Работа
Оценка 4.7

Работа

Оценка 4.7
doc
23.10.2024
Работа
12-15_Shelegova_Ekaterina.doc

                Муниципальное образовательное учреждение

«Каслинская средняя образовательная школа №24»

Каслинского муниципального района

 

 

   

 

 

 

 

Творческий проект

КОВРОВАЯ ВЫШИВКА

 

 

 

 

Автор: Шелегова Екатерина Дмитриевна,  обучающаяся 8б класса

Руководитель: Федотовских Наталья Викторовна, учитель труда (технологии)

 

 

 

 

 

 

 

 

Касли

2024

 

Содержание

 

Введение

3

1.  Теоретическая часть

4

1.1            История русской ковровой вышивки

4

1.2            Виды ковровой вышивки и швов

8

2. Практическая часть

11

2.1. Выбор модели

11

2.2  Технология изготовления изделия

13

Заключение

16

Список использованной литературы

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

         Сейчас очень модно украшать свой дом изделиями ручной работы или дарить их кому-то. Для этого не обязательно проводить долгие часы в хождении по магазинам и рынкам, надеясь отыскать что-то подходящее. Гораздо приятнее провести эти часы дома, в спокойной и уютной атмосфере. Работы, сделанные своими руками всегда восхитительны! Так как каждый «мастер» вкладывает частичку своей души.

         Меня с детства привлекает творческая деятельность. Вязание, вышивка… Передо мной встал вопрос о подарке на день рождение маме. Я долго выбирала идею, чтобы найти самое лучшее. И из всех видов рукоделия мне особенно понравилась ковровая вышивка. Работа эта совсем несложная, но требует усидчивости и терпения.

         Прежде чем приступить к проектированию и изготовлению проекта, я решила посмотреть, а есть ли у нас в городе работы, выполненные в технике ковровой вышивки. Мне были интересны цены, качество и дизайн предлагаемых сегодня изделий.

         Исследовав все это, я окончательно пришла к выводу, что данное изделие буду делать сама. Оно должно отвечать двум самым важным, на мой взгляд, требованиям: с одной стороны, быть простым, с другой – отличатся оригинальность. Также следует учесть минимальные экономические затраты.

         Цель проекта: используя словари, интернет-ресурсы, научно-популярную литературу и другие источники, собрать информацию об истории, применении техники ковровой вышивки, а также своими руками сделать коврик в этой технике.

            Задачи проекта: 1) Изучить  историю появления ковровой вышивки.

2) Изучить технологию выполнения изделия.

3) Разработать и выполнить изготовление изделия в технике ковровой вышивки.

4) Определить материальные затраты на выполнение проекта. 

1.Теоретическая часть

1.1. История русской ковровой вышивки

         Русское ручное ковроделие развивалось на протяжении многих веков, находясь в неразрывной связи с другими видами художественных ремёсел и отражая как общерусские, так и местные традиции народного декоративного искусства. С давних времён ковровые изделия широко вошли в быт нашего народа. Это определило то огромное разнообразие композиций, которое наблюдается в русских коврах как современных, так и старинных, сохранившихся до наших дней. В прошлом русские народные мастера ткали главным образом махровые и гладкие безворсовые ковры; в советское время большая часть артелей освоила производство высокоплотных ворсовых ковров.

         Как давно зародилось на Руси ковроделие, определить трудно из-за отсутствия документальных данных. Однако обнаруженные при раскопках славянских захоронений XI - XII веков цветные шерстяные узорные ткани местного изготовления указывают на то, что в Киевской Руси узорное ткачество имело повсеместное распространение и было на высоком для того времени техническом уровне.

         Обращаясь к истории славянских народов до монгольского ига, заселявших восточную и западную Европу, обнаруживаем ряд общих черт в их быту, обычаях, обрядах, в частности, общим для них являлось широкое применение узорных тканей и ковров при различных обрядовых церемониях. В летописях и других литературных источниках XI - XII веков в описании предметов домашнего убранства также чаще всего упоминается ковёр.

Известно также, что, представляя большую ценность, ковры были предметом торговли с Западом и Востоком, входили в число посольских даров и наряду с другими художественными изделиями изымались как дань.

