Рабочая программа школьного музея "Истоки"
Оценка 4.8

Рабочая программа школьного музея "Истоки"

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
история +1
Взрослым
02.05.2017
Рабочая программа школьного музея "Истоки"
Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков.Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков.
раб прог музея.docx
Пояснительная записка Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания,  определяющей нравственные  ориентиры,  дающей  прочную  духовную  опору  на подлинные,  а не мнимые жизненные  ценности, гражданственность  и патриотизм.  Свое  начало  воспитание  патриотизма  берет там, где родился   человек,   где   он   прошел   свое  духовное   и   нравственное   становление.  А   для   этого   молодой   человек   должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков.  Каждый человек – своего рода открыватель, он идет к старым, как мир истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать историю своего города, школы, семьи, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое. Как жили наши предки, как трудились. Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность. Школьный музей ­ это не просто собирание памятников (хотя без этого нельзя обойтись), это не только создание экспозиций   (хотя   без   них   музей   немыслим),   а   это   еще   и   многогранная   деятельность,   направление   на   повышение образования, нравственное воспитание и формирование исторического сознания, что может быть достигнуто с помощью различных форм музейной деятельности, в том числе массовой научно­просветительной работы. Целью создания и деятельности школьного музейного кружка «Истоки» является всемерное содействие развитию коммуникативных   компетенций,   навыков   исследовательской   работы   учащихся,   поддержке   творческих   способностей Цели и задачи музейного кружка «Истоки» детей,   формированию   интереса   к   отечественной   культуре   и   уважительного   отношения   к   нравственным   ценностям прошлых поколений. Музей должен стать не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства. Цель   музейной   кружковой   деятельности  –   формирование   чувства   ответственности   за   сохранение   природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.  Одной из основных задач школьного музейного кружка является воспитание патриотического сознания школьников. Как известно, музей осуществляет связь времен. Он дает нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно­воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки,   культуры,   образования.   Прошлое   не   исчезает   бесследно,   оно   пробивается   в   настоящее,   оставляя   тысячи свидетельств,   своего   существования   в   виде   памятников   материальной   и   духовной   культуры,   которые   хранят   и пропагандируют музеи.  Музей   призван   способствовать   формированию   у   учащихся   гражданско­патриотических   качеств,   расширению кругозора   и   воспитанию   познавательных   интересов   и   способностей,   овладению   учащимися   практическими   навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного   обучения.   Данная   цель   охватывает   весь   педагогический   процесс,   пронизывает   все   структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.  Ее достижение становится возможным через решение следующих задач: -формирование эффективной работы по   патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, готовности приносить пользу обществу и государству; -формирование учащихся социально­ориентированных норм поведения, культуры межнационального общения; -утверждение   в   сознании   и   чувствах   воспитанников   патриотических   ценностей,   взглядов   и   убеждений,   воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края; -привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно­нравственных ценностей родного края; -проведение   обоснованной   организаторской   деятельности   по   созданию   условий   для   гражданско­патриотического воспитания школьников; -передача жизненного опыта от поколения к поколению; -активизация творческого потенциала воспитанников, родителей, педагогов. Направленность:Направленность  работы носит  ориентирующий   характер.  Занятия предполагают  многообразие информации.   Это   важно,   так   как   музейная   среда   и   музейный   предмет   обладают   большими   возможностями эмоционального воздействия в нравственном воспитании.  Данная программа представляет собой систему работы по внеурочной деятельности добровольного объединения учащихся различных возрастных групп. Образовательной областью данной программы является изучение исторического и культурного наследия своей малой родины. Предметом изучения являются культура, быт и духовные традиции, история села, судьбы людей, тесно связанные с историей села. Новизна данной программы состоит в том, что ее основа – местный региональный компонент, который ранее не подлежал глубокому изучению. Методы обучения 1. Словесный - передача необходимой для дальнейшего обучения информации. 