РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"
Оценка 4.9

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

Оценка 4.9
Документация
doc
обществознание
10 кл—11 кл
08.02.2017
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации; • воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; • овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина; • овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства; • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.
СПО 9кл общест. программа 108.doc
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Яковлевский политехнический техникум  г. Строитель Белгородской области РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 2015 Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального  государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего  профессионального образования (далее ­ СПО) 23.02.03 Техническое обслуживание и  ремонт автомобильного транспорта. Организация­разработчик:  ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Яковлевский политехнический техникум   г. Строитель Белгородской области. Разработчики: ­ Вавилова В.А., методист ОГАПОУ Яковлевский политехнический техникум  г. Строитель Белгородской области ­ Бабынин Сергей Анатольевич, преподаватель истории и обществознания ОГАПОУ   Яковлевский политехнический техникум г. Строитель Белгородской области   СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 3 4 14 16 1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ. 2 1.1. Область применения рабочей программы. Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной  профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности   СПО 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной  образовательной программы: технический. 1.2. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:  развитие личности в период ранней юности, ее духовно­нравственной и  политической культуры, социального поведения, основанного на уважении  принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и  самореализации; воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности,  толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим  ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для  успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных  социальных ролей человека и гражданина; овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности,  необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;     формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения  типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной  деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных  национальностей и вероисповеданий, в семейно­бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом. 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной  дисциплины:       максимальной учебной нагрузки обучающегося ­ 162 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  ­ 108 часов; самостоятельной работы обучающегося –  54 часа. 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  в том числе:      лабораторные занятия      практические занятия      контрольные работы      курсовая работа (проект) (если предусмотрено) Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе:   ­ выполнение домашнего задания; ­  подготовка к практической  работе с использованием методических  рекомендаций, оформление практической работы, отчета по  практической работе, подготовка к защите. Итоговая аттестация в форме:    ­ Дифференцированный зачёт Объем часов 162 108 ­  10 10 ­ 54      2.2 СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. Введение Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Методы исследования.  Значимость социального знания. 1. НАЧАЛА ФИЛОСОФСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ  И ОБЩЕСТВЕ 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид,  личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Формирование характера, учет особенностей характера в общении и  профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. Социализация  личности. Самосознание и социальное поведение.   Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих  знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления. Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны самого человека и  внешние – со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия.  Гражданские качества личности. Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и  взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности  самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды.  Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи. Причины и  истоки агрессивного поведения. Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной  деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение. 4 1.2. Общество как сложная система Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и  элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества,  их функции. Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной,  информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы  социального изменения. Понятие общественного прогресса. Смысл и цель истории.  Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное  (информационное). Особенности современного мира. Современные войны, их опасность для  человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и  гуманитарные аспекты глобальных проблем. 2. ОСНОВЫ ЗНАНИЙ О ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА 2.1. Духовная культура личности и общества Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в  общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура –  продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы  духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных  установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных  культур. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным  ценностям. 2.2. Наука и образование в современном мире Наука. Естественные и социально­гуманитарные науки. Значимость труда ученого,  его особенности.  Ответственность ученого перед обществом. Образование как способ передачи знаний и опыта.  Роль образования в жизни  современного человека и общества. Система образования в Российской Федерации.  Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование.  Дополнительные образовательные услуги, порядок их предоставления. 2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной     культуры Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и  совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в  современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации. Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств. 3. ЭКОНОМИКА 5 3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности.  Ограниченность ресурсов. Факторы производства. Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем:  традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика. Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы  семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения. 3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения.  Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная  конкуренция. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность  труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники  финансирования бизнеса. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга.       Функции государства в экономике. Виды налогов. Государственные расходы.  Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики  государства. 3.3. ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки,  инфляция Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические  циклы. Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда.   Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия. Деньги. Процент. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции  коммерческих банков.   Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры.  Основы денежной политики государства 3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной  экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и  ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой  экономике. Организация международной торговли. Государственная политика в области  международной торговли. Глобальные экономические проблемы. 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 4.1. Социальная роль и стратификация. Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная  стратификация. Социальная мобильность. Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте.  Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе. Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности. 4.2. Социальные нормы и конфликты 6 Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм  девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная  и личностная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов.  Пути разрешения социальных конфликтов. 4.3. Важнейшие социальные общности и группы Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические,  профессиональные, поселенческие и иные группы. Молодежь как социальная группа.   Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты,  пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской  Федерации. Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Проблема неполных семей.  Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. 5. ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ 5.1. Политика и власть. Государство в политической системе Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление.  Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство  как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального  назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование  надгосударственных институтов – основные особенности развития современной  политической системы. Формы государства: формы правления, территориально­государственное  устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее  основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и  традиций.   Правовое государство, понятие и признаки. 5.2. Участники политического процесса Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и  его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия.  Политическое лидерство. Политическая элита, особенности ее формирования в  современной России. Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Становление  институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации. Отличительные черты выборов в демократическом обществе.   Избирательная  кампания в Российской Федерации. Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно­ политические системы: консерватизм, либерализм, социал­демократия, коммунизм.  Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ  на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации,  распространяемой по каналам СМИ. 6. ПРАВО 6.1. Правовое регулирование общественных отношений 7 Юриспруденция как общественная наука. Цели и задачи изучения права в  современном обществе. Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права:  основные институты, отрасли права. Частное и публичное право. Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во  времени, в пространстве и по кругу лиц. Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение.  Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи. 6.2. Основы конституционного права Российской Федерации Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного  строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации.  Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное  самоуправление. Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской  Федерации. Адвокатура. Нотариат. Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. Основные конституционные права и обязанности граждан в России. Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Формы и  процедуры избирательного процесса. Право на благоприятную окружающую среду. Юридическая ответственность за  экологические правонарушения. Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы.   Права и обязанности налогоплательщика. 6.3. Отрасли российского права Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица. Гражданско­правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской  деятельности. Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги.  Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности:  купля­продажа, мена, наследование, дарение. Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты  имущественных и неимущественных прав.  Защита прав потребителей. Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения  брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и  детей. Опека и попечительство.    Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные  учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных  услуг. Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы  трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок  заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности  несовершеннолетних. 8 Коллективный договор. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Административное право и административные правоотношения. Административные  проступки. Административная ответственность. Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние.  Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной  ответственности несовершеннолетних.   6.4. Международное право Международное право. Международное гуманитарное право. Международная  защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Виды самостоятельных работ: – работа с источниками социальной информации (философскими, научными,  публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами; – анализ типичных социальных ситуаций, решение познавательных задач с  актуальным социальным содержанием; – определение алгоритма поведения в социальных ситуациях, исполнения основных  социальных ролей; личности; явлениях общественной жизни; студентов. – выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов  – изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и  – решение отдельных социальных ситуаций с учетом личного социального опыта Примерные темы рефератов Общество и его регуляторы. Право – воплощение справедливости и добра. Правовое регулирование хозяйственной деятельности. Права потребителей. Конституция РФ – основной закон жизни государства. Федерализм в России: прошлое, настоящее, перспективы развития. Свободные выборы – утопия или реальность. Демократия – за и против. Политические партии и лидеры современной России. Молодежь и ее роль в современной политике. Политические реформы в современной России. Экономические реформы в Российской Федерации.   Предпринимательство.   Конкуренция и ее роль в рыночной экономике. Социально­регулируемое рыночное хозяйство.                                                         9 Наименование  разделов и тем Раздел I.   ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная  работа обучающихся, курсовая работ (проект)  Человек как творец и творение культуры Содержание учебного материала Введение: Обществознание как наука. Сферы общественной жизни. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Мышление и деятельность. Понятие культуры. Многообразие культур. Потребности и интересы. Виды человеческих знаний.  Мировоззрение. Понятие истины, ее критерии. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально­гуманитарные науки. Религия. Искусство. Мораль. Право. Лабораторные занятия Практическое занятие: Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Контрольная работа №1: «Человек». Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение домашнего задания по Разделу 1.  Анализ документа при подготовке к практическому занятию. Раздел II. Тема .2.1. Общество  Содержание учебного материала Общество как сложная динамическая система Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и  общественные отношения. Основные институты общества. Многовариантность общественного  развития. Понятие общественного прогресса. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов  XXI века. Лабораторные занятия Контрольная работа №2: « Общество как система».   Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение домашнего задания по теме 2.1. Тема 2.2  Человек и  Содержание учебного материала Объем  часов 16 16       ­ 1 1 8 40 7 ­ 1 4 13 Уровень  освоения       ­ 2 3 2 ­ 3 2 экономика Тема 2.3  Социальные  отношения   Экономика и экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы. Спрос и  предложение. Рыночные структуры. Постоянные и переменные затраты. Основные источники  финансирования бизнеса. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Банковская система.  Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда. Безработица и  государственная политика в области занятости. Роль государства в экономике.  Государственный бюджет. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие.  Мировая экономика.  Глобальные экономические проблемы. Лабораторные занятия Практические занятия:  Экономика. Рыночная экономика. Экономическая культура. Контрольная работа №3: «Человек и экономика». Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение домашнего задания по теме 2.1.  Доклад, реферат при подготовке к практическому занятию. Содержание учебного материала Социальные группы. Социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальный конфликт.  Виды социальных норм. Социальный контроль.  Молодёжь как социальная группа, особенности  молодёжной субкультуры. Этнические общности. Межнациональные отношения, социальные  конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской  Федерации. Семья и брак. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Лабораторные занятия Практические занятия:  Социальная мобильность. Можно ли жить без правил. Социальное развитие и молодежь. Контрольная работа №4: «Социальные отношения». Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение домашнего задания по теме 2.3. Анализ документа при подготовке к практическому занятию. Содержание учебного материала ­  2 3 2 ­ 2 3 2 ­ 2 1 7  9 ­ 2 1 5  11 Тема 2.4 Политика  как общественное  явление   Раздел III.   Раздел IV. Понятие власти. Государство, его функции. Политическая система. Типология политических  режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Гражданское общество и государство. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. Политические партии и движения. Средства массовой информации в политической системе  общества. Политическая идеология. Политический процесс. Избирательная кампания в Российской  Федерации. Лабораторные занятия Практические занятия:  Правовое государство и его типы. Контрольная работа №5: «Человек в политической системе».  Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение домашнего задания по теме 3.1 Анализ документа при подготовке к практическому занятию. Контрольная работа №6 (Практикум): «Человек и современное общество». Право Содержание учебного материала Право как система. Источники права. Правоотношения и правонарушения. Методы предупреждения правонарушений. Методы профилактики правонарушений. Предпосылки правомерного поведения. Лабораторные занятия Контрольная работа №7: «Человек и право». Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение домашнего задания  к Разделу I.  Анализ документа при подготовке к практическому занятию. Человек и экономика Содержание учебного материала Наука и хозяйство. Экономический рост и развитие. Рыночные отношения в экономике. Фирмы в  экономике. Предпринимательская деятельность. Успех в бизнесе Экономика и государство. Финансы в экономике. Занятость и безработица. Мировая экономика. Человек в системе  экономических отношений. Лабораторные занятия Практические занятия: Рыночные отношения в экономике. Предпринимательская  деятельность. Человек в системе экономических отношений.  Контрольная работа №8: «Человек и экономика». ­ 1 1 5 1 8 8 ­ 2 4 13 13 ­ 2 2 ­ 2 3 2 3 ­ 3 2   ­ 2 3 Раздел V. Раздел VI. Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение домашнего задания  к Разделу II.  Анализ документа при подготовке к практическому занятию. Человек в системе общественных отношений Содержание учебного материала Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль. Социальные  роли в юношеском возрасте. Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное  поведение. Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение и его типы. Общественная значимость и личностный смысл образования. Рациональное экономическое  поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина. Человек в политической  жизни.  Контрольная работа №9: «Социально­политическая и духовная жизнь личности». Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение домашнего задания к Разделу  III. Правовое регулирование общественных отношений Содержание учебного материала Право в системе социальных норм.  Гражданство в Российской Федерации. Права и обязанности  гражданина РФ. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты.  Субъекты и  организационно­правовые формы гражданского права. Правовое регулирование семейных  отношений. Порядок оказания образовательных услуг. Занятость и трудоустройство.  Особенности  административной юрисдикции.  Особенности уголовного процесса.  Международная защита прав  человека.   Практические занятия: Гражданин Российской Федерации. Занятость и трудоустройство.  Уголовный процесс.   Контрольная работа №10: «Человек и  регулирование общественных отношений». Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение домашнего задания  к Разделу IV.  Анализ документа при подготовке к практическому занятию. Итоговое обобщение Человек и экономика. Проблемы социально­политической и духовной жизни.  Человек и закон. Дифференцированный зачёт 8 11 11 2 5 14 14 2 1 8 2 2 2  108 2 3 2 2 3 2 3 3 3 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально­техническому обеспечению  Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Истории и  обществознания». Оборудование учебного кабинета:                                                                                          ­  посадочные места по количеству обучающихся;                                                                            ­ рабочее место преподавателя;                                                                                                  ­  комплект учебно­наглядных пособий «Обществознание». Технические средства обучения:   компьютер с выходом в сеть Интернет; ­ видеопроектор; ­ презентации;  видеофильмы; ­ электронные пособия. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет­ресурсов, дополнительной  литературы. Интернет­ресурсы:  http://fp.edu.ru/p1.html (Интернет­справочник «Все об учебниках») www.fihi.ru (Федеральный институт педагогических измерений) http:// www.rustest.ru (Федеральный центр тестирования) http://www.educom.ru – Департамент образования города Москвы  http://www.mioo.ru – Московский институт открытого образования;  www.omczo.org ( Окружной методический центр) http://www.drofa.ru/documents/9405/history.pdf (издательство «Дрофа») http://www.russkoe­slovo.ru/catalog2005/o_umk10.shtml (издательство «Русское слово») http://www.prosv.ru/Attachment.aspx?Id=7482 (издательство «Просвещение») http://www.vgf.ru/tabid/114/Default.aspx(издательство «Вентана­Граф») http://www.mnemozina.ru/work/catalog/253/266(издательство «Мнемозина»)  Основные источники:  1. Методика преподавания обществоведения: учебник для студентов педвузов / под  ред. Л. Н. Боголюбова. – М., 2002. 2. Учебник ­ Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл.  общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и  А. Ю. Лазебниковой. – М., 2014. 3. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы.  Обществознание. – М., 2006. 4. Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10–11 кл.: в 4 ч. – М., 2007. 5. Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11 кл.  общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М.,  2002. 6. Кишенкова О.В., Лискова Т.Е. Обществознание. Старшая школа. Сборник тестовых  заданий для тематического и итогового контроля. – М., 2006. 7. Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: учебник.     – М., 2008 8. Учебно­тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному  экзамену. Обществознание. – М., 2003–2009. Нормативные правовые акты 1. Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993г. – М.,  2005. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51­ ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118­ФЗ)) // СЗ РФ. –1994. – № 32. – Ст. 3301. 3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996г. № 14 (в  ред. от 24.07.2007 № 218­ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5.   – Ст. 410. 4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное  право» от 26 ноября 2001. № 146­ФЗ от 03.06.2006 № 73­ФЗ, с изм., внесенными  Федеральным законом от 29.12.2006 № 258­ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552. 5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 № 231­ФЗ СЗ  РФ , 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496. 6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138­ ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214­ФЗ) // СЗ РФ. – 2002.  – № 46. – Ст. 4532. 7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63­ФЗ (в ред. ФЗ от  24.07.2007 № 214­ФЗ)) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954. 8. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от  24.07.2007 № 218­ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1. 9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197­ФЗ // СЗ РФ. – 2002.  – № 1. – Ч. 1. – Ст. 3. 10. Уголовно­процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001г. № 174­ ФЗ (в ред. От 24.07.2007 № 214­ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 52. – Ч.1. – Ст. 4921. 15 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ       Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем  в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.       Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине,  обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля  индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний,  умений и навыков.  Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических  занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися  индивидуальных заданий, проектов, исследований. Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной  дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся  до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.  Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными  учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС). ФОС включают в себя педагогические контрольно­измерительные материалы,  предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных  образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы). Формы и методы  контроля и оценки  результатов обучения  ­ тестовый контроль; ­оценка результатов  выполнения практических  работ; ­оценка результатов  устного чтения; ­оценка выполнения  домашней работы,  контрольных  работ.   Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Умения:   характеризовать основные социальные объекты, выделяя их  существенные признаки, закономерности развития; анализировать актуальную информацию о социальных объектах,  выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия  между существенными чертами и признаками изученных  социальных явлений и обществоведческими терминами и  понятиями; объяснять причинно­следственные и функциональные связи  изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и  природной среды,      общества и культуры, взаимосвязи подсистем  и элементов общества); раскрывать на примерах изученные теоретические положения и  понятия социально­экономических и гуманитарных наук; осуществлять поиск социальной информации, представленной в  различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма,  аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных  оригинальных текстов (правовых, научно­популярных,  публицистических и др.) знания по заданным темам;  систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную  социальную информацию; различать в ней факты и мнения,  аргументы и выводы; оценивать действия субъектов социальной жизни, включая  личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; формулировать на основе приобретенных обществоведческих  знаний собственные суждения и аргументы по определенным  проблемам; подготавливать устное выступление, творческую работу по  социальной проблематике; применять социально­экономические и гуманитарные знания в  процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам; использовать приобретенные знания и умения в практической  деятельности и повседневной жизни для: успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного  взаимодействия с различными социальными институтами; совершенствования собственной познавательной деятельности; критического восприятия информации, получаемой в  межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной  социальной информации; решения практических жизненных проблем, возникающих в  социальной деятельности; ориентировки в актуальных общественных событиях, определения  личной гражданской позиции; предвидения возможных последствий определенных социальных  действий; оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения  морали и права; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного  выполнения гражданских обязанностей. Знания:   знать/понимать биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы  социализации личности, место и роль человека в системе  общественных отношений; тенденции развития общества в целом как сложной динамичной  системы, а также важнейших социальных институтов; необходимость регулирования общественных отношений, сущность  социальных норм, механизмы правового регулирования; особенности социально­гуманитарного познания; КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (КИМ). 17 Контрольная работа №1: «Человек». Тесты. I) К социальным относятся потребности человека в 1) отдыхе  2) пище  3) воде  4) общении  II) Познавательная деятельность в отличие от трудовой  1) предполагает наличие цели 2) направлена на постижение истины 3) требует специальной подготовки 4) носит полезный характер III)   Деятельность,   результатом   которой   является   создание   новых   материальных   и духовных ценностей, – это  1) общение  2) понимание 3) творчество  4) познание IV) Самопознание направлено на  1) познание общественных норм и ценностей 2) отражение объективной действительности 3) осознание своих возможностей 4) познание законов прекрасного V) Верны ли следующие суждения об истинном знании? Истинным является всякое знание, А. разделяемое большинством людей. Б. подтвержденное практикой. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А, и Б 4) оба суждения неверны VI) И человек, и животные способны 1) использовать предметы природы 2) изготавливать орудия труда с помощью других орудий труда 3) передавать трудовые навыки последующим поколениям 4) осознавать собственные потребности VII) У таких видов человеческой деятельности, как общение и игра, общим является то, что они 18 1) допускают использование определённых правил или норм 2) предполагают обязательное наличие партнёра 3) носят условный характер 4) предписывают обязательное соблюдение ритуалов VIII) Верны ли следующие суждения об истине? А. Истинны только те знания, которые получены экспериментальным путем. Б. Истинны только те знания, которые соответствуют моральным представлениям людей. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны IX) Человек, в отличие от животного, обладает способностью 1) действовать сообща с себе подобными 2) видеть цель своих действий 3) обучать потомство 4) защищаться от опасности X) Для какой деятельности характерно обобщение свойств вещей в понятиях?  1) материально­производственной 2) социально­преобразовательной 3) духовно­практической 4) духовно­теоретической XI) Конституция РФ была принята 1) Федеральным Собранием 2) думским комитетом 3) Государственным Советом 4) всенародным референдумом интересы XII) Найдите в приведенном ниже списке проявления, отражающие социальную  природу человека, и обведите цифры, под которыми они указаны. 1) 2) мировоззрение 3) задатки 4) умения 5) наследственность 6) идеалы Обведенные цифры запишите в порядке возрастания. Ответ: _______________________________________________ 19 XIII) Под культурой в наиболее общем смысле понимается  1)  2)  3)  4)  уровень воспитанности  вся преобразовательная деятельность человека  производство материальных ценностей  художественное творчество  XIV) Эмпирический и теоретический уровни знания присущи  1) 2) 3) 4) любому виду познания  научному познанию  обыденному познанию  рациональному познанию  XV)   Внутренняя   (психическая)   и   внешняя   (физическая)   активность   человека, регулируемая сознанием, называется   1) 2) 3) 4) действием  потребностью  деятельностью  поступком  XVI) Ниже приведены качества, присущие человеку. Все они, за исключением одного, имеют социальную природу.  Свобода, наследственность, интересы, убеждения, сознание, ответственность.  Найдите и укажите качество, «выпадающее» из общего ряда.  Ответ: _________________________ XVII) Качества личности проявляются в 1) чертах человека как биологического организма 2) наследственной предрасположенности 3) особенностях темперамента 4) социально­преобразующей деятельности XVIII) Верны ли следующие суждения о проявлении индивидуального и  общественного в человеке? А. Индивидуальное и общественное в человеке – результат биологической эволюции. Б. Индивидуальное и общественное развитие человека никак не связаны друг с другом. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Ключ к тесту: 20 1 4  2 2  3 3  4 1  5 2  6 1  7 1  8 4  9 2 10 4 11 4 14 2 15 2 16 2 17 4 18 1   13  2   12 1 2 4 6 Критерии оценивания результатов тестирования: 18–17 баллов – 5 «отлично». 16­15 баллов – 4 «хорошо». 14­11баллов – 3 «удовлетворительно». Менее 11 баллов – 2 «неудовлетворительно».   Контрольная работа №2: « Общество как система». Тесты. А) Обществом в широком смысле слова называют 1) весь окружающий мир 2) совокупность форм объединения людей 3) группы, в которых происходит общение 4) взаимодействие людей в повседневной жизни Б) Какая пара слов пропущена в следующей фразе? «Осушение людьми заболоченных земель является примером взаимодействия ...» 1) цивилизации и культуры 2) гражданина и государства 3) производства и потребления  4) общества и природы В) Связь всех сфер жизни общества  1) 2) 3) 4) вытекает из целостности общества как системы достигается политической борьбой обеспечивается идеологической работой устанавливается законодательным путем Г) Верны ли следующие суждения об обществе и культуре? А. Материальные   условия   жизни   общества   оказывают   влияние   на   нормы   поведения человека. Б. Культура общества не зависит от социально­экономических условий его жизни. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А, и Б 4) оба суждения неверны Д) Человека от животного, в частности, отличает наличие  1) кровообращения  2) речи  3) 4) зрения  слуха                                     21 Е) Верны ли следующие суждения об источнике объективных знаний? Источником объективных знаний  А. является только разум.  Б. являются только чувства. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А, и Б 4) оба суждения неверны Ж) Какая из  перечисленных ниже  наук дает наиболее общие знания об обществе и человеке? 1) экология  2) философия 3) правоведение 4) политология З) Согласно Конституции РФ, высшей ценностью в Российской Федерации является 1) земля и другие природные ресурсы 2) человек, его права и свободы 3) государственная власть 4) частная собственность И) Деятельность человека и поведение животного характеризуются  1) выдвижением целей 2) механизмом самоконтроля 3) осознанным выбором средств 4) удовлетворением потребностей К) Верны ли следующие суждения о свободе человека?  А. Свобода человека является синонимом вседозволенности.  Б. Свобода человека невозможна в условиях общественных связей и взаимодействий. 1) Верно только А. 2) Верно только Б. 3) Верны оба суждения. 4) Оба суждения неверны. Л) Среди перечисленных наук функции и формы государственной власти изучает  1) экономика 2) социология 3) культурология 4) политология Н) Все, что создано человеком, в своей совокупности называется  22 1) обществом 2) культурой 3) искусством 4) наукой О) Установите соответствие между областями культуры и особенностями  деятельности в этих областях: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ стремление к достоверности обоснованность предположений субъективность образное отражение реальности 1) 2) 3) 4) ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ наука искусство А) Б) 1 2 3 4 П) Верны ли следующие суждения о взаимодействии сфер общественной жизни? А. Процессы, происходящие в одной сфере общественной жизни, как правило, не  влияют на процессы, происходящие в других ее сферах. Б. Выдающиеся произведения искусства могут создаваться в периоды экономических  кризисов и политических потрясений. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 23 Р) К потребностям человека, обусловленным его биологической природой, относятся  потребности в 1) самосохранении 2) самореализации 3) самопознании 4) самообразовании С) Культура, в широком смысле слова, – это 1) сложные формы поведения человека и животных 2) все, что относится к деятельности в сфере искусства 3) степень воспитанности определенного человека 4) вся преобразовательная деятельность человека и ее результаты Т) Семья, в отличие от других малых групп, характеризуется  1) кровнородственными отношениями 2) повседневным взаимодействием 3) устойчивыми связями 4) общими традициями Ключ к тесту: А 2 Б 4 В 1  Г 1 Д 2 Е Ж 4 2 З 2 И 4 К 4 Л 4 Н 2 П 2 Р 1 С 4 Т 1   О 1а 2а 3б 4б Критерии оценивания результатов тестирования: 17–16 баллов – 5 «отлично». 15­14 баллов – 4 «хорошо». 13­11баллов – 3 «удовлетворительно». Менее 11 баллов – 2 «неудовлетворительно».  Контрольная работа №3: «Человек и экономика». Словарный диктант. Дать определение следующих понятий: Экономика. Экономическая система. Рыночная экономика. Экономическая свобода.  Экономическая культура. Экономические знания. Экономические отношения.  Экономический интерес. Экономическая политика. Предпринимательская деятельность.  Свободная конкуренция. «Цивилизованный рынок». Уровень жизни. «Шведская модель».  