Разработка нетрадиционного урока по физике по теме «Физика в сказках Г. Х. Андерсена» в 8 классе
Оценка 4.9

Разработка нетрадиционного урока по физике по теме «Физика в сказках Г. Х. Андерсена» в 8 классе

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
физика
8 кл
17.02.2017
Разработка нетрадиционного урока по физике  по теме  «Физика в сказках Г. Х. Андерсена» в 8 классе
Данная разработка театрализованного урока является примером осуществления интеграции различных предметов (физики, литературы), демонстрацией связи между наукой и искусством. Представляя фрагменты из сказок великого датского сказочника Ганса Христиана Андерсена (показ видеофрагментов, инсценировка эпизодов из сказок), учащимся предлагается решить качественные и количественные задачи по физике по темам "Тепловые явления", "Электрические явления".Разработка урока
Физика в сказках.doc
Театрализованный урок по теме  «Физика в сказках Г. Х. Андерсена» в 8 классе Андреева М. Н., учитель физики  МАОУ лицей №49 города Калининграда   Сформировать   умение   учащихся   решать   физические   задачи   по Цель   урока:   литературным сюжетам. Тип урока: урок применения знаний при решении задач. Задачи урока: Образовательные:  1)   Повторить   и   обобщить   теоретический   материал   по   темам   «Тепловые   явления», «Электрические явления».  2) Формировать умения в применении   усвоенных знаний   при решении качественных, расчетных задач. 3) Развивать физически грамотную речь учащихся. 4) Развивать у учащихся умения работать  с фрагментами текстов из  художественной литературы, умения выделять главное, находить и использовать нужную информацию. 5) Развивать умения применять таблицы физических величин при решении задач.   6) Показать учащимся межпредметную связь предмета физики с литературой. Воспитательные: 1)   Проследить   культуру   учебного   труда,   приучать   учащихся   к   аккуратному оформлению задач, построению графиков  в тетради и на доске. 2) Формировать навыки  доброжелательного общения, взаимопомощи. 3) Расширить культурный кругозор учащихся. Развивающие: 1) Развивать творческие способности учащихся через игру «в сказку». 2) Сформировать элементы творческого поиска при решении нестандартных задач. 3) Приобщать учащихся к эстетическим ценностям, развивать эмоционально­ценностное мышление   учащихся   на   примере   взаимодействия   физики   и   искусства,   развивать фантазию учащихся. Подготовительная работа к уроку: Заранее с учащимися выбрали сказки (Андерсен Г. ­Х.,   Собрание   сочинений   в   двух   томах),   содержащие   описание   физических   явлений, 1 эпизоды их  которых учащиеся будут инсценировать, распределили роли, подготовили костюмы,   реквизит,   изготовили   из   картона   модель   замка,   украсили   её   лампочками ёлочной гирлянды. Оборудование: компьютер, интерактивная доска. Демонстрации:  Демонстрация возгорания спички при трении о коробок и в пламени свечи, стеклянная и эбонитовая палочки, мех, шёлк, ёлочная гирлянда. Оформление доски: Число                   Тема: Физика в сказках Г. Х. Андерсена Портрет Г. Х. Андерсена Цитата:   Сначала неизбежно идут: фантазия, сказка. За ними шествует научный расчет.                  И    в конце – исполнение венчает мысль.                             К. Э. Циолковский Табличные данные: (записываются по ходу урока) Температура плавления стекла tпл.=1100ºС; Удельная теплоемкость стекла Сст.=840 Дж/(кг∙ºС); Температура плавления олова tпл.=232 ºС; Удельная теплоемкость олова Сол.=230 Дж/(кг∙ºС); Удельная теплота плавления олова  ол.=59∙10³ Дж/кг; Температура плавления льда tпл.=0 ºС; Удельная теплоемкость льда Сл.=2100 Дж/(кг∙ºС); Удельная теплота плавления льда  л.=340∙10³ Дж/кг. λ λ I. ХОД УРОКА Организационный момент.  Приветствие. Вступительное слово учителя Учитель:       Здравстуйте, ребята! Садитесь! Открываем тетради, записываем число и тему урока: «Физика в сказках Г. Х. Андерсена». Сегодня у нас с вами необычный урок. В детстве каждому из вас родители читали сказки Ганса Христиана Андерсена.   На уроках литературы вы также знакомились с творчеством великого датского сказочника. Сказки Андерсена – любимые с детства мной сказки. Сейчас я заново перечитываю их. И мне кажется, что сказки Андерсена, принесшие ему мировую славу, ­ это не только детское чтение.  «Жизнь – прекраснейшая из сказок», ­ не уставал повторять писатель, умевший находить, по словам одного из современников, «жемчужину в любой сточной канаве».      Итак, сегодня мы с вами рассмотрим некоторые фрагменты из сказок Андерсена, где встречаются тепловые и электрические явления, изучаемые вами в этом учебном году.          