РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ для студентов ГБПОУ СО очного обучения
Оценка 4.7

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ для студентов ГБПОУ СО очного обучения

Оценка 4.7
Рабочие тетради
docx
русская литература
Взрослым
09.01.2017
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ  для студентов  ГБПОУ СО очного обучения
Пр ФСР.docx
Государственное бюджетное образовательное учреждение  среднего профессионального образования  Губернский  колледж  г. Похвистнево СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ  ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ  ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по разделу «Язык и речь. Функциональные стили речи»  ДИСЦИПЛИНА   « Русский язык» общеобразовательный цикл медицинского профиля основной профессиональной образовательной программы по специальности 060501.51 Сестринское дело Рассмотрено и одобрено предметно – цикловой  комиссией гуманитарного цикла Протокол №   _____от «___»________ 2013г. Председатель __________Э.Х. Юсупова для студентов очной формы обучения г. Похвистнево, 2013 Составитель:   Норматова   Елена   Викторовна,   преподаватель Государственного   бюджетного   образовательного   учреждения среднего профессионального образования Губернский колледж  г. Похвистнево. Методические   указания   для   выполнения   практических работ   по   разделу   «Язык   и   речь.   Функциональные   стили   речи» являются   частью   основной   профессиональной   образовательной программы   основной   профессиональной   образовательной программы ГБОУ СПО Губернский колледж  г. Похвистнево  по специальности СПО 060501.51 Сестринское дело, разработанной в     соответствии с примерной  программой ФГОС СПО третьего поколения.    Методические   указания   по   выполнению   практических работ адресованы  студентам очной формы обучения. Методические   указания   включают   в   себя   учебную   цель, перечень образовательных результатов, заявленных во ФГОС СПО третьего   поколения,   задачи,   обеспеченность   занятия,   краткие теоретические   и   учебно­методические   материалы   по   теме, вопросы для закрепления теоретического материала, задания для практической работы студентов и инструкцию по ее выполнению, методику   анализа   полученных   результатов,   порядок   и   образец отчета о проделанной работе. СОДЕРЖАНИЕ Название практических работ Введение  УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ! Методические указания по дисциплине «Русский язык» для выполнения   практических  работ   по   разделу   «Язык   и   речь. Функциональные стили речи» созданы Вам  в помощь для работы на   занятиях,   подготовки   к   практическим   работам,   правильного составления отчетов. Приступая   к   выполнению   практической   работы,   Вы должны   внимательно   прочитать   цель   и   задачи   занятия, ознакомиться   с   требованиями   к   уровню   Вашей   подготовки   в соответствии   с   федеральными   государственными   стандартами третьего   поколения   (ФГОС­3),   краткими   теоретическими   и учебно­методическими   материалами   по   теме   практической работы,   ответить   на   вопросы   для   закрепления   теоретического материала.  Все задания к практической работе Вы должны выполнять в соответствии с инструкцией, анализировать полученные в ходе занятия результаты по приведенной методике. Отчет о практической работе    Вы должны выполнить по приведенному алгоритму, опираясь на образец. Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для допуска к экзамену, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки   за   практическую  Вы   должны   найти   время   для   ее выполнения или пересдачи. В процессе выполнения практических заданий вы должны: уметь:  ­ осуществлять речевой самоконтроль;  ­оценивать   устные   и   письменные   высказывания   с   точки зрения   языкового   оформления,   эффективности   достижения поставленных коммуникативных задач; ­анализировать   языковые   единицы   с   точки   зрения правильности, точности и уместности их употребления; ­проводить  лингвистический анализ текстов различных      лексические,  функциональных стилей и разновидностей языка; ­ извлекать необходимую информацию из различных источников:  учебно­научных текстов, справочной литературы, средств  массовой информации; ­применять   в   практике   речевого   общения   основные орфоэпические, грамматические   нормы современного русского литературного языка; ­соблюдать   в   практике   письма   орфографические   и пунктуационные   нормы современного русского литературного языка; ­соблюдать   нормы   речевого   поведения   в   различных   сферах   и ситуациях общения.        знать:  ­связь языка и истории; культуры русского и других народов; ­смысл   понятий:   речевая   ситуация   и   её   компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; ­основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; ­орфоэпические, лексические, грамматические и пунктуационные нормы   речевого   поведения   в   социально­культурной,   учебно­ научной, официально­деловой сферах общения. Выполненная   работа   представляется   преподавателю   в   рабочей тетради для практических работ по русскому языку. Критерии оценивания практической работы: оценка «5»  ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда   обучающийся     обнаруживает   осознанное   усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении; оценка «4»  ставится,   если   обучающийся     обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правил,   выполнил   не менее ¾ заданий; оценка «3»  ставится, если обучающийся обнаруживает усвоение определенной части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее ½ заданий; оценка «2»  ставится, если обучающийся   обнаруживает плохое знание   учебного   материала,   не   справляется   с   большинством грамматических заданий.       