Рабочая программа внеурочной деятельности Основы здорового образа жизни для обучающихся 5-8 классов
Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
воспитательная работа +1
5 кл—8 кл
06.07.2018
Необходимость реализации образовательного курса «Культура питания. Основы здорового образа жизни» продиктована многими причинами. Прежде всего – это ухудшение физического и психического здоровья нации. В настоящее время растет число соматических заболеваний. Нервные нагрузки приводят к обострению психических болезней.
Задачей современной школы является создание активной образовательной среды, в которой будет организована подготовка ученика к самостоятельной жизни, формирование у него культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми знаниями и формирование соответствующих навыков.
Рабочая программа внеурочной деятельности Основы здорового образа жизни.doc
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по общекультурному направлению
«Культура питания. Основы здорового образа жизни»
для обучающихся 58 классов Необходимость реализации образовательного курса «Культура питания. Основы здорового образа жизни» продиктована многими
причинами. Прежде всего – это ухудшение физического и психического здоровья нации. В настоящее время растет число соматических
заболеваний. Нервные нагрузки приводят к обострению психических болезней.
Пояснительная записка
Задачей современной школы является создание активной образовательной среды, в которой будет организована подготовка ученика к
самостоятельной жизни, формирование у него культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение
необходимыми знаниями и формирование соответствующих навыков.
Данная программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и
воспитания детей, формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными,
рационального питания и других способов самосовершенствования.
Программа направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и
трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса. Только наличие системы работы по формированию культуры
здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.
Нормативноправовой и документальной базой программы по формированию культуры здоровья обучающихся являются:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
СанПиН, 2.4.2.117802 «Гигиенические требования к режиму учебновоспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 01.01.2011)
1.
2.
раздел 2.9.;
3.
4.
структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
Федеральный закон от 20.03.1999 №52ФЗ «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения»,
Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию
Программа по формированию здорового образа жизни учащихся может рассматриваться как одна из ступеней к формированию
культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательнообразовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в
мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья
как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья школьников, в основу, которой положены
культурологический и личностноориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья и спроектирована с учётом нивелирования вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное
влияние на состояние здоровья школьников.
Цели: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к
возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.
Цели конкретизированы следующими задачами:
Формирование:
представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах;
рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака,
алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового
образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
навыков конструктивного общения;
потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и
развития;
Обучение:
осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
упражнениям сохранения зрения.
В соответствии с ФГОС решаются следующие задачи:
становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в
учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку в соответствии с правилами здорового
образа жизни, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
духовнонравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных
установок, национальных ценностей;
укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Основы здорового образа жизни»:
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового
образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные
учебные действия.
Личностными результатами программы по формированию здорового образа жизни учащихся является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве
(этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать
выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы по формированию здорового образа жизни учащихся является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД):
1.
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в дополнительной литературе (на развороте, в оглавлении, в
словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя средства ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на
занятиях по основам здорового образа жизни.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания по основам здорового образа жизни, ориентированные на
линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Оздоровительные результаты программы:
Осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности
для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности
обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивнооздоровительные мероприятия;
Социальная адаптация обучающихся, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его
проявлениях.
Содержание программы
Программа каждого года обучения состоит из нескольких блоков:
Содержание этих блоков дает основные знания о гигиене и профилактике болезней; раскрывает связь состояния психики с состоянием нашего
тела; формирует отношение к своему телу как к ценности; развивает навыки ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха.
Формируется негативное отношение к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ.
В программе в соответствии с возрастом обучающихся рассматриваются:
основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушнокапельным путем; особенности влияния вредных привычек на здоровье подростка;
особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
основы рационального питания;
правила оказания первой помощи;
способы сохранения и укрепление здоровья;
основы развития познавательной сферы;
свои права и права других людей;
общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
В результате реализации программы по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к
самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру.
Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие
качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность,
соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
Программа «Основы здорового образа жизни» построена в соответствии с принципами:
научная обоснованность и практическая целесообразность;
возрастная адекватность;
необходимость и достаточность информации;
модульность программы;
практическая целесообразность
динамическое развитие и системность;
вовлеченность семьи и реализацию программы
Формы работы:
Групповая работа. Работа в парах. (сюжетноролевые игры, игры с правилами, образноролевые игры, дискуссии).
Фронтальная работа – это работа со всеми учащимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, информационный
материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся. Индивидуальная работа – большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы анкеты,
проблемные задания, выполнение санитарногигиенических требований.
Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых
проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование. Предполагается широкое использование технических
средств (аудио и видеотехники), наглядных пособий (таблиц, схем, фотографий и др.).
Методы:
Репродуктивный – (беседа, вопросы, тесты, анкетирование)
Проблемный
Частичнопоисковый
Объяснительноиллюстративный
Формы контроля
Проверка усвоения программы проводится в форме анкетирования, тестирования, выполнения творческих заданий, участия в проектных и
исследовательских работах, тематических неделях. Подведение итогов реализации программы проводится в виде выставок работ учащихся,
праздников, игр, викторин, в том числе:
оформление выставок работ учащихся в классе, школе на неделе здоровья;
оформление выставки рисунков, сочинений, фотографий «Мы – за здоровое питание»
Календарнотематическое планирование курса «Основы здорового образа жизни»
Класс: 5
Количество часов: 34 ч (1 ч в неделю)
Здоровый образ жизни (18 часов)
7
8
9
10
1
2
3
4
Режим дня – основа здорового образа жизни.
Составление индивидуального режима дня.
На зарядку становись.
Инфекционные заболевания. Соблюдение правил
личной гигиены условие борьбы с инфекционными
заболеваниями.
Беседа
Практическое занятие
Игровая программа
Беседа с элементами инструктажа.
Встреча со школьной медсестрой.
1
1
1
1 11
12
13
14
15
16
17
18
19
5
6
7
8
9
10
11
12
13
2021
1415
22
23
24
2526
27
28
2930
31
32
16
1
2
34
5
6
78
9
10
«Происки колдуна инфекции».
Я презираю сигарету.
Инсценировка.
Беседапрезентация. Обсуждение.
Конкурс рисунков «Мы против
Умей сказать нет. Тренинг безопасного поведения
Глаза главные помощники человека.
Как сохранить улыбку красивой
Сон – лучшее лекарство.
Как закаляться. Обтирание и обливание.
Прививки от болезней.
Как избежать отравлений
Правила безопасного поведения в доме, на улице,
транспорте.
КВН «Наше здоровье».
Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и
жадным
Надо уметь сдерживать себя. Все ли желания
выполнимы?
Умей себя вести. Уроки этикета.
Как относиться к подаркам? Я принимаю подарок.
Я дарю подарок.
Этикет. Хорошие манеры. Несколько правил
поведения за столом.
Как вести себя в общественных местах.
Чем заняться после школы
Что такое дружба. Кто может считаться настоящим
другом.
вредных привычек»
Тренинг.
Беседа. Тренинг.
Беседа
Беседа.
Презентация беседа
Беседа
Беседа
Беседа. Тренинг
Игра
Беседа.
Беседа
Практическое занятие.
Тренинг.
Викторина. Тренинг
Беседа. Тренинг.
Беседа
Беседа
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
2
1
1
2
1
1 3334
1112
«Поезд здоровья»
Итого
Игровая программа
2
34 ч
Ожидаемые результаты:
Выпускник 5 класса должен:
Быть опрятным, регулярно выполнять гигиенические процедуры.
Знать основные правила этикета и соблюдать их.
Иметь сформированную привычку следить за зубами и полостью рта.
Владеть навыками составления усредненного режима дня и следовать ему.
Уметь распознавать признаки утомления. В том числе и зрительного.
Иметь сформированный навык мытья рук перед любым приемом пищи.
Знать, для чего делаются прививки.
Класс: 6
Количество часов: 34
№
п/п
Содержание
Форма проведения
Колво
часов
Дата проведения
1
Инструктаж. Рациональное питание.
Беседа
23
Активная деятельность.
4
5
6
7
8
9
Положительные эмоции.
А началось всё с сухомятки.
Ещё раз о витаминах.
Тренинг «Приветствие солнцу»
Живи разумом, так и лекаря не надо
Дорога, ведущая в пропасть
Практическое занятие по составлению
комплекса упражнений для глаз,
формирования осанки и т.д.
Ситуативный практикум
Доклады обучающихся
Викторина
Практическое занятие
Беседа
Беседа с элементами дискуссии
1
2
1
1
1
1
1
1 10
11
12
13
1415
16
17
18
Курить – здоровью вредить
Зависимость. Болезнь. Лекарства.
Почему вредной привычке ты скажешь «Нет»
Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения
КВН «Наше здоровье»
Что такое экология? Экология души.
Природа – это наши корни, начало нашей жизни
Мама – словото какое!
1920 Моя семья. Традиции моей семьи
2122
23
24
25
Наедине с собой
(тест на самооценку личности)
Жизнь без вредных привычек
Умейте дарить подарки.
Дружбой дорожить умейте.
2627
Законы нашей жизни.
28
29
30
3132
3334
Правила нашего коллектива
Что такое конфликт.
Нужно ли говорить правду, или ложь во спасение
Ваше поведение – это ваше всё!
Поезд здоровья
Итого
Ожидаемые результаты:
Выпускник шестого класса должен:
Беседа
Беседа.
