Разработка нестандартного урока по литературе "Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...»
Оценка 4.7

Разработка нестандартного урока по литературе "Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...»

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
8 кл
22.05.2017
Разработка нестандартного урока по литературе "Анализ  стихотворения М.Ю. Лермонтова  «Когда волнуется желтеющая нива...»
• Цель: анализ и интерпретация поэтического текста на основе целостного восприятия • Количество участников – 30 учащихся класса. Класс разбит на 4 группы исследователей. В каждой группе есть научный руководитель или литературный критик • Продолжительность – 20 мин • Предварительная подготовка: портрет М. Лермонтова, задания для групп, записанные на слайдах, опорные схемы, таблицы • Описание деятельности После представления задач урока ( дидактическая, развивающая, воспитывающая), вступительного слова учителя и выразительного чтения стихотворения учитель предлагает учащимся поработать в группах исследователями и ответить на вопросы, которые раздадут литературные критики. Затем, в ходе обсуждения, группы составляют опорный конспект или таблицу. Через 10 мин литературные критики должны поделиться своими исследованиями перед остальными учениками.
Нестандартный урок литературы.doc
Структура                                                        проведения  практической работы: 1. Активные методы    представления           2.   Работа в   группах    :     исследуй  проработки    нового      и           литературное произведение  материала     3.   Тема урока. Анализ  стихотворения М.Ю. Лермонтова  «Когда волнуется желтеющая  нива…».  8 класс  Цель: анализ и интерпретация   поэтического текста на основе целостного  восприятия  Количество участников – 30 учащихся класса. Класс разбит на 4 группы исследователей.  В каждой группе есть научный руководитель или литературный критик  Продолжительность –  20 мин  Предварительная подготовка:  портрет М. Лермонтова,   задания для групп, записанные на слайдах,  опорные схемы, таблицы  Описание деятельности               После представления  задач урока ( дидактическая, развивающая, воспитывающая), вступительного   слова   учителя   и   выразительного   чтения   стихотворения     учитель   предлагает учащимся поработать в группах   исследователями  и ответить на вопросы,  которые раздадут литературные критики. Затем, в ходе обсуждения, группы составляют опорный конспект или таблицу. Через 10 мин литературные критики должны поделиться своими исследованиями перед остальными учениками.      Затем литературные критики   раздают задания для групп. Юные исследователи начинают   с   его   построением,   характером   и работать, отвечать на вопросы.   1 группа: 1)   Проанализируйте   синтаксическое   построение   стихотворения.   Составьте   схему.   В   чем заключается необычность построения? 2) Прокомментируйте интонационные изменения. 3)   Как   интонационные   изменения   соотносятся   взаимоотношением его образов? 2 группа: 1) Можно ли стихотворение М. Лермонтова отнести к пейзажной лирике? 2) Возникают ли при чтении стихотворения определенный пейзаж, реальная картина природы? 3)   В   чем   проявляется   одушевление   и   очеловечивание   природы   в   стихотворении? Прокомментируйте употребление форм глаголов в 1­3 строфах. 4) Существует ли разница в степени одушевления образов природы в этих строфах? 3 группа: 1) Каким было состояние лирического героя до встречи с природой? 2) Что видит лирический герой за образами природы? 3) Каковы взаимоотношения лирического героя и природы? Прокомментируйте «речевое» Общение героев стихотворения. 4) Как связаны  для лирического героя понятия  « счастье на земле» и «Бог в небесах»? 4 группа: 1) Почему у стихотворения нет названия? 2) В чем заключается, на ваш взгляд, основная мысль стихотворения? 3)Как композиционное построение   и ритмическая организация   стихотворения соотносятся   с его основной идеей? В продолжение 10 мин. юные исследователи работают, затем литературный критик или кто­ либо из группы представляет результаты работы: составленные опорные конспекты, схемы. Все внимательно   слушают.     Например,   выступление   литературного   критика   3   группы   примерно может быть таким:   «Мы назвали свое исследование «Путь лирического героя от смирения к озарению». 4 строфа. Ощущение одиночества, отъединенности от мироздания и связанная с этим тревога преодолеваются не через усилия самого лирического героя,  а через исполненное любви к нему обращение природы.   Внешнее становится внутренним (ключ проникает в глубь души лирического   героя),   и   изнутри   идет   ответная   реакция,   порожденная   внезапно   возникшим ощущением счастья и высшей гармонии. Идет все в обратном порядке: от частного к общему, но на другом уровне (высшем, внутреннем): душа        чело       счастье       БОГ                                                                                      разум      земля           небо  …. Нива, лес, слива, ландыш, ключ не просто сравниваются с живыми и разумными существами, они предстают в определенный момент  для поэта такими на самом деле.  … Вывод. Восприятие природы как иконы присуще М.Ю. Лермонтову и в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…».  Природа – Бог, а Бог – природа …».   Следующий     этап   –   подведение   итогов   работы   групп,   выставление   оценок,     работа   над ритмической организацией стихотворения. Урок заканчивается заключительным словом учителя и записью домашнего задания.       Организованная таким образом работа учащихся класса позволяет снизить до минимума, на мой взгляд, лекционную форму подачи теоретического материала и при этом в достаточной мере дать необходимые знания по теории текста и видам его анализа.  А главное – школьники будут проявлять интерес к поэзии, так как современные дети, по моим наблюдениям,  не любят читать стихи.   Задача   учителя     ­     составить   такие     задания   для   школьников,   которые   имели   бы коммуникативный характер, чтобы в процессе их выполнения получилось интересное  общение учащихся друг с другом и учителем. И ещё. Необходимо отметить, что при такой организации занятий учитель становится консультантом, помощником учеников.

Разработка нестандартного урока по литературе "Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...»

Разработка нестандартного урока по литературе "Анализ  стихотворения М.Ю. Лермонтова  «Когда волнуется желтеющая нива...»

Разработка нестандартного урока по литературе "Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...»

Разработка нестандартного урока по литературе "Анализ  стихотворения М.Ю. Лермонтова  «Когда волнуется желтеющая нива...»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2017