Работа с текстом как средство формирования учебно-познавательных универсальных учебных действий (выступление на педагогических чтениях).
Оценка 4.8

Работа с текстом как средство формирования учебно-познавательных универсальных учебных действий (выступление на педагогических чтениях).

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
русский язык
Взрослым
31.03.2017
Работа с текстом как средство формирования  учебно-познавательных универсальных учебных действий (выступление на педагогических чтениях).
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. В статье представлены основные этапы работы с текстом.
Работа с текстом как средство формирования.docx

Работа с текстом как средство формирования
учебно-познавательных универсальных учебных действий (выступление на педагогических чтениях).

                                                                                                            Иванова Т.В.

Слайд 1

Работа с текстом как средство формирования учебно-познавательных универсальных учебных действий

 Моление о Слове (Илья Рейдерман)
        
                 «Я глубоко ушёл в немеющее время»
                                                Осип Мандельштам

Я глубоко ушёл в немеющее время,
чтоб в будущее углядеть просвет.
Простите же, что я не с вами всеми, –
и что меня на рынках ваших нет.
Ищу остатки рухнувшего храма.
Что чтите вы – не ведая о том?
Ах, может, в самом деле, – в том и драма,
что молитесь на месте вы пустом.
Вы молитесь тому, чьё имя – пусто.
Вы молитесь дыре, в которой свет.
Ну а она – не ложе ли Прокруста,
в котором в душу встраивают бред?
«Тот свет»? Уже он создан. Перед нами
сознанье усыпляющий туман.
Спим наяву. Мы одержимы снами.
И душу – экранирует экран!
Туда ли слать моления о чуде?
(Ты мог бы быть живым, иным быть мог!)
А из дыры  – потоки словоблудья,
неудержимый образов поток.
…Я глубоко ушёл в немеющее время.
Оно измаялось от немоты.
И слова в нём несказанного бремя.
Дано ли  угадать его черты?
Да, Слово нужно – не изображенье,
не новый идол (смолкни и смотри!)
Лишь в слове – смысл. Лишь в нём преображенье. 
И свет, что вспыхнуть должен изнутри.  

· 

Слайд 2

          Любой человек в современном мире, не замечая этого, живет среди текстов и сам то и дело вынужден их создавать. Тексты буквально преследуют нас: реклама на стенке вагона в метро, информация по радио, телевидению, доклад на собрании, заявление при приеме на работу, сообщение, отправленное по мобильному телефону или через интернет… И это уже не говоря о широком, семиотическом  ( наука о знаковых системах - семиотика) понимании этого термина, когда текстом считается и танец, и система дорожных знаков, и чек из продовольственного магазина.

        Работа с текстом является одним из определяющих критериев оценки единого государственного экзамена в части «С» по гуманитарным дисциплинам. Текстами учащиеся пользуются при изучении всех предметов (пересказ параграфа учебника, самостоятельная работа по дополнительным источникам), поэтому обучение работе с текстом следует вести на межпредметном уровне. Текст – это способ философствования, это ответ на спрашивание. Надо понять над каким вопросом размышлял автор, создавая его. Нем. философ Гадамер

         Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как “научить учиться”. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

         Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

        В широком значении термин “универсальные учебные действия” означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

        В более узком (собственно психологическом значении) термин “универсальные учебные действия” можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функции универсальных учебных действий включают:

·                     обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

·                     создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;

·                     обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

        Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного образовательно-воспитательного процесса.

         И в педагогической науке, и в практике образования высоко оценивается значимость метапредметных (общеучебных) действий ученика, его общеучебных умений или действий в работе с информацией и коммуникативных умений, проявляющихся в коллективной познавательной деятельности.      

        Концепция развития универсальных учебных действий для школьного образования рассматривает их как существенную психологическую составляющую образовательного процесса и признает целенаправленное формирование универсальных учебных действий (УУД) важным условием повышения эффективности образовательного процесса.

      Не менее сложной в деятельности учителя будет организация работы ученика с информацией. Поиск, применение и представление учеником информации, её преобразование, использование и хранение, проверка достоверности и т. д.

Личностная составляющая универсальных учебных действий включает личное самоопределение в учебной деятельности, поиск смысла и мотива деятельности, её цель и значение для ученика. Предусматривается и нравственно-этическая ориентация в изучаемой информации.

Регулятивные универсальные учебные действия предусматривают весь спектр умений регулирующих учение: постановку целей и задач, планирование действий, контроль и коррекцию результата, саморегуляцию. Понимание регулятивной информации, следование ей в практических действиях - важная составляющая универсальных учебных действий.

Коммуникативные универсальные учебные действия предполагают учебное сотрудничество и взаимодействие как с учителем, так и с учащимися, умение вести диалог, участвовать в дискуссиях, уметь отстаивать свое мнение, разрешать конфликты и т. д. Данные учебные действия требуют особых риторических умений, основанных на ценностно-смысловом владении информацией.

