Рабочие программы по русскому языку для 6, 7, 8, 11 классов, по литературе для 6,7, 11 классов, по элективному курсу "Речевой этикет" для 8 класса.
Оценка 4.8

Рабочие программы по русскому языку для 6, 7, 8, 11 классов, по литературе для 6,7, 11 классов, по элективному курсу "Речевой этикет" для 8 класса.

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
русская литература +1
6 кл—11 кл
26.11.2017
Рабочие программы по русскому языку для 6, 7, 8, 11 классов, по литературе для 6,7, 11 классов, по элективному курсу "Речевой этикет" для 8 класса.
лит на 68 ч..docx
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по литературе, а также  примерной программы основного общего и среднего (полного) образования   по   литературе и в соответствии с концепцией курса, представленной в ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА программе по литературе для  5 – 11 классов общеобразовательной школы /Авторы­составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. –М.: ООО «Русское слово – учебник», 2010  к УМК для 5­9 классов /Авторы  Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. Цели обучения  литературе: воспитание духовно развитой личности, формирование  гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;  развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся; освоение  текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко­литературных  сведений и теоретико­ литературных понятий; овладение  умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления  в произведениях конкретно­исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний. Задачи  изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной. Воспитательные задачи: ­   формирование   эстетического   идеала,   развитие   эстетического   вкуса   для   верного   и   глубокого   постижения   прочитанного,   содействия появления прочного, устойчивого интереса к книге; ­ воспитание доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности. Образовательные задачи: ­ формирование умений творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова; ­ формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания,   историзма,   традиций   и   новаторства,   осмысления   историко­культурных   сведений,   нравственно­эстетических   представлений,   усвоения основных   понятий   теории   и   истории   литературы,   формирование   умений   оценивать   и   анализировать   художественные   произведения,   овладения богатейшими   выразительными   средствами   русского   литературного   языка.   Современное   школьное   литературное   образование   выполняет   важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития   нации. Золотой фонд   русской   классики,   а   также   шедевры     мировой   литературы   и   по   сей   день   остаются   животворным   источником   познания   мира   и   человека, своеобразным «культурным кодом», без которого невозможно полноценное «самостояние» личности. Не случайно в Федеральном государственном образовательном   стандарте   основного   общего   образования   по   литературе   особое   внимание   уделено   необходимости   формирования   ценностных ориентиров, художественного вкуса, творческих способностей; развития у учащихся «эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера». Решение этих важных задач требует сбалансированного, ориентированного на логику предмета подхода к планированию учебного материала.               Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство. Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.  Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру. Общение   школьника   с   произведениями   искусства   слова   на   уроках   литературы   необходимо   не   просто   как   факт   знакомства   с   подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями   совсем   другой   эпохи).   Это   приобщение   к   общечеловеческим   ценностям   бытия,   а   также   к   духовному   опыту   русского   народа, нашедшему  отражение  в фольклоре  и  русской  классической  литературе  как художественном явлении,  вписанном в  историю  мировой  культуры  и обладающем   несомненной   национальной   самобытностью.   Знакомство   с   произведениями   словесного   искусства   народа   нашей   страны   расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России. Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».  Главная идея программы  по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5­6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь). Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью. Специфика   учебного   предмета   «Литература»   определяется   тем,   что   он   представляет   собой   единство   словесного   искусства   и   основ   науки (литературоведения), которая изучает это искусство. Курс литературы в 5­8 классах строится на основе сочетания  концентрического, историко­хронологического и проблемно­тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко­литературной основе (древнерусская литература – литература XVIII в. – литература первой половины XIX в.). В 7 классе доминантным должно стать понимание творчества и творческого процесса, проникновение в отдельные уголки лаборатории писателя.  Центральные аспекты: образ писателя, героическая тема, проблема милосердия, писатель и власть. Кроме характеристики одного художественного произведения,   вводятся   элементы   сопоставительного   анализа.   Производится   усвоение   понятия,   характеризующего   одно   из   явлений   в   историко­ литературном   процессе   (классицизм).   Происходит   знакомство   с   жанрами,   вызывающими   в   подростковом   возрасте   наибольший   интерес   учащихся: приключения, фантастика. Технологии  обучения:   информационно­коммуникативные  (ИКТ),  здоровьесьерегающие   технологии;   системно   ­   деятельностный   подход, технология групповой работы, обучение в сотрудничестве, технология проблемного и проектного обучения, дифференцированного обучения, игровые технологии, технология развития критического мышления.  Виды  контроля: конспектирование, тестирование, редакция текста, защита публичного выступления, защита проектной  работы.    Формами контроля являются:  текущие, итоговые оценки; подготовка и защита докладов, проектов по литературе; а также зачётная система по некоторым темам курса. Формы контроля:  контрольные и письменные работы, тестирование, выразительное чтение, чтение наизусть, творческие задания, викторины, разноуровневые задания и вопросы, мини­сочинения,  произведения собственного сочинения. Планируемые  результаты (в рамках ФГОС общего образования – личностные, матапредметные и предметные)  освоения литературы Предметные результаты: ­ адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений в объеме программы; ­ знание изученных текстов; ­ овладение элементарными навыками анализа содержания литературного произведения (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных средств в  раскрытии идейно­художественного содержания); ­ умение использовать основные теоретические понятия, связанные с сюжетом (композиция, завязка, кульминация, развязка: пролог, эпилог). Метапредметные результаты: ­ овладение техникой составления плана; ­ овладение различными типами пересказа; ­ умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования; ­ умение формулировать доказательные выводы; ­ умение владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов.  