Разработка открытого урока по ФГОСАМ "Полифония в музыке и живописи" (В музыке Баха слышатся мелодии космоса…)
Оценка 4.8

Разработка открытого урока по ФГОСАМ "Полифония в музыке и живописи" (В музыке Баха слышатся мелодии космоса…)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
музыка
5 кл
26.10.2017
Разработка открытого урока по ФГОСАМ "Полифония в музыке и живописи"  (В музыке Баха  слышатся мелодии космоса…)
Цель: развитие у детей способности восприятия и постижения духовно-образного содержания произведений И.С. Баха. Задачи: реализация гуманистической направленности в воспитании детей на примере личностных качеств и творчества И.С. Баха; развитие творческой и двигательной активности на уроке музыки; формирование вокально-хоровых навыков и нотной грамотности; восприятие детьми созвучности поэтических произведений, используемых на занятии, стилю и духу И.С. Баха. Основные направления музыкально-культурного развития: Восприятие – знакомство с богатством выразительных звуковых возможностей органа; произведениями из музыкального наследия И.С. Баха, духовно-образным содержанием его творчества; Вокал – выразительное исполнение произведения “Весенняя песня” И.С. Баха. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, синтезатор, мультимедийная презентация, диски с музыкальными произведениями.
Полифония.docx
Тема: Полифония в музыке и живописи.  (В музыке Баха  слышатся  мелодии космоса…) Цель: развитие у детей способности восприятия и постижения духовно­ образного содержания произведений И.С. Баха. Задачи: реализация гуманистической направленности в воспитании детей на примере  личностных качеств и творчества И.С. Баха; развитие творческой и двигательной активности на уроке музыки; формирование вокально­хоровых навыков и нотной грамотности; восприятие детьми созвучности поэтических произведений, используемых на  занятии, стилю и духу И.С. Баха. Основные направления музыкально­культурного развития: Восприятие – знакомство с богатством выразительных звуковых  возможностей органа; произведениями из музыкального наследия И.С. Баха,  духовно­образным содержанием его творчества; Вокал – выразительное исполнение произведения “Весенняя песня” И.С. Баха. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, синтезатор,  мультимедийная презентация,  диски с музыкальными произведениями.  Ход урока 1. Музыкальное приветствие с классом. 2. Путешествие в полифонию. Учитель: Ребята,  у испанского музыканта и композитора Пабло Казальса есть такое высказывание: “Обнажить человеческую натуру до такой степени,  чтобы стали отчётливо видны её божественные свойства; наполнить обычную  деятельность возвышенной страстью; дать крылья вечности тому, что в  высшей степени эфемерно; очеловечить божественное и обожествить  человеческое – таков этот композитор, величайшее и безупречнейшее явление в музыке во все времена”. .  Чтобы узнать о ком идёт речь,  давайте с вами отправимся в путешествие по  Германии,  чтобы выяснить его имя. ( слайд1. Германия,). Итак, мы с вами в Германии, а именно в городе Айзенахе,(слайд2) где  родился  великий немецкий композитор И.С. Бах. (слайд3) Кому не известно это имя?  Я думаю, что мало найдётся таких людей,  которым не знакомо имя Баха. (Слайд 4) А музыку этого гения не спутаешь  ни с какой другой; она возвышает, облагораживает, заставляет слушателя  задуматься о смысле жизни, о её высоких ценностях и идеалах. Звучит музыка И.С. Баха “ Органная Прелюдия ”. УЧИТЕЛЬ. Иоганн Себастьян Бах — великий немецкий композитор XVIII века. Прошло  уже более двухсот лет со дня его смерти, а интерес к его музыке по  ­прежнему возрастает. При жизни композитор не получил заслуженного  признания.  Он много лет проработал в церкви Святого Фомы органистом. (Слайд 5) Интерес к музыке Баха возник почти сто лет спустя после его смерти: в 1829  году под управлением немецкого композитора Мендельсона (Слайд6)было  публично исполнено величайшее произведение Баха — «Страсти по Матфею» Его наследие включает в себя произведения разных жанров. Среди них  мессы и кантаты, хоралы и произведения для органа, клавиры и вокальные  сочинения, в том числе и пьесы для детей. Любимым инструментом для Баха  был орган.(Слайд7)  Его органная музыка созвучна величию соборов. Её звучание прежде  всего связано с такой формой выражения чувств и мыслей, как полифония. Этот термин «полифония» для вас является новым. Так, что же такое  полифония? , Полифония ­ это вид многоголосия в музыке, основанный на  равноправии голосов, в которой каждый голос имеет самостоятельное  значение. Их объединение подчиняется законам гармонии. В полифонии  главенствует один (обычно верхний) голос (мелодия), сопровождаемый  прочими усиливающими его выразительность голосами аккордов. По словам  самого Баха, каждое полифоническое произведение – это беседа разных  голосов. Если одному из голосов сказать нечего, он некоторое время  помолчит, пока не придёт время вновь вступить в беседу. Самое главное в  полифонии, никто не должен вмешиваться в разговор голосов в середине  разговора или говорить без надобности. Это высказывание, ребята, относится  к такой музыкальной форме, как фуга. Фуга – является вершиной  полифонической музыки.  