Конспект учебного занятия
по окружающему миру
в 3 классе
Тема: «Наши ближайшие соседи»
студентки 302 группы
Терновской Александры Романовны
Методист: Селянгина Наталья Леонидовна
Новосибирск, 2020
Технологическая карта урока
Предмет: окружающий мир.
Класс: 3.
Тема урока: «Наши ближайшие соседи».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы: «Наши ближайшие соседи».
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная. Дидактические средства: листы географов, презентация, видеоролик. Интерактивное оборудование: презентация, компьютер, интерактивная доска, колонки.
|
Характеристика этапов урока
Структура урока |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Планируемые результаты |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||||
1.Мотивация к учебной деятельности. |
Словесный (беседа)
Наглядный (демонстрация) |
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Александра Романовна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Садитесь. Проверьте готовность к уроку. У вас должно быть на парте: учебник, пенал, карточки для проверки предыдущей темы и лист географа. Внимание на экран. Ребята, что вы видите? Что мы увидели из этого видеофрагмента? Что их объединяет? Эту тему мы с вами изучали на предыдущем уроке, давайте с вами повторим. |
Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. Проверяют готовность к уроку.
Отвечают на вопросы: Этот видеоролик о городах, а объединяет их то, что все они относятся к Золотому кольцу России.
|
|
|
Интерес к изучению темы: «Наши ближайшие соседи». |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
|
Словесный (беседа)
|
Что такое Золотое кольцо России? Почему кольцо? А почему Золотое? Чем знамениты эти города? Организует работу со слайдами: Давайте посмотрим на слайд и назовём города, которые изображены на иллюстрациях.
|
Называют названия городов Золотого кольца России. Отвечают на вопросы.
|
|
К: владеть диалогической речью; П.: осуществлять анализ объектов. |
Интерес к изучению темы: «Наши ближайшие соседи». |
3. Выявление места и причины затруднения.
|
Словесный (беседа)
Частично-поисковый (проблемный вопрос)
Наглядный(демонстрация)
|
Итак, мы с вами повторили тему «золотое кольцо России», а сегодня на уроке мы с вами вспомним, что такое «соседи». Следующий слайд вам поможет, найти ответ на этот вопрос. А теперь, ребята, давайте с вами посмотрим на слайд. Что мы видим на слайде?
Отгадайте ребус
Что вы видим на слайде?
А как вы думаете, у нашей страны есть соседи? Почему мы называем их соседями?
Значит какова тема нашего сегодняшнего урока?
Сегодня на уроке будем говорить о странах — соседях России. Но урок будет у нас не простой, у нас будет урок путешествие. Сегодня мы отправимся в путешествие вдоль границ России и узнаем, какие страны являются нашими ближайшими соседями. |
Отвечают: Видим ребус Отгадывают ребус
Отвечают на вопросы: на слайде мы видим соседей по парте и соседей по дому
Отвечают на вопросы: Есть соседи У нас общая граница, мы живем рядом.
С Россией Формулируют тему урока: «Наши ближайшие соседи». |
|
К: владеть диалогической речью;
Р.: принимать и сохранять учебную задачу |
Интерес к изучению темы: «Наши блажайшие соседи».
|
4. Построение проекта выхода из затруднения.
|
Словесный(беседа) Наглядный(демонстрация) |
Откройте страницу 96 и определите цель нашего урока.
А теперь посмотрите по учебнику на страницах 100-107, о каких странах мы будем говорить на уроке? Обратите внимание на все, что выделено жирным шрифтом. Верно, это те страны, по которым мы сегодня совершим путешествие. Чему мы научимся на данном уроке?
Это и есть наш план действий и задачи, которые мы должны решить в ходе урока.
Сейчас мы с вами разделимся на группы и станем настоящими географами. Организует деление на 3 группы Восточные +Калининград
|
Формулируют цель урока: находить на карте страны и определять их столицы.
Перечисляют страны.
Задачи: различать страны; находить страны; показывать их на политической карте; называть их столицы.
