Рабочая программа внеурочной деятельности «Я- исследователь» (научно-познавательное направление) для обучающихся 1-4 классов (7-10 лет)
Оценка 4.7

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я- исследователь» (научно-познавательное направление) для обучающихся 1-4 классов (7-10 лет)

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
07.01.2017
Рабочая программа  внеурочной деятельности «Я- исследователь» (научно-познавательное направление) для обучающихся 1-4 классов (7-10 лет)
Цель программы: развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.Собственная исследовательская практика расширит кругозор ребенка, позволит освоить механизм самостоятельного получения новых знаний.Рабочая программа внеурочной деятельности «Я- исследователь»
я исслед Жуч.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 р.п. Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского края                                                                                                                                   «Утверждено»   Директор МБОУ_________Н.С.Исаева                                                                                                                                           __________2016г. Рабочая программа  внеурочной деятельности «Я­ исследователь» (научно­познавательное направление) для обучающихся 1­4 классов (7­10 лет) Срок реализации – 4 года Модифицированная программа. Составитель: Жученкова Елена Анатольевна учитель начальных классов 2016 г р.п.Хор Аннотация.  Обучение путём исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком. Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации.         Для того чтобы помочь включить ребёнка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях основного   обучения,   активизировать   интерес   к   обучению,   приблизить   учебную   деятельность   к   познавательной, необходима исследовательская программа. Чтобы решить проблему: освоение исследовательского вида деятельности в начальной школе поступил заказ от администрации школы. Данная программа разработана в соответствии с основными приоритетами школы и ориентирована на решение практических задач исследовательского обучения в начальной школе. Предусмотрен   диалог   с   ребёнком,   наблюдение,   эксперимент,   полный   ряд   исследовательской   деятельности   ­   от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов. Появится возможность сформировать  способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности   в   любой   сфере   человеческой   культуры;   сформировать   компетентности   разрешения   проблем, коммуникативные   и   информационные   компетенции.   В   школьной   программе   не   запланирован   курс   обучения   научно­ исследовательской деятельности. Программа позволяет включить в исследовательскую деятельность всех учащихся, а не только одаренных детей. Организуя   учебно­исследовательскую   деятельность   младших   школьников,   необходимо   следовать   методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами. Итогом   исследовательской   работы   и   главным   этапом   обучения   юного   исследователя   является   выступление   на детской конференции. В отличие от «взрослой» конференции здесь необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого школьника. Все работы независимо от их качества необходимо похвалить, чтобы у детей возникло желание продолжать исследовательскую деятельность. Успех любой деятельности во многом зависит от её чёткой организации. Смысл учебного исследования заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путь научного познания и усвоить его алгоритм. Опираясь на методику проведения детских исследований А.И.Савенкова можно выделить следующие основные этапы исследовательской деятельности: 1. Выделение и постановка проблемы Выработка гипотез 2. Поиск путей решения (обоснование гипотезы, сбор и изучение материалов) 3. 4. Формулирование выводов (обобщение, классификация, систематизация) 5. Представление результатов исследовательской деятельности. Анализируя эти этапы видно, что они дают возможность формирования и развития таких блоков УУД как регулятивные и познавательные.   Учитывая,   что   формами   организации   исследовательской   деятельности   являются   не   только индивидуальное, но и групповое, и коллективное исследование, легко можно представить возможности формирования коммуникативных   универсальных   действий.   Принимая   во   внимание   то,   что   в   результате   проведённых   исследований ребёнок получает не только определённый продукт (новое знание), но и переживания, личный опыт, можно говорить и возможности формирования личностных УУД.  Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – исследователь»  разработана на основе авторской программы С   требованиями   Федерального   государственного   образовательного   стандарта   начального   общего   образования   / С рекомендациями Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование./ под ред. В. А. И. Савенкова «Я ­ исследователь»  в соответствии:  1. Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2010.  2. А. Горского. – 2­е изд. – М. Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).  3. воспитанников. сСособенностями   образовательного   учреждения,   образовательных   потребностей   и   запросов   обучающихся, Объём курса: 1класс – 32ч, 2класс 34ч в классе и 18ч. самостоятельной работы, 3 класс­34ч. в классе и 25ч. самостоятельной работы,4класс­ 34ч  и 24ч. самостоятельной работы.  