Рабочая программа внеурочной деятельности Основы здорового образа жизни для обучающихся 5-8 классов
Оценка 4.6

Рабочая программа внеурочной деятельности Основы здорового образа жизни для обучающихся 5-8 классов

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
воспитательная работа +1
5 кл—8 кл
06.07.2018
Рабочая программа внеурочной деятельности  Основы здорового образа жизни для обучающихся 5-8 классов
Необходимость реализации образовательного курса «Культура питания. Основы здорового образа жизни» продиктована многими причинами. Прежде всего – это ухудшение физического и психического здоровья нации. В настоящее время растет число соматических заболеваний. Нервные нагрузки приводят к обострению психических болезней. Задачей современной школы является создание активной образовательной среды, в которой будет организована подготовка ученика к самостоятельной жизни, формирование у него культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми знаниями и формирование соответствующих навыков.
Рабочая программа внеурочной деятельности Основы здорового образа жизни.doc
Рабочая программа  внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Культура питания. Основы здорового образа жизни» для обучающихся 5­8 классов Необходимость реализации образовательного курса «Культура питания. Основы здорового образа жизни» продиктована многими  причинами. Прежде всего – это ухудшение физического и психического здоровья нации. В настоящее время растет число соматических  заболеваний. Нервные нагрузки приводят к обострению психических болезней. Пояснительная записка Задачей современной школы является создание активной образовательной среды, в которой будет организована подготовка ученика к  самостоятельной жизни, формирование у него культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение  необходимыми знаниями и формирование соответствующих навыков. Данная программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и  воспитания детей, формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными,  рационального питания и других способов самосовершенствования. Программа направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и  трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.  Нормативно­правовой и документальной базой программы по формированию культуры здоровья обучающихся являются: Закон Российской Федерации «Об образовании»; СанПиН, 2.4.2.1178­02 «Гигиенические требования к режиму учебно­воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 01.01.2011)     1. 2. раздел 2.9.; 3. 4. структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников. Федеральный закон от 20.03.1999 №52­ФЗ «О санитарно­эпидемиологическом благополучии населения», Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию  Программа по формированию здорового образа жизни учащихся может рассматриваться как одна из ступеней к формированию  культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно­образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья  как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.     Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья  школьников, в основу, которой положены  культурологический и личностноориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья и  спроектирована с учётом нивелирования вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное  влияние на состояние здоровья школьников.                                                                                                                                                     Цели: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к  возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения. Цели конкретизированы следующими задачами: Формирование:        представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах;  рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака,  алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового  образа жизни;  влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;  навыков конструктивного общения;  потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и  развития; Обучение:  осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье; правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье; элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации); упражнениям сохранения зрения. В соответствии с ФГОС решаются следующие задачи: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;   формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в  учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку в соответствии с правилами здорового  образа жизни, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе; духовно­нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных  установок, национальных ценностей;   укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Основы здорового образа жизни»:      В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового  образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные  учебные действия. Личностными результатами программы по формированию здорового образа жизни учащихся является формирование следующих умений:  Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве  (этические нормы);  В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать  выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметными результатами программы по формированию здорового образа жизни учащихся ­ является формирование следующих  универсальных учебных действий (УУД): 1. Регулятивные УУД:  Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.  