Экономическая ответственность. Контрольная работа №4: «Социальные отношения». 24 Эссе. Темы эссе: … Социальная структура обладает двойственным характером, если рассматривать ее с  точки зрения человека. С одной стороны, она поддерживает рациональную, разумную  деятельность, внушает уверенность в прочности устоев жизни и общества в целом. В этом  смысле социальная структура обладает как бы терапевтическими свойствами, т. е.  указывает нам на присутствие своего рода норм и идеалов, она «врачует» униженных и  оскорбленных и стимулирует «сильных» на дальнейший рост. С другой стороны,  социальная структура выступает в качестве жесткого ограничения возможного в обществе,  она требует, «давит», наказывает и даже уничтожает (как в социальном, так и в  физическом отношении) тех, кто ей сопротивляется. … Конституция "признает высшую ценность человека, его права и свободы, устанавливает  основы демократического устройства России и обязывает государство на деле соблюдать и защищать эти базовые ценности. … Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного  положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к  общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы  ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или  религиозной принадлежности. … Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка как  смерть, любовь; люта как преисподняя, ревность; стрелы её – стрелы огненные. … Взаимоотношения поколений никогда и нигде не являются и не могут быть абсолютно  равными, симметричными; родители, старшие обучают и воспитывают младших,  приобщают их к унаследованной от прошлого культуре и в дальнейшем передают им это  наследие. Но историческая преемственность реализуется только через многообразие и  изменение, в котором младшие играют весьма активную роль... Контрольная работа №6 (Практикум): «Человек и современное общество».     Работа с презентацией. 1. Сферы общественной жизни: А. Политическая  Б. Экономическая   В. Социальная        Г. Духовная   1. Мобильность       8. Мораль              15. Маргиналы   2. Президент            9. Прибыль           16. Предприятие   3. Собственность    10. Конституция   17. Школа   4. Искусство            11. Религия            18. Выборы   5. Госдума               12. Молодежь        19. Рабочий класс   6. Авторитет            13. Партия             20. Наука   7. Производство      14. Зарплата 25 2. Философии древности: А. Ведизм   Б. Конфуцианство   В. Даосизм   Г. Платон и Аристотель        1. Лао Цзы                             9. Учение о пути        2. «Знание»                           10. Древняя Индия        3. Древняя Греция                11. Философ и ученик        4. Сын Неба                          12. Чиновник­рыцарь        5. Великан Пуруша              13. Жертвоприношение        6. « У вэй»                             14. Инь и Ян        7. Рабы и граждане               15. Стражи­защитники        8. Моральный кодекс           16. Религия спасения 3. Мировые религии: А. Христианство       Б. Ислам      В. Буддизм       1. Гуатама                      9. Библия       2. Дева Мария               10. Коран       3. Древняя Индия         11. Пасха       4. Аллах                         12. Мекка       5. Нирвана                     13.  Йога       6. Икона                         14. Благодатные истины       7. Арабы                        15. Крест       8. Мусульманин    4. Понятия и их определения:  1. Общество                          2. Культура  3. Философия  4. Дифференциация  5. Конституция  6. Демократия  7. Маргиналы  8. Экономика  9. Президент  10. Политика А. Народовластие Б. Деление людей на группы В. Глава республики Г. Социальный слой Д. Отделившаяся часть мира Е. Власть  и  управление Ж. Основной Закон З .Ценности общества И. Искусство  ведения хозяйства К. Общественная наука    1.Феодальная эпоха называется: А.Новое время   Б.Древний мир   В.Средневековье. 5. Выбери правильный ответ: 2. НТР – это : А.Революция   Б.Реализация    В.Резолюция. 26 3. Человек Нового времени  называется: А.Рабовладелец  Б.Феодал     В. Буржуа. 4. Экономика – это:  А. Природа    Б. Хозяйство   В. Общество. 5. Мобильность  дает  возможность:  А.Перехода   Б.Перерыва   В.Переоценки. 6. Люмпены – это:  А.Бизнесмены  Б.Управляющие   В.Люди социального дна. 7. Религия относится  к общественной сфере  жизни: А.Политической   Б.Духовной   В. Социальной. Эталоны ответов: 1) А.2  5  10  13  18  Б.3  7  9  14  16  В.1 6 12 15 19  Г.4 8 11 17 20 2) А.2  5  10  13   Б.4  8  12  16   В.1  6  9  14   Г.3  7  11  15 3) А.2  6  9  11  15   Б.4  7  8  10  12   В.1  3  5  13  14 4) 1д  2з  3к  4б  5ж  6а  7г  8и  9в  10е 5) 1в  2а  3в  4б  5а   6в  7б  Контрольная работа 9: «Социально­политическая и духовная жизнь личности». Словарный диктант. Дать определение следующих понятий: Государство    Выборы     Избиратель     Аппарат управления     Идеология Политическая партия    Федеральное Собрание     Президент    Конституция Разделение властей        Контрольная работа №10: «Человек и      регулирование общественных отношений». Тесты. 1. Политическая власть, в отличие от иных видов власти,  1) 2) 3) 4) представляет собой волевое действие  побуждает людей к определенным действиям  обращается с помощью права ко всем гражданам  является отношением между людьми и социальными группами  27 2. Что характерно и для мажоритарной, и для пропорциональной избирательных  систем?  1)  2)  выдвижение кандидатов списками от политических партий  создание одномандатных избирательных округов 3)  4)  формирование единого общенационального избирательного округа  тайная подача голосов избирателей во время голосования  3. Систему разделения властей в РФ характеризует  1)  2)  3)  4)  подчинение судей парламенту  подчинение Правительства РФ Государственной Думе  самостоятельность каждой из ветвей власти  соединение исполнительной и законодательной власти в одном органе  4. Верны ли следующие суждения о выборах высших органов власти РФ?  А.  Президента РФ избирают голосованием обеих палат Федерального собрания.  Б.  1)  2)  3)  4)  Выборы   депутатов   Государственной   Думы   осуществляются   на   альтернативной основе.  верно только А  верно только Б  верны оба суждения  оба суждения неверны    5.   Основной   особенностью   норм   права,   в   отличие   от   других   социальных   норм, является то, что они  1)  2)  3)  4)  устанавливаются государством  складываются в течение жизни нескольких поколений  регулируют отношения в сфере власти  устанавливают справедливость  6. Вынесение вотума недоверия правительству является функцией  1)  2)  3)  4)  президентской администрации  прокуратуры  парламента  судебной власти  7. Верны ли следующие суждения о российском судопроизводстве?  В России любой судебный процесс является открытым.  А.  Б.  Гласность   и   открытость   системы   судопроизводства   является   одним   из признаков демократического государства.  1)  2)  3)  4)  верно только А  верно только Б  верны оба суждения оба суждения неверны  8. Функцией государства в рыночной экономике является  1) увеличение числа частных предприятий 2) 3) 4) поддержка стабильности рыночных цен  регулирование обмена  обеспечение защиты прав собственности  9. Правовые нормы, в отличие от других социальных норм,  1)  2)  3)  4)  опираются на силу общественного мнения  обеспечиваются силой государственного принуждения  поддерживаются моральным сознанием  осваиваются в процессе социализации  10. Что относится к институтам политической системы?  