Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)
Оценка 4.8

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Оценка 4.8
Рабочие тетради
doc
русская литература +1
4 кл—11 кл +1
29.01.2017
Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)
Работая в школе, в какой-то миг понимаешь, что тесно в рамках программы и что хочется создать что-то свое, но так необходимое твоим ученикам. Так были написаны рабочие тетради "Мир поэзии". В них собран большой теоретический материал подтверждаемый произведениями разных поэтов, затем идет рубрика-"Давай потренируемся". Дарю! Пользуйтесь,коллеги, улучшайте, радуйте детей!Рабочие тетради "Мир поэзии"
мир поэзии.doc
Каримова Р.З. Мир поэзии Рабочие тетради по литературе для 5-11 классов 2 Мир поэзии. Рабочие тетради по литературе для 5­11  классов. Автор­составитель Каримова Рамзия  Зайнетдиновна, учитель русского языка и литературы  МБОУ СОШ с.Рощинский Стерлитамакского района РБ. Рецензенты: Беглов В.И.­  доктор  филологических наук, проректор  Стерлитамакской  государственной педагогической  академии Голякова С.А.­ учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с.Рощинский 3 Содержание 1.  Содержание…………………………………………………………….2 2. Читателям ………………………………………………………………3 3. Проза и поэзия: сходство и различие………………………………...4 4.  Стихосложение........……………………………………………………6 5. Тематические группы лирики ……………………………………… 8 6.Давайте потренируемся………………………………………………..10 6. Рифма ……………………………………………………………………15 7. Давайте потренируемся ……………………………………………….21 8.  Ритм. Стопа …………………………………………………………….24 9. Давайте потренируемся………………………………...........................27 10. Строфика ………………………………………………………………30? 11. Жанры лирики ……………………………………………...................53 12. Давайте потренируемся …………………………………………........68 13 Каникулы для души и ума ……………………………………………70 14. Давайте потренируемся……………………………………………….91 15 Список используемой литературы…………………………………..93 4 Дорогие  друзья! Мир поэзии очень интересен и увлекателен. Если хотите  узнать, как устроены стихи, чем одни отличаются от других,  как они создаются и звучат, это пособие станет для вас  надежным помощником. Здесь собран богатый поэтический  материал, размышляя над которым вы научитесь отличать  «ямб от хорея». Вы поймете, что стихотворение – не просто  своеобразно организованная речь, которую можно  пересказать прозой, но особое состояние души, которое не  может воплотиться по­другому.    А когда вы почувствуете ритм, музыку стихов, услышите  рифму, научитесь передавать в словах свое настроение,­ вы  увидите, что писать стихи не так уж сложно. Удачи вам, юные стиховеды! 5 6 Cиллабическое стихосложение (от лат. Sillaba­ слог) – система построения  стиха, в основе которой лежит равносложие, т.е. одинаковое количество  слогов в каждой стихотворной строке (в русском силлабическом  стихосложении обычно 11 или 13 слогов), с цезурой( внутристиховой паузой)  после пятого или седьмого слога и, главным образом, женской рифмой. В 17 веке в русской поэзии такое стихосложение было распространено в  творчестве Симеона Полоцкого и других поэтов и  первой половины 18 века. Симеон Полоцкий (1629­1680) Разнствие Кто есть царь и кто тиран, хощеши ли знати, Аристотеля книги потщися читати. Он разнствие обою сие полагает: Царь подданным прибытков ищет и желает, Тиран паки прижитий всяко ищет себе, О гражданстей ни мало печален потребе. 7 1678. Антиох Кантемир (1708­1744) Сатира I  на хулящих учение К уму своему (отрывок) Уме недозрелый, плод недолгой науки! Покойся, не понуждай к перу мои руки: Не писав летящи дни века проводити Можно, и славу достать, хоть творцом не слыти. Тоническое стихосложение – стихосложение, в котором ритмичность  создается упорядоченностью расположения ударных слогов среди  безударных. Внутри  тонического стихосложения различаются чисто  тоническое, в котором учитывается только количество ударений в стихе ( акцентный стих), и силлабо­тоническое, в котором учитывается также  расположение ударений в стихе (размеры классической поэзии);  промежуточное положение занимают такие виды стиха, как дольник. Дольник – вид русского и немецкого стихосложения, являющийся  своеобразной промежуточной формой  между силлабо­ тоническим и  тоническим стихом. Строки его, совпадая по числу ударений, сравнительно  свободно располагают безударные слоги. Сочетания ударных и безударных  слогов образуют поэтому уже не «стопы», а «доли», где количество  безударных колеблется от одного до трех­четырех.  В.К.Тредиаковский Тилемахида (отрывок) Древня размера стихом пою отцелюбого сына, Кой, от­природных брегов поплыв и странствуя долго, Был провожаем везде Палладою Ментора в виде: Многож коль ни­страдал от гневныя он Афродиты, За любострастных сея утех презор с омерзеньми; Но прикровенна премудрость с ним от­всех­бед избавляла, И возвратишуся в дом даровала рождшего видеть. 1766. Силлабо­тоническое стихосложение – (от латинского sillaba – слог и  греческого tenos­ ударение) – система построения стиха, основанная на  правильном чередовании ударных и безударных слогов. 8 Сущность системы состоит в том, что в стихотворной строке ударные и  безударные слоги чередуются по определенной системе и образуют так    называемые двусложные и трехсложные размеры. Лирика. Тематические группы. Лирика (греч. lyrikos – музыкальный, напевный; от lyra – древнегреческий  музыкальный инструмент, символ поэтического творчества, вдохновения) –  род художественной словесности, основным признаком которого считается  изображение духовной жизни человека, мира его идей, чувств, отражённых в  душевном состоянии, субъективном переживании какого­то определённого  момента.  