После изучения раздела проводится контрольная работа. (см. КИМ по разделу « Язык и речь. Функциональные стили речи») Внимание! Если в процессе подготовки к практическим работам или   при   решении   задач   у   Вас   возникают   вопросы,   разрешить которые   самостоятельно   не   удается,   необходимо   обратиться   к преподавателю   для   получения   разъяснений   или   указаний   в   дни проведения дополнительных занятий.  Время проведения дополнительных занятий можно узнать у преподавателя или посмотреть на двери его кабинета. Желаем Вам успехов!!! Раздел:  Язык и речь Функциональные стили речи. Тема:  «Функциональные стили речи и их особенности»   Практическая работа № 1­2:  Лингвистический анализ текста разговорного и научного стиля Учебная цель:     сформировать  навык лингвистического анализа текста разговорного и научного стиля  Задачи практической  работы: 1. Сформировать   умение   отличать   научный   и   разговорный стиль речи от других функциональных стилей речи 2. Закрепить   навык     производить   речеведческий   анализ текста Обеспеченность занятия (средства обучения): 1. Учебно­методическая литература: Учебник по русскому языку Власенков А.И.., Рыбченкова Л.М.. «Русский язык. 10­11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений» 2. Рабочая тетрадь (обычная, в линию)  3. Раздаточные   материалы   (схема   «Функциональные   стили речи»). 4. Ручка, карандаш. Основные понятия и термины по теме: функциональный стиль, сфера   общения,   типы   речи,   научная   речь,   точность,   объективность, доказательность,   общеупотребительная   лексика,   общенаучные   слова, термины, тезисы, план, аннотация, реферат, рецензия, отзыв, научные клише.      Перед тем как приступить к выполнению  заданий прочитайте теоретический материал  на стр. 202­204; 207­208; 210­211;  214­ 215; 222;  224 ­225;  300­ 302 по учебнику.   Задание 1 Расставьте и определите, на какие правила пропущенные знаки препинания.   Переписывая   текст,   числительные   и  условные обозначения, заключенные в скобки, запишите словами. Выделите в данном тексте признаки научного стиля: а) слова (числительные,   наречия,   союзы,   вводные   слова,   наименование единиц   измерения),   подчеркивающие   логичность,   точность изложения; б) абстрактную лексику и специальные термины (если они есть); в) сказуемые, подчеркивающие объективность изложения. Относится ли данный текст к научному стилю? Докажите.  Сколько на земле льда     Почти (11%) всей земной суши скрыто под бл..стящим ледяным панц..рем.   Об..ём   льда   оценивается   сейчас   в   (30 000 000   км3). Сюда входят и айсберги и ледяные шапки Северного полюса и материковые льды Антарктиды и ледяные пики горных хребтов. Ледники по своему объёму составляют примерно (80%) всего льда на земле. Если ледниковый лед равномерно распределить по земной поверхности то он покроет ее слоем толщиной в (60м.)        Самый толстый слой льда обнаружен в Антарктиде – свыше (5000м). Ледники и их снежный покров обладают исключительной отражательной способностью. Если бы таким свойством обладала вся земная поверхность то ее внешний теплообмен уменьшился бы втрое, а средняя температура на земле была бы порядка (­ 900).       Ныне   земные   льды   ведут   себя   «агрессивно».   Отмечено,   что начиная с (40­х и 50­х гг.) ледники начали энергично наступать на сушу. Очевидно предполагают ученые период общего сокращения оледенения наблюдавшийся с начала нашего века заканчивается. (Из газеты.) Задание 2 Дайте   сравнительное   описание   (любое   на   выбор):   а) микроскопа и телескопа; б) бинокля и лупы; в) автомобиля, теплохода   и   поезда;   г)   радиоприемника   и   телевизора;   д) ботинок   и   туфель;   е)   платья,   сарафана   и   кофты.   Во   всех случаях   необходимо   описать   признаки   сходные   и   различные, сформулировать   емкое,   экономное   по   форме   и   достаточно полное по содержанию определение предмета. Задание 3 Прочитайте тексты, определите, к какому типу и стилю речи они относятся. Укажите в каждом из текстов особенности стиля речи: с точки зрения построения текста; лексические, морфологические, синтаксические особенности. I. Батискафы   —   аппараты   для   штурма   человеком максимальных глубин, уже в 1960 году погружавшиеся на шесть   с   лишним   миль,—   продолжают   исследовать некоторые   из   глубочайших   впадин   Атлантического   и Тихого   океанов.   Экипажам   этих   аппаратов   удавалось встретить рыб даже на предельных глубинах. Ныряющее   блюдце   сделало   уже   125   погружений, выдерживая график не хуже какого­нибудь пассажирского парома;   на   нем   ученые   изучали   жизнь   в   Тихом   океане   на глубине   1000   футов.   На   дне   они   обнаружили   каньоны   с нависающими  склонами, осьминогов, поднимающих  клубы «пыли» на илистом грунте, редчайших рыб. Люди   в   металлических   домах­лабораториях   живут   в течение   нескольких   дней   и   даже   недель   на   дне   моря; толща соленой воды и 200, 300 и более футов отделяет их от   поверхности.   Они   могут   свободно   покидать   свое убежище и работать снаружи. Все   эти   достижения   доказывают   один   важный   факт: человек взялся, наконец, за освоение глубин. Наше   время   называли   веком   бензина,   веком   химии, атомным веком, космическим веком. Все эти определения верны, но еще не дают полной картины. Наш   век   можно   назвать   еще   и   веком   океана,   веком завоевания океана людьми. Путь   на   морское   дно   теперь   открыт   —   на   любое   дно, как   бы   глубоко   оно   ни   находилось.   Впервые   в   истории человек   может   заглянуть   в   сундучок   Дэйви   Джонса   —   и вернуться обратно живым. Но   зачем?   К   чему   эти   старания?   Почему   человек   так рвется   в   эти   глубины,   всегда   бывшие   для   него запретными? Зачем?   —   Это   человек   вскоре   увидит   собственными глазами. А посмотреть будет на что. Глубины океана еще не исследованы. II. Органическая   химия   как   наука   сформировалась сравнительно   недавно.   