Окунемся в сказки Андерсена. Вспомним сказку «Снежная королева». Маленькая Герда отправилась на поиски своего названного братца Кая. На своем пути она  будет встречаться   с   героями   сказок   Андерсена.   Наша   цель   помочь   Герде   дойти   до   замка Снежной королевы и освободить Кая. А сделать это мы сможем, решая качественные и количественные задачи по физике по эпизодам из сказок,  которые будут инсценированы вашими одноклассниками. 2 I I. Основная часть – презентации результатов работы групп.      1). Фрагмент из сказки «Огниво» Инсценировка учащимися фрагмента из сказки (Эпизод солдат и собака). Учитель: «Солдат достал огниво и огарок, но как только, высекая огонь, ударил по кремню, дверь распахнулась, и перед ним очутилась собака с глазами, точно чайные чашки…» Вопрос: Почему выскакивают искры при ударе кремня о сталь? Вопрос: Сейчас мы пользуемся спичками. Спичка загорается при трении  о коробок. Она вспыхивает   и   при   внесении   ее   в   пламя   свечи.   (Демонстрация   учителем   возгорания спички).  В чем сходство и различие причин, приведших к воспламенению спички?      2). Фрагмент из сказки «Дюймовочка» Инсценировка учащимися фрагмента из сказки. Учитель:   Дюймовочка   сплела   из   сухих   былинок   ковер,   обложила   ласточку   пухом   и завернула в ковер ласточку. Вопрос: Грели ли листья, пух ласточку? Вопрос: Почему мех, пух, перья на теле животных, а также одежда человека защищают от холода?      3). Фрагмент из сказки «Бутылочное горлышко» Учитель:   «В  узком,  кривом   переулке  в  ряду  других   жалких  домишек   стоял  один  – узенький, высокий, наполовину каменный, наполовину деревянный, готовый расползтись со всех концов. Жили в нем бедные люди; особенно бедная, убогая обстановка была в каморке, ютившейся под самой крышей. За окном каморки висела на солнышке старая клетка, в которой не было даже настоящего стаканчика с водой; вместо него служило бутылочное горлышко, заткнутое пробкой и опрокинутое вниз закупоренным концом…» Вопрос: Домик был наполовину каменный, наполовину деревянный. В какой половине дома было теплее, если толщина стен одинакова? Учитель: Послушаем монолог бутылочного горлышка. Звучит монолог бутылочного горлышка. Вопрос:   Какое   количество   теплоты   выделила   бутылка,   остывая   от     температуры плавления стекла до 20ºС, если масса бутылки 600 г? Задачу решаем у доски и в тетрадях.      4). Фрагмент из сказки «Штопальная игла» Учитель: В том же доме, где жило бутылочное горлышко, жила и кухарка. Вот что услышала Герда в комнате кухарки. Инсценировка учащимися фрагмента из сказки «Штопальная игла» (Штопальная игла и руки). Учитель:   Иголка   сломалась.   При   спаивании   стальных   деталей   иногда   пользуются медным припоем.  Вопрос: Почему нельзя паять медные детали стальным припоем?      5). Фрагмент из сказки «Русалочка» Учитель: Герда подошла к морю.  «В самом глубоком месте стоит коралловый дворец морского царя с большими остроконечными окнами из чистейшего янтаря и с крышей из раковин, которые то открываются, то закрываются, смотря по приливу или отливу; это очень красиво, потому что в каждой раковине лежит по жемчужине такой красоты, что и одна из них украсила бы корону любой королевы.». У царя было шесть дочерей. «Все шестеро   принцесс   были   прехорошенькими   русалочками,   но   лучше   всех   была   самая младшая,   нежная   и   прозрачная,   как   лепесток   розы,   с   глубокими   синими,   как   море 3 глазами. Но и у нее, как у других русалок, не было ножек, а только рыбий хвост». Послушаем монолог русалочки. Инсценировка учащимися фрагмента из сказки. Вопрос: Почему при расчесывании волос янтарным гребнем волосы не причесываются гладко, а тянутся за гребнем? Вопрос: Какому веществу мы обязаны появлению слова «электрон», а затем и слово «электричество»?      6). Фрагмент из сказки «Стойкий оловянный солдатик»  Демонстрация учителем видеофрагмента из мультфильма. Учитель:     «…Он смотрел на танцовщицу, она на него, и он чувствовал, что тает, но все еще держался стойко, с ружьем на плече…. А оловянный солдатик растаял и сплавился в   комочек.   На   другой   день   горничная   выбирала   из   печки   золу   и   нашла   маленькое оловянное сердечко – все, что осталось от солдатика…». Вопрос:   Какое   количество   теплоты   было   выделено   оловянным   солдатиком   при   его отвердевании и остывании до температуры 20ºС, если масса солдатика 140 г. Постройте график зависимости температуры от времени. Все необходимые данные для решения задачи возьмите из таблиц учебника.  Задачу учащиеся решают в тетрадях и у доски.      7). Фрагмент из сказки «Гадкий утёнок» Учитель: Герда подошла к бедной избушке, где жила старушка с котом и курицей. А недавно у них появился новый жилец.  