Разработка урока по теме "Литература о Великой Отечественной войне. Духовная жизнь общества"
Оценка 4.8

Разработка урока по теме "Литература о Великой Отечественной войне. Духовная жизнь общества"

Оценка 4.8
docx
11 кл +1
13.12.2022
Разработка урока по теме "Литература о Великой Отечественной войне. Духовная жизнь общества"
Данная разработка урока познакомит учащихся с произведениями о войне, поможет настроить их эмоционально на восприятие темы.
Литература о войне. Разработка урока. 7-8 класс.docx

Тема. Литература периода Великой Отечественной войны. Война и духовная жизнь общества. Человек на войне, правда о нем.

Цели урока: познакомить учащихся с литературой этого периода, основными ее темами и мотивами; развивать умение составлять тезисы лекции; содействовать воспитанию патриотизма, гордости за свой народ.

Эпиграфы:                                     Все они вместе и по отдельности каждый отвечали и за страну, и за судьбу, и за все, что есть и после них будет.

Г. Бакланов

«Навеки девятнадцатилетние»

Великое – не умирает.

 

Звучит песня «Я не видел войны»

 

Ход урока

I.                  Вступительное слово учителя.

Жизнь удивительно быстро затягивает видимые раны Великой Отечественной войны. Густая крепкая поросль поднимается в рост на пепелищах, закрывая и отодвигая прошлое. Осыпаются окопы, и деревенские ребятишки гоняют на них коров и овец. О двадцати миллионах павших постоянно напоминают братские могилы, памятники, обелиски.

Поэтической эмблемой войны стала песня «Священная война».

Звучит песня «Священная война»

Память и время… Людская память о войне, как дикая кожа: чуть тронешь – острая, жгучая боль. Наше поколение знает о той войне по фильмам, книгам, свидетельствам очевидцев. Но мы часто думаем о том поколении – о тех, кому в свои 17-18 лет пришлось с оружием в руках защищать Родину.

Жизнь этого поколения началась вскоре после того, как отгремели бои гражданской войны. Этому поколению страна с самого начала вручила самые светлые идеалы, дала в пример судьбы лучших рыцарей революции. И они выполнили свой долг, мальчики двадцатых годов, юноши тридцатых, солдаты сороковых - роковых.

Звучит песня «Комсомольцы-добровольцы»

II.               Лекция учителя с элементами беседы и чтения наизусть.

Многие ваши сверстники узнавали о войне на утро после выпускного школьного бала и шли прямо в военкомат. И было это не где-то там, на другой планете, а здесь, на нашей земле. Каждый встал перед выбором и решал его один раз, третьего пути не было.

Звучит отрывок из поэмы Р. Рождественского «Реквием»: «Разве погибнуть ты нам завещала…»

Фильм «Выпуск 1941 года»

Военная статистика подсчитала, что средняя продолжительность жизни молодого лейтенанта, выпущенного в годы войны из училища, равнялась 9 дням. Об одном из таких лейтенантов писал Р. Рождественский в поэме «210 шагов».

Звучит отрывок из поэмы Р. Рождественского «210 шагов»

Звучит песня «На безымянной высоте. Фрагмент фильма»

Как происходила эволюция жанра в годы войны? Вначале преобладали документальные жанры, похожие на очерки-репортажи с места военных действий. Позже появились произведения лирического склада: М. Алигер «Зоя», П. Антокольский «Сын», А. Твардовский «Василий Теркин».

Значение поэзии военных лет: она укрепляла веру в победу, давала силы перенести суровые испытания, помогала людям жить.

Звучат стихотворения К. Симонова «Жди меня»

и «Горят города по пути этих полчищ»

Первые дни войны, жестокая правда отступлений описаны в стихотворении К. Симонова «Ты помнишь, Алеша…».

Звучит стихотворение

К. Симонова «Ты помнишь, Алеша…»

Видеоклип «Про Великую Отечественную войну»

Проза о войне:

С. Смирнов «Брестская крепость»

Б. Васильев «А зори здесь тихие»

Видеоклип «А зори здесь тихие»

В. Быков «Знак беды», «Альпийская баллада», «Волчья стая»

Ю. Бондарев. Роман «Горячий снег». События происходят зимой 1942 года, когда танки генерала Манштейна рвались на выручку окруженной под Сталинградом трехсоттысячной армии Паулюса.

Спустя 30 лет после Сталинградской битвы престарелый гитлеровский фельдмаршал Манштейн отказался встретиться с советским писателем Ю. Бондаревым, узнав, что тот пишет книгу об историческом сражении на Волге. До сих пор то, что сделали советские бойцы под Сталинградом, изумляет и восхищает одних и вызывает неутихающую злобу и ненависть других.

Видеоклип «Горячий снег»

В романе изображен только один бой (сутки). Но это был бой за Сталинград. От него зависела судьба Родины. В центре внимания – солдаты и командиры одной артиллерийской батареи, которая остановила вражеские танки.

Отрывок из фильма «Горячий снег» («Есть живые! Все, что могу»)

Эти люди прошли проверку на человечность через испытание огнем.

 

Звучит песня «Поклонимся великим тем годам»

Война меняет людей, проверяет на человечность.

 

Звучат стихи: Владимир Лифшиц «Баллада о черством куске»

Н. Погромский «Май 1945 года»

 

Звучит песня «На всю оставшуюся жизнь»

Звучит песня «Последний бой»

 

III.           Итог урока. Для нас главное – память.

Еще долго будем огни принимать за пожары мы.

Будет долго казаться зловещим нам скрип сапогов.

Про войну буду новые игры с названьями старыми,

И людей будем долго делить на своих и врагов.

 

А когда отгорит, отгремит и отплачется,

И когда наши кони устанут под нами скакать,

И когда наши девушки сменят шинели на платьица,

Не забыть бы тогда, не простить бы, не потерять…

 

Звучит песня «Ты же выжил, солдат»

 

IV.            Домашнее задание: развернутый ответ на вопрос «Человек на войне – жертва или герой».


 

Тема. Литература периода Великой

Тема. Литература периода Великой

Звучит отрывок из поэмы Р. Рождественского «Реквием»: «Разве погибнуть ты нам завещала…»

Звучит отрывок из поэмы Р. Рождественского «Реквием»: «Разве погибнуть ты нам завещала…»

В романе изображен только один бой (сутки)

В романе изображен только один бой (сутки)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2022