Рабочая программа внеурочной деятельности социальной направленности «Юные волонтёры» на 2017 – 2018 учебный год 4 класс
Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
классное руководство
4 кл
22.01.2018
Тематическое планирование
4 класс
№ Тема Результат Форма
проведения Содержание
1 Организационное заседание волонтерской команды. Сбор «Эстафета добрых Организация волонтерской команды,
Установка на добрые дела заседание волонтерской команды. Беседа «Кто такие волонтеры» Участие в планировании. Составление плана.
2.
«Россия устремленная в будущее» Сплочение коллектива, обучение взаимодействию в обществе. Кл. час с родителями Поздравление с началом учебного года , разговор о будущем России
3 «Волонтёры
книжной культуры» Подарить книги в Дом культуры, д/ саду, библиотекам, ивалиду детства Пятыгину С. Акция «Книга в подарок»
«Пусть всегда будет книга!»,
Сбор и формирование книжной библиотечки для Дома культуры, д/ сада, библиотек, инвалида детства Пятыгину С.
4. «Волонтеры за мир!» Акция «Голубь мира» Совместное мероприятие с детским садом
5. Волонтеры пожилым людям Воспитание уважительного отношения к старшему по¬колению;
интереса к традициям на¬шего народа;
способствование преемственности в семейном воспита¬нии Акция «Волонтеры пожилым людям» Концерт, изготовление открыток и подарков. Поздравление пожилых людей в классе и на дому.
6 Агитбригада «Здоровым быть – успешным быть!» Воспитание отрицательного отношения к табакокурению и алкоголю, спайсам, наркотикам. Распространение среди сверстников буклетов по ЗОЖ
7.
«Волонтеры за безопасность»
Пожарная безопасность в школе и дома. Повторить правила ПДД, ТБ. Познакомить со школьными правилами.
Познакомить с правилами противопожарной безопасности. Акция ««Волонтеры за безопасность»
Создание своей азбуки безопасности
Агитбригада о пожаре, о действиях во время пожара для детского сада и начальной школы. Изготовление листовок для населения. Конкурс рисунков.
8
«В селе дорожных наук».
ПДД Привлечение внимания обучающихся к важности и необходимости знания и соблюдения ПДД Агитбригада о ПДД для детского сада и начальной школы. Презентация «Знаки» Безопасный путь из дома в школу и обратно.
9. День толерантности 13 ноября – Всемирный день доброты. «Наши добрые дела» Знакомство детей с понятием «толерантность», воспитание уважения и доброго отношения к другим людям, развитие коммуникативных навыков.
Проведение благотворительной акции «Спешите делать добро» Тренинг «Доброта как Солнце» Участие в беседе Просмотр видеофильмов, обсуждение Изготовление подарков к Дню инвалида. Поздравление учеников-инвалидов
10. «Мастерская Деда Мороза» Учить детей создавать праздник своими руками. Практическая
Акция «Поздравляем с праздником» Изготовление новогодних сувениров
11. К Всероссийскому дню зимующих птиц. «Покормите птиц зимой» Воспитывать чувство сострадания , ответственности. Акция «Друзья птиц» Беседа, просмотр презентации, изготовление кормушек для птиц, развешивание кормушек и кормление птиц
12 Организация и проведение игры «Полезные и вредные привычки» Распространение среди сверстников ЗОЖ Конкурс плакатов и рисунков «Мы и наше здоровье» Беседа о привычках.
Выпуск буклетов о вреде энергетических напитков (Кока-колы, Фанта и др.)
13 Урок здоровья. Советы докторов здоровья.
Познакомить с советами докторов здоровья; забота о своём здоровье. Беседа- игра.
Организация и проведение игры «Полезные и вредные привычки» Беседа, игры, изготовление буклетов по ЗОЖ
14 Всемирный день табака Акция «Меняю сигаретку на конфетку»
Анкетирование
15. Не забуду этой даты, что покончила с войной.. Воспитывать уважение к защитникам Отечества. Акция Поход к памятнику, встреча с тружениками тыла.
