов­паразитов, искажённых просторечных,  жаргонных слов);  ­ развитие слогового анализа и синтеза;  ­ наблюдение за явлениями синонимии и антонимами слов,  Коррекционная работа на синтаксическом уровне требует решения следующих основных задач данного этапа:  ­ усвоение обучающимися сочетаемости слов в предложении, осознанное построение предложений  ­ обогащение фразовой речи обучающихся.  3.1.  Общая характеристика курса коррекционно­развивающих занятий. Занятия   проводятся   в   соответствии   с   календарно­тематическим   планированием   и   сопровождаются   разнообразными   видами деятельности:   речевой   гимнастикой,   физкультминутками,   сюрпризными   моментами,   игровыми   упражнениями   и   т.   д.   В   данной   системе обучения предусмотрены специальные упражнения для развития психических познавательных процессов. Дети, имеющие речевые нарушения, при обучении особо нуждаются во вспомогательных средствах, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи. Важнейшим из таких средств является наглядность, при которой происходит речевой акт, и моделирование плана высказывания. Методика работы по данной   программе   предусматривает   обязательное   еѐ   использование.   Поэтапное   планирование   представлено   перечнем   конкретных   тем развивающих занятий и включает содержание работы по преодолению отклонений речевого развития и психологической базы речи.  Выбор тем предопределен основной задачей этапа обучения. Количество часов, планируемых на каждую тему, зависит от состава учащихся конкретной группы. Преодоление речевых нарушений может производиться в групповой и индивидуальной форме работы.  Форма проведения  занятий  – групповые  занятия   длительностью  35  минут (1  класс)  первое  полугодие,  40  минут ­1­й  класс  со  второго полугодия. Количество участников группы – 4­6 человек.  Структура занятия. При изучении каждой темы целесообразно придерживаться определённой последовательности:  I. Введение в тему. Активизация знаний по теме: отгадывание и загадывание загадок, чтение стихотворений по теме, проведение игр по теме. Определение содержательного компонента по данной лексической теме. II. Речевая гимнастика. III. Основная часть. Лексико­грамматический анализ темы. Знакомство с понятиями, названиями предметов, их свойствами и действиями с ними.   Упражнения   по   подбору   существительных,   прилагательных,   глаголов,   синонимов,   антонимов   по   теме.   Составление   связного монологического высказывания по теме.  IV. Физминутка.  V.  Закрепеление знаний по теме.  VI. Подведение итогов занятия. Принципы проведения занятий:  1. Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей.  2. Деятельностный принцип. Задачи развития коммуникативных навыков достигаются через использование различных видов деятельности.  3. Рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития.  4. Поиск обходных путей и опора на сохранное. 5. Комплексность и логика: от простого к сложному.  1.4. Ценностные ориентиры содержания образования.  Знания   и   навыки,   полученные   обучающимися   на   логопедических   занятиях,   помогают   им   в   дальнейшем   с   меньшими   трудностями овладевать учебным материалом. Содержание и последовательность коррекционной работы позволяют предупредить многие специфические ошибки письма, которые могут возникнуть у данной категории школьников. Усвоение учащимися коммуникативной функции языка, то есть овладение умением адекватно использовать и воспринимать речь в устной и письменной форме является основной задачей логопедической работы в школе. 2. Содержание коррекционной работы на первом этапе (60 часов)   На первом этапе привлекается внимание детей к работе артикуляционного    аппарата с целью сделать его в достаточной степени управляемым, детей приучают оценивать свои мышечные ощущения при проговаривании звуков, слов, связывая эти ощущения с акустическими раздражениями. С этой целью отрабатывается артикуляция гласных первого ряда, а также тех согласных, произношение которых обычно не страдает. Упражнения в узнавании и вычленении этих звуков в словах проводятся с опорой на громкое проговаривание, в дальнейшем ­ обычное произнесение слов (голосом разговорной громкости), а затем ­ выполнение молчи, переводят во внутренний план. Также раскрывается взаимосвязь между буквой и звуком. Дальнейшая логопедическая работа направляется па развитие звукобуквенного анализа и синтеза.  На этом этапе коррекционной работы большое значение отводится, дифференциации букв, имеющих кинетическое сходство, либо количеству элементов, либо по пространственному расположению элементов, либо по наличию или отсутствию элементов данных букв. Эта работа начинается с оптико­пространственных дифференцировок на действиях с картинками, геометрическими фигурами,   так   же   упражнений   в   конструировании   букв   с   помощью   счетных   палочек,   отгадывание   изографов,   работа   с  «зашумлёнными» буквами или отгадыванием букв, кинетически смешиваемых по элементу данных букв. При этом главная задача логопеда   ­ научить детей выделять опорные признака, отличающие смешиваемые буквы. Эта работа проводится на каждом занятии в организационной его части 2­ 3 минуты и как домашнее задание на карточках.  Кроме того, ведется работа по дифференциации фонем, имеющих акустико­артикуляционное сходство, и в первую очередь  гласных 1 и 2 ряда. Опираясь на гласные второго ряда, логопед подводит учеников к пониманию и практическому усвоению одного из способов слияния согласных.   Работа   на   первом   этапе   завершается   дифференциацией   согласных   звуков.   Логопед   дает   понятие   о   звонких   и   глухих   звуках, сравнивает их попарно, объясняет их сходства и различия.  2.1 Содержание коррекционной работы на втором этапе (11 часов)  Работа на втором этапе коррекции начинается с уточнения и расширения словарного запаса обучающихся. Логопед знакомит детей с явлениями синонимии и антонимии слов, не называя эти явления, но объясняя их суть. Далее уточняются представления детей о том, что слово состоит из звуков, звуки сливаются в слоги. Затем ученики усваивают слоговую структуру слова сначала с опорой на ритмический рисунок слова и графическое изображение, а потом на слогообразующую роль гласных. На данном этапе основное внимание логопед уделяет выделению гласных звуков из слова (ударных и безударных).  2.2 Содержание коррекционной работы на третьем этапе (22 часа) Третий   этап   коррекции   начинается   с   работы   над   предложением   (простое   предложение).   Дети   учатся   чувствовать   синтаксическую основу   предложения,   таким   образом   здесь   закладывается   основа   успешного   овладения   обучающихся   навыкам   синтаксического   разбора предложения на более поздних этапах Работа над грамматическим оформлением предложения ведётся параллельно. Логопед учит детей правильно   согласовывать   различные   части   речи.   На   данном   этапе   немаловажное   значение   отводится   работе   с   предлогами,   которые   не употребляются в устной речи учащихся или смешивают с другими. Например, замена предлога  из, предлогом с (вернулось с магазина). При работе с каждым предлогом в начале,   отрабатывается понимание пространственного значения предлогов, а затем и другие их значения. Параллельно   в   занятия   включаются   задания,   связанные   о   раздельном   написании   предлогов   со   словами.   