Разработка мастер-класса "Основные этапы исследовательского процесса"
Оценка 5

Разработка мастер-класса "Основные этапы исследовательского процесса"

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
администрации
Взрослым
29.04.2017
Разработка мастер-класса "Основные этапы исследовательского процесса"
Первый этап работы включает в себя: выбор проблемы и темы; определение объекта и предмета, целей и задач; разработку гипотезы исследования. Второй этап работы содержит: выбор методов исследования; проверку гипотезы; непосредственно исследование; формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение; обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций. Третий этап (заключительный) строится на основе внедрения полученных результатов в практику.мастер-класс
мастер-класс.docx
Государственное бюджетное профессиональное  образовательное учреждение Иркутской области  «Братский политехнический колледж» (ГБПОУ ИО «БрПК») РАССМОТРЕНО  на заседании ПЦК  гуманитарных дисциплин председатель ПЦК ___________ И.В. Сонина      ____ от ________ 2016 г.    УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УМР ________ Н.В. Носырева ___ от _________ 2016 г. РАЗРАБОТКА МАСТЕР­КЛАССА Учебная дисциплина: учебно­исследовательская деятельность студента Раздел 1. Основные понятия научно­исследовательской деятельности Тема: Основные этапы исследовательского процесса Автор разработки: И.В. Сонина преподаватель общественных дисциплин ГБПОУ ИО «БрПК» Срок проведения: 13 декабря 2016 г. Братск 2016 План мастер­класса Учебная дисциплина: учебно­исследовательская деятельность студента Раздел 1. Основные понятия научно­исследовательской деятельности Тема 1.2. Основные этапы исследовательского процесса  Цели:    Дидактическая (обучающая) цель: способствовать формированию  представлений об этапах и методах исследовательского процесса.  Развивающая цель: развивать умения рационально решать  познавательные и проблемные задания.  Воспитательная цель: активизировать познавательный интерес к  проектно­исследовательской деятельности. Оборудование: компьютер, проектор  Форма проведение: мастер­класс. Методы обучения:  иллюстративно­репродуктивный, проблемно­поисковые, решение проблемно­познавательных задач, работа с метафорами. Формы организации работы: групповая.  Дидактические средства обучения: презентация, задания для групп,  Ход урока: I. Организационный момент: 1. Приветствие присутствующих. 2. Мотивация и стимулирование деятельности педагогов. 3. Целевая установка II. Основная часть: Преподаватель: Дверь (восточная притча) Один   мудрец   искал   способного   и   талантливого   ученика,   который обладал бы достаточными навыками, чтобы передать ему свои знания, когда умрёт. Он решил собрать всех учеников. И вот собрались множество учеников. Мудрец сказал им: ­   У   меня   возникла   проблема,   и   я   хочу   знать,   кто   из   вас   сможет   её решить. Видите ­ в стене позади меня находится самая большая, тяжелая и массивная дверь в городе. Кто из вас сможет открыть её без посторенней помощи? Некоторые   из   учеников   просто   опустили   голову:   проблема   казалась неразрешимой.   Другие   исследовали   дверь   более   тщательно,   обсудили возможность   использования   рычага   и   особенности   материала   и   пришли   к выводу, что решить эту задачу невозможно. Все сказали, что сделать то, что просил мудрец, невозможно. Только   один   ученик   подошел   к   двери   и   подверг   её   тщательному исследованию. Он простучал её поверхность, пытаясь оценить её толщину и плотность материала, отметил, из чего сделана дверь и насколько надёжно смазаны петли. Он тщательно проверил её, используя свои глаза и руки. Он стучал по ней, нажимал, давил на определённые участки. Все предполагали, что дверь была закрыта или её заклинило. А на самом деле   она   была   лишь   слегка   прикрыта.   Ученик   глубоко   вздохнул, сосредоточился и мягко толкнул дверь. Дверь с лёгкостью и без малейшего сопротивления открылась. Она   была   разработана   и   сконструирована   так   безупречно,   что достаточно было легчайшего толка, чтобы она открылась. Мудрец нашёл себе преемника. Он повернулся к остальным ученикам и произнёс следующие слова: ­   Успех   в   жизни   и   работе   зависит   от   нескольких   ключевых   факторов,   и сегодня   вы   могли   наблюдать   их   в   действии.   