Личностные результаты: ­ знание наизусть художественных текстов в рамках программы; ­ формирование читательского мастерства: умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному; ­ овладение навыками литературных игр; ­ формирование собственного мнения; ­ формирование навыка чтения отдельной группы учащихся. К концу 7 класса учащиеся должны  знать/понимать:  Тексты художественных произведений и их авторов.  Основные темы и особенности композиции изученных произведений.  Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.  Основные признаки понятий: художественный образ, тема, идея, сюжет, композиция, род и жанр произведения, рифма, строфа, размер стиха.  Характерные особенности лирических, эпических и драматических произведений. уметь:   Правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных произведений.  Выразительно читать произведения или отрывки из них наизусть.  Осмысливать и анализировать изучаемое в школе или прочитанное  самостоятельно художественное произведение (сказку, стихотворение,    Определять принадлежность произведения к одному из литературныхродов  (эпос, лирика, драма), к одному из жанров (рассказ, повесть, комедия  главу рассказа, повести и пр.). и пр.).  Обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении.  Выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения.  Составлять простой и сложный планы изучаемого произведения.  Объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника.  Владеть монологической и диалогической речью, готовить сообщения, доклады, рефераты.  Письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы.  Выявлять авторское отношение к героям.  Высказывать собственное суждение об иллюстрациях. Содержание учебного предмета Введение Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество, творческая история произведения. Теория литературы: литературные роды, текстология. Из устного народного творчества Былины «Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей­разбойник». А.К.Толстой. «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость). Теория   литературы:  эпические   жанры   в   фольклоре.   Былина   (эпическая   песня).   Тематика   былин.   Своеобразие   центральных   персонажей   и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием).  Развитие речи: отзыв на эпизод, письменные ответы на вопросы. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; репродукция картины В.Васнецова «Богатыри». Краеведение: легенды и предания о народных заступниках края (региона). Русские народные песни Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая...», «Говорили — сваты на конях будут»); лирические песни («Подушечка моя пуховая...»); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне. Теория литературы: песенные жанры в фольклоре, многообразие жанров обрядовой поэзии, лироэпическая песня. Краеведение: песенный фольклор региона. Связь с другими искусствами: лубок. Возможные виды внеурочной деятельности: фольклорный праздник, «посиделки» в литературной гостиной, устная газета. Из древнерусской литературы Из  «Повести   временных   лет»  («И   вспомнил   Олег     коня   своего»),  «Повесть   о   Петре   и   Февронии   Муромских».   Поучительный   характер древнерусской   литературы;   мудрость,   преемственность   поколений,   любовь   к   родине,   образованность,   твердость   духа,   религиозность,   верность, жертвенность; семейные ценности. Теория литературы: эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть). Развитие речи: подробный пересказ, изложение с  элементами сочинения. Связь с другими искусствами: иконопись, оформление памятников древнерусской литературы. М.В. ЛОМОНОСОВ Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого.  «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (отрывок), «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (отрывок). Мысли о просвещении, русском языке; вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы. Из русской литературы XVIII века Теория литературы: литературное направление, классицизм; ода; тема и мотив. Развитие речи: сочинение с элементами рассуждения. Связь с другими искусствами: портрет М.В. Ломоносова; мозаика «Полтавская баталия», выполненная в мастерской Ломоносова. Краеведение: заочная литературно­краеведческая экскурсия: Холмогоры — Москва — Петербург — Германия — Петербург.  Возможные виды внеурочной деятельности: час размышления «М.В. Ломоносов — ученый­энциклопедист». Г.Р. ДЕРЖАВИН Биография Державина (по страницам книги В.Ф. Ходасевича «Державин»). Стихотворение  «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении. Сопоставление стихотворного переложения 81 псалма с оригиналом. Теория литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики.  Развитие речи: чтение наизусть. Д.И. ФОНВИЗИН Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя. Теория литературы:  юмор, сатира, сарказм; драма как литературный род; жанр комедии; «говорящие» фамилии; литературное направление (создание первичных представлений); классицизм. Развитие речи: чтение по ролям, устное сочинение.  Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; театральное искусство (театральные профессии, авторский замысел и исполнение; актер и режиссер; режиссер и художник). Возможные виды внеурочной деятельности: инсценировка. Из русской литературы XIX века А.С. ПУШКИН Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...». Любовь к родине, уважение к предкам:  «Два чувства дивно близки нам…». Человек и природа:  «Туча». Дружба и тема долга. Тема власти, жестокости, зла: «Анчар».  «Песнь   о  вещем   Олеге»:  судьба   Олега  в   летописном  тексте   и  в  балладе  Пушкина;  мотивы  судьбы  —  предсказание,  предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и   исторических   личностей   в   поэме.   Своеобразие   поэтического   языка   (через   элементы   сопоставительного   анализа).   Творческая   история   создания произведений. Теория литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип, тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора), жанровое образование — дружеское послание.  Развитие речи: различные виды чтения, в том числе наизусть; сочинение с элементами рассуждения. Связь   с   другими   искусствами:  работа   с   иллюстрациями,   рисунки   учащихся;   древнерусская   миниатюра;   мозаика   «Полтавская   баталия», выполненная в мастерской М.В. Ломоносова; портрет Петра I. Краеведение: заочная литературно­краеведческая экскурсия «Маршрутами декабристов». Возможные виды внеурочной деятельности: литературные игры по произведениям поэта и литературе о нем; час поэзии в литературной гостиной «Мой Пушкин». М.Ю. ЛЕРМОНТОВ Стихотворения: «Три пальмы», «Родина». «Песня про царя Ивана Васильевича...». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...». Теория   литературы:  жанры   лирики;   углубление   и   расширение   понятий   о   лирическом   сюжете   и   композиции   лирического   стихотворения; фольклорные   элементы   в   авторском   произведении;   стилизация   как   литературно­художественный   прием;   прием   контраста;   вымысел   и   верность исторической правде; градация. Развитие речи: рассказ о событии, рецензия. Связь с другими искусствами: устное рисование, работа с иллюстрациями. Возможные виды внеурочной деятельности: день в историко­литературном музее «Москва Ивана Грозного». Н.