На   синтаксическом   уровне коррекционной работы проводится несколько специальных занятий с целью формирования связной речи. В начале дети учатся различным видам пересказа (подробный и выборочный), затем составляют рассказы по серии картин, по одной сюжетной картине, по опорным словам по плану. Важно отметить то, что работа на занятиях всех трёх этапов коррекции предусматривает решение таких важных задач, как расширение и обогащение словарного запаса обучающихся, а так же формирование связной речи. Учитывая   то,   что   у   детей   со   смешанными   нарушениями   письменной   речи   остаются   несформированными   или   недостаточно сформированными   некоторые   неречевые   процессы   (мышление,   слуховое   и   зрительное   внимание   и   память),   на   протяжении   всего   курса коррекции в занятия включаются задания, направленные на их развитие. Для осуществления изложенной программы используют разнообразные игры: подвижные и дидактические, логопедические игры. (Количество часов, отведенных на различные этапы коррекционной работы, может быть изменено исходя из уровня развития детей и сложности речевого нарушения) 3. Контроль уровня обученности. Основным средством оценки эффективности работы по данной программе является диагностика уровня речевого развития обучающихся в начале и в конце года по качественным и количественным показателям, а также мониторинг изучения каждой темы в отдельности. 4. Календарно­тематическое планирование  1 класс. № Тема Кол­ во часов Сроки Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) План  факт Предметные Личностные Обследование знаний и умений     учащихся поступивших 1 класс с   01   по 15 сентябр я 1 этап­фонетический­60ч 1 Строение   и   функции речевого аппарата  2 Звуки речи, способы их образования. Речевые и неречевые звуки. 1 1 Звуки   речи,   способы   их образования.   Органы   речи. Речевые и неречевые звуки Звуки   речи,   способы   их образования.   Органы   речи. Речевые и неречевые звуки.     Знать строение артикуляционного аппарата.  Развитие слухового внимания,   фонематического восприятия Развитие слухового внимания,   фонематического восприятия   Деятельность Обучающихся Регулятивные:  владеют умениями контролировать и   оценивать   учебные действия в соответствии с поставленной задачей.   Умеют   различать   речевые и неречевые звуки. П:  владеют   логическими действиями анализа, синтеза, сравнения К:  слушают   друг   друга, строят   понятные   для партнера по коммуникации   речевые высказывании Л:  своего   «незнания» осознают   границы и знания     Пространственно­ временные представления 2 ч. 3 Временные 1 представления 4 Пространственные 1 представления   Основные единицы времени, человеческого периоды   возраста. Временная последовательность действий, событий схеме Ориентация   в тела, собственного ориентировка в пространстве,   определение       названия Знать возраст и роли членов семьи, и последовательность   частей суток, дней недели, месяцев, времен года Уметь   определять   правое   и левое в пространстве, пространственные   направления   Умеют отвечать а вопросы в   точном   соответствии   с инструкцией, заданием Развивают   устойчивость внимания,   способность   к запоминанию, переключению 5. Планируемые результаты:  узнают К концу обучения дети       ; —  артикуляцию всех звуков родного языка, все буквы родного алфавита; ­     признаки гласных и согласных звуков; — определения понятий: звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение, текст, ударная гласная, ударный слог, безударная гласная, безударный слог; ­    твердые и мягкие согласные звуки и буквы, их обозначающие; ­    звонкие и глухие согласные звуки и буквы, их обозначающие; ­    артикуляционно и акустически близкие звуки и буквы, их обозначающие; ­    графическое изображение смешиваемых звуков   научатся К концу обучения дети       : ­   различать гласные и согласные звуки; ­   различать твердые и мягкие звуки; ­   различать звонкие и глухие согласные звуки; ­   производить фонетический разбор; ­   обозначать смешиваемые звуки схематично; ­   дифференцировать смешиваемые звуки на всех этапах в устной и письменной речи; ­   подбирать слова на заданный звук; —производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений ­ понимать, подбирать слова, обозначающие названия предметов, их признаки, действия. Согласовывать существительные с прилагательными и глаголами,  ­  образовывать новые слова. ­  распространять предложения. ­  анализировать, обобщать предметы и явления. ­  классифицировать их по заданному признаку. ­  навыкам самоконтроля и самостоятельности. ­  устанавливать логику (связность, последовательность), ­  точно и чётко формулировать мысли в процессе подготовки связного высказывания. ­  навыкам построения связного высказывания. 6. Материально­техническое обеспечение:  6.1  Печатные пособия: ­ демонстрационный материал (картинки предметные таблицы) в соответствии с основными темами занятий; ­ карточки с заданиями; ­ иллюстрации.  6.2  Технические средства обучения:  ­ классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц; ­ магнитная доска; ­ магнитофон;  ­ персональный компьютер, проектор 6.3  Демонстрационные материалы: Комплект для обучения грамоте:  ­ касса букв, образцы письменных букв;  ­ алфавит;  ­ таблицы к основным разделам грамматического материала; ­ наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе. 6.4  Игры — настольные, развивающие; 7. Рекомендуемая литература: 7.1  Литература для учителя ­ логопеда:  1. Аманатова М. М., Андреева Н. Г., Тосуниди О. М..  Справочник школьного логопеда Ростов на Дону,  Феникс,2009 2. Дорофеева С. Е.,  Семенюта Л. В. , Маленьких  Л. А.  «Коррекция нарушений речи у младших  школьников» М,, ТЦ Сфера, 2011 3. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. М.: Просвещение,1991. 4. Иванова С.Г. Смирнова Я.В. Планирование логопедических занятий на логопунктах общеобразовательных школ.­ Йошкар­Ола, 2013г.  5. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А.Обучение грамоте детей с нарушениями речи. Конспекты занятий.М.: ТЦ Сфера,2009 6. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма. Спб.: «Союз»,2003. 7. Мазанова Е.В. Методические рекомендации учителям ­ логопедам школьных логопунктов по организации коррекционной работы.­ М.: Просвещение, 2005.   8. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: «Владос», 1997. 9. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. М.: АРКТИ,1997.  7.2 Литература для обучающихся: 1. Ефименкова Л. Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия (выпуск 1) М., 2008 2. Ефименкова Л. Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация звонких и глухих согласных. (выпуск 2, часть 2) М., 2005 3. Козырева Л. М. Комплект логопедических тетрадей. Ярославль 2006 4. Мазанова Е. В. Комплект логопедических тетрадей. М., 2004 7.3 Электронные издания 1. «Баба Яга учится читать» МедиаХауз, 2003 2. «Домашний логопед». Практический курс, Новый Диск, 2008 3. «Игры для Тигры» Logopunkt, 2004