Во­первых,   позвольте   своим чувствам полностью исследовать и понять реальность, которая вас окружает. Во­вторых,   не   делайте   поспешных   и   потому   неправильных   выводов.   В­ третьих,   будьте   достаточно   смелы,   чтобы   принять   решение.   В­четвёртых, приняв его, действуйте уверенно и без сомнений. В­пятых, сосредоточьтесь и вложите в это действие всю вашу силу и энергию. И, наконец, не бойтесь совершить ошибку. Сегодня вы будете работать в группах. Предлагаю вам пройти все этапы исследовательского   процесса   и   исследовать   тему   «Причины   агрессивного поведения   студентов».   Для   удобства   работы   используйте   компьютеры, Интернет. Результаты вашей работы будут выведены на экран. I группа. Задачи:  Обосновать актуальность проблемы.  Определить цель, задачи, объект и предмет исследования  (Приложение 1).  Разработать рекомендации как необходимо вести себя с агрессивными  реакциями студентов. II группа.  Задачи:  Выдвинуть гипотезу.   Разработать три­пять вопросов для опроса, ответить на них, обработать  результаты опроса и представить в форме диаграмм. (Приложение 2).  Разработать рекомендации как необходимо вести себя с агрессивными  реакциями студентов. У вас на столах лежат для работы  тексты с заданиями и фразы­шаблоны для  исследовательской работы. На выполнение работы 7­10 минут. Представление результатов работы групп: (3­5 минут каждая группа) III. Подведение итогов занятия. IV. Рефлексия.  • Цель прихода на мастер­класс.  • Что взяли полезного?  • Хочется ли что­то отметить? ПРИЛОЖЕНИЕ 1 I группа. Задачи:  Обосновать актуальность проблемы.  Определить цель, задачи, объект и предмет исследования.   Разработать рекомендации как необходимо вести себя с агрессивными  реакциями студентов. Актуальность   исследования  –   необходимое   требование   к   любой работе. Обосновать актуальность – значит объяснить, почему именно эта тема в данный момент представляет интерес, каковы причины обращения к ней, что мешало   сделать   это   раньше.  Показателем   актуальности   темы   является наличие проблемы в данной области исследования. Актуальность важно формулировать максимально конкретно, в рамках выбранной   темы   исследования.   Освещение   актуальности   должно   быть немногословным.  Цель формулируется   кратко   и   предельно   точно,   в   смысловом отношении  выражая  то  основное,  что  намеревается  сделать  исследователь. Формулируется  одна  цель  работы  и несколько   задач, которые  необходимо решить для достижения этой цели. Формулируя цель, необходимо записать её в нескольких вариантах, а затем определить наиболее подходящий.  Цель   обозначает   то,   что   необходимо   сделать,   а   задачи   строятся   в   виде утверждений, направленных на достижение цели.  Цель   конкретизируется   и   развивается   в   задачах   исследования.   Не рекомендуется   формулировать   цель   как   «Исследование…»,   «Изучение…», так как эти слова указывают на средство достижения цели, а не на саму цель.  Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта информации…). Вторая ­ с анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних   противоречий   развития   (отбор   материала   для…). Третья ­   со   способностями   преобразования,   моделирования,   опытно­ экспериментальной ….). Четвертая ­   с   выявлением   путей   и   средств   повышения   эффективности (разработка проверки анализ     (сбор   и совершенствования исследуемого явления, процесса, т. е. с практическими аспектами работы, с проблемой управления исследуемым объектом. Объект   исследования ­   это   совокупность   связей,   отношений   и   свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой   для   исследователя   информации.   Это   то,   на   что   направлена исследовательская   деятельность   (выяснить,   что   именно   рассматривается   в исследовании). Объект исследования ­ это процесс, явление и т.п., которое исследуется, а предмет ­ часть объекта, которую можно преобразовать так, чтобы   объект   изменился.   Другими   словами,   в   предмете   исследования указывается то, чему оно посвящено.  Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько   предметов   исследования.   Именно   предмет   исследования определяет тему работы (т.