Познавательные универсальные учебные действия включают общеучебные, логические действия, постановку и решение учебных проблем, связанных с содержанием учебной информации, ее поиском, структурированием, хранением и успешным представлением-презентацией.

       Информационная функция учебной книги реализуется на основе учебных текстов, обеспечивающих сообщение информации, ее систематизацию, понимание, доступное восприятие и использование её в учебной и практической формах деятельности. Данная функция учебника работает на формирование и прирощение ряда ключевых компетенций ученика:

·  общекультурной компетенции;

·  компетенции в работе с информацией.

       Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации. Значимость информационной функции учебной книги заключается в формировании информационной культуры ученика на основе приобретаемого им в процессе обучения опыта грамотного поиска информации, её осмысления, преобразования, запоминания, использования, передачи, хранения и т. д.

        Информационная функция учебной книги реализуется на основе ряда целенаправленных заданий, предусмотренных автором как функциональных параметров книги: сообщения знаний, подачи и приёма информации, систематизации полученной информации, её понимания, доступности, хранения информации средствами свёрнутости её и развёрнутости при использовании. Предполагаются диалоговые формы работы автора учебной книги и ученика, самостоятельные формы деятельности ученика и его творческая деятельность с определенным продуктивным результатом. Рассмотрим каждый функциональный параметр информационной функции учебной книги и выделим его продуктивную направленность:

Понимание информации рассматривается как наиважнейшая цель познания и обучения, как процесс и метод познания, как предмет познания (исследования).

Слайд 3

Понимание текста (по Граник Г. Г.). Предлагается ученику самостоятельная формулировка вопросов к тексту, гипотез по сюжету, их прогноз и поверка, формулировки и проверки выводов:

·  психологическая установка на понимание текста,

·  формулировка вопросов к тексту, выделение главной мысли,

·  погружение в сюжет, попытки предугадать развертывание событий, выдвижение предположений о завершении сюжета,

·  диалог с автором,

·  формулировка ответа, проверка выводов, стимулирование самоконтроля.http://www.pandia.ru/text/77/203/images/image004_293.gif

· 

· 

· 

Слайд 4

Формирование учебных и познавательных умений при работе с текстами строится в несколько этапов. 1 этап. Работа с непосредственным содержанием текста, которая предусматривает: – умение пересказывать текст, выделять главное в тексте, составлять вопросы по тексту, составлять по тексту план рассказа; – умение вести словарь терминов по теме, составлять схемы, таблицы, графики.

Слайд 5

2 этап. На втором этапе проводится работа, связанная с анализом материала изложенного в тексте, которая предусматривает: – умение анализировать текст и рисунки в тексте; – умение сравнивать, обобщать и делать выводы по тексту; – умение устанавливать логические связи и зависимости между сведениями, изложенными в тексте и сведениями из других источников.

· 

· 

Слайд 6

3 этап. Работа по составлению вторичных тестов, которая предусматривает: – умение выделять опорные слова и словосочетания, делить текст на относительно самостоятельные (законченные) в смысловом отношении отрезки с указанием основной мысли каждой части и составление на этой основе собственного высказывания; – умение составлять конспект, готовить сообщение по тексту; – умение писать аннотацию, эссе.

· 

Слайд 7

Все указанное выше является хорошей базой для перехода к ещё более высокой познавательной ступени работы учащихся с текстовым материалом. 4 этап. На этом этапе мы предлагаем обучать составлению тезисов. Изложение содержания текста в тезисах требует усиленной умственной деятельности и способствует эффективному усвоению материала. На этом этапе мы формируем следующие умения:                                      – воспроизводить основные понятия, отвечать на поставленные вопросы, узнавать в тексте источника изученные факты, события, явления;                                – разбирать документ, выделять в нём главную идею, сравнивать положения источника с другим теоретическим материалом, самостоятельно отбирать и группировать факты;                                                                                                              – преобразовывать текст, при котором он замещается краткими, но информационно ёмкими тезисами, при этом не допускается смыслового искажения и потери значимых положений;                                                                           – трансформировать и обрабатывать текст с целью последующего обобщения и получения выводов.

Слайд 8

5 этап. Творческо-поисковый этап, который предполагает научно-исследовательскую работу с источниками и формирует следующие умения:                             – определять место источника в системе других документов;                                                          – анализировать и выявлять линии сравнения описываемых явлений и позиций авторов литературных источников;                                                                                                  – по итогам исследования документов составлять сравнительные таблицы, логические цепочки умозаключений, применять теоретические положения для аргументирования своей точки зрения;                                                                                                 – подготавливать творческий отчёт, реферат.

· 

· 

 

· 

· 

· 

Слайд 9

         Такая работа с текстом предполагает значительно повысить качество обучения, и не только и не столько внешне, выражающееся в конкретных оценках, сколько в формировании устойчивого, мотивированного интереса к наукам в целом. При этом ученик выступает в процессе обучения в качестве равноправного партнёра преподавателя по совместной творческой деятельности.

        Современное общество является информационным обществом и очень важно научить школьников критически воспринимать поступающую к ним информацию. Единицей информации является текст – по сути, законченное, устное, письменное, мысленное высказывание. Умение грамотно работать с текстом является одним из основополагающих умений для человека.

       Главная обучающая задача состоит в том, чтобы совершенствовать приемы понимания текста, которые обучающийся сможет применять тогда и в том порядке, какой будет задавать конкретный текст (под сформированностью приема понимается его перенос на любой текст, привычка употреблять прием, имеющая силу потребности). Обучение пониманию текста решает также развивающие задачи, так как предусматривает активизацию в процессе чтения психических процессов, участвующих в понимании (внимание, память, воображение, мышление, эмоции и т.д.), формирование навыков самоконтроля, развитие интеллектуальной самостоятельности, эстетических чувств, волевых качеств. И, наконец, основная задача, связанная с формированием общей культуры ученика, - растить Читателя, который понимает текст, открыт его эмоциональному воздействию, может проявить и обосновать свою нравственную позицию при восприятии читаемого, свободно владеет речью.

          Русский язык обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Овладение универсальными учебными действиями (личностными, регулятивными, познавательными, коммуникативными) дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.

        Ещё одним эффективным средством по достижению планирумых метапредметных результатов становится систематически организуемая на уроке работа со справочными материалами. Частое обращение к словарям и справочникам формирует у учащихся информационные познавательные УУД. Найти то или иное слово позволяют, например, размещённые в конце учебника по русскому языку словари (орфоэпический, орфографический, толковый). Систематическое применение на любом этапе урока заданий, требующих обращения к словарю, выработает у детей привычку постоянно обращаться к ним и вне урока.

         Коммуникативные действия, обеспечивающие возможности сотрудничества (умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками).

       На материале учебников русского языка развиваются и формируются

личностные действия, направленные на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, которые позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

           Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий  анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей.

          Проектирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. А мы, должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни.

· 

Слайд 10

Спасибо за внимание!

           


 

Работа с текстом как средство формирования учебно-познавательных универсальных учебных действий (выступление на педагогических чтениях)

Работа с текстом как средство формирования учебно-познавательных универсальных учебных действий (выступление на педагогических чтениях)

Слайд 2 Любой человек в современном мире, не замечая этого, живет среди текстов и сам то и дело вынужден их создавать

Слайд 2 Любой человек в современном мире, не замечая этого, живет среди текстов и сам то и дело вынужден их создавать

В широком значении термин “универсальные учебные действия” означает умение учиться, т

В широком значении термин “универсальные учебные действия” означает умение учиться, т

Личностная составляющая универсальных учебных действий включает личное самоопределение в учебной деятельности, поиск смысла и мотива деятельности, её цель и значение для ученика

Личностная составляющая универсальных учебных действий включает личное самоопределение в учебной деятельности, поиск смысла и мотива деятельности, её цель и значение для ученика

Работа с текстом является одним из определяющих критериев оценки единого государственного экзамена в части «С» по гуманитарным дисциплинам

Работа с текстом является одним из определяющих критериев оценки единого государственного экзамена в части «С» по гуманитарным дисциплинам

Слайд 4 Формирование учебных и познавательных умений при работе с текстами строится в несколько этапов

Слайд 4 Формирование учебных и познавательных умений при работе с текстами строится в несколько этапов

Слайд 8 5 этап. Творческо-поисковый этап, который предполагает научно-исследовательскую работу с источниками и формирует следующие умения: – определять место источника в системе других документов; –…

Слайд 8 5 этап. Творческо-поисковый этап, который предполагает научно-исследовательскую работу с источниками и формирует следующие умения: – определять место источника в системе других документов; –…

Обучение пониманию текста решает также развивающие задачи , так как предусматривает активизацию в процессе чтения психических процессов, участвующих в понимании (внимание, память, воображение, мышление, эмоции…

Обучение пониманию текста решает также развивающие задачи , так как предусматривает активизацию в процессе чтения психических процессов, участвующих в понимании (внимание, память, воображение, мышление, эмоции…

Такая работа с текстом предполагает значительно повысить качество обучения, и не только и не столько внешне, выражающееся в конкретных оценках, сколько в формировании устойчивого, мотивированного…

Такая работа с текстом предполагает значительно повысить качество обучения, и не только и не столько внешне, выражающееся в конкретных оценках, сколько в формировании устойчивого, мотивированного…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017