Проговаривать последовательность действий на уроке.  Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.  Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.  Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). 2. Познавательные УУД:  Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в дополнительной литературе (на развороте, в оглавлении, в  словаре).  Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя средства ИКТ,  свой жизненный опыт и информацию, полученную на  занятиях по основам здорового образа жизни.  Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.  Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе моделей (предметных, рисунков,  схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью  моделей (предметных, рисунков,  схематических рисунков).  Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания по основам здорового образа жизни, ориентированные на  линии развития средствами предмета. 3. Коммуникативные УУД:  Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.  Слушать и понимать речь других.  Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).  Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.  Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах. Оздоровительные результаты программы:  Осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности  обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно­оздоровительные мероприятия;  Социальная адаптация обучающихся, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром. Первостепенным результатом реализации программы будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его  проявлениях. Содержание программы Программа каждого года обучения состоит из нескольких блоков:  Содержание этих блоков дает основные знания о гигиене и профилактике болезней; раскрывает связь состояния психики с состоянием нашего тела; формирует отношение к своему телу как к ценности; развивает навыки ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха.  Формируется негативное отношение к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ.  В программе в соответствии с возрастом обучающихся рассматриваются:  основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний,   передающихся воздушно­капельным путем;  особенности влияния вредных привычек на здоровье подростка;  особенности воздействия двигательной активности на организм человека;  основы рационального питания;  правила оказания первой помощи;  способы сохранения и укрепление здоровья;  основы развития познавательной сферы;  свои права и права других людей;   общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;   влияние здоровья на успешную учебную деятельность;   значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;   знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания. В результате реализации программы по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к  самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру.  Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие  качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность,  соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.        Программа  «Основы здорового образа жизни» построена в соответствии с принципами:        научная обоснованность и практическая целесообразность;  возрастная адекватность;  необходимость и достаточность информации;  модульность программы; практическая целесообразность                                                                                                     динамическое развитие и системность;  вовлеченность семьи и реализацию программы Формы работы: Групповая работа. Работа в парах. (сюжетно­ролевые игры, игры с правилами, образно­ролевые игры, дискуссии).   Фронтальная работа – это работа со всеми учащимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, информационный  материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся.  Индивидуальная работа – большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы анкеты,   проблемные задания, выполнение санитарно­гигиенических требований. Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых  проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование. Предполагается широкое использование технических  средств (аудио­ и видеотехники), наглядных пособий (таблиц, схем, фотографий и др.). Методы:  Репродуктивный – (беседа, вопросы, тесты, анкетирование)  Проблемный   Частично­поисковый   Объяснительно­иллюстративный Формы контроля Проверка усвоения программы проводится в форме анкетирования, тестирования, выполнения творческих заданий, участия в   проектных и  исследовательских работах, тематических неделях.  