Выступление детей, вручение подарков ветерану
16 Итоговый сбор «Волонтер – это здорово!»
Оформление Дневника отряда «Юные волонтеры» Презентация работы за год
17. Выпускной вечер «Летите, голуби»!
Развивать творческие навыки учащихся, умение рабо¬тать в коллективе;
формировать чувство прекрасного, развивать речевые умения. мероприятие Выпускной вечер проводится в форме различных теле-визионных передач.Тематическое планирование
4 класс
№ Тема Результат Форма
проведения Содержание
1 Организационное заседание волонтерской команды. Сбор «Эстафета добрых Организация волонтерской команды,
Установка на добрые дела заседание волонтерской команды. Беседа «Кто такие волонтеры» Участие в планировании. Составление плана.
2.
«Россия устремленная в будущее» Сплочение коллектива, обучение взаимодействию в обществе. Кл. час с родителями Поздравление с началом учебного года , разговор о будущем России
3 «Волонтёры
книжной культуры» Подарить книги в Дом культуры, д/ саду, библиотекам, ивалиду детства Пятыгину С. Акция «Книга в подарок»
«Пусть всегда будет книга!»,
Сбор и формирование книжной библиотечки для Дома культуры, д/ сада, библиотек, инвалида детства Пятыгину С.
4. «Волонтеры за мир!» Акция «Голубь мира» Совместное мероприятие с детским садом
5. Волонтеры пожилым людям Воспитание уважительного отношения к старшему по¬колению;
интереса к традициям на¬шего народа;
способствование преемственности в семейном воспита¬нии Акция «Волонтеры пожилым людям» Концерт, изготовление открыток и подарков. Поздравление пожилых людей в классе и на дому.
6 Агитбригада «Здоровым быть – успешным быть!» Воспитание отрицательного отношения к табакокурению и алкоголю, спайсам, наркотикам. Распространение среди сверстников буклетов по ЗОЖ
7.
«Волонтеры за безопасность»
Пожарная безопасность в школе и дома. Повторить правила ПДД, ТБ. Познакомить со школьными правилами.
Познакомить с правилами противопожарной безопасности. Акция ««Волонтеры за безопасность»
Создание своей азбуки безопасности
Агитбригада о пожаре, о действиях во время пожара для детского сада и начальной школы. Изготовление листовок для населения. Конкурс рисунков.
8
«В селе дорожных наук».
ПДД Привлечение внимания обучающихся к важности и необходимости знания и соблюдения ПДД Агитбригада о ПДД для детского сада и начальной школы. Презентация «Знаки» Безопасный путь из дома в школу и обратно.
9. День толерантности 13 ноября – Всемирный день доброты. «Наши добрые дела» Знакомство детей с понятием «толерантность», воспитание уважения и доброго отношения к другим людям, развитие коммуникативных навыков.
Проведение благотворительной акции «Спешите делать добро» Тренинг «Доброта как Солнце» Участие в беседе Просмотр видеофильмов, обсуждение Изготовление подарков к Дню инвалида. Поздравление учеников-инвалидов
10. «Мастерская Деда Мороза» Учить детей создавать праздник своими руками. Практическая
Акция «Поздравляем с праздником» Изготовление новогодних сувениров
11. К Всероссийскому дню зимующих птиц. «Покормите птиц зимой» Воспитывать чувство сострадания , ответственности. Акция «Друзья птиц» Беседа, просмотр презентации, изготовление кормушек для птиц, развешивание кормушек и кормление птиц
12 Организация и проведение игры «Полезные и вредные привычки» Распространение среди сверстников ЗОЖ Конкурс плакатов и рисунков «Мы и наше здоровье» Беседа о привычках.
Выпуск буклетов о вреде энергетических напитков (Кока-колы, Фанта и др.)
13 Урок здоровья. Советы докторов здоровья.
Познакомить с советами докторов здоровья; забота о своём здоровье. Беседа- игра.