Тысячелетиями   человечество осваивало   тайны   химических   превращений   соединений углерода.   Сначала   это   были   самые   простые   процессы окисления  —  горение   древесины,  нефти, угля,  полностью разрушающие органические вещества. Затем были найдены способы   выделения   некоторых   природных   химических соединений.   Это   были   прежде   всего   красители   и лекарственные   вещества,   которые   находили   практическое применение. Почти не располагая данными о их составе и правильными   представлениями   о   строении   атома   и молекулы,   первооткрыватели   называли   такие   вещества, руководствуясь   их   цветом,   вкусом   или   источником получения.   И   в   наше   время   мы   пользуемся   этими названиями,   как   «борнеол»   — маслообразное   вещество,   которое   содержится   в   эфирных маслах деревьев, растущих на острове Борнео,— или «ли­ монная   кислота».   Зачастую   и   сейчас   исследователи присваивают   новым   выделенным   веществам   названия, указывающие   на   источник   их   получения.   Так,   грибок пенициллиум определил название пенициллина.   например,   такими, Постепенно   накапливался   опыт   химических   и биохимических   превращений   органических   веществ.   На первых   ступенях   это,   как   правило,   была   деструкция   — превращение   сложных   веществ   в   более   простые.   Уже давно   из   сахара   научились   получать   этиловый   спирт   и уксус. Окислением ископаемой смолы — янтаря была по­ лучена   янтарная   кислота.   Были   сделаны   первые   шаги   и   в области   синтеза   —   Дюма   открыл   галогенирование,   а Пириа   получил   ацетон   сухой   перегонкой   кальциевых солей карбоновых кислот.  Великий   Устюг  III.К   самому   началу   XIII   века   относят   летописи   и возникновение   города (1207),   что находится   в   Вологодской   области.   Основан   он   был   у впадения  реки  Юг  (финно­угорское  юг — «река») в реку Сухону. По этому признаку и был назван: Устюг — «устье Юга».   Слово  великий  в   древнерусском   языке   часто использовалось со значением «большой». Город возник как торговый   и   оборонный   пункт   и   был   одним   из   крупных северных   городов   Древней   Руси,   что   и   отразилось   в определении Великий. Небольшой,   но   древний   городок   Калужской   области  получил   известность   в   истории   своей Козельск мужественной   борьбой   против   полчищ   Батыя.   На несколько   недель   задержал   он   под   своими   стенами громадную   рать  захватчиков.   Батый   назвал   его   «злым   го­ родом»   и  запретил   упоминать   его  имя.   Основан  Козельск около   1146   года   и   по   возрасту   является   ровесником Москвы.   Название   города,   как   считают,   происходит   от древнерусского нарицательного козел — «строение в поле для собранного хлеба». Задание 4 Прочитайте   в  виде  образца   разговорного   стиля   речи  два письма   В.   Я.   Лакшину,   писателю,   публицисту,   Ивана Сергеевича   Соколова­Микитова  (1892—1975),  писателя, рассказчика,   очеркиста,   отличающегося   пристальным вниманием к человеку, природе, животным. I. 23 июня 1969. Карачарово Дорогой Владимир Яковлевич! Посылаю последнюю страничку «Вертушинки» с очень   Благодарю   за   доброту, немногими   добавлениями. дружеское   письмецо.   По­прежнему   сижу   в   моей карачаровской   норе,   обрастаю   барсучьей   шерстью.   На свет   почти   не   выползаю.   Ночами   почти   не   сплю.   Живу воспоминаниями.   Но   как   тяжки   подчас   эти   воспоми­ нания! От   Трифоныча   получил   недавно   бодрое   письмецо. Рад,   что   все   кончилось   благополучно.   Радуюсь   и   тому, что   Ваш   славный   корабль   продолжает   свой   путь,   минуя подводные   и   надводные   рифы.   Прошу   передать   наш привет друзьям­новомировцам. Дружески обнимаю. И. Соколов­Микитои P. S. Если возможно, пошлите, пожалуйста, в Карачарово седьмую   книжку   «Нового   мира»,   когда   она   появится   на Божий свет.    II                                                 Дорогой Владимир Яковлевич! 8 августа 1968. Карачарово                                  Посылаю Вам привет, поклон и несколько маленьких рассказов под общим названием «Звуки земли». Боюсь,   что   эти   скромные   рассказики   не   подойдут   для серьезного   толстого   журнала.   Но   кто   знает?   Писал   же Аксаков   записки   об   ужении   рыбы,   о   птицах.   Ежели рассказики   не   подойдут,   в   обиде   не   буду.   Верните   их Мише, которому я поручил побывать у Вас. Он расскажет Вам о моем житье­бытье. . Что   делается   у   Вас   в   «Новом   мире»?   Где   Александр Трифонович?   Очень   хотелось   бы   повидать   вас   обоих   в карачаровской барсучьей норе. Удастся ли?         Крепко жму руку. И. Соколов­Микитов 1. Обратите внимание на основные компоненты письма: а) начало (дата, место, форма обращения к адресату);                   б)основная   часть   (деловая   или   сугубо   личная   информация; просьбы,   предложения,   пожелания;   приветы   родным   и   знакомым);   в) конец (пожелания адресату, подпись; дата и местонахождение отправи­ теля письма — если они не были указаны в самом начале). 2.Выделите признаки разговорного  стиля: в лексике, словосочетаниях, устойчивых оборотах речи, структуре предложений. 3.Какое из двух писем вы отнесли бы к сугубо личным, а какое — к де­ ловым и в то же время дружеским? Почему? 4.Что   вы   можете   сказать   об   отношениях   И.   Соколова­Микитова   и   В. Лакшина   на   основе   первого   письма   и   второго?   Какие   стороны   их отношений в большей мере раскрываются в первом письме, какие — во втором? Подтвердите это фактами из писем. Вопросы   для   закрепления   теоретического   материала   к практическому занятию 1. Охарактеризуйте   сферу   применения   научного   стиля,   его роль в жизни общества. 2. Каковы   основные   стилевые   особенности   языка   науки? Приведите примеры. 