РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
по дисциплине «Русский язык и литература. Литература»
для аудиторных работ
студента I курса _______________________________________________
группы________
Составитель: Норматова Е.В.
преподаватель русского языка
и литературы г.Похвистнево, 2016
Содержание
1.Предисловие…………………………………………………………………...................3
2. Тема 1. А.Н.Островский………………………………………………………………..4
3. Тема 2. И.А.Гончаров…………………………………………………………………..7
4. Тема 3. И.С. Тургенев………………………………………………………................14
5. Тема 4. Н.А. Некрасов…………………………………………………………………
6. Тема 5. Н.С. Лесков……………………………………………………………………
7. Тема 6. М.Е. СалтыковЩедрин……………………………………………………….
8. Тема 7. Ф.М. Достоевский…………………………………………………………….23
9. Тема 8. Л.Н. Толстой…………………………………………………………………..28
10. Тема 9. А.П. Чехов………………………………………………………………… 33
8. Список литературы……………………………………………………………………36
2 Предисловие.
В настоящее время, когда требования к уровню гуманитарного образования
становится выше, а количество часов, отводимых в средних специальных учебных
заведениях на изучение литературы, всё меньше, необходимо искать новые формы
организации познавательного процесса.
Одной из них является аудиторная самостоятельная работа.
Студент выступает в качестве исследователя художественного произведения.
В ходе выполнения работы студент овладевает не только новыми знаниями, но и
новыми способами познавательной деятельности, потому что наряду с информацией,
полученной в результате исследовательской работы, он усваивает и путь, следуя
которому эту информацию можно получить.
Ещё один немаловажный фактор в пользу самостоятельной аудиторной работы
состоит в том, что студент может сам выбрать тот темп работы, который его
устраивает, подольше остановиться на особенно заинтересовавших его заданиях.
Кроме того задания, подобранные для аудиторной самостоятельной работы
могут быть использованы в качестве домашнего задания для студентов. Также
материалы пособия помогут студентам и обучающимся, пропустившим занятия по
той или иной причине, восстановить знания по темам в полном объеме.
Предлагаемые задания соотнесены с образовательным стандартом среднего
профессионального образования по литературе.
3 Цель рабочей тетради – развивать устную и письменную речь студентов,
овладение ими навыками и приёмами понимания информации, содержащейся в
тексте.
Тема 1.
А.Н.Островский
Задание 1. Объясните смысл слов:
невежество___________________________________________________________________
деспотизм____________________________________________________________________
обличать_____________________________________________________________________
самодур _____________________________________________________________________
ханжа _______________________________________________________________________
Задание 2. Объясните название пьесы «Гроза», пользуясь следующими синтаксическими
конструкциями
Название пьесы «Гроза» имеет как прямой,________________________________________
Грозы боятся все герои пьесы, кроме_____________________________________________
Катерина боится грозы, так как_________________________________________________
Грозой кажутся Дикой и Кабаниха, которых______________________________________
4 Грозой стал поступок Катерины, потому что_______________________________________
Задание 3. Выпишите примеры речевой характеристики различных персонажей драмы
«Гроза»
Дикой________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________
Кабаниха_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________
Катерина_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 4. Напишите характеристику одного из представителей «темного царства» с
использованием тематического словарика: подавлять стремление к воле; эксплуатировать;
держать в страже; унижать, издеваться; требовать безоговорочного послушания; защищать старые
«домостроевские» обычаи; суеверие; отсталость; лицемерие; ханжество; страх перед новым;
деспотизм; самодурство, основанное на власти денег.
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
5 _____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
__________________________________________
Задание 5. Выпишите цитаты из статьи Н.А.Добролюбова «Луч света в темном царстве»,
которые доказывают убеждение критика в том, что Катерина «решительный цельный
русский характер».
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
__________________________________________
Задание 6.С помощью стать Н.А.Добролюбова «Луч света в темном царстве» раскройте
основные черты самодуров и объясните характер этого общественного явления.
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
6 _____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задание 7. Почему Катерина предпочла смерть жизни? Сила или слабость характера
проявляются в этом?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
7 _____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Тема 2.