В. ГОГОЛЬ Н.В.   Гоголь   в   Петербурге.   Новая   тема   —   изображение   чиновничества   и   жизни   «маленького   человека».   Новаторство   писателя.   Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть  «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям. История замысла. Теория литературы: сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие» фамилии; фантастика. Развитие речи:  различные виды пересказа, подбор цитат для характеристики персонажа, составление словаря для характеристики персонажа, написание рассказа по заданному сюжету. Связь с другими искусствами: «Петербургские повести» Н.В. Гоголя в русском искусстве (живопись, кино, мультипликация). Возможные виды внеурочной деятельности: заочная литературно­краеведческая экскурсия «Петербург Н.В. Гоголя».   И.С. ТУРГЕНЕВ Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С.Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч»  (природный  ум, трудолюбие,  смекалка, талант;  сложные социальные отношения  в деревне  в изображении Тургенева); рассказ  «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе  «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения. Теория литературы: портрет и характер, стихотворение в прозе (углубление представлений). Н.А. НЕКРАСОВ Краткие сведения о поэте. Стихотворения:  «Вчерашний день, часу в шестом...»,  «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма  «Русские   женщины»  («Княгиня   Трубецкая»).   Доля   народная   —   основная   тема   произведений   поэта;   своеобразие   поэтической   музы   Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость; чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе. Теория литературы: диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы.  Развитие речи: чтение наизусть, выписки для характеристики героев, цитатный план, элементы тезисного плана. Связь с другими искусствами: Н.А. Некрасов и художники­передвижники. Возможные виды внеурочной деятельности: историко­краеведческая и литературно­краеведческая заочная экскурсия «Сибирскими дорогами декабристок». М.Е. САЛТЫКОВ­ЩЕДРИН Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» и одна сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя. Теория литературы:  сатира, сатирический образ, сатирический персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатирических сказок; мораль; своеобразие художественно­выразительных средств в сатирическом произведении; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория). Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями. Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии в литературной гостиной «Крестьянский труд и судьба землепашца в изображении поэтов ХIХ века»:  А.В. Кольцов. «Песня пахаря», «Горькая доля»;  Н.П. Огарев. «Сторона моя родимая...»;  И.С. Никитин. «Пахарь»;           Л.Н. ТОЛСТОЙ А.Н. Плещеев. «Скучная картина!..»;  А.Н. Майков. «Сенокос», «Нива»;  М.Л. Михайлов. «Груня», «Те же всё унылые картины...» и др. Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям. Теория литературы: рассказ, книга рассказов (развитие представлений). Развитие речи: подбор материалов для ответа по плану, составление цитатного плана, устное сочинение­рассуждение. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; панорама Ф. Рубо «Оборона Севастополя». Краеведение: литературно­музыкальная композиция «Город русской славы, ратных подвигов». Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария литературно­музыкальной композиции. Н.С. ЛЕСКОВ Краткие биографические сведения. «Лесков — писатель будущего». Сказ «Левша». Особенность проблематики и центральная идея. Образный мир произведения.  Теория литературы: своеобразие стиля. Расширение представлений о сказе, сказовом характере прозы. Связь с другими искусствами: образ Левши в русском искусстве (живопись, кинематограф, мультипликация). Ф.И. ТЮТЧЕВ Философская лирика. Стихотворения «С поляны коршун поднялся…», «Фонтан». Темы человека и природы.  Теория литературы: философская поэзия, художественные средства. Развитие речи: выразительно чтение. А.А. ФЕТ Русская природа в стихотворениях: «Я пришел к тебе с приветом…», «Вечер». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение­медитация. Теория литературы: лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие). Развитие речи: чтение наизусть. А.П. ЧЕХОВ Рассказы:  «Хамелеон»,   «Смерть   чиновника».   Разоблачение   беспринципности,   корыстолюбия,   чинопочитания,   самоуничижения.     Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя. Теория литературы: психологический портрет, сюжет (развитие представлений). Развитие речи: пересказ, близкий к тексту; составление словаря языка персонажа. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся; репродукция картины П. Федотова «Свежий кавалер». Возможные виды внеурочной деятельности: вечер юмора «Над чем смеетесь?». Возможно привлечение произведений других авторов, например:  М.М. Зощенко. «Обезьяний язык»;  А.Т. Аверченко. «Открытие Америки»;  Н.А. Тэффи. «Воротник», «Свои и чужие» и др. Произведения русских поэтов XIX века о России Н.М. Языков. «Песня». И.С. Никитин. «Русь». А.Н. Майков. «Нива». А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...» Из русской литературы XX века И.А. БУНИН Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...». Человек и природа в стихах И. Бунина, размышления о своеобразии поэзии. «Как я пишу». Рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные проблемы рассказа; образы­персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа. Теория   литературы:  темы   и   мотивы   в   лирическом   стихотворении,   поэтический   образ,   художественно­выразительная   роль   бессоюзия   в поэтическом тексте. Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, выразительное чтение, различные виды пересказа. А.И. КУПРИН Рассказы «Куст сирени», «Allez!». Основная сюжетная линия рассказов и подтекст; художественная идея. Теория литературы: рассказ, рождественский рассказ (развитие представлений), диалог в рассказе; прототип.  Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, отзыв на эпизод, составление плана ответа. Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или дискуссионном клубе «Что есть доброта?» — по материалам изученных и самостоятельно прочитанных произведений, по личным наблюдениям и представлениям. М. ГОРЬКИЙ Повесть  «Детство»  (главы   по   выбору).  «Челкаш».   «Легенда   о   Данко»  (из   рассказа  «Старуха   Изергиль»).   Основные   сюжетные   линии   в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла. Теория   литературы:  развитие   представлений   об   автобиографической   прозе,   лексика   и   ее   роль   в   создании   различных   типов   прозаической художественной речи, герой­романтик, прием контраста. Развитие речи: различные виды пересказа, цитатный план. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; портрет М. Горького.  Возможные виды внеурочной деятельности: конференция «М. Горький и русские писатели (Л.Н. Толстой, А.П. Чехов)». А.С. ГРИН Краткие сведения о писателе.  Повесть  «Алые паруса»  (фрагмент). Творческая  история произведения. Романтические традиции. Экранизации повести. Теория литературы: развитие представлений о романтизме. Связь с другими искусствами: иллюстрации к повести; репродукция картины В.