Делятся на группы 1)западные соседи 2)южные соседи 3)восточные соседи+ Калининград |
|
Р: планировать свою деятельность в соответствии с поставленными задачами. |
Интерес к изучению темы: «Ближайшие соседи». |
5.Реализация построенного проекта. |
Словесный(беседа)
Наглядный(демонстрация)
Словесный(рассказ)
Практический (упражнение)
|
Сегодня мы отправимся в путешествие вдоль границы России и узнаем, какие страны являются нашими соседями.
Проследим по карте границу России. Обратите внимание на то, что небольшая часть нашей территории (на западе) отделена от остальной части страны. Это Калининградская область. Когда будете показывать на карте границу России, не забывайте показывать и этот маленький участок.
- Мы начнем свое путешествие с северо – запада. Самой северной страной, имеющей сухопутную границу с Россией является Норвегия – ее столица г. Осло. (слайд)
- Южнее Норвегии располагается Финляндия - столица – Хельсинки. (слайд)
- Кто из вас был внимательным и может показать на карте, где расположены эти страны.
Какие государства граничат с Россией на западе? Прочитайте их названия. Назовите их столицы.
Какая из этих трех стран граничит только с Калининградской областью России?
Какая еще страна граничит с Калининградской областью? Назовите ее столицу.
Назовите самую северную страну, имеющую сухопутную границу с Россией. Какая страна имеет самую короткую границу с Россией? (Литва) В какие страны мы попадем, продвигаясь по границе? Назовите столицы этих государств.
- Молодцы!
- Украина – страна 22 тыс. рек. Днепр – самая большая река Украины.
- Белоруссия – развитая промышленная страна. Во всем мире знают трактор «Беларусь».
-Кто может показать Украину и Белоруссию на карте.
-Прочитайте текст в учебник на странице 102.
Организует работу в группах: На столах возьми листок с флагами России, Украины и Белорусии и раскрасьте их с соседом по парте.
Сухопутная граница – это государственная граница между соседними странами, которая проходит по суше. Прочитайте названия стран, граничащих с Россией на юге и юго-востоке. Назовите их столицы.
- Молодцы.
Покажите эти страны на карте.
Какие страны располагаются между Черным и Каспийским морем-озером? Найдите их на карте. Рассказывает о достопримечательностях В какую страну можно попасть из Азербайджана, обогнув Каспийское море-озеро? Найдите ее на карте. Назовите столицу Казахстана. Рассказывает о достопримечательностях В какую страну мы попадем из Казахстана, двигаясь дальше по границе? Найдите ее на карте. Назовите столицу Монголии. Рассказывает о достопримечательности Назовите государство, в котором живет больше людей, чем в другой стране мира. Найдите его на карте. Назовите столицу Китая. Рассказывает о достопримечательности Какой страной заканчивается наше путешествие вдоль сухопутных границ?
Верно, еще Северную Корею называют Корейской Народно-Демократической Республикой (КНДР). Наша граница с этой стороны очень короткая-всего 16 км. Назовите столицу Северной Кореи. Рассказывает о достопримечательности Какие государства можно назвать «морскими соседями» нашей страны? Где они расположены? Покажите их на карте. Назовите их столицы.
Морская граница представляет собой рубежи, определяющие крайние пределы морской территории прибрежного государства. Рассказывает о достопримечательности
|
Следят за границей России на карте
Смотрят на карту
Слушают рассказ учителя
Показывают страны на карте
Выходят к карте и показывают соседей (Эстония, Латвия, Литва ) Отвечают на вопрос: - Столицы Эстонии – Талин, столица Латвии – Рига, столицы Литвы – Вильнюс
Отвечают на вопрос: Польша и столица Варшава
Норвегия.
Финляндия.
В Белоруссию и Украину.
Беларусь-Минск. Украина-Киев.
Слушают рассказ учителя о достопримечательностях
Раскрашивают флаги
Отвечают на вопрос: Столица Абхазии – Сухум, Южной Осетии – Цхинвал, Грузии – Тбилиси, Азербайджана – Баку, Монголии – Улан – Батор, Китая – Пекин, Северной Кореи – Пхеньян.
Показывают страны на карте
Абхазия, Южная Осетия, Грузия и Азербайджан. Показывает на карте
В Казахстан.
Нур-Султан
В Монголию.
Улан-Батор.
Китай.
Пекин.
Северной Кореей.
Пхеньян.
Япония (на юго-востоке), США (на северо-востоке). Показывают на карте Япония – Токио |
Понимать, что такое страны-соседи
Учащиеся научатся объяснять, что такое «Цепь загрязнения»
Учащиеся научатся объяснять, что такое «Наши близжайшие соседи» |
К: владеть диалогической речью;
К.: строить монологические высказывания. П: осуществлять синтез.
К: владеть диалогической речью.
|
Интерес к изучению темы: «ближайшие соседи». |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
Практический(упражнение)
|
Организует работу в группах Выполните задание 2 в листе исследователя: Вам нужно дописать название стран На это задание я даю вам 1-2 минуты.
Западные- Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Белоруссия, Украина Южные-Грузия, Азербайджан, Абхазия, Казахстан, Китай, Монголия, Южная Осетия Восточные+Калининград- Япония, США, КНДР, Калининград Молодцы, а теперь давайте проверим, посмотрите на слайд. |
Выполняют работу в группах..
Западные- 18, 2, 3, 8, 10, 9, 11, 4. Южные-1, 16, 14, 17, 7, 13, 12. Восточные: 6, 5,15.
|
Понимать, что такое страны-соседи;
Называть западные, южные и восточные границы
|
П.: осуществлять анализ объектов
|
Интерес к изучению темы: «Ближайшие соседи».
|
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. |
Словесный (слово учителя)
Практический (упражнение)
|
А теперь, я приглашаю вас стать путешественниками по странам. Работать будете в группах.
Вам нужно вставить номера стран, которые пропущены и соотнести морскую и сухопутную границу России.
1 вариант- определяют сухопутную границу 2 вариант-морскую границу
Организует проверку Теперь давайте проверим друг друга, первый вариант называет свои страны с сухопутной границей, а второй вариант страны с морской границей. |
Выполняют задание по группам
1 вариант- определяют сухопутную границу 2 вариант-морскую границу
Проверяют друг друга |
Понимать, что такое страны-соседи и их морские и сухопутные границы
|
К.: строить монологические высказывания. |
Интерес к изучению темы: «Ближайшие соседи». |
8.Включение в систему знаний и повторение |
Практический (упражнение)
Наглядный (демонстрация)
|
Организует работу в группах Сейчас мы выполним последнее 3 задание в листе исследователя. Выполняем задание по группам На задание у вас есть 1-2 минуты.
Молодцы, ребята! А теперь давайте вместе подумаем, вопрос для каждой группы: 1.Сколько можно раз кланяться Японцу?
2.Если предложить жителю Азербайджана свинину, согласиться ли он её съесть?
3.Если Китайскую даму позвать замуж в 18 лет, согласиться ли она?
Давайте вспомним каковы были задачи нашего урока?
Достигли ли мы задач нашего урока?
Почему так важны доброжелательные отношения между странами?
В чем они проявляются?
Сейчас я раздам вам памятку о традиции стран, обязательно сохраните её.
|
Выполняют работу в группах Отгадывают шифр: Уважительно относитесь к соседям!
1 раз, так как дальнейшие разы уже неуважение.
Нет, так как свинья считается у них грязным животным.
Нет, так как возраст вступление в брак у девушек в Китае 20 лет. Называют задачи урока
Да, достигли
Отвечают на вопросы |
Называть правила уважительного отношения к странам-соседям
|
П: строить логические цепи рассуждений и выполнять действия по алгоритму
Р: осуществлять контроль и коррекцию действия. |
Интерес к изучению темы: «Наши ближайшие соседи»;
|
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. |
Словесный (беседа)
Наглядный (показ)
|
Мы сегодня познакомились со странами-соседями. Поднимите руку те, кому захотелось побывать в странах наших соседей и познакомится с культурой и их обычаями. А кто захотел составить из вас составить виртуальную экскурсию с презентацией и показать всем остальным ребятам её?
|
Отвечают на вопросы и обосновывают свой выбор. |
|
Р.: осуществлять самооценку деятельности |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.