е. обозначить, как рассматривается объект, какие отношения   в   нем,   свойства,   аспекты,   функции   он   раскрывает). Например:  Объектная   область   –   русский   и   немецкий   языки. Объект   исследования   –   взаимовлияние   языков   друг   на   друга. Предмет   исследования   –   заимствования   в   русском   языке   из   немецкого. Тема   исследования   –   Влияние   развития   науки   и   техники   в   Германии   на русский язык. Фразы­шаблоны для исследовательской работы Актуальность …стало сегодня неотъемлемой частью нашей жизни. Мы используем…   не задумываясь… Актуальность темы работы определяется тем, что в настоящее время… В современном мире… имеет большое значение, так как… В последние годы мы часто слышим и употребляем слово… Сегодня проблема… является одной из самых актуальных, потому что… Вопрос   …   в   последние   годы   оказывается   в   фокусе   исследовательского внимания … Тема является предметом оживлённой дискуссий … Проблема   …   привлекает   к   себе   пристальное   внимание   учёных   и общественности из­за того, что … В последнее время появилось … и люди стали всё чаще задумываться над тем … Сегодня ведутся споры / нет единого мнения по данному вопросу … Цель работы – выяснить, почему … Основная цель работы – ответить на вопрос … / доказать, что … Цель работы Задачи Для   достижения   поставленной   цели   нам   необходимо   решить   следующие задачи: Задачи работы: К задачам относятся: Изучить литературу по теме Выяснить значение терминов … Найти примеры … в … / собрать материал … / изучить состав …/ Измерить уровень … Провести опрос / эксперимент / наблюдение Сравнить / сопоставит / проанализировать полученные результаты Сделать выводы о … ПРИЛОЖЕНИЕ 2 II группа.  Задачи:  Выдвинуть гипотезу.   Разработать три­пять вопросов для опроса, ответить на них, обработать  результаты опроса и представить в форме диаграмм.   Разработать рекомендации как необходимо вести себя с агрессивными  реакциями студентов. После   определения   цели   формулируется   рабочая   гипотеза   ­   научное   выдвигаемое   для   объяснения   каких­либо   факторов, предположение, особенностей, характеристик и предвосхищающее результат исследования. Рабочая гипотеза ­   научное   предположение,   особенностей,   выдвигаемое   для объяснения   каких­либо   факторов,   характеристик   и предвосхищающее   результат   исследования.   Гипотеза   не   должна   носить очевидный характер и отражать явные предположения, поскольку проверка, а тем   более   исследование   их,   не   имеет   смысла.  В   результате   проведенных исследований   гипотеза   может   подтвердиться   или   быть   опровергнута. Выдвигать   гипотезу   нужно   таким   образом,   чтобы   она   охватывала   разные аспекты   и   стороны   исследуемых   явлений,   процессов.  Гипотеза   считается достоверной   лишь   после   практической   проверки   и   подтверждения   её соответствующими фактами.  Первая часть гипотезы является описательной, вторая ­ объяснительной, третья ­ прогностической. Однако такое построение не   является   строго   обязательным.  При   формулировке   гипотезы   обычно используются конструкции типа: « если…, то…», « при условии, что…», т.е. такие, которые концентрируют внимание на проблеме и путях её решения. Гипотезы бывают: ­ описательные (предполагается существование какого­либо явления); ­ объяснительные (вскрывающие причины его); ­ описательно­объяснительные.  К гипотезе предъявляются определенные требования: ­ она не должна включать в себя слишком много положений: как правило,  одно основное, редко больше; ­ в ней не должны содержаться понятия и категории, не являющиеся  однозначными, не уясненные самим исследователем; ­ при формулировке гипотезы следует избегать ценностных суждений,  гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой и приложимой к  широкому кругу явлений; ­ требуется безупречное стилистическое оформление, логическая простота  аспекты и стороны исследуемых явлений, процессов. Опрос Существует 3 основных метода опроса: беседа, интервью, анкетирование. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведётся в свободной форме без записи ответов собеседника. При проведении интервью исследователь придерживается заранее намеченных вопросов,   задаваемых   в   определённой   последовательности.   Во   время интервью ответы записываются. Анкетирование Это   метод   массового   сбора   материала   с   помощью   анкеты.   Те,   кому адресованы анкеты, дают ответы на вопросы письменно. Анкеты могут быт на бумажном  носителе   или   онлайн.  