Разработка открытого урока на высшую категорию по теме "Выборы в демократическом государстве"
Оценка 4.9

Разработка открытого урока на высшую категорию по теме "Выборы в демократическом государстве"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
обществознание
11 кл +1
28.10.2018
Разработка открытого урока на высшую категорию по теме "Выборы в демократическом государстве"
Разработка открытого урока на высшую категорию по теме "Выборы в демократическом государстве" по дисциплине обществознание представляет собой конспект урока, записанный в технологической карте с подробным описанием всех этапов урока, включая приложения и дополнения для заданий ученикам. Разработан в соответствии с ФГОС по дисциплине и современным требованиям к уроку.
технологическая карта открытого урока.docx
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ПЛАН) ЗАНЯТИЯ №  Дисциплина  Тип занятия Тема занятия Обществознание Усвоения новых знаний Выборы в демократическом государстве Вид занятия Теоретическое Группа Дата 21 Образовательная:  раскрыть   значение   выборов   как   важнейшего   института демократии, укрепить понимание того, что через выборы каждый гражданин участвует в управлении государством и непосредственно влияет на развитие страны. Цель занятия Развивающая:  создать условия для развития умений работать с   правовыми источниками   и   текстом   учебника,   извлекать   необходимую   информацию; способствовать   развитию   умений   обобщать   и   делать   собственные аргументированные выводы. Воспитательная:  способствовать   воспитанию   активной   жизненной   позиции, ответственности   за   принятие   решений,   уважения   к   общечеловеческим ценностям, чувства гражданского долга. Должны  знать    т а т ь л у з е Р Должны  уметь Показатели оценки  результата  ­типы избирательных систем, их плюсы и минусы. ­ принципы избирательного права, источники избирательного  законодательства. -объяснять   и   применять   понятия:   выборы,   избирательное   право, избирательная   система,   избирательный   процесс,   активное   и пассивное избирательное право, абсентеизм -понимать значение выборов как важнейшего института демократии. ­определяют  такие   избирательные   системы,     как     мажоритарная, пропорциональная избирательная система. ­владеют понятиями:  выборы, избирательное право, избирательная  система, избирательный процесс, активное и пассивное  избирательное право, абсентеизм. ­умеют вести диалог в группе, учатся доказывать, опираясь на  теоретический материал. История, право Межпредметные связи Средства  Компьютер, мультимедиапроектор, Извлечения из Конституции РФ, федерального закона «Об основных  гарантиях избирательных прав граждан РФ», раздаточный материал ­ словарь  урока, опорный конспект. Боголюбов   Л.Н.,   Аверьянов   Ю.И.,   Белявский   А.В.   и   др./Под   ред. Боголюбова   Л.Н,   Лазебниковой   А.Ю.,   Телюкиной   М.В.   Обществознание (базовый уровень) 11 кл. М.: Просвещение.2018  обучения Основная  литература № этапа 1 СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ Этапы занятия, учебные вопросы,  формы и методы обучения Организационный этап:  ­ проверка готовности студентов к занятию;  ­ проверка посещаемости; ­Обратите внимание, у нас на партах лежит все, что вам понадобиться  сегодня на уроке: раздаточный материал, опорный конспект, листы  самоконтроля. Весь урок вы будете оценивать себя самостоятельно, и в  конце урока выставите себе оценки  по количеству набранных баллов. Временная регламента ция этапа 4 мин. 2 Мотивационно­целеполагающей этап (создание проблемной ситуации): 5 мин Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку – каждый выбирает для себя. Каждый выбирает по себе слово для любви и для молитвы. Шпагу для дуэли, меч для битвы каждый выбирает по себе. Каждый выбирает по себе. Щит и латы, посох и заплаты, меру окончательной расплаты каждый выбирает по себе. Каждый выбирает для себя. Выбираю тоже – как умею. Ни к кому претензий не имею. Каждый выбирает для себя. ­Что хотел показать автор стихотворения? ­ В чем заключается главная мысль? ­А что еще человек выбирает в жизни? (Главная мысль стихотворения заключается в том, что в каждый человек  делает определенный выбор в жизни. Выбор бывает разный: дорога, религия, любовь. Выбирает власть, президента. Что каждый достоин того, что он  захотел выбрать). ­Да. Мы с вами живем в каком государстве? (Демократическом) ­Какая же тема нашего урока? Да, тема нашего урока « Выборы в  демократическом государстве». ­А как вы думаете, почему каждому гражданину нужно знать все тонкости  избирательного права и вообще выборов? Не зависимо от профессии,  религии, возраста и цвета кожи? ­Какие цели мы поставим, исходя  из названия темы? Цель: раскрыть значение выборов как важнейшего института демократии,  укрепить понимание того, что через выборы каждый гражданин участвует в  управлении государством и непосредственно влияет на развитие страны. Установите соответствия: Знать Знать Уметь Уметь Правильный ответ: Знать Знать Уметь Уметь объяснять и применять понятия:  выборы, избирательное право,  избирательная система,  избирательный процесс, активное  и пассивное избирательное право,  абсентеизм принципы избирательного права,  источники избирательного  законодательства. типы избирательных систем, их  плюсы и минусы понимать значение выборов как  важнейшего института  демократии. типы избирательных систем, их  плюсы и минусы     принципы избирательного права,  источники избирательного  законодательства. объяснять и применять понятия:  выборы, избирательное право,  избирательная система,  избирательный процесс, активное  и пассивное избирательное право,  абсентеизм  понимать значение выборов как важнейшего института  демократии. 