3. Что представляет собой лексика научной речи? Приведите примеры. 4. Приведите   примеры   лингвистических   терминов   или терминов,   использующихся   в   вашей   будущей   профессии. Каковы особенности термина? 5. Каковы   синтаксические   особенности   научной   речи? Приведите примеры. 6. Какие сферы жизни обслуживает разговорный стиль? 7. Чем отличается разговорный стиль от других стилей.? 8. Обязательно ли соблюдение норм литературного языка в разговорном стиле речи? Почему? 9. Каковы   лингвистические   приметы   разговорного   стиля (темп   речи,   лексика,   словообразование,   морфология   и синтаксис)? 10. Что можно узнать о человеке, если внимательно слушать его речь?    Практическая работа № 3­4: Лингвистический анализ текста официально   –   делового,   публицистического,   художественного стиля речи. Учебная цель:     сформировать  навык лингвистического анализа текста   официально   –   делового,   публицистического, художественного  стиля.  Задачи практической  работы: 1.Сформировать   умение   отличать   официально   –   деловой, публицистический,   художественный     стиль   речи   от   других функциональных стилей речи. 2.Закрепить навык  производить речеведческий анализ текста Обеспеченность занятия (средства обучения): 1. Учебно­методическая литература: Учебник по русскому языку Власенков А.И.., Рыбченкова Л.М.. «Русский язык. 10­11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений»  Рабочая тетрадь (обычная, в линию)  2. 3. Раздаточные   материалы   (схема   «Жанры   официально   – делового стиля»). 4. Ручка, карандаш. Основные   понятия   и   термины   по   теме:  функциональный стиль, официально – деловой, публицистический, художественный стиль речи; тропы (художественные средства), резюме, докладная записка, автобиография, доверенность, расписка, протокол, акт, интервью.  Перед   тем   как   приступить   к   выполнению     заданий   прочитайте теоретический   материал     на   стр.   285­286;   229­230; 310­311   по учебнику.   Задание 1 Прочитайте   образец   резюме.   Выделите   части   этого документа. Укажите черты официально­делового стиля в резюме. Резюме Иванова Полина Петровна родилась 5 января 1983 года в г. Москве. В   1998   году   окончила   среднюю   общеобразовательную школу   №   127   г.   Москвы   и   получила   аттестат   о   среднем образовании. В 1998 году поступила в среднее специальное училище № 15,которое окончила в 2000 году, получив диплом с отличием по специальности «секретарь­референт». В 1999 году окончила курсы и получила свидетельство по профессии «оператор ЭВМ». В   2000   году   окончила   курсы   немецкого   языка   и   прошла стажировку в Германии. Немецким языком владею свободно, читаю профессиональную литературу на языке. В   2001   году   окончила   курсы   автолюбителей   и   получила права на вождение легковой машины. В 1999 году успешно прошла производственную практику в управлении Мосэнерго, рекомендация руководителя практики прилагается. С   января   1999   по   декабрь   2000   года   выполняла   работу секретаря­референта   в   ООО   «Энергон»,   заменяя   временно нетрудоспособного   работника.   Рекомендация   президента ООО прилагается. Мой адрес: Москва, ул. Покровка, д. 15, кв. 9, тел. 123­45­ 67. 18 мая 2003 г. Подпись Задание 2 Прочитайте   текст   заявления,   обратите   внимание   на форму со­ держание   документа.   Отметьте   черты   официально­ делового этом стиля и         в документе. Директору Московского станкостроительного техникума Иванова   Павла   Петровича,   про­ живающего   по   адресу:   103107, Москва, ул. Лесная, д. 64, кв. 18, заявление. Прошу   допустить   меня   к   вступительным   экзаменам   в Московский   станкостроительный   техникум   на   вечернее отделение электромеханического факультета. В   2001   году   я   окончил   СПТУ   №   23   г.   Москвы,   получил диплом   об   окончании   училища   и   квалификационное свидетельство электрика 5 разряда. К заявлению прилагаются следующие документы: 1) диплом; 2) справка о состоянии здоровья; 3) характеристика; 4) 2 фотографии. 10 июля 2003 г. Подпись Задание 3 Прочтите текст автобиографии, обратите внимание на форму   и   содержание   документа.   Найдите   черты официально­делового стиля в автобиографии. Автобиография Я, Иван Петрович Соколов, родился 7 июня 1983 года в г. Москве в семье служащих. С   1990   года   обучался   в   средней   общеобразовательной школе № 137, которую окончил в 2000 году. В   2000   году   поступил   в   Московский   техникум железнодорожного   транспорта,   где   обучаюсь   до   настоящего времени. С   1993   года   занимаюсь   в   спортивной   секции,   имею   1 взрослый разряд по греко­римской борьбе. К   автобиографии   прилагаются   характеристика,   данная   и мастером   производственного   обучения   техникума, рекомендация спортивного тренера. 4 июня 2003 г. Подпись Задание 4 Отметьте   в   приведенном   отрывке   из   повести   А.   П. Чехова   «Степь»,   при   помощи   каких   языковых   средств автор   достигает   художественной   выразительности   в описании   грозы.   Выпишите   слова,   в   которых   пропущены буквы, вставьте нужную букву и объясните свой выбор. Налево,   как   будто   кто­то   чиркнул   по   небу   спичкой, мелькнула   бледная,   фосфорическая   полоска   и   потухла. П..слышалось, как где­ то очень далеко  кто­то прошелся  по железной   крыше.   Вероятно,   по  крыше   шли   босиком,   потому что железо проворчало глухо. Между далью и правым горизонтом м..гнула молния, и так ярко,   что   осветила   часть   стены   и   место,   где   ясное   небо граничило с чернотой. Страшная туча надвигалась не спеша, сплошной   ма(с,сс)ой;   на   ее   краю   висели   черные   лохмотья; точно такие же лохмотья, давя друг друга, громоздились на правом   и   на   левом   горизонте.   Этот   оборва(н,нн)ый, разлохмаче(н,нн)ый   вид   тучи   пр..давал   ей   какое­то   пьяное, озорническое выражение. Явст ве(н,нн)о и не глухо проворчал гром. Егорушка перекрестился и стал быстро надевать пальто. Вдруг рванул ветер, и с такой силой, что едва не выхватил у Егорушки узелок и рогожу; встрепенувшись, рогожа рванулась во   все   стороны   и   захлопала   по   тюку   и   по   лицу   Егорушки. Ветер   со   свистом   пронесся   по   степи,   бе..порядоч..но закружился и поднял с травою такой шум, что из­за него не было   слышно   н..   грома,   н..   скрипа   колес.   Он   дул   с   черной тучи,   неся   с   собой   обл..ка   пыли   и   запах   дождя   и   мокрой земли. Лу(н,нн)ый свет затуманился, стал как будто грязнее, звезды еще больше нахмурились, и видно было, как по краю дороги спешили куда­то назад облака пыли и их тени. Теперь, по всей вероятности, вихри, кружась и увлекая с земли пыль, сухую траву и перья, поднимались под самое небо; вероятно, около самой черной тучи летели перекати­поле, и как, должно быть, им было страшно! Но сквозь пыль, залеплявшую глаза, не было видно ничего, кроме блеска молний. Загремел сердито гром, покатился по небу справ., налев.., потом назад и замер около передних подвод... Прочитайте   текст   из   газеты.   Определите   его   жанр, отметьте языковые особенности публицистического стиля. Задание 5 ЖИВОПИСЬ РАССКАЗЫВАЕТ           В   государственной   Третьяковской   галерее   открылась выставка «Москва в русской живописи», посвященная юбилею столицы.  В   экспозиции   представлено   около   350   работ   из крупнейших музеев России, а также из частных коллекций. Выставку   открывает   фрагмент   скульптуры   «Георгий»   В. Ермолина. Это изображение входило в древний герб Москвы. Скульптура   была   сделана   в   1464   году   и   ранее   украшала Спасскую башню Московского Кремля. Первые изображения архитектуры Москвы можно увидеть также на древнерусской живописи   конца   XV   —   начала   XVI   века.   В   XVIII   веке появляются   картины   с   видами   города,   передающие   облик Москвы до пожара 1812 года. Художники второй половины XIX века стремятся показать социальный аспект современной жизни города. Большой   раздел   выставки   занимают   работы   современных художников. Москва революционная, трудовая, предвоенная, военная, послевоенная, праздничная... Сегодня   художники   изображают   строящуюся   Москву, восстанавливающую   свой   исторический   облик.   Они раскрывают   образ   родного   города   во   всем   его   богатстве   и многообразии. (По Н. Мельникову) Вопросы   для   закрепления   теоретического   материала   к практическому занятию 1. Каковы задачи публицистического стиля? 2. Расскажите   о   языковых   средствах   публицистического стиля. 3. Какие     сферы   общественной   жизни   обслуживает официально­деловой стиль? 4. Каким должен быть  язык деловых документов? Почему? 5. Какие   деловые   бумаги   вы   знаете?   Назовите   правила оформления   деловых   бумаг   на   основании   составленного вами самостоятельно. 6. Почему о языке художественной литературы говорят, что это особый стиль? 7. Какую   сферу   жизни   обслуживает   язык   художественной литературы? 8. Какие   выразительные   средства   языка   художественной литературы вы знаете? Приведите примеры. Тема: «Текст. Признаки текста» Практическая работа № 5­6: Что можно назвать текстом? Учебная цель:     сформировать  систему понятий  о тексте и его важнейших признаках; о функционально­смысловых типах.;,   Задачи практической  работы: 1. Закрепить навык информационной переработки текстов и создание   собственных   речевых   произведений   различных типов и жанров 2. Закрепить  умения и навыки, связанных с анализом текстов различной стилистической и жанровой отнесенности.  3. Развивать творческие способности обучающихся Обеспеченность занятия (средства обучения): 1. Учебно­методическая литература: Учебник по русскому языку Власенков А.И.., Рыбченкова Л.М.. «Русский язык. 10­11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений»  Рабочая тетрадь (обычная, в линию)  2. 3. Раздаточные   материалы   (схема   «Жанры   официально   – делового стиля»). 4. Ручка, карандаш. Основные   понятия   и   термины   по   теме:  тип   текста,   тема, микротема идея, авторская позиция, виды связи между частями текста и предложениями, абзац, план, тезис.           Перед   выполнением   задания   1   прочитайте   теоретический материал на стр. 144 по учебнику Задание 1 Прочитайте.   Определите,   текст   перед   вами   или   нет. Докажите   это.   Спишите,   расставляя   недостающие   знаки препинания.          Вожак показал брод и авангард конницы а вслед за ним и генерал со свитою стали переплавляться. Вода лошадям была по груди   с   необыкновенной   силой   рвалась   между   белых   камней которые в иных местах виднелись на уровне воды и образовала около   ног   лошадей   пенящиеся   шумящие   струи.   Лошади удивлялись шуму воды поднимали головы настораживали уши но мерно   и   осторожно   шагали   против   течения   по   неровному   дну. Седоки подбирали ноги и оружие. Пехотные солдаты буквально в одних   рубахах   поднимая   над   водою   ружья   на   которые   были надеты   узлы   с   одеждой   схватясь     человек   по   двадцати   рука   с рукою с заметным по их напряженным лицам усилием старались противостоять   течению.   Артиллерийские   ездовые   с   громким криком рысью пускали лошадей в воду. Орудия и зеленые ящики через которые изредка хлестала вода звенели о каменное дно; но добрые черноморки дружно подтягивали уносы пенили воду и с мокрым хвостом и гривой выбирались на другой берег. Определите   смысловые   отношения   между   предложениями, укажите   вид   связи   в   тексте.   Выпишите   лексические   и грамматические   средства   языка,   подтверждающие   ваше мнение. Как в тексте подчеркивается единство темы.      Перед выполнением задания 2 прочитайте теоретический материал на стр. 150­151  по учебнику Задание 2 Проанализируйте строение нескольких абзацев из XXVII   главы романа   И.