РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4 класс"Волшебный мир чтения»
Оценка 4.7

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4 класс"Волшебный мир чтения»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
чтение
4 кл
28.01.2017
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4 класс"Волшебный мир чтения»
Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной работы учащихся не только с учебником, но и с детскими книгами из доступного круга чтения
Внеурочная деятельность.Чтение.docx
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тип программы: комплексная /тематическая Направление кружка: общекультурное Клуб : «Волшебный мир чтения» Срок реализации программы: 1 год Возраст обучающихся: 9­11 лет Количество часов 34 час. Составители: Вишневская Е.Н.­ учитель начальных классов 1.Пояснительная записка.   Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно­ воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан,  для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной  работы учащихся не только с учебником, но и с детскими книгами из доступного круга чтения. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки  существенно изменились. В наш век научно­технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли  интерес к чтению. Мы наблюдаем: изменение характера чтения; преобладание «делового» чтения над «свободным»; возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе; в настоящее время нет официального урока внеклассного чтения, работа с книгой введена в структуру уроков литературного чтения. В 4 классе сокращено количество часов литературного чтения, в связи с введением урока православной культуры. Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет  очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка. Что происходит с современным детским чтением в плане перспектив рождения нового поколения детей информационного общества? Этот  вопрос глубоко волнует взрослых. Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать, но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе.  Каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться! Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами  они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают  покупать сканворды, комиксы. Для решения данной проблемы создана программа литературного кружка для учащихся 4 классов «Волшебный мир чтения» в рамках  внеурочной деятельности по ФГОС. Программа нацелена на решение следующих задач: развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на  прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный  образ, развивать образное мышление учащихся; формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное  мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать  художественный слух; формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей  произведений словесного искусства; обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе; формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы; обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности; расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно­ эстетический и познавательный опыт ребенка; обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения; работать с различными типами текстов; создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений. Цель данной программы: Цель программы – углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших  школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно­эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими  поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.   Отбор литературного содержания ориентируется на ценность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт младших школьников. Именно поэтому наряду с классической русской и зарубежной литературой отводится место произведениям устного народного  творчества и современной детской книге. На занятиях дети так же знакомятся с литературой родного края, произведениями устного народного творчества, отражающими быт и  традиции, богатство и своеобразие языка людей, проживающих в данной местности, что не только окажет влияние на формирование  личностного самосознания подрастающего человека, но и поможет освоить образную специфику литературы как вида искусства. Педагоги, которые работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать  увлечённого читателя. Необходимо организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность  испытывает потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни в  школе, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы Программа ориентирована на воспитанников 9­11 летнего возраста. Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности. Сроки реализации дополнительной образовательной программы Дополнительная образовательная программа «Волшебный мир чтения» рассчитана на один год обучения, 34 учебных часа. Формы и режим занятий Занятия учебных групп проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством педагога.  Для формирования интереса к чтению можно использовать разные формы организации занятий: занятие­диспут; занятие­спектакль; занятие­праздник; занятие­интервью; интегрированное занятие; конференция; устный журнал; конкурсы; литературные встречи; литературная гостиная; литературный ринг и т. д. Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во  внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя.  Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к  чтению. Учитель должен создавать условия для современного ребенка, гарантирующие ему открытие целостной картины мира благодаря актуальному  своду детской книги, развитие мотивов отношения к чтению, чтобы не нарушалась культура понимания ценности и приоритетности чтения,  читательской деятельности. Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат: Данная программа реализуется в течение 1 года во внеурочной деятельности. В конце учебного года проводится диагностирование в виде  тестов, анкетирования, беседы. 