В фуге главная мысль или тема повторяется в  разных голосах, поочереди,  или переплетается – сначала в голосах сходится,  а затем расходится СЛУШАНИЕ: Прелюдия и фуга до мажор Ребята, я уже сравнивала музыку И.С. Баха с образами величественных  соборов. На слайде (8) вы видите Реймский  и Кёльнские соборы. На прошлом уроке мы с вами слушали Токкату и фугу И.С.Баха ре минор  и вы  объединили величие музыки великого немецкого гения и величие этих  архитектурных сооружений. Глядя на эти соборы, наш взгляд непроизвольно  тянется выше, к небесам, тоже само происходит и во время слушания музыки  Баха. Наша душа стремится к возвышенному, чистому, божественному. СЛУШАНИЕ: ОРГАННАЯ ПРЕЛЮДИЯ СОЛЬ МИНОР УЧИТЕЛЬ 1. Что свойственно музыке И. С. Баха, какие музыкальные особенности? 2.  Какой музыкальный образ несет это произведение? Учитель: Серьёзности поставленных проблем и характеру органной музыки  И.С. Баха соответствует стихотворение А. Рождественского “Голос  человека”.  Пройдя у старой ратуши дозором, Ночная стража гасит фонари Над городом, над крыш его простором, Все небо – в оперении зари. Уже порозовели черепицы, Осел туман у крепостных ворот, И вновь перекликаются синицы, О том, что утро новое встаёт. Глухими переулками к предместью, К ещё не разбудившейся реке, Спускается, постукивая тростью, Сухой старик в косматом парике. Пред ним собор свои возносит стрелы, Он кажется чудовищно немым, Торжественный, в веках окаменелый, Плывущий в предрассветный дым. У низкой двери бокового свода, Старик устало замедляет шаг, Звенит ключом, труднее год от года, На хоры путь сквозь паутинный мрак. Но вот уже за кисеей тумана Блеснули трубы ­ прямоствольный лес Высокого и стройного органа Под гулким скатом каменных небес. Долой камзол, парик! И поединок, С регистрами, вздохнувшими навзрыд, Он начинает. Тонкий луч пылинок По глянцевидной лысине скользит. Он здесь один над немотой органа, Пускай воскреснет всё, что отошло! Живи и здравствуй, миг сей лучезарный, И вей прохладой, времени крыло! Всё, что цвело и мучило когда­то, Что брошено раздумьем на весы, Широким гулом скорбного раската Разносит приглушённые басы. Неудержимо рвётся воздух пленный, По горлу труб под натиском мехов, Смятеньем человеческой вселенной И музыкой – гармонией миров. Торжественно вдыхает грудь органа, И катят волны в солнечной пыли, Поёт о море жизни “голос человека”, О радостях и горестях земли. Вслушиваясь в это стихотворение, можно добавить, что великий ученый А.  Эйнштейн слышал в музыке Баха “Гармонию вселенной”.  Помимо инструментальной музыки у  И.С. много вокальных  произведений. Послушайте одно из них. СЛУШАНИЕ: Ария альта «Агнец божий» А сегодня мы с вами познакомимся с его «Весенней песней»            ВЕСЕННЯЯ ПЕСНЯ РАЗУЧИВАНИЕ (Слайд 9) Солнышко в мае весь день сияет, Льётся на наши мирные пашни Щедрым потоком живительный свет. Сердцем счастливым приветствуем нивы, Озимь в цветенье под небом весенним. О, как нам дорог твой скромный рассвет. Радостны взору родные горы, Нежная зелень сосен и елей, Благоухающей жизни полна. Кружатся пчёлы с гуденьем весёлым. Ты вся сиянье, ты вся ликованье, О, лучезарная гостья весна! РАЗУЧИВАНИЕ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Исполняется песня И.С. Баха “Весенняя песня” (исполнять песню, слушая друг друга,  верно брать дыхание, следить за ровным звучанием хора, обратить внимание на звукообразование и чистоту интонирования). ИТОГ УРОКА: Учитель: Сегодня мы с вами посетили Германию (Слайд 10) и стали  свидетелями жизни и творчества замечательного композитора И.С. Баха.  (Слайд11).  Мне хочется, чтобы, рассматривая этот памятник вы поняли,  какой это был человек, и в какое время он родился, жил и творил. И почему  Л.В. Бетховен о нём сказал: “ Не ручей, а море имя ему”? Дети: Фамилия Бах в переводе обозначает “ручей”, а поскольку композитор  написал множество замечательных произведений, которые востребованы и в  наше время, поэтому ему имя “море”. Рассматривая портрет, видишь  человека, сильного характером, волевого, пережившего много жизненных  трудностей.  Его произведения полны философских размышлений, диалога,  драматургии и красоты. Учитель: Сегодня наше путешествие подошло к концу. Понравился ли вам  урок? Что наиболее познавательным и интересным было на уроке? Какой  фрагмент урока для вас представлял наибольшую сложность?  Спасибо за внимание! До свидания!