Фалилеева «Волна». Возможные виды внеурочной деятельности: литературно­художественный вечер, посвященный романтизму. В.В. МАЯКОВСКИЙ Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения. Теория литературы: автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора; синтаксические фигуры и интонация конца предложения), аллитерация. Развитие речи: выразительное чтение. Связь с другими искусствами: портрет В. Маяковского. С.А. ЕСЕНИН Стихотворения:  «Гой ты, Русь, моя родная…», «Каждый труд благослови, удача…», «Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта. Теория литературы: образ­пейзаж, тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис). Краеведение: литературно­краеведческая экскурсия «По есенинским местам». Развитие речи: чтение наизусть, устная рецензия или отзыв о стихотворении. Возможные виды внеурочной деятельности: литературно­музыкальный вечер или час в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи С.А. Есенина», вечер одного стихотворения «Мой Сергей Есенин». И.С. ШМЕЛЕВ Рассказ  «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.   Роман  «Лето   Господне»  (глава  «Яблочный   Спас»).   Автобиографические   мотивы.   Роль   эпиграфа.   Сказовая   манера.   Сопоставление   с «Левшой» Н.С. Лескова.  Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза; роль художественной детали, выразительные средства; сказ. Развитие речи: устный и письменный отзыв о прочитанном, работа со словарями. М.М. ПРИШВИН Рассказ «Москва­река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика. Теория литературы: подтекст, выразительные средства художественной речи, градация. Развитие речи: составление тезисов. К.Г. ПАУСТОВСКИЙ Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении. Теория литературы: лирическая проза; выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; пейзаж как сюжетообразующий фактор. Развитие речи: изложение с элементами рассуждения. Краеведение: каждый край по­своему прекрасен (лирическая проза о малой родине). Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ Стихотворение  «Не   позволяй   душе   лениться!..».   Тема   стихотворения   и   его   художественная   идея.   Духовность,   духовный   труд   —   основное нравственное достоинство человека. Теория   литературы:  выразительно­художественные   средства   речи   (риторическое   восклицание,   метафора),   морфологические   средства   (роль глаголов и местоимений); эссе. Развитие речи: чтение наизусть, составление словаря лексики стихотворения по заданной тематике. Связь с другими искусствами: репродукции картин А. Пластова «Родник» и Т.Яблонской «Утро». А.Т. ТВАРДОВСКИЙ Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями...» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни...». Поэма «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т.Твардовского. Теория литературы: композиция лирического стихотворения и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры). Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть. Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или час поэзии «Стихи и песни о войне поэтов XX века»:  К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»;  А.А. Сурков. «В землянке»;  М.В. Исаковский. «Огонек», «Ой, туманы мои...» и др. Лирика поэтов — участников Великой Отечественной войны Н.П. Майоров. «Творчество»;  Б.А. Богатков. «Повестка»;  М. Джалиль. «Последняя песня»;  В.Н. Лобода. «Начало». Особенности восприятия жизни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Военные «будни» в стихотворениях поэтов ­ участников войны. Возможные виды внеурочной деятельности: устный литературный журнал «Имена на поверке». Б.Л. ВАСИЛЬЕВ «Летят мои кони»  (фрагмент). Рассказ  «Экспонат №...». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия. Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании. Развитие речи: подготовка плана к диспуту, различные виды комментирования эпизода. В.М. ШУКШИН Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. «Слово о малой родине». Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека. Рассказ «Чудик». Простота и нравственная высота героя. Теория литературы: способы создания характера; художественная идея рассказа. Развитие речи: составление словаря языка персонажей, письменный отзыв, сочинение­рассуждение. Связь с другими искусствами: деятельность В.М. Шукшина в киноискусстве (сценарист, режиссер, актер). Краеведение: Сростки — малая родина писателя. Возможные виды внеурочной деятельности: день В.М. Шукшина в школе. Поэты XX века о России Г. Тукай. «Родная деревня». А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно...»  М.И. Цветаева. «Рябину рубили зорькою...» И. Северянин. «Запевка». Н.М. Рубцов «В горнице». Я.В. Смеляков. «История». А.И. Фатьянов. «Давно мы дома не были». А.Я. Яшин. «Не разучился ль...»  К.Ш. Кулиев.  «Когда  на меня навалилась беда…», «Каким  бы малым ни был мой народ…» Р.Г.   Гамзатов.  «В   горах   джигиты   ссорились,   бывало…»,   «Мой Дагестан». А.А. Вознесенский. «Муромский сруб». А.Д. Дементьев. «Волга». Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века. Развитие речи: развернутая характеристика одного из поэтических текстов, чтение стихотворения наизусть. Из зарубежной литературы У. ШЕКСПИР Краткие сведения об авторе. Сонеты:  «Когда на суд безмолвных, тайных дум...»,   «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, — так теперь...», «Люблю, — но реже говорю об этом...», «Ее глаза на звезды не похожи…». Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира. Теория литературы: твердая форма (сонет), строфа (углубление и расширение представлений). Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть. МАЦУО БАСЁ  Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов. Теория литературы: хокку (хайку). Развитие речи: попытка сочинительства. Связь с другими искусствами: гравюры японских художников; японский пейзаж. Р. БЁРНС Краткие сведения об авторе. Стихотворения: «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» (по выбору). Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе. Теория литературы: лироэпическая песня, баллада, аллегория; перевод стихотворений. Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «С.Я.Маршак — переводчик». Р.Л. СТИВЕНСОН Краткие сведения об авторе. Роман  «Остров сокровищ» (часть третья,  «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность — наиболее привлекательные качества героя. Теория литературы: приключенческая литература. Развитие  речи: чтение и различные способы комментирования.  А. де СЕНТ­ЭКЗЮПЕРИ Краткие   сведения   о   писателе.   Повесть  «Планета   людей»  (в   сокращении),  сказка  «Маленький   принц».   Добро,   справедливость,   мужество, порядочность, честь, ответственность в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора. Теория литературы: лирическая проза (развитие представлений), правда и вымысел; образы­символы; афоризмы. Связь   с   другими   искусствами:  сказка   А.   де   Сент­Экзюпери   на   языке   других   искусств;   иллюстрации   автора;   рисунки   детей   по   мотивам «Маленького принца». Р. БРЭДБЕРИ Рассказ  «Все лето в один день». Роль фантастического сюжета в постановке нравственных проблем. Образы детей. Смысл противопоставления Венеры и Земли.  