2. Наглядный - просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение экспозиций и 3. Поисковый - сбор информации по интересующей теме. 4. Исследовательский - изучение документальных и вещественных предметов из фондов выставок музея. школьного музея для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности. 5. Средства обучения: научный и практический опыт музеев мира, богатства музейных экспонатов и достижения цивилизаций. Основные направления и содержания деятельности программы *Туристическое: походы, поездки, участие в  разработках новых маршрутов; *Экскурсионное: экскурсии в музеи, по историческим местам своего района, Организация экскурсий для детей, как обзорных   для   группового   посещения,   так   и   индивидуальных.   Проведение   экскурсий   для   взрослых,   посещающих школьный музей. *Исследовательское:  сбор информации о родном крае, ветеранах и тружениках тыла Великой Отечественной войны, работа над рефератами, участие в районных конференциях, участие в интеллектуальных играх и конкурсах, работа с архивными документами в исследовательских целях *Архивное: ведение летописи школы, оформление и учёт материала об экспонатах, ведение архивной документации; *Экспозиционная: оформление экспозиций, передвижных выставок, постоянных стендов и витрин; *Культмассовая работа: проведение праздников, мероприятий, творческих конкурсов, викторин, конкурсов проектов;  *Нравственное и патриотическое воспитание  обучающихся на основе экспозиционной, экскурсионной и научно — просветительской деятельности музея; Связи с общественностью: работа со СМИ, сотрудничество с музеями других учебных заведений района и т.д. Ожидаемые результаты : участие в школьных, районных и областных конференциях, олимпиадах, фестивалях, подготовка экспозиций и проведение экскурсий. Формы подведения итогов: исследовательские работы, выставки, экспозиции, публичные выступления. Содержание проблемы патриотического воспитания и обоснование необходимости ее решения средствами школьного музея Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаний подхода невозможна. Новое время требует от учреждения форм и методов, адекватных современным социально- педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении. Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Ключевым условием жизнеспособности государства, эффективного функционирования его институтов, консолидирующей силой, способствующей духовному единению народа, является патриотизм, составляющий основу национального самосознания народа. Патриотизм выражается в любви и преданности своей Родине, родной земле и своему народу, его истории, культуре и природе. Актуальность патриотической проблематики присуща не только современности. Она привлекала большое внимание мыслителей-философов, ученых, политических деятелей, педагогов на протяжении всей истории человечества. Стало очевидным, что решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. В связи с этим приоритетными направлениями и составными частями образовательного процесса является гражданско-правовое, патриотическое воспитание подрастающего поколения. эгоизм, цинизм, События последнего времени подтвердили, что социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы. В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Деятельности школьного музея в создании системы патриотического воспитания принадлежит важная роль. Она предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, науки и культуры еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций. индивидуализм, Содержание работы краеведческого кружка № Тема заняти Содержание Понятия Методы Умения, Дата проведе й организации формы занятий навыки ния Тема 1. Введение в музееведение (14 часов) Умение работать с, ист. источниками, составлять их характерист ику Правильно объяснять ист.термины, Этнография, военно- патриотическое направление, мемориальнные музеи Частично-поисковый Правильно объяснять ист.термины, составлять характерист ику Исторические источники и их классификация. Конструктивный Конструктивный Экспонаты, выставки, экспозиции, раритет 1-2 Введен ие в музееве дение Музееведение в системе наук. 3-4 Поняти е о музее 5-6 Тип и профил ь музея Составные части музея. Музей- институт социальной памяти. Эволюция музея. Споры о назначении музея. Понятие о типе и профиле музея Фонд музея Каталог, фонд, система учета Объяснительно- иллюстративный Экспонаты, выставки, экспозиции, раритет Правила учета музейных предметов, Собирание, учет, хранение и использование экспонатов Объяснительно- иллюстративный Музейный фонд- основа музея См. занятие 1-5 Объяснительно- иллюстративный См. занятие 1-6 . См. занятие 1-6 Объяснительно- иллюстративный 7-8 Поняти е о музейн ом предме те 9- 10 11- 12 13- 14 Класси фикаци я музейн ых предме тов Музейн ая термин ология. Практи ческое занятие профилей музея Умение работать с, ист. источниками, составлять их характерист ику Умение работать с, ист. источниками, составлять их характерист ику Правильно объяснять ист.термины Правильно объяснять ист.термины, давать развернутый ответ на вопрос. Тема 2. История музейного дела в России (6 часов) Петр 1 и его Кунсткамера. Частные собрания в 18-19 веке. Музей ХХ века. Коллекциониров ание древностей . Эрмитаж. Третьяковская галерея Объяснительно- иллюстративный давать развернутую характерист ику музею «Попол нение стенда Истори я школы» . «Оформ ление Школьн ого альбом а» Первые музеи России. Первые музеи Ялуторо вского района. 