         Ковры широко применялись для убранства жилищ и украшения

храмов, причём обычай этот сохранился и в последующем столетии. Узорными тканями и коврами покрывали буквально всё: столы, лавки, укладки, сундуки, завешивали стены, устилали полы.

         Большая потребность во всевозможных текстильных изделиях повсеместно вызвала к жизни различные мастерские. Известно, что в России задолго до появления мануфактурно-фабричного производства тканей и ковров при монастырских хозяйствах и крупных вотчинах существовали специальные вышивальные, ткацкие, ковровые домашние мастерские – так называемые светлицы, в которых крепостные мастера-умельцы делали всевозможные скатерти, убрусы (платок, полотенце), одеяла, ковры и другие изделия, необходимые для убранства дома.

         В истории русского ковроделия ковры XVI в. занимают значительное место. По ним мы можем познакомиться с творчеством художников и мастеров, выполнивших шитые и тканые ковры для убранства княжеских и боярских хором; с ними связано рождение русского национального цветочного ковра, получившего развитие в последующие столетия.

         Не меньший интерес представляют указания о производстве в XVI-XVII веках гладких и махровых ковров и тому подобных изделий. Так, английский путешественник Антоний Дженкинсон, посетивший Россию в 1557 - 58 годах, указывает на традиционный обычай покрывать сани ковром.

Немало вырабатывали крестьяне ковров, дорожек, тропинок, предназначенных для украшения дома и исполнения различных обрядовых церемоний. Известно, например, что в ковры заворачивали тело умершего, на коврах благословляли невесту или крестили новорождённого ребёнка, желая предохранить его от злых духов. Специальные ритуальные ковры и по сей день можно встретить в отдалённых сёлах России, Украины, Белоруссии.

О художественном оформлении изделий крестьянского и ремесленного производства XVI - XVII веков можно судить лишь по крайне скупым упоминаниям современников, а также по сохранившимся в архивах описям имущества монастырей и частных лиц. Однако тот факт, что дошедшие до наших дней крестьянские ковры первой половины XVI в. близки по своему художественному оформлению указанным в описях, позволяет установить характер для крестьянского искусства преемственность узоров, которая, очевидно существовала и в более ранние периоды. Эта преемственность обнаруживается и в орнаментальных мотивах, и в принципах композиции, и в колорите народных тканей и вышивок.

         Крестьянские ковры представляли массовую дешёвую продукцию, потребляемую ямщиками и извозчиками, а также используемую для украшения жилища. В их оформлении можно увидеть связь с домашними узорными тканями и вышивками.

         Весьма важным событием в истории русского ковроделия XVIII столетия была организация Петром I в Петербурге в 1717 г. Императорской шпалерной мануфактуру, которая положила начало мануфакторно-фабричному производству ручных ковров в России. В городах и помещичьих усадьбах возникает большое число ковровых фабрик.

         Наиболее крупные фабрики были в Москве, Курске, Тамбове, Туле, Петербурге, Нижнем Новгороде, Арзамасе и других городах.

Усадебные и ковровые мастерские представляли собой производство мануфактурного типа, основанные на ручном труде. В них изготовлялось несколько видов ковров: гладкие, махровые, «бархатные», и булавчатые (выполнялись на ручных горизонтальных станках, при этом ворс получался за счёт основы при помощи прутков).

         Ковры усадебных и городских фабрик и мастерских по технике исполнения выглядели значительно проще изделий Императорской шпалерной мануфактуры. Однако их производство было весьма трудоёмким, требующим кропотливого труда и больших профессиональных навыков, умения выткать рисунок, подготовить соответствующую цветовую пряжу.

         Изготовление ковров из пряжи собственного домашнего производства и окраска её местными и покупными растительными красителями было характерно для многих мелких помещичьих мастерских, в то время как более крупные заведения и мануфактуры наряду с употреблением отечественного сырья выписывали пряжу и красители для особо дорогих ковров из-за границы. Некоторая попытка механизации производства ковров была предпринята в начале XIX в. крестьянином Андреевым, который сам изобрел, пять многоосновных станков. На этих станках вырабатывалось до 1500 аршин ковров. К сожалению, в 1812 г. фабрика Андреева сгорела и не была восстановлена.