Развитие речи: сопоставление рассказа Брэдбери с произведениями отечественных писателей. Я. КУПАЛА  Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся». М. Горький и М. Исаковский — переводчики Я. Купалы. Развитие речи: сопоставительная характеристика оригинала и переводов. Для заучивания наизусть М.В. Ломоносов. Из «Оды на день восшествия на всероссийский престол...» (отрывок).  Г.Р. Державин. «Властителям и судиям» (отрывок). А.С. Пушкин. Одно — два стихотворения (по выбору). М.Ю. Лермонтов. «Родина». И.С. Тургенев. «Певцы» (фрагмент). Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» (отрывок). А.А. Фет. Стихотворение (по выбору). Одно — два стихотворения о России поэтов XIX века (по выбору). М. Горький. «Старуха Изергиль» (отрывок из «Легенды о Данко»). С.А. Есенин. Одно стихотворение (по выбору). Н.А. Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться...» А.Т. Твардовский. «На дне моей жизни...» У. Шекспир. Один сонет (по выбору). М. Басё. Несколько стихотворений (по выбору). Одно — два стихотворения о России поэтов XX века (по выбору). Виды учебной   деятельности:  рассказ учителя с элементами беседы, сообщения учащихся, анализ поэтики,  викторины, выразительное   ком­ ментированное чтение, словарно­лексическая  работа, составление рассказа на основе вопросов учебника, различные виды пересказов (художественный, сжатый,   выборочный,   краткий,   пересказ   от   другого   лица),   словесное   рисование,   составление   плана,   чтение  по   ролям,   размышление   о   названии произведений, работа с ключевыми словами и словосочетаниями: нравственная позиция автора, проведение конкурса рисунков, творческих конкурсов, олимпиад, интеллектуальных турниров, литературных гостиных, сочинение собственных произведений, аналитическая беседа, анализ эпизодов, устное и письменное   сочинение­рассуждение,   учебно­исследовательская   работа   с   текстом,   анализ   стихотворений,     составление   словаря   для   характеристики предметов и явлений, наблюдение  над  особенностями речи  персонажей, сообщения­монологи, доклады, беседа по вопросам, составление  и заполнение таблиц, построение опорных схем, письменный ответ на вопросы, различные виды чтения, инсценировка, работа с иллюстрациями, рассказ по плану, дискуссия,  отзыв об эпизоде,  письменная и устная характеристика  героя, разработка и защита коллективных  литературных  проектов, осознанное, творческое чтение художественных произведений, заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов, целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними. Формы  организации учебной деятельности:  фронтальный опрос, парная, групповая, микро­групповая   и индивидуальная работа,  лекция с элементами беседы, уроки­практикумы, самостоятельная работа, беседы, написание сочинений и практических, тестовых работ, сюжетно­ролевые игры, игровые практикумы. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема 1 3 4 5 6 7 8 Введение Из устного народного творчества Из древнерусской литературы Из литературы XVIII века Из литературы XIX века Из литературы XX  века Из зарубежной литературы Р/р – 6 часов      Р/к – 6 часов                                                                                                Итого: Региональный компонент: Количество часов 1 3+2 р/к 2 6 27+3 р/к 16+1 р/к 7 68 1. Донские былины.             2. Казачьи песни.             3. Д.И.Петров «Повесть о моей юности» (главы из повести).             4. Б.В. Изюмский «Алые погоны» (главы из романа).             5. А.И.Солженицын «Крохотки».             6. А.А.Коркищенко «Старая лошадь Зина» (главы из повести). КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 7 КЛАССА Разделы и темы программы Кол­во часов № п/п Дата проведения 1 1 01.09 Знакомство   со   структурой   и   особенностями   учебника.   Литературные   роды (эпос, лирика, драма). ВВЕДЕНИЕ (1 Ч) ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА (3+ 2 р/к) 07.09 Эпические жанры в фольклоре. Былина «Святогор и Микула Селянинович».  08.09 Своеобразие   характера   и   речи   персонажей,     конфликт     в   былине   «Илья Муромец и Соловей­разбойник». 14.09 Р/к Донские былины. Р/р Подготовка к сочинению по картине В.М.Васнецова «Богатыри». 15.09 21.09 22.09 28.09 Русские   народные   песни.   Многообразие   песенных   жанров   в   фольклоре (обрядовые, лирические, лироэпические песни). Р/к Казачьи песни. ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 Ч) Из «Повести временных лет»: «… и вспомнил Олег коня своего…» Особенности   жанра   и   нравственная   проблематика   «Повести   о   Петре   и 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3  4 5 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 Система отслеживания Домашнее сочинение  о любой книге,  прочитанной летом. Отзыв на эпизод,  письменные ответы на вопросы. Сочинение (описание)  по картине  В.М.Васнецова  «Богатыри». Подробный пересказ Февронии Муромских».  ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (6 Ч) 9 1 29.09 Классицизм как литературное направление. Жизнь и судьба М.В.Ломоносова. «Ода   на   день   восшествия…   Елисаветы   Петровны   1747   года»   (отрывок). «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (отрывок). 10 2  05.10 Р/р Сочинение­рассуждение на тему «Слава науке!» 11 12 13 14 3 5 6 7 06.10 12.10 13.10 19.10 Биография   Г. Р. Державина. Стихотворение «Властителям и судиям». Тема поэта и власти в стихотворении. Краткие   сведения   о   Д.   И.   Фонвизине.   Комедия   «Недоросль».   Своеобразие драматургического произведения. Образы,   основной   конфликт     комедии   Д.   И.   Фонвизина   «Недоросль»,   её проблематика. Социальные  вопросы, проблема крепостного права и государственной власти в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (27+ 3 р/к) 15 1 20.10 А.С.Пушкин А. С. Пушкин. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях: «К Чаадаеву»,  «Во глубине сибирских руд…» 16 2 26.10 Человек   и   природа   в   стихотворении   А.   С.   Пушкина   «Туча».   Тема   власти, 1 1 1 1 1 1 5 1 1 Наизусть: отрывок из «Оды на день  восшествия на  всероссийский  престол…». Сочинение с  элементами  рассуждения. Чтение наизусть  «Властителям и  судиям» (отрывок) Чтение по ролям,  устное сочинение. Цитатный план,  элементы тезисного  плана. Различные виды  чтения, в том числе  наизусть.  Чтение наизусть 2 жестокости, зла в стихотворении «Анчар». 17 18 3 4 27.10 09.11 19 5  10.11 «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и балладе  А.С.Пушкина. Поэма А.С.Пушкина «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в  поэме. Р/р Сочинение на тему «Петр I и Карл XII в поэме А. С. Пушкина «Полтава». 20 6 16.11 М.Ю.Лермонтов М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников.  Стихотворение «Три  пальмы». Образ России в стихотворении «Родина». 21 22 7 8 17.10 23.11 «Песня про царя Ивана Васильевича…». Историческая эпоха в «Песне…» Иван Грозный в изображении поэта. Центральные персонажи и художественные Основные мотивы «Песни…»,  приемы их создания. Фольклорные элементы в  произведении. Художественное богатство «Песни…» Р/р  Письменный анализ эпизода. 23 9 24.11 Р/к  Д.И.Петров «Повесть о моей юности» (главы из повести). Н.В.Гоголь 24 10 30.11 Н. В. Гоголь в Петербурге. Изображение чиновничества и жизни  «маленького  человека» в повести «Шинель». Образ Акакия Акакиевича. 25 11 01.12 Основной конфликт: трагическое и комическое  в повести Н.В.Гоголя  стихотворений (по  выбору). Сочинение с  элементами  рассуждения. Рассказ о событии,  рецензия Чтение наизусть  «Родина» Письменное  высказывание Различные виды  пересказа Подбор цитат для  1 1 1 3+1 р/к 1 1 1 1 3 1 1 «Шинель». Авторское отношение к героям и событиям. 26 12 07.12 Вн/чт Н. В. Гоголь. «Петербургские повести» 27 13 08.12 И.С.Тургенев  И. С. Тургенев в 60­е гг XIX в. Общая характеристика книги «Записки  охотника». Главные герои, художественное своеобразие рассказа «Хорь и  Калиныч». 28 14 14.12 Тема искусства в рассказе «Певцы». Авторская позиция. Тематика,  художественное богатство стихотворения в прозе «Нищий». 29 30 15  16 15.12 21.12 Р/к  Б.В. Изюмский «Алые погоны» (главы из романа). Н.А. Некрасов Краткие сведения о поэте. Идейно­художественное своеобразие стихотворения «Размышления у парадного подъезда». 31 17 22.12 История создания поэмы «Русские женщины». Художественная идея  фрагмента «Княгиня Трубецкая». 32 33 18 19 28.12 29.12 Проблематика поэмы «Железная дорога». М.Е.Салтыков­Щедрин Краткие сведения о писателе. Особенности сказок Салтыкова­Щедрина. характеристики  персонажа Составление словаря  для характеристики  персонажа 1 2+1 р/к 1 1 1 3 1 1 1 Чтение наизусть  «Размышления у  парадного подъезда». Выписки для  характеристики  героев, цитатный  план, элементы  тезисного плана. 3+1 р/к Различные виды  пересказа, письменный  отзыв 34 20 11.01 Своеобразие сюжета и проблематика сказки «Повесть о том, как один мужик  1 двух генералов прокормил». 35 21  12.01 Р/р   Сочинение на тему «Нужна ли сатира сегодня?» (на основе  прочитанного произведения) 36 37 22  23 18.01 19.01 Р/к  А.И.Солженицын «Крохотки». Л.Н.Толстой  Л. Н. Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история создания  «Севастопольских рассказов». «Севастополь в декабре месяце». Образы  защитников Севастополя. 38 24 25.01 Н.С.Лесков 39 25 26.01 40 26 01.02 Краткие сведения о Н. С. Лескове. Сказ  «Левша». Особенность проблематики  и центральная идея. Образный мир сказа Н.С.Лескова «Левша». Судьба талантливого человека в  России. Ф.И.Тютчев Философская лирика Ф.И.Тютчева. Темы человека и природы в стихотворениях «С поляны коршун поднялся…», «Фонтан». 41 27 02.02 А.А.Фет Русская природа в стихотворениях А.А.Фета «Я пришёл к тебе с приветом…»,  «Вечер». 42 28 08.02 А.П.Чехов  А. П. Чехов в воспоминаниях современников. Художественная идея рассказа  «Хамелеон». 1 1 1 2 1 1 1 1 Сочинение с  элементами  рассуждения Подбор материалов  для ответа по плану,  составление  цитатного плана Устное сочинение ­  рассуждение Выразительное  чтение  стихотворений Чтение наизусть 1  стихотворения  (по  выбору) Пересказ, близкий к  тексту; составление  словаря языка  персонажа 43 44 29 30 09.02 15.02 Авторская позиция в рассказе А.П.Чехова  «Смерть чиновника». Произведения русских поэтов XIX века о России. Своеобразие раскрытия темы в стихотворениях Н.М.Языкова, И.С.Никитина, А.Н.Майков, А.К.Толстого. Из литературы XX века (16 + 1 р/к) 45 1 16.02 И.А.Бунин  Человек и природа в стихотворении И. Бунина «Догорал апрельский вечер…»  Размышления о своеобразии поэзии. «Как я пишу». 46 47 2  3  22.02 01.03 Смысл названия рассказа И.А. Бунина «Кукушка». А. И. Куприн Сюжетная   линия,   подтекст   и   художественная   идея   рассказов   «Чудесный доктор»,  «Куст сирени». 48 4 02.03 М.Горький М. Горький. Автобиографическая повесть «Детство»  (главы по выбору).  49 50 51 5 6 7 15.03 16.03 22.03 Проблематика «Легенды о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль») и  авторская позиция. Контраст как основной приём раскрытия замысла. А.С.Грин. Краткие сведения о писателе. Повесть «Алые паруса» (фрагмент).  Романтические традиции. В. В. Маяковский. Проблематика и своеобразие стихотворения «Необычайное  приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче». Чтение наизусть 1­2  стихотворений  (по  выбору) Подготовка вопросов  для дискуссии,  выразительное чтение, различные виды  пересказа. Подготовка вопросов  для дискуссии,  выразительное чтение, различные виды  пересказа Различные виды пересказа, цитатный план Выразительное  чтение, чтение  2 1 1 1 2 1 1 1 1 52 53 8 9 23.03 05.04 С. А. Есенин. Тематика лирических стихотворений «Гой ты, Русь, моя  родная…», «Каждый труд благослови, удача…», «Отговорила роща  золотая…», «Я покинул родимый дом». Лирическое «я» и образ автора. И. С. Шмелев. Проблематика и художественная идея рассказа «Русская  песня». Автобиографические мотивы в романе «Лето Господне» (глава  «Яблочный спас»). 54 10 06.04 М. М. Пришвин. Родина, человек и природа в рассказе «Москва­река». Образ  рассказчика. 55 11 12.04 К. Г. Паустовский. Человек и природа, малая родина  в повести «Мещерская  сторона» (главы). Образ рассказчика в повести. 56 12  13.04 Н. А. Заболоцкий. Тема и идея стихотворения «Не позволяй душе лениться». Р/р Подготовка к сочинению-эссе «Труд души». 57 13 19.04 А.Т.Твардовский. Стихотворения  «Прощаемся мы с матерями…», «На дне  моей жизни…».  Поэма «Василий Теркин» (главы из поэмы). 1 1 1 1 1 1 наизусть, устная  рецензия или отзыв о  стихотворении Чтение наизусть 1  стихотворения (по  выбору) Устный или  письменный отзыв о  прочитанном, работа  со словарями Составление тезисов Изложение с  элементами  сочинения. Чтение наизусть  стихотворения «Не  позволяй душе  лениться». Сочинение Различные виды чтения, чтение наизусть «На дне моей жизни» 58 14 20.04 59 15 26.04 Р/к А.А.Коркищенко «Старая лошадь Зина» (главы из повести). Б.Л. Васильев. «Летят мои кони» (фрагмент). Рассказ «Экспонат №…».  Проблема истинного и ложного в рассказе. 60 16  27.04 61 17 03.05 В. М. Шукшин.  Краткие сведения о писателе. Простота и нравственная высота  героя в рассказе «Чудик».  «Слово о малой родине» (фрагмент). Поэты XX века о России. Своеобразие раскрытия темы России в стихах разных поэтов ХХ века. 62 1 04.05 У. Шекспир.  Краткие сведения об авторе. Темы и мотивы сонетов Шекспира.  Особенности жанра. ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (7 Ч) 63 2 10.05 Мацуо  Басё. Образ поэта­странника. Хокку, их тематика и особенности  поэтических образов. 1 1 1 1 1 1 Подготовка плана к  диспуту, различные  виды  комментирования  эпизода Составление словаря  языка персонажей Развёрнутая характеристика одного из поэтических текстов, чтение стихотворения наизусть (1-2 по выбору) Различные виды чтения, чтение наизусть (1 сонет по выбору) Презентация о  шотландских обычаях 64 65 66 67 68 3 4 5 6 7 11.05 17.05 18.05 24.05 25.05 Р. Бернс. Краткие сведения об авторе. Основные мотивы стихотворений  «Возвращение солдата», «Джон ячменное зерно». Р. Л. Стивенсон. Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья «Мои приключения на суше»). Находчивость и любознательность героя. А. де Сент­Экзюпери. Краткие сведения о писателе.  Нравственно­ философская проблематика произведений «Планета людей», «Маленький  принц».  Р. БРЭДБЕРИ Рассказ «Все лето в один день». Роль фантастического сюжета в постановке  нравственных проблем. Образы детей. Я. Купала. Основные биографические сведения. Отражение судьбы  белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся». 1 1 1 1 1 Различные виды  чтения и  комментария Рекомендации для  летнего чтения. СОГЛАСОВАНО Протокол заседания  методического совета  МБОУ НКСОШ  от ________ 2017  г. №1 Руководитель МС СОГЛАСОВАНО Заместитель директора  по учебной работе ______________ /Калашникова О.И. /         ___________2017 г.