В лирике выражается душевное состояние, переживание поэта как личности,  во всём сказывается его индивидуальная оценка, появляется авторское «я». В  этом субъективность лирики. Но выраженные в стихотворных произведениях  чувства находят отклик в душах многих людей и приобретают черты  типического, общего, поэтому так называемое «авторское я» в лирике ­ всегда обобщённый и в большей или меньшей степени отдалённый от личности поэта, хотя и порождённый поэтом, образ. Лирическое  произведение как бы  предлагает читателям, переживающим аналогичное состояние, готовые  формы его выражения; отсюда ­ заучивание и цитирование лирических  стихотворений, как явление «быта» (предельный случай такой «анонимной»  всеобщности лирического чувства ­ песня, например «Землянка» А. А.  Суркова, «Жди меня» К. М. Симонова, «Летят перелётные птицы...» М. В.  Исаковского). Вместе с тем любое умонастроение оформляется в лирике как  конкретно принадлежащее личности, как её внутренний монолог. В  лирической композиции обычно главенствует созерцающее, воспринимающее,  мыслящее «я», хотя в определенных типах лирики, например в пейзажной,  философской, «я» иногда только подразумевается, не присутствуя  композиционно. В лирическом образе через крупицу живого чувства (мысли, переживания)  поэта выражает себя всё извечное: бытие, глубинные социально­политические  и духовно­исторические конфликты, напряжённые философские и  гражданские искания. Это, в частности, находит отражение и в тематическом  выделении таких видов лирики, как философская, то есть размышления о  течении и смысле жизни, о смерти и бессмертии, о предназначении человека, о Боге, добре и зле и т.д. («Бог» Г. Р. Державина, «Невыразимое» В. А.  Жуковского, «Дар напрасный, дар случайный» А. С. Пушкина, «Истина» Е. А. Баратынского, «Фонтан» Ф. И. Тютчева), гражданская  ­ понимание поэтом  современной ему общественной жизни («К Чаадаеву» Пушкина, «Прощай,  немытая Россия» М. Ю. Лермонтова, «Завещание» Т. Г. Шевченко,  «Размышление у парадного подъезда» Н. А. Некрасова, «Читатели газет» М.  Цветаевой, «Полночь в Москве» О. Мандельштама, «Россия» А. А. Блока,  9 «Стихи о советском паспорте» В. В. Маяковского, «Дробится рваный цоколь  монумента» А. Т. Твардовского), любовная, или интимная (выражение  чувств и переживаний, связанных с личной жизнью человека), пейзажная  (отношение к природе) и др. Истоки лирики теряются в далёкой древности. Уже самые ранние обрядовые  и ритуальные народные песни ­ высокие образцы лирики. Вечно живыми  остаются лирические произведения крупнейших поэтов античности (Сапфо,  Анакреонт ­ Греция; Катулл ­ Рим); арабского Востока 6­7 вв. (в первую  очередь Имру­уль­Кайса); прованских трубадуров; средневекового Китая (Ли Бо, Ду Фу), Ирана (Хафиз) и др. стран. На переломе двух грандиозных эпох ­  Средневековья и Возрождения ­ прозвучала лирика Данте, а сонеты Петрарки  знаменовали начало нового времени. В 19 в. в Европе Лирика переживает  подъём в переломные эпохи начала и конца века: Дж. Байрон, П. Б. Шелли, У. Вордсворт (Англия), А. Мюссе, П. Верлен (Франция), И. В. Гёте, Ф. Шиллер,  Г. Гейне (Германия), Леопарди (Италия), А. Мицкевич (Польша), Э. М. Рильке (Австрия); потрясения 20 в. отразились в лирике Паоло Неруды (Чили),  Гарсиа Лорки (Испания), Назыма Хикмета (Турция). В России всё богатство  лирических жанров представлено в поэзии В.А.Жуковского, А.С.Пушкина,  М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, Н.А. Некрасова,                 А.А.Фета,  А.А.Блока, И. Анненского. Высокие образцы лирики создали советские  поэты: В.Маяковский, С.Есенин, Э. Багрицкий, Б.Пастернак, Н. Заболоцкий,  А.Твардовский. 10 11 1.Определите ведущие мотивы в следующих стихотворениях русских поэтов: Давайте потренируемся 1 Сероглазый король Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый король. Вечер осенний был душен и ал, Муж мой, вернувшись, спокойно сказал: «Знаешь, с охоты его принесли, Тело у старого дуба нашли. Жаль королеву. Такой молодой!.. За ночь одну она стала седой». Трубку свою на камине нашёл И на работу ночную ушёл. Дочку мою я сейчас разбужу, В серые глазки её погляжу. А за окном шелестят тополя: «Нет на земле твоего короля…» Анна Ахматова, 1910. *** 2 В твоих часах не только ход, но тишь. Притом их путь лишён подобья круга. Так в ходиках: не только кот, но мышь; Они живут, должно быть, друг для друга. Дрожат, скребутся, путаются в днях. Но их возня, грызня и неизбывность Почти что незаметна в деревнях, Где вообще в домах роится живность. Там каждый час стирается в уме, И лет былых бесплотные фигуры Теряются – особенно к зиме, 12 Когда в сенях толпятся козы, овцы, куры.  Иосиф Бродский, 1963  3 Осень Тихо в чаще можжевеля по обрыву Осень – рыжая кобыла – чешет гриву. Над речным покровом берегов Слышен синий лязг её подков. Схимник­ветер шагом осторожным Мнёт листву по выступам дорожным И целует на рябиновом кусту Язвы красные незримому Христу.    С.Есенин. 4 Мужество Я знаю, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мёртвыми лечь, Не страшно остаться без крова. И мы сохраним тебя, русская речь Великое русское слово! Свободным и чистым тебя пронесём, И внукам дадим, и от плена спасём Навеки! Анна Ахматова, 1943 5 Телега жизни Хоть тяжело подчас в ней бремя, Телега на ходу легка; Ямщик лихой, седое время, Везёт, не слезет с облучка. С утра садимся мы в телегу; Мы рады голову сломать 13 И, презирая лень и негу, Кричим: пошел!  Но в полдень нет уж той отваги; Порастрясло нас; нам страшней И косогоры, и овраги; Кричим: полегче, дуралей1 Катит по­прежнему телега; Под вечер мы привыкли к ней И, дремля, едем до ночлега – А время гонит лошадей. А.Пушкин. 6 Пожелание друзьям Ю.Трифонову Давайте восклицать, друг другом восхищаться, Высокопарных слов не стоит опасаться. Давайте говорить друг другу комплименты – Ведь это все любви счастливые моменты. Давайте горевать и плакать откровенно То вместе, то поврозь, а то попеременно. Не будем придавать значения злословью – Поскольку грусть всегда соседствует с любовью. Давайте понимать друг друга с полуслова, Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова. Давайте жить, во всём друг другу потакая,­ Тем более что жизнь короткая такая! Б.