И.А.Гончаров. Роман «Обломов»
Задание 1. Заполните таблицу «Сравнительная характеристика главных героев романа»
Обломов Илья Ильич
Штольц Андрей Иванович
Происхождение
Жизнь
родителей
Воспитание
8 Образование
Внешность,
возраст
Цель жизни
Характер,
идеалы
9 Дружба
Любовь
с
Отношения
окружающими,
светская жизнь.
Ильинская Ольга Сергеевна
Пшеницына Агафья Матвеевна
Происхождение
10 Жизнь
родителей
Воспитание
Образование
Внешность,
возраст
11 Цель жизни
«+»,
стороны,
Характер:
«»
идеалы
Дружба
12 Любовь
Отношения
окружающими
с
Задание 2. Штольц антипод Обломова или его «двойник»?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
13 Задание 2. В чьей любви больше нуждается Обломов (в Ольгиной или Пшеницыной) и
почему?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 3. Почему имя Обломова стало нарицательным?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 4. «Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Ты добр, умён, нежен, благороден... и ...
гибнешь! Что сгубило тебя? Нет имени этому злу?...» «Есть... Обломовщина», прошептал
он. Кто и когда спрашивает это у Обломова (дать определение, связь Обломова с этим
термином).
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
14 _____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
______________
Тема 3.
И.С. Тургенев Роман «Отцы и дети»
Задание 1. Составьте рассказ о Базарове по следующему плану:
внешность;
происхождение;
воспитание черты характера;
отношения с окружающими;
речь, лексика.
_______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
15 Задание 2. Заполните таблицу цитатами из произведения «Идейные разногласия Е. Базарова
и П.П. Кирсанова».
Линии спора
Е.В. Базаров
П.П. Кирсанов
16 Задание 3. Почему роман заканчивается смертью героя? Означает ли это гибель всех его
идей?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
17 _____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 4. Найдите и выпишите цитаты из романа Базарова о любви, о женщинах., об А.С.
Одинцовой. Прошел Базаров испытание любовью?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 5. Базаров – герой положительный или отрицательный? Почему?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
__________________________________________________
Задание 6. Почему Тургенев заканчивает роман сценой смерти героя, несмотря на его
превосходство над другими героями? Как автор относился к своему герою?
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
18 _______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Тема 4.
Н.С. Лесков Повесть «Очарованный странник»
Задание 1. Объясните смысл слов:
странник
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
праведник
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
праведничество
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
очарованный
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 2. Заполните таблицу «Духовный рост Ивана Флягина»
Эпизод, черты характера
Духовный рост
19 особенности
русского
национального
Задание 3. Является ли, на ваш взгляд, И. Флягин праведником? Как в образе И. Флягина
проявляется
характера?
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Задание 4. Напишите миниэссе «Нужны ли сегодняшней России праведники?»
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
20 _____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Тема 5.
Н.А. Некрасов Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
Задание 1. Дайте определение:
поэма________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
эпопея_______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 2. В чем суть спора между мужиками? Почему они решили отправиться на поиски
счастливого в ответственное для крестьянина время весенней страды?
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
21 Задание 3. Какие темные и светлые стороны русской души открывается в народе мужикам
правдоискателям? Составьте рассказ о следующих героях по плану:
∙ Как зовут героя? Сколько ему лет? Каков его внешний вид?
∙ Какова его история? Какие беды и невзгоды выпали на его долю?
∙ Как герой рассуждает о жизни, что принимает и что отрицает в крестьянском укладе?
∙ Какими нравственными качествами наделяет автор героя? Как к нему относится?
∙ Каково представление героя о счастье, о путях, которые к нему ведут?
∙ Почему странники не признали героя счастливым?
∙ Какой смысл содержится в говорящей фамилии героя?
Яким Нагой
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Ермил Гирин
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
22 _____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Савелий, богатырь святорусский
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Матрена Тимофеевна Корчагина
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Задание 4. Составьте рассказ о Грише Добросклонове, обращая внимание на:
его прошлое;
характеристику его родителей;
портрет;
его материальное положение;
черты характера, таланты, способности.
23 _____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Задание 5. Каков смысл позиции автора, считающего Григория тем счастливым, которого
искали мужики? Какое высокое понимание счастья провозглашает Некрасов?
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Тема 6.
М.Е. СалтыковЩедрин
Задание 1. Дайте определение
ирония______________________________________________________________________________
сарказм______________________________________________________________________________
24 гротеск______________________________________________________________________________
гипербола____________________________________________________________________________
юмор________________________________________________________________________________
эзопов язык___________________________________________________________________________
аллегория____________________________________________________________________________
Задание 2.