         Сохраняя общие черты стиля декоративного искусства конца XVIII – первой половины XIX веков, выражающиеся в художественной ясности и простоте архитектурного оформления интерьера, в строгих очертаниях мебели, ярких лаконичных рисунках тканей, ковры в отличие от других видов декоративного искусства были наиболее красочными и узорными. Их композиции, основывающиеся на принципах классического искусства, отличались выразительностью рисунка растительного орнамента, необычайной красотой цветовых сочетаний.

         Наиболее типичными для фабричных ковров конца XVIII - начала XIX вв. являются плафонные композиции с выделенным в центре овалом или кругом. По основным членениям плоскости, орнаментальным мотивам и колориту они близки к росписям на потолках. Использование в коврах, расстилавшихся на полу, плафонных композиций не было случайностью. Это подсказывалось принципами оформления интерьера.

         Наряду с помещичьими и купеческими ковровыми фабриками, на которых работали в первую очередь приписные крестьяне и отчасти вольнонаёмные рабочие, производство ковров существовало во многих женских монастырях, среди городских мещан и сельского населения.

         В деревнях до отмены крепостного права ковроделие было развито главным образом среди государственных и монастырских крестьян.

Распространение ковроделия именно в среде русского крестьянства объяснялось тем, что государственные и монастырские крестьяне жили более обеспеченно, чем крепостные, имели некоторые запасы собственного сырья -шерсти, льна, конопли, для организации всевозможных домашних ремёсел: ткачества, вязания, вышивок, ковроделия как для собственного употребления, так и на продажу. Развитие побочных сельскому хозяйству отхожих промыслов и домашних ремёсел вызывало отчасти необходимостью уплаты государству денежных налогов.

1.2. Виды ковровой вышивки и швов

         Существует два основных вида вышивки в ковровой технике:

-  петельная. Это вышивка ковровой техникой с помощью специальной иглы для ковроткачества, когда создается узор из ряда петелек на основании выбранной схемы. В качестве основы для ковровой вышивки используется плотное полотно. Эта техника еще носит название «нетканый гобелен»;

-  узелковая. Здесь используется специальный крючок для ковровой техники.    

В качестве основы для узелковой ковровой вышивки используется виниловая канва. На переплетениях основы завязываются узелки из коротких ниточек, отсюда и название техники.

         Ковровой вышивкой пользовались еще наши бабушки. Огромные ковры вышивались в холодные зимние вечера. Потом эта техника немного осталась забытой, а сейчас снова возвращается к жизни.

Основные швы ковровой вышивки:

1) Шов «крестик»

Пожалуй, самым известным швом, считается «крестик». К слову, этот шов является основой для других швов в ковровой технике.

Первым делом по направлению слева направо нужно выполнить равномерный ряд стежков, как на половину крестика. Вторая же половина крестика будет выполняться в обратном направлении аналогичным образом.

2) Шов «удлиненный крестик»

Рабочую нить пропустить под углом через одну вертикальную и две горизонтальные нити канвы. Порядок работы, в этом случае, следующий: рабочая нить прокладывается в направлении шва справа налево, затем ее указанным способом покрывают стежками в направлении слева направо, а после этого идет второй ряд стежков, но в обратную сторону.

3) Шов «полукрестик»

При выполнении шва «полукрестик» нужно выбрать рабочую нить немного тоньше нити основы. Рабочая нить проводиться горизонтально справа налево, а потом поверх нее прокладываются стежки в обратном направлении.

4) «Косой гобеленовый шов»

         Можно выполнить разными способами:

- косой стежок делается через две нити канвы по ширине, и одну по высоте, которая проходит между двумя другими горизонтальными нитями, но, не перекрывая их;

- стежки прокладываются наискось через одну вертикальную и одну горизонтальную нити канвы, перекрывая первую. К слову, именно гобеленовый шов в различном исполнении очень схож со старинной ковровой вышивкой.

