Факультативный курс «Я – исследователь».
Пояснительная записка.
Курс предназначен для учащихся 8-9 класса и рассчитан на 34 часа.
Здоровье – одна из несомненных ценностей человека. Показатели здоровья являются наиболее объективными и надёжными критериями благоприятного или неблагоприятного влияния факторов внешней среды на рост и развитие организма. Их знание позволяет обосновать профилактические мероприятия по охране и укреплению здоровья.
Одним из важных показателей здоровья является физическое развитие человека. Оценка функциональных возможностей организма выявляет степень развития дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Изучение психологических особенностей личности позволяет раскрыть свои потенциальные способности.
Цель курса: познакомить учащихся с методами исследования функциональных возможностей организма для выявления гармоничности своего развития, показателей своего здоровья, расширение знаний учащихся о психологических особенностях своей личности.
Задачи:
- раскрытие способов оценки показателей здоровья своего организма, методов изучения психологических особенностей личности;
- освоение учащимися методик исследования организма;
- создание условий для развития исследовательских навыков у учащихся.
В результате изучения курса учащиеся должны:
знать:
- методики оценки показателей своего здоровья по антропометрическим данным, по функциональным пробам;
- методы лабораторных исследований психологических характеристик;
- основные физиологические и психологические понятия.
уметь:
- проводить антропометрические измерения, пользоваться тонометром, динамометром;
- анализировать полученные данные и делать выводы;
- оформлять результаты исследований;
- использовать методики для тренировки психических функций: памяти, внимания, мышления.
Учебно-методический комплекс:
Алексеев. С.В., Груздева Н.В., Муравьёв А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии: Учебное пособие / Под ред. С.В. Алексеева. – М.: АО МДС, 1996. – 196с.
Биология. 9 класс: предпрофильная подготовка: сборник программ элективных курсов / сост. И.П. Чередниченко. – Волгоград: Учитель, 2006. – 203 с.
Содержание.
Методы исследования показателей здоровья человека. Знакомство с медицинским оборудованием.
Самооценка здоровья. Диагностика здоровья по состоянию ногтей. Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия. Определение гармоничности физического развития по антропометрическим данным. Изучение функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы. Гарвардский степ-тест. Ортостатическая проба.
Функциональная проба: Реакция ССС на дозированную нагрузку. Изучение функционального состояния дыхательной системы. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Измерение жизненной ёмкости лёгких. Функциональная проба с задержкой дыхания до и после нагрузки.
Роль анализаторов в познании мира. Ощущение – первичный сигнал действительности.
Память. Типы и качества памяти. Методы рационального заучивания. Воспроизводящее и творческое воображение. Речь и мышление. Способы организации умственной деятельности.
Произвольные и непроизвольные движения. Потребность – источник деятельности. Анализ волевого действия. Упрямство и настойчивость, внушение и внушаемость. Внимание. Непроизвольное и произвольное. Тренировка произвольного внимания.
Сознание. Навыки, умения. Вредные и полезные привычки.
5. Типы высшей нервной деятельности человека (3ч).
Темперамент. Определение типа темперамента. Типологические особенности человека.
Интересы, склонности и способности. Условия реализации способностей личности.
Календарно-тематическое планирование
курса « Я – исследователь».
Тема |
№ |
Тема занятия |
Практическая работа |
Дата |
1.Введение (1 ч) |
1.
|
Методы исследования показателей здоровья человека. Знакомство с медицинским оборудованием. |
П.Р.№1 |
|
2. Изучение показателей здоровья человека (14 ч) |
1.
2. 3. 4.
5.
6. 7. 8.
9.
1 10.
11. 12.
13. 14. |
Самооценка здоровья. Диагностика здоровья по состоянию ногтей. Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия. Определение гармоничности физического развития по антропометрическим данным. Изучение функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы. Гарвардский степ-тест. Ортостатическая проба. Функциональная проба: Реакция ССС на дозированную нагрузку. Изучение функционального состояния дыхательной системы. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Измерение жизненной ёмкости лёгких. Функциональная проба с задержкой дыхания до и после нагрузки. Анализ полученных результатов. Обобщение полученных данных.
|
П.Р.№2 П.Р.№3 П.Р.№4 П.Р.№5
П.Р.№ 6 П.Р.№7 П.Р.№ 8
П.Р.№9
П.Р.№ 10 П.Р.№11
|
|
( 8 ч)
|
1. 2.
3.
4. 5.
6.
7.
8. |
Роль анализаторов в познании мира. Ощущение – первичный сигнал действительности. Определение относительного и абсолютного порога ощущений. Получение зрительных и тактильных иллюзий. Память. Типы и качества памяти. Методы рационального заучивания. Определение типа памяти. Определение объёма кратковременной памяти. Объём памяти при механичес- ком и логическом запоминании. Воспроизводящее и творческое воображение. Выявление особенностей воображения. Речь и мышление. Выявление особенностей мышления с помощью тестов. Способы организации умственной деятельности.
|
П.Р.№12
П.Р.№13 П.Р.№14
П.Р.№15
П.Р.№16
|
|
( 8 ч) |
1.
2.
3.
4.
5.
6. 7.
8.
|
Воля. Произвольные и непроизволь -ные движения. Потребность – источник деятельности. Анализ волевого действия. Упрямство и настойчивость, внушение и внушаемость. Внимание. Непроизвольное и произвольное. Определение устойчивости и объёма внимания. Тренировка произвольного внимания. Выявление взаимосвязи между вниманием и работоспособностью. Сознание. Навыки, умения. Вредные и полезные привычки. Выявление закономерностей выработ- ки любого навыка путём моделирова- ния (выработка навыка зеркального письма).
|
П.Р.№16
П.Р.№17 П.Р.№18
П.Р.№19
|
|
ности человека. ( 3ч) |
1.
2.
3. |
Темперамент. Определение типа темперамента. Типологические особенности человека. Интересы, склонности и способности. Условия реализации способностей личности.
|
П.Р.№20
П.Р.№21
П.Р.№22
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.