3 Изучение нового материала: 1.Формулировка понятия «Выборы» ­Что же  такое выборы? ­   Ребята,   попытайтесь   дать   свое   определение   понятия   «выборы»   и   мы запишим его в тетрадь.  (Возможные ответы:  ­ Это волеизъявление граждан. ­ Это способ формирования власти. ­ Выражение власти народа.) 20 мин Обобщение:  Выборы   –   форма   прямого   волеизъявления   граждан,   способ формирования   органов   государственной   власти,   осуществляемого   в соответствии  с   конституцией  РФ  и   федеральными   законами  (записывают определение в тетрадь) 2.Сообщения студентов из истории выборов: ­Но избирательное право прошло определенный этап развития. Не всегда  правом выбора обладали все граждане. Послушайте сообщение студентов и совершите экскурс в историю. Студент 1:      Но сначала мы совершим экскурс в историю традиций   выборов нашего государства с древней Руси до нашего времени. Деятельность таких органов «народоправства», как вече Киева, Новгорода и   других   древнерусских   городов,   способствовала   развитию   российского избирательного права. Князь не был правителем в полном понимании этого слова. На престол его приглашало вече ­ народное собрание, которое за нерадивое исполнение обязанностей по защите княжества могло его изгнать и   выбрать   другого,   более   талантливого.   Принципы   новгородской   и псковской демократии предоставляли избирательные права не только знати ­   феодалам,   владельцам   торгового   капитала,   но   и   простому   народу. Голосовали   в   новгородском   вече   вполне   цивилизованным   способом:   с помощью   берестяных   «бюллетеней»,   на   которых   было   написано   имя избранника.   Споры,   связанные   с   нарушением   порядка   выборов,   по материалам   некоторых   исторических   документов,   решались   с   помощью судебных   поединков   ­   так   называемого   поля,   проведение   которого регламентировалось.  Такой   способ   осуществления   власти   сохранялся   вплоть   до золотоордынского ига. Студент 2: 21   апреля   1785   г.   «Жалованная   грамота   дворянству»   законодательно определила порядок функционирования дворянских собраний. Дворяне   наделялись   правом   объединяться   в   губернские   дворянские общества, созывать и участвовать в съездах, избирать судебных заседателей и предводителей дворянства. Дворянские собрания проводились один раз в три   года   в   зимнее   время   по   дозволению   генерал­губернатора   или губернатора для производства выборов. Избирательным   правом   наделялись   мещане   (так   официально   называли горожан)   мужского   пола.   Лишались   избирательных   прав   граждане, осужденные судом или имеющие «явный порок». Студент 1:   Следующий этап в развитии избирательной системы – это издание  Первого избирательного закона.  В Положении о выборах в Государственную Думу, утвержденном 6 августа 1905 г., определялись основные моменты выборов.       В   съезде   городских   избирателей   могли   принимать   участие   лица, являющиеся   собственниками  или  владельцами  недвижимого  имущества  в пределах города; лица, имевшие свидетельства для торгово­промышленного предприятия; лица, уплачивавшие квартирный или промысловый налог. От участия в выборах согласно закону отстранялись:  а) лица женского пола; б) лица моложе 25 лет;  в) обучающиеся в учебных заведениях;  г) воинские чины армии и флота, состоящие на действительной воинской службе;  д) иностранные подданные. Избирательных прав также лишались лица:  а)   подвергавшиеся   суду   за   преступления,   влекущие   наказание   в   виде лишения или ограничения прав состояния либо уволенные из службы;  б) «отрешенные от должности по судебным приговорам» сроком на три года; в) лишенные духовного сана или звания за пороки или же исключенные из среды обществ и дворянских собраний по сословным приговорам; г) осужденные за уклонение от воинской повинности.          При   реализации   своих   избирательных   прав   мужья   и   сыновья   могли использовать имущественные цензы жены или матери.     Выборы в губернских избирательных собраниях и на съездах проводились при   тайном   голосовании   «посредством   баллотировки   шарами»,   а   в городских избирательных собраниях ­ тайным голосованием «посредством записок».     