С.   Тургенева   «Отцы   и   дети»,   где   описывается смерть Базарова. Найдите абзацный зачин и комментирующую часть в каждом из приведенных ниже абзацев.      Базарову становилось хуже с каждым часом; болезнь приняла быстрый   ход,   что   обыкновенно   случается     при   хирургических отравах. Он еще не потерял памяти  и понимал, что ему говорили; он ещё боролся. «Не хочу бредить, ­ шептал он, сжимая кулаки, ­что за вздор!» и тут же говорил: «Ну, из восьми вычесть десять сколько   выйдет?».   Василий   Иванович   ходил   как   помешанный, предлагал   то   одно   средство,   то   другое   и   только   делал,   что покрывал ему ноги. «Обернуть в холодные простыни… рвотное… горчишники   к   желудку…   кровопускание»,   ­   говорил   он   с напряжением.   Доктор,   которого   он   умолял   остаться,   ему поддакивал,   поил   больного   лимонадом,   а   для   себя   просил   то трубочки,   то   «укрепляющего­   согревающего»,   то   есть   водки. Арина Власьевна сидела на низенькой скамеечке возле двери и только по временам уходила молиться; несколько дней тому назад туалетное зеркальце выскользнуло у ней из рук и разбилось, а это она всегда считала плохим предзнаменованием; сама Анфисушка ничего не умела сказать ей. Тимофеич отправился к Одинцовой.      Ночь была нехороша для Базарова… Жестокий жар его мучил. К утру ему полегчало. Он попросил, чтоб Арина Власьевна его причесала, поцеловал у ней руку и выпил глотка два чаю. Василий Иванович оживился немного.              Перемена   к   лучшему   продолжалась   недолго.   Приступы болезни возобновились. Василий Иванович  сидел подле Базарова. Казалось,   какая   –   то   особенная   мука   терзала   старика.   Он несколько раз собирался говорить ­  и не мог.        Перед выполнением задания 3 прочитайте теоретический материал на стр. 152 по учебнику Задание 3 Проследите   за   развитием   действия   в   отрывке   из рассказа   Шукшина   «Гринька   Малыгин».   Можно   ли этот   отрывок   назвать   текстом.   Докажите   свое мнение, укажите основные признаки текста    Бензохранилище — целый городок, строгий, правильный, однообразный, даже красивый в своем однообразии. (...)     Гринька пристроился в длинный ряд автомашин и    стал потихоньку двигаться.         Часа   через   три   только   ему   закатили     в   кузов   бочки   с бензином. Гринька  подъехал  к конторке, поставил машину рядом с другими и  пошел оформлять документы. (...) Свет вспыхнул сразу. Все на мгновение ошалели. Стало тихо. Потом тишину эту, как бичом, хлестнул чей­то вскрик на улице.  —    Пожар! Горели   бочки   на   одной   из   машин.   Горели   как­то   зловеще, бесшумно, ярко.(...)     Гриньку точно кто толкнул сзади. Он побежал к горящей     машине.  Ни о чем не думал. В голове точно молотком били — мягко   и  больно:  «Скорей!   Скорей!»   Видел,   как   впереди   над машиной огромным винтом свивается белое пламя.                       Не   помнил   Гринька,   как   добежал   он   до   машины,   как включил   зажигание,   даванул   стартер,   воткнул   скорость   — человеческий   механизм   сработал   быстро   и   точно.   Машина рванулась и, набирая скорость, понеслась прочь от цистерн и других машин с горючим.                         Река   была   в   полукилометре   от   хранилища.   Гринька правил туда, к реке.            Машина   летела   по   целине,   прыгала.   Горящие   бочки грохотали   в   кузове.   Гринька   закусил   до   крови   губы,   почти лег   на   штурвал.   Крутой,   обрывистый   берег   приближался угнетающе   медленно.   На   косогорочке   на   зеленой   мокрой травке   колеса   забуксовали.   Машина   юзом   поползла   назад. Гринька   вспотел.   Молниеносно   перекинул   скорость,  дал левее руля, выехал. И опять выжал из мотора всю его мощь. До берега осталось метров двадцать. Гринька открыл дверцу, не   снимая   правой   ноги   с   газа,   стал   левой   на   подножку.   В кузов   не   глядел   —  там  колотились   бочки   и   тихо   шумел огонь. Спине было жарко.         Теперь обрыв надвигался быстро. Гринька что­то медлил,   не   прыгал.   Прыгнул,   когда   до   берега   осталось метров   пять.   Упал.   Слышал,   как   с   лязгом   грохнули   бочки. Взвыл мотор... Потом под обрывом сильно рвануло. И оттуда вырос красивый стремительный  столб огня. И стало тихо.        Гринька встал и тут же сел — в сердце воткнулась такая каленая боль, что в глазах потемнело. «Мм...   ногу   сломал»,—   сказал   Гринька   самому себе. К нему подбежали, засуетились. 1.Где,   по   –   вашему,   начинается   завязка   рассказа, прочитайте ее. 2.   Как   называется   часть   композиции,   предшествующая завязке? Найдите ее. 3.   Проследите,   как   в   этом   повествовательном   тексте развивается   действие.   Где   его   кульминация?   Где развязка? От какого лица ведется повествование? 4. Определите тип текста.           Перед   выполнением   задания   4   прочитайте   теоретический материал на стр. 156 по учебнику Задание 4 Проанализируйте композиционные особенности описания природы   (пейзажа)   из  III  главы   романа   И.С.   Тургенева «Отцы и дети»        Места, по которым они проезжали (н..)могли назваться живописными. Поля, все поля, тянулись  вплоть до самого небосклона,   то   слегка   вздымаясь,   то   опускаясь   снова; кое(где)   виднелись   большие   леса,   и,   усеянные   редкими   и низкими кустарниками, вились овраги, напоминая глазу их собственное   изображение   на   старинных   планах екатериновских   времен.   Попадались   и   речки   с   обрытыми берегами,   и   крошечные   пруды   с   худыми   плотинами,   и деревеньки   с   низкими   избенками   под   темными,   часто (до)половины   разметанными   крышами,   и   покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из хвороста стенами и   зевающими   воротищами   возле   опустелых   гумен,   и церкви,   то   кирпичные   с   отвалившеюся   кое­где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными   кладбищами.   