РАЗДЕЛ II. ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ. IX–XIII ВЕКА Тема: КОГДА НА РУСИ ПОЯВИЛОСЬ ГОСУДАРСТВО?
Оценка 4.9

РАЗДЕЛ II. ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ. IX–XIII ВЕКА Тема: КОГДА НА РУСИ ПОЯВИЛОСЬ ГОСУДАРСТВО?

Оценка 4.9
Работа в классе
doc
воспитательная работа
3 кл
07.05.2017
РАЗДЕЛ II. ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ. IX–XIII ВЕКА Тема: КОГДА НА РУСИ ПОЯВИЛОСЬ ГОСУДАРСТВО?
РАЗДЕЛ II. ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ. IX–XIII ВЕКА Тема: КОГДА НА РУСИ ПОЯВИЛОСЬ ГОСУДАРСТВО? Цели: 1. Показать разницу между понятиями «территория страны» и «страна» (в значении «государство»). 2. Ознакомить учеников со временем образования Древнерусского государства. 3. Ознакомить с материальной и духовной культурой восточных славян и жителей Древней Руси, показать важность языческих верований для людей того времени.РАЗДЕЛ II. ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ. IX–XIII ВЕКА Тема: КОГДА НА РУСИ ПОЯВИЛОСЬ ГОСУДАРСТВО?
РАЗДЕЛ II. ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ. IX–XIII ВЕКА.doc
РАЗДЕЛ II. ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ. IX–XIII ВЕКА Тема: КОГДА НА РУСИ ПОЯВИЛОСЬ ГОСУДАРСТВО?  Цели:  Показать разницу между понятиями «территория страны» и «страна» (в значении «государство»).   Ознакомить учеников со временем образования Древнерусского государства.  Ознакомить с материальной и духовной культурой восточных славян и жителей Древней Руси, показать важность языческих верований для людей того времени. Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов Ι . Актуализация  знаний и  постановка  учебной  проблемы. 4 1 3 4 Ученики делятся на 5 групп. Каждая группа получает текст с описанием находок археологических слоёв разных времён или иллюстрации (см. ниже). Лист может быть   формата   А4,   текст   написан   шрифтом,   удобным   для   чтения   ученикам, работающим в группе, века – крупно, чтобы читались с последних парт.  1­я группа – описание находок возрастом более 10 тыс. лет. Это каменный нож; маска   из   лопатки   лося,   в   которой   прорезаны   дырки   для   глаз   и   для   рта; деревянные   лыжи,   вырезанные   из   толстых   веток,   на   закругляющемся   конце   – фигурка головы лося.  2­я  группа  –   книга   XII   века.   Обложка   из   тонких   досок,   обтянутых   кожей   и украшенных   золотыми   и   серебряными   пластинами,   драгоценными   камнями. Страницы   –   из   тонкой,   специально   обработанной   кожи   животных.   Буквы написаны от руки.  Познавательные УУД 1. Развиваем умения  извлекать информацию из схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять  информацию в виде  схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа  объектов делать выводы. © ООО «Баласс», 2013 3­я   группа  –   находки   XVIII–XIX   веков:   печатная   азбука,   где   каждая   буква сопровождается картинками; керосиновая лампа.  4­я группа  – описание предметов середины XX века: это автоматы и патроны времён   Великой   Отечественной   войны,   большие   ламповые   радиоприёмники, пластинка от патефона. 5­я   группа  –   описание   предметов   конца   XX   –   начала   XXI   века:   это компьютерный диск, плеер, сотовый телефон. – Перед вами описание находок археологов, сделанных на одном и том же месте, но на разной глубине. Почему археологи так внимательно отмечают, в каком слое земли, на какой глубине были найдены те или иные предметы? (Чем глубже была обнаружена находка, тем более древний слой земли открыли археологи.) Представители   от   групп   учеников,   ориентируясь   по   указанным   датам, распределяют   листы   с   описаниями   находок   на   доске   снизу   вверх   «по археологическим слоям» – самые древние находки располагаются внизу. –  Как   называются   свидетельства   прошлого,   дошедшие   до   наших   дней? (Исторические источники.) – Посмотрите, какие источники самые древние? (Предметы возрастом 35–40 тыс. лет.)  – Эти предметы сделаны людьми? (Да.)  – Можем ли мы сказать, что люди жили на территории нашей страны 35–40 тыс. лет назад? (Да.) На доске появляется запись:  На территории нашей страны 35–40 тыс. лет назад жили люди. – Вспомните, что за памятник увидели в Новгороде Анюта и Илюша? (Памятник, возведённый в честь тысячелетия России.) 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить ответы на  вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать  других. 2. Строить речевое  высказывание в  соответствии с  поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. © ООО «Баласс», 2013 На доске появляется запись:  России тысяча лет. – Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? (На территории нашей страны люди живут не менее 40 тыс. лет, а России всего тысяча лет.) – Какой возникает вопрос? Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Сколько лет нашей стране – 40 тысяч или одна? –  Ребята,   давайте   вспомним,   что   такое  страна.  (Территория   с   границами, столицей, в которой находится правительство.) –  А   что   такое  государство?  (Механизм   управления   обществом   в   какой­либо стране.) (Тема 3.) – Давайте подумаем, как на рисунке можно изобразить время? Ученики   могут   назвать   часы,   календарь.   Часами   измеряют   короткие промежутки времени. Календарь обычно рассчитан на один год.  – Как показать бесконечность времени?  Если ученики затрудняются, то можно напомнить им загадку «Течёт, течёт – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит» (река, время). Работа в учебнике. –  Посмотрите на рисунок на с. 26–27 учебника. Что здесь изображено? (Река времени российской истории.) –  Вы   видите,   что   история   нашей   страны   протекала   не   гладко   –   иногда происходили такие события, что река истории круто меняла своё направление. Выделив такие события, учёные­историки условно разделили реку на несколько периодов   (частей,   отрезков),   чтобы   легче   было   ориентироваться   во   времени. Каждому периоду придумали своё название. Внимательно посмотрите на реку и © ООО «Баласс», 2013 определите, в какую сторону она течёт. (Слева направо.) Как вы догадались? (По векам: от меньшего к большему, по названиям: от древности к современности, по сопровождающим иллюстрациям.) Работа в группах. Задание   группам:  представители   групп   (те   же   или   другие)   около   листов, прикреплённых к доске, подписывают, к какому периоду российской истории относятся предложенные археологические находки. У 1­й группы возникает затруднение – к находкам возрастом 35–40 тыс. лет нет подписи. Учитель просит   сделать   предположения,   почему   река   времени   российской   истории начинается с IX века.  Что могло быть на территории России до IX века? Ученики высказывают различные точки зрения, среди которых могут быть и такие: а) страна с названием Русь, Россия появилась именно в IX веке, а до IX века она называлась по­другому; б) до IX века люди на территории России жили, но единой страны ещё не было. – Составим план урока. План (примерный) 3 Учитель вместе с детьми составляет план. – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали?  © ООО «Баласс», 2013 Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё  отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию  к обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности.   . Совместное  ΙΙ открытие знаний.  Поиск решения  проблемы.  1 4 7 3 3 1. Работа с картами. –  Откройте учебник и рассмотрите карты на с. 30. Что вы заметили общего на первой   и   второй   карте?   (Изображена   одна   и   та   же   территория   –   Восточная Европа. Есть города Киев и Новгород.) – Какое время изображено на картах? (Первая карта – до конца IX века, вторая карта – IX–XI века.) – Чем ещё отличаются карты? (На второй карте на месте расселения восточных славян   появилось   Древнерусское   государство,   оно   же   Русь.   Город   Киев   стал столицей.)  – Можно ли территорию восточных славян назвать страной, государством? (Нет, так как в стране должны быть границы, столица, а у восточных славян этого не было.)  – Итак, что же случилось к концу IX века в Восточной Европе? (Появилось новое государство Древняя Русь.)  Задача учителя – акцентировать внимание учащихся на том, что история страны начинается тогда, когда на определённой территории складывается государство: появляются чёткие границы, формируется армия для защиты этих   границ,   страной   управляет   правительство,   находящееся   в   столице государства. – Обратимся к основному вопросу урока и версиям, записанным на доске. Какая из версий подтвердилась?  После того как учащиеся останавливают свой выбор на версии, обозначенной нами, как версия  б), напротив неё ставим знак «+». © ООО «Баласс», 2013 – Ребята, вы сделали вывод по картам, что к концу IX века в Восточной Европе появилось новое государство Древняя Русь. А что мы не узнали из карт, какие вы хотите задать вопросы? Ученики могут задать разные вопросы, которые можно объединить в блоки:  1) Кто такие восточные славяне? Как жили люди на территории России до IX века, в условиях, когда единой страны ещё не было? и т.д.  2) Как возникло государство Древняя Русь? 3) Как стали жить люди после IX века в едином государстве? Знакомство   (не   изучение!)   с   материалом   первых   двух   блоков   можно организовать по фрагменту «Откуда есть пошла Русская земля». Ученики читают   текст   фрагмента,   выполняют   задания   к   рисункам.   Работая   с рисунками, обращаем внимание учеников на то, что восточные славяне жили племенами.  Между племенами  не было чётких границ расселения,  столиц, хотя города, например Киев и Новгород, уже были. По иллюстрациям видно, что   славяне   занимались   земледелием,   охотой, рыболовством,   бортничеством,   умели   шить   одежду   и   обрабатывать металл. Значит, и своих богов славяне просили об урожае, приплоде скота, удачной охоте и т.д. А так как племена восточных славян жили в лесах и вдоль полноводных рек, то можно предположить, что ещё они просили богов сберечь посёлки и города от пожаров и затоплений. –  Расскажите   по   рисункам   на   с.   29   о   том,   как   жили   древние   славяне,   как добывали себе пищу. – Хотелось бы вам оказаться на месте изображённых людей? – Что вас привлекает, а что нет в образе жизни восточных славян? – Расскажите о том, во что верили восточные славяне, сколько у них было богов   скотоводством, © ООО «Баласс», 2013 (один или много), что приносили им в жертву. Есть ли среди ваших знакомых люди,   поклоняющиеся   древнейшим   славянским   богам   –   Перуну,   Хорсу, Рожаницам и другим? (Скорее всего, ответ будет отрицательным. Можно сделать вывод,   что   вера   в   славянских   богов   практически   утеряна,   лишь   некоторые праздники несут в себе отголоски славянских обрядов.) – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? ΙΙΙ .  Самостоятельное  применение  знаний.    2 1 4 4 Работа в группах. – Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? – Сколько лет нашей стране – 40 тысяч или одна? – Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? Ученики совещаются в группах, и представители от групп выражают свой вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к выводу,   что   история   страны   начинается   со   времени   возникновения государства   (когда   появляются   границы,   столица,   правительство,   законы). До   IX   века   на   территории   современной   России   жили   племена   восточных славян,   но   единой   страны   у   них   не   было.   Значит,   история   нашей   страны началась со времён создания Древнерусского государства – немногим более одной тысячи лет назад. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом  учебника. 