Таким   образом,   данный   закон   не   устанавливал   ни   всеобщего избирательного   права,   ни   прямого   голосования,   хотя   по   сравнению   с предшествующим   периодом   политические   права   населения   были расширены,   и   наметилась   тенденция   демократизации   избирательной системы. Студент 2:         Новый   этап   в   развитии   избирательного   права   начался   с   издания Положения   о   выборах   в   Учредительное   собрание,   утвержденного Временным правительством уже после Февральской революции 1917 г.      Новый избирательный закон радикально отличался от прежнего по ряду позиций, а именно: ­ самый низший в мире возрастной ценз для избирателей ­ 20 лет; ­ избирательные права предоставлялись российским гражданам без различия пола;  ­ избирательными правами наделялись также военнослужащие; ­ отменялись имущественные цензы, цензы оседлости и грамотности; ­   уничтожались   ограничения   в   избирательных   правах   по   принципам национальности и вероисповедания.      В соответствии со ст. 1 Положения избирательное право стало всеобщим и   равным.   Отстранялись   от   участия   в   выборах   лишь   признанные   в установленном   порядке   безумными   или   сумасшедшими,   а   также глухонемые,   находящиеся   под   опекой.   Лишались   избирательных   прав осужденные;   несостоятельные   должники   ­   «злонамеренные   банкроты»; военнослужащие   ­   дезертиры   либо   осужденные   за   ряд   других   воинских преступлений; члены царствующего в России дома.         В   основе   выборов   лежала   пропорциональная   система,   т.е.   принцип избрания  депутатов  по партийным  спискам,  в соответствии  с  процентом поданных за список голосов.      Порядок голосования устанавливался тайный, как правило, посредством избирательных   бюллетеней   («записок»),   в   исключительных   случаях посредством   «баллотировки   шарами   или   другими   заменяющими   их знаками». ­ Что изменилось с течением времени? Что сейчас не так? ­Познакомимся с современным избирательным правом. Что должен знать каждый гражданин Российской Федерации. 3. Принципы избирательного права. Основные принципы а) Работа с учебником ­Откройте на стр.252. У вас написаны принципы избирательного права. Вам нужно прочитать данный пункт и сформулировать принципы. (Студенты   читают,   устно   формулируют   принципы   и   записывают   в тетрадь под диктовку преподавателя).   1.Всеобщность выборов.  ­ Какое право дает гражданам Конституция? (Участвовать в управлении государством непосредственно или через  представителей;  избирать и быть избранным, участвовать в референдуме) ­ Кто может, а кто не может участвовать в выборах?  (Участвовать в выборах могут все граждане достигшие 18 лет, психически  здоровые и не  содержащиеся в местах лишения свободы)   2.Принцип равенства.       (Каждый избиратель имеет только один голос)  3.Прямое избирательное право.  (Каждый избиратель голосует непосредственно за избираемого     кандидата.) 4.Тайное голосование.      (Исключается давление на избирателя в момент голосования) 5.Альтернативность.         (Возможность выбирать из нескольких кандидатов)   ­ Можете ли вы назвать кандидатов на пост президента Р.Ф. на  предстоящих выборах?  6.Демократичность выборов  (Она заключается в том, что выбирает   народ и что должностные лица избираются на определенный срок) б) Беседа  ­ Согласно статье 81 Конституции РФ  на какой срок избирается президент? в) Сценка ­Сейчас вашему вниманию ребята предлагают сценки. Посмотрите и  скажите, какие принципы избирательного права здесь представлены. Сценка 1 Возле избирательного участка стоит автомобиль, в нём сидят двое. Мимо  идёт мужчина. Водитель автомобиля через опущенное стекло кричит ему: ­ Товарищ. Можно Вас? Мужчина удивлённо: ­ Меня? ­ Да, да, Вас! Вы на выборы? ­ Да. ­ Если не секрет, Вы за кого проголосуете? ­ Да я сам толком не знаю. Водитель, кладя руку на плечо пассажира: ­ Тогда я Вас попрошу проголосовать вот за этого товарища. Запомните  лицо? Фамилия его Кравченко, зовут Николай Михайлович. Коля, дай  человеку сотню! Тот протягивает мужику 100 долларов. Мужик прячет валюту в карман: ­ Да я за такую купюру за кого хочешь проголосую. ­ Посмотрим. Смотри не обмани! Сценка 2 Стоит шеренга солдат. Раздаётся команда: ­ Рота, равняйсь, смирно, вольно! Товарищи солдаты! Все знают, куда мы  сегодня идём? Солдаты: ­ Все. Мы идём на выборы, голосовать. ­ Правильно. Все взяли военные билеты? ­ Все! ­ Ну, тогда слушай команду! Приказываю всем проголосовать за командира  нашей дивизии генерал­майора Иванова! Всем ясно? ­ Ясно. Вдруг один солдат говорит: ­ А как же со свободой выбора?  ­ Молчать! Объясняю. Если выберем нашего командира, то деньги на армию  и флот потекут рекой. Ясно? А наиболее отличившимся избирателям  комдив обещает увольнительные в город и краткосрочный отпуск домой.  