Разработка открытого урока по музыке 5 класс на тему: "Опера-былина "Садко"" Н.А.Римского-Корсакова
Оценка 5

Разработка открытого урока по музыке 5 класс на тему: "Опера-былина "Садко"" Н.А.Римского-Корсакова

Оценка 5
Разработки уроков
docx
музыка
5 кл
20.01.2018
Разработка открытого урока по музыке 5 класс на тему: "Опера-былина "Садко"" Н.А.Римского-Корсакова
Дать учащимся целостное представление о былине-опере "Садко". Краткое содержание и знакомство с героями этой былины-оперы. Формировать у учащихся нравственное и эстетическое воспитание. Краткая историческая справка о жизни и творчестве русского композитора-сказочника Н.А.Римского-Корсакова. Разбор жанра опера, его составных частей. Место оперы "Садко" в творчестве композитора.открытый урок по музыке 5 класс на тему: "Опера-былина "Садко""
Открытый урок 5.docx
Открытый урок  5 «А» класс     14.10.2015 Тема урока: Опера­былина «Садко» Н.А.Римского –Корсакова Цель урока: помочь получить целостное представление о былине­опере  «Садко»; Садко – герой эпических былин. Задачи урока: развивать творческое восприятие; воспитывать  слушательскую и певческую культуру; развивать умение исполнять песни  выразительно хором, передавая характер каждой фразы; формировать  нравственное и эстетическое воспитание. Тип урока:  комбинированный. Планируемые результаты: Предметные результаты: знать имя русского композитора –сказочника  Н.А.Римского­Корсакова, знать что такое опера, былина, эпос, оркестр, хор,  хоровые голоса Личностные результаты: приобщить детей к высшим человеческим ценностям, развивать их духовную культуру с помощью средств музыки. Системно­деятельностные результаты: уметь выказывать свое отношение к  музыкальным произведениям. Материальное обеспечение урока. Для учителя: СД—проигрыватель, СД­диски, портрет композитора  Н.А.Римского­Корсакова, иллюстрации по теме урока, репродукции картин  И.Е.Репина «Садко в подводном царстве», М.Врубеля «Царевна Волхова». Для учащихся: учебник музыки, тетрадь. Межпредметные связи: русская литература, изобразительное искусство. Планирование деятельности: 1. Беседа о творчестве Н.А.Римского­Корсакова. 2. Беседа, что такое былина, эпос, оркестр, хор, хоровые голоса, опера. 3. Знакомство с оперой­былиной «Садко», с  персонажами оперы. 4. Слушание музыкальных фрагментов оперы: вступление «Океан – синее  море», «Колыбельная Волховы», «Песня индийского гостя», песня  Садко «Высота ль, высота поднебесная». Ход урока. I  .Организационный момент.   Музыкальное приветствие. Перекличка  учащихся. Готовность к уроку. II   . Раскрытие новой темы. Обращаясь к этому композитору, В.Стасов писал: «Вы – новгородец:  былина «Садко» ­ лучшая и значительнейшая былина новгородская…  Там все время налицо седая русская языческая древность и элемент  волшебный, сказочный, фантастический».  ­ О ком идет речь? Какие произведения этого композитора вам  знакомы? Почему его называют композитором­сказочником? Николай Андреевич Римский­Корсаков (1844­1908)­ великий русский  композитор, педагог, дирижер. Закончил Морской корпус. Два года  занимался музыкой с М.Балакиревым и примкнул  к творческому  содружеству «Могучая кучка».Это знакомство было прервано 2­летним  кругосветным путешествием. Из плавания вернулся обогащенный  разнообразными впечатлениями, нашедшими отражение в его  музыкальных произведениях.  Показывается портрет Н.А.Римского­Корсакова. ­ Давайте вспомним, что такое былина?  Былина – это русское народное эпическое сказание. Передавались  былины из уст в уста в течении 800 лет. Былины стали летописью  русской жизни. Под мягкий аккомпанемент гуслей старцы рассказывали о героических событиях, в песнях воспевали подвиги богатырей. Былины —  русские народные эпические песни о подвигах богатырей.  Основным сюжетом былины является какое­либо героическое событие,  либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное  название былины—  «старина», «старинушка», подразумевающее, что  действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом). Былины, как правило, написаны тоническим стихом с двумя­четырьмя  ударениями.  Былина связана с песней, а песня играет главную роль в опере.  Показывается иллюстрация картины В.Васнецова «Гусляры»,  инструмент гусли.    ­ Что такое гусли? – многострунный щипковый русский народный  инструмент.  А как называется подобный инструмент у казахского  народа? – Жетыген (казахские гусли). Учитель: Каких вы знаете былинных героев? Дети: Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич Главные герои русского эпоса – богатыри Илья Муромец, Добрыня  Никитич и Алеша Попович. Они защищали родную землю от половцев,  сражались с огнедышащим Змеем, Соловьем­разбойником, коварными  колдунами.  