Окуджава. 7 Созвездье слез …Но если, обиды считая, Оставишь меня сгоряча, Я сразу исчезну, растаю, 14 Уйду в темноту как свеча. Где звездные бродят медведи И лунный волнуется плес. Ты знай, я живу на созвездье, Созвездье нечаянных слез А может – другое названье, Как хочешь его назови: «Созвездье разочарованья», «Созвездье разбитой любви». Его ты увидишь ночами, Когда осознаешь беду, И, гордыми дрогнув плечами, Заплачешь у звезд на виду. Намокшие щуря ресницы, Усталое вскинешь лицо. И вмиг заиграют зарницы, С небес осыпаясь пыльцой. И звезды, до боли, до рези, Проснутся в ресницах, рябя, …Я буду на этом созвездье, И буду смотреть на тебя. Римма Романова 2.Составьте свой сборник гражданской лирики. Продумайте список  любимых авторов, макет обложки, иллюстрации. 3. Узнайте  авторов стихотворений. А)Февраль. Достать чернил и плакать, Писать о феврале навзрыд, 15 Пока грохочущая слякоть Весною черною горит. Б) Я узнал, что у меня  Есть огромная семья И тропинка и лесок В поле каждый колосок Речка, небо голубое Это все мое, родное  Это Родина моя,  Всех люблю на свете я! В) Одеяло      Убежало, Улетела простыня,      И подушка,      Как лягушка, Ускакала от меня. Г) Невыразимая печаль Открыла два огромных глаза, Цветочная проснулась ваза И выплеснула свой хрусталь. Д) Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд И руки особенно тонки, колени обняв. Послушай: далёко, далёко, на озере Чад Изысканный бродит жираф. Е) Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле. Сочинил же какой­то бездельник, Что бывает любовь на земле. Ж) А знаешь, все еще будет! Южный ветер еще подует, и весну еще наколдует, и память перелистает, и встретиться нас заставит, и еще меня на рассвете губы твои разбудят. Понимаешь, все еще будет! 16 З) О, мой застенчивый герой,  ты ловко избежал позора.  Как долго я играла роль,  не опираясь на партнера!  К проклятой помощи твоей  я не прибегнула ни разу.  Среди кулис, среди теней  ты спасся, незаметный глазу. Для справок: А.Ахматова, В.Орлов, В.Тушнова, Б.Ахмадуллина,  Б.Пастернак, Н.Гумилев, О.Мандельштам, К.Чуковский. Какая бывает рифма Все художественные произведения пишутся по определённым законам,  присущим разным литературным жанрам. В поэзии свои законы – законы  формы и содержания. Содержание – то, о чём не может не писать поэт, что  волнует его. А в форме главное – это рифма и ритм. Например, вы сочинили стихотворение. Посмотрите на последние слова  каждой его строки. Складно ли они звучат? То есть рифмуются ли они? Вот вам для примера стихотворение: Сегодня солнышко с утра, На снег смотреть – такое чудо! В снежки играет детвора, А я в снежки играть не буду: Вчера тайком сосульки ел –  И вот сегодня заболел. Выпишем отдельно слова, которыми заканчивается каждая строка: с утра;  чудо; детвора; не буду; ел; заболел. Почему стихотворение легко читается? Потому что нам помогает рифма: с утра – детвора; чудо – не буду; ел –  заболел. Рифма (от греческого –  rhythmos –стройность, соразмерность) ­ это  совпадение, повтор звуков, связывающих отдельные слова или строки. «Рифма возвращает вас к предыдущей строке, заставляет вспомнить её,  заставляет все строки, оформляющие одну мысль, держаться вместе».  (В.Маяковский). Существует несколько разновидностей рифм. Точная рифма: в рифмующихся словах совпадают все или почти все звуки: Гость – кость – гвоздь… Дочка – бочка – точка… Неточная рифма: в рифмующихся словах совпадает очень мало звуков,  иногда рифма «держится» на одном или двух: Рассказ – тоска… Оружие – обнаруживая… Простая рифма: рифмуются отдельные слова: 17 Сталь – жаль… Осень – восемь… Честь – месть… Сложная рифма: рифмуются группы слов: Не разглядела – не раз глядела С тополей – сто полей Лебеда – не беда Замещённая рифма: разница в рифмующихся словах всего в одной букве, то  есть одна буква замещает другую, и получается совсем новое слово. Такое  замещение может быть в начале слова, в конце или в середине: Почка – точка                   лесть – тесть Ветер – вечер                   скворец – конец  Молод – молот                род – рот Усечённая рифма: в конце рифмующихся слов последний звук почти не  слышен – он как бы усекается: Плечо – о чём Пламя – память           Заря – заряд В некоторых случаях усечение звука происходит не в конце слова, а в  середине или в начале: Прост – пост                      трюк – тюк Вузы – узы                         сода – ода Йотированная рифма: в конце слова й пропадает: Весло – весной Силы – милый  Стройки – стойкий В зависимости от того, на какой слог падает ударение, различают рифму  мужскую и женскую. Мужская рифма: ударение падает на последний слог: Фонарь – сухарь Вода – беда Весло – унесло Женская рифма: ударение падает на предпоследний слог: Воды – заводы Открытка – нитка  Рокот – ропот У А.С.Пушкина чаще всего рифма точная и простая, а у В.Маяковского –  неточная и сложная. Вы обратили внимание, как расположены в стихах строки? У одного  поэта рифмуются две подряд, у другого – через одну. В зависимости от  расположения строк в стихотворении различают следующие виды рифм: 18 Перекрёстная рифма: рифмуются первая – третья, вторая – четвёртая  строки: Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя, То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя… А.Пушкин Такой способ рифмовки – самый распространённый в русской поэзии. Параллельная рифма: рифмуются первая – вторая, третья – четвёртая  строки. Такую рифму ещё называют смежной, парной. Ветер по морю гуляет  И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах  На раздутых парусах… А.