Теперь ясно? Солдаты: ­ Ясно! Ура! Сценка 3 Избирательный участок. Неделя до выборов. Входит мужчина и обращается  к председателю: ­ Товарищ председатель избирательной комиссии! Через  неделю выборы, а меня завтра отправляют в командировку в Воронеж на  месяц. Я же не смогу здесь проголосовать. Что делать? Председатель: ­ Ничего страшного! Паспорт у Вас с собой? ­ Да, да, конечно с собой. Председатель заполняет открепительное удостоверение и передаёт  женщине: ­ Вот Вам открепительное удостоверение. В Воронеже в день выборов идите на любой избирательный участок, там по вашему удостоверению Вам дадут  избирательный бюллетень. ­ Спасибо, всё понял. ­ Какой избирательный принцип описан в этом эпизоде и что он означает? 4.Типы избирательных систем (работа в группах). -В   Российской   Федерации   сложившаяся   избирательная   система регламентирует порядок проведения выборов главы государства, депутатов Государственной Думы и региональных органов власти. ­ Под избирательной системой в узком смысле понимается порядок  определения результатов голосования, который зависит преимущественно  от принципа подсчета голосов. По этому признаку выделяют три основных типа избирательных систем:  мажоритарную;   пропорциональную; смешанную. ­У   вас   на   столе   лежит   раздаточный   материал.   Схема.   Каждая   колонка изучает тип своей избирательной системы и соберем схему. Типы избирательных систем. Существуют два основных типа избирательных систем: мажоритарная и  пропорциональная, но возможен и третий вариант – смешанная. Избирательные системы мажоритарная пропорциональная смешанная (Студенты по мере объяснения группы типа избирательной системы  составляют поэтапно схему). ­ В России до декабря 2006 года существовала смешанная система. По  новому закону все депутаты Государственной Думы будут избираться по  федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов  избирателей поданных за списки кандидатов от партий.   ­   В России, для того чтобы пройти в парламент, партиям необходимо   преодолеть 5%­й барьер, а с 2006 года 7%­й. (иными словами, если партия  набрала меньше 5 или 7% голосов избирателей, она лишается  представительства в Думе). 4.  Закрепление знаний 6 мин ­Демократическому   обществу   совсем   не   безразлично,   как   относятся   к политике его члены. Мы уже говорили об этом. Пассивность граждан, отказ от   участия   в   выборах   способны   парализовать   государственную   власть, привести   к   анархии   или   диктатуре.   Государство   не   вправе   заставлять граждан участвовать в выборах, в обсуждении и выдвижении кандидатур, посещать предвыборные собрания. Они сами решают, что делать во время президентских и парламентских выборов, выборов в местные органы власти, на референдумах и т. д. ­Для   того   чтобы   со   знанием   дела   участвовать   в   политической   жизни, недостаточно интересоваться политикой, слушать новости, читать газеты и перемывать косточки политикам с друзьями, родственниками и соседями. Главное   —   нужно   научиться   самостоятельно   думать,   делать   выводы   из полученной информации. Не обязательно быть выпускником университета или   кандидатом   наук.   Достаточно   стремиться   стать   политически культурным человеком. ­Предлагается к просмотру фрагмент обучающего мультфильма,  содержащий момент выборов. 5 6. 5 мин 5 мин ­Что хотел показать автор мультфильма? Первичная проверка понимания Контроль­ тест. 1.По Конституции РФ можно голосовать с : А) с 18 лет; Б) с 16 лет; В) с 14 лет; 2.Выборы в России­это А) закрепление путем голосования заранее определенных сотрудников  исполнительных органов; Б) форма прямого волеизъявления граждан, способ формирования органов  государственной власти, осуществляемого в соответствии с конституцией РФ и федеральными законами В)  3.В России голосование: А) тайное; Б) всеобщее; В) равное; 4.При какой избирательной системе выборы для победы на выборах  достаточно того, чтобы было опережение по числу голосов более  половины избирателей? А) мажоритарной; Б)смешанной; В)пропорциональной; 5. Назовите принцип, при котором каждый избиратель имеет только  один голос: А) принцип равенства; Б) тайное голосование;      В)альтернативность.         Ответы:1.­А;2­Б;3­А; 4­ А ;5­А Критерии оценки: правильный ответ­1 балл, максимально­5 баллов. Взаимопроверка, выставление оценок. Рефлексивно­оценочный этап (подведение итогов): ­ Подведём итог: каковы же принципы избирательного права? ­ всеобщее, равное прямое избирательное   право ­  гласность, открытость   ­ добровольность реализации избирательного права на основе личного и тайного голосовании ­Участие в выборах является важнейшим правом и обязанностью человека в демократическом обществе.  Какую цель мы ставили в начале урока? ­Удалось ли нам достичь поставленной цели? Из чего видно? Рефлексия «Одним словом» ­Выберите 3 слова из 12, которые передают ваше состояние на уроке: Раздражение Злость Радость Равнодушие Удовлетворение Вдохновение Скука Тревога Покой Уверенность Неуверенность Наслаждение 7 Домашнее задание 1.Теория по учебнику стр. 252 2.Написать эссе на одну из предложенных тем (по выбору): А) Почему настоящий гражданин должен участвовать в выборах? Б) Существование множества партий ведёт к ведению политической  борьбы. Хорошо это или плохо? Преподаватель (И.О. Фамилия)

Разработка открытого урока на высшую категорию по теме "Выборы в демократическом государстве"

Разработка открытого урока на высшую категорию по теме "Выборы в демократическом государстве"

Разработка открытого урока на высшую категорию по теме "Выборы в демократическом государстве"

Разработка открытого урока на высшую категорию по теме "Выборы в демократическом государстве"

Разработка открытого урока на высшую категорию по теме "Выборы в демократическом государстве"

Разработка открытого урока на высшую категорию по теме "Выборы в демократическом государстве"

Разработка открытого урока на высшую категорию по теме "Выборы в демократическом государстве"

Разработка открытого урока на высшую категорию по теме "Выборы в демократическом государстве"

Разработка открытого урока на высшую категорию по теме "Выборы в демократическом государстве"

Разработка открытого урока на высшую категорию по теме "Выборы в демократическом государстве"

Разработка открытого урока на высшую категорию по теме "Выборы в демократическом государстве"

Разработка открытого урока на высшую категорию по теме "Выборы в демократическом государстве"

Разработка открытого урока на высшую категорию по теме "Выборы в демократическом государстве"

Разработка открытого урока на высшую категорию по теме "Выборы в демократическом государстве"

Разработка открытого урока на высшую категорию по теме "Выборы в демократическом государстве"

Разработка открытого урока на высшую категорию по теме "Выборы в демократическом государстве"

Разработка открытого урока на высшую категорию по теме "Выборы в демократическом государстве"

Разработка открытого урока на высшую категорию по теме "Выборы в демократическом государстве"

Разработка открытого урока на высшую категорию по теме "Выборы в демократическом государстве"

Разработка открытого урока на высшую категорию по теме "Выборы в демократическом государстве"

Разработка открытого урока на высшую категорию по теме "Выборы в демократическом государстве"

Разработка открытого урока на высшую категорию по теме "Выборы в демократическом государстве"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.10.2018