Рабочая программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса, имеющих трудности в обучении»

Рабочая программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса, имеющих трудности в обучении»

Рабочая программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса, имеющих трудности в обучении»

Рабочая программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса, имеющих трудности в обучении»

Рабочая программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса, имеющих трудности в обучении»

Рабочая программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса, имеющих трудности в обучении»

Рабочая программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса, имеющих трудности в обучении»

Рабочая программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса, имеющих трудности в обучении»

Рабочая программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса, имеющих трудности в обучении»

Рабочая программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса, имеющих трудности в обучении»

Рабочая программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса, имеющих трудности в обучении»

Рабочая программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса, имеющих трудности в обучении»

Рабочая программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса, имеющих трудности в обучении»

Рабочая программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса, имеющих трудности в обучении»

Рабочая программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса, имеющих трудности в обучении»

Рабочая программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса, имеющих трудности в обучении»

Рабочая программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса, имеющих трудности в обучении»

Рабочая программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса, имеющих трудности в обучении»

Рабочая программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса, имеющих трудности в обучении»

Рабочая программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса, имеющих трудности в обучении»

Рабочая программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса, имеющих трудности в обучении»

Рабочая программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса, имеющих трудности в обучении»

Рабочая программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса, имеющих трудности в обучении»

Рабочая программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса, имеющих трудности в обучении»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.09.2019