Пушкин Опоясывающая, кольцевая  рифма: рифмуются первая – четвёртая, вторая  – третья строки. Её называют ещё кольцевой: Шуми, шуми с крутой вершины,­ Не умолкай, поток седой! Соединяй протяжный вой С протяжным отзывом долины./ Е.Баратынский/. Часто в стихотворении встречается длинное слово, которое при ритмической  разбивке может иметь несколько ударных и безударных слогов. Если ударение падает  не на предпоследний слог и не на последний, то такая  рифма  называется  дактилической:  Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,  С милого севера в сторону южную.                             М.Лермонтов.   Гипердактилической считается рифма с четвёртым от конца ударным  слогом. Итак, рифма – важный и звуковой, и композиционный, и смысловой элемент  стиха, хотя существуют стихи и без рифм, так называемые белые. Белый стих – нерифмованный, книжный стих. Название произошло от  того, что его окончания, где обычно помещается созвучие (рифма), остаются в звуковом отношении незаполненными («белыми»). Белый стих широко  использовали в русской поэзии поэты 18 века (В.Тредиаковский,  А.Сумароков, А.Радищев, Н.Карамзин и др.) А.Пушкин его  ввёл в  драматургию («Борис Годунов», маленькие трагедии). В. Жуковский  19 применил  в балладах («Ночной смотр»), Н.Некрасов – в поэме «Кому на Руси жить хорошо». В каком году – рассчитывай, В какой земле – угадывай,  На столбовой дороженьке  сошлись семь мужиков: семь временнообязанных Подтянутой губернии Уезда Терпигорева Пустопорожней волости, Из смежных деревень – Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож. Сошлися  ­ и заспорили: Кому живётся весело, Вольготно на Руси? («Кому на Руси жить хорошо?» Н.А.Некрасов). Холостой стих Холостой стих – незарифмованная строка среди рифмованных, используется  в особой форме построения строфы, где могут рифмоваться только чётные  или только нечётные строки; незарифмованной может оставаться и одна  строка. *** Сидел рыбак весёлый На берегу реки, И перед ним по ветру Качались тростники. (М.Лермонтов «Тростник») *** Заиграли на рояле, И под звон чужих напевов Завертелись, заплясали 20 Изумительные куклы. (А.Фет. «Заиграли на рояле»). *** Лихо мерили шаги Две огромные ноги. Сорок пятого размера Покупал он сапоги. (С.Михалков «Дядя Стёпа»). В большинстве случаев рифмуются окончания стихотворных строк. Но могут  рифмоваться и слова, стоящие в середине стиха – в различных комбинациях. Внутренняя рифма Той, чей голос – звон свирели, нить свивая из кудели, Песнь сложил я, Руставели, умирая от любви. Мой недуг – неизлечимый. Разве только от любимой Свет придёт неугасимый, ­ или, смерть, к себе зови! (Шота Руставели. «Витязь в тигровой шкуре»). И Бродский Пилигримы Мимо ристалищ, капищ, Мимо храмов и баров, Мимо шикарных кладбищ, Мимо больших базаров, 21 Мира и горя мимо, Мимо Мекки и Рима, Синим солнцем палимы Идут по земле пилигримы Увечны они, горбаты, Голодны, полуодеты, Глаза их полны заката, Сердца их полны рассвета. За ними поют пустыни, Вспыхивают зарницы, Звёзды встают над ними, И хрипло кричат им птицы: Что мир останется прежним, Да, останется прежним, Ослепительно снежным И сомнительно нежным, Мир останется лживым, Мир останется вечным, Может быть, постижимым, Но всё­таки бесконечным. И, значит, не будет толка От веры в себя да в Бога. И, значит, остались только Иллюзия и дорога. И быть над землей закатам, И быть над землёй рассветам. Удобрить её солдатам. Одобрить её поэтам. 1958 МОНОРИМ (греч. monos – один, rime – стих)  – стих, построенный на одной  рифме; редкий в европейской поэзии, но широко распространённый  в  классической поэзии Ближнего и Среднего Востока.  К моноримам относятся: газель, касыда, месневи, рубаи, тарджибанд и др. Пример рубаи Омара  Хайяма:  Не завидуй тому, кто силён и богат. За рассветом всегда наступает закат. С этой жизнью короткою, равною вздоху, Обращайся, как с данной тебе напрокат.                                               (Омар Хайям) 22 Пример старинного европейского монорима:                                             Холодеет жар камина,  Смолкли звуки пианино,  Отзвучала каватина...  Где ж иных небес картина,  Белый лебедь Лоэнгрина?  В чистом виде моноримы пишутся довольно редко. У русских поэтов стихи­ моноримы часто встречаются как составные части какого­либо произведения. Пример такой на свете не один: И диво ли, когда жить хочет мещанин, Как именитый гражданин, А сошка мелкая, как знатный дворянин.                                        (И.А. Крылов) Есть черный тополь, и в окне ­ свет, И звон на башне, и в руке ­ цвет, И шаг вот этот ­ никому ­ вслед, И тень вот эта, а меня ­ нет.                                (М. Цветаева) 23 Давайте потренируемся Задание №1.Из слов составить пять рифмующихся пар. 1) брата, деду, думу, лукаво, победу, право, ручка, трата, тучка, шуму; 2) вод,  восток, натощак,  птица,  плывёт,  срок, сторон, так, трезвон,  царица; 3) Вот, всего, грызёт, дом, его, ответ, худо, потом, свет, чудо. Задание №2. Придумать самостоятельно четыре рифмы к каждому слову: Меч, брат, прав, радость, просвещение, красавица. Задание №3. Подберите  цепочки рифм к следующим словам: Ночь – дочь – прочь… Кот – крот – переворот ­… Сталь – вдаль­ ... Гость – гвоздь ­  кость ­… Весна – красна ­…      Парад – наряд ­ … Задание №4. Зарифмуйте строчку: Пролетела стрекоза,  _________________ Задание №5. Придумать к словам рифму и определить, какая она: цветы,  друзья, листочек, морской, почка. 24 Задание№6.Зарифмовать строки и определить, какая рифма использована в  законченном четверостишии: Осень. Листья пожелтели, Отцвели в саду цветы Задание №7. Зарифмуйте строки, используя перекрёстную, смежную, и  опоясывающую рифмы: Мороз разрисовал окошко, Сегодня холодно опять. Задание №8. Подберите по одному четверостишию из стихотворений  любимых поэтов с разными видами рифм (перекрёстной, параллельной,  опоясывающей). Задание № 9. Подберите примеры с использованием разных видов рифм. Задание №10. Побудьте поэтами, попробуйте дописать рифму к  стихотворению известного пота. В огромном городе моём – ночь, Из дома сонного иду – U И люди думают: жена, U.­ А я запомнила одно: ночь. М Цветаева. Как всегда мы до ночи стояли с тобой Как всегда  было этого мало. Как всегда позвала тебя мама UU Я метнулся к UUU. Опять от меня сбежала Последняя электричка, И я по шпалам, опять по шпалам иду Домой UUUU.  ( из песни «Последняя электричка»). 25 Задание №11. Буриме. Это старинная игра. В правой части страницы  записаны рифмы, на которых надо построить стихи. гряда                                                                                            звезда равнины вершины Задание №12. Восстановите стихотворный текст. Слова первой строфы стихотворения Н.А.Некрасова «Орина, мать  солдатская» записаны здесь не в том порядке, в каком они должны стоять.  Расставьте их так, чтоб получились стихи. Сделать это вам помогут рифмы  (они связывают вторую и четвёртую строки). И размер – четырёхстопный  хорей (­ U­U­U­UU).                       В осеннюю ночь, чуть живые,                       Мы возвращаемся с охоты.                       До прошлогоднего ночлега,                       Слава Богу, добираемся. Задание №13.Восстановите стихотворение И.Бунина «Октябрьский рассвет». Оно записано без разделения на стихотворные строки, как проза. Записать вам помогут рифма, размер: четырёхстопный (1,3,4 строки) и трёхстопный (2,5  строки) дактиль и строфа – пятистишие. Ночь побледнела, и месяц садится за реку красным серпом. Сонный туман на  лугах серебрится, чёрный камыш отсырел и дымится, ветер шуршит камышом. Задание №14.  Восстановите рифму в отрывке из стихотворения  И.С.Никитина «Утро на берегу озера». Ясно утро. Тихо веет                                   Тёплый ветерок; Луг, как бархат… В зареве.. Окаймлённое кустами Молодых ракит, 26 Разноцветными … Озеро … Ритм. Стопа. Вы, наверное, заметили, что запомнить стихотворение гораздо проще, чем  отрывок из прозаического произведения. Когда читаешь стихи, кажется, что в  них есть какой­то особый порядок, который создается поэтом. Этот общий  порядок, упорядоченность звукового строя стихотворной речи называется  ритмом. Он создается постоянной повторяемостью в стихотворении  однородных звуковых особенностей: ударный  – безударный слог; безударный  – ударный; два безударных – один ударный и т.д. Так возникает  стихотворный размер. Повторяющаяся группа слогов, состоящая из одного  ударного и одного или нескольких безударных, называется стопа. Она бывает  ­двусложной, когда постоянно повторяется чередование двух слогов:  ударного и безударного или наоборот;  ­ трёхсложной,  когда чередуются один ударный и два безударных  слога.  К двусложным стопам относятся ямб и хорей. Ямб (греч. Iambos) – двусложная стопа с ударением на втором слоге.  Если  обозначим безударный слог знаком U, ударный  ­ ­, то ямб имеет  вид: U ­ :  Мой дядя самых честных правил,   U­U­U­U­U Когда не в шутку занемог,               U­U­U­U­ Он уважать себя заставил                U­U­U­U­U И лучше выдумать не мог.              U­U­U­U­                        (А.Пушкин). 27 Хорей (греч. choreios  ­ плясовой) – двусложная стопа с ударением на  первом слоге:  ­ U: Спи, младенец мой прекрасный,        ­U­U­U­U Баюшки­баю.                                        –U­U­ Тихо смотрит месяц ясный                   ­U­U­U­U В колыбель твою.                                   –U­U­          (М.Лермонтов). Трёхсложные стопы.  Дактиль (греч. daktylos  ­ палец)  – трёхсложная стопа с ударением на  первом слоге:    Тучки небесные, вечные странники!          ­UU­UU­UU­UU Степью лазурною, цепью жемчужною          ­UU­UU­UU­UU Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,      ­UU­UU­UU­UU С милого севера в сторону южную.               –UU­UU­UU­UU      (М. Лермонтов).  Амфибрахий (греч. amphi –около кругом + brachys – краткий) –  трёхстопная стопа с ударением на втором слоге: Савраска увяз в половине сугроба –         U­UU­UU­UU­U Две пары промёрзлых лаптей                    U­UU­UU­ Да угол рогожей покрытого гроба            U­UU­UU­UU­U Торчат из убогих дровней.                        U­UU­UU­                  (Н.А.Некрасов).                         Анапест (греч. anapaistos – отражённый назад)  – трёхсложная стопа с  ударением на последнем слоге. Что ты, сердце моё расходилося?         UU­UU­UU­UU 28 Постыдись. Уж про нас не впервой.      UU­UU­UU­ Снежным комом прошла­прокатилася    UU­UU­UU­UU Клевета по Руси по родной.                       UU­UU­UU­                           (Н.А.Некрасов). Расставив ударения в строке и подсчитав, на какие слоги эти ударения  падают, мы безошибочно определим размер.  Но слоги не всегда бывают ударными. Пропуск ударения на, казалось  бы, положенном  ему месте называется пиррихием. О – пом – ни – лась, гля – дит Тать – я – на: Мед – ве – дя нет; о – на в се ­ нях U­/UU/ U­/U­/U U­/U­/ U­/U­/  Поимо пропуска ударения на положенном ему месте – пиррихия,  бывают и обратные  явления: ударный слог, как исключение из правил,  появляется там, где его быть не должно. В ямбе ударные слоги – чётные. Но и  отдельные нечётные слоги могут оказаться ударными. При  появлении  дополнительного ударения возникает сочетание двух ударных слогов. Оно  называется спондеем. Швед, рус – ский – ко – лет, ру – бит, ре – жет ­­/U­/U­/U­/U/ Князь ти – хо на че – реп ко – ня на – сту – пил  И мол – вил: «Спи, друг о – ди – но – кий!» ­­/UU­UU­UU­ U­U­ ­ UU­ В трехсложных стихах пропуск ударения даёт сочетание трёх  безударных слогов. Стопу с тремя безударными слогами называют  трибрахием. Пел он о славном походе И о великой борьбе, Пел о свободном народе И о народе – рабе. ­­U­UU­U UUU­UU­ 29 ­UU­UU­ ­UU­UU­U UUU­UU­ Давайте потренируемся. Задание№1. Давайте закончим это четверостишие. Определим размер. Как хорошо мне с друзьями! С ними беда – не беда. Задание №2. Допишите строки, используя амфибрахий. Всегда на каникулах весело, Особенно снежной зимой… Задание №3.  