Организация и проведение игры «Полезные и вредные привычки» Беседа, игры, изготовление буклетов по ЗОЖ
14 Всемирный день табака Акция «Меняю сигаретку на конфетку»
Анкетирование
15. Не забуду этой даты, что покончила с войной.. Воспитывать уважение к защитникам Отечества. Акция Поход к памятнику, встреча с тружениками тыла.
Выступление детей, вручение подарков ветерану
16 Итоговый сбор «Волонтер – это здорово!»
Оформление Дневника отряда «Юные волонтеры» Презентация работы за год
17. Выпускной вечер «Летите, голуби»!
Развивать творческие навыки учащихся, умение рабо¬тать в коллективе;
формировать чувство прекрасного, развивать речевые умения. мероприятие Выпускной вечер проводится в форме различных теле-визионных передач.
программа отряда волонтеров.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Бубчиковская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю.
Директор школы ___________
/М.В.Кутенева/
Рабочая программа
внеурочной деятельности
социальной направленности
«Юные волонтёры»
на 2017 – 2018 учебный год
4 класс
Автор: Толмачева Любовь Владимировна,
Учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория.
п. Бубчиково
2017 Программа внеурочной деятельности «Волонтёры» 4 класс
Пояснительная записка.
«Человек разумный,
Человек моральный,
Человек творческий
вот три кардинальные характеристики,
принципиально отличающие человека от животного
во всей полноте реализованных данных человеку функций»
(Д.И.Писарев)
Младший школьный возраст это тот самый период, когда дети активно
обучаются поведению в социуме, искусству межличностного общения, когда
зарождаются первые гражданские позиции и формируются нравственно
этические нормы. Каждый ребёнок способен чувствовать прекрасное, ценить и
творить добро, любить окружающих и мир в целом. Очень важно помочь
маленькому человеку пробудить эти чувства в себе и развить их.
Безусловно, зная особенности формирования человеческой личности, мы
хотим вырастить человека, способного быть личностью. И именно в этом
состоит великая сила педагогической помощи. Педагог должен не проживать
жизнь ребенка, а построить процесс воспитания таким образом, чтобы его
воспитанник был способен принимать самостоятельные решения в своей
жизни в любых обстоятельствах и брать за них ответственность на себя, а не
перекладывать ее на других. При этом он не должен ущемлять интересы и
жизнь других людей. Воспитывать личность не просто, главное, чтобы работа
была правдивой и искренней.
Данная программа рассчитана на детей 910лет.
Целью программы является развитие и воспитание гармоничной личности,
достойных культурных граждан России.
Задачи:
1.Знакомство с правилами взаимоотношений людей в ходе различных добрых
дел (мероприятий):
– праздникиигры по теме труда: ярмарки, «Город мастеров» а т.д.
– экскурсии, видео путешествия по знакомству с разными профессиями
своего края и мира
– коллективнотворческие дела по подготовке трудовых праздников и т.п. – встречибеседы с людьми различных профессий, прославившихся своим
трудом, его результатами;
– ролевые игры, моделирующие экономические, производственные ситуации;
– совместные проекты с родителями «Труд моих родных»
2.Получение опыта принесения практической пользы своим трудом и
творчеством:
– украшение и наведение порядка в пространстве своего дома, класса, школы,
улицы;
— раскрытие потенциала ребёнка;
— желание познать мир и приобретать знания;
— развитие коммуникативных качеств;
— помочь проявить свои способности и показать творческие навыки;
3.Формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной
жизни, физического воспитания.
К достижению целей прихожу через создание условий для:
сохранения здоровья и приобщения детей к здоровому образу жизни;
воспитания уважения к себе и другим (взаимоотношения, взаимопонимание,
доброе отношение друг к другу);
воспитания ребенка как члена общества, воспитания в нем умения жить в
коллективе, считаться с мнением коллектива;
развития чувства долга и ответственности;
воспитания трудолюбия, бережного отношения к труду других людей, к его
результатам;
воспитания доброго отношения к родителям;
развития внимания, мышления, памяти, речи учащихся;
развития творческой активности.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Методические:
Методические разработки,
Наглядные пособия, изготовленные педагогом и воспитанниками
Использование эффективных методик;
Инструктажи по технике безопасности.