Длительность занятий: 1 класс­30 минут, 2­4 классы­40 минут. Учебный материал рассматривается по принципу концентрических кругов. Цель   программы:   развитие   познавательных   интересов,   интеллектуальных,   творческих   и   коммуникативных способностей   учащихся,   определяющих   формирование   компетентной   личности,   способной   к   жизнедеятельности   и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Программа   позволяет   реализовать   актуальные   в   настоящее   время   компетентностный,   личностно­ориентированный, деятельностный подходы,  которые  определяют и  позволяют  решить следующие задачи: • необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;  • рефлексивной; • Развивать   овладение   способами   деятельностей:   учебно­познавательной,   информационно­коммуникативной, Способствовать приобретению знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска             По окончании программы определен определенный продукт­ исследовательская работа и форма представления результата ­ доклад и публичное выступление  презентация на мини­конференции. Каждый учащийся ведет свою «Тетрадь исследователя», в которую записывает ход исследования, собранную информацию по методам исследования,  результаты, вносит новые слова, с которыми познакомился в ходе выполнения проекта. Итоги участия в деятельности подводятся в конце года, а также по мере готовности детей.    Воспитывать целеустремлённость и настойчивость. Проблема исследования как категория предлагает исследование неизвестного в науке: что? предстоит открыть,                                             Материал программы курса опирается на следующие понятия: • доказать, изучить с новых позиций. • Тема   исследования   отражает   проблему   в   ее   характерных   чертах.   Удачная,   четкая   в   смысловом   отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной смысл, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом. • • сделать исследователь. Актуальность выбранной темы обосновывает необходимость проведения исследования. Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается Объект исследования – это область, в рамках которой ведется исследование совокупностей связей, отношений и • свойств как источника необходимой для исследования информации. • Предмет   исследования   более   конкретен   и   включает   только   те   связи   и   отношения,   которые   подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте. Предмет всегда изучается в рамках какого­то объекта. Требования к уровню освоения содержания программы • • самостоятельного получения новых знаний.  • и навыки, необходимые в исследовательском поиске.  • обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром. В ходе освоения программы возрастут познавательные потребности младших школьников.  Собственная   исследовательская   практика   расширит   кругозор   ребенка,   позволит   освоить   механизм В ходе предусмотренных программой тренингов исследовательских способностей развиваются специальные умения В   качестве   основных   критериев   выступают   стремление   и   попытки   использования   исследовательских   методов   ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА  положительное отношение к исследовательской деятельности;  широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: • • и внешние мотивы;  интерес к новому содержанию и новым способам познания; • • ориентация   на   понимание   причин   успеха   в   исследовательской   деятельности,   в   том   числе   на   самоанализ   и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей; • Обучающийся получит возможность для формирования: способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности. внутренней   позиции   обучающегося   на   уровне   понимания   необходимости   исследовательской   деятельности,  выраженной познавательной мотивации; устойчивого интереса к новым способам познания; адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности; морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, • выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности; • • • • устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: • • • • • • • • • Обучающийся получит возможность научиться: • • • • принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; оценивать свои действия на уровне ретрооценки; вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. проявлять познавательную инициативу; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; преобразовывать практическую задачу в познавательную;  самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и • дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; •  использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;  высказываться в устной и письменной формах; • ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач; • •  владеть основами смыслового чтения текста;  анализировать объекты, выделять главное; • осуществлять синтез (целое из частей); • • проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;  устанавливать причинно­следственные связи; • •  строить рассуждения об объекте;  обобщать (выделять класс объектов по какому­либо признаку); • подводить под понятие; • •  устанавливать аналогии; оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, • наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.; • •  видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, • планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п. осуществлять   расширенный   поиск   информации   в   соответствии   с   исследовательской   задачей   с   использованием Обучающийся получит возможность научиться: • ресурсов библиотек и сети Интернет; • • • • фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;  оперировать такими понятиями, как явление, причина, обусловленность,   зависимость,   различие,   сходство,   общность,   совместимость, использованию   исследовательских   методов   обучения   в   основном   учебном   процессе   и   повседневной   практике   событие, • следствие, несовместимость, возможность, невозможность и др.; • взаимодействия с миром. допускать существование различных точек зрения;  учитывать разные мнения, стремиться к координации; формулировать собственное мнение и позицию;  договариваться, приходить к общему решению;  соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу; использовать речь для регуляции своего действия;  контролировать действия партнера;  владеть монологической и диалогической формами речи. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: • • • • • • • • • Обучающийся получит возможность научиться: • • в совместной деятельности; • ориентир для построения действия; • собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии; • • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;  адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.  учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения   с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как   допускать   возможность   существования   у   людей   разных   точек   зрения,   в   том   числе   не   совпадающих   с   его УМК •                   «Программа   исследовательского   обучения   младших   школьников»           А.И.Савенков.   Самара   «Учебная литература»2007г •         А.И.Савенков. Методическое пособие для учителя «Методика исследовательского обучения младших школьников» Самара «Учебная литература»2007г •         Рабочая тетрадь «Я ­ исследователь» А.И.Савенков. Самара «Учебная литература»2008г  II  ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ Изучение практики использования в образовательных целях методов самостоятельного исследовательского поиска  детей убеждает в том, что современный подход к решению этой задачи страдает некоторой односторонностью.  Большинство современных образовательных технологий исследовательского обучения учащихся предполагают лишь  различные варианты включения ребенка в собственную исследовательскую практику.  Никакого исследования не проведет ни младший школьник, ни учащийся неполной средней школы, ни  старшеклассник, если их этому специально не обучать. Эффективен в этом плане специальный тренинг по развитию  исследовательских способностей учащихся. Любая учебная деятельность требует особой системы поддержки и контроля  качества. Она предполагает разработку содержания, форм организации и методов оценки результатов. Программа учебно­исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельных  подпрограммы: Подпрограмма «Тренинг». Подпрограмма «Исследовательская практика».      Подпрограмма «Мониторинг». Общая характеристика содержания подпрограмм Подпрограмма «Тренинг» В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладеть специальными знаниями,  умениями и навыками исследовательского поиска:  • • • • • • • • • • • видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы; структурировать материал; готовить тексты собственных докладов; объяснять, доказывать и защищать свои идеи.  Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются   в   относительно   цельные   блоки,   представляющие   собой   самостоятельные   звенья   общей   цепи.   Пройдя первый круг, во втором и третьем триместрах первого класса возвращается к аналогичным занятиям во втором, третьем и четвертом классах. При сохранении общей направленности заданий они будут усложняться от класса к классу. Подпрограмма «Исследовательская практика» Основное   содержание   работы   ­   проведение   учащимися   самостоятельных   исследований   и   выполнение   творческих проектов.   Эта   подпрограмма   выступает   в   качестве   основной,   центральной.   Занятия   в   рамках   этой   подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает. Подпрограмма «Мониторинг» Основное   содержание   работы   ­   презентация   результатов   собственных   исследований,   овладение   умениями аргументировать собственные суждения. I. УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРОГРАММЕ «Я­ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» Объем курса и виды учебной работы 1 класс Вид учебной работы Учебная нагрузка определена из расчета 1 час в неделю в школе и самостоятельная работа вне школы. Объем занятий 32 часа . № Тренинг 1. 2. 3. 4. Исследовательская практика Общая трудоемкость 5. Общая трудоемкость Занятие со всей группой учащихся Индивидуальная работа Самостоятельная работа 2триместр Один раз в неделю Сроки проведения 2,3 триместры Всего часов 16 16 10 Занятия со всей группой учащихся Индивидуальная работа Самостоятельная работа 6. 7. 8. Мониторинг                                                                                                                                9. 6 Общая трудоемкость 6 4 10. 11. Занятия   со   всей   группой   учащихся(   участие   в   процедурах   защит исследовательских работ в качестве зрителей) Индивидуальная   работа(   подготовка   к   защите   результатов   собственных исследований) 2 2 3триместр 12. Самостоятельная работа( защита собственных работ) 2 Общий объем занятий по программе 2 класса составляет 34часа в классе и 18 часов самостоятельной работы вне школы. № Тренинг 1. Общая трудоемкость Вид учебной работы Всего часов Сроки проведения 2 класс 10 1триместр 2. 3. 4. Занятие со всей группой учащихся Индивидуальная работа Самостоятельная работа Исследовательская практика Общая трудоемкость 5. 6. Занятия со всей группой учащихся Индивидуальная работа 7. 8. Самостоятельная работа Мониторинг 9. 10. Общая трудоемкость Занятия   со   всей   группой   учащихся(   участие   в   процедурах   защит исследовательских работ в качестве зрителей) 11. Индивидуальная   работа(   подготовка   к   защите   результатов   собственных исследований) 10 2 19 7 12 16 5 2 2 Один раз в неделю Периодически,   в   зависимости   от итогов занятий в школе. 2,3 триместра 3триместр 12. Самостоятельная работа( защита собственных работ) 1 Общий объем занятий по программе 3 класса составляет 34часа и 25 часов самостоятельной работы вне школы. 3 класс № Тренинг 1. Вид учебной работы Общая трудоемкость 2. 3. 4. Занятие со всей группой учащихся Индивидуальная работа Самостоятельная работа Исследовательская практика Общая трудоемкость 5. Занятия со всей группой учащихся 6. 7. Индивидуальная работа 8. Самостоятельная работа Мониторинг 9. 