Подведение итогов реализации программы проводится в виде выставок работ учащихся,  праздников, игр, викторин, в том числе: ­ оформление выставок работ учащихся в классе, школе на неделе здоровья;  ­ оформление выставки рисунков, сочинений, фотографий «Мы – за здоровое питание» Календарно­тематическое планирование курса   «Основы здорового образа жизни» Класс: 5 Количество часов: 34 ч (1 ч в неделю) Здоровый образ жизни (18  часов) 7 8 9 10 1 2 3 4 Режим дня – основа здорового образа жизни. Составление индивидуального режима дня. На зарядку становись. Инфекционные заболевания. Соблюдение правил  личной гигиены ­ условие борьбы с инфекционными  заболеваниями. Беседа Практическое занятие Игровая программа Беседа с элементами инструктажа. Встреча со школьной медсестрой. 1 1 1 1 11 12 13 14 15 16 17 18 19 5 6 7 8 9 10 11 12 13 20­21 14­15 22 23 24 25­26 27 28 29­30 31 32 16 1 2 3­4 5 6 7­8 9 10  «Происки колдуна инфекции». Я презираю сигарету. Инсценировка. Беседа­презентация. Обсуждение. Конкурс рисунков «Мы против Умей сказать нет. Тренинг безопасного поведения Глаза  ­ главные помощники человека. Как сохранить улыбку красивой Сон – лучшее лекарство. Как закаляться. Обтирание и обливание. Прививки от болезней. Как избежать отравлений Правила безопасного поведения в доме, на улице,  транспорте. КВН «Наше здоровье». Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и  жадным Надо уметь сдерживать себя. Все ли желания  выполнимы? Умей себя вести. Уроки этикета. Как относиться к подаркам? Я принимаю подарок.  Я дарю подарок. Этикет. Хорошие манеры. Несколько правил  поведения за столом. Как вести себя в общественных местах. Чем заняться после школы Что такое дружба. Кто может считаться настоящим  другом. вредных привычек» Тренинг.  Беседа. Тренинг. Беседа  Беседа.  Презентация ­ беседа Беседа  Беседа  Беседа. Тренинг Игра  Беседа.  Беседа Практическое занятие. Тренинг. Викторина. Тренинг Беседа. Тренинг. Беседа  Беседа  1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 2 1 1 33­34 11­12 «Поезд здоровья»  Итого  Игровая программа 2 34 ч Ожидаемые результаты: Выпускник 5 класса должен:         Быть опрятным, регулярно выполнять гигиенические процедуры. Знать основные правила этикета и соблюдать их. Иметь сформированную привычку следить за зубами и полостью рта. Владеть навыками составления усредненного режима дня и следовать ему. Уметь распознавать признаки утомления. В том числе и зрительного. Иметь сформированный навык мытья рук перед любым приемом пищи. Знать, для чего делаются прививки. Класс: 6 Количество часов: 34 № п/п Содержание Форма проведения Кол­во часов Дата проведения  1 Инструктаж. Рациональное  питание. Беседа 2­3 Активная  деятельность. 4 5 6 7 8 9 Положительные  эмоции. А  началось  всё  с  сухомятки. Ещё  раз  о  витаминах. Тренинг «Приветствие  солнцу» Живи разумом, так и лекаря не надо Дорога, ведущая  в  пропасть Практическое  занятие по составлению комплекса упражнений для глаз, формирования осанки и т.д. Ситуативный  практикум Доклады обучающихся Викторина Практическое  занятие Беседа  Беседа  с  элементами  дискуссии 1 2 1 1 1 1 1 1 10 11 12 13 14­15 16 17 18 Курить – здоровью вредить Зависимость. Болезнь. Лекарства. Почему вредной привычке ты скажешь «Нет» Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения КВН «Наше здоровье» Что такое экология? Экология души. Природа – это  наши  корни, начало  нашей  жизни Мама – слово­то  какое! 19­20 Моя семья. Традиции моей семьи 21­22 23 24 25 Наедине  с  собой  (тест  на  самооценку  личности) Жизнь  без  вредных  привычек Умейте  дарить  подарки. Дружбой  дорожить  умейте. 26­27 Законы  нашей  жизни. 28 29 30 31­32 33­34 Правила  нашего  коллектива Что такое конфликт. Нужно ли говорить правду, или ложь во спасение Ваше поведение – это ваше всё! Поезд здоровья Итого  Ожидаемые результаты:  Выпускник шестого класса должен: Беседа  Беседа. Тренинг  тренинг Викторина ­ игра Беседа Экологическая  игра Сочинение  о  маме Доклады ­ презентации Психологический тренинг Ситуативный  практикум Беседа Беседа. Тест «Умеешь  ли  ты  дружить» Беседа  с  элементами  проектной деятельности. Беседа  с  элементами  проектной деятельности. Беседа. Тренинг Занятие­семинар Ролевая игра. Игровая программа  1 1 1 1 2 1 1 1 2 2 2 1 1 2 1 1 1 2 2 34 ч  Быть опрятным, регулярно выполнять гигиенические процедуры.  Уметь обеспечить себе комфортные условия для любой деятельности за счет правильного выбора одежды и обуви  Иметь сформированную привычку следить за зубами и полостью рта.  Владеть навыками составления усредненного режима дня и следовать ему.  Уметь распознавать признаки утомления. В том числе и зрительного.  Стремиться соблюдать двигательный режим, следить за осанкой.  Иметь сформированный навык мытья рук перед любым приемом пищи.   