Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс
Оценка 4.7

Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
18.01.2017
Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс
Урок 2.docx
У р о к  2. СЛАВЯНСКИЕ МИФЫ (внеклассное чтение) Ц е л и   д е я т е л ь н о с т и   у ч и т е л я :  познакомить   с   понятиями «язычество»,   «миф»,   с   текстами   славянских   мифов;   сообщить   об   ученых, занимавшихся   изучением   и   сохранением   славянских   мифов;   создать благоприятные   условия   для   развития   интереса   к   славянской   мифологии   и желания узнать и понять особенности восприятия мира нашими предками как сложного единства, их представления об окружающем мире. П л а н и р у е м ы е   р е з у л ь т а т ы  изучения темы: Предметные   умения:  знать  мифы   разных   народов,   разнообразие тематики мифов, их связь с историей народа, религией, жизненным циклом человека, календарем, как он связан с историей народа; уметь отличать миф от сказки, легенды и былины. Метапредметные УУД (универсальные учебные действия): Личностные:  осознает   себя   гражданином   своего   Отечества,   проявляет интерес   и   уважение   к   другим   народам;   признает   общепринятые   морально­ этические нормы. Регулятивные:  принимает   и   сохраняет   учебную   задачу;   планирует   (в сотрудничестве   с   учителем   и   одноклассниками   или   самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные:  выполняет   учебно­познавательные   действия   в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач   операции   анализа,  синтеза,  сравнения,  классификации,  устанавливает причинно­следственные связи, делает обобщения, выводы. Коммуникативные:  строит   небольшие   монологические   высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно­познавательных задач. Х о д   у р о к а I. Проверка домашнего задания. II. Вступительное слово учителя. Литература – это часть нашей культуры. Слово «культура» происходит от слова «культ» – вера, обычаи и традиции. Тот, кто забывает это, не может считаться культурным человеком. Культура землян исчисляется тысячелетиями. До принятия христианства на   Руси   (988   г.   н.   э.)   или   других   религий   (верований)   все   народы   были язычниками. Язычество – это тоже религия. Дословно язычество – от «языки» (народы, племена). Итак, до 988 г. н. э. славяне были язычниками. Обратим свое внимание на мифы древних славян. Что же такое миф?  Миф – это греческое слово, означает «предание», «сказание». Сохранились   греческие,   кельтские   мифы.   Мифы   древних   славян   не сохранились, до нас дошли лишь те из них, которые смогли сохранить ученые­ исследователи. Одним из первых ученых, занимавшихся проблемой сохранения славянских мифов, был русский дворянин Андрей Сергеевич Кайсаров (1782–1813 гг.), профессор   Дерптского   университета,   автор   статей   и   книг   о   славянской   и российской мифологии. III. Эвристическая беседа. 1. Что такое миф? 2. Почему люди складывали мифы? 3. Назовите   верховного   бога  древних   греков.   Где   было   его   царственное место? Что значит «верховный бог»? 4. О каких богах древних греков вы узнали? Над чем они властвуют? 5. Можно ли миф назвать фантастическим рассказом? Почему? IV. Сообщения учащихся о древнеславянских божествах. Ученые различают в славянской мифологии несколько уровней. На   высшем   уровне   находятся   два   праславянских   божества  (объяснить понятие   «праславянский»)  –   Перун   и   Велес.   Боги   изображались   в   виде идолов. Перун – бог всех воздушных явлений. Рука его управляла громом и молниями*. Велес – бог­покровитель животных и растений. Чуть ниже другие боги – Сварог и Дажбог. Сварог – бог неба, Дажбог – бог огня небесного. К более низкому уровню относятся божества, связанные с хозяйственными циклами, – Род, Гур. Еще   ниже,   а   следовательно,   ближе   к   Земле,   находятся  Доля,   Лихо, Правда, Кривда, Смерть. К низшей мифологии относят духов, животных (домовые, лешие, водяные, русалки, кикиморы, медведь, волк). Человек   же   соотносится,   по   мнению   ученых,   со   всеми   предыдущими уровнями. Миф описывался системой двоичных представлений (доля – недоля, весна – зима, счастье – несчастье, чет – нечет, правый – неправый, небо – земля, солнце – луна, белый – черный, старый – молодой, близкий – дальний). Введение   христианства   на   Руси   князем   Владимиром   положило   начало конца   славянской   мифологии.   Это   было   в   988   г.   н.   э.   Полной   картины славянских   языческих   мифов   еще   никто   не   восстановил.   (988   г.   н.   э.   – условная дата начала русской культуры**.) Учащиеся задают вопросы учителю по прослушанному материалу. V.   Знакомство   с   «Легендой   о   происхождении   древлян,   кривичей, полян,   северян   и   русов»  из   Велесовой   книги;   обсуждение   и   анализ  ее содержания. В те времена был Богумир – муж Славы, и имел он трех дочерей и двух сыновей. Они привели скот в степи и там жили среди трав, как и во времена отцов. И были они послушны богам, и имели разум, все схватывающий. И там мать их, Славуня, им приготавливала все необходимое. И сказала она Богумиру на седьмой день: «Мы должны выдать своих дочерей замуж, чтобы увидеть внуков». Так сказала она, и запряг Богумир повозку и поехал куда глаза глядят. И доехал до дуба, стоящего в поле, и остался ночевать у костра. И увидел в вечерних сумерках, что к нему подъезжают три мужа на конях. И сказали они: – Здрав будь! Что ищешь ты? И поведал им Богумир о печали своей. А они ему ответили, что сами в походе, дабы найти себе жен. И вернулся Богумир в степи свои и привел трех мужей дочерям. Отсюда начало трем родам. И соединились они и славны были. Отсюда идут древляне, кривичи и поляне, ибо первая дочь Богумира имела имя – Древа, а другая – Скрева, а третья – Полева. Сыновья же Богумира имели имена: Сева и младший – Рус. От них идут северяне и русы. Три же мужа были, все три – Утренник, Полуденник и Вечерник. В о п р о с ы   д л я   о б с у ж д е н и я : 1. Понравилась ли вам легенда? Чем она привлекла ваше внимание? 2. О   чем   она?   Почему   Велесову   книгу   называют   сложным   и   объемным источником древних знаний? 3. Сколько детей произошло от Богумира и Славы? Назовите их. 4. Какие боги для этих героев являлись главными? 5. Какие стояли на самом низком уровне? 6. Что же такое «миф», «легенда»? Что (люди) язычники отражали в них? 7. Какие факты, даты, приведенные в легенде, совпадают с историческими сведениями и подтверждены подлинностью новгородских жрецов? (В XIII в. славяне из­за условий жизни разделились на западную, южную и   восточную   группы.   К   группе   восточных   славян   принято   относить словаков, болгар, сербов, чехов, хорватов, русских и другие народы.) VI. Творческая работа. Задание:  нарисуйте богов низшего  уровня такими,  какими  вы их  себе представляете.  (На доске вывешиваются рисунки учащихся, создается галерея образов.) Б е с е д а   з а к л ю ч и т е л ь н а я . 1. Героями каких произведений в наше время являются нарисованные вами лешие, домовые, русалки? 2. Подумайте: что такое сказка? 3. Чем отличается миф от сказки? (Последние вопросы послужат переходом к следующей теме. Рисунки остаются на доске (стенде) до следующего урока.) Домашнее задание: попробовать сочинить загадку.

Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс

Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс

Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс

Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс

Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс

Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс

Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс

Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2017