15- 16 Новые возможности музея. Тенденции развития музейного дела. Конструктивный Знакомство с каталогом негосударственных музеев Тип и профиль музея Объяснительно- иллюстративный , раскрывать причинно – следственны е связи давать развернутую характерист ику музею 17- 18 19- 20 Музей на службе человек а. Практи ческое занятие «Истор ия села» Тема 3. Краеведение и школьные музеи России (6 часов) Зарождение отечественного краеведения. Деятельность Петра 1, М.В. Ломоносова. Краеведение, предметный подход в обучении, школьные музеи Конструктивный Правильно объяснять ист.термины, составлять характерист ику профилей музея 21- 22 Развити е культур ы, образов ания, их влияни е на развити е Сеть школьных музеев Экспедиции, поисково- исследовательск ая деятельность Конструктивный составлять характерист ику профилей музея Сеть школьных музеев Собирание, учет, хранение и использование экспонатов Встреча с членами Совета музея давать развернутую характерист ику музею 23- 24 25- 26 краевед ения. Краеве дение и школьн ые музеи на совреме нном этапе. Практи ческое занятие - посеще ние музея Г. Ялуторо вска Тема 4. Школьный музей: его специфика и место в музейной сети (6 часов) составлять характерист ику профилей Основные признаки школьного музея. Роль и место музея Музейная сеть, тип и профиль музея. Паспорт 27- 28 Школьн ый музей в системе Объяснительно- иллюстративный в образовательном учреждении. «Положение о школьном музее» Основные признаки негосударственног о музея. Правила ведения документации. музея. Музейная сеть, тип и профиль музея. Паспорт музея Паспорт музея, каталоги, картотека. Объяснительно- иллюстративный Конструктивный музея Оформление документаци и Навыки ведения документаци и 29- 30 31- 32 образов ания. Нормат ивная база. музея Практи ческое занятие - «Посещ ение школьн ого музея с. Новотья лово» Тема 5 . Краеведческая работа школьных музеев (14 часов) 33- 34- 35 поисково- исследовательск ая деятельность Объяснительно- иллюстративный Уровни краеведческой деятельности Музей- храните ль местно й истории составлять характерист ику профилей музея . Краеве дческие источни ки. Откуда мы берем информ ацию для музея? Формы краевед ческой работы Исслед ователь ские методы краевед ения Результ аты 36- 37- 38- 39- 40- 41- 42 43- 44 Виды источников Объяснительно- иллюстративны Устные. Письменные, археологические , этнографические Классификац ия источников Разнообразие форм работ по краеведению Разнообразие форм работ по краеведению Переписка. Встречи, обследования, экскурсии, походы и др. Наблюдение, беседа , анкетирование, опрос, Частично-поисковый Частично-поисковый Классификац ия источников Разнообразие форм работ по Отчеты, доклады, Частично-поисковый Классификац ия краеведению Работа с источниками. рефераты, выставки, экспозиции. выставки, экспозиции, экспонат, раритет. Конструктивный источников, оформление результатов работы Классификац ия источников 45- 46 краевед ческой деятель ности. Практи ческое занятие - работа в фонде школьн ого музея. Тема 6. Учет и хранение фондов школьного музея.(10 часов) 47- 48- 49 Объяснительно- иллюстративны Ведение учетной документаци и. Состав фондов Структура фондов Основной и научно- вспомогательны й фонды, обменный, дуплетный фонды, Книга учета, картотеки., 50- 51- 52 Акты приема и Условия хранения фондов Объяснительно- иллюстративный Ведение учетной документаци переда чи музейн ых предме тов Практи ческое занятие : заполне ние докуме нтации музея 53- 54- 55- 56 запасники и. Книга учета, картотеки Основной и научно- вспомогательны й фонды, обменный, дуплетный фонды Практическое выполнение заданий по классификации источников Ведение учетной документаци и Тема 7. Экспозиции школьного музея (6 часа) Экспонат- главная структурная единица экспозиции. Тематико- экспозиционный план, проект, Частично-поисковый Составление проектов экспозиций 57- 58 Концеп ция и художе ственн ый замысе л экспози ции. Главные структурные единицы выставки План и проект выставки Частично-поисковый Составление проектов выставок Экспонаты и выставки, принципы их создания и методы решения проектов . Тематико- экспозиционный план, проект, Объяснительно- иллюстративный Составление проектов экспозиций и выставок 59- 60 61- 62 Выстав ка, возмож ности ее организ ации в условия х школы. Практи ческое занятие : Выстав ка ко дню Победы «Ветера н – имя твое бессмер тно!» Тема 8. Массовая и экскурсионная работа школьного музея. (2 часа) Работа с аудиторией, формы массовой работы . Экскурсия, лекция, беседа. Урок в музее, консультация, встреча, праздник. Объяснительно- иллюстративный Составление текста экскурсии, рецензия на рассказ экскурсовода 63- 64 Встреча с ветеран ами «Жертв ы полити ческих репресс ий» Частично-поисковый Навыки работы с литературны ми источниками Раздел 9 Литературные источники по краеведению и музееведению (4 часа) 65- 66- 67- 68 Путеводители по специальной и методической литературе. Библиотеки, архивы, личные собрания, аннотирование, выписки, конспекты. Практи ческое занятие в сельско й библиот еке . Принци пы и приемы работы с каталог ами.