Напишем строки анапестом. Моя милая родина – Русь! Невозможно тебя не любить!   Задание № 4.Сочиняем сами. Придумайте четверостишие с данными  рифмами. 30 ………………………снежок, ……………………….Дружок. ………………………..идём, ……………………….вдвоём. Задание №5 . К предложенным поэтическим строчкам подберите свои  строки со сходными ритмом и слогоразделами. 1)Горит восток зарёю новой…(А.Пушкин). 2)Переправа, переправа…(А.Твардовский). 3)Назови мне такую обитель…(Н.А.Некрасов). Задание №6. Восстановите пропущенное в стихотворении слово.  Количество слогов в нём обозначено. 1.Вижу выцветший флаг над таможней И над городом жёлтую муть. Вот уж UU моё осторожней Замирает, и  UU вздохнуть.                           А.А.Ахматова. 2.Так связан, cъединён от века Союзом  UUU родства Разумный гений UUUU С творящей силой естества.     Ф.И.Тютчев. Задание №7. Нарисуйте схему стихотворения. Определите размер вид  рифмовки. Седое небо надо мной И лес раскрытый, обнажённый. Внизу. Вдоль просеки лесной, 31 Чернеет грязь в листве лимонной.                     И.Бунин. Задание №8. Подчеркните в «Песенке об Арбате » Б.Окуджавы  нужные. На ваш взгляд, слова, перепишите стихотворение. Ты течёшь. Как река. (Странное, удивительное) название! И прозрачен асфальт. Как в реке вода. Ах, Арбат (моя улица, мой Арбат, моя жизнь),                                      ты ­  моё призвание. Ты – и (удача моя, наслаждение мое, радость моя),                                                               и моя беда. (Пешеходы, обитатели, люди) твои –                                                      люди не великие, Каблуками стучат – (за автобусом. по делам, круглые сутки) спешат. Ах, Арбат, мой Арбат,                              ты – моя религия. Мостовые твои подо мной лежат. От (любови, памяти) твоей (никогда, вовсе, ни за что)                                          не излечишься, (Пятьдесят, сто, сорок) тысяч других                                  мостовых любя. Ах, Арбат, мой Арбат, ты – моё отечество, (совсем, никогда, вовсе) до конца не пройти тебя! Задание №9. Перепишите текст, соблюдая графически стихотворные  строки. Заодно нарисуйте схемы, определите размер. Два чувства дивно близки нам, в них обретает сердце пищу: любовь к  родному пепелищу, любовь к отеческим гробам. На них основано от века по  воле Бога самого Самостоянье человека, залог величия его. А.С.Пушкин. 32 Задание №10. Восстановите утраченную гармонию, верните стихам их  естественный облик. Заодно нарисуйте схемы, определите размер. Сусальным золотом горят в лесах рождественские ёлки; в кустах  игрушечные волки глазами страшными глядят. О, вещая моя печаль, о, тихая  моя свобода и неживого небосвода всегда смеющийся хрусталь! О.Мандельштам. Задание №11. Проведём эксперимент. Перед вами стихотворение  советского поэта Н.Почивалина об осени. Допишите эпитеты, чтоб получить  осенний пейзаж. Количество строк в словах указано значком U. То ходят тучи чередою,                      Пора свершений, увяданья. То солнца луч меж облаков.               Ночных туманов сизый дым. И пахнет UUU листвою                      И UU прелести прощанья Из U U U U U садов.                           Полны осенние сады. UUU снег сегодня снится Ей, этой яблоньке нагой, В саду, где слышен шорох листьев Под UUUUU ногой.                                                Cтрофика Строфа – это группа стихов (стих – это не стихотворение, а стихотворная  строчка), объединенных по способу рифмовки. Зачастую строф  с одинаковым числом стихов, одинаковым типом рифм и способом рифмовки в стихотворении бывает несколько. Строфы выделяются графически, то есть  одну строфу от другой отделяет пробел. Простейший вид строфы –  двустишие (дистих): два стиха, объединенных одной рифмой:                                          Были бури, непогоды,                                          Да младые были годы!                                                            Е.Баратынский.                                        Душа моя как полная луна:                                        Холодная и ясная она.                                                         В.Ходасевич. Поутру на горе разгорался костёр, 33 Он навстречу заре языки распростёр, Но едва разлилось дуновенье утра, В алом свете зари меркли вздохи костра. Так мечта о любви и звенит, и звучит, А любовь, ­ та идёт, и берёт, и молчит. М.С.Шагинян. Стихотворения из одной строчки, моностихи – исключительная редкость. Мастер однострочников – Вишневский:                         ­ О, как внезапно кончился диван!                          ­О, как нам часто кажется, что мы…                           ­ Уж лучше дверцей хлопать, а не дверью… Трёхстишия называются терцет, терцина. Русские поэты неоднократно  обращались к этим стихам. ( А.Пушкин, А.Полежаев). Пример классической  терцины – «Божественная комедия » Данте. Строго в трёхстишиях выдержана поэма А.К.Толстого «Дракон»:                                                            1                                В те дни, когда на нас созвездье Пса Глядит враждебно с высоты зенита,                               И свод небес, как тяжесть, оперся                                                               2                                 На грудь земли, и солнце мглой обвито,                                 Жжет без лучей, и бегают стада                                С мычанием, ища от мух защиты,­                                                               3                                 В те дни любил с друзьями я всегда                                 Собора тень и вечную прохладу,                                 Где в самый зной дышалось без труда… Расположение рифм здесь таково: первая и третья строки рифмуются между  собой, а вторая строка каждого трёхстишия рифмуется с первой строкой  следующего: аба, бв б, в д в ит.