Тренинг
тренинг
Викторина игра
Беседа
Экологическая игра
Сочинение о маме
Доклады презентации
Психологический тренинг
Ситуативный практикум
Беседа
Беседа. Тест «Умеешь ли ты дружить»
Беседа с элементами проектной
деятельности.
Беседа с элементами проектной
деятельности.
Беседа. Тренинг
Занятиесеминар
Ролевая игра.
Игровая программа
1
1
1
1
2
1
1
1
2
2
2
1
1
2
1
1
1
2
2
34 ч Быть опрятным, регулярно выполнять гигиенические процедуры.
Уметь обеспечить себе комфортные условия для любой деятельности за счет правильного выбора одежды и обуви
Иметь сформированную привычку следить за зубами и полостью рта.
Владеть навыками составления усредненного режима дня и следовать ему.
Уметь распознавать признаки утомления. В том числе и зрительного.
Стремиться соблюдать двигательный режим, следить за осанкой.
Иметь сформированный навык мытья рук перед любым приемом пищи.
Владеть навыками переключения на разные виды деятельности с целью избегания утомления.
Знать, для чего делаются прививки.
Класс: 7
Количество часов: 34
№
п/п
1
2
34
5
6
7
8
9
10
11
Содержание
Форма проведения
Колво
часов
Дата
проведения
Инструктаж. Рабочее место и время
Учись беречь время
Спорт в моей жизни
Проверяем свои способности (глазомер,
наблюдательность, внимание)
Азбука безопасности
Где чистота, там здоровье!
Олимпионик
Представление об основных пищевых веществах, их
значении для здоровья.
Режим питания. Традиции приема пищи в разных
странах. Правила поведения за столом.
Пищевые риски. Биодобавки. Продукты, опасные для
Беседа с элементами дискуссии
Беседа с элементами дискуссии, тест
Сообщения обучающихся
Практическое занятие
Беседа
Беседа
Игравикторина
Викторина
Презентация
Беседа с элементами дискуссии
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1 здоровья.
Болезни, передаваемые через пищу. Правила хранения
продуктов и готовых блюд.
Про еду и не только.
Умеем ли мы правильно питаться
Элементы жизни
О друзьях и дружбе
12
13
14
15
16
1718
«Нельзя» и «помни»
19
20
21
22
23
24
2526
2728
29
30
3132
3334
Шалость или проступок
Значение ювенальной юстиции
Совесть – это категория нравственная
Зависимость. Болезнь. Лекарства .
Как сказать вредной привычке «нет».
В чем залог твоего успеха
Как у вас с вниманием?
Кто там думает левым?
Умеете ли вы слушать?
Телевидение ваш друг?
Ваша компания?
Поезд здоровья
Итого
Ожидаемые результаты:
Выпускник седьмого класса должен:
Ситуативный практикум
Викторина
Беседа
Викторина
Беседа
Беседа с элементами проектной
деятельности
Беседа с элементами дискуссии
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа тренинг
Беседа. Ролевая игра
Беседа Тестирование
Беседа Тестирование
Беседа Тестирование
Беседа Тестирование
Беседа Тестирование
Игровая программа
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
2
1
2
1
1
1
2
34 ч Уметь составить индивидуальное меню с учетом физиологических потребностей организма.
Владеть навыками оценки правильности и сроков хранения продуктов по их упаковке.
Уметь составлять индивидуальный режим дня и следовать ему.
Уметь оказать помощь себе и другим при простых травмах.
Владеть навыками по самоспасению, когда поведение незнакомого человека кажется опасным.
Владеть навыками организации собственного питания в течение дня
Знать, куда обращаться за помощью в экстремальной ситуации.
Класс: 8
Количество часов: 34
№
п/п
№
заняти
я по
теме
12
12
3
4
5
6
7
8
9
3
4
5
6
7
8
1
Содержание
Форма проведения
Колво
часов
Дата проведения
Здоровый образ жизни (8 часов)
Инструктаж. История видов спорта
Скажи: «Нет!» (Влияние вредных привычек на
здоровье)
Пьянство или Питие
Курить здоровье – здоровью вредить!
Тренируем ум
Проверяем свои способности (память, внимание)
Веселый арбузник
Беседа. Презентация.
Беседа с элементами
проектной деятельности
Занятие версия
Антитабачная викторина
Ситуативный практикум
Ситуативный практикум
Викторина
Культура потребления медицинских услуг (8 часов)
Поведение в медицинских и оздоровительных
учреждениях.
Доклады обучающихся
2
1
1
1
1
1
1
1 10
11
12
2
3
4
Правила приема лекарственных препаратов.
Опасность самолечения.
Злоупотребление медикаментами. Побочное действие
лекарственных средств
Безопасное хранение и обращение с лекарственными
средствами. Домашняя аптечка.