2. Содержание программы внеурочной деятельности. В содержание программы выделяются два раздела: 1. Круг чтения. 2. Работа с детской книгой (УУД) Круг чтения расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх,  приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально­нравственного опыта ребенка,  обретению качеств «читательской самостоятельности». При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре,  особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об  изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении,  ритмичности и музыкальности стихотворной речи). Занятия кружка нацелены на развитие коммуникативности ребенка, умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом  необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного  языка.  Круг чтения: художественная и научно­популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и  выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и  волшебстве, книги писателей родного края. Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор,  заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор  книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения  прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их  книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг­сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения. Ведущие принципы программы литературного кружка «Как хорошо уметь читать…». Программа предполагает такое содержание книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно­эстетического; литературоведческого; коммуникативно­речевого. Художественно­эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших  школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто  познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство  окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами  искусства. Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения,  выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания  словесно­художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и  адекватно сопереживать герою. Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми  представлениями о проблематике. Коммуникативно­речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников  речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии  навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя. Условия реализации программы Реализация целей невозможна без использования ресурсов: наличия художественной литературы в школьной и сельской библиотеках, учебно­ методических материалов, наглядных демонстрационных пособий и таблиц, Интернет, электронных презентаций. Учет возрастных и психологических особенностей детей. Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют  возрастным и психологическим особенностям детей младшего школьного возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в  процессе обучения. Программа ориентирована на чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на занятии. Процесс работы с произведением – это  обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Неиссякаемым источником для речевого,  интеллектуального и нравственного развития детей должен стать язык произведений нашей классики. Ожидаемые результаты (личностные и общепредметные компетенции). Ученик должен «уметь»: искать: опрашивать окружение; консультироваться у учителя; получать информацию; думать: устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями; критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение; оценивать произведения искусства и литературы; сотрудничать: уметь работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности; приниматься за дело: включаться в группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидарность; организовать свою работу; адаптироваться: использовать новые технологии информации и коммуникации; стойко противостоять трудностям; находить новые решения. Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт  взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих  знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретенными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом,  оказываются более прочными и качественными. Психолого­диагностические методики. Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы  контроля: (метапредметные УУД): занятия­конкурсы на повторение практических умений, занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы), самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком), участие в литературных олимпиадах и конкурсах различного уровня. Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее: результативность и самостоятельную деятельность ребенка, активность, аккуратность, творческий подход к знаниям, степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д. Тематическое планирование занятий В результате реализации программы учащиеся 4 класса должны: Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями  прочитанного текста, Определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами; передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного,  выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; Придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение; Составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный); Вводить в пересказы­повествования элементы описания, рассуждения и цитирования; Выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания; Самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения; Уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного  ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и  другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ; Давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания. К концу обучения в начальной школе, в результате освоения содержания программы литературного кружка «Как хорошо уметь читать…» у  учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, готовность обучающихся к дальнейшему  образованию. 