1)  2)  3)  4)  политические организации, главной из которых является государство  совокупность   отношений   и   форм   взаимодействия   между   социальными   группами   и индивидами  нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь общества  совокупность различных по своему содержанию политических идей  11. Правовое государство отличает от других государств  1)  2)  3)  4)  взаимная ответственность государства и личности  верховенство судебной власти над законодательной и исполнительной  принятие и исполнение законов одними и теми же органами  наличие органов местного самоуправления  12. Действующая Конституция РФ была принята  1)  2)  3)  4)  Советом Федерации  Государственной Думой  Государственным Советом  всенародным голосованием  13. Дела о соответствии нормативных актов Конституции РФ разрешает только  1)  2)  3)  4)  Верховный Суд  Арбитражный Суд  Конституционный Суд  Верховный суд республики в составе РФ  14. Высшая законодательная власть в РФ принадлежит  1)  2)  3)  4)  Правительству  Администрации Президента  Верховному Суду  Федеральному Собранию  15. Найдите в приведенном ниже списке характерные признаки правонарушений и обведите цифры, под которыми они указаны.  1) общественно опасное деяние  29 2) 3) 4) 5) 6) неэтичное деяние  виновное деяние  безнравственное деяние  безрассудное деяние  противоправное деяние  государственного планирования государственного заказа 16. Рынок регулирует экономику через механизм 1) налогообложения 2) свободных цен 3) 4) 17. Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и ее независимость  во внешней политике – это 1) политический режим 2) форма правления 3) форма административного устройства 4) 18. В приведенном перечне действий дисциплинарным проступком является 1) невыполнение правил, предусмотренных Уставом школы  2) отказ уступить место пожилому человеку в транспорте 3) распитие пива на детской площадке 4) кража кошелька у прохожего государственный суверенитет Ключ к тесту: 1 3  2 1  3 4  4 2  5 1  6 3  7 2  8 4  9 2 10 1 11 4 12 4 13 3 14 4 16 2 17 1 18 1   15 1 3 6 Критерии оценивания результатов тестирования: 18–17 баллов – 5 «отлично». 16­15 баллов – 4 «хорошо». 14­11баллов – 3 «удовлетворительно». Менее 11 баллов – 2 «неудовлетворительно».   30 Областное государственное  автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Яковлевский политехнический техникум»  РАССМОТРЕНО  на МК гуманитарного цикла Протокол методической комиссии От «____»___________20____г. № Председатель МК _____________/________________ Разработал: Бабынин С.А. «_____»_______________20_____г. УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора  по учебной работе ____________/______________ «_____»_______________20_____г.                          Контрольно – измерительные материалы                          учебной дисциплины «Обществознание»                          по профессии:                  270802.09 Мастер общестроительных работ;                   190631.01 Автомеханик;                   270802.10 Мастер отделочных строительных работ;                       270802.08  Мастер сухого строительства;                   130401.01 Ремонтник горного оборудования. Инструкция: выбери правильный ответ. 1. Общество – это: А) движение от менее совершенного к более совершенному; Б) способы взаимодействия и формы объединения людей; В) часть природы; Г) весь материальный мир. 2. К какой сфере относятся производство, конкуренция, рынок? А) экономическая; Б) социальная; В) политическая; Г) духовная. 3. К какой сфере относятся религия, искусство, образование? А) экономическая; Б) социальная; В) политическая; Г) духовная. 4. К какой сфере относятся министерства, органы местного самоуправления,  президент? А) экономическая; Б) социальная; В) политическая; Г) духовная. 5. И человеку, и животному свойственны потребности: А) в самореализации; Б) в самосохранении; В) в самопознании; Г) в самообразовании. 31 6. В отличие от животного человек способен: А) реагировать с помощью органов чувств; Б) вырабатывать условные рефлексы; В) удовлетворять потребности; Г) предвидеть результаты своих действий. 7. Какой из названных признаков характеризует индустриальное общество? А) ведущая роль сельского хозяйства; Б) преобладание промышленности; В) слабый уровень разделения труда; Г) решающее значение сферы услуг в экономике. 8. К экологическим проблемам относится: А) опасность распространения ядерного оружия; Б) ухудшение здоровья людей; В) перенаселение ряда регионов; Г) исчезновение многих видов растений и животных. 9. Связь всех сфер жизни общества: А) вытекает из целостности общества как системы; Б) достигается политической борьбой; В) обеспечивается идеологической работой; Г) устанавливается законодательным путем. 10. Человека от животного, в частности, отличает наличие: А) кровообращения; Б) речи; В) зрения; Г) слуха. 11. Экономика – это наука, изучающая: А) мотивы поведения человека; Б) методы рационального хозяйствования; В) способы внедрения достижений науки и техники; Г) формы повышения квалификации работников. 12. Принадлежность материальных и духовных ценностей определенным лицам –  это: А) облигация; Б) приватизационный чек; В) акция; Г) собственность. 13. Основным признаком командной экономики является: А) производство товаров в соответствии с государственным планом; Б) управление экономикой рыночными методами; В) наличие экономической самостоятельности товаропроизводителей; 32 Г) многообразие форм собственности на средства производства. 14. Спрос и предложение на бытовую технику формируются на рынке: А) труда; Б) капитала; В) недвижимости; Г) товаров и услуг. 15. Основой экономической жизни общества является: А) регулирование социальных отношений; Б)  производство материальных благ; В)  разработка ресурсосберегающих технологий; Г)  взаимодействие государства и политических партий. 16. В рыночной экономике конкуренция производителей: А) приводит к снижению налогов; Б) ведёт к застою; В) увеличивает потребление; Г) уравновешивает спрос и предложение. 17. Если экономические проблемы решаются частично рынком, частично  государством, то экономика: А) смешанная; Б) рыночная; В) натуральная; Г) командно­административная. 18. Бюджетный дефицит возникает, как только: А) возрастают государственные расходы;  Б) сокращаются налоги; В) государственные расходы превышают государственные доходы; Г) государственные доходы превышают государственные расходы. 19. Какой термин отражает способность и желание людей платить за что­либо?  А) потребность;  Б) спрос; В) необходимость;  Г) желание. 20. К чему из ниже перечисленного относится экономический термин «предложение»? А) количество купленных товаров;  Б) количество проданных товаров; В) зависимость между количеством товара, представленного на рынке и его ценой;  Г) количество товара, которое необходимо продать для получения прибыли. 21. Какая из фирм будут располагать большей свободой действий при установлении  цен на свою продукцию?  А) одна из трех компаний данной отрасли; Б) единственный производитель товара, для которого существует множество заменителей; В) единственный производитель товара, для которого не существует заменителей; 33 Г) одна из трехсот фирм данной отрасли. 22. Прямой обмен товаров на товар без использования денег называется: А) бартер;  Б) безналичный расчёт; В) свободная торговля;  Г) несостоятельность рынка. 23. Назовите внешние признаки инфляции в экономике: А) растет цена рабочей силы, снижается предложение товара;  Б) растут цены на товары, падает реальная заработная плата; В) снижаются цены на товары;  Г) растут реальные доходы населения. 24. Если человек в трудоспособном возрасте не работает, он является безработным.  Это утверждение:  А) неверно;  Б) верно; В) верно в том случае, если человек активно ищет работу; Г) верно в том случае, если этот человек не учится. 25. Прямые налоги наряду с прочими включают:  А) налог с оборота;  Б) налог на наследование;  В) налог на добавленную стоимость;  Г) таможенные пошлины. 