Разработка открытого урока по ФГОСАМ "Полифония в музыке и живописи" (В музыке Баха слышатся мелодии космоса…)

Разработка открытого урока по ФГОСАМ "Полифония в музыке и живописи"  (В музыке Баха  слышатся мелодии космоса…)

Разработка открытого урока по ФГОСАМ "Полифония в музыке и живописи" (В музыке Баха слышатся мелодии космоса…)

Разработка открытого урока по ФГОСАМ "Полифония в музыке и живописи"  (В музыке Баха  слышатся мелодии космоса…)

Разработка открытого урока по ФГОСАМ "Полифония в музыке и живописи" (В музыке Баха слышатся мелодии космоса…)

Разработка открытого урока по ФГОСАМ "Полифония в музыке и живописи"  (В музыке Баха  слышатся мелодии космоса…)

Разработка открытого урока по ФГОСАМ "Полифония в музыке и живописи" (В музыке Баха слышатся мелодии космоса…)

Разработка открытого урока по ФГОСАМ "Полифония в музыке и живописи"  (В музыке Баха  слышатся мелодии космоса…)

Разработка открытого урока по ФГОСАМ "Полифония в музыке и живописи" (В музыке Баха слышатся мелодии космоса…)

Разработка открытого урока по ФГОСАМ "Полифония в музыке и живописи"  (В музыке Баха  слышатся мелодии космоса…)

Разработка открытого урока по ФГОСАМ "Полифония в музыке и живописи" (В музыке Баха слышатся мелодии космоса…)

Разработка открытого урока по ФГОСАМ "Полифония в музыке и живописи"  (В музыке Баха  слышатся мелодии космоса…)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.10.2017