1314
56
Химическая зависимость. Наркомания – знак беды.
Беседа с элементами
дискуссии
Беседа
Деловая игра
Беседа с элементами
дискуссии
Беседа с элементами
дискуссии
Беседа с элементами
дискуссии
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
7
8
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
4
5
Правила жизни
Привычки и здоровье
Нравственное здоровье (7 часов)
Без друзей не обойтись!
В гостях у народов России
Права подростка и мировое сообщество
Я и закон
О вкусах не спорят, о манерах надо знать
Роль эмоций в общении. Мои претензии к
окружающим.
Нужно ли говорить правду, или ложь во спасение
Круглый стол
Беседа
Беседа с элементами
проектной деятельности
Деловая игра
Круглый стол
Беседа с элементами
дискуссии
Семинар
Психическое и социальное здоровье (13 часов)
Хорошая ли у вас память?
Беседа Тестирование
Тест возрастающей трудности (методика Равена)
Хорошо ли вы выглядите?
Подвержены ли вы чужому влиянию?
Здоровы ли вы душевно?
Беседа
Тестирование
Беседа
Тестирование
Беседа
Тестирование
Тестирование
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 29
30
31
32
6
7
8
9
Этикет беседы. Умение слушать и слышать другого.
Конфликты в общении. Способы разрешения
конфликтов.
Социальные роли человека. Жизнь как смена
социальных ролей.
Как сохранить достоинство
3334
1011 Поезд здоровья
Итого
Ожидаемые результаты:
Выпускник восьмого класса должен:
Беседа с элементами
дискуссии
Беседа с элементами
дискуссии
Беседа с элементами
дискуссии
Беседа с элементами
дискуссии
Игровая программа по
озож
1
1
1
1
2
34 ч
Знать минимально необходимый набор лекарственных средств, которые принимают без назначения врача.
Уметь обратиться за плановой и внеплановой помощью в поликлинику, больницу, в службу экстренной помощи.
Владеть навыками оказания первых мер самопомощи и помощи при возникновении экстремальной ситуации.
Владеть навыками по самоспасению, «видеть» опасные зоны в помещении, на улице.
Знать опасности химической зависимости и ответственность за прием и распространение наркотических средств.
Список литературы:
1. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы: Мониторинг эффективности. /М.: Планета, 2011/
2. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспрессконтроль в школе и дома. / М.: АРКТИ, 2005/
3. Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: Психологические установки и упражнения./ М.: Владос, 2004/
4. Как сохранить здоровье школьников. Игры, классные часы, родительские собрания. /авт.сост. О.Н. Рудякова. Волгоград: Учитель,
2008/
5. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.сост. Н.Н. Шапцева.Волгоград: Учитель,
2009/
6. Захаревич Н. Б., Калинина Т. О. «Валеология основы безопасности жизни ребенка». /Спб:1995/.
7. Проблемные классные часы. /автсост. Н.И. Билык. – Волгоград: Учитель, 2008/ Симкина П.Л., Титаровский Л.В. Азбука здоровья в условиях Крайнего Севера./Курск, 2005/
8. Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 57 классы. /М.:ВАКО,2008/
9.
10. Филиппова Г.Г. Проблемноценностное общение. –Программа, планирование. Конспекты занятий./ Волгоград: Учитель, 2015.
11. Классные часы на темы этикета.511 классы./ метод. пособие.автсост. Ю.А. Матюхина. М. Планета, 2011.
12. Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей.57 классы.М. ВАКО, 2008.
13. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации./Авт.сосот. Н.Н. шапцева. –Волгоград, Учитель.
– 2009 .Как сохранить здоровье школьников. Игры, классные часы, родительские собрания. 59 классы./ авт.сост. О.Н. Рудякова.
Волгоград. Учитель, 2008.
Рабочая программа внеурочной деятельности Основы здорового образа жизни для обучающихся 5-8 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности Основы здорового образа жизни для обучающихся 5-8 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности Основы здорового образа жизни для обучающихся 5-8 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности Основы здорового образа жизни для обучающихся 5-8 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности Основы здорового образа жизни для обучающихся 5-8 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности Основы здорового образа жизни для обучающихся 5-8 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности Основы здорового образа жизни для обучающихся 5-8 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности Основы здорового образа жизни для обучающихся 5-8 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности Основы здорового образа жизни для обучающихся 5-8 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности Основы здорового образа жизни для обучающихся 5-8 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности Основы здорового образа жизни для обучающихся 5-8 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности Основы здорового образа жизни для обучающихся 5-8 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности Основы здорового образа жизни для обучающихся 5-8 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности Основы здорового образа жизни для обучающихся 5-8 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности Основы здорового образа жизни для обучающихся 5-8 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности Основы здорового образа жизни для обучающихся 5-8 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.