Рабочая программа школьного музея "Истоки"

Рабочая программа школьного музея "Истоки"

Рабочая программа школьного музея "Истоки"

Рабочая программа школьного музея "Истоки"

Рабочая программа школьного музея "Истоки"

Рабочая программа школьного музея "Истоки"

Рабочая программа школьного музея "Истоки"

Рабочая программа школьного музея "Истоки"

Рабочая программа школьного музея "Истоки"

Рабочая программа школьного музея "Истоки"

Рабочая программа школьного музея "Истоки"

Рабочая программа школьного музея "Истоки"

Рабочая программа школьного музея "Истоки"

Рабочая программа школьного музея "Истоки"

Рабочая программа школьного музея "Истоки"

Рабочая программа школьного музея "Истоки"

Рабочая программа школьного музея "Истоки"

Рабочая программа школьного музея "Истоки"

Рабочая программа школьного музея "Истоки"

Рабочая программа школьного музея "Истоки"

Рабочая программа школьного музея "Истоки"

Рабочая программа школьного музея "Истоки"

Рабочая программа школьного музея "Истоки"

Рабочая программа школьного музея "Истоки"

Рабочая программа школьного музея "Истоки"

Рабочая программа школьного музея "Истоки"

Рабочая программа школьного музея "Истоки"

Рабочая программа школьного музея "Истоки"

Рабочая программа школьного музея "Истоки"

Рабочая программа школьного музея "Истоки"

Рабочая программа школьного музея "Истоки"

Рабочая программа школьного музея "Истоки"

Рабочая программа школьного музея "Истоки"

Рабочая программа школьного музея "Истоки"

Рабочая программа школьного музея "Истоки"

Рабочая программа школьного музея "Истоки"

Рабочая программа школьного музея "Истоки"

Рабочая программа школьного музея "Истоки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2017