Работа
Оценка 4.7

Работа

Оценка 4.7
doc
23.10.2024
Работа
Программа факультатива. 7 класс. Бачурин Р.Б..doc

 

Факультативный курс «Я – исследователь».

 

Пояснительная записка.

 

         Курс предназначен для учащихся 8-9 класса и рассчитан на 34 часа.

         Здоровье – одна из несомненных ценностей человека. Показатели здоровья являются наиболее объективными и надёжными критериями благоприятного или неблагоприятного влияния факторов внешней среды на рост и развитие организма. Их знание позволяет обосновать профилактические мероприятия по охране и укреплению здоровья.

         Одним из важных показателей здоровья является физическое развитие человека. Оценка функциональных возможностей организма выявляет степень развития дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Изучение психологических особенностей личности позволяет раскрыть свои потенциальные способности.

         

         Цель курса: познакомить учащихся с методами исследования функциональных возможностей организма для выявления гармоничности своего развития, показателей своего здоровья, расширение знаний учащихся о психологических особенностях своей личности.

        

         Задачи:

- раскрытие способов оценки показателей здоровья своего организма, методов изучения психологических особенностей личности;

- освоение учащимися методик исследования организма;

- создание условий для развития исследовательских навыков у учащихся.

        

        В результате изучения курса учащиеся должны:

 

знать:

- методики оценки показателей своего здоровья по антропометрическим данным, по функциональным пробам;

- методы лабораторных исследований психологических характеристик;

- основные физиологические и психологические понятия.

 

уметь:

- проводить антропометрические измерения, пользоваться тонометром, динамометром;

- анализировать полученные данные и делать выводы;

- оформлять результаты исследований;

- использовать методики для тренировки психических функций: памяти, внимания, мышления.

 

Учебно-методический комплекс:

 

Алексеев. С.В., Груздева Н.В., Муравьёв А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии: Учебное пособие / Под ред. С.В. Алексеева. – М.: АО МДС, 1996. – 196с.

Биология. 9 класс: предпрофильная подготовка: сборник программ элективных курсов / сост. И.П. Чередниченко. – Волгоград: Учитель, 2006. – 203 с.

 

 

 

 

 

 

Содержание.

 

  1. Введение (1 ч).

Методы исследования показателей здоровья человека. Знакомство с медицинским оборудованием.

 

  1. Изучение показателей здоровья человека (14 ч).

 

 Самооценка здоровья. Диагностика  здоровья по состоянию ногтей. Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия. Определение гармоничности физического развития по антропометрическим данным. Изучение функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы. Гарвардский степ-тест. Ортостатическая проба.

Функциональная проба: Реакция ССС на дозированную нагрузку. Изучение функционального состояния дыхательной системы. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Измерение жизненной ёмкости лёгких. Функциональная проба с задержкой дыхания до и после нагрузки.

 

  1. Физиологические основы ощущения, восприятия, памяти, воображения, мышления (8 ч).

Роль анализаторов в познании мира. Ощущение – первичный сигнал действительности.

Память. Типы и качества памяти. Методы рационального заучивания. Воспроизводящее и творческое воображение. Речь и мышление. Способы организации умственной деятельности.

 

  1. Физиологические основы деятельности. Воля. Внимание. Сознание (8 ч).

Произвольные и непроизвольные движения. Потребность – источник деятельности. Анализ волевого действия. Упрямство и настойчивость, внушение и внушаемость. Внимание. Непроизвольное и произвольное. Тренировка произвольного внимания.

Сознание. Навыки, умения. Вредные и полезные привычки.

 

     5.   Типы высшей нервной деятельности человека (3ч).

Темперамент. Определение типа темперамента. Типологические особенности человека.

Интересы, склонности и способности. Условия реализации способностей личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

курса « Я – исследователь».

 

Тема

Тема занятия

Практическая работа

Дата

1.Введение

(1 ч)

  1.

 

 

Методы исследования показателей здоровья человека.

Знакомство с медицинским оборудованием.

 

 

П.Р.№1

 

 

2. Изучение

показателей здоровья       человека

(14 ч)

    

     1.

 

    

      2.

     3.

     4.

 

    

5.

 

   

 6.

     7.

     8.

 

     9.

 

1   10.

    

     11.

12.

 

 

13.

14.

 

Самооценка здоровья.

Диагностика  здоровья по состоянию ногтей.

Выявление нарушений осанки.

Выявление плоскостопия.

Определение гармоничности физического развития по антропометрическим данным.

Изучение функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы.

Гарвардский степ-тест.

Ортостатическая проба.

Функциональная проба: Реакция ССС на дозированную нагрузку.

Изучение функционального состояния дыхательной системы.

Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.

Измерение жизненной ёмкости лёгких. Функциональная проба с задержкой дыхания до и после нагрузки.

Анализ полученных результатов.

Обобщение полученных данных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П.Р.№2 П.Р.№3

П.Р.№4 П.Р.№5

 

 

 

П.Р.№ 6

П.Р.№7

П.Р.№ 8

 

 

 

П.Р.№9

 

П.Р.№ 10

П.Р.№11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Физиологические основы ощущения, восприятия, памяти, воображения, мышления.

( 8 ч)

 

      1.

      2.

 

 

 

 

 

       3.

 

      4.

      5.

 

 

      6.

 

 

      7.

 

 

      8.

Роль анализаторов в познании мира.

Ощущение – первичный сигнал действительности.

Определение относительного и абсолютного порога ощущений. Получение зрительных и тактильных иллюзий.

Память. Типы и качества памяти. Методы рационального заучивания.

Определение типа памяти.

Определение объёма кратковременной

памяти. Объём памяти при механичес-

ком и логическом запоминании.

Воспроизводящее и творческое воображение. Выявление особенностей воображения.

Речь и мышление. Выявление особенностей мышления с помощью тестов.

Способы организации умственной деятельности.

 

 

 

 

П.Р.№12

 

 

 

 

 

П.Р.№13

П.Р.№14

 

 

 

П.Р.№15

 

П.Р.№16

 

 

  1. Физиологические основы деятельности. Воля. Внимание. Сознание

( 8 ч)

   1.

 

   2.

 

   3.

 

   4.

 

   5.

  

   6.

   7.

 

   8.

 

  

Воля. Произвольные и непроизволь -ные движения.

Потребность – источник деятельности. Анализ волевого действия.

Упрямство и настойчивость, внушение и внушаемость.

Внимание. Непроизвольное и произвольное.

Определение устойчивости и объёма внимания.

Тренировка произвольного внимания.

Выявление взаимосвязи между вниманием и работоспособностью.

Сознание. Навыки, умения. Вредные и полезные привычки.

Выявление закономерностей выработ- ки любого навыка путём моделирова-

ния (выработка навыка зеркального письма).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П.Р.№16

 

П.Р.№17

П.Р.№18

 

 

 

П.Р.№19

 

 

  1. Типы высшей нервной деятель-

ности человека.

( 3ч)

   1.

 

   2.

 

   3.

Темперамент. Определение типа темперамента.

Типологические особенности человека.

Интересы, склонности и способности.

Условия реализации способностей личности.

 

П.Р.№20

 

П.Р.№21

 

П.Р.№22

 

 

 


Факультативный курс «Я – исследователь»

Факультативный курс «Я – исследователь»

Содержание. Введение (1 ч)

Содержание. Введение (1 ч)

Календарно-тематическое планирование курса «

Календарно-тематическое планирование курса «

Физиологические основы ощущения, восприятия, памяти, воображения, мышления

Физиологические основы ощущения, восприятия, памяти, воображения, мышления
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.10.2024
Посмотрите также: