Разработка методического материала по развитию творческих способностей обучающихся СПО в рамках темы «Храмы России» дополнительной учебной дисциплины «Специальное рисование и лепка»
Оценка 4.7

Разработка методического материала по развитию творческих способностей обучающихся СПО в рамках темы «Храмы России» дополнительной учебной дисциплины «Специальное рисование и лепка»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство
Взрослым
12.07.2018
Разработка методического материала по развитию творческих способностей обучающихся СПО в рамках темы «Храмы России» дополнительной учебной дисциплины «Специальное рисование и лепка»
В данной публикации представлены материалы по развитию творческих способностей обучающихся СПО. Актуальность темы данного исследования определяется тем, что, несмотря на достаточно большой наработанный теоретический материал, остаётся проблема методического сопровождения процесса развития творческих способностей обучающихся СПО на занятиях дополнительной учебной дисциплины «Специальное рисование и лепка».В файле содержится теоретическое обоснование развития творческих способностей и разработаны уроки по данной проблеме
статья разработка инфо урок.docx
Сафронова Юлия Вячеславовна, выпускница 2018г.   кафедры   «Профессиональное обучение, технология   и   дизайн» педагогического факультета  ФГБОУ   ВО   «Курганский   государственный университет»    Разработка методического материала по развитию творческих способностей обучающихся СПО в рамках темы «Храмы России» дополнительной учебной дисциплины «Специальное рисование и лепка» Специфика   современной   системы   профессионального   образования связана с расширением разнообразия и форм реализации профессиональных образовательных программ.   Различные формы реализации образовательных программ   позволяют   более   успешно   развивать   творческие   способности обучающихся. При   реализации   дополнительной   учебной   дисциплины   «Специальное рисование   и   лепка»   необходимо   продумывать   и   использовать   наиболее эффективные методы и приемы обучения, чтобы реализовать поставленную задачу по развитию творческих способностей обучающихся.  В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия «метод обучения». Например, Ю.К. Бабанский считает, что   «методом   обучения   называют   способ   упорядоченной   взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся, направленной на решение задач образования».  Т.А. Ильина, в свою очередь, под методом обучения понимает «способ организации познавательной деятельности обучающихся». В  истории   дидактики   сложились   различные   классификации   методов обучения, наиболее распространенными из которых являются:   по   внешним   признакам   деятельности   преподавателя   и обучающихся (Е.Я. Голант, Е.И. Перовский);  по   источнику   получения   знаний   (Н.М.   Верзилин,   Д.О. Лордкинанидзе, И.Т. Огородников и др.);  по   степени   активности   познавательной   деятельности   обучающихся (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер);  по логичности подхода (В.Ф. Паламарчук и В.И. Паламарчук).       Близко   к   этой   классификации   примыкает   классификация   методов   составленная   по   критерию   степени   самостоятельности   и обучения,   творчества   в   деятельности   обучающихся.   Поскольку   успех   обучения   в решающей   степени   зависит   от   характера   деятельности   обучающихся,   то именно   характер   деятельности,   степень   самостоятельности   и   творчества   и должны служить важным критерием выбора метода. В этой классификации предложено   выделить   пять   методов   обучения:   объяснительно­ иллюстративный   метод;   репродуктивный   метод;   метод   проблемного изложения; исследовательский метод.   частично­поисковый,   или   эвристический,   метод; Поскольку методы обучения – это приемы и способы осуществления учебного процесса, то есть, преподавания и учения, каждый метод обучения следует рассматривать с двух сторон – деятельности педагога и деятельности обучающихся [3]. В   традиционно   сложившейся   практике   преподавания   в образовательных   организациях   профессионального   образования   большое место занимали информационно – развивающие методы, когда преподаватель играл более активную роль, чем обучающиеся (лекция, объяснение, рассказ, беседа).   Эти методы ориентированы в большей степени на запоминание и воспроизведение учебного материала, чем на развитие творческого мышления, активизацию самостоятельной познавательной деятельности.  В   последние   годы   широкое   распространение   получили  активные методы   обучения,  которые   побуждают   обучающихся   к   интенсивной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное   обучение   предполагает   использование   такой   системы методов,   которая   направлена   главным   образом   не   на   изложение преподавателем   готовых   знаний,   их   запоминание   и   воспроизведение,   а   на самостоятельную работу обучающихся по овладению знаниями и умениями в активной познавательной и практической деятельности.  Особенности   активных   методов   обучения   состоят   в   том,   что   в   их основе   заложено   побуждение   к   усилению   мыслительной   и   практической деятельности,   без   которой   нет   движения   вперед   в   овладении   знаниями. Появление   и   развитие   активных   методов   обусловлено   тем,   что   перед процессом   обучения   встали   новые   задачи:   не   только   дать   знания обучающимся,   но   и   обеспечить   формирование   и   развитие   познавательных интересов   и   способностей,   творческого   мышления,   умений   и   навыков самостоятельного умственного труда. Методы   активного   обучения   могут   использоваться   на   различных этапах учебного процесса: 1 этап – первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия. 2 этап – контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и так далее.  3 этап – формирование   профессиональных   умений,   навыков   на   основе   знаний   и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы.  В настоящее время в процессе обучения активно используют лекции, семинары, дискуссии, коллективную мыслительную деятельность. Наиболее   В разработанной   является   такая   форма   обучения   как   лекция. образовательных   организациях   профессионального   образования   часто используют   лекции   –   дискуссии,   лекции­беседы,   лекции   с   разбором конкретных ситуаций, проблемные лекции. В   основе   учебного   процесса   должно   лежать   овладение   способами приобретения   знаний,   а   не   просто   их   усвоение.   Содержание   учебных программ должно быть направлено на обучение методике добывания знаний с использованием   всех   имеющихся   средств.   Одним   из   методов   включения обучающихся в процессы проектирования, конструирования, моделирования и исследования   является   проектная   деятельность,   которая   позволяет совершенствовать   формы   и   методы   самостоятельной   работы.   Участвуя   в проектной   деятельности,   обучающиеся   демонстрируют   знание   и   владение основными   исследовательскими   методами   (сбор   и   обработка   данных, объяснение   полученных   результатов).   Работа   по   выполнению   проектов позволяет   значительно   активизировать   работу   по   самообразованию. Выполнение проектов – процесс творческий, самообразование в значительной степени   приближает   обучающихся   к   творчеству,   то   есть   проектная деятельность   стимулирует   процесс   самообразования,   самообразование стимулирует   творчество.   Выполнение   в   процессе   обучения   творческих проектов,   наряду   с   формированием   у   обучающихся   профессиональных знаний,   умений   и   навыков,   можно   рассматривать   как   один   из   важнейших методов   воспитания,   активизации   познавательной   деятельности,   развития креативности   и   одновременно   формирования   определенных   личностных качеств.  Проектное   обучение   позволяет   раскрыть,   развить,   реализовать творческий потенциал личности.  Обычно   активные   методы   обучения   применяются   в   комплексе   с традиционными   методами,   охватывают   все   виды   учебных   занятий   с обучающимися.   Таким образом, можно сделать вывод, что активные методы получают отражение   во   многих   технология   обучения,   создают   условия   для формирования   и   закрепления   новых   знаний,   умений   и   навыков,   развивают творческие   способности,   активизируют   мышление.   Использование преподавателями   активных   методов   в   процессе   обучения   способствует преодолению   стереотипов   в   обучении,   выработке   новых   подходов   к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей студентов. Выбор методов обучения не может быть произвольным. Выбирая тот или   иной   метод   обучения,   необходимо   каждый   раз   учитывать   многие зависимости. Прежде всего, определяется главная цель и конкретные задачи, которые   будут   решаться   на   уроке.   Они   обуславливают   группу   методов,   в общих чертах пригодных для достижения намеченных задач. Далее следует целенаправленный   выбор   оптимальных   путей,   позволяющих   наилучшим образом осуществить познавательный процесс.  И.А. Лазарева выделяет шесть общих условий, которые определяют выбор   метода   обучения:   закономерности   и   принципы   обучения,   которые вытекают   из   них;   содержание   и   методы   определенной   науки   вообще   и предмета, темы, в частности; цели и задачи обучения; учебные возможности   особенности обучающихся   (возрастные, студенческой группы); внешние условия (географические, производственное   уровень   подготовленности, окружение);   возможности   педагогов   (опыт,   уровень   подготовленности, квалификация, знание типичных ситуаций процесса обучения).  Помимо   этого,   при   выборе   методов   обучения   преподаватель   также должен   принимать   во   внимание:   наличие   или   отсутствие   у   студентов мотивации   к   обучению;   содержание   изучаемого   материала,   его   объем   и степень   сложности;   степень   работоспособности   и   обучаемости   студентов; сформированность   общеучебных   умений   и   навыков;   временные   рамки процесса   обучения;   методы,   использованные   на   предыдущих   занятиях; конкретные   материально­технические   условия   обучения;   типологию планируемого   занятия;   уровень   своего   профессионального   мастерства   и подготовленности.  Отдельные   детали,   составные   части   метода   обучения   называют методическими   приемами   обучения   [4].   Методические   приемы   обучения неразрывно   связаны   с   методом   обучения.   Например,     в  объяснительно­ репродуктивный   метод   входят   такие   приёмы   как   наблюдение,   предметов, рассматривание картин, иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях. В исследовательский и эвристический входят наборы творческих заданий   и   упражнений.   В   репродуктивный   метод   входят   упражнения, направленные на закрепление полученных знаний [1]. Таким образом, правильно выбранные педагогом методы обучения и приемы   обучения   позволяют   конструировать   интересное   учебное   занятие, обеспечивающее   достижение   поставленных   дидактических   целей, воспитательных   и   развивающих   задач,   формирование   у   студентов необходимых знаний и умений, развитию их творческих способностей.   В данном исследовании методика развития творческих способностей обучающихся   рассмотрена   на   примере   освоения   рисунка,   как   части дополнительной   учебной   дисциплины   «Специальное   рисование   и   лепка»,   в соответствии с ФГОС СПО по профессии 260807.01 «Повар, кондитер».  В   таблице   представлен   учебно­тематический   план   раздела   «Храмы России». Таблица 3 – Учебно­тематический план темы «Храмы России» Тема №  занятия Количество часов  аудиторных Всего Теор. Практ. 1  2 3 Храм как объёмно­ пространственное  произведение. Основные декоративные  элементы архитектуры  храмового сооружения. Рисунок храмового  сооружения. Просмотр  4 4 6 2 2 1 1 3 3 Кол­во часов самостоят.  работы 4 4 6 творческих работ  обучающихся.  В   соответствии   с   предложенным   учебно­тематическим   планом необходимо продумать содержание теоретических сведений и  практических заданий,   которые   будут   выполняться   обучающимися   в   аудитории   и самостоятельно. Содержание раздела «Храмы России»: Тема 1 занятия. Храм как объёмно­пространственное произведение. Теоретические сведения: История приобщения Руси к христианской культуре. Начало строительства храмов на Руси. Своеобразие русских храмов по архитектурному оформлению.  Практическая   работа.   Задание   1:изучение   интерьера   православного храма,   составление словаря основных терминов, связанных с оформлением храмового интерьера. Материалы:   интернет   –   ресурсы   ­  www   .  hristianstvo    .  ru, www   .  smallbay    .  ru, WWW   .  hram   .  ru.  Время на выполнение: 1 час. Самостоятельная   работа:   выполнить   слайд   –   презентации   по   типам храмовых сооружений.  Время на выполнение: 3 часа. Тема   2   заняти.   Основные   декоративные   элементы   архитектуры храмового сооружения.  Задание   2:   выполнить   рисунок   ленточного   орнамента   в   качестве примера при декорировании внутреннего убранства храмового сооружения.  Материалы:  графитные   карандаши   различной   степени   мягкости, плотная и гладкая бумага, мягкая белая резинка, цветные карандаши.  Время на выполнение: 3 часа. Самостоятельная   работа:   подготовить   слайд   ­   презентации   «Формы православного храма». Время на выполнение: 4 часа. Тема   3   занятия.   Рисунок   храмового   сооружения.   Просмотр   работ обучающихся. Теоретические   сведения:   Особенности   рисования   храмового сооружения. Подготовительная работа на стадии эскиза. Последовательность выполнения работы. Понятие об использовании основных графических техник работы гуашью и акриловыми красками. Практическая работа. Задание 3: выполнить по иллюстрации рисунок храмового сооружения.  Материалы:   коричневая   бумага   (или   бумага   любого   другого   цвета, кроме   белой   и   черной)   формата   А3,  простой   карандаш,   ластик,   черная гелиевая ручка.  Время на выполнение: 3 часа. При   освоении   рисунка   теоретические   знания   обучающихся пополняются   за   счет   кратких   лекций,   разъясняющих   необходимые   в изобразительной практике понятия («средства выразительности», «воздушная и   линейная   перспектива»   и   тому   подобные),   ведущие   положения   теории композиции, сведения из технологии графических рисовальных материалов; бесед,   устного   объяснения   литературы применительно к каждой учебной теме.   каждой   темы;   списков   рекомендованной Из   всех   методов   при   освоении   рисунка   наиболее   эффективным является метод демонстрации. При   изучении   темы   «Основные   декоративные   элементы   архитектуры   анализ храмового   сооружения»   полезным   приемом   является   устный   обучающимися примеров стилей орнаментов из методического фонда.  Цель анализа – научить обучающихся различать орнаменты по форме, закрепить у обучающихся знание, что композиционное построение орнаментов отличается обобщенной трактовкой формы и условной передачей цвета. При разработке методического материала «преподаватель учитывает условия обучения, цели, планируемые результаты, формы, методы и приемы». Из существующих типов структур системы занятий при изучении темы «Храмы России» выбрана последовательная структура [6].  Учебная   программа   предполагает   изучение   вопросов   темы последовательно.   Материал усваивается обучающимися постепенно, после его творческой переработки. Выполняются творческие работы по вопросам, включенным в учебный план.  Проведение   занятий   осуществляется   на   основе   метода   выработки учебных   умений   и   накопления   опыта   учебной   деятельности,   которые построены   на   выполнении   реальных   учебных   действий   и   направлены   на формирование   практических   умений   и   навыков.   Такой   метод   организации учебной   деятельности   используется   и   при   выполнении   рисунка   по   теме «Рисунок храмового сооружения».  Целью   этой   работы   является   применение   теоретических   знаний обучающихся   в   практической   деятельности,   развитие   их   творческих способностей.  Описанные   методы   и   приемы   развития   творческих   способностей отражены в планах­конспектах занятий в приложении Е. Итоговый   просмотр   и   обсуждение   творческих   работ   позволит   дать оценку результативности развития творческих способностей у обучающихся по профессии «Повар, кондитер».   Таким образом, можно сделать вывод, что освоение рисунка на занятиях дополнительной   учебной   дисциплины   «Специальное   рисование   и   лепка» является   важным   способом   развития   творческих   способностей   у обучающихся, а также  способствуют всестороннему развитию их личности.  Приложение Е Конспекты занятий и презентация  по теме: «Что есть храм? Типы храмов. Храм ­ образ космоса» План­конспект занятия №1 Тема занятия: Что есть храм? Типы храмов. Храм ­ образ космоса.  Цели занятия: Обучающая:   сформировать   у   обучающихся   знания   о   православных храмах на Руси, познакомить  с их особенностями, неповторимым обликом русских   храмов,   сформировать   у   обучающихся   знания   основ   выполнения эскиза рисунка, умение располагать изображение на формате. Развивающая:   дать   обучающимся   представление    о   художественной   побуждение   обучающихся   к ценности   храмовых   сооружений; самостоятельному   поиску,   отбору   информации   по   теме;   способствовать развитию внимания, памяти, творческих способностей. Воспитательная:   сформировать   у   обучающихся   уважительного отношения  к храмовым сооружениям как к объектам культурного наследия. Задачи занятия: Для педагога: изучить и закрепить с обучающимися определение «что есть храм», представление о роли храмов в истории государства, закрепить исполнительские, инструментальные и художественные умения обучающихся. Для   обучающихся:  знать«что   есть  храм»,  типы   храмов,  представлять особенности   рисования   плоской   геометрической   фигуры   как   основы   для строительства храма.  Тип занятия: комбинированный. Вид занятия: лекция и практикум.  Методы обучения: словесный; наглядный; практический. Средства обучения:  слайд­презентация   «Храмы   России»,   коллажи   с   изображениями храмов различных городов; образцы работ из методического фонда.  Продолжение приложения Е технические средства обучения: проектор, интерактивная доска. плотная   и   гладкая   бумага   формат   А2;   графитные   карандаши   различной степени мягкости, мягкая белая резинка. Время проведения – 90 минут.  План занятия 1. 2. задач.  3. Организационный момент (2 мин). Вводная часть (3 минуты) – сообщение темы, постановка целей и Изучение нового материала (25 мин) – объяснение, демонстрация презентации.  4. Закрепление изученного материала (5 мин) – фронтальный опрос по вопросам. 5. Самостоятельная (практическая) работа обучающихся (40 мин) – выполнение практического задания.  6. 7. Оценка обучающимися своих работ (10 мин). Заключительная   часть   (5   мин)   –   анализ   выполненной   работы, подведение итогов занятия.  1. Организационный момент. Ход занятия Добрый   день!   Давайте,   проверим,   кто   присутствует   и   отсутствует сегодня на занятии.  2. Тема сегодняшнего занятия «Что есть храм? Типы храмов. Храм ­ образ космоса». Мы должны узнать, какие сооружения называют храмами, с историей русских храмов, познакомиться с типами храмов.  (слайд 1) 3. Изучение нового материала.  Что   есть   храм?   Храм  –   культовое   сооружение,  предназначенное   для совершения богослужений и религиозных обрядов.(слайд 2) Продолжение приложения Е В 988 году произошло Крещение Руси. После чего по решению князя Владимира  Русь приняла  православие. Среди  верующего  населения  России преобладают православные.(слайд 3) В христианстве храмом является только то сооружение, в котором есть алтарь   и   совершается  евхаристия,   а   то   сооружение,   где   алтаря   нет   и   не совершается евхаристия, называется часовней.  Строительство   Храмов.С   принятием   православной   веры   Русь приобщилась к христианской культуре. (слайд 4) Центром православия была тогда могущественная Византия со столицей в Царьграде. Он славился как один из самых больших, красивых и богатых городов мира. Бывавших там русских людей поражало великолепие греческой архитектуры.  «Прочность, польза, красота» – эта необычная формула была найдена почти две тысячи лет тому назад. Древнеримский зодчий Витрувий пришёл к выводу, что именно эти три понятия, взятые вместе, составляют сущность архитектуры. Византийцы   были   первыми   учителями   русских.(слайд   5)  Но   едва выбравшись   из   пелёнок   ученичества,   русское   зодчество   пошло   своим самостоятельным   путём.   Уже   изначально   в   новопостроенных   храмах   было нечто   особенное,   чего   не   знал   художественный   мир   Византии.   И   эта непохожесть шла от языческих капищ, божниц и святилищ. Русь   –   край   лесов.   Поначалу   храмы,   крепости   и   княжеские   терема возводили из дерева. Но недолговечны деревянные строения. А вот камень и прочен,   и   надёжен,   и   огнестоек.   К   тому   же   наличие   каменных   зданий показывает, что князь в силе, земля его богата, а казна не пуста – ведь далеко не всякому по карману воздвигать соборы и дворцы из камня. В летописях о том, что тот или иной князь «заложи церковь каменьку», говорится как о большом и памятном событии. Продолжение приложения Е Веками   формировался   неповторимый   облик   древнерусской архитектуры.(слайд 6)  Сохранившиеся до наших дней храмы Божии были и святыни,   и   твердыни   Земли   Русской.   Но   при   этом   русские   храмы   очень своеобразны по своей архитектуре.(слайд 7) Крестово­купольный тип храма (всё центральное пространство храма в плане образует крест) заимствован в Византии. (слайд 8) Как правило, в плане он – прямоугольный, а все его формы, постепенно понижаясь от центрального купола, составляют пирамидальную композицию.(слайд 9) Световой барабан крестово­купольного   храма   обычно   опирается   на   пилон   –  четыре   несущих массивных столба в центре здания, ­ откуда расходятся четыре сводчатых «рукава». Примыкающие к куполу полуцилиндрические своды, пересекаясь, образуют равноконечный крест. Шатровые храмы (слайд 10) – это классика русской архитектуры. Храм воссоздаёт   принятую   в   деревянном   зодчестве   конструкцию   «восьмерик   на четверике».   (Восьмерик   –   восьмиугольное   в   плане   сооружение,   или   часть сооружения,   ставился   на   четырёхугольное   основание   –   четверик. Восьмигранный   шатёр   органично   вырастает   из   четырёхугольного   здания храма). Главный отличительный  признак шатрового храма – сам шатёр, то есть шатровое покрытие, кровля в виде четырёхгранной или многогранной пирамиды.   Облицовка   глав,   шатров   и   других   частей   здания   могла   быть выполнена   лемехом   –   продолговатыми,   иногда   изогнутыми   деревянными дощечками с зубчиками по  краям. Этот нарядный элемент заимствован  из древнерусской   деревянной   архитектуры.   Храм   со   всех   сторон   окружён гульбищами – так в русской архитектуре 16­17 веков назывались галереи или террасы,  окружающие   здание,   как   правило,   на   уровне   перекрытия   первого этажа – подклети. Продолжение приложения Е Ярусные храмы  (слайд 11)  состоят из поставленных друг на друга и постепенно уменьшающихся кверху частей, секций. Верхние ярусы (один или два) предназначены для колоколов. Храмы­ротонды  (слайд   12)  –   это   круглые   (ротонда   в   переводе   с латинского   –   круглый)   в   плане   постройки   церкви,   подобные   светским сооружениям:   павильону,   залу   и   т.д.   В   этих   храмах   нередко   встречаются такие архитектурные элементы, как крыльцо с колоннами или колонны вдоль стен по кругу. Храмы ­ «корабли» (слайд 13) – это кубические храмы, соединённые с колокольней прямоугольным зданием и внешне напоминающие корабль. Это архитектурная   метафора:   храм  –   корабль,   на   котором   можно   пуститься   в плавание  по  полному  опасностей  и  соблазнов житейскому  морю. Храмы  в форме корабля — самый древний тип храмов, образно выражающий ту мысль, что Церковь, подобно Ноеву ковчегу, спасает верующих от гибельных волн житейского   плавания   и   ведет   их   к   Царствию   Божию.   Строили   храмы   на возвышенности.  В  храм   не  просто   шли,  к   нему   восходили.  Каждая  деталь храма, от притвора до купола имеет свое значение.  4.   Закрепление   изученного   материала.   Ответьте   на   вопросы:   1)   Дайте определение,  что   называется  «храмом»;  2)   Какие   типы   храмов  мы   с  вами узнали?  3) Охарактеризуйте крестово­купольный тип храма? 4) Расскажите, как выглядит шатровый храм? 5) Что мы знаем о ярусных типах храмов? 6) Что   такое   «храм–ротонда»?   7)   Почему   один   из   типов   храмов   называется «корабль»?  5. Рефлексия занятия. Изучив материал сегодняшнего занятия, мы узнали для себя много нового и полезного о храмах нашей родины, проследили историю создания храмов. Мы   узнали   о   прекрасном   творении   человеческих   рук,   от   вида   которого замирает сердце. План­конспект занятия № 2 Продолжение приложения Е Тема занятия: Храм как объёмно­пространственное произведение. Цели занятия: Обучающая: расширить у обучающихся знания о православных храмах на Руси,  научить обучающихся последовательно, пропорционально рисовать основу   для   изображения   храмового   сооружения,   передавать   светотень   на выбранный объект. Развивающая:  побуждение   обучающихся   к   самостоятельному   поиску, отбору   информации   по   теме;   способствовать   развитию   внимания,   памяти, творческих способностей. Воспитательная:   сформировать   у   обучающихся   уважительного отношения  к храмовым сооружениям как к объектам культурного наследия. Задачи занятия: Для педагога: сформировать у обучающихся представления о храме как   инструментальные   и   закрепить   исполнительские, образе   космоса, художественные умения обучающихся. Для   обучающихся:   дополнить   знания   о   храмах,   представлять особенности выполнения светотеневого рисунка предложенного объекта. Тип занятия: комбинированный. Вид занятия: лекция и практикум.  Методы обучения: словесный; наглядный; практический. Средства обучения: слайд­презентация «Храмы России»,коллажи с изображениями храмов различных городов.   1. Организационный момент (2 мин). План занятия 2.  Вводная часть (3  минуты) –  сообщение  темы,  постановка  целей  и задач.  3. Проверка усвоения материала прошлого занятия (10 мин). 4.   Изучение   нового   материала   (15   мин)   –   объяснение,   демонстрация презентации.  Продолжение приложения Е 1. Закрепление изученного материала (5 мин) – фронтальный опрос по вопросам. 2. Самостоятельная (практическая) работа обучающихся (40 мин) – выполнение практического задания.  7. Оценка обучающимися своих работ (10 мин). 8.Заключительная   часть   (5   мин)   –   анализ   выполненной   работы, подведение итогов занятия. Ход занятия 1. Организационный момент. Добрый   день!   Давайте,   проверим,   кто   присутствует   и   отсутствует сегодня на занятии.  2.   Сегодня   мы   продолжим   изучение   темы   «Храм   как   объёмно­ пространственное   произведение».   Мы   должны   узнать,   почему   русский православный   храм   считается   образом   космоса,   а   также   выполнить практическое задание по оформлению светотеневого рисунка. 3.   На   прошлом   занятии   мы   узнали,   что   называется   храмом, познакомились   с   основными   типами   храмовых   сооружений.   Предлагаю повторить основные сведения, полученные на прошлом занятии. Вопросы: 1) С какого времени появились храмы на Руси? 2) Откуда приглашались мастера для   постройки   храмов?   3)   Как   вы   думаете,   строительство   каких   храмов требует   больших   ресурсов   и   более   длительного   времени   –   каменных   или деревянных?   4)   Посмотрите   на   представленные   схемы   и   назовите,   какие формы имели православные храмы? Продолжение приложения Е Работа   в   группах   (5   групп)     ­   каждая   из   групп   дает   краткую характеристику   одного   из   типов   храмов:   крестово­купольный   тип   храма; шатровые храмы; ярусный тип храма; храмы­ротонды; храмы ­«корабли».  4. Изучение нового материала. Русский православный храм (слайд 14) – это образ космоса. Храм венчают купола с крестами. Это – образ неба. Количество   куполов   могло   иметь   символический   смысл.   Каждый   купол опирается на барабан.  Верхние части стен храма снаружи завершают полукруглые закомары, повторяющие   очертания   сводов.   Восточная   часть   храма   имеет полуцилиндрические   выступы   –   апсиды,   в   которых   размещается   алтарь. (слайд 15) Количество апсид (одна, три, пять) зависит чаще всего от размеров храма. Вход в храм имеет красивое архитектурное оформление – портал. Нередко   храм   украшает   аркатурный   пояс.   Количество   куполов   на православных храмах глубоко символично. (слайд 16) Два купола означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе; три купола – Троицу; пять – Иисуса Христа и четырёх евангелистов. Семь куполов отражает различные священные значения числа 7: семь даров Святого Духа, семь дней творения мира. Девять куполов – девять чинов Сил Небесных;   13   куполов   (как   на   Софийских   соборах   в   Киеве   и   Новгороде) символизируют   Христа   и   Его  12   Апостолов.   В   России   возникали   также   и очень   своеобразные,  выразительные   многокупольные   ансамбли.  Знаменитый Кижский погост на Онежском озере, состоящий из двух многоглавых церквей и одноглавой колокольни, имеет общее число куполов 33, символизирующее 33 года земной жизни Христа Спасителя. Давайте представим, что мы стоим в Церкви   и   смотрим   наверх.   Залитый   светом   купол   олицетворяет   Царство Небесное,   и   возведение   его   свидетельствует   о   возможности   общения   двух миров – нашего с вами, земного и небесного мира. Форма куполов менялась в русском зодчестве. Более древняя – шлемовидная форма купола. Как вы  Продолжение приложения Е  думаете,   почему   она   носит   такое   название?   Древняя   Русь   довольно   часто подвергалась нападениям со стороны различных племён, кочевых народов, с которыми   вынуждена   была   воевать.   Поэтому   шлемовидная   форма   купола напоминала   о   доблестных   воинах   и   богатырях   –   защитниках   Отечества. (слайд   17)  Луковичная   форма   купола   появилась   намного   позже   и символизировала   пламя   свечи.   Такие   луковичные   главки   напоминают огненные языки, устремлённые ввысь, к небесам. Не менее знаменателен и цвет купола. (слайд 18) Золотые   купола   главных   храмов,   посвященных   Христу   или православным   праздникам,   ­   символ   небесной   славы.   Синие   купола   со звёздами посвящены Пресвятой Богородице и напоминают о рождении Христа от Девы Марии.  (слайд   19)  Зелёные   купола   посвящались   Троице   и   символизировали цвет Святого Духа.  Храмы,   посвященные   святым,   увенчаны   куполами   зелёного   или серебряного цвета. Над главами возвышается крест. Это говорит о том, что храм   христианский,   и   в   нём   прославляется   распятый   на   кресте   Христос, Который является Главой Церкви. 5. Закрепление изученного материала.(слайды 20­22) Вопросы: 1) Перед вами фотографии храмов. Некоторые из них вам уже знакомы.   Какое   внешнее   отличие   вы   увидели   на   фотографии?   Обратите внимание, одинаковой ли формы купола на храмах? Как вы думаете, с чем связано   разное   количество   куполов   на   храме?   (Обучающиеся   отмечают различное   количество   куполов   на   храмах   (1,   3,   5,   13).   2)   Перед   вами иллюстрации   храмов.   Найдите   отличия   в   архитектуре.   (Обучающиеся отмечают своеобразие куполов храмов). 6.   Выполнение   практического   задания.   В   учебно­тематическом   плане раздела   «Храмы   России»   учебной   дисциплины   «Специальное   рисование   и лепка», предусмотрено составление словаря основных терминов, связанных с  Продолжение приложения Е  оформлением   храмового   интерьера.   На   прошлом   занятии   вы   выполняли рисунок  храмового   сооружения.  Сегодня  вам  предстоит  выполнить   работу другого   рода.   Вам   предстоит   составить   словарь   основных   терминов, связанных с оформлением храмового интерьера. Цель данной практической работы научить вас работать с большими объемами информации, находить и выделять   нужное,   структурировать,   систематизировать   текст.   Ваша   задача найти и переписать в тетрадь только термины, касающиеся сегодняшней темы. Обратите   внимание,   что   значение   термина   не   должно   содержать   слишком много слов.  Вы даете пояснение только конкретному термину, не удаляясь от своей основной   задачи.   Помните,   что   термины   в   словаре   располагаются   в алфавитном порядке. Материалы: тетради, ручки, мультимедийная презентация, интернет – ресурсы ­ www   .  hristianstvo    .  ru, www   .  smallbay    .  ru, WWW   .  hram   .  ru.  6.   Обсуждение   составленных   словарей.   Оценка   обучающимися   своих работ.  7. Заключительная часть: анализ выполненной работы, подведение итогов занятия.  Изучив   материал   сегодняшнего   занятия,   мы   узнали   почему   русский православный   храм   считается   образом   космоса,   какое   символическое значение имели купола и крест в образе храма.  Для себя мы поняли, что храм – это место особенное. Лучшие русские храмы   стали   славой   России.   Древняя   Русь   не   знала   музеев:   все   поистине ценное и прекрасное хранилось в храмах или монастырях. Таким образом, храм на Руси является главным хранителем православной культуры. План­конспект занятия № 3 Тема   занятия:  Основные   декоративные   элементы   архитектуры храмового сооружения.  Продолжение приложения Е Задание   2:   выполнить   рисунок   ленточного   орнамента   в   качестве примера при декорировании внутреннего убранства храмового сооружения.  Материалы:  графитные   карандаши   различной   степени   мягкости, плотная и гладкая бумага, мягкая белая резинка, цветные карандаши. Самостоятельная   работа:   подготовить   слайд   ­   презентации   «Формы православного храма».  Время на выполнение: 4 часа. Цели занятия: Обучающая:   сформировать   у   обучающихся   знания   об   интерьере   и внешнем виде православного храма, научить обучающихся выполнять рисунок храмового сооружения. Развивающая:  побуждение   обучающихся   к   самостоятельному   памяти, выполнению   рисунка;   способствовать   развитию   внимания, дисциплинированности   и   самоорганизации,   координации   движений   мелкой моторики. Воспитательная:   сформировать   у   обучающихся   уважительного отношения  к храмовым сооружениям как к объектам культурного наследия. Задачи   занятия:   Для   педагога:   сформировать   у   обучающихся представления   об   интерьере   и   внешнем   виде   храма,   закрепить   умения обучающихся работать с новой информацией, структурировать её. Для обучающихся: дополнить знания о храмах в целом и частях храма в частности,   научится   работать   с   терминологией,   с   текстом,   научиться выделять главное и систематизировать информацию.   Тип занятия: комбинированный. Вид занятия: лекция и практикум.  Методы обучения: словесный; наглядный; практический. Средства   обучения:   слайд­презентация   «Храмы   России»,   коллажи   с изображениями храмов различных городов.   Продолжение приложения Е План занятия 1. Организационный момент (2 мин). 2.   Вводная   часть  (3  минуты)   ­   сообщение   темы,   постановка   целей   и задач.  3. Проверка усвоения материала прошлого занятия (10 мин). 4. Изучение нового материала (15 мин) — объяснение, демонстрация презентации.  5. Закрепление изученного материала (5 мин) — фронтальный опрос по вопросам. 6.   Самостоятельная   (практическая)   работа   обучающихся   (40   мин)   ­ выполнение практического задания.  7. Оценкаобучающимися своих работ (10 мин). 8.Заключительная   часть   (5   мин)   ­   анализ   выполненной   работы, подведение итогов занятия. 1. Организационный момент. Ход занятия Добрый   день!   Давайте,   проверим,   кто   присутствует   и   отсутствует сегодня на занятии.  2.   Сегодня   мы   изучаем   тему   «Основные   декоративные   элементы архитектуры   храмового   сооружения».  Мы   должны   узнать,  из   чего   состоит интерьер православного храма, внешний вид и какие бывают формы , а также выполнить   практическое   задание,   а   именно   рисунок   ленточного   орнамента внутреннего убранства храма. 3. На прошлом занятии мы узнали символику куполов храма. Предлагаю повторить основные сведения, полученные на прошлом занятии. Вопросы: 1) Что такое апсида храма и от чего зависит количество апсид? 2) Расскажите что означает различное количество куполов храма ( 3, 5, 7, 13, 33 купола) 3) Какие формы куполов вы знаете? 4) Что значат цвета куполов храма (синий, золотой, зеленый, серебристый)? Продолжение приложения Е 4. Изучение нового материала.(слайд 1)  Строительство православного храма – дело очень непростое. Первое, на что обращают внимание – выбор места под строительство.  (слайд 2)   Раньше на Руси, согласно традициям, место   под   строительство   православного   храма   или   монастыря   выбиралось возвышенное,   видное   издалека.   Церковный   комплекс   должен   был   напоминая   людям   о доминировать   среди   окружающих   застроек, возвышенности духовного мира по сравнению с земным. Важным является и расположение православного храма: проект его всегда рассчитывался таким образом, чтобы церковный алтарь обязательно смотрел на восток.  Исследователи утверждают, что это связано с тем, что в христианстве Восток всегда был связан со светлыми силами, а Запад – с темными. При создании проекта храма строго учитываются все его составляющие. (слайд   3)  С   давних   времен   церковь   символизировала   собой   трехмерность Вселенной:   божественную   её   часть,   небесную   и   земную.   Именно   поэтому православный храм состоит из трех частей: алтаря, где молятся священники, центральной   части,   предназначенной   для   молитвы   верных   (крещеных) христиан,   и   притвора,   в   котором   раньше   молились   оглашенные   –   те,   кто только проходил катехизацию и готовился принять святое крещение.(слайд 4) Верхняя часть православного храма – неф (потолок) – символизирует небо, и покрывается росписями, изображающими святую троицу, Бога Отца, Господа Ииесуса Христа и Божью Матерь. Пол под ногами означает землю, и поэтому он тоже украшается мозаиками и орнаментами. Передняя часть православного храма – западные или красные врата – олицетворяют   собой   вход   в   Царство   Небесное  (слайд   5),   поэтому   всегда изготавливается   из   ценных   пород   дерева   и   часть   украшается   коваными узорами. Рассмотрим основные формы храма (слайд 6): Продолжение приложения Е Храмы   в   форме креста   (слайд   7) строились   в   знак   того,   что   Крест Христов   — Основа   Церкви,   Крестом   человечество   избавлено   от   власти диавола, Крестом открыт вход в рай. Храмы   в   форме круга   (слайд   8),   как   символа   вечности,   говорят   о бесконечности существовании Церкви, ее нерушимости. в     Храмы форме восьмиконечной звезды символизируют Вифлеемскую   звезду,   приведшую   волхвов   к   месту, где родился Христос  (слайд 9). Таким образом церковь свидетельствует о своей роли путеводительницы в жизни человека. Храмы   в   форме корабля   (слайд   10)   –   самый   древний   тип   храмов, образно   выражающий   ту   мысль,   что   Церковь,   подобно   кораблю,   спасает верующих от гибельных волн житейского плавания и ведет их к Царствию Божию. Подробнее рассмотрим устройство храма (слайд 11): Абсида ­ алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, но встречается и многоугольный в плане, в нем размещается алтарь. Барабан –цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом. Барабан световой ­ барабан,   грани   или   цилиндрическая   поверхность   которого   прорезана оконными проемами  Глава – купол с барабаном и крестом, увенчивающий храмовое здание. Закомара   –   в   русской   архитектуре   полукруглое   или   килевидное завершение части наружной стены здания; как правило, повторяет очертания расположенного за ней свода. Куб ­ основной объем храма. Луковица ­ церковная глава, напоминающая по форме луковицу. Продолжение приложения Е Неф (франц. nef, от лат. navis – корабль), вытянутое помещение, часть интерьера церковного здания, ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов. Паперть   –   открытое   или   закрытое   крыльцо   перед   входом   в   храм, возвышенное по отношению к уровню земли. Пилястра   (лопатка)   –   конструктивный   или   декоративный   плоский вертикальный выступ на поверхности стены, имеющий базу и капитель. Портал – архитектурно оформленный вход в здание. Шатер – высокое четырех­, шести­ или восьмигранное пирамидальное покрытие   башни,   храма   либо   колокольни,   широко   распространенное   в храмовой архитектуре Руси до XVII века. Фронтон ­ завершение фасада здания, портика, колоннады, огражденное скатами крыши и карнизом у основания. Яблоко – шар на завершении купола под крестом. Ярус ­ убывающее по высоте горизонтальное членение объема здания. 5. Закрепление изученного материала (слайд 12 – 13).  Вопросы: 1) Каким должно быть место строительства храма? В какую сторону   должен   быть   направлен   алтарь   храма   и   почему?   2)   Перед   вами изображение   храма.   Назовите   основные   части   устройства   храма.   3)   Перед вами  несколько   схем   форм   храмов.   Определите,   какая   из   этих   схем   является схемой храма в форме корабля? 6.   Выполнение   практического   задания.   В   учебно­тематическом   плане раздела   «Храмы   России»   учебной   дисциплины   «Специальное   рисование   и лепка»,   предусмотрено   выполнение   рисунка   ленточного   орнамента внутреннего убранства храма. На  прошлом занятии  вы  составляли  словарь терминов.   Сегодня   вам   предстоит   выполнить   работу   другого   рода.   Вам предстоит выполнить рисунок . Цель данной практической работы научит вас составлять   орнамент,   отрисовывать   повторяющиеся   элементы   с   большой точностью.  Окончание приложения Е  Обратите внимание, что сначала вы должны воспользоваться простыми карандашами, выполнить несколько черновых работ, и лишь потом выполнить рисунок гелиевой ручкой.  Материалы: листы бумаги А4, простые карандаши, ластики, гелиевые ручки. 6.   Обсуждение   выполненных   рисунков.   Оценка   обучающимися   своих работ. 7. Заключительная часть: анализ выполненной работы, подведение итогов занятия.  Изучив   материал   сегодняшнего   занятия,   мы   узнали   насколько   важно место   расположения   православного   храма,   из   каких   частей   состоит православный храм внутри и снаружи, узнали символику этих частей. А также поговорили об  основных формах храмов и их символике. Устройство  православного  храма  основано  на многовековой  традиции. Храм   ­   есть   образ   присутствия   Царства   Небесного   на   земле,   и, соответственно, он есть образ дворца Царя Небесного. Список использованных источников Кушнер, Ю.З.       Методология     и     методы         педагогического 1. исследования:  Учебно­методическое   пособие. – М.:  Издательство  МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. – 66 с. 2. Практические   занятия   как   вид   учебной   деятельности  URL: [Электронный   ресурс]   //   Информио   [Официальный   сайт]. http://www.informio.ru/publications/id535/Prakticheskie­zanjatija­kak­vid­ uchebnoi­dejatelnosti (Дата обращения: 5.04.2018). 3. Сафина, Л.А. Формирование творческого стиля деятельности дизайнера в системе дополнительного профессионального образования: дис. канд. пед. наук/ Л.А.Сафина. – Казань, 2005. – 204 с. 4. Скакун,   В.А   Организация   и   методика   производственного обучения: Учебное пособие./ В. А. Скакун ­ М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2007 – 336с 5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273­ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об   образовании   в   Российской   Федерации»   Статья   11.   Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты. 6. Храмы   России   [Электронный   ресурс]   //   Режим   доступа URL:http://temples.ru 7. Экспериментальная   работа   [Электронный   ресурс]   //   «НОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»   Центр   педагогических   инноваций   им.   К.Д.Ушинского [Официальный   сайт].   URL   :   http://www.piram2000.ru/pr/   (Дата   обращения: 11.04.2018) 8. Ярмарка мастеров [Электронный ресурс] // [Официальный сайт].  URL: https://www.livemaster.ru/topic/237323­grafika­istoriya­vozniknovenie­ razvitie (Дата обращения: 14.04.2018)

Разработка методического материала по развитию творческих способностей обучающихся СПО в рамках темы «Храмы России» дополнительной учебной дисциплины «Специальное рисование и лепка»

Разработка методического материала по развитию творческих способностей обучающихся СПО в рамках темы «Храмы России» дополнительной учебной дисциплины «Специальное рисование и лепка»

Разработка методического материала по развитию творческих способностей обучающихся СПО в рамках темы «Храмы России» дополнительной учебной дисциплины «Специальное рисование и лепка»

Разработка методического материала по развитию творческих способностей обучающихся СПО в рамках темы «Храмы России» дополнительной учебной дисциплины «Специальное рисование и лепка»

Разработка методического материала по развитию творческих способностей обучающихся СПО в рамках темы «Храмы России» дополнительной учебной дисциплины «Специальное рисование и лепка»

Разработка методического материала по развитию творческих способностей обучающихся СПО в рамках темы «Храмы России» дополнительной учебной дисциплины «Специальное рисование и лепка»

Разработка методического материала по развитию творческих способностей обучающихся СПО в рамках темы «Храмы России» дополнительной учебной дисциплины «Специальное рисование и лепка»

Разработка методического материала по развитию творческих способностей обучающихся СПО в рамках темы «Храмы России» дополнительной учебной дисциплины «Специальное рисование и лепка»

Разработка методического материала по развитию творческих способностей обучающихся СПО в рамках темы «Храмы России» дополнительной учебной дисциплины «Специальное рисование и лепка»

Разработка методического материала по развитию творческих способностей обучающихся СПО в рамках темы «Храмы России» дополнительной учебной дисциплины «Специальное рисование и лепка»

Разработка методического материала по развитию творческих способностей обучающихся СПО в рамках темы «Храмы России» дополнительной учебной дисциплины «Специальное рисование и лепка»

Разработка методического материала по развитию творческих способностей обучающихся СПО в рамках темы «Храмы России» дополнительной учебной дисциплины «Специальное рисование и лепка»

Разработка методического материала по развитию творческих способностей обучающихся СПО в рамках темы «Храмы России» дополнительной учебной дисциплины «Специальное рисование и лепка»

Разработка методического материала по развитию творческих способностей обучающихся СПО в рамках темы «Храмы России» дополнительной учебной дисциплины «Специальное рисование и лепка»

Разработка методического материала по развитию творческих способностей обучающихся СПО в рамках темы «Храмы России» дополнительной учебной дисциплины «Специальное рисование и лепка»

Разработка методического материала по развитию творческих способностей обучающихся СПО в рамках темы «Храмы России» дополнительной учебной дисциплины «Специальное рисование и лепка»

Разработка методического материала по развитию творческих способностей обучающихся СПО в рамках темы «Храмы России» дополнительной учебной дисциплины «Специальное рисование и лепка»

Разработка методического материала по развитию творческих способностей обучающихся СПО в рамках темы «Храмы России» дополнительной учебной дисциплины «Специальное рисование и лепка»

Разработка методического материала по развитию творческих способностей обучающихся СПО в рамках темы «Храмы России» дополнительной учебной дисциплины «Специальное рисование и лепка»

Разработка методического материала по развитию творческих способностей обучающихся СПО в рамках темы «Храмы России» дополнительной учебной дисциплины «Специальное рисование и лепка»

Разработка методического материала по развитию творческих способностей обучающихся СПО в рамках темы «Храмы России» дополнительной учебной дисциплины «Специальное рисование и лепка»

Разработка методического материала по развитию творческих способностей обучающихся СПО в рамках темы «Храмы России» дополнительной учебной дисциплины «Специальное рисование и лепка»

Разработка методического материала по развитию творческих способностей обучающихся СПО в рамках темы «Храмы России» дополнительной учебной дисциплины «Специальное рисование и лепка»

Разработка методического материала по развитию творческих способностей обучающихся СПО в рамках темы «Храмы России» дополнительной учебной дисциплины «Специальное рисование и лепка»

Разработка методического материала по развитию творческих способностей обучающихся СПО в рамках темы «Храмы России» дополнительной учебной дисциплины «Специальное рисование и лепка»

Разработка методического материала по развитию творческих способностей обучающихся СПО в рамках темы «Храмы России» дополнительной учебной дисциплины «Специальное рисование и лепка»

Разработка методического материала по развитию творческих способностей обучающихся СПО в рамках темы «Храмы России» дополнительной учебной дисциплины «Специальное рисование и лепка»

Разработка методического материала по развитию творческих способностей обучающихся СПО в рамках темы «Храмы России» дополнительной учебной дисциплины «Специальное рисование и лепка»

Разработка методического материала по развитию творческих способностей обучающихся СПО в рамках темы «Храмы России» дополнительной учебной дисциплины «Специальное рисование и лепка»

Разработка методического материала по развитию творческих способностей обучающихся СПО в рамках темы «Храмы России» дополнительной учебной дисциплины «Специальное рисование и лепка»

Разработка методического материала по развитию творческих способностей обучающихся СПО в рамках темы «Храмы России» дополнительной учебной дисциплины «Специальное рисование и лепка»

Разработка методического материала по развитию творческих способностей обучающихся СПО в рамках темы «Храмы России» дополнительной учебной дисциплины «Специальное рисование и лепка»

Разработка методического материала по развитию творческих способностей обучающихся СПО в рамках темы «Храмы России» дополнительной учебной дисциплины «Специальное рисование и лепка»

Разработка методического материала по развитию творческих способностей обучающихся СПО в рамках темы «Храмы России» дополнительной учебной дисциплины «Специальное рисование и лепка»

Разработка методического материала по развитию творческих способностей обучающихся СПО в рамках темы «Храмы России» дополнительной учебной дисциплины «Специальное рисование и лепка»

Разработка методического материала по развитию творческих способностей обучающихся СПО в рамках темы «Храмы России» дополнительной учебной дисциплины «Специальное рисование и лепка»

Разработка методического материала по развитию творческих способностей обучающихся СПО в рамках темы «Храмы России» дополнительной учебной дисциплины «Специальное рисование и лепка»

Разработка методического материала по развитию творческих способностей обучающихся СПО в рамках темы «Храмы России» дополнительной учебной дисциплины «Специальное рисование и лепка»

Разработка методического материала по развитию творческих способностей обучающихся СПО в рамках темы «Храмы России» дополнительной учебной дисциплины «Специальное рисование и лепка»

Разработка методического материала по развитию творческих способностей обучающихся СПО в рамках темы «Храмы России» дополнительной учебной дисциплины «Специальное рисование и лепка»

Разработка методического материала по развитию творческих способностей обучающихся СПО в рамках темы «Храмы России» дополнительной учебной дисциплины «Специальное рисование и лепка»

Разработка методического материала по развитию творческих способностей обучающихся СПО в рамках темы «Храмы России» дополнительной учебной дисциплины «Специальное рисование и лепка»

Разработка методического материала по развитию творческих способностей обучающихся СПО в рамках темы «Храмы России» дополнительной учебной дисциплины «Специальное рисование и лепка»

Разработка методического материала по развитию творческих способностей обучающихся СПО в рамках темы «Храмы России» дополнительной учебной дисциплины «Специальное рисование и лепка»

Разработка методического материала по развитию творческих способностей обучающихся СПО в рамках темы «Храмы России» дополнительной учебной дисциплины «Специальное рисование и лепка»

Разработка методического материала по развитию творческих способностей обучающихся СПО в рамках темы «Храмы России» дополнительной учебной дисциплины «Специальное рисование и лепка»

Разработка методического материала по развитию творческих способностей обучающихся СПО в рамках темы «Храмы России» дополнительной учебной дисциплины «Специальное рисование и лепка»

Разработка методического материала по развитию творческих способностей обучающихся СПО в рамках темы «Храмы России» дополнительной учебной дисциплины «Специальное рисование и лепка»

Разработка методического материала по развитию творческих способностей обучающихся СПО в рамках темы «Храмы России» дополнительной учебной дисциплины «Специальное рисование и лепка»

Разработка методического материала по развитию творческих способностей обучающихся СПО в рамках темы «Храмы России» дополнительной учебной дисциплины «Специальное рисование и лепка»

Разработка методического материала по развитию творческих способностей обучающихся СПО в рамках темы «Храмы России» дополнительной учебной дисциплины «Специальное рисование и лепка»

Разработка методического материала по развитию творческих способностей обучающихся СПО в рамках темы «Храмы России» дополнительной учебной дисциплины «Специальное рисование и лепка»

Разработка методического материала по развитию творческих способностей обучающихся СПО в рамках темы «Храмы России» дополнительной учебной дисциплины «Специальное рисование и лепка»

Разработка методического материала по развитию творческих способностей обучающихся СПО в рамках темы «Храмы России» дополнительной учебной дисциплины «Специальное рисование и лепка»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.07.2018