д  Вот другой пример, из А.Фета: Сад весь в цвету, Вечер в огне, Так освежительно­радостно мне! Вот я стою, Вот я иду, Словно таинственной речи я жду. 34 Эта заря, Эта весна Так непостижна, зато так ясна! Счастья ли полн, Плачу ли я, Ты – благодатная тайна моя. 1884. Наиболее распространённой в русском стихосложении стала строфа из  четырёх строк с различной системой рифмовки ( аабб, абаб, абба) –  четверостишие (катрен). У лукоморья дуб зелёный,                           Нам не дано предугадать, Златая цепь на дубе том:                              Как наше слово отзовётся,­ И днём и ночью кот учёный                        И нам сочувствие даётся, Всё ходит по цепи кругом.                          Как нам даётся благодать… А.С.Пушкин.                                                    Ф.И.Тютчев. С четверостишием часто связано пятистишие, которое  редко используется  самостоятельно. В стихотворении Я.Смелякова «Счастливый человек» поэт  постоянно использует четверостишия, но один раз употребляет строфу из  пяти строк. Звучание именно этой строфы отличается особой лирической и  ритмико­ интонационной насыщенностью:                      Я также счастлив был довольно                      Не каждый день, не каждый год,                      Когда на празднествах застольных,                      Как колокол на колокольне,                     Гудел торжественно народ. Минувшее Сердца тяжкое томленье! Несказанная печаль! Оскорбленье, сожаленье –  Вас влечёт волна забвенья В неразгаданную даль. От напрасного страданья Отдохнуло, сердце, ты, 35 Отреклося от желанья, И погиб в воспоминаньи Образ милой мне мечты. Но счастливые мгновенья, Но восторженные дни Спасены от разрушенья, На обломках сожаленья Ярко врезались они. Н.С.Теплова .1837 Шестистишия (секстина) рифмуются абабвв. Секстина – весьма сложная  форма: шесть 6­ стиший, в строгой форме белых; последние слова шести  стихов первой строфы заканчивают стихи всех строф, но в каждой следующей строфе слова предыдущей повторяются в прядке: 6­1­5­2­4­3. русские поэты с середины прошлого века изредка писали секстины, чаще рифмованные.   Комбинаций рифм в 6­стишиях может быть много. Например, «Песнь о вещем Олеге» Пушкина. Как ныне сбирается вещий Олег               а Отмстить неразумным хозарам.                 б Их села и нивы за буйный набег                а Обрёк он мечам и пожарам.                        б Дружиной своей в цареградской броне      в Князь по полю едет на верном коне.          в Владимир  Савельев: Воздух влагой насыщен.  И солнечным духом. И новью. а И дожди шелестят по всему моему Подмосковью.                а То стихают на час на другой, то опять шелестят.                   б Муравей и травинка – частицы земного величья.                   в Я в общении с ними страдаю от косноязычья:                        в Мы не просто живём – существуем со многими в лад.           б Свои новые формы придумывают поэты, чтоб передать нужные чувства и  эмоции: Одиночество И ветер, и дождик, и мгла Над холодной пустыней воды. Здесь жизнь до весны умерла, 36 До весны опустели сады. Я на даче один. Мне темно За мольбертом, и дует в окно. Вчера ты была у меня, Но тебе уж тоскливо со мной. Под вечер ненастного дня Ты мне стала казаться чужой… Что ж, прощай! Как – нибудь до весны  Проживу и один – без жены… Сегодня идут без конца Те же тучи – гряда за грядой. Твой след под дождём у крыльца Расплылся, налился водой. И мне больно глядеть одному В предвечернюю серую тьму. Мне крикнуть хотелось вослед: «Воротись, я сроднился с тобой!» Но для женщины прошлого нет: Разлюбила – и стал ей чужой. Что ж! камин затоплю, буду пить… Хорошо бы собаку купить. И.Бунин, 1903. Пример семистишия (септима) – «Бородино» М.Ю.Лермонтова:                        « Скажи­ка, дядя, ведь недаром     Москва, спалённая пожаром,                      Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, ещё какие! Недаром помнит вся Россия        Про день Бородина!» Схема этой строфы – аабвввб. Октава – восьмистишие, обычно связана с пятистопным ямбом.  Парадно­ торжественная октава с успехом используется в произведениях, где  преобладают шутливое и обличительное содержание. Это можно объяснить  37 именно особенностями расположения рифм в октаве. Её схема абабабвв, то  есть сначала повторяются в шести строчках перекрестные рифмы, а затем  следуют две смежные.                                                              А.С.Пушкин ДОМИК В КОЛОМНЕ (отрывок) Четырёхстопный ямб мне надоел:     Им пишет всякий. Мальчикам в забаву  Пора б его оставить. Я хотел       Давным­давно приняться за октаву,    А в самом деле: я бы совладел     С тройным созвучием. Пущусь на славу!  Б Ведь рифмы запросто со мной живут;    Две придут сами, третью приведут.    а б а б  а в В 9 и 11­ стишия встречаются редко, в основном в поэмах. Десятистишие – одическая строфа – с рифмой абабввгддг. В начале 17  века была использована французским поэтом Малербом и с тех пор стала  самой распространённой строфой во французской, немецкой и русской  поэзии.     М.Ломоносов «ОДА   на день восшествия…» Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастной жизни берегут; В домашних трудностях утеха И в дальних странствах не помеха. Науки пользуют везде, Среди народов и в пустыне, В градском шуму и наедине, В покое сладки и труде. . Онегинская строфа 38 Самая интересная строфическая форма России – онегинская строфа. Она была изобретена А.С.Пушкиным специально для романа в стихах  «Евгений Онегин». Эта строфа состоит из 14 строк с рифмовкой   абабввггдееджж.  