3.Календарно­ тематический план № урока Тема,  тип урока (страницы учебника) Кол ­во часо Календарные Характеристика деятельности уч­ся Оборудование сроки в план факт 1. 2 3 4 1 1 1 1 Организационное занятие.  Знакомство с планом работы, анкетирование. «Лето с героями любимых  книг». Былины, легенды, сказы. Писатели – юбиляры.  Л.Н. Толстой,С.Т.Аксаков Книжкина больница. Как  правильно отремонтировать  книгу . Беседа. Заполнение анкет «Какой ты  читатель?», «Что я хотел(а) бы обсудить»,  «Я хотел(а) бы получить ответ»).  Знакомство с заповедями читателя и с  основными элементами книги. Анкеты, план работы Презентация читательских дневников.  Выставка книг. Обмен читательскими  впечатлениями.Чтение былин. Читательские  дневники, мультимедиа  комплекс Анализ книг. Выделение эпизодов,  воспитывающих уважение к старшим,  чувство юмора, любознательность,  наблюдательность, внимание.Чтение книг  Л.Н.Толстого,С.Т.Аксакова Навыки обращения с книгой, приемы  ремонта книг, ремонт книг. Работа с каталогом,  составление выставки  книг. Составление  таблицы жанров  произведений Л.Н.  Толстого. Книга «Азбука  Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей». Экскурсия по  библиостране.            ( Система библиотечного  обслуживания: запись в  библиотеку, абонемент и  читальный зал.) По дорогам сказок. Рассматривание и сравнение книг. Библиотечные каталоги и  правила пользования ими. Каталожная карточка).  Волшебные сказки.  (народные и  литературные).Конкурс  «Я­ сказочник» Книги­сборники о  животных. Знакомство с  оформлением книг о  животных. . Рассказы о  животных А. Куприна.  Аннотация к рассказу А.  Куприна «Ю­ю». Фотовыставка, конкурс рисунков,  расскажут о домашних питомцах, чтение  книг о животных. Познакомятся с литературными героями,  которые запечатлены в скульптуре. Мультимедиа  комплекс, презентация Чтение рассказов о хороших людях, анализ поступков героев Изменение начала, Классмейты концовки, сюжета сказки. Создадут свои  сказки. Обзор­знакомство с новинками  художественной литературы для чтения  Подборка новинок  детского чтения 5 6 7 8 9 «Мы в ответе за тех, кого  приручили…» (ко дню  Защиты животных) «Памятники литературным  героям» (заочное  путешествие). «Жизнь дана на добрые  дела». Творческие поиски. «Меняем сказку». 1 1 1 1 1 10 Устный журнал «Твоя  книжная полка». 11 12 «О самой нежной и  ласковой»  Современные детские  журналы и газеты. 13 Детства счастливые годы. 14 Страна Фантазия 15 16 17 Семейное ток­шоу  “Любимые книги детства”. Творческие поиски  «Рождественские чудеса». Бал любимых литературных  героев. 1 1 1 1 1 1 1 учащихся младшего школьного возраста Чтение рассказов, стихов о маме,  смастерят подарок маме. Обзор детской периодики. Подготовят  рекламу журнала по микрогруппам. Цветная бумага, клей,  ножницы, презентация,  мультимедиа комплекс. Детские журналы и  газеты, фломастеры,  бумага. Чтение рассказов В.Ю. Драгунского,  Н.Н.Носова, М.Зощенко, сравнение себя и  своих поступков с героями произведений Презентация,  мультимедиа комплекс. Чтение и анализ произведений Л. Кэррол,  Д. Родари и т.п. Подборка книг  К.Булычева, Принесут любимую книгу, расскажут о  содержании и об авторе Е.Велтистова Любимая книга Сочинение сказки Подборка книг Костюмированное представление,  театральная презентация своего любимого  литературного героя «Угадайте, кто я и  кто мой автор?» Костюмы, книги. 18 «На ярмарке» 19 20 21 Писатели – юбиляры. В.В.  Бианки 11.02 День родного языка 21.02 «Каким ты был, мой  ровесник, в годы Великой  Отечественной войны ?» 22 Великие люди России 23 Папа, мама, я – читающая  семья. 1 1 1 1 1 1 . Встреча с фольклорным коллективом  станицы. Выделение отличительных  особенностей русского фольклора.  Разучивание потешек, небылиц,  чистоговорок, песенок. Конкурс на  лучшего исполнителя Музыкальные  инструменты:  деревянные ложки,  трещетка, бубен. Чтение и анализ произведений В.В. Бианки. Мультимедиа  комплекс, презентация,  подборка книг. Бумага, карандаши,  краски Презентация,  мультимедиа комплекс. Создание стенгазет по микрогруппам. Книги о ребятах­сверстниках, участниках  ВОВ . Анализ и оценка умения коротко,  понятно, интересно рассказать о  прочитанной книге. Знакомство с  аннотированным рекомендательным  указателем книг и приёмами  аннотирования. Подбор книг и чтение по серии:  «Героические биографии. Легендарные  герои». Презентация,  мультимедиа комплекс, подборка книг. Конкурс на самую читающую семью, Книги Б.Пастернака, конкурс на лучшее чтение стихов, М.Цветаевой. 24 25 26 27 Родные поэты. Всемирный  день поэзии 21.03 К международному дню  театра ( 27.03) В гостях у малышей. Литературная игра “Что?  Где? Когда?” «В путь, друзья!» Книги о  путешествиях и  путешественниках,  настоящих и вымышленных 1 1 1 1 любимые книги родителей в детстве  «Дайте до детства обратный билет». Знакомство с поэтами края. Чтение  произведений кубанских поэтов. Отбор  нескольких стихотворений для чтения  наизусть. Посещение подготовительной группы  детского сада с инсценировкой сказки  (любой по выбору) Выставка и чтение энциклопедической  литературы. Литературная игра, диктант  «Внимательный читатель», викторина  «Самый интересный энциклопедический  вопрос». Соревнования в парах, групповая  работа. Мультимедиа  комплекс, презентация,  подборка книг. Костюмы. Инсценирование   русских народных  сказок. Карточки с заданиями  по книгам  В.Одоевского,  В.Гаршина. Анализ книг. Выделение эпизодов,  воспитывающих чувство юмора,  любознательность, наблюдательность,  внимание. Мультимедиа  комплекс, презентация,  подборка  книгД.Свифта,М.Твена. 28 29 30 31 32 Международный день  детской книги (2.04 )  Читательская конференция  «Зачем нужны книги в  компьютерный век?» Всемирный день здоровья  7.04 «Неизведанные дали нас  манят..» ко Всемирному дню  авиации и космонавтики  12.04 Природоведческая детская  литература (Всемирный день  Земли. 22.04). Исторический час «Подвигу  народа жить в веках». 