Готовясь   к  опросу,  чётко  сформулируйте вопросы,   на   которые   вы   хотите   получить   ответы,   и   определите,   кому   вы будете их задавать. Результаты опроса могут быть представлены тестом или в форме диаграмм,  показывающих,  сколько %  опрошенных выбрали тот  или иной вариант ответа. Правила составления анкеты для опроса 1. Формирование задач исследования. Перед тем, как создавать  анкетный лист, необходимо продумать задачи опроса. Для этого  необходимо составить только такие вопросы, ответы на которые дадут  оценку исследования. 2. Краткость – не только сестра таланта, но и успех опроса. Свои  вопросы формулируйте кратко и ёмко – не стоит добавлять уточняющие  фразы, когда из самого вопроса и так все ясно. Они будут отвлекать  респондента. 3. 4. 5. 6. 7. Логичность вопросов. Завуалированные и бессмысленные фразы  уведут оппонента от настоящего ответа. Это может запутать отвечающего в причинно­следственной связи вопроса, что негативно скажется на  результатах исследования. Последовательность вопросов. Следите за порядком анкетных  вопросов. Если в опросе будет неправильная их последовательность, на  выходе интервьюер получит искаженную информацию по исследованию.  Для недопущения этого часто используют простой прием – сначала  показывают простые вопросы, а затем степень их сложности увеличивают. Один вопрос – одна тема. Лучше у респондента спрашивать в одном  вопросе только один ответ. Тогда он будет считаться единственно важным.  Иначе при наличии нескольких тем акцент на первичный вопрос может  уйти другому. Никаких подсказок. В вопросах анкеты не должно быть явных  подсказок. Иначе исследование не будет естественным – его ответы  приведут к искажению результатов. Допускается только пояснение  сложного вопроса. Использование открытых вопросов. Давая респонденту возможность  самому дать свой ответ, не выбирая из предложенных, исследование  получиться более точным и полноценным (обхватывает разные стороны). Для   создания   успешной   анкеты   руководствуйтесь   следующими рекомендациями:  Анкетный опрос не должен содержать орфографических ошибок. В  противном случае доверие респондентов к интервьюеру падает, что может  отразиться на качестве результатов исследования. На каждый вопрос дать все возможные варианты ответов. Если  необходимо, добавить поле для личного ответа респондента.   Фразы­шаблоны для исследовательской работы Для того, чтобы выяснить … мы решили провести опрос … среди  … Опрос проводился   посредством   анкетирования   /   опроса   в   социальных   сетях.   В опросе приняли участие … Респондентам были заданы следующие вопросы: … Исследование проводилось на материале … В качестве материала для исследования мы взяли … Источником примеров стали … Результаты анкетирования представлены в таблице 1. На рисунке 2 вы можете видеть … На рисунке 3 представлены … В данном случае мы видим … / имеем дело с … При этом нельзя не отметить … Обращает на себя внимание тот факт, что … Диаграмма показывает …

Разработка мастер-класса "Основные этапы исследовательского процесса"

Разработка мастер-класса "Основные этапы исследовательского процесса"

Разработка мастер-класса "Основные этапы исследовательского процесса"

Разработка мастер-класса "Основные этапы исследовательского процесса"

Разработка мастер-класса "Основные этапы исследовательского процесса"

Разработка мастер-класса "Основные этапы исследовательского процесса"

Разработка мастер-класса "Основные этапы исследовательского процесса"

Разработка мастер-класса "Основные этапы исследовательского процесса"

Разработка мастер-класса "Основные этапы исследовательского процесса"

Разработка мастер-класса "Основные этапы исследовательского процесса"

Разработка мастер-класса "Основные этапы исследовательского процесса"

Разработка мастер-класса "Основные этапы исследовательского процесса"

Разработка мастер-класса "Основные этапы исследовательского процесса"

Разработка мастер-класса "Основные этапы исследовательского процесса"

Разработка мастер-класса "Основные этапы исследовательского процесса"

Разработка мастер-класса "Основные этапы исследовательского процесса"

Разработка мастер-класса "Основные этапы исследовательского процесса"

Разработка мастер-класса "Основные этапы исследовательского процесса"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2017