         Небольшой совет: при вышивке гобеленовым швом на пяльцах, нить нужно переводить на лицевую сторону с изнаночной. А если вышиваете без использования пялец, работу нужно перевернуть, когда оканчивается каждый ряд, и вывести иголку за последним стежком. Чтобы выполнить «косой и удлиненный  гобеленовый шов  », нужно

действовать так же, как и при вышивании обычного, но по вертикали взять три нити.

         Совсем немного усилий и терпения нужно приложить, чтобы самостоятельно создать мягкий и пушистый коврик, используя ковровую технику. Такое эксклюзивное изделие станет прекрасным подарком близким людям или же на протяжении долгих лет будет радовать вас. Кроме этого, ковровая техника вышивания дает возможность избавиться от огромного количества остатков пряжи, которые наверняка хранятся в закромах каждой рукодельницы без дела.

         Приложите максимум фантазии, и тогда у вас получится неповторимый шедевр, созданный своими руками. Процесс получения петель представлен на рисунке 1.

 

Техника изготовления и виды швов

(ковровая вышивка)

A description...

Рисунок 1 – Процесс получения петель

 

 

 

 

 

 

 

 

         2. Практическая часть

2.1. Выбор модели

Приступая к проектированию изделия, необходимо представить ряд вариантов, чтобы выявить существенные преимущества и недостатки. При выборе конструкции и технологии изготовления коврика определяем параметры, которые следует учесть:

          1) Назначение: использовать для украшения интерьера.

          2) Надежность: коврик не должен иметь явных пороков и дефектов.

          3) Долговечность: коврик не должен выгореть благодаря использованию более качественных материалов.

          4) Дизайн: изделие можно выполнить из контрастных цветов. Оригинальность изделия и качество отличают его от изделий промышленного производства.  Предлагаются три варианта ковриков.

 

 

 

 

Рисунок 1 -  Вариант №1

Этот рисунок  яркий, использовано много цветов. Мне хочется изготовить черно/зелено/серо-белый коврик.

 

 

 

 

 

Рисунок 2 -  Вариант №2

Вариант второй выполнен при помощи иглы, надо докупать цветную пряжу.

                                              

Рисунок 3 -  Вариант №3

Коврик этого варианта выполнен при помощи иглы из зеленой  и белой пряжи. Материал вполне доступный. Затраты на  производство этого коврика ниже, чем в первых двух вариантах так как нитки есть вналичии. Работа сложная, но интересная.                                              

Решила, что сделаю себе третий вариант. При изготовлении этого изделия я хотела бы закрепить знания и умения, полученные мной на уроках технологии. Процесс изготовления мне доступен, материал есть. Понадобится большая аккуратность в работе, терпение.

Выбор материала

Для изготовления коврика  я возьму пряжу белого и зеленого цвета фирмы Alize по одному мотку. Для основы мне понадобится ткань двунитка суровая, плотность 200г., размером 90х40 см. Ткань обычной ночной сорочки (приклею ее на изнаночную сторону), рама деревянная, акриловая гидроизоляция Rocks.

Выбор оборудования

           Для работы мне понадобится игла для ковровой вышивки, нитковдеватель, ножницы, линейка, ластик, карандаш, фломастер, шпатель, клеевой пистолет и стержни для него – 5 штук, строительный степлер и скобы для него.

         Техника безопасности  при работе с ножницами:

- инструмент использовать по назначению;

- нельзя класть ножницы на стол разомкнутыми концами;

- подавать ножницы кольцами вперед;

         Техника безопасности  при работе с иглой:

- инструмент использовать по назначению;

- хранить иголки в определённом месте (специальной коробке, чтобы не повредить острие иглы), не оставлять их на рабочем месте (столе);

- не пользоваться для шитья ржавой иголкой.

         Техника безопасности  при работе с клеевым пистолетом:

- нагрев прибора начнется сразу после его включения;

-  не прикасаться к соплу (кончику) пистолета и не трогать горячий клей;

- не направляйте сопло пистолета в лицо и глаза;

-  не оставлять без присмотра горячий прибор и горячий невысохший клей.

         Техника безопасности  при работе со стротельным степлером:

- при работе со степлером старайтесь не попадать скобой в скобу, это может привести к травме, отлетевшим при срабатывании степлера материалами;

- не используйте корпус степлера для добивания скоб;

- не производите выстрелов слишком близко к краю материала. Это может привести к сколу материала и его рикошету. Это опасно для вас и окружающих вас людей.