Онегинская строфа состоит как бы из трёх по­разному  рифмующихся четверостиший и заключительного двустишия. В тот год осенняя погода Стояла долго на  дворе. Зимы ждала, ждала природа, Снег выпал только в январе На третье в ночь. Проснувшись рано, В окно увидела Татьяна Поутру побелевший двор, Куртины, кровли и забор, На стёклах лёгкие узоры, Деревья в зимнем серебре, Сорок весёлых на дворе И мягко устланные горы Зимы блистательным ковром. Всё ярко, всё бело кругом. (А.С.Пушкин «Евгений Онегин», глава пятая). 39 Твёрдые формы. Твёрдые формы – это небольшие стихотворения, в которых более или менее  строго определено количество стихов и способ рифмовки, а иногда –  повторение целых стихов или их частей на определённом месте. Первые твёрдые формы возникли ещё в эпоху Возрождения, из них самая  популярная – сонет ( по­итальянски – звонкий, звучный). –  стихотворение из  14 стихов, состоящее из двух катренов и двух терцетов.  Тематически первые  два катрена тему, два терцета – другую, последний терцет – концовка,  разрешение общей темы. В строгой форме сонета оба катрена на две  одинаковые рифмы (абба+абба).  Сонет родился в Италии, был популярен во Франции. Когда он получил  распространение в английской поэзии, несколько видоизменился. Английский, или шекспировский, сонет – это три катрена (четверостишия  перекрёстной рифмовки) и заключительное двустишие парной рифмовки,  которое содержит в себе сентенцию – концовку. В России сонеты  разнообразны и на уровне рифмовки далеки от строгой схемы. Впервые они в  русской поэзии появились в 18 веке, но расцвет сонета – пушкинская пора.  Второй расцвет – 20 век. Итальянский тип сонета: СТАРИННЫЕ ДРУЗЬЯ Заветный хлам витий Валерий Брюсов. О, милые! Пурпурный мотылёк Над чашечкой невинной повилики, Лилейный стан и звонкий ручеек,­ Как ласковы, как тонки ваши лики! В весенний день – кукушки дальней клики, Потом – луной овеянный восток, Цвет яблони и аромат клубники! Ваш мудрый мир так нежен и глубок! Благословен ты, рокот соловьиный! Как хорошо опять, еще, еще Внимать тебе с таинственной кузиной, Шептать стихи, волнуясь горячо, И в темноте, над дремлющей куртиной, Чуть различать склонённое плечо! 40 В.Ходасевич. Триолет – восьмистишие, в котором первые два стиха повторяются в конце  ( стихи 7­8­й), а 1­й, кроме того, ещё раз как 4­й. Триолеты относительно  часты в начале 20 века, потом исчезают. ТРИОЛЕТ ЛИЗЕТЕ « Лизета чудо в белом свете,­ Вздохнув, я сам себе сказал,­ Красой подобных нет Лизете; Лизета чудо в белом свете; Умом зрела в весеннем цвете». Когда же злость её узнал… «Лизета чудо в белом свете!»­ Вздохнув, я сам себе сказал. Н Карамзин, 1796. Рондо (от французского «круг») – имело несколько вариаций. Наиболее  употребительная форма  состоит из двух 5­стиший и 3­стишия между ними,  написанных только на две рифмы. Причём после 3­стишия и в конце  повторяются как рефрен начальные слова первого стиха. РОНДО В начале лета, юностью одета, Земля не ждёт весеннего привета, Не бережёт погожих, тёплых дней, Но, расточительная, всё пышней Она цветёт, лобзанием согрета.  И ей не страшно, что далёко где­то Конец таится радостных лучей, И что недаром плакал соловей В начале лета. Не так осенней нежности примета: Как набожный скупец, улыбки света Она сбирает жадно, перед ней Не долог путь до комнатных огней, 41 И не найти вернейшего обета В начале лета. М.А.Кузмин. 1910. Венок сонетов – сложная строфическая форма стихотворного произведения,  состоящая из 15 сонетов. Первая строка каждого сонета повторяет  последнюю строку предыдущего; заключительный сонет (его называют   магистрал) повторяет первую строку каждого сонета, связывая их воедино.  Таким образом, Венок сонетов составляет двести десять строк, из которых  четырнадцать употреблены троекратно. М.А.Волошин (1877 ­ 1932)     CORONA ASTRALIS                 Венок  сонетов 1 В мирах любви неверные кометы,  Сквозь горних сфер мерцающий стожар — Клубы огня, мятущийся пожар,  Вселенских бурь блуждающие светы Мы вдаль несем... Пусть темные планеты  В, нас видят меч грозящих миру кар, —  Мы правим путь свой к солнцу, как Икар,  Плащом ветров и пламени одеты. Но — странные, — его коснувшись, прочь  Стремим свой бег: от солнца снова в ночь —  Вдаль, по путям парабол безвозвратных... Слепой мятеж наш дерзкий дух стремит  В багровой тьме закатов незакатных...  Закрыт нам путь проверенных орбит! 2 Закрыт нам путь проверенных орбит,  Нарушен лад молитвенного строя...  Земным богам земные храмы строя,  Нас жрец земли земле не причастит.  42 Безумьем снов скитальный дух повит.  Как пчелы мы, отставшие от роя!..  Мы беглецы, и сзади наша Троя,  И зарево наш парус багрянит. Дыханьем бурь таинственно влекомы,     По свиткам троп, по росстаням дорог  Стремимся мы. Суров наш путь и строг. И пусть кругом грохочут глухо громы?  Пусть веет вихрь сомнений и обид, —  Явь  наших  снов  земля  не  истребит! 3 Явь наших снов  земля  не  истребит:  В парче лучей истают тихо зори,  Журчанье утр сольется в дневном хоре,  Ущербный серп истлеет и сгорит, Седая зыбь в алмазы раздробит  Снопы лучей, рассыпанные в море,  Но тех ночей, разверстых на Фаворе,  Блеск близких Солнц в душе не победит. Нас не слепят полдневные экстазы  Земных пустынь, ни жидкие топазы,  Ни токи смол, ни золото лучей. Мы шелком лун, как ризами, одеты,  Нам ведом день немеркнущих ночей, —  Полночных Солнц к себе нас манят светы. 4 Полночных Солнц к себе нас манят светы..,.  В колодцах труб пытливый тонет взгляд.  Алмазный бег вселенные стремят:  Системы звезд, туманности, планеты, От Альфы Пса до Беги и от Беты  Медведицы до трепетных Плеяд —  Они простор небесный бороздят,  Творя во тьме свершенья и обеты. О, пыль миров! О, рой священных пчел!  Я исследил, измерил, взвесил, счел,  Дал имена, составил карты, сметы... 43

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)

Рабочие тетради "Мир поэзии" (5-11 классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017