Показывается картина В.Васнецова «Богатыри».    Однако самым любимым былинным  героем является новгородский  гусляр Садко.  ­ Кто такой гусляр? Музыкант, играющий на гуслях. В былинах красочно описываются странствия гусляра на корабле по  морю. Чудесные события происходят с садко в подводном царстве.  Благодаря своему таланту и мастерству игры на гуслях он сумел  усмирить разбушевавшееся Ильмень­озеро. Морской царь наградил  Садко невиданным богатством и с почетом вернул на землю. Былины  воспевают красоту русской земли и силу искусства. ­ Что такое опера? Что такое либретто? Что такое симфонический  оркестр? Что такое хор? Какие хоровые голоса вы знаете?  Опера – музыкально­драматический жанр, основанный на синтезе  музыки, литературы, драмы.  Либретто – литературная основа крупного произведения оперы,  балета, оратории. Симфонический оркестр – большой слаженный коллектив  музыкантов, играющих на музыкальных инструментах. Хор – коллектив певцов. Хоровые голоса – бас, баритон, тенор, альт,  сопрано, дискант. Опера «Садко» занимает важное место в творчестве русского композитора  Н.А.Римского­Корсакова. В опере композитор показывает жизнь народа  Великого Новгорода и рассказывает об удивительных морских приключениях  гусляра Садко.  Учитель: Чем же так прославился Садко? Дети: Он был талантливым гусляром. Учитель: Давайте познакомимся с ним поближе, в этом нам поможет опера. Как во славном Нове­городе  Был Садко, веселый молодец;  Не имел он златой казны,  А имел лишь гусельки яровчаты;  По пирам ходил­играл Садко,  Потешал купцов, людей посадских.    Садко на своем корабле отправляется в путешествие. В этом  путешествии ему помогают Морской царь и  его дочь Волхова­река.  Когда Садко оказывается в подводном царстве, его игра очень  понравилась Морскому царю. Царь предлагает Садко в жены свою дочь  Волхову. Заканчивается опера благополучным возвращением гусляра в  Новгород.      Старинная легенда Садко получила в опере Н.А.Римского­Корсакова  новую жизнь, и русская былина вышла на сцену. Образ Садко – это образ русского человека: ему присущи удаль  молодецкая, и размах, и  стремление к неизведанному. Но он же –  вдохновенный певец, мастер игры на «гуслях звончатых». III. Слушание музыки. 1.Вступление к опере «Садко» ­ «Океан – море синее». Учитель:  Вступление называется «Океан – море синее». Как композитор  передает характер моря? Дети: Динамикой. Спокойное море, перекатывающиеся волны, музыка звучит  на пиано, бушующее море – на форте. Учитель: Какие инструменты симфонического оркестра помогают нам  услышать «краски моря»? Дети: Самые певучие струнные смычковые – скрипки, виолончели  показывают, как одна волна набегает на другую, а медные духовые  инструменты звучат как фанфары, рассказывая о силе и мощи океана. ­ Как вы думаете, почему композитор дал вступлению такое название? Конечно же, это звучащий океан! Так мерно и глухо рокочут,  перекатываясь, вздымаясь и опадая, морские волны! Нет, не морские,  именно океанские – спокойные, величественные, огромные. Образ  спокойного, величественного океана превосходно выражает эпически­ раздумчивую монотонность былинных напевов. Так уже во вступлении,  композитор объединил две, казалось бы несовместимые задачи –  эпическую неторопливость повествования и яркий музыкальный образ,  который вводит слушателя в мир большого и красочного оперного  спектакля. 2.Песня Садко «Высота ль, высота поднебесная». Садко исполняет  песню и ее подхватывает  народный хор. В песне поется о вольном  характере русской души и раздольной русской земле. Учитель: Скажите в какую обстановку ввела нас музыка? В реальную или  сказочную? Дети: В сказочную. Учитель: К кому обращается в своей песне Садко? Дети: К природе, к дубравушке, к Ильмень – озеру, к трость – дереву.  Музыка его песни похожа на русскую народную протяжную песню, в которой  воспевается природа Учитель: А какой инструмент сопровождает пение героя? Дети: Арфа Учитель: Правильно. Звучит арфа, потому что ее звучание очень похоже на  звучание гуслей, она звучит будто едва слышное журчание озера у самого  бережка. Давайте попробуем напеть первые фразы песни – арии Садко. 3.Песня индийского гостя, который приглашает Садко в гости на свою  родину. Очень красивая мелодия индийского гостя изображает  сказочную природу Индии. Композитор посредством музыки передает  характер русского народа и создает образ восточной страны. Учитель: Как охарактеризовал Римский­Корсаков этого героя?  Дети: Образ Индийского гостя – таинственный, завораживающий.  Учитель: Расