Разработка индивидуальной образовательной траектории обучения студентов педагогического колледжа в контексте культуроведческого образования средствами иностранного языка
Оценка 5

Разработка индивидуальной образовательной траектории обучения студентов педагогического колледжа в контексте культуроведческого образования средствами иностранного языка

Оценка 5
Научные работы +2
doc
английский язык
9 кл—11 кл +1
15.04.2018
Разработка индивидуальной образовательной траектории обучения студентов педагогического колледжа в контексте культуроведческого образования средствами иностранного языка
Представленный материал отражает практический опыт обучения учащихся в рамках дисциплины «Иностранный язык (английский)» через работу с приведенным алгоритмом по осуществлению качественной интерпретативной деятельности получаемой информации на примере аутентичного текста. В основу предложенной индивидуальной образовательной траектории легла личностно-ориентированная модель деятельности обучающихся.Материал может быть полезен учителям по иностранному языку, занимающимися методическими вопросами обновления содержания дисциплины "Английский язык".
Шалыгина И.А..doc
И.А. Шалыгина (г. Ангарск) РАЗРАБОТКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Изменения   в   общественном   сознании   и   образовании выдвинули   на   первый   план   ценности,   связанные   с саморазвитием, самовоспитанием личности.   Зреет   понимание   того,   что   без  осознания   своей культурной   идентичности  невозможно   и   культурное самоопределение личности. самообразованием,     На   современном   этапе   развития   общества   резко возрастает   значимость   культурообразующей   функции образования,   заключающейся   в     обеспечении   социальной зрелости будущих специалистов, самоопределении личности в культуре   и   выработки   на   этой   основе   жизненной   позиции субъекта образовательного процесса. Эта   переориентация   образования   при   усвоении иностранного   языка   сделает   человека   не   только образованным,   но   и   культурным,   «научит     не   мыслям,   а мыслить,   не   готовым   знаниям   и   их   применению,   а креативности» [3]. Поэтому основной путь усвоения иностранного языка по данной   концепции   может   быть   отображен   в   формуле, предложенной   Е.И.   Пассовым:   культура   через   язык   и   язык через культуру, то есть усвоение фактов культуры в процессе использования   языка   как   средства   общения   и   овладение языком как коммуникативной составляющей через усвоение фактов культуры [4].  Именно в таком диалоге культур формируются умения в познании собственной культуры и культуры других народов. Ведь   «чужое»   должно   быть   познано     и   открыто   в   своем собственном, другими словами, познание «чужой» культуры может осуществляться только через свою собственную.  Это   видение   своей   культуры   через   призму   другой, образование   определенной   дистанции   между   собственной культурой   и   другой   через   диалог   ведет   к   образованию «третьей культуры личности»  [2], характеризующейся новым взглядом   на   свое   собственное   существование   и   на собственную личность. Такой   подход   к   обучению   иностранному   языку   во многом обеспечивает не только более эффективное решение практических,   развивающих   и воспитательных задач, но и содержит огромный потенциал к мотивации учения.   общеобразовательных, Развитие   культуроведческой   компетенции,   по   оценке В.В.   Сафоновой,   предполагает   решение   ряда   задач,   среди которых на первом месте – создание условий для культурного творчества [5].  С   учетом   этого   нами   были   выделены   принципы культуроведческого   образования   в   процессе   изучения иностранного языка. 1. Согласно принципу культуросообразности при отборе содержательного   компонента   дисциплины   «Иностранный язык»   мы   руководствуемся   практической   значимостью отбираемых   материалов   для   реализации   учебных   целей,   с учетом как ценностей изучаемой культуры, так и возрастных особенностей   обучающихся,   их   интеллектуального потенциала, интересов и потребностей. 2. Учитывая   принцип   диалога   культур   мы   создаем условия в рамках образовательной деятельности для развития у студентов таких качеств, как культурная непредвзятость, социокультурная и социокультурный такт, таким образом, создаем предпосылки к кросс­культурному общению. наблюдательность,     речевой 3. С   учетом   проблемных культуроведческих   заданий   стимулируем   познавательную активность обучающихся, ориентируем на выполнение работ творческого характера, в том числе и проектных работ. доминирования     При   этом   естественна   опора   на   основополагающие психолого­педагогические   и   методические   принципы обучения   иностранному   языку:   междисциплинарность, интегративность,   проективность,   рефлексия,   гуманизация образовательного процесса. Алгоритм   по   выстраиванию   индивидуального образовательного   маршрута   в   рамках   дисциплины «Иностранный   язык»   осуществляется   на   основе   личностно­ ориентированной модели деятельности обучающихся, а также интерпретативной   деятельности   получаемой   информации через работу с аутентичными текстами. Работа осуществляется поэтапно.  Основная   задача   побудительно­мотивационного   или предтекстового   этапа   –   побудить   к   прогнозированию содержания   текста,   создавая   тем   самым   условия   для активизации   прогностической   деятельности   и   развития антиципации   студентов.   На   данном   этапе   целесообразной считается   работа   по   прогнозированию   содержания   по заголовку,   привлечению   ассоциаций,   наводящих   вопросов, наталкивающих на основное содержание текста, иллюстраций с опорой на предшествующий опыт и знания. Семантизация лексики, ознакомление с лингвострановедческим словарем на данном   этапе   также   дает   возможность   для   снятия   части трудностей. На   втором,   аналитико­синтетическом   или   текстовом этапе работы, наша задача состоит в нацеливании студентов на   чтение   текста   с   разной   степенью   проникновения   в   его содержание и смысл, на информационную переработку текста в процессе чтения с целью его лучшего понимания. Поэтому наиболее   продуктивным   является   выполнение   следующего ряда заданий:  прочитайте бегло весь текст, не обращая внимания на языковые   трудности,   постарайтесь   осмыслить   его   общее содержание;  уточните тему текста при повторном прочтении;  опираясь   на   ключевые   слова,   попытайтесь   понять главную мысль текста;  проверьте   в   процессе   чтения   правильность   сделанных ранее прогнозов и уточните их. Третий, контрольный  этап выполняет задачу  проверки понимания   прочитанного.   Самым   важным   на   этом   этапе является   то,   чтобы   контроль   был   направлен   на   решение коммуникативных задач относительно текста. В этом случае контроль   будет   выполнять   свои   функции,   а   именно обучающе­развивающую, стимулирующе­мотивационную, корригирующую   и   способствовать   рефлексии   в   полном объеме,   выступая   эффективным   средством   управления учебной деятельностью.    Чтобы   этот   этап   стал   более   продуктивным,   можно предложить выполнение следующих заданий:   предлагаемые   высказывания   как  проиллюстрируйте основной смысл  текста рисунком;  ответьте на тест с множественным выбором;  определите верные\неверные. Четвертый,   интерпретативный   этап   отвечает   за информационную переработку текста с целью ее присвоения. На данном этапе необходимо учитывать принцип следования от   простого   к   сложному,   который   предполагает осуществление поисковых действий:  найдите,   выпишите   и   проранжируйте   информацию   из текста;  ответьте на вопросы, позволяющие выделить основную информацию;  ответьте на вопросы, позволяющие выделить детали;  составьте   свои   «вопросы   к   автору»,   помогающие раскрыть глубинный смысл читаемого;   разделите текст на смысловые отрезки;  составьте развернутый план текста. Наконец,   пятый   результативный   этап   связан   с постановкой коммуникативной задачи при говорении. Здесь осуществляется   порождение   одного   или   нескольких высказываний   (как   устных,   так   и   письменных).   После прочтения   текста   может   быть   поставлено   несколько коммуникативных   задач   и,   следовательно,   продуцированы разные высказывания:  выскажите   свое   мнение   (понравился\не   понравился текст);  кратко изложите основные факты содержания текста;  обсудите проблематику текста с привлечением личного опыта студентов;  инсценируйте ситуации, соприкасающиеся с тематикой текста, с использованием языкового материала;  составьте аннотацию к тексту. Таким образом, работа в соответствии с предъявляемым алгоритмом   способствует   развитию   мышления   и   в   целом интеллектуальному   развитию   обучающихся,   появлению интереса к содержательной стороне обучения иностранному языку,   снятию   психологических   барьеров   при   встрече   с культурой страны изучаемого языка, к развитию рефлексии. Все   это   должно   позитивно   сказаться   на   результатах образования   и   вооружить   студентов   умениями,   которые понадобятся для дальнейшего самообразования. Литература   Байденко   В. 1.   Компетенции   в   профессиональном образовании. (К освоению компетентностного подхода) / В. Байденко. // Высшее образование в России. – 2004. – № 11. – С. 3­12.  2. Бердичевский А.Л. Научно­популярный текст в обучении иноязычной   речевой   деятельности   //   Иностранный   язык   в школе. ­ 2014. ­ № 2. ­ С. 32. 3.   Пассов   Е.И.   Коммуникативное   иноязычное   образование. Концепция развития индивидуальности в диалоге культур. – Липецк: 2009. 4.   Пассов   Е.И.   Основы   коммуникативной   теории   и технологии иноязычного образования: методическое пособие преподавателей   русского   языка   как   иностранного   /   Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева. — М.: Русский язык. Курсы, 2010. — 568 с. 5.   Сафонова   В.В.   Социокультурный   подход   к   обучению иностранным языкам.­ М.: Высшая школа, 1998. 6.   Шалыгина   И.А.   Лингвострановедческий   компонент содержания   обучения   иностранному   языку   как   фактор развития   социокультурной   компетенции   студентов педагогического колледжа // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2013. ­ №2 (10). – С. 64­67.

Разработка индивидуальной образовательной траектории обучения студентов педагогического колледжа в контексте культуроведческого образования средствами иностранного языка

Разработка индивидуальной образовательной траектории обучения студентов педагогического колледжа в контексте культуроведческого образования средствами иностранного языка

Разработка индивидуальной образовательной траектории обучения студентов педагогического колледжа в контексте культуроведческого образования средствами иностранного языка

Разработка индивидуальной образовательной траектории обучения студентов педагогического колледжа в контексте культуроведческого образования средствами иностранного языка

Разработка индивидуальной образовательной траектории обучения студентов педагогического колледжа в контексте культуроведческого образования средствами иностранного языка

Разработка индивидуальной образовательной траектории обучения студентов педагогического колледжа в контексте культуроведческого образования средствами иностранного языка

Разработка индивидуальной образовательной траектории обучения студентов педагогического колледжа в контексте культуроведческого образования средствами иностранного языка

Разработка индивидуальной образовательной траектории обучения студентов педагогического колледжа в контексте культуроведческого образования средствами иностранного языка

Разработка индивидуальной образовательной траектории обучения студентов педагогического колледжа в контексте культуроведческого образования средствами иностранного языка

Разработка индивидуальной образовательной траектории обучения студентов педагогического колледжа в контексте культуроведческого образования средствами иностранного языка

Разработка индивидуальной образовательной траектории обучения студентов педагогического колледжа в контексте культуроведческого образования средствами иностранного языка

Разработка индивидуальной образовательной траектории обучения студентов педагогического колледжа в контексте культуроведческого образования средствами иностранного языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.04.2018