2.2  Технология изготовления изделия
        
Технологическая последовательность выполнения работы

1) Выбрать рисунок.

2) Подобрать ткань.

3) Перевести рисунок на ткань основы.

4) Закрепить ткань на рамку.

5) Подобрать нитки для вышивки.

6)  Подобрать иголку по толщине нити и ножницы.

7) Вдеть нитку в иголку.

8) Вышить контуры рисунка.

9) Вышить среднюю часть рисунка.

10) Снять ткань с рамки.

11) Подшить края вышивки.

12) Обработать изнанку клеем.

13) Пришить ткань на изнаночную сторону.

         Технологическая карта изготовления ковровой вышивки представлена в таблице 1.

         Таблица 1 - Технологическая карта

Операция

Изображение

1)Закрепить ткань на рамку

 


2) Перевести рисунок на ткань основы

3)Заправка нитки или пряжи в иглу, предназначенную для ковровой вышивки.

Нитка вводится сверху вниз в стержень иглы, а дальше вдевается в ушко со стороны лезвия

4)Проколоть ткань иглой с изнаночной стороны (где нарисован рисунок), образовать петлю на лицевой стороне и обратно вывести иглу на лицевую сторону. Далее так же образовать следующие петли на расстоянии 3-5 мм друг от друга

5)Вышивка выполняется слева направо, расположив иглу над тканью под укло­ном (при этом ушко иглы должно прилегать к ткани, а лезвие иглы всегда долж­но находиться сверху)


Продолжение таблицы 1

6)Вид вышитого изделия с лицевой стороны

7)Изнаночную сторону коврика

промазать клеем для придания

прочности.

Определить качество:

- высота ворса;

- плотность нитей и устойчивость окраски.

 

Себестоимость изделия представлена в таблице 2.

Таблица 2 - Себестоимость изделия

п/п

Наименование

Цена за единицу (л., шт., кг.)

Количество израсходованного материала

Стоимость

1.

Ткань двунитка суровая

220 - 00

90х40 см

150-00

2.

Ткань хлопковая

180 - 00

90х40 см

0 - 00

3.

Пряжа белого и зеленого цвета

180 - 00

2 шт.

0 - 00

4.

Акриловая гидроизоляция Rocks

307 -00

½ банки

153-50

5.

Клеевой пистолет и стержни

Был в наличии

5 шт. стержней

50-00

6.

Строительный степлер и скобы для него

Был в наличии

60 штук

0-00

Итого

353 -50

 

Стоимость составила 353 рублей 50 кпеек. На мой взгляд, это не высокая цена по отношению к товару, который продается сегодня на рынке или в магазине. Изготавливая свой проект, я не нарушала экологию природы и свое здоровье.

 

 

 

Заключение

         При выполнении проекта были использованы знания таких предметов, как труд (технология), черчение, изобразительное искусство. Работа над проектом - это полезный и увлекательный труд, она прививает художественный вкус. Способствует общему развитию, доставляет много положительных эмоций. Данное изделие будет хорошим подарком к великому празднику, а в дальнейшем послужит украшением квартиры; приобретенный опыт поможет в дальнейшей жизни.

         В любой работе над изделием всегда можно определить положительные стороны проекта:

1) Цель достигнута.

2) Материалы доступны.

3) Технология изготовления посильна.

4) Вписывается в круг потребностей, предъявляемых к проекту.

5) Полученый при изготовлении изделия опыт пригодится в будущем.

         Я сделала большую работу. Смотря на неё, я радуюсь, потому что я сделала её собственными руками. Такую работу не купить в магазине, и обошлась она мне не дорого.

         Закончив работу, в результате я улучшила свои знания и навыки, которые в дальнейшем я буду развивать и улучшать.

         Коврик ко дню рождения  мамы создаст неповторимость и уют в доме. Конечно, изготовление ковриков можно рассматривать как один из способов заработка денег. Но, на мой взгляд, такое отношение к любому виду декоративно - прикладного искусства обедняет жизнь человека. Самое главное - это творчество. Сотворить прекрасное могут не только профессионалы, может каждый человек, было бы желание. Творя что - то новое, человек становится добрее и радостнее от того, что у него всё получается.

Список использованной литературы

1)    Баженов, В. И. Материаловедение. - М. : Лёгкая ин­дустрия, 1992.

2)    Гончарова, Т. А. Рукоделие. — М. : ВЕЧЕ, 2004.

3)    Ерёменко,  Т. И. Иголка-волшебница. - М. : Просве­щение, 1988.

4)    Максимова М., Кузьмина.-  М. Вышивка. Первые шаги. - М. : ЭКСМО, 2016.

5)                http://tehnologi.su/polnyi-yrok-po-vyshivke-v-kovrovoi-tehnike/

6)                http://www.9linesmag.com/?p=1615

7)                http://womanadvice.ru/kovrovaya-vyshivka


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное образовательное учреждение «Каслинская средняя образовательная школа №24»

Муниципальное образовательное учреждение «Каслинская средняя образовательная школа №24»

Содержание Введение 3 1

Содержание Введение 3 1

Введение Сейчас очень модно украшать свой дом изделиями ручной работы или дарить их кому-то

Введение Сейчас очень модно украшать свой дом изделиями ручной работы или дарить их кому-то

Теоретическая часть 1.1. История русской ковровой вышивки

Теоретическая часть 1.1. История русской ковровой вышивки

Узорными тканями и коврами покрывали буквально всё: столы, лавки, укладки, сундуки, завешивали стены, устилали полы

Узорными тканями и коврами покрывали буквально всё: столы, лавки, укладки, сундуки, завешивали стены, устилали полы

Однако тот факт, что дошедшие до наших дней крестьянские ковры первой половины

Однако тот факт, что дошедшие до наших дней крестьянские ковры первой половины

Изготовление ковров из пряжи собственного домашнего производства и окраска её местными и покупными растительными красителями было характерно для многих мелких помещичьих мастерских, в то время…

Изготовление ковров из пряжи собственного домашнего производства и окраска её местными и покупными растительными красителями было характерно для многих мелких помещичьих мастерских, в то время…

В деревнях до отмены крепостного права ковроделие было развито главным образом среди государственных и монастырских крестьян

В деревнях до отмены крепостного права ковроделие было развито главным образом среди государственных и монастырских крестьян

Первым делом по направлению слева направо нужно выполнить равномерный ряд стежков, как на половину крестика

Первым делом по направлению слева направо нужно выполнить равномерный ряд стежков, как на половину крестика

Совсем немного усилий и терпения нужно приложить, чтобы самостоятельно создать мягкий и пушистый коврик, используя ковровую технику

Совсем немного усилий и терпения нужно приложить, чтобы самостоятельно создать мягкий и пушистый коврик, используя ковровую технику

Практическая часть 2.1. Выбор модели

Практическая часть 2.1. Выбор модели

Вариант второй выполнен при помощи иглы, надо докупать цветную пряжу

Вариант второй выполнен при помощи иглы, надо докупать цветную пряжу

Техника безопасности при работе с иглой: - инструмент использовать по назначению; - хранить иголки в определённом месте (специальной коробке, чтобы не повредить острие иглы), не…

Техника безопасности при работе с иглой: - инструмент использовать по назначению; - хранить иголки в определённом месте (специальной коробке, чтобы не повредить острие иглы), не…

Вышить среднюю часть рисунка. 10)

Вышить среднюю часть рисунка. 10)

Продолжение таблицы 1 6)Вид вышитого изделия с лицевой стороны 7)Изнаночную сторону коврика промазать клеем для придания прочности

Продолжение таблицы 1 6)Вид вышитого изделия с лицевой стороны 7)Изнаночную сторону коврика промазать клеем для придания прочности

Заключение При выполнении проекта были использованы знания таких предметов, как труд (технология), черчение, изобразительное искусство

Заключение При выполнении проекта были использованы знания таких предметов, как труд (технология), черчение, изобразительное искусство

Список использованной литературы 1)

Список использованной литературы 1)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.10.2024
Посмотрите также: