Рабочая учебная программа начального общего образования по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ для 1 класса (УМК «Школа 21 века»)
Оценка 4.6

Рабочая учебная программа начального общего образования по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ для 1 класса (УМК «Школа 21 века»)

Оценка 4.6
Образовательные программы +1
doc
русская литература
1 кл
07.01.2017
Рабочая учебная программа начального общего образования по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ  для 1 класса (УМК «Школа 21 века»)
5.Формы и средства контроля и проверочная работа.doc

Формы и средства контроля     

                                   Требования к организации контроля

·         Необходимо учитывать психологические особенности шестилетнего ребёнка: неумение соотнести полученные результаты с образцом, слабый контроль и самоконтроль, неумение найти ошибки и неточности в работе, определить причину их возникновения.

·         Существенное значение имеет учёт индивидуальных возможностей школьников, специфика их обучаемости, не только темп, но и характер овладения способами действий при решении учебной задачи.

·         В соответствии с установленными Министерством образования РФ требованиями, в первом классе не используется балльная (выраженная в отметках или других знаках) оценка.

·         Необходимо повышать роль положительной словесной оценки. Это относится прежде всего к оценке процесса деятельности ученика и отношения его к выполнению учебной задачи.

Виды проверочных и контрольных заданий

Для организации текущей и итоговой проверки и оценки результатов обучения  предлагаются задания разных видов:

  • комплексные разноуровневые работы (для текущей проверки);
  • литературные диктанты (для проверки литературной эрудиции и грамотности);
  • тесты по изученному произведению, теме, разделу;
  • тексты для фронтальной проверки навыка чтения вслух и молча с вопросами и заданиями на понимание прочитанного;
  • диагностические задания и тесты для проверки сформированности учебной и читательской деятельности;
  • тексты и задания для индивидуальной проверки навыка чтения вслух (в конце каждого полугодия);
  • тексты и задания для проверки навыка чтения молча (в конце 3-го и 4-го классов);
  • комплексные разноуровневые итоговые работы по проверке уровня начитанности и читательских умений (в конце каждого полугодия);
  • итоговые тесты (вид комплексных разноуровневых контрольных работ);
  • контрольные работы для проверки умений работать с книгой (в конце первого и второго полугодий в 1-м классе, в конце первого полугодия во 2-м классе). Начиная со второго полугодия во 2-м классе, задания по работе с детской книгой входят в текущую и итоговую проверку начитанности и знания изученных произведений.

 

 

Тесты (вид проверочных и контрольных работ)

Тесты как форма проверки и контроля требуют от учащихся хорошей подготовки, самостоятельности, знания изученных произведений и предполагают выбор одного ответа из ряда предложенных. Каждый тест состоит из заданий разной сложности: около 60% заданий доступны большинству учащихся класса (первый уровень подготовки), 20% заданий повышенной сложности доступны учащимся второго уровня подготовки и 20% заданий – учащимся третьего уровня подготовки. Таким образом, дифференциация при составлении теста позволяет каждому ребенку выполнить задания на уровне его возможностей. Тест имеет два эквивалентных варианта для 1-го класса и для первого полугодия 2-го класса. Начиная со второго полугодия 2-го класса предлагается три варианта теста.

Каждый вариант состоит из пяти заданий в 1 классе. Из предложенных вариантов ответов нужно выбрать верный и отметить его косым крестиком (х). На проведение теста отводится один урок. Задание считается выполненным, если ученик отметил правильный ответ. Выполненное задание оценивается 1 баллом, невыполненное – 0 баллов.

Диагностические задания

          Эта форма проверки позволяет выявить не только уровень усвоения учебного материала, но и сформированность учебной и читательской деятельности (умение учащихся самостоятельно находить способ решения учебной задачи, составлять алгоритмы учебных действий, осуществлять самоконтроль и самооценку и т.д.).

             Диагностические задания, направленные на изучение учебной и читательской деятельности, помогут учителю контролировать уровень самостоятельности учащихся, способы работы, сформированность самоконтроля и самооценки, а самое главное – развитие младших школьников в процессе овладения ими учебной деятельностью.

             Результаты диагностических заданий не оцениваются отметкой. К каждому заданию даны 3–5 ответов, среди которых один верный. Работа включает набор заданий, устанавливающих сформированность основных элементов умственной деятельности, которые условно обозначим словами: осведомленность (два субтеста – задачи), аналогия, классификация, обобщение.

             Задания на классификацию и обобщение показывают уровень логических связей на отработанном материале (часть – целое, противоположность, функциональные связи, вид – род, причина – следствие)..

Для 1-го класса составлен тест из 5 заданий,

Диагностические задания выполняются каждым учеником на бланках-карточках и оцениваются в баллах:

0 баллов – задание не выполнено;

1 балл – выполнена часть задания или допущены ошибки;

2 балла – задание выполнено верно.

Результаты диагностических работ позволяют определить уровни учебной подготовки каждого ученика (а также группы и класса):

высокий – ученик по большинству заданий получает 2 балла;

средний – ученик по большинству заданий получает 1 балл;

низкий – ученик по большинству заданий получает 0 баллов.

Анализируя выполнение диагностических заданий, учитель может увидеть соотношение между предметными знаниями и уровнем сформированности компонентов учебной и читательской деятельности, внести коррективы в организацию учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Диагностические работы учитель проводит по своему желанию, чтобы определить реальный уровень развития учащихся. Через 2–3 месяца можно предложить этот же тест малоуспешным учащимся, чтобы установить их продвижение или отставание, выявить причины последнего и оказать помощь.

Проверка навыков чтения и понимания прочитанного

Чтение и деятельность, связанная с чтением, у младших школьников каждого класса имеют специфические особенности. В 1-м классе чтение является предметом обучения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших дидактических текстов). В 1-м классе основное учебное время занимают слушание и чтение вслух, в дальнейшем по мере овладения быстрым чтением увеличивается доля чтения молча. Учитывая уровень сформированности навыка чтения, учитель ставит конкретные задачи контроля.

При выборе контрольных текстов, предлагаемых для проверки навыка чтения в каждом классе, мы учитывали следующие параметры: 1) объем (количество слов); 2) сложность содержания; 3) язык и строение фраз; 4) размер букв и их начертание (шрифт).

Для определения темпа (скорости) чтения используются тексты, состоящие из слов средней длины (в среднем 6,4 буквы).

Технология подсчета проста: сосчитать количество букв и пропусков в каждой строке, разделить на 6,4 и в конце каждой строки записать количество слов средней длины от начала текста до конца данной строки.

Таким образом готовится текст для проверки чтения вслух и молча.

Скорость чтения обычно соответствует скорости речи, то есть темп чтения человека строго индивидуален.

Технические ошибки: замена и искажение читаемых слов; замена и перестановка букв, слогов, слов; пропуски или добавления слов; ошибки ударения.

Понимание слова включает верное объяснение его прямого и переносного значения, значения в данном предложении, тексте.

Понимание текста проверяется с помощью ответов на вопросы, пересказа, выразительного чтения (показатель целостного восприятия и осмысления текста).

Ошибки понимания: тон и темп чтения не соответствуют содержанию произведения; интонация не соответствует знакам препинания.

Для проверки понимания текста каждый ученик получает карточку с вопросами по содержанию произведения. Например:

Л. Воронцова. «Что сказала бы мама?»

1. Кто спас Васю? _____________

2. О чем этот рассказ? __________

Учитель подсчитывает количество прочитанных слов, проверяет ответы на индивидуальных карточках и оценивает темп чтения и понимание прочитанного.

Текущая проверка навыка чтения вслух (фронтальная или индивидуальная) осуществляется на каждом уроке. Учащиеся по очереди читают текст по частям в течение 3–5 минут, а учитель по своему экземпляру текста определяет количество слов, прочитываемых каждым учеником за одну минуту. Определяются способ чтения, темп чтения (количество слов), правильность (количество ошибок) и понимание (объяснение слов).                                                                         

Проверка навыка чтения молча (полное исключение речедвижения) проводится фронтально, индивидуально или с группой учащихся. По команде учителя дети начинают читать предложенный им текст и через две минуты отмечают слово, до которого они дочитали.

                    Оценка навыков чтения (темп, способ, правильность, понимание)

                                                             1 класс

В 1-м классе используются словесные оценки: «Читаешь хорошо»; «Читаешь хорошо, но есть ошибки»; «Читаешь пока медленно и с ошибками, поэтому надо больше читать».

Оценка «Читаешь хорошо» – ученик читает целыми словами, слова из более чем трех слогов читает по слогам, отчетливо произносит звуки и слова, соблюдает ударение в словах, не допускает ошибок; темп чтения – 25–30 слов в минуту.

Оценка «Читаешь хорошо, но есть ошибки» – ученик читает целыми словами и слогами, отчетливо произносит звуки и слова, но допускает одну-две ошибки; темп чтения – 20–25 слов в минуту.

Оценка «Читаешь пока медленно и с ошибками...» – ученик читает по слогам, допускает более трех ошибок; темп чтения – 15–20 слов в минуту или ниже.

Оценка умений работать с книгой

Обучение младших школьников работе с детской книгой является важным элементом программы по литературному чтению и требованием государственного стандарта. В обязательном минимуме, в частности, названы следующие составляющие этой работы: «...иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Связь произведений литературы с другими видами искусств.

Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг»

В Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу указывается:

«...использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

самостоятельного чтения книг;

высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях)»

В  курсе литературного чтения с 1-го класса постоянно идет обучение детей работе с книгой и формирование у них основ читательской самостоятельности. В соответствии с требованиями программы разработаны проверочные и контрольные работы, определяющие умения работать с книгой для 1-х классов.

По результатам текущих и итоговых работ учитель может, выявив сформированность читательской самостоятельности и читательских умений, скорректировать работу с детской книгой так, чтобы повысить уровень подготовки начинающего читателя.

Проверка уровня начитанности и читательских умений работать с текстом художественного произведения

Выявление уровня начитанности чрезвычайно важно в ходе изучения отдельных блоков (разделов) и всего курса для осуществления преемственности, системности и перспективности в литературном образовании и развитии учащихся в начальной и основной школе.

Проверка и оценка тесно связаны с содержанием и построением нашего курса литературного чтения. Основные принципы курса и его методической реализации: дифференцированное, разноуровневое продвижение в усвоении курса, предусматривающее постепенное повышение учебной подготовки для каждой группы учащихся (задания к изучаемым и рекомендуемым для самостоятельного чтения произведениям и книгам предлагаются разной сложности); личностно-ориентированное обучение, максимально учитывающее интересы и возможности учащихся, укрепляющее в них чувство самоуважения, самостоятельность и стремление к успеху (каждый ученик вправе выбрать «свои» задания или учебные задачи из предложенных вариантов текущих проверочных и итоговых контрольных работ); развитие личности ученика в ходе формирования основ самостоятельной читательской деятельности и общеучебных умений (понимать учебную задачу, выбирать и планировать операции, использовать умение читать как средство для поиска ответов, контролировать и оценивать свою работу, решать задачи поискового и творческого характера).

Цель текущих и итоговых работ данного типа – проверить знание учащимися произведений из обязательного круга чтения, выявить глубину усвоения изученных произведений, знание литературоведческих понятий, вошедших в программу курса.

Работы носят комплексный характер и соответствуют требованиям программы на каждом этапе обучения.

Содержание работ: вопросы открытого характера, выявляющие знания о произведении, героях, событиях, жанре и теме; фрагменты (отрывки, абзацы, эпизоды) изученного произведения, анализ которых позволяет назвать произведение (фамилию автора и заголовок), указать героев и объяснить их поступки, найти художественные средства и объяснить их роль.

Количество заданий определяется объемом изученного материала. При этом, учитывая специфику предмета литературного чтения, даются задания разной формы к одному и тому же материалу.

Для индивидуализации проверки и оценки текущие и контрольные работы даны в трех вариантах, различающихся тремя уровнями сложности.

Первый вариант заданий соответствует обязательному минимуму содержания программы и, следовательно, первому уровню подготовки.

Второй и третий варианты включают задания повышенной сложности и соответствуют второму и третьему уровням подготовки.

Критерии оценивания выразительного чтения (с листа и наизусть)

I. Общая техника речи ребенка:

-          дыхание

-          сила голоса (диапазон)

-          тон (диапазон)

-          дикция

-          соблюдение орфоэпических норм

II. Интонирование чтения:

-          громкость (адекватность содержанию)

-          соблюдение логических и психологических пауз

-          логические ударения

-          темпоритм

-          мелодика (движение голоса по звукам)

-          выбор эмоционального тона

-          тембровая окраска

III. Невербальные средства выразительности:

-          жесты

-          мимика

-          поза

Критерии оценивания подробного пересказа:

1. Ошибки в содержании

-          пропуск важного смыслового звена

-          пропуск нескольких смысловых звеньев

-          «сжатие» текста

-          фактические искажения

-          нарушение логической последовательности (перестановки)

 

2. Грамматическое и речевое оформление

-          затруднение с началом пересказа

-          отсутствие грамматического завершения текста

-          отсутствие (нарушение) связей между предложениями и частями

-          грамматические ошибки

-          речевые ошибки

 

3. Общее впечатление

-          «безадресность» пересказа

-          невыразительность пересказа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерный план проведения проверочных и контрольных работ

за первое полугодие

№ п/п

Компетенция. Вид проверки

1.       

Навык чтения вслух (способ чтения, правильность, понимание). Текущая проверка

2.       

Начитанность. Текущая проверка

3.       

Работа с детскими книгами. Текущая проверка

4.       

Тест  (вид текущей проверки)

5.       

Навык чтения вслух (способ чтения, правильность, понимание).

 Итоговая проверка

6.       

Сформированность учебной и читательской деятельности - диагностические тесты и задания (по усмотрению учителя во 2 четверти)

 

                       Примерный план проведения проверочных и контрольных работ

за второе полугодие

№ п/п

Компетенция. Вид проверки

1.

Навык чтения вслух (способ чтения, правильность, понимание). Текущая проверка

2

Выразительность чтения. Текущая проверка

3

Начитанность. Текущая проверка

4

Навык чтения вслух (способ чтения, правильность, понимание). Итоговая проверка

5

Выразительность чтения.  Итоговая проверка

6

Начитанность. Итоговая проверка

7.       

Итоговая комплексная контрольная работа

8.       

Работа с детскими книгами. Текущая проверка

9.       

Тест (вид итоговой проверки)

 

 

 

                                                        1-й класс  Г.Цыферов 

Жил на свете слонёнок

1 часть.  _____________________

Жил на свете слонёнок. Это был очень хороший слонёнок. Только вот беда: не знал он, чем ему заняться, кем быть. Так всё сидел слонёнок у окошка, сопел, думал, думал…
Однажды на улице пошёл дождь.
– У-у! — сказал промокший лисёнок, увидев в окошке слонёнка. – Ушастый какой! Да с такими ушами он вполне может быть зонтиком!
Слонёнок был рад и стал большим зонтиком. Лисята, зайчата и ежата — все прятались под его большими ушами от дождя.(72 слова)

Вопросы и задания

1. Почему слонёнок сидел у окна, сопел и думал, думал?
2. Как погода помогла лисёнку придумать профессию слонёнку? Найди в тексте слова лисёнка и прочитай их.
3. Придумай и запиши заголовок к 1 части сказки. Слова можешь взять из текста.
4. Придумай и опиши иллюстрацию к этому тексту.

Для учителя. Проверку чтения рекомендуется проводить сразу с тремя детьми. Все дети слушают текст и слышат ответы товарищей.

                                 

 

 

 

1 класс                   

2 часть. _____________________

Но вот дождь кончился, и слонёнок снова загрустил, потому что не знал, кем же ему всё-таки быть. И снова он сел у окошка и стал думать.
Мимо пробегал зайчик.
— О-о! Какой прекрасный длинный нос! – сказал он слонёнку. – Вы вполне могли бы быть лейкой!
Добрый слонёнок обрадовался и стал лейкой. Он полил цветы, траву, деревья. А когда поливать больше было нечего, он очень опечалился.

(61 слово)

Вопросы и задания

1.    Перескажи эту часть сказки.
2. Какую иллюстрацию ты нарисовал бы к этой части текста?
3. Придумай заголовок к этой части текста и запиши его. Используй слова из текста.
4. Придумай слова, которыми можно было бы заменить слово опечалился (текст тебе поможет – будь внимателен!): ___________________________________

 

 

 

 

1 класс                                    3 часть.  _____________________

Ушло на закат солнце, зажглись звёзды. Наступила ночь.
Все ежата, все лисята, все зайчата улеглись спать. Только один слонёнок не спал: он всё думал и думал, кем же ему быть.
И вдруг он увидел огонь.
«Пожар!» — подумал слонёнок. Он вспомнил, как совсем недавно был лейкой, побежал к реке, набрал воды и сразу потушил три уголька и горящий пень.
Звери проснулись, увидели, что слонёнок потушил пожар, и сделали его лесным пожарным.
Слонёнок был очень горд.
Теперь он ходит в золотой каске и следит за тем, чтобы в лесу не было пожара.
Иногда он разрешает зайчику и лисёнку пускать в каске кораблики.(99 слов)

Вопросы и задания

1. Какой случай помог слонёнку найти профессию?
2. Почему слонёнок ходил всюду в золотой каске?
3. Подумай, какие иллюстрации ты нарисовал бы к этой части сказки.
4. Озаглавь данную часть сказки. Запиши заголовок.
5. Вы втроём прочитали текст о слонёнке и его друзьях. Попробуйте этот текст прочитать по ролям. Сколько человек для этого необходимо пригласить? При необходимости за автора может читать учитель.

 

 

 

 

 

 

Радуга

В небе гром, гроза,
Закрывай глаза!
Дождь прошёл.
Трава блестит.
В небе радуга стоит.

Поскорей, поскорей
Выбегай из дверей,
По траве
Босиком,
Прямо в небо
Прыжком.

Ладушки, ладушки!
По дороге, по радужке,
По цветной
Дуге
На одной
Ноге.
Вниз по радуге верхом
И на землю кувырком!

Вопросы и задания

1. Расскажи, когда на небе появляется радуга.
2. С каким чувством ты будешь читать это стихотворение? Почему?
3. Какую иллюстрацию ты нарисуешь к этому стихотворению?
4. Какое четверостишие тебе особенно понравилось? Прочти его с особенным чувством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ворона и рак

Летела ворона над озером, смотрит, рак ползёт — цап его! Села на вербу и думает закусить.
Видит рак, что приходится пропадать, говорит: «Ай, ворона! Знал я твоего отца и мать — славные были птицы!»
«Угу!» — говорит ворона, не раскрывая рта.
«И сестёр, и братьев твоих знал – отличные были птицы!» — «Угу!» — опять говорит ворона.
«Да хоть и хорошие были птицы, а всё же далеко им до тебя!» — «Ага!» — каркнула ворона во весь рот и уронила рака в воду.

(73 слова)

 

 

Вопросы и задания

1. Расскажи, в чём повезло вороне.
2. Как рак решил спасать свою жизнь? Кого он расхваливал вороне?
3. Какая хвалебная речь больше всего понравилась вороне? Зачитай её или подчеркни в тексте.
4. Что помогло раку спастись: трудолюбие, находчивость, смелость, твёрдое тело, смекалка? Подчеркни нужное.
5. Впиши недостающие слова в предложение. Ненужную часть слова в скобках зачеркни ( / ), оставь нужную часть слова._____________ глуп(ая, ый), а _______________ умн(ая, ый).

6. К слову славные (птицы) подбери из текста похожие по смыслу слова:

_____________________________________________________________________________

 


Формы и средства контроля

Формы и средства контроля

Таким образом, дифференциация при составлении теста позволяет каждому ребенку выполнить задания на уровне его возможностей

Таким образом, дифференциация при составлении теста позволяет каждому ребенку выполнить задания на уровне его возможностей

Проверка навыков чтения и понимания прочитанного

Проверка навыков чтения и понимания прочитанного

Проверка навыка чтения молча (полное исключение речедвижения) проводится фронтально, индивидуально или с группой учащихся

Проверка навыка чтения молча (полное исключение речедвижения) проводится фронтально, индивидуально или с группой учащихся

Выявление уровня начитанности чрезвычайно важно в ходе изучения отдельных блоков (разделов) и всего курса для осуществления преемственности, системности и перспективности в литературном образовании и развитии…

Выявление уровня начитанности чрезвычайно важно в ходе изучения отдельных блоков (разделов) и всего курса для осуществления преемственности, системности и перспективности в литературном образовании и развитии…

II . Интонирование чтения: - громкость (адекватность содержанию) - соблюдение логических и психологических пауз - логические ударения - темпоритм - мелодика (движение голоса по звукам)…

II . Интонирование чтения: - громкость (адекватность содержанию) - соблюдение логических и психологических пауз - логические ударения - темпоритм - мелодика (движение голоса по звукам)…

Примерный план проведения проверочных и контрольных работ за первое полугодие № п/п

Примерный план проведения проверочных и контрольных работ за первое полугодие № п/п

Г.Цыферов Жил на свете слонёнок 1 часть

Г.Цыферов Жил на свете слонёнок 1 часть

Но вот дождь кончился, и слонёнок снова загрустил, потому что не знал, кем же ему всё-таки быть

Но вот дождь кончился, и слонёнок снова загрустил, потому что не знал, кем же ему всё-таки быть

Ушло на закат солнце, зажглись звёзды

Ушло на закат солнце, зажглись звёзды

Радуга В небе гром, гроза,

Радуга В небе гром, гроза,

Ворона и рак Летела ворона над озером, смотрит, рак ползёт — цап его!

Ворона и рак Летела ворона над озером, смотрит, рак ползёт — цап его!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2017