Психологические:
доброжелательность на занятиях,
индивидуальный подход,
укрепление здоровья,
создание обстановки доверия, сотрудничества в коллективе ребенок педагог
– родитель
учет возрастных особенностей ребенка личностно ориентированное взаимодействие педагога с ребенком
ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской
успешности (сравнение сегодняшних достижений ребёнка с его собственными
вчерашними достижениями)
стимулирование деятельности детей.
МЕТОДЫ, используемые в работе:
проектирование, моделирование, конструирование при целеполагании;
структурирование, нормирование при планировании;
распределение по группам, регулирование, распределение ролей при
организации работы;
побуждение, создание ситуации успеха, внушение, поощрение,
стимулирование, поддержка при мотивации;
адаптация, сотрудничество, доверие, диалог, монолог при
выполнении коммуникативных функций;
убеждение, личный пример, упражнение, тренинг при формировании
сознания;
сбор данных, систематизация, анализ, обобщение при контроле;
переубеждение.
Типы занятий:
комбинированный
изучение нового
практическое занятие
обобщающего повторения
игра
– тренинг
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ
Результатом реализации программы является личность воспитанника,
обладающая:
комплексом знаний, умений, навыков в общении, познании себя,
потребностью в общении и саморазвитии,
способностью к творческому самовыражению и самоанализу,
развитым эмоциональноэстетическим отношением к народным традициям и
культурным ценностям,
сохранения здоровья, т.е. оптимального развития каждого ребенка на основе
педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной
деятельности.
ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты освоения программы «Юные волонтёры»:
формирование духовнонравственных качеств, приобретение знаний о
принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к
окружающему миру;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения
к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
формирование неравнодушного отношения к жизненным проблемам других
людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском
обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих
поступков и поступков других людей;
уважительное отношение к родителям (законным представителям), к
старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное
отношение к ним;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,
творческой деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы «Юные волонтёры»
проявляются в: расширении круга приёмов составления разных типов плана;
расширении круга структурирования материала;
умении работать со справочными материалами и Интернетресурсами,
планировать волонтёрскую деятельность;
обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и
др.);
умении организовывать волонтёрскую деятельность;
способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной
и одноклассников.
Направления работы
духовнонравственное воспитание – проектная, просветительская
деятельность;
патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство
школы и микрорайона;
здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;
формирование толерантности – организация досуга
Критерии оценки волонтёрской деятельности учащихся
Активность участия.
Умение планировать работу волонтёров.
Самостоятельность.
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся будут знать:
о волонтерском движении в России;
права и обязанности волонтеров;
основные направления деятельности волонтеров;
основные формы работы волонтеров.
Обучающиеся будут уметь:
организовывать и проводить различные мероприятия для соответствующих
категорий нуждающихся в помощи;
аргументировано отстаивать свою позицию;
адекватно общаться с учащимися и взрослыми;
издавать агитационную печатную продукцию;
принимать общечеловеческие ценности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание программы разделено на два блока. У каждого блока своя
тематика, которая привязана к календарю памятных и знаменательных дат.
Это позволяет ребенку отслеживать и осмысливать все изменения в
окружающей жизни, почувствовать себя сопричастным к происходящему, а
значит и неравнодушным к миру вокруг.
Раздел 1. Волонтерское движение в России. Учащиеся узнают о волонтерском движении в России, знакомятся с правами и
обязанностями волонтеров. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить
требования, предъявляемые к личным качествам волонтера. Участие в
тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в
волонтерской деятельности, подготовиться к её осуществлению.
Раздел 2. Участие в благотворительных акциях, практических делах
Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании
это дети с ограниченными возможностями, близкие, пожилые люди.
Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания,
полученные ими в период подготовки.
Программа рассчитана на 1 учебный год.
Программа содержит теоретические и практические занятия.
Реализация программы предусматривает включение учащихся в социальную
практику, образовательные тренинги, анкетирование по созданию базы
добровольческой деятельности. Освоение программы “Юные волонтёры”
обучающимися осуществляется последовательно: от теории к практике. При
изучении программы обучающиеся активно участвуют в волонтерских акциях.
Формы реализации
Реализация программы проводится во внеурочной форме. На занятиях
предусматриваются следующие формы организации деятельности:
индивидуальная, фронтальная, проектная, коллективная.
Содержательными формами проведения занятий могут быть:
практическое занятие, беседа, участие в акции.
Задания направлены на освоение теоретической базы волонтёрского
движения, а также их практической реализации.
Тематическое планирование
Тема
Волонтерское движение в России.
Количеств
о часов
3
Участие в благотворительных
акциях, практических делах
14
№
п/п
1
2
Итого: 17
Форма контроля
Тренинг – 1
Моделирование – 1
Анкетирование 1
Изготовление поделок –
4
Трудовые дела – 4
Проект – 1
Акции – 5 Направления деятельности
волонтёрского отряда:
Школа – территория здоровья»
*«Волонтёры для села»
*«Времён связующая нить»
«Волонтёры книжной культуры»
Реализация творческих проектов:
«Пусть всегда будет книга!»,
«С доброй книгой в новый год»,
«Книге новую жизнь»,
«Весенняя неделя добра»
Девиз: «Наш выбор неизменен – да волонтёры мы!»
Дружеские отношения
Взаимовыручка
Живое общение
Интересные и успешные люди
Тематическое планирование
4 класс
№ Тема
Результат
1 Организационно
е заседание
волонтерской
команды. Сбор
«Эстафета
добрых
«Россия
устремленная в
будущее»
2.
3
«Волонтёры
книжной
Организация
волонтерской команды,
Установка на добрые
дела
Форма
проведения
заседание
волонтерской
команды.
Содержание
Беседа «Кто такие
волонтеры» Участие в
планировании.
Составление плана.
Сплочение коллектива,
обучение
взаимодействию в
обществе.
Подарить книги в Дом
культуры, д/ саду,
Кл. час с
родителями
Поздравление с началом
учебного года , разговор
о будущем России
Акция «Книга в
подарок»
Сбор и формирование
книжной библиотечки культуры»
библиотекам, ивалиду
детства Пятыгину С.
4. «Волонтеры за
мир!»
5. Волонтеры
пожилым
людям
6 Агитбригада
«Здоровым
быть –
успешным
быть!»
7.
«Волонтеры за
безопасность»
Пожарная
безопасность в
школе и дома.
8
«В селе
дорожных
наук».
ПДД
9. День
толерантности
13 ноября –
Всемирный день
доброты. «Наши
добрые дела»
Воспитание
уважительного
отношения к старшему
поколению;
интереса к традициям
нашего народа;
способствование
преемственности в
семейном воспитании
Воспитание
отрицательного
отношения к
табакокурению и
алкоголю, спайсам,
наркотикам.
Повторить правила
ПДД, ТБ. Познакомить
со
школьными правилами.
Познакомить с
правилами
противопожарной
безопасности.
Привлечение внимания
обучающихся к
важности и
необходимости знания и
соблюдения ПДД
Знакомство детей с
понятием
«толерантность»,
воспитание уважения и
доброго отношения к
другим людям, развитие
коммуникативных
«Пусть всегда
будет книга!»,
Акция «Голубь
мира»
Акция «Волонтеры
пожилым людям»
для Дома культуры, д/
сада, библиотек,
инвалида детства
Пятыгину С.
Совместное мероприятие
с детским садом
Концерт, изготовление
открыток и подарков.
Поздравление пожилых
людей в классе и на
дому.
