По новым ФГОС учитель должен научить детей приемам самостоятельного познания и практической деятельности. Учитель побуждает ребят проводить исследования, самостоятельно мыслить и анализировать, используя разнообразные образовательные технологии и методы обучения, и стратегия взаимопередача тем — одна из наиболее удобных.
В работе представлена методика взаимопередачи тем, при работе с учебником.По новым ФГОС учитель должен научить детей приемам самостоятельного познания и практической деятельности. Учитель побуждает ребят проводить исследования, самостоятельно мыслить и анализировать, используя разнообразные образовательные технологии и методы обучения, и стратегия взаимопередача тем — одна из наиболее удачных.
работа с учебником.docx
Григорьева Ольга Михайловна /учитель начальных классов/ МБОУ
«СОШ №3 с УИОП»г.Котовска
Работа с учебником – как способ формирования УУД.
Моя задача– включить в активную работу по своему предмету каждого
ребенка, чтобы каждому было интересно, чтобы каждый за 45 минут урока
прожил маленькую жизнь сопряжения с другими, а не просто считал минуты
до звонка. Поэтому я стараюсь предоставить каждому ученику возможность
испытать свои силы в разнообразной по форме, содержанию и направленности,
совместной деятельности с учетом его индивидуальности и выбора, используя
при этом различные современные образовательные технологии.
К сожалению у учителей не всегда имеется возможность выхода в
интернет, катастрофически не хватает времени на подготовку дома, тогда
главным помощником становится учебник.
Работа с учебником именно на уроке, под руководством учителя,
позволяет использовать его не только как источник информации, но и как
средство для формирования учебных навыков. Таких, как умение
самостоятельно получать знания, находить и выделять главное,
систематизировать и фиксировать мысли в виде планов, конспектов, схем,
таблиц и опорных конспектов, которые облегчают формирование приемов
сравнения и обобщения.
Я предлагаю от дохнуть и посмотреть отрывок из мультфильма.
ПРОСМОТР фрагмента мультфильма «В стране невыученных
уроков»
Мы привыкли к книге, редко думаем о ней, как о замечательном
сокровище, бывает, что не всегда ценим и бережём её. А как же наши дети
относятся к книге и учебной в частности?
Ответ может быть однозначен: приблизительно так, как главный герой
мультфильма «В стране невыученных уроков» Витя Перестукин. Хотя
мультфильму много лет, но и сегодня вопросы обучения и воспитания,
которые поднимаются создателями мультфильма очень актуальны и даже
предлагаются пути решения проблемы.
Оставим героев мультфильма и определим цель и задачи нашей встречи.
Цель: ознакомить учителей с различными приемами активизации
познавательной деятельности учащихся на уроке.
Задачи: Показать применение методик ТРИЗ
Выявить новые (забытые) методы работы с учебниками
Познакомить с методикой «взаимопередачи тем»
Подвести итоги мастер класса
В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе
становится использование в обучении приёмов и методов, которые
формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую
информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Здесь
роль школьного учебника просто незаменима.
Чтобы сократить время изучения уже знакомых тем, систематизировать
полученные знания я применяю методику «Взаимопередачи тем»
Поскольку учащиеся упорно не хотят и не умеют работать с учебником,
данная методика учит работать в команде, где основным источником знаний
служит учебник. Добыв информацию именно из него (без помощи учителя)
ученики мало того что должны изложить материал, но и научить других детей.
По мнению известных педагогов Д. Д. Зуевой, М. Н. Скаткиной, И. Д.
Зверевой и других, учебник – это самоучитель, основной источник знаний,
выполняющий многие функции: информационную, систематизирующую,
закрепления и самоконтроля, самообразования, интегрирующую,
мотивационную и т. д.
«Первая задача при чтении – это уяснить себе и усвоить отчёт,
прочитанный материал. Вторая задача – продумать прочитанное. Третья –
сделать из прочитанного необходимые для памяти выписки. И, наконец,
четвёртая задача – это дать себе отчёт, чему новому научила прочитанная
книга…». Сформулированные Н. К. Крупской правила не утратили своего
значения и в наши дни.
Структура работы по методике «Взаимопередачи тем»
Ученик самостоятельно изучает теоретический материал (для
гуманитарных наук — объемом примерно 35 листов; для точных наук — 13
листа). Затем он должен объяснить ее другим учащимся. Те, в свою очередь,
передадут ему свои знания. Все изученные темы будут сдаваться учителю,
чтобы минимизировать возможные ошибки и пробелы в обучении. Итак мы сейчас с вами представим себя учениками и в группах изучим
заранее подготовленный материал по теме мастер класса. Благодаря этой
методике не только я смогу передать вам свой опыт, но и вы научите друг
друга продуктивной работе с учебником. Все полученные знания мы занесем с
вами в таблицу.
Работа в группах
Представление знаний
Финальная таблица
Этап
Формы работы
Приём
Работа до чтения
текста
Работа во время
чтения текста
«Банк идей
(гипотез)»
Чтение с
символами + ? !
Автор, название, эпиграф.
Прогноз.
Установка. Проблемные
текстовые ситуации и
скрытые вопросы. Диалог с
текстом. Внимание к слову.
Главная мысль. Понимание.
Рефлексия.
Работа после чтения
текста
Виды информации (в
художественном тексте).
Использование. Переработка
информации.
Составление
схем, таблиц,
вопросов
Зачетная карточка
Знакомство
с
материалом
(изучение
литературы)
Передача
знаний
(отчет
группы по
форме)
Применение
полученного
опыта
(составление
таблицы)
Номер
группы
1
2
3
1 группа
2 группа
3 группа "Читать это еще ничего не значит: что читать и как понимать читаемое
вот в чем главное дело".
(К. Ушинский.)
Итак, мы с вами сейчас в течение 10 минут апробировали прием
«взаимопередачи тем», каждый из вас принимал активное участие и составил
для себя краткий конспекттаблицу.
Данный прием активизирует работу учащихся, так как:
Учащиеся вырабатывают стратегию самостоятельного получения
знаний.
Начинают чувствовать ответственность за своих товарищей.
Учатся слушать, понимать и оценивать.
Ученики участвуют в коллективном обсуждении проблем.
Учатся выстраивать продуктивные отношения и сотрудничать со
сверстниками и взрослыми. Этот навык полезен не только на уроках, но и
в жизненных ситуациях.
По новым ФГОС учитель должен научить детей приемам
самостоятельного познания и практической деятельности. Учитель побуждает
ребят проводить исследования, самостоятельно мыслить и анализировать,
используя разнообразные образовательные технологии и методы обучения, и
стратегия взаимопередача тем — одна из наиболее удачных.
Работа с учебником – как способ формирования УУД.
Работа с учебником – как способ формирования УУД.
Работа с учебником – как способ формирования УУД.
Работа с учебником – как способ формирования УУД.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.