Тема 7.
Ф.М. Достоевский
Задание1. Напишите, пользуясь словами и словосочетаниями, как повлияла на личность и
творчество Ф.М. Достоевского казнь на Семеновском плацу.
Он был осужден на «смертную казнь расстрелянием»; холодный декабрьский день; Семеновский
плац; «там всем нам прочли смертный приговор, дали приложиться к кресту, преломили над
головой шпаги … жить мне оставалось не более минуты…»; в последнюю минуту сообщили об
отмене казни; они вынесли те «ужасные, безмерно страшные минуты ожидания смерти»; «жизнь –
дар, жизнь – счастье, каждая минута могла бы быть веком счастья…».
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________
Задание 2.Выпишите из текста романа «Преступления и наказание» цитаты,
характеризующие интерьеры, в которых живут герои, пейзажи Петербурга, сцены уличной
жизни.
Каморка Раскольникова
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
____________________________
Комната Сони
Мармеладовой________________________________________________________________________
25 _____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
______________________________________
Комната
Мармеладовых________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________
Трактиры_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________
Катерина Ивановна с детьми на улице
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________
Описание улиц
Петербурга___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
______________________
Панорама Петербурга с Николаевского
моста________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
26 _____________________________________________________________________________________
______________________________
Сцены уличной
жизни________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Задание 3. Петербург Достоевского. Продолжите ряд слов, которые ассоциативно возникают
у вас в связи со словом «Петербург».
Строгость, торжественность, красивый, Нева, соборы, мерзкий, вонючий
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________
Задание 4. Ответьте письменно на вопрос: какие последствия преступления Раскольникова, не
предвиденные им, убеждают нас в несостоятельности его «теории»?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
27 _____________________________________________________________________________________
_______________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
__________________
Задание 4. Коротко (в 34 предложениях) перескажите содержание эпизода «Первый сон
Раскольникова.
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
____________________________________
Задание 5. Напишите о встрече Раскольникова с Соней, когда он признается в убийстве от
лица Раскольникова или Сони (по выбору).
28 _____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
__
Задание 6. Подберите из текста романа отрывок, соответствующий данной схеме.
Каково состояние лица?
1.Когда это бывает?
2.Как это бывает? В чем это проявляется?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
__________________________________________________________
Задание 7.Опираясь на факты биографии писателя и текст романа «Преступление и
наказание», раскройте смысл высказывания Достоевского: «Обрести Христа – значит обрести
29 собственную душу». Используйте предложенные материалы.
В молодости Достоевский был увлечен гуманистическими идеями Белинского.
Начиная с 1865 гола писатель неуклонно шел по пути к православию, и это нашло отражение в
художественных произведениях. В первой записной книжке к «Преступлению и наказанию» об идее
романа сказано так: «Православное воззрение, в чем есть православие. Нет счастья в комфорте,
покупается счастье страданием…Человек не родится для счастья. Человек заслуживает свое
счастье, и всегда страданием».
Соня уповает на Бога и ждет избавления. Соню спасет вера, глубокая, искренняя, способная
творить чудеса.
Ребенок, образ Христов живет в душе героя, протестуя против жестокости.
В сердце героя происходит мучительная борьба между добром и злом, между светом и тьмою.
Через подробности этого преступления доказать существование Божие – таков смелый план
Достоевского.
Идея, поработившая героя, есть орудие дьявола.
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Тема 5.
Л.Н. Толстой.
30 Задание 1. Опираясь на знание фактов жизни Л.Н.Толстого, прокомментируйте слова
великого человека и писателя: «Каждый человек – алмаз, который может очистить и не
очистить себя. И той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть,
дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя».
Используйте тематический словарик: суть предназначения человека; нравственная сила человека;
стремление к самосовершенствованию; пополнять знания; закалять волю; стремиться к идеалу;
служение людям; жизненное кредо; преодоление слабостей; беспощадный анализ своего поведения;
никогда не прекращающаяся внутренняя работа.
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
__________________________________________________________
Задание 2. Пользуясь толковым словарем, объясните значение следующих слов и
словосочетаний.
Честолюбие__________________________________________________________________
Тщеславие___________________________________________________________________
Добродетель_________________________________________________________________
Непреходящие ценности_______________________________________________________
Составьте с ними предложения.
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________
Задание 3.Расположите данные части текста в той последовательности, которая в наибольшей
степени способствует раскрытию его темы и замысла. Определите тему, основной смысл
текста, логические взаимосвязи.
31 Итак, главным творческим побуждением, следствием которого явилась «Война и мир», была мысль
художника о своей современности.
По мере продвижении замысла шли напряженные поиски заглавия романа. Первоначальное, «Три
поры», вскоре перестало отвечать содержанию, потому что от 1856 и 1825 годов Толстой все
дальше уходил в прошлое; в центре внимания оказывалась только одна пора 1812 год. Так
появилась иная дата, и в первые главы романа публиковались в журнале «Русский вестник» под
заглавием «1805 год», В 1866 г. возникает новый вариант, уже не конкретноисторический, а
философский: «Все хорошо, что хорошо кончается». И, наконец, в 1867 г. еще одно название, где
историческое и философское образовали некое равновесие, «Война и мир».
Написанию романа предшествовала огромная работа над историческими материалами. Писатель
использовал русские и иностранные источники о войне 1812 г., тщательно изучил в Румяниевском
музее архивы, масонские книги, акты и рукописи 18101820х гг., прочитал мемуары современников
, фамильные воспоминания Толстых и Волконских, частную переписку эпохи Отечественной войны,
встречался с людьми, помнившими 1812 г., беседовал с ними и записывал их рассказы. Посетив и
внимательно осмотрев Бородинское поле, он составил карту расположения русских и французских
войск. Писатель признавался, рассказывая о своей работе над романом: «Везде, где в моем рассказе
говорят и действуют исторические лица, я не выдумывал, а пользовался материалом, из которых у
меня во время работы накопилась и образовалась целая библиотека книг»
У романа «Война и мир» сложная творческая история.
«Я затеял месяца 4 назад, героем которого должен быть возвращающийся декабрист. ... Декабрист
мой должен быть энтузиаст, мистик, христианин, возвращающийся в 56 году в Россию с женой,
сыном и дочерью и примеряющий свой строгий и несколько идеальный взгляд к новой России».
Из письма Толстого А.И. Герцену От 14 (26) марта 1861.
Над романом «Война и мир» Толстой работал с 1863 по 1869 годы. Роман потребовал от
Первоначально была задумана повесть на современную тему «Декабристы», от нее осталось всего
три главы. С.А. Толстая замечает в своих дневниках, что сначала Л.Н. Толстой собирался писать о
вернувшемся из Сибири декабристе, и действие романа должно было начинаться в 1856 г. (амнистия
декабристов, Александр II), накануне отмены крепостного права. В процессе работы писатель
решил рассказать о восстании 1825 г., затем отодвинул начало действия к 1812 г. времени детства
и юности декабристов. Но так как Отечественная война была тесным образом связана с кампанией
18051807 гг., Толстой решил начать роман с этого времени.
«В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением, героем которой должен быть
декабрист, возвращающийся с семейством в Россию. Невольно от настоящего я перешел к 1825 г.,
эпохе заблуждений и несчастий моего героя, и оставил начатое. Но и в 1825 г. герой мой был уже
возмужалым семейным человеком. Чтобы понять его, мне нужно было перенестись к его молодости,
и молодость его совпадала с славной для России эпохой 1812 г. Я другой раз бросил начатое и стал
писать со времени 1812 г., которого еще запах и звук слышны и милы нам, но которое теперь уже
настолько отдалено о нас, что мы можем думать о нем спокойно. Но и в третий раз я оставил
начатое, но уже не потому, чтобы мне нужно было описывать первую молодость моего героя,
32 напротив: между теми полуисторическими, полуобщественными, полувымышленными великими
характерными лицами великой эпохи личность моего героя отступила на задний план, а на первый
план стали, с равным интересом для меня, и молодые и старые люди, и мужчины и женщины того
времени. В третий раз я вернулся назад по чувству, которое, может быть, покажется странным
большинству читателей, но которое, надеюсь, поймут именно те, мнением которых я дорожу; я
сделал это по чувству, похожему на застенчивость и которое я не могу определить одним словом.
Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией , не описав
наших неудач и нашего срама. Кто не испытывал того скрытого, но неприятного чувства
застенчивости и недоверия при чтении патриотических произведений о 12 м годе? Ежели причина
нашего торжества была не случайна, но лежала в сущности характера русского народа и войска, то
характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений.
Итак, от 1856 года возвратившись к 1805 г., я с этого времени намерен провести уже не одного, а
многих моих героинь и героев через исторические события 1805,1807,1812,1825 и 1856 года».
Л.Н. Толстой. Наброски предисловия к «Войне и миру». 1867
Роман потребовал от писателя максимальной творческой отдачи, полного напряжения всех
духовных сил. В этот период писатель говорил: «В каждый день труда оставляешь в чернильнице
кусочек себя».
Задание 4. Постройте из данных предложений текст. Найдите предложение, которое начинает
раскрывать единую тему текста (зачин), затем расположите все остальные предложения,
стремясь доказать основной тезис (средняя часть).
У данного высказывания нет заключительной части (концовки). Составьте ее, учитывая
общее содержание и особенности построения.
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
____________________
33 Задание 5. Сжато перескажите эпизод «Семья Ростовых. Именины». Пользуйтесь планом:
1.Прием хозяевами гостей. Характер их беседы.
2.Приход молодежи, ее интересы, поведение.
3. Подарок графиниматери Анне Друбецкой. Его значение.
4.Обстановка за обедом. Отношение к войне гостей и хозяев.
Сделайте вывод о характере взаимоотношений в семье Ростовых.
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________
Задание 6. Постройте из данных предложений текст, повествующий о принципах изображения
Толстым положительных героев. Сделайте вывод о том, почему Андрей Болконский и Пьер
Безухов являются положительными героями эпопеи.
Герои Толстого совершают ошибки, мучаются этим, знают порывы ввысь ,1 поддаются влиянию
низких страстей. Таких противоречий, высот и срывов полна жизнь Пьера с момента его
возвращения в Россию. Увлечения и разочарования переживает неоднократно князь Андрей.
И при всех этих противоречиях у положительных героев всегда остается неудовлетворенность
собою, отсутствие самоуспокоенности, непрерывные поиски смысла жизни и настоящего места в
34 ней. Человеческая натура, по Толстому, многогранна, в большинстве людей есть хорошее и дурное,
развитие человека зависит от борьбы этих начал, а характер определяется тем, что стоит на первом
плане. Рисуя Долохова, Толстой показывает его не только жестоким бретером (устар. человек,
готовый драться на дуэли по всякому, даже незначительному поводу) и расчетливым человеком, но
и нежным сыном и братом, мечтающим о большой женской любви. Пьер добр, но вспыльчив до
бешенства, Он умен, но неопытен в житейских делах, в нем много внутренней силы, и, тем не менее,
он часто идет по течению, не умея противопоставить свою волю воле других. История его женитьбы
на Элен и разрыва с ней после дуэли говорит об этом. . Толстой видит одного и того же человека
«то злодеем, то ангелом, то мудрецом, то идиотом, то силачом, то бессильнейшим существом»
(дневник Толстого, 21 марта 1898 г.)
Лучшие герои Толстого повторяют его нравственный кодекс, оттого одним из принципов создания
Толстым положительных героев является изображение их во всей душевной сложности и
«текучести», в непрерывных поисках
истины.
Это толстовское отношение к жизни и людям, но могут быть настоящие люди и без противоречий.
Более цельные натуры, раньше и определенней нашедшие свое место в жизни!
В этом состоит своеобразное толстовское понимание единства характера. «Чтобы жить честно, надо
рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и
вечно бороться и лишаться. А спокойствие душевная подлость» подчеркнуто остро,
темпераментно писал Л. Толстой в одном из писем.
Задание 7. Подберите в тексте романа «Война и мир» цитаты, доказывающие, что Наташа
Ростова – героиня с истинно русской душой.
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
__________________________________
35 Задание 8. Проанализируйте отрывок из романа. Вставьте пропущенные слова
(прилагательные, глаголы), соответствующие характеру текста, его жанровым и
стилистическим особенностям.
«Давно я ждала тебя»,— как будто сказала эта испуганная и _______________ девочка своей
просиявшей изза готовых слез улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея. Они были
вторая пара, вошедшая в круг. Князь Андрей был одним из лучших танцоров своего времени.
Наташа танцевала превосходно. Ножки ее в бальных атласных башмачках быстро, легко и незави
симо от нее делали свое дело, а лицо ее __________ восторгом счастия. Ее оголенные шея и руки
были худы и ___________в сравнении с плечами Элен. Ее плечи были худы, грудь неопределенна,
руки тонки; но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по ее телу, а
Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили и которой бы очень стыдно это было,
ежели бы ее не уверили, что это так необходимо надо.
Князь Андрей любил танцевать и, желая поскорее отделаться от политических и умных разговоров,
с которыми все обращались к нему, и желая поскорее разорвать этот досадный ему круг смущения,
образовавшегося от присутствия государя, пошел танцевать и выбрал Наташу, потому что на нее
указал ему Пьер и потому, что она первая из хорошеньких женщин попала ему на глаза; но едва он
обнял этот _____________ подвижный, ____________ стан и она ________________ так близко от
него и улыбнулась так близко от него, вино ее прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя
_________ и _______________, когда, переводя дыханье и оставив ее, остановился и стал глядеть на
танцующих.
Тема 6.
А.П. Чехов.
Задание 1. В чем разница между юмором и сатирой? Обоснуйте свой ответ анализом нескольких
коротких рассказов А.П.Чехова.
_____________________________________________________________________________________
36 _____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
______________________________
Задание 2.
облике заглавного героя рассказа «Ионыч»?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Какими выразительными деталями А.П.Чехов характеризует изменения в душевном
37 _____________________________________________________________________________________
____________________
Задание 3. Можно ли определить жанр пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад» как трагикомедию?
Обоснуйте свое мнение.
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
____________________
Задание 4. Можно ли назвать рассказ А.П.Чехова «Черный монах» мистическим произведением?
Обоснуйте свою точку зрения.
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
____________________
38 Список литературы.
Русская литература XIX в. (ч. 1, 2 ). 10 кл. – М., 2005
Русская литература XIX в. Учебникпрактикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл./ Под ред. Ю.И.
Лысого. – М., 2003.
Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2003.
Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Программа под ред. Обернихиной
Г.А. – М., 2005.
Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум:
учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2007.
Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Под ред. Ионина Г.Н. – М., 2001.
Соколов А.Г. История русской литературы XIX–XX века. – М., 2000.
39 40
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ для студентов ГБПОУ СО очного обучения
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ для студентов ГБПОУ СО очного обучения
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ для студентов ГБПОУ СО очного обучения
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ для студентов ГБПОУ СО очного обучения
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ для студентов ГБПОУ СО очного обучения
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ для студентов ГБПОУ СО очного обучения
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ для студентов ГБПОУ СО очного обучения
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ для студентов ГБПОУ СО очного обучения
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ для студентов ГБПОУ СО очного обучения
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ для студентов ГБПОУ СО очного обучения
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ для студентов ГБПОУ СО очного обучения
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ для студентов ГБПОУ СО очного обучения
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ для студентов ГБПОУ СО очного обучения
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ для студентов ГБПОУ СО очного обучения
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ для студентов ГБПОУ СО очного обучения
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ для студентов ГБПОУ СО очного обучения
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ для студентов ГБПОУ СО очного обучения
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ для студентов ГБПОУ СО очного обучения
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ для студентов ГБПОУ СО очного обучения
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ для студентов ГБПОУ СО очного обучения
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ для студентов ГБПОУ СО очного обучения
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ для студентов ГБПОУ СО очного обучения
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ для студентов ГБПОУ СО очного обучения
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ для студентов ГБПОУ СО очного обучения
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ для студентов ГБПОУ СО очного обучения
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ для студентов ГБПОУ СО очного обучения
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ для студентов ГБПОУ СО очного обучения
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ для студентов ГБПОУ СО очного обучения
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ для студентов ГБПОУ СО очного обучения
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ для студентов ГБПОУ СО очного обучения
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ для студентов ГБПОУ СО очного обучения
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ для студентов ГБПОУ СО очного обучения
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ для студентов ГБПОУ СО очного обучения
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ для студентов ГБПОУ СО очного обучения
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ для студентов ГБПОУ СО очного обучения
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ для студентов ГБПОУ СО очного обучения
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ для студентов ГБПОУ СО очного обучения
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ для студентов ГБПОУ СО очного обучения
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ для студентов ГБПОУ СО очного обучения
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ для студентов ГБПОУ СО очного обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.