10. Общая трудоемкость Занятия   со   всей   группой   учащихся(   участие   в   процедурах   защит исследовательских работ в качестве зрителей) Индивидуальная   работа(   подготовка   к   защите   результатов   собственных исследований) Самостоятельная работа( защита собственных работ) 11. 12. Всего часов Сроки проведения 1триместр Один раз в неделю Периодически,   в   зависимости   от итогов занятий в школе. 1,2 триместр 3триместр 10 10 4 18 8 10 21 6 2 2 2 4 класс Общий объем занятий по программе 4 класса составляет 34часа и 24 часа самостоятельной работы вне школы. № Тренинг 1. Вид учебной работы Общая трудоемкость 2. 3. 4. Занятие со всей группой учащихся Индивидуальная работа Самостоятельная работа( домашние задания) Исследовательская практика Общая трудоемкость 5. 6. Занятия со всей группой учащихся Индивидуальная работа 7. 8. Самостоятельная работа Мониторинг 9. 10. Общая трудоемкость Занятия   со   всей   группой   учащихся(   участие   в   процедурах   защит исследовательских работ в качестве зрителей) 11. 12. Индивидуальная   работа(   подготовка   к   защите   результатов   собственных исследований) Самостоятельная работа( защита собственных работ) Всего часов Сроки проведения В течение 1триместра Один раз в неделю Периодически,   в   зависимости   от итогов занятий в школе В течение 1,2 триместра В течение 3триместра 10 10 2 16 3 13 22 8 4 2 2 Календарно­тематическое планирование занятий по программе «Я ­ исследователь» 1 класс (32 часа по 30 минут) Основные особенности программы первого класса:  Самостоятельная исследовательская практика в 1 классе не предусмотрена ( это возможно только для одаренных детей).  Результаты собственных исследовательских работ первоклассники представляют только на мини­конференциях и семинарах, проводимых после различных экспресс ­ исследований. №п/п дата Тема занятий Кол­во часов В том числе теория  практика Формы организации деятельности 1 6.09   2­3   4­5   6­7   8­9 10­11 12­14 13­ 20.0 9 27­ 4.10 11­ 18.1 0 25­ 8.11 15­ 22.1 1 29­6­ Тренинг(16часов) Что такое исследование.   Наблюдение и наблюдательность.   Что такое эксперимент.   Учимся вырабатывать гипотезы.   Знакомство с логикой.   Как задавать вопросы.   Учимся выделять главное и второстепенное. 1 2 2 2 2 2 3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 Экскурсия Исслед практика Практ занятие Практ занятие Исслед практика Практ работа 13.1 2 20.1 2 10.0 1 17­ 24.0 1 31­ 7.02 14.0 2 28.0 2 7.03 14.0 3 21.0 3 4.04 11.0 4 15­16 17­18 19­20    21    22    23    24     25     26     27      28 18.0   Как делать схемы.   Исследовательская практика (10 часов) Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных исследований».   Экспресс­исследование «Свойства воды».   Экскурсия в парк. Наблюдение за сезонными  изменениями в природе.  Коллективная игра­исследование «Жилой дом»   Коллекционирование.   Экспресс­ исследование «Какие коллекции  собирают люди».   Сообщение о своих коллекциях.   Коллективная игра­исследование «Как работает завод». Мониторинг(6 часов) Мини­конференция по итогам экспресс­ исследований.   Мини­ конференция по итогам собственных  2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 Практ работа Исслед практика Практ работа Экскурсия Практ работа Исслед практика Исслед практика Круглый стол Игра­исследование Конференция Конференция 29­30 31­32 4 25.0 4 2.05 10.0 5 16.0 5 исследований.    Подготовка собственных работ к защите. Участие в защитах исследовательских работ и  творческих проектов учащихся   1 2 2 1 2 Практ работа Защита Календарно­тематическое планирование занятий по программе «Я­исследователь» 2 класс(34 часа по 40 минут) Основные особенности программы второго класса: Во втором классе все дети, занимающиеся по программе исследовательского обучения в 1 классе, включаются в  • самостоятельную исследовательскую практику; • организованных «конкурсных» защитах; • Планировать сроки проведения защит следует по мере готовности детских работ. Результаты собственной исследовательской работы второклассники будут представлять на специально  №п/п дата Тема занятий Кол­во  часов В том числе теория  практика 1 2 7.09 14.0 9 Тренинг(10 часов) Научные исследования и наша жизнь.   Методы исследования. 1 1 1 1 Формы организации деятельности Исслед практика 3­ 4 5 6 7 8 9 10 11 12 21­ 28.0 9 5.10 12.1 0 19.1 0 26.1 0 9.11 16.1 1 23.1 1 30.1 1 13 7.12 14 15 16 ­ 17 14.1 2 21.1 2 11­ 18.0 1 Наблюдение и наблюдательность.   Эксперимент – познание в действии.   Гипотезы и провокационные идеи.  Анализ и синтез.   Как задавать вопросы.   Как давать определение понятиям.  Что такое парадоксы.   Исследовательская практика (19 часов) Экспресс­исследование «Вода­растворитель».   Экскурсия на пришкольный участок «Птицы,  которые живут около нашей школы». Коллективная игра­исследование «Кондитерская  фабрика».   Искусство делать сообщения. Техника экспериментирования.  Как подготовиться к защите.  2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 Исслед практика Исслед практика Экспресс­исследование Экскурсия Игра­исследование Практ занятие Исслед практика Практ занятие 18 ­ 19 20 21 25­ 1.02 8.02 15.0 2 22 1.03 9­ 15.0 3 22.0 3 5.04 12.0 4 19.0 4 26.0 4 3,10, 17.0 5 24.0 5 23 ­ 24 25 26 27 28 29 30 ­ 32 33 34 Определение проблемы и выбор темы  собственного исследования. Индивидуальная работа по планированию и  проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная работа по планированию и  проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа по  проведению самостоятельных исследований.  Подготовка собственных работ к защите. Экспресс­исследование «Трение».   