Работа над словами с непроверяемыми написаниями с помощью методов ассоциаций в курсе начальной школы
Оценка 4.6

Работа над словами с непроверяемыми написаниями с помощью методов ассоциаций в курсе начальной школы

Оценка 4.6
Руководства для учителя
pptx
русский язык +1
Взрослым
04.04.2017
Работа над словами с непроверяемыми написаниями с помощью методов ассоциаций в курсе начальной школы
На протяжении столетий основные методические принципы обучения право¬писанию оставались неизменными и предполагали в первую очередь четкое и ясное усвоение правил, исключений из них, запоминание трудных и не поддающихся проверке слов и упорную многочасовую отработку практических навыков: упражне¬ния, диктанты, изложения, сочинения. Однако все эти классические методики никогда не ориентировались на психологию восприятия языка, особенно на ее возрастные аспекты. Если взрослому человеку нетрудно понять, что настоящее образование не развлечение, а труд, то ребенку усвоить эту аксиому значительно сложнее. Большие изменения происходят в процессах памяти младшего школьника. Придя в школу, дети уже умеют запоминать произвольно, однако это умение несовершенно. Так, первоклассник часто не помнит, что было задано на дом (для этого требуется произвольное запоминание), хотя легко и быстро запоминает то, что интересно, что вызывает сильные чувства (непроизвольно). Чувства оказывают очень большое влияние на быстроту и прочность запоминания. Поэтому дети легко запоминают песни, стихи, сказки, которые вызывают яркие образы и сильные переживания. Непроизвольное запоминание играет большую роль в учебной деятельности младшего школьника. Как показывают исследования А. А. Смирнова, П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьева, дети без особых усилий запоминают материал, с которым они действуют. К третьему классу непроизвольное запоминание становится более продуктивным. Способом, облегчающим запоминание и последующее воспроизведение, является соотнесение того, что запоминается, с чем-либо известным или сопоставление отдельных частей, вопросов внутри запоминаемого материала. Развитие этого процесса идет от непосредственного запоминания с опорой на внешние вспомогательные средства (предметы и картины), а затем - на внутренние (составление плана, воспроизведение вслух или про себя, нахождение сходства между новым и старым)Не секрет, что современные дети мало читают, в большинстве своем косноязычны, их лексический запас ограничен, и поэтому проблема грамотности для них оказывается едва ли не самой сложной. Особенно это актуально в техническом лицее, где я работаю. В связи с этим мною была выбрана тема исследовательского проекта: «Работа над словами с непроверяемыми написаниями с помощью методов ассоциаций в курсе начальной школы». Работая с учениками над словами с непроверяемыми написаниями, я постоянно сталкивалась с проблемой того, что детям очень трудно запомнить написание слова, которое не поддаётся "законам" орфографии. Поэтому я поставила перед собой цель: теоретически обосновать содержание и разработать методические приемы обучения написанию словарных слов с помощью ассоциативных связей.
Работа над словами с непроверяемыми написаниями.pptx

Публичная презентация проекта «Работа над словами с непроверяемыми написаниями с помощью методов ассоциаций в курсе начальной школы»

Публичная презентация проекта «Работа над словами с непроверяемыми написаниями с помощью методов ассоциаций в курсе начальной школы»



Публичная презентация проекта

«Работа над словами с непроверяемыми написаниями с помощью методов ассоциаций в курсе начальной школы»
Токаревой Татьяны
Владимировны, учителя начальных классов высшей квалификационной категории МБУ лицея №51 г.Тольятти, стаж работы 26 лет.

Цель: теоретически обосновать содержание и разработать методические приемы обучения написанию словарных слов с помощью ассоциативных связей

Цель: теоретически обосновать содержание и разработать методические приемы обучения написанию словарных слов с помощью ассоциативных связей

Цель: теоретически обосновать содержание и разработать методические приемы обучения написанию словарных слов с помощью ассоциативных связей.

Задачи:
- изучить состояние проблемы;
теоретически обосновать и практически доказать целесообразность введения разнообразных видов работы над словами с непроверяемыми написаниями;
разработать методические приемы обучения, включающие ассоциативные связи;
создать условия для лучшего запоминания правописания словарных слов, развития творческих способностей учащихся.

Организация работы над словами с непроверяемыми написаниями

Организация работы над словами с непроверяемыми написаниями


Организация работы над словами с непроверяемыми написаниями.

Знакомство со словом.

Тренировка памяти при запоминании правильного написания слов.

Методы ассоциативного представления словарных слов

Методы ассоциативного представления словарных слов

Методы ассоциативного представления словарных слов. Применение теории изобретательских задач (ТРИЗ) и развития творческого воображения (РТВ)
Метод графических ассоциаций.
Метод звуковых ассоциаций.
Комбинированный метод ассоциаций.

Методика работы. Записать словарное слово и поставить ударение

Методика работы. Записать словарное слово и поставить ударение

Методика работы.

Записать словарное слово и поставить ударение.
Например: завод.
Выделить (подчеркнуть, обвести) «опасный» слог
Например: за - вод.
Выписать отдельно слог, выделив (размером, цветом) сомнительную орфограмму.
Например: за, зА.
Найти ассоциативный образ и записать его напротив словарного слова.
Например: завод - папа, гайка, детали, мастер, сталь, трактор, труба, ВАЗ, зарплата.
Найти букву в рисунке, которую нужно запомнить, выделив ее ярким цветом.

Работа над словами с непроверяемыми написаниями с помощью методов ассоциаций в курсе начальной школы

Работа над словами с непроверяемыми написаниями с помощью методов ассоциаций в курсе начальной школы

Работа над словами с непроверяемыми написаниями с помощью методов ассоциаций в курсе начальной школы

Работа над словами с непроверяемыми написаниями с помощью методов ассоциаций в курсе начальной школы

Виды работ с непроверяемыми написаниями

Виды работ с непроверяемыми написаниями

Виды работ с непроверяемыми написаниями
Творческие диктанты.
Зрительные диктанты.
Выборочные диктанты.
Элементы программированного обучения.
Группировка и запись слов по орфографическим признакам.
Сопоставление и запись слов с «противоположными» или «близкими»
по значению.
Приём дописывания таблиц.
Составление предложений с данными словами.
Решение и составление кроссвордов.
Решение проблемных ситуаций (ТРИЗ).
Сочинение по опорным словам.
Сочинение сказки по её началу.
Стихотворчество (РТВ).


Сочинение сказки по ее началу

К словам нужно относиться очень внимательно. К примеру, в сказочных историях, как в любой художественной речи, нужно словами рисовать все, что происходит, передавать настроение, чувства.
Вообразите зимний день, много снежинок падает на землю, одна красивее другой. Каждая из них о чем-то думает, чего-то ждет, с каждой из них что-то произойдет…
А теперь представьте себе свою снежинку, найдите слова, которыми ее можно описать.

Стихотворчество - развитие творческого воображения (РТВ)
Предлагаю учащимся несколько рифмованных строк, среди которых есть непроверяемое слово, и даю задание продолжить стихотворение.
Я багаж с собой беру
И в вагон седьмой бегу…
Дети дописывают «стихотворение» дома, заносят в специальную тетрадь для творческих работ.

Стихи моих учеников Я багаж с собой беру

Стихи моих учеников Я багаж с собой беру

Стихи моих учеников

Я багаж с собой беру
И в вагон седьмой бегу…
Там друзья мои сидят Проводник меня встречает Я уеду в электричке,
И о разном говорят. И с улыбкой пропускает. Я на горы посмотрю.
Соберу грибов лукошко,
Скоро буду дома я, До вагона добегаю Я их маме принесу.
Рада будет вся родня! И приятеля встречаю. Возвращаемся назад:
Снова горы, снова сад.
А в вагоне проводник Опоздать боюсь сейчас- И, довольные собой,
Предъявить билет велит. Добирался целый час. Приезжаем мы домой.
Начал я искать билет, Только вышел на перрон,
А билета-то и нет. Тут и тронулся вагон. Только в двери я вошел,
Тут кондуктор подошел:
Забежал я на перрон А в вагоне грустно, - Предъявите свой билет!-
И увидел свой вагон. Потому что пусто. Был билет, билета нет…
Отдышался я немножко Только дырка есть в кармане.
И уселся у окошка. Я бегу, бегу, бегу, - А порвали вы ведь сами?
Свой вагон я не найду. Выходите, гражданин,
Хоть вы важный господин,
Но скажу теперь я честно:
Не берем мы вас без места!

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2017