2. Оценивать учебные  действия в соответствии  с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию. © ООО «Баласс», 2013 Работа в учебнике. –  Прочитайте  вопросы  1  и 5 после  текста,  выберите  вопрос,  на  который  вам хотелось бы ответить. Учащиеся   распределяются   по   группам   в   зависимости   от   выбранного   ими вопроса.   Обсуждают   и   высказывают   свои   предположения   ответов   на вопросы. Работа в рабочей тетради. Выполнение соответствующих заданий рабочей тетради.  Вопросы к ученику (формирование алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.  ТОУУ VΙ . Домашнее  задание. Обязательное задание для всех: выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 5, выбрав из тех,  которые не  были  выполнены  в  классе. Учитель  может предложить желающим ученикам прочитать тему до второго фрагмента, а также выбрать творческое задание: –  В   дополнительной   литературе   найди   материал   о   славянских   богах,   одежде, © ООО «Баласс», 2013 праздниках   и   т.д.   Оформи   этот   материал   в   виде   рисунков   или   коротких сообщений, прими участие в выставке «Восточные славяне в древности». V. Итог урока. – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что­нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили? – Что нового узнали? – Где пригодятся знания? К СВЕДЕНИЮ УЧИТЕЛЯ Соотнесение понятий «страна» и «государство».  Понятия «страна» и «государство» тесно связаны. Когда говорят «государство», то в первую очередь подразумевают особую систему власти, установленную на определённой территории. Понятие   «страна»   означает   почти   то   же   самое,   но   акцент   в   нём   делается   иной:   это   определённая   территория,   где установлена особая система власти (см.: Энциклопедия для детей. Страны. Народы. Цивилизации. – М.: Аванта +, 1999. Т. 13, с. 92). Таким образом, для учеников 3­го класса будет достаточно запомнить, что история страны начинается тогда, когда на определённой территории складывается государство: появляются границы, формируется армия для защиты этих границ, страной управляет правительство, находящееся в столице государства. Родоплеменные союзы (объединения и т.п.) восточных славян. По данным русских летописей известно более 10  крупных племенных союзов восточных славян, существовавших в IX–XII веках: это поляне, древляне, северяне,  радимичи, вятичи, кривичи, словене ильменские, дреговичи, а также белые хорваты, уличи, тиверцы. Указанные в  © ООО «Баласс», 2013 летописи места расселения перечисленных союзов в целом совпадают с существовавшими в это же время на этой  территории археологическими культурами – однотипными памятниками материальной культуры (сопоставляются форма  и украшения глиняной посуды, детали орудий труда, одежды, способы захоронения, формы построек и т.д.).  Археологические памятники восточных славян близки между собой, но при этом имеют свои особые отличия – например, в каждом славянском племени женщины носили вокруг головы повязку, к которой привешивали металлические  украшения – височные кольца. Однако в каждом племени эти кольца различались по форме – это могла быть спираль,  круг с разомкнутыми и загнутыми концами и т.д. Изучение комплекса источников позволяет предположить, что известные по летописям племенные союзы – это крупные предгосударственные объединения. Каждое из них состояло примерно из десяти союзов племен, названия которых до нас не дошли. Каждый союз в свою очередь состоял из нескольких племён, а племена – из родовых общин, посёлки которых открыты археологами.  Язычество восточных славян. В ту далёкую эпоху, когда основным занятием славян была охота, а не земледелие, они верили, что дикие животные являются их прародителями, могущественными божествами, которым следует поклоняться. У каждого племени был свой тотем, т.е. священное животное. Некоторые племена считали своими предками волка, медведя, олениху (лосиху). Божествами влаги и плодородия у некоторых славян были русалки. По народным поверьям, в короткие летние ночи русалки выплывают из речных и озёрных глубин и качаются на ветвях прибрежных деревьев. Самые разнообразные   духи   населяли   не   только   леса  и   воды.  Известно   немало   домашних   божеств,  во   главе   которых   стоял домовой, живший либо в подпечье, либо в лапте, подвешенном для него на печь. Если хозяева были старательны, домовой помогал им, а за лень наказывал бедой. С переходом славян к земледелию важную роль в их верованиях стали играть солнечные боги. Долгое время одним из самых почитаемых на Руси языческих богов был Даждьбог – бог солнечного света, тепла и плодородия. Богом же самого солнца был Хорс, воплощавший в себе образ движущегося по небу светила. С культом Хорса были связаны ритуальный весенний танец хоровод (движение по кругу), обычай печь на Масленицу блины, напоминающие   по   форме   солнечный   диск,   а   также   катать   зажжённые   колеса,   символизирующие   светило.   Был распространён у славян и культ Велеса, который сильно менялся на протяжении времени. Наиболее древний облик этого бога – медведь, считающийся прародителем диких животных, на которых ведётся охота. С переходом к скотоводству © ООО «Баласс», 2013 1996.   Религии   мира.   –   М.:   Аванта   +, Велес   превратился   в   покровителя   домашних   животных,   «скотьего   бога».   Почитали   Велеса   и   как   бога   богатства   (в древности   расплачивались   друг   с   другом   домашними   животными,   и   поэтому   слово   «скот»   имело   ещё   и   значение «деньги»). Среди женских божеств плодородия и благополучия почитались богини Лада, Леля, Макошь, которая также была богиней женских работ, чудесной пряхой. Среди общеславянских богов особое место занимают воинственные боги, которым приносились кровавые жертвы, – Ярило и Перун. Ярило считался богом зерна, умирающего в земле, чтобы возродиться   колосом.  Яриле   как   богу   смерти   и  воскрешения   приносилась   в   жертву   молодая   овца,  кровью   которой окропляли пашню, чтобы сделать урожай более обильным. Перун был богом­громовержцем, обладателем молнии­молота, он считался защитником скота, вод и светил от врагов (Змея­Горыныча, Тугарина­Змеевича и др.) (см.: Энциклопедия для детей.   славян). «Следы»   славянских   обрядов   в   современной   культуре.  До   сих   пор   мы   испытываем   влияние   древнеславянских традиций, представлений о мире. Новогодний карнавал, Рождество с ряжеными напоминают о том, как наши предки переодевались в шкуры животных – своих мифических прародителей, пытаясь таким образом вступить в общение с миром мёртвых. Накануне Рождества (вечером 6 января) в сельской местности ещё можно увидеть группы молодёжи, которые ходят от дома к дому и поют колядки – короткие обрядовые песни, в которых желают хозяевам благополучия. Слово  «коляда» заимствовано от лат. calendae – «первый  день месяца». В конце февраля  – начале марта  многие с удовольствием празднуют проводы зимы – Масленицу. На Масленицу пекут блины, жгут костры – всё это символизирует солнце, набирающее силу. Отголоски славянских традиций можно найти и в убранстве современных жилищ, способах украшения одежды, в ювелирных изделиях. С древнейших времен человек, охраняя себя от злых сил, покрывал свою одежду и жилище изображениями­оберегами, сплетая охранительную символику в единый образ мироздания. В первую очередь магические узоры наносили на края одежды – горловину, низ рукава, подол, чтобы враждебные духи не проникли к   телу   человека.   Кольца,   браслеты,   ожерелья,   головные   уборы   также   были   насыщены   символикой   и   тоже   несли охранительную функцию. Конечно, сегодня значение языческих символов, обрядов стало забываться, но тем не менее внимательный взгляд на многие привычные вещи и явления может открыть их древнейший смысл и предназначение. (См.: Энциклопедия для детей. Религии мира. – М.: Аванта +, 1996. Т. 6, ч. 1. Верования древних славян; Мифы древних   Верования   древних   Т.   6,   ч.   1. © ООО «Баласс», 2013 славян.   –   Саратов:   Надежда,   1993.)    © ООО «Баласс», 2013

РАЗДЕЛ II. ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ. IX–XIII ВЕКА Тема: КОГДА НА РУСИ ПОЯВИЛОСЬ ГОСУДАРСТВО?

РАЗДЕЛ II. ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ. IX–XIII ВЕКА Тема: КОГДА НА РУСИ ПОЯВИЛОСЬ ГОСУДАРСТВО?

РАЗДЕЛ II. ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ. IX–XIII ВЕКА Тема: КОГДА НА РУСИ ПОЯВИЛОСЬ ГОСУДАРСТВО?

РАЗДЕЛ II. ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ. IX–XIII ВЕКА Тема: КОГДА НА РУСИ ПОЯВИЛОСЬ ГОСУДАРСТВО?

РАЗДЕЛ II. ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ. IX–XIII ВЕКА Тема: КОГДА НА РУСИ ПОЯВИЛОСЬ ГОСУДАРСТВО?

РАЗДЕЛ II. ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ. IX–XIII ВЕКА Тема: КОГДА НА РУСИ ПОЯВИЛОСЬ ГОСУДАРСТВО?

РАЗДЕЛ II. ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ. IX–XIII ВЕКА Тема: КОГДА НА РУСИ ПОЯВИЛОСЬ ГОСУДАРСТВО?

РАЗДЕЛ II. ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ. IX–XIII ВЕКА Тема: КОГДА НА РУСИ ПОЯВИЛОСЬ ГОСУДАРСТВО?

РАЗДЕЛ II. ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ. IX–XIII ВЕКА Тема: КОГДА НА РУСИ ПОЯВИЛОСЬ ГОСУДАРСТВО?

РАЗДЕЛ II. ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ. IX–XIII ВЕКА Тема: КОГДА НА РУСИ ПОЯВИЛОСЬ ГОСУДАРСТВО?

РАЗДЕЛ II. ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ. IX–XIII ВЕКА Тема: КОГДА НА РУСИ ПОЯВИЛОСЬ ГОСУДАРСТВО?

РАЗДЕЛ II. ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ. IX–XIII ВЕКА Тема: КОГДА НА РУСИ ПОЯВИЛОСЬ ГОСУДАРСТВО?

РАЗДЕЛ II. ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ. IX–XIII ВЕКА Тема: КОГДА НА РУСИ ПОЯВИЛОСЬ ГОСУДАРСТВО?

РАЗДЕЛ II. ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ. IX–XIII ВЕКА Тема: КОГДА НА РУСИ ПОЯВИЛОСЬ ГОСУДАРСТВО?

РАЗДЕЛ II. ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ. IX–XIII ВЕКА Тема: КОГДА НА РУСИ ПОЯВИЛОСЬ ГОСУДАРСТВО?

РАЗДЕЛ II. ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ. IX–XIII ВЕКА Тема: КОГДА НА РУСИ ПОЯВИЛОСЬ ГОСУДАРСТВО?

РАЗДЕЛ II. ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ. IX–XIII ВЕКА Тема: КОГДА НА РУСИ ПОЯВИЛОСЬ ГОСУДАРСТВО?

РАЗДЕЛ II. ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ. IX–XIII ВЕКА Тема: КОГДА НА РУСИ ПОЯВИЛОСЬ ГОСУДАРСТВО?

РАЗДЕЛ II. ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ. IX–XIII ВЕКА Тема: КОГДА НА РУСИ ПОЯВИЛОСЬ ГОСУДАРСТВО?

РАЗДЕЛ II. ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ. IX–XIII ВЕКА Тема: КОГДА НА РУСИ ПОЯВИЛОСЬ ГОСУДАРСТВО?

РАЗДЕЛ II. ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ. IX–XIII ВЕКА Тема: КОГДА НА РУСИ ПОЯВИЛОСЬ ГОСУДАРСТВО?

РАЗДЕЛ II. ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ. IX–XIII ВЕКА Тема: КОГДА НА РУСИ ПОЯВИЛОСЬ ГОСУДАРСТВО?

РАЗДЕЛ II. ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ. IX–XIII ВЕКА Тема: КОГДА НА РУСИ ПОЯВИЛОСЬ ГОСУДАРСТВО?

РАЗДЕЛ II. ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ. IX–XIII ВЕКА Тема: КОГДА НА РУСИ ПОЯВИЛОСЬ ГОСУДАРСТВО?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2017