Сердце   Аркадия   понемногу сжималось. 1. Где здесь передается общее представление, общее впечатление?   Какие   далее   выделяются   признаки общей   картины?   В   каких   словах   выражается оценка описываемой картины? 2. Определите   вид   и   время   глаголов   –   сказуемых   в данном тексте. 3. Определите   тип   связи   между   предложениями. Как   это   характеризует   смысловые   отношения между частями текста? Укажите, чем, связаны предложения собой(лексические, грамматические, синтаксические средства).   между          Перед выполнением задания 5 прочитайте теоретический материал на стр. 167 ­168 по учебнику Задание 5 Прочитайте   текст   из   книги     Д.   Гранина   «Точка   опоры». Статья   называется   «О   милосердии».   Является   ли   этот текст рассуждением? Назовите основные признаки текста  и этого типа речи, докажите свое мнение.      В прошлом году со мной приключилась беда. Шел я по улице, поскользнулся и упал… Упал неудачно, хуже  некуда: лицом о поребрик, сломал себе нос, все лицо  разбил, рука выскочила в плече. Было это, примерно, в  семь часов вечера. В центре города, на кировском  проспекте, недалеко от дома, где живу.       С   большим   трудом   поднялся   –   лицо   залило   кровью, рука   повисла   плетью.   Забрел   в   ближайший   подъезд, пытался унять   платком кровь. Куда там, она продолжала хлестать, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль   накатывает   все   сильнее,   и   надо   быстро   что   –   то делать. И говорить не могу – рот разбит.    Решил повернуть назад, домой.     Я шел по улице, думаю, что не шатаясь; шел, держа у лица окровавленный платок, пальто уже блестит от крови. Хорошо   помню   этот   путь   –   метров,   примерно,   триста. Народу на улице было много . Навстречу прошла женщина с девочкой, какая – то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые   ребята,   все   они   вначале   с   любопытством взглядывали   на   меня,   а   потом   отводили   глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Я запомнил лица многих   людей   –   видимо   –   безотчетным   вниманием, обостренным ожиданием помощи…       Боль   путала   сознание,   но   я   понимал,   что,   если   лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома.       Позже   я   раздумывал   над   этой   историей.   Могли   ли люди   принять   меня   за   пьяного?   Вроде   бы   нет,   вряд   ли   я производил   такое   впечатление.   Но   даже   если   бы   и принимали за пьяного… Они же видели, что я весь в крови, что   –   то   случилось   –   упал,   ударился,   ­   почему   же   не помогли, не спросили хотя бы, в чем дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, «меня это не касается» стало чувством привычным?     Раздумывая,   с   горечью   вспоминал   этих   людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, негодовал, а потом стал вспоминать самого себя. И нечто подобное отыскивал и   в   своем   поведении.   Легко   упрекать   других,   когда находишься     в   бедственном   положении,   но   обязательно надо вспомнить и самого себя, не могу сказать, что при мне был точно такой случай, но нечто подобное обнаруживал и в   своем   собственном   поведении   –   желание   отойти, уклониться,   не   ввязываться…   И,   уличив   себя,   начал понимать,   как   привычно   стало   это   чувство,   как   оно пригрелось, незаметно укоренилось.   К   сожалению,   наши   обильные   разговоры   о нравственности   часто   носят   слишком   общий   характер.   А нравственность…   она   состоит   из   конкретных   вещей   –   из определенных чувств, свойств, понятий. Одно   из   таких   чувств   –   чувство   милосердия.   Термин несколько   устаревший,   непопулярный   сегодня   и   даже   как будто   отторгнутый   нашей   жизнью.   Нечто   свойственное лишь   прежним   временам.   «Сестра   милосердия»,   «брат милосердия» ­ даже словарь дает их как «устар.», то есть устаревшие понятия. В   Ленинграде,   в   районе   Аптекарского   острова,   была улица   Милосердия.   Сочли   это   название   отжившим, переименовали улицу в улицу Текстилей. Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших   действенных   проявлений   нравственности. Древние     это,   необходимое   чувство   свойственно   всему животному сообществу, птичьему: милость к поверженным и пострадавшим. Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось  запущенным? Мне можно возразить,   приведя   немало   примеров   трогательной отзывчивости,   соболезнования,   истинного   милосердия. Примеры,   они   есть,   и   тем   не  менее   мы   ощущаем,   и   давно уже,   убыль   милосердия   в   нашей   жизни.   Если   бы   можно было произвести социологическое измерение этого чувства. Уверен,   что   человек   рождается   со   способностью откликаться   на   чужую   боль.   Думаю,   что   это   врожденное, данное   нам   вместе   с   инстинктами,   с   душой.   Но   если   это чувство  не  употребляется,   не  упражняется,  оно  слабеет   и атрофируется. 1. Каков   основной   тезис   данного   текста?   Какие аргументы   используются   для   доказательства? Достаточно ли их? Каков вывод? Согласны ли вы с этим выводом? 2. Какие типы речи используются в данном тексте? 3. Какими   средствами,   приемами   автор   вызывает сопереживание   у   читателя?   Выпишите   слова   и обороты,   которые   на   ваш   взгляд,   особо   точно   и выразительно передают мысли и чувства автора.       Вопросы   для   закрепления   теоретического   материала   к практическому занятию 1. Что такое текст? Назовите признаки текста. 2. Какие виды связи между предложениями вы знаете? 3. Что такое абзац? Какова его роль в тексте? 4. Что такое микротекст и микротема? 5. Какие типы речи вы знаете? Чем они отличаются друг от друга? 6. Назовите   основные   признаки   повествования,   описания, рассуждения?

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ для студентов ГБПОУ СО очного обучения

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ  для студентов  ГБПОУ СО очного обучения

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ для студентов ГБПОУ СО очного обучения

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ  для студентов  ГБПОУ СО очного обучения

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ для студентов ГБПОУ СО очного обучения

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ  для студентов  ГБПОУ СО очного обучения

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ для студентов ГБПОУ СО очного обучения

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ  для студентов  ГБПОУ СО очного обучения

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ для студентов ГБПОУ СО очного обучения

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ  для студентов  ГБПОУ СО очного обучения

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ для студентов ГБПОУ СО очного обучения

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ  для студентов  ГБПОУ СО очного обучения

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ для студентов ГБПОУ СО очного обучения

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ  для студентов  ГБПОУ СО очного обучения

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ для студентов ГБПОУ СО очного обучения

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ  для студентов  ГБПОУ СО очного обучения

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ для студентов ГБПОУ СО очного обучения

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ  для студентов  ГБПОУ СО очного обучения

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ для студентов ГБПОУ СО очного обучения

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ  для студентов  ГБПОУ СО очного обучения

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ для студентов ГБПОУ СО очного обучения

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ  для студентов  ГБПОУ СО очного обучения

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ для студентов ГБПОУ СО очного обучения

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ  для студентов  ГБПОУ СО очного обучения

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ для студентов ГБПОУ СО очного обучения

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ  для студентов  ГБПОУ СО очного обучения

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ для студентов ГБПОУ СО очного обучения

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ  для студентов  ГБПОУ СО очного обучения

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ для студентов ГБПОУ СО очного обучения

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» для аудиторных работ  для студентов  ГБПОУ СО очного обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2017