26. Форму правления, при которой глава государства избирается населением или  специальной избирательной коллегией, называют: А) монархия; Б) федерация; В) тирания; Г) республика. 27. Какой не может быть партийная система: А) однопартийная; Б) двухпартийная; В) многопартийная; Г) беспартийная. 28. Формой принятия законов или решения наиболее важных вопросов  государственной жизни путём всеобщего голосования является: А) референдум; Б) анкетирование; В) выборы; Г) согласие. 29. Объединение государств на договорной основе для достижения определенных  целей. Субъекты этой организационной структуры полностью самостоятельные  государства: 34 А) унитарное государство; Б)  содружество; В) конфедерация; Г) федерация. 30. Система способов и методов реализации власти – это: А) политический режим; Б) политическая система; В) государство; Г) форма правления. 31. Какие положения не относятся к признакам тоталитаризма: А) централизованная структура власти; Б) монопольная идеология; В) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; Г) единственная партия. 32. Скрытое правление небольшого числа богатых и благородных граждан  называется: А) демократией; Б)  тиранией; В) аристократической республикой; Г) олигархией. 33. Какой признак отличает республику от других форм правления? А) наличие главы государства; Б) выборность главы государства на определенный срок; В) передача верховной власти по наследству; Г) наличие аппарата управления. 34. Признаком правового государства является: А) публичная власть; Б) единство территории; В) разделение властей; Г) профессиональный аппарат управления. 35. Соблюдение норм права в отличие от других социальных норм обеспечивается: А) силой общественного мнения; Б) силой традиции; В) личными убеждениями человека; Г) силой государства. 36. Что из перечисленного ниже является примером правонарушения? А) гражданин С. отказался уступить место в транспорте женщине; Б) гражданин С. похитил вещь гражданина Т.; В) гражданин С. отказался аплодировать исполнителю концерта; Г) гражданин С. опоздал на театральный спектакль. 35 37. Конституцию как Основной Закон  государства характеризует то, что: А) положения, включаемые в нее, не могут быть изменены; Б) она принимается парламентом страны; В) ей должны соответствовать все нормативные акты; Г) она детально определяет нормы всех отраслей права. 38. К уголовным преступлениям в отличие от административного проступка  относится: А) изготовление, хранение и сбыт наркотиков; Б) переход улицы в неустановленном месте; В) безбилетный проезд в общественном транспорте; Г) нарушение правил пожарной безопасности. 39. Основная задача российского парламента (Федерального Собрания): А) разрабатывать и принимать законы; Б) обеспечивать исполнение государственного бюджета; В) выступать гарантом Конституции; Г) осуществлять правосудие. 40. Согласно Конституции РФ, высшей ценностью в Российской Федерации является: А) земля и другие природные ресурсы; Б) человек, его права и свободы; В) государственная власть; Г) частная собственность. 41. Молодежь как социальную группу отличают:      А) общность быта;      Б) сходные черты сознания и поведения; В) однородность, отсутствие дифференциации; Г) единство политических взглядов. 42. Тех, кто оказался на социальном дне, называют: А) кастами; Б) стратами; В) маргиналами; Г) люмпенами. 43. Элементом социальной структуры общества является: А) сословие; Б) партия; В) парламент;      Г) государство. 44. Социальная стратификация означает: А) разделение общества на группы, занимающие разное положение в обществе; Б)   поддержку малообеспеченных групп населения; В) усиление общественного контроля над различными социальными группами; Г)   повышение собственного социального статуса. 36 45. К восходящей социальной мобильности относится: А) с гражданской службы на военную; Б) с рядовой работы на руководящую должность; В) с государственного предприятия на частное; Г) из сельской местности в город. 46. Примером горизонтальной социальной мобильности является: А) получение очередного офицерского звания; Б) перевод на новую, лучше оплачиваемую должность; В) выход на пенсию; Г) переезд в другой город. 47. Деление общества на группы называется: А) социальным перемещением; Б) социальной дифференциацией; В) социальной адаптацией; Г) социальным поведением. 48. К социальным группам относятся: А) классы; Б) партии; В) общественно­политические движения; Г) производственные объединения. 49. Отражение и преобразование действительности в художественных образах лежит  в основе: А) науки; Б) искусства; В) производства; Г) образования. 50. Какая наука дает наиболее общие знания об обществе и человеке? А) экология; Б) правоведение; В) философия; Г) политология. 51. Деятельность, результатом которой является создание новых материальных и  духовных ценностей – это: А) общение; Б) понимание; В) творчество; Г) познание. 52. Культура, произведения которой рассчитаны на узкий круг знатоков, называется: А) народной; Б) массовой; В) национальной; Г) элитарной. 37 53. Непосредственно искусство характеризует признак: А) удовлетворение потребностей человека; Б) эстетическое освоение окружающего мира; В) установление законов развития общества; Г) отражение сущности природных и социальных явлений. 54. Искусство от других форм духовной деятельности отличает: А) влияние на все сферы общественной жизни; Б) решение фундаментальных проблем бытия; В) выявление законов человеческой психики; Г) образное восприятие окружающего мира. 55. Многообразие культур служит в современном мире проявлением: А) национальной изолированности; Б) национальной дифференциации; В) культурного застоя; Г) культурной глобализации. 56. Общим для научного и художественного творчества является: А) стремление к осмыслению действительности; Б) обоснованность предположений; В) стремление к достоверности; Г) формирование чувства прекрасного. 57. Какую функцию науки иллюстрирует создание и распространение устойчивых к  болезням и вредителям сортов растений: А) познавательно­объяснительную; Б) мировоззренческую; В) производительную; Г) социальную. 58. Какое из следующих понятий соответствует определению «Самостоятельная  работа по приобретению знаний о природе, обществе, личности»? А) самоанализ; Б) самообразование; В) самореализация; Г) самодеятельность. 59. Для художественного творчества обязательно: А) стремление к точному отражению действительности; Б) простота формы произведения; В) работа в творческом коллективе; Г) использование образно­символических средств. 60. Религия характеризуется тем, что: А) отражает действительность в образно­символической форме; Б) выполняет функцию социального управления; В) основывается на вере в сверхъестественное; Г) комплексно описывает и объясняет события и явления. 38 61. Массовая культура: А) появилась с развитием средств массовой информации; Б) сопровождает всю историю человечества; В) является продуктом тоталитарных обществ с их стремлением к контролю, в том числе и средствами культуры; Г) зародилась в Древнем Риме как зрелище для народа. 62. Проявлением, какой формы культуры являются фестиваль некоммерческого  кино, серия тематических концертов симфонической музыки? А)  массовой; Б) народной; В) экранной; Г) элитарной. 63. Произведения, создаваемые анонимными творцами, часто не имеющими  профессиональной подготовки, относятся к культуре: А) экранной; Б) народной;  В) массовой; Г) духовной. 64. Закон РФ «Об образовании» называет следующие ступени образования: А) дошкольное общее образование; Б) дошкольное, общее, профессиональное, дополнительное образование; В) дошкольное, начальное, профессиональное, дополнительное образование;

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2017