Публичная презентация проекта
«Работа над словами с непроверяемыми написаниями с помощью методов ассоциаций в курсе начальной школы»
Токаревой Татьяны
Владимировны, учителя начальных классов высшей квалификационнойкатегории МБУ лицея №51 г.Тольятти, стаж работы 26 лет.
Цель: теоретически обосновать содержание и разработать методические приемы обучения написанию словарных слов с помощью ассоциативных связей.
Задачи:
- изучить состояние проблемы;
теоретически обосновать и практически доказать целесообразность введения разнообразных видов работы над словами с непроверяемыми написаниями;
разработать методические приемы обучения, включающие ассоциативные связи;
создать условия для лучшего запоминания правописания словарных слов, развития творческих способностей учащихся.
Методика работы.
Записать словарное слово и поставить ударение.
Например: завод.
Выделить (подчеркнуть, обвести) «опасный» слог
Например: за - вод.
Выписать отдельно слог, выделив (размером, цветом) сомнительную орфограмму.
Например: за, зА.
Найти ассоциативный образ и записать его напротив словарного слова.
Например: завод - папа, гайка, детали, мастер, сталь, трактор, труба, ВАЗ, зарплата.
Найти букву в рисунке, которую нужно запомнить, выделив ее ярким цветом.
Виды работ с непроверяемыми написаниями
Творческие диктанты.
Зрительные диктанты.
Выборочные диктанты.
Элементы программированного обучения.
Группировка и запись слов по орфографическим признакам.
Сопоставление и запись слов с «противоположными» или «близкими»
по значению.
Приём дописывания таблиц.
Составление предложений с данными словами.
Решение и составление кроссвордов.
Решение проблемных ситуаций (ТРИЗ).
Сочинение по опорным словам.
Сочинение сказки по её началу.
Стихотворчество (РТВ).
Сочинение сказки по ее началу
К словам нужно относиться очень внимательно. К примеру, в сказочных историях, как в любой художественной речи, нужно словами рисовать все, что происходит, передавать настроение, чувства.
Вообразите зимний день, много снежинок падает на землю, одна красивее другой. Каждая из них о чем-то думает, чего-то ждет, с каждой из них что-то произойдет…
А теперь представьте себе свою снежинку, найдите слова, которыми ее можно описать.
Стихотворчество - развитие творческого воображения (РТВ)
Предлагаю учащимся несколько рифмованных строк, среди которых есть непроверяемое слово, и даю задание продолжить стихотворение.
Я багаж с собой беру
И в вагон седьмой бегу…
Дети дописывают «стихотворение» дома, заносят в специальную тетрадь для творческих работ.
Стихи моих учеников
Я багаж с собой беру
И в вагон седьмой бегу…
Там друзья мои сидят Проводник меня встречает Я уеду в электричке,
И о разном говорят. И с улыбкой пропускает. Я на горы посмотрю.
Соберу грибов лукошко,
Скоро буду дома я, До вагона добегаю Я их маме принесу.
Рада будет вся родня! И приятеля встречаю. Возвращаемся назад:
Снова горы, снова сад.
А в вагоне проводник Опоздать боюсь сейчас- И, довольные собой,
Предъявить билет велит. Добирался целый час. Приезжаем мы домой.
Начал я искать билет, Только вышел на перрон,
А билета-то и нет. Тут и тронулся вагон. Только в двери я вошел,
Тут кондуктор подошел:
Забежал я на перрон А в вагоне грустно, - Предъявите свой билет!-
И увидел свой вагон. Потому что пусто. Был билет, билета нет…
Отдышался я немножко Только дырка есть в кармане.
И уселся у окошка. Я бегу, бегу, бегу, - А порвали вы ведь сами?
Свой вагон я не найду. Выходите, гражданин,
Хоть вы важный господин,
Но скажу теперь я честно:
Не берем мы вас без места!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.