Рабочие программы по русскому языку для 6, 7, 8, 11 классов, по литературе для 6,7, 11 классов, по элективному курсу "Речевой этикет" для 8 класса.

Рабочие программы по русскому языку для 6, 7, 8, 11 классов, по литературе для 6,7, 11 классов, по элективному курсу "Речевой этикет" для 8 класса.

Рабочие программы по русскому языку для 6, 7, 8, 11 классов, по литературе для 6,7, 11 классов, по элективному курсу "Речевой этикет" для 8 класса.

Рабочие программы по русскому языку для 6, 7, 8, 11 классов, по литературе для 6,7, 11 классов, по элективному курсу "Речевой этикет" для 8 класса.

Рабочие программы по русскому языку для 6, 7, 8, 11 классов, по литературе для 6,7, 11 классов, по элективному курсу "Речевой этикет" для 8 класса.

Рабочие программы по русскому языку для 6, 7, 8, 11 классов, по литературе для 6,7, 11 классов, по элективному курсу "Речевой этикет" для 8 класса.

Рабочие программы по русскому языку для 6, 7, 8, 11 классов, по литературе для 6,7, 11 классов, по элективному курсу "Речевой этикет" для 8 класса.

Рабочие программы по русскому языку для 6, 7, 8, 11 классов, по литературе для 6,7, 11 классов, по элективному курсу "Речевой этикет" для 8 класса.

Рабочие программы по русскому языку для 6, 7, 8, 11 классов, по литературе для 6,7, 11 классов, по элективному курсу "Речевой этикет" для 8 класса.

Рабочие программы по русскому языку для 6, 7, 8, 11 классов, по литературе для 6,7, 11 классов, по элективному курсу "Речевой этикет" для 8 класса.

Рабочие программы по русскому языку для 6, 7, 8, 11 классов, по литературе для 6,7, 11 классов, по элективному курсу "Речевой этикет" для 8 класса.

Рабочие программы по русскому языку для 6, 7, 8, 11 классов, по литературе для 6,7, 11 классов, по элективному курсу "Речевой этикет" для 8 класса.

Рабочие программы по русскому языку для 6, 7, 8, 11 классов, по литературе для 6,7, 11 классов, по элективному курсу "Речевой этикет" для 8 класса.

Рабочие программы по русскому языку для 6, 7, 8, 11 классов, по литературе для 6,7, 11 классов, по элективному курсу "Речевой этикет" для 8 класса.

Рабочие программы по русскому языку для 6, 7, 8, 11 классов, по литературе для 6,7, 11 классов, по элективному курсу "Речевой этикет" для 8 класса.

Рабочие программы по русскому языку для 6, 7, 8, 11 классов, по литературе для 6,7, 11 классов, по элективному курсу "Речевой этикет" для 8 класса.

Рабочие программы по русскому языку для 6, 7, 8, 11 классов, по литературе для 6,7, 11 классов, по элективному курсу "Речевой этикет" для 8 класса.

Рабочие программы по русскому языку для 6, 7, 8, 11 классов, по литературе для 6,7, 11 классов, по элективному курсу "Речевой этикет" для 8 класса.

Рабочие программы по русскому языку для 6, 7, 8, 11 классов, по литературе для 6,7, 11 классов, по элективному курсу "Речевой этикет" для 8 класса.

Рабочие программы по русскому языку для 6, 7, 8, 11 классов, по литературе для 6,7, 11 классов, по элективному курсу "Речевой этикет" для 8 класса.

Рабочие программы по русскому языку для 6, 7, 8, 11 классов, по литературе для 6,7, 11 классов, по элективному курсу "Речевой этикет" для 8 класса.

Рабочие программы по русскому языку для 6, 7, 8, 11 классов, по литературе для 6,7, 11 классов, по элективному курсу "Речевой этикет" для 8 класса.

Рабочие программы по русскому языку для 6, 7, 8, 11 классов, по литературе для 6,7, 11 классов, по элективному курсу "Речевой этикет" для 8 класса.

Рабочие программы по русскому языку для 6, 7, 8, 11 классов, по литературе для 6,7, 11 классов, по элективному курсу "Речевой этикет" для 8 класса.

Рабочие программы по русскому языку для 6, 7, 8, 11 классов, по литературе для 6,7, 11 классов, по элективному курсу "Речевой этикет" для 8 класса.

Рабочие программы по русскому языку для 6, 7, 8, 11 классов, по литературе для 6,7, 11 классов, по элективному курсу "Речевой этикет" для 8 класса.

Рабочие программы по русскому языку для 6, 7, 8, 11 классов, по литературе для 6,7, 11 классов, по элективному курсу "Речевой этикет" для 8 класса.

Рабочие программы по русскому языку для 6, 7, 8, 11 классов, по литературе для 6,7, 11 классов, по элективному курсу "Речевой этикет" для 8 класса.

Рабочие программы по русскому языку для 6, 7, 8, 11 классов, по литературе для 6,7, 11 классов, по элективному курсу "Речевой этикет" для 8 класса.

Рабочие программы по русскому языку для 6, 7, 8, 11 классов, по литературе для 6,7, 11 классов, по элективному курсу "Речевой этикет" для 8 класса.

Рабочие программы по русскому языку для 6, 7, 8, 11 классов, по литературе для 6,7, 11 классов, по элективному курсу "Речевой этикет" для 8 класса.

Рабочие программы по русскому языку для 6, 7, 8, 11 классов, по литературе для 6,7, 11 классов, по элективному курсу "Речевой этикет" для 8 класса.

Рабочие программы по русскому языку для 6, 7, 8, 11 классов, по литературе для 6,7, 11 классов, по элективному курсу "Речевой этикет" для 8 класса.

Рабочие программы по русскому языку для 6, 7, 8, 11 классов, по литературе для 6,7, 11 классов, по элективному курсу "Речевой этикет" для 8 класса.

Рабочие программы по русскому языку для 6, 7, 8, 11 классов, по литературе для 6,7, 11 классов, по элективному курсу "Речевой этикет" для 8 класса.

Рабочие программы по русскому языку для 6, 7, 8, 11 классов, по литературе для 6,7, 11 классов, по элективному курсу "Речевой этикет" для 8 класса.

Рабочие программы по русскому языку для 6, 7, 8, 11 классов, по литературе для 6,7, 11 классов, по элективному курсу "Речевой этикет" для 8 класса.

Рабочие программы по русскому языку для 6, 7, 8, 11 классов, по литературе для 6,7, 11 классов, по элективному курсу "Речевой этикет" для 8 класса.

Рабочие программы по русскому языку для 6, 7, 8, 11 классов, по литературе для 6,7, 11 классов, по элективному курсу "Речевой этикет" для 8 класса.

Рабочие программы по русскому языку для 6, 7, 8, 11 классов, по литературе для 6,7, 11 классов, по элективному курсу "Речевой этикет" для 8 класса.

Рабочие программы по русскому языку для 6, 7, 8, 11 классов, по литературе для 6,7, 11 классов, по элективному курсу "Речевой этикет" для 8 класса.

Рабочие программы по русскому языку для 6, 7, 8, 11 классов, по литературе для 6,7, 11 классов, по элективному курсу "Речевой этикет" для 8 класса.

Рабочие программы по русскому языку для 6, 7, 8, 11 классов, по литературе для 6,7, 11 классов, по элективному курсу "Речевой этикет" для 8 класса.

Рабочие программы по русскому языку для 6, 7, 8, 11 классов, по литературе для 6,7, 11 классов, по элективному курсу "Речевой этикет" для 8 класса.

Рабочие программы по русскому языку для 6, 7, 8, 11 классов, по литературе для 6,7, 11 классов, по элективному курсу "Речевой этикет" для 8 класса.

Рабочие программы по русскому языку для 6, 7, 8, 11 классов, по литературе для 6,7, 11 классов, по элективному курсу "Речевой этикет" для 8 класса.

Рабочие программы по русскому языку для 6, 7, 8, 11 классов, по литературе для 6,7, 11 классов, по элективному курсу "Речевой этикет" для 8 класса.

Рабочие программы по русскому языку для 6, 7, 8, 11 классов, по литературе для 6,7, 11 классов, по элективному курсу "Речевой этикет" для 8 класса.

Рабочие программы по русскому языку для 6, 7, 8, 11 классов, по литературе для 6,7, 11 классов, по элективному курсу "Речевой этикет" для 8 класса.

Рабочие программы по русскому языку для 6, 7, 8, 11 классов, по литературе для 6,7, 11 классов, по элективному курсу "Речевой этикет" для 8 класса.

Рабочие программы по русскому языку для 6, 7, 8, 11 классов, по литературе для 6,7, 11 классов, по элективному курсу "Речевой этикет" для 8 класса.

Рабочие программы по русскому языку для 6, 7, 8, 11 классов, по литературе для 6,7, 11 классов, по элективному курсу "Речевой этикет" для 8 класса.

Рабочие программы по русскому языку для 6, 7, 8, 11 классов, по литературе для 6,7, 11 классов, по элективному курсу "Речевой этикет" для 8 класса.

Рабочие программы по русскому языку для 6, 7, 8, 11 классов, по литературе для 6,7, 11 классов, по элективному курсу "Речевой этикет" для 8 класса.

Рабочие программы по русскому языку для 6, 7, 8, 11 классов, по литературе для 6,7, 11 классов, по элективному курсу "Речевой этикет" для 8 класса.

Рабочие программы по русскому языку для 6, 7, 8, 11 классов, по литературе для 6,7, 11 классов, по элективному курсу "Речевой этикет" для 8 класса.

Рабочие программы по русскому языку для 6, 7, 8, 11 классов, по литературе для 6,7, 11 классов, по элективному курсу "Речевой этикет" для 8 класса.

Рабочие программы по русскому языку для 6, 7, 8, 11 классов, по литературе для 6,7, 11 классов, по элективному курсу "Речевой этикет" для 8 класса.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.11.2017