Подготовка собственных работ к защите. Экспресс­исследование «Полезные и вредные  продукты» Подготовка собственных работ к защите. Индивидуальная консультационная работа по  проведению самостоятельных исследований. Мониторинг(5 часов) Подготовка собственных работ к защите. Собственная защита исследовательских работ. Участие в защитах исследовательских работ и  творческих проектов уч.3кл   2 1 1 1 2 1 1 1 1 1 3 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 2 1 1 Практ занятие Индивидуальная работа Индивидуальная работа Индивидуальная работа Практ занятие Экспресс­исследование Практ занятие Экспресс­исследование Практ занятие Консультации Практ занятие Конференция Конференция Календарно­тематическое планирование занятий по программе «Я­исследователь» 3класс(34 часа по 40 минут) Основные особенности программы третьего класса: Дети, занимавшиеся по программе исследовательского обучения в первом и втором классах, уже имеют разносторонний  опыт. Поэтому вопросы выбора темы, организации и проведения собственных исследований, подготовки работ к защите  они решают легче. Существенно упростит решение этих задач использование рабочей тетради «Я ­исследователь». Надо продолжать чередовать коллективную и индивидуальную учебно­исследовательскую работу детей. Важно, чтобы  каждый ребенок приобретал разносторонний опыт как в проведении учебных исследований, так и во взаимодействии со  сверстниками. Планировать сроки проведения защит следует так же, как и во втором классе, по мере готовности детских работ  (преимущественно в третьем триместре учебного года). Практику проведения конкурсных защит в третьем классе следует продолжить. Результаты детских работ существенно  разнятся, и выделение особо отличившихся в данных ситуациях вполне уместно и справедливо.                                                                                                                                         №п/п дата Тема занятий Кол­во  часов В том числе теория  практика Формы организации  деятельности 1. 2. 3­ 3.09 10.0 9 17, Тренинг(10 часов) Наблюдение и экспериментирование  Методы исследования. Наблюдение и наблюдательность. 1 1 2 1 1 1 Практ занятие 1 Практ занятие Совершенствование техники  экспериментирования  Интуиция и создание гипотез. Правильное мышление и логика. Искусство делать сообщения.  Искусство задавать вопросы и отвечать на них.  Как подготовиться к защите. Исследовательская практика (19 часов) Экспресс­исследование «Вода­растворитель».   Экскурсия на пришкольный участок «Птицы,  которые живут около нашей школы». Коллективная игра­исследование «Кондитерская фабрика».   Искусство делать сообщения. Техника экспериментирования.  Как подготовиться к защите.  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 4 5 6 7 8 9 10 11 12 24.0 9 1.10 8.10 15.1 0 22.1 0 29.1 0 12.1 1 19.1 1 26.1 1 13 3.12 14 15 16 ­ 17 10.1 2 17.1 2 24.1 2 14.0 1 Практ занятие Практ занятие Практ занятие Экспресс­исследование Экскурсия Игра­исследование Практ занятие Практ занятие 18 ­ 19 20 21 22 23 ­ 24 25 26 27 28 29 30 ­ 32 33 21, 28.0 1 4.02 11.0 2 18.0 2 4.03 11­ 18.0 3 25.0 3 8.04 15.0 4 22.0 4 29.0 4 6,  13.0 5 20.0 5 Определение проблемы и выбор темы  собственного исследования. Индивидуальная работа по планированию и  проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная работа по планированию и  проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа по  проведению самостоятельных исследований.  Подготовка собственных работ к защите. Экспресс­исследование «Трение».   Подготовка собственных работ к защите. Экспресс­исследование «Полезные и вредные  продукты» Подготовка собственных работ к защите. Индивидуальная консультационная работа по  проведению самостоятельных исследований. Мониторинг(5 часов) Подготовка собственных работ к защите. Собственная защита исследовательских работ. 2 1 1 2 2 1 1 1 1 1 3 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 1 1 1 2 1 Практ занятие Индивидуальная работа Индивидуальная работа Индивидуальная работа Практ занятие Экспресс­исследование Практ занятие Экспресс­исследование Консультации Конференция 34 27.0 5                                      Участие в защитах исследовательских работ и  творческих проектов уч.3кл   1 1 Конференция Календарно­тематическое планирование занятий по программе «Я­исследователь» 4класс(34 часа по 40 минут) Основные особенности программы второго класса:           Учебная нагрузка в четвертом классе также определена из расчета 1 час в неделю в школе плюс самостоятельная работа вне школы. Таким образом, объем занятий по программе четвертого класса составляет 34 часа под руководством учителя плюс 24 часа самостоятельной работы вне школы.                     В  четвертом   классе   так  же,  как   и  в  третьем,  целесообразно   программу  тренинговых   занятий   ограничить обязательными занятиями в третьей четверти. Детьми накоплен опыт учебно­исследовательской деятельности в предыдущих классах. Применение рабочей тетради«Я ­ исследователь» желательно, но уже не столь обязательно, как прежде. Планировать сроки проведения защит следует так же, как и в третьем классе, по мере готовности детских работ(преимущественно в третьей и четвертой четвертях учебного года).                Итоги собственной исследовательской работы учащихся четвертых классов лучше всего подводить уже не на «конкурсных защитах», а на «защитах по номинациям». Большинство детей уже на хорошем уровне владеют навыками выполнения исследовательских работ и создания творческих проектов, они тщательно выбирают темы и представляют на суд жюри и товарищей не только то, что им интересно, но часто то, что им по­настоящему важно и дорого. В этих условиях выделение ранговых мест (первое, второе, третье и др.) часто выглядит как неоправданная строгость или даже несправедливость. №п/п дата Тема занятий Кол­во часов В том числе теория  практика Формы организации деятельности 1. 6.09 Тренинг(10 часов) 2. 3­4 5 6 7 8 9 10 11 12 13.0 9 20­ 27.0 9 4.10 11.1 0 18.1 0 25.1 0 8.11 15.1 1 22.1 1 29.1 1 Культура мышления Методы исследования. Научная теория. Научное прогнозирование. Совершенствование техники наблюдения и  экспериментирования. Искусство задавать вопросы и отвечать на них. Ассоциации и аналогии. Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов.  Как подготовиться к защите. Исследовательская практика (19 часов) Определение проблемы и выбор темы  собственного исследования  Экскурсия на пришкольный участок «Животные, которые живут около нашей школы». 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Практ занятие Практ занятие Практ занятие Практ занятие Практ занятие Экспресс­исследование Экскурсия 1 1 1 1 1 1 1 1 13 6.12 Коллективная игра­исследование «Кондитерская фабрика».   Искусство делать сообщения. Техника экспериментирования.  Как подготовиться к защите.  Определение проблемы и выбор темы  собственного исследования. Индивидуальная работа по планированию и  проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная работа по планированию и  проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа по  проведению самостоятельных исследований.  Подготовка собственных работ к защите. Экспресс­исследование «Трение».   Подготовка собственных работ к защите. Экспресс­исследование «Полезные и вредные  продукты» Подготовка собственных работ к защите. 14 15 16­17 18­19 20 21 22 23­24 25 26 27 28 13.1 2 20.1 2 10­ 17.0 1 24­ 31.0 1 7.02 14.0 2 21­ 28.0 2 7­ 14.0 3 21.0 3 4.04 11.0 4 18.0 4 1 1 1 2 2 1 1 2 2 1 1 1 1 Игра­исследование Практ занятие Практ занятие Практ занятие Индивидуальная работа Индивидуальная работа Индивидуальная работа Практ занятие Экспресс­исследование Практ занятие Экспресс­исследование 1 1 2 1 1 1 2 2 1 1 1 1 29 30­32 33 34 25.0 4 2,10, 16.0 5 23.0 5 30.0 5 Индивидуальная консультационная работа по  проведению самостоятельных исследований. Мониторинг(5 часов) Подготовка собственных работ к защите. Собственная защита исследовательских работ. Участие в защитах исследовательских работ и  творческих проектов уч.3кл   1 1 3 1 1 1 2 1 1 Консультации Конференция Конференция Список использованной литературы Бабаева Т.И. У школьного порога.­ М.:Просвещение, 1993 Гин А.А.  Приёмы педагогической техники. – 5­е изд.­ М.: Вита­Пресс, 2003. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках.­ М., 1994. Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников.­ Волгоград: Учитель, 2009. Кузнецов М.Е. Педагогические основы личностно ориентированного образовательного процесса в школе:  1. 2. 3. 4. 5. Монография. [текст] / М.Е. Кузнецов – Новокузнецк, 2000. ­ 342с. 6. 7. школа.­ 2008.­ № 6 Пержинская Е.В. Как организовать исследовательскую работу в первом классе //      Начальная школа.­ 2008.­ №5. Пичугин С.С. Учебно­исследовательская деятельность младших школьников на уроках математики // Начальная Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников.­М.: АРКТИ, 2008. Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт.­ М.,  8. 2000. 9. 10. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.­ 2­е изд., исправл. и дополн.­ Самара: Издательство «Учебная литература», 2006. 11. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников.­ М., 2004. 12. Якиманская И.С. Личностно­ориентированное обучение в современной школе. ­ М.: Сентябрь, 1996. ­ 96 с.                     Список учащихся Мониторинговая карта результатов освоения программы Личностный  Критерии и показатели Метапредметный  Предметный  Инструментарий Определение индивидуальной исследовательской стратегии Анкеты для детей 1. Перед началом исследовательской работы ответь на вопросы: 1.Что я хочу узнать?______________________________________ 2. Зачем мне это надо?____________________________________ 3.Что я должен сделать: a) ____________________________      Приложение 1 ____________________________ _____________________________ _____________________________ Желание детей участвовать в исследовательской работе. b) c) d)             4.Какие методы я буду использовать_________________________             5.Результаты я представлю в виде: доклада, статьи, схемы, рисунка, таблицы. 2. Фамилия, имя ______________________________________________________ Класс ____________ Дата ____________________________________________ Ты уже знаешь, что такое исследование. Напиши, что тебе нравится делать, когда ты проводишь исследование:  ________________________________________________________________________________________________________ А теперь подумай и напиши, что тебе не нравится делать, когда ты проводишь исследование: ________________________________________________________________________________________________________ По какой теме ты бы хотел провести исследование? Напиши. ________________________________________________________________________________________________________ 3. Способность детей определять последовательность работы при проведении исследований. Расставь цифры в определенной последовательности так, как нужно правильно проводить исследование: ¡ ¡ ¡ ¡ ¡ ¡ 4. Отношение детей к выполнению заданий исследовательского характера. При подготовке к урокам тебе приходится проводить исследования. Оцени свое отношение к этому учебному заданию. Поставь галочку в том месте, где ты считаешь нужным. Когда на уроке дается задание по подготовке исследования, я считаю его: Приятным Разнообразным Интересным Желательным Легким Нужным Гипотеза исследования Составление плана работы Цель и задачи исследования Защита исследовательской работы Выбор темы исследования Отбор способов сбора информации по теме исследования Беспокойным  Простым  Непонятным  Полезным Неприятным Однообразным Скучным Нежелательным Трудным Ненужным  Спокойным  Сложным Понятным  Бесполезным         5.  Отношение детей к итогом своей исследовательской работы. Отметь  подходящее тебе утверждение: ¡ ¡ ¡ Мне понравилось работать над данной проблемой. Интерес к исследованию этой проблемы у меня исчез. Я хочу продолжить изучение данной проблемы.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я- исследователь» (научно-познавательное направление) для обучающихся 1-4 классов (7-10 лет)

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Я- исследователь» (научно-познавательное направление) для обучающихся 1-4 классов (7-10 лет)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я- исследователь» (научно-познавательное направление) для обучающихся 1-4 классов (7-10 лет)

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Я- исследователь» (научно-познавательное направление) для обучающихся 1-4 классов (7-10 лет)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я- исследователь» (научно-познавательное направление) для обучающихся 1-4 классов (7-10 лет)

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Я- исследователь» (научно-познавательное направление) для обучающихся 1-4 классов (7-10 лет)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я- исследователь» (научно-познавательное направление) для обучающихся 1-4 классов (7-10 лет)

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Я- исследователь» (научно-познавательное направление) для обучающихся 1-4 классов (7-10 лет)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я- исследователь» (научно-познавательное направление) для обучающихся 1-4 классов (7-10 лет)

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Я- исследователь» (научно-познавательное направление) для обучающихся 1-4 классов (7-10 лет)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я- исследователь» (научно-познавательное направление) для обучающихся 1-4 классов (7-10 лет)

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Я- исследователь» (научно-познавательное направление) для обучающихся 1-4 классов (7-10 лет)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я- исследователь» (научно-познавательное направление) для обучающихся 1-4 классов (7-10 лет)

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Я- исследователь» (научно-познавательное направление) для обучающихся 1-4 классов (7-10 лет)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я- исследователь» (научно-познавательное направление) для обучающихся 1-4 классов (7-10 лет)