Распространение среди
сверстников буклетов по
ЗОЖ
Создание своей азбуки
безопасности
Агитбригада о пожаре, о
действиях во время
пожара для детского
сада и начальной школы.
Изготовление листовок
для населения. Конкурс
рисунков.
Презентация «Знаки»
Безопасный путь из дома
в школу и обратно.
Акция
««Волонтеры за
безопасность»
Агитбригада о ПДД
для детского сада и
начальной школы.
Проведение
благотворительной
акции «Спешите
делать добро»
Тренинг «Доброта
как Солнце»
Участие в беседе
Просмотр
видеофильмов,
обсуждение
Изготовление подарков к
Дню инвалида.
Поздравление учеников 10. «Мастерская
Деда Мороза»
11. К
Всероссийскому
дню зимующих
птиц.
«Покормите
птиц зимой»
12 Организация и
проведение игры
«Полезные и
вредные
привычки»
13 Урок здоровья.
Советы
докторов
здоровья.
14 Всемирный день
табака
навыков.
Учить детей создавать
праздник своими
руками.
Воспитывать чувство
сострадания ,
ответственности.
Практическая
Акция
«Поздравляем с
праздником»
Акция «Друзья
птиц»
Распространение среди
сверстников ЗОЖ
Конкурс плакатов и
рисунков «Мы и
наше здоровье»
Познакомить с советами
докторов
здоровья; забота о
своём здоровье.
Беседа игра.
Организация и
проведение игры
«Полезные и
вредные привычки»
Акция «Меняю
сигаретку на
конфетку»
инвалидов
Изготовление
новогодних сувениров
Беседа, просмотр
презентации,
изготовление кормушек
для птиц, развешивание
кормушек и кормление
птиц
Беседа о привычках.
Выпуск буклетов о вреде
энергетических напитков
(Кокаколы, Фанта и др.)
Беседа, игры,
изготовление буклетов
по ЗОЖ
Анкетирование
15. Не забуду этой
даты, что
покончила с
войной..
16 Итоговый сбор
«Волонтер – это
здорово!»
17. Выпускной
вечер «Летите,
голуби»!
Воспитывать уважение к
защитникам Отечества.
Акция Поход к
памятнику, встреча
с тружениками
тыла.
Выступление детей,
вручение подарков
ветерану
Оформление
Дневника отряда
«Юные волонтеры»
Презентация работы за
год
мероприятие
Развивать творческие
навыки учащихся,
умение работать в
коллективе;
формировать чувство
прекрасного, развивать
Выпускной вечер
проводится в форме
различных теле
визионных передач. речевые умения.
Информационное обеспечение
1.Дерендяева Г.М. «Родительские собрания в начальной школе»
2.Зайцева О.В., Карпова Е.В. Встретим праздник весело. Игры для всей семьи.
3.Н.И.Дереклеева. Справочник классного руководителя.
4.О.В.Васильева. Классные часы в 14 классе
5.Н.А.Горбунова.Классные часы.
6. С.В.Кульневич, Т.П. Лакоценина Воспитательная работа в начальной школе
Рабочая программа внеурочной деятельности социальной направленности «Юные волонтёры» на 2017 – 2018 учебный год 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности социальной направленности «Юные волонтёры» на 2017 – 2018 учебный год 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности социальной направленности «Юные волонтёры» на 2017 – 2018 учебный год 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности социальной направленности «Юные волонтёры» на 2017 – 2018 учебный год 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности социальной направленности «Юные волонтёры» на 2017 – 2018 учебный год 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности социальной направленности «Юные волонтёры» на 2017 – 2018 учебный год 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности социальной направленности «Юные волонтёры» на 2017 – 2018 учебный год 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности социальной направленности «Юные волонтёры» на 2017 – 2018 учебный год 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности социальной направленности «Юные волонтёры» на 2017 – 2018 учебный год 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности социальной направленности «Юные волонтёры» на 2017 – 2018 учебный год 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности социальной направленности «Юные волонтёры» на 2017 – 2018 учебный год 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.