Владеть навыками переключения на разные виды деятельности с целью избегания утомления. Знать, для чего делаются прививки. Класс: 7 Количество часов: 34 № п/п 1 2 3­4 5 6 7 8 9 10 11 Содержание Форма проведения Кол­во часов Дата проведения Инструктаж. Рабочее  место  и  время Учись  беречь  время Спорт  в  моей  жизни Проверяем  свои  способности (глазомер,  наблюдательность, внимание) Азбука  безопасности Где чистота, там здоровье! Олимпионик  Представление об основных пищевых веществах, их  значении для здоровья. Режим питания. Традиции приема пищи в разных  странах. Правила поведения за столом. Пищевые риски. Биодобавки. Продукты, опасные для  Беседа  с  элементами  дискуссии Беседа  с  элементами  дискуссии, тест Сообщения  обучающихся Практическое   занятие Беседа  Беседа  Игра­викторина  Викторина Презентация   Беседа  с  элементами  дискуссии 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 здоровья. Болезни, передаваемые через пищу. Правила хранения  продуктов и готовых блюд. Про еду и не только. Умеем ли мы правильно питаться Элементы жизни  О  друзьях  и  дружбе 12 13 14 15 16 17­18 «Нельзя»  и  «помни» 19 20 21 22 23 24 25­26 27­28 29 30 31­32 33­34 Шалость  или  проступок Значение  ювенальной  юстиции Совесть – это  категория  нравственная Зависимость. Болезнь. Лекарства . Как сказать вредной привычке «нет». В чем залог твоего успеха Как  у  вас  с  вниманием? Кто  там  думает  левым? Умеете  ли  вы  слушать? Телевидение  ваш  друг? Ваша  компания? Поезд здоровья Итого  Ожидаемые результаты:  Выпускник седьмого класса должен: Ситуативный  практикум Викторина  Беседа  Викторина  Беседа Беседа  с  элементами  проектной деятельности Беседа  с  элементами  дискуссии Беседа Беседа  Беседа  Беседа ­ тренинг Беседа. Ролевая игра Беседа ­ Тестирование  Беседа ­ Тестирование Беседа ­ Тестирование Беседа ­ Тестирование Беседа ­ Тестирование Игровая программа 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 2 1 2 1 1 1 2 34 ч  Уметь составить индивидуальное меню с учетом физиологических потребностей организма.  Владеть навыками оценки правильности и сроков хранения продуктов по их упаковке.  Уметь составлять индивидуальный режим дня и следовать ему.  Уметь оказать помощь себе и другим при простых травмах.   Владеть навыками по самоспасению, когда поведение незнакомого человека кажется опасным.  Владеть навыками организации собственного питания в течение дня Знать, куда обращаться за помощью в экстремальной ситуации. Класс: 8 Количество часов: 34 № п/п №  заняти я по  теме 1­2 1­2 3 4 5 6 7 8 9 3 4 5 6 7 8 1 Содержание Форма проведения Кол­во часов Дата проведения  Здоровый образ жизни (8 часов) Инструктаж. История  видов  спорта Скажи: «Нет!»  (Влияние вредных привычек на  здоровье) Пьянство или Питие Курить здоровье – здоровью вредить! Тренируем  ум Проверяем  свои  способности (память,  внимание) Веселый  арбузник Беседа. Презентация. Беседа  с  элементами проектной  деятельности Занятие ­ версия Антитабачная викторина  Ситуативный  практикум Ситуативный  практикум Викторина Культура потребления медицинских услуг (8 часов) Поведение в медицинских и оздоровительных  учреждениях. Доклады  обучающихся 2 1 1 1 1 1 1 1 10 11 12 2 3 4 Правила приема лекарственных препаратов.  Опасность самолечения. Злоупотребление медикаментами. Побочное действие лекарственных средств Безопасное хранение и обращение с лекарственными  средствами. Домашняя аптечка. 13­14 5­6 Химическая зависимость. Наркомания – знак беды. Беседа  с  элементами дискуссии Беседа  Деловая  игра Беседа с элементами дискуссии Беседа с элементами дискуссии Беседа с элементами дискуссии 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 7 8 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 Правила жизни Привычки и здоровье Нравственное здоровье (7 часов) Без  друзей  не  обойтись! В гостях  у  народов  России Права  подростка  и  мировое  сообщество Я и  закон О  вкусах  не  спорят, о  манерах  надо  знать Роль эмоций в общении. Мои претензии к  окружающим. Нужно ли говорить правду, или ложь во спасение Круглый  стол Беседа  Беседа  с  элементами проектной  деятельности Деловая  игра Круглый  стол Беседа с элементами дискуссии Семинар Психическое и социальное здоровье (13 часов) Хорошая  ли  у  вас  память? Беседа Тестирование   Тест  возрастающей  трудности (методика Равена) Хорошо  ли  вы  выглядите? Подвержены  ли   вы  чужому  влиянию?  Здоровы  ли  вы  душевно? Беседа Тестирование  Беседа Тестирование Беседа Тестирование Тестирование 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 29 30 31 32 6 7 8 9 Этикет беседы. Умение слушать и слышать другого. Конфликты в общении. Способы разрешения  конфликтов. Социальные роли человека. Жизнь как смена  социальных ролей. Как сохранить достоинство  33­34 10­11 Поезд здоровья  Итого  Ожидаемые результаты:  Выпускник восьмого класса должен: Беседа с элементами дискуссии Беседа с элементами дискуссии Беседа с элементами дискуссии Беседа с элементами дискуссии Игровая программа по озож 1 1 1 1 2 34 ч Знать минимально необходимый набор лекарственных средств, которые принимают без назначения врача.  Уметь обратиться за плановой и внеплановой помощью в поликлинику, больницу, в службу экстренной помощи.   Владеть навыками  оказания первых мер самопомощи и помощи при возникновении экстремальной ситуации.   Владеть навыками по самоспасению, «видеть» опасные зоны в помещении, на улице. Знать опасности химической зависимости и ответственность за прием и распространение наркотических средств. Список литературы: 1. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы: Мониторинг эффективности. /М.: Планета, 2011/ 2. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс­контроль в школе и дома. / М.: АРКТИ, 2005/ 3. Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: Психологические установки и упражнения./ М.: Владос, 2004/ 4. Как сохранить здоровье школьников. Игры, классные часы, родительские собрания. /авт.­сост. О.Н. Рудякова.­ Волгоград: Учитель,  2008/ 5. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.­сост. Н.Н. Шапцева.­Волгоград: Учитель,  2009/ 6. Захаревич Н. Б., Калинина Т. О. «Валеология ­ основы безопасности жизни ребенка». /Спб:1995/.  7. Проблемные классные часы. /авт­сост. Н.И. Билык. – Волгоград: Учитель, 2008/ Симкина П.Л., Титаровский Л.В. Азбука здоровья в условиях Крайнего Севера./Курск, 2005/ 8. Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 5­7 классы. /М.:ВАКО,2008/ 9. 10. Филиппова Г.Г. Проблемно­ценностное общение. –Программа, планирование. Конспекты занятий./ Волгоград: Учитель, 2015. 11. Классные часы на темы этикета.5­11 классы./ метод. пособие.­авт­сост. Ю.А. Матюхина.­ М. Планета, 2011. 12. Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей.5­7 классы.­М. ВАКО, 2008. 13. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации./Авт.­сосот. Н.Н. шапцева. –Волгоград, Учитель. – 2009 .Как сохранить здоровье школьников. Игры, классные часы, родительские собрания. 5­9 классы./ авт.­сост. О.Н. Рудякова.­ Волгоград. Учитель, 2008.

Рабочая программа внеурочной деятельности Основы здорового образа жизни для обучающихся 5-8 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности  Основы здорового образа жизни для обучающихся 5-8 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности Основы здорового образа жизни для обучающихся 5-8 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности  Основы здорового образа жизни для обучающихся 5-8 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности Основы здорового образа жизни для обучающихся 5-8 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности  Основы здорового образа жизни для обучающихся 5-8 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности Основы здорового образа жизни для обучающихся 5-8 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности  Основы здорового образа жизни для обучающихся 5-8 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности Основы здорового образа жизни для обучающихся 5-8 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности  Основы здорового образа жизни для обучающихся 5-8 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности Основы здорового образа жизни для обучающихся 5-8 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности  Основы здорового образа жизни для обучающихся 5-8 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности Основы здорового образа жизни для обучающихся 5-8 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности  Основы здорового образа жизни для обучающихся 5-8 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности Основы здорового образа жизни для обучающихся 5-8 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности  Основы здорового образа жизни для обучающихся 5-8 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности Основы здорового образа жизни для обучающихся 5-8 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности  Основы здорового образа жизни для обучающихся 5-8 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности Основы здорового образа жизни для обучающихся 5-8 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности  Основы здорового образа жизни для обучающихся 5-8 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности Основы здорового образа жизни для обучающихся 5-8 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности  Основы здорового образа жизни для обучающихся 5-8 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности Основы здорового образа жизни для обучающихся 5-8 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности  Основы здорового образа жизни для обучающихся 5-8 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности Основы здорового образа жизни для обучающихся 5-8 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности  Основы здорового образа жизни для обучающихся 5-8 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности Основы здорового образа жизни для обучающихся 5-8 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности  Основы здорового образа жизни для обучающихся 5-8 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности Основы здорового образа жизни для обучающихся 5-8 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности  Основы здорового образа жизни для обучающихся 5-8 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности Основы здорового образа жизни для обучающихся 5-8 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности  Основы здорового образа жизни для обучающихся 5-8 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.07.2018