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Я- исследователь» (научно-познавательное направление) для обучающихся 1-4 классов (7-10 лет)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я- исследователь» (научно-познавательное направление) для обучающихся 1-4 классов (7-10 лет)

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Я- исследователь» (научно-познавательное направление) для обучающихся 1-4 классов (7-10 лет)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я- исследователь» (научно-познавательное направление) для обучающихся 1-4 классов (7-10 лет)

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Я- исследователь» (научно-познавательное направление) для обучающихся 1-4 классов (7-10 лет)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я- исследователь» (научно-познавательное направление) для обучающихся 1-4 классов (7-10 лет)

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Я- исследователь» (научно-познавательное направление) для обучающихся 1-4 классов (7-10 лет)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я- исследователь» (научно-познавательное направление) для обучающихся 1-4 классов (7-10 лет)

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Я- исследователь» (научно-познавательное направление) для обучающихся 1-4 классов (7-10 лет)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я- исследователь» (научно-познавательное направление) для обучающихся 1-4 классов (7-10 лет)

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Я- исследователь» (научно-познавательное направление) для обучающихся 1-4 классов (7-10 лет)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я- исследователь» (научно-познавательное направление) для обучающихся 1-4 классов (7-10 лет)

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Я- исследователь» (научно-познавательное направление) для обучающихся 1-4 классов (7-10 лет)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я- исследователь» (научно-познавательное направление) для обучающихся 1-4 классов (7-10 лет)

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Я- исследователь» (научно-познавательное направление) для обучающихся 1-4 классов (7-10 лет)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я- исследователь» (научно-познавательное направление) для обучающихся 1-4 классов (7-10 лет)

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Я- исследователь» (научно-познавательное направление) для обучающихся 1-4 классов (7-10 лет)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я- исследователь» (научно-познавательное направление) для обучающихся 1-4 классов (7-10 лет)

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Я- исследователь» (научно-познавательное направление) для обучающихся 1-4 классов (7-10 лет)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я- исследователь» (научно-познавательное направление) для обучающихся 1-4 классов (7-10 лет)

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Я- исследователь» (научно-познавательное направление) для обучающихся 1-4 классов (7-10 лет)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я- исследователь» (научно-познавательное направление) для обучающихся 1-4 классов (7-10 лет)

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Я- исследователь» (научно-познавательное направление) для обучающихся 1-4 классов (7-10 лет)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я- исследователь» (научно-познавательное направление) для обучающихся 1-4 классов (7-10 лет)

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Я- исследователь» (научно-познавательное направление) для обучающихся 1-4 классов (7-10 лет)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я- исследователь» (научно-познавательное направление) для обучающихся 1-4 классов (7-10 лет)

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Я- исследователь» (научно-познавательное направление) для обучающихся 1-4 классов (7-10 лет)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я- исследователь» (научно-познавательное направление) для обучающихся 1-4 классов (7-10 лет)

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Я- исследователь» (научно-познавательное направление) для обучающихся 1-4 классов (7-10 лет)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я- исследователь» (научно-познавательное направление) для обучающихся 1-4 классов (7-10 лет)

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Я- исследователь» (научно-познавательное направление) для обучающихся 1-4 классов (7-10 лет)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я- исследователь» (научно-познавательное направление) для обучающихся 1-4 классов (7-10 лет)

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Я- исследователь» (научно-познавательное направление) для обучающихся 1-4 классов (7-10 лет)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я- исследователь» (научно-познавательное направление) для обучающихся 1-4 классов (7-10 лет)

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Я- исследователь» (научно-познавательное направление) для обучающихся 1-4 классов (7-10 лет)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я- исследователь» (научно-познавательное направление) для обучающихся 1-4 классов (7-10 лет)

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Я- исследователь» (научно-познавательное направление) для обучающихся 1-4 классов (7-10 лет)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я- исследователь» (научно-познавательное направление) для обучающихся 1-4 классов (7-10 лет)

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Я- исследователь» (научно-познавательное направление) для обучающихся 1-4 классов (7-10 лет)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я- исследователь» (научно-познавательное направление) для обучающихся 1-4 классов (7-10 лет)

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Я- исследователь» (научно-познавательное направление) для обучающихся 1-4 классов (7-10 лет)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я- исследователь» (научно-познавательное направление) для обучающихся 1-4 классов (7-10 лет)

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Я- исследователь» (научно-познавательное направление) для обучающихся 1-4 классов (7-10 лет)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я- исследователь» (научно-познавательное направление) для обучающихся 1-4 классов (7-10 лет)

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Я- исследователь» (научно-познавательное направление) для обучающихся 1-4 классов (7-10 лет)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2017