33 Аукцион­реклама «С моей  книжной полки». 1 1 1 1 1 1 Подготовка и проведение конференции, работа организуются по секциям.  Выступают докладчики и оппоненты,  подводится итог. В процессе игры, повторят необходимые  условия для сохранения здоровья Обзор и чтение книг о космосе,  космонавтах, конкурс рисунков Чтение рассказов о природе. Встреча с очевидцами ВОв. Конкурс стихов о ВОв. Совместное чтение  книг о ВОв. Подберут пословицы и  поговорки о Родине, выделят для себя  нравственные качества. Книги  А.Пушкина,С.Есенина, А.Чехова Скакалки, мячи,  обручи, маршрутные  листы. Подборка книг,  мультимедиа комплекс, презентация. Мультимедиа  комплекс, презентация,  подборка книг А.Фета,  Е.Баратынского,И.Буни на Подборка книг,  мультимедиа комплекс, презентация. Заполнение анкеты «Каким читателем я  стал?». Итоговая читательская  Читательские  дневники, бланки 34 Литературная игра  «Волшебный мир книги» 1 Заключительная игра по прочитанным  книгам, подборка книг для летнего чтения. Карточки с заданиями,  презентация конференция. анкеты 4. Описание материально­технического обеспечения программы №  п/п Наименование объектов и средств материально­ технического обеспечения Количество 1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)* 1 2 3 4 5 6 Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 2008. Русская литературная классика. Самара: Корпорация «Федоров», 2005. . Что такое? Кто такой? М.: Педагогика, 2006. Т.1­3 Русские детские писатели xx века.  Библиографический словарь. М.: Флинта ­ наука,  2001. Российская школьная хрестоматия. 1­4 классы.  Издательство «Интербук»,2000 Светловская Н.Н., Джежелей О.В. Внеклассное  1 1 1 1 1 1 чтение в1­ 3 классах. М. Просвещение, 2001 7 8 9 Светловская Н. Н. «Методика внеклассного чтения», М. 2000. Журналы «Начальная школа», 2006­2009 гг. Осеева Г. Волшебное слово. М., «Детская  литература», 1980. 2. Печатные пособия 10 11 Набор таблиц к урокам литературного чтения Комплект портретов писателей 3. Технические средства обучения 12 13 14 15 Мультимедиа проектор Компьютер Классмейты Экран 4. Экранно­звуковые пособия 1 1 1 1 1 1 1 15 16 Интернет­ресурсы с литературными презентациями  metodisty.ru›Все работы›Презентации и видеоролики, viki.rdf.ru›item/373, lit­studia.ru›method/46.html 5. Игры и игрушки 17 Набор народных музыкальных инструментов к 6. Оборудование кабинета 18 Библиотечный фонд сельской и школьной библиотек

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4 класс"Волшебный мир чтения»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4 класс"Волшебный мир чтения»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4 класс"Волшебный мир чтения»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4 класс"Волшебный мир чтения»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4 класс"Волшебный мир чтения»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4 класс"Волшебный мир чтения»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4 класс"Волшебный мир чтения»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4 класс"Волшебный мир чтения»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4 класс"Волшебный мир чтения»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4 класс"Волшебный мир чтения»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4 класс"Волшебный мир чтения»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4 класс"Волшебный мир чтения»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4 класс"Волшебный мир чтения»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4 класс"Волшебный мир чтения»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4 класс"Волшебный мир чтения»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4 класс"Волшебный мир чтения»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4 класс"Волшебный мир чтения»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4 класс"Волшебный мир чтения»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4 класс"Волшебный мир чтения»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4 класс"Волшебный мир чтения»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4 класс"Волшебный мир чтения»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4 класс"Волшебный мир чтения»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4 класс"Волшебный мир чтения»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4 класс"Волшебный мир чтения»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4 класс"Волшебный мир чтения»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4 класс"Волшебный мир чтения»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4 класс"Волшебный мир чтения»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4 класс"Волшебный мир чтения»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4 класс"Волшебный мир чтения»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4 класс"Волшебный мир чтения»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4 класс"Волшебный мир чтения»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4 класс"Волшебный мир чтения»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4 класс"Волшебный мир чтения»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4 класс"Волшебный мир чтения»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4 класс"Волшебный мир чтения»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4 класс"Волшебный мир чтения»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4 класс"Волшебный мир чтения»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4 класс"Волшебный мир чтения»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4 класс"Волшебный мир чтения»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4 класс"Волшебный мир чтения»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4 класс"Волшебный мир чтения»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4 класс"Волшебный мир чтения»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2017