Инсценировка   учащимися   фрагмента   из   сказки   (Сцена   разговора   утенка   с   котом   и курицей). Учитель: « Кота она звала сыночком; он   умел выгибать спинку, мурлыкать и даже испускать искры, если его гладили против шерсти». Вопрос: Почему кот испускал искры? Учитель:   «У   курицы   были   маленькие,   коротенькие   ножки,   ее   и   прозвали Коротконожкой; она прилежно несла яйца, и старушка любила ее как дочку». Вопрос: Почему нельзя класть сырые яйца в кипящую воду? Учитель:   Я   слышала,   что   высоко   в   горах   трудно   сварить   яйцо.   Оно   может   долго находиться в кипящей воде, но останется сырым. Так ли это?      8). Фрагмент из сказки «Снежная королева» Учитель:   Наконец   Герда   дошла   до   замка   Снежной   королевы.   Посмотрим,   что происходит    внутри замка.   Инсценировка учащимися фрагментов из сказки (Сцена разговора Снежной королевы и Кая и сцена встречи Герды и Кая). Учитель: «…Тогда Герда заплакала; горячие слезы ее упали ему на грудь, проникли в сердце, растопили его ледяную кору и расплавили осколок…» Вопрос:  Определите какое количество теплоты выделили горячие слезы   Герды. Масса ледяного осколка 10 г, его начальная температура ­50ºС. Постройте график зависимости температуры  от времени.   Все  необходимые  данные  для  решения  задачи  возьмите  из таблиц учебника.  Задачу учащиеся решают в тетрадях и у доски. Вопрос: Как соединены  между собой лампочки в ёлочной гирлянде на стенах замка Снежной королевы? Сколько   электрических   лампочек   в   нашей   ёлочной   гирлянде,   включенной   в осветительную сеть с напряжением 220 В, если каждая лампочка имеет сопротивление 15,7 Ом и рассчитана на силу тока 0,28 А? Задачу учащиеся решают в тетрадях и у доски. 4 «Снежная Учитель: (Включает ёлочную гирлянду ­ зажигаются огоньки на модели замка Снежной королевы). Посмотрите: замок Снежной королевы засверкал разноцветными огнями. Мы с помощью своих знаний по физике  его «растопили», он «растаял». Звучит   песня   «Возвращение   весны»   из   сказки­мюзикла   А.   Морсина   королева».      III.  Заключительное слово учителя      Итак, ребята, мы помогли Герде отыскать Кая, растопили замок Снежной королевы. Мы выполнили с вами нашу благородную цель. И вместе с тем, мы повторили темы «Электрические явления», «Тепловые явления», которые изучали в этом году.      Сегодня на уроке вы увидели связь между физикой и художественной литературой, связь   между   наукой   и   искусством.   Леонардо   да   Винчи,   М.   В.   Ломоносов,   И.   Гётте внесли большой вклад в развитие,   как науки, так и искусства. Такие ученые, как А. Эйнштейн, М. Планк, увлекались музыкой,  Д. Максвелл и С. И. Вавилов – поэзией,  Н. Коперник   –   живописью.   Г.   Флобер   предсказывал:   «Чем   дальше,   тем   Искусство становится более научным, а Наука более художественной; расставшись у основания, они встретятся когда­нибудь на вершине».  Таким образом, сегодня на уроке, я надеюсь, вам стало понятно, что тот, кто по­настоящему увлечен физикой, должен также читать и литературные произведения.      IV. Задание на дом           Придумать   счастливое   продолжение   сказки   «Стойкий   оловянный   солдатик», используя   знания,   полученные   на   уроках   физики,   или   найти   фрагменты   из   сказок, историй Г. Х. Андерсена, которые не прозвучали сегодня на уроке, в которых были бы отражены физические явления, изученные нами в этом и прошлом году. Сформулируйте к ним физические вопросы или задачи.      V. Подведение итогов урока  Объявляю   благодарность   ученикам,   принявшим   активное   участие   в   подготовке   и проведения урока. Объявляю отметки за урок. 5

Разработка нетрадиционного урока по физике по теме «Физика в сказках Г. Х. Андерсена» в 8 классе

Разработка нетрадиционного урока по физике  по теме  «Физика в сказках Г. Х. Андерсена» в 8 классе

Разработка нетрадиционного урока по физике по теме «Физика в сказках Г. Х. Андерсена» в 8 классе

Разработка нетрадиционного урока по физике  по теме  «Физика в сказках Г. Х. Андерсена» в 8 классе

Разработка нетрадиционного урока по физике по теме «Физика в сказках Г. Х. Андерсена» в 8 классе

Разработка нетрадиционного урока по физике  по теме  «Физика в сказках Г. Х. Андерсена» в 8 классе

Разработка нетрадиционного урока по физике по теме «Физика в сказках Г. Х. Андерсена» в 8 классе

Разработка нетрадиционного урока по физике  по теме  «Физика в сказках Г. Х. Андерсена» в 8 классе

Разработка нетрадиционного урока по физике по теме «Физика в сказках Г. Х. Андерсена» в 8 классе

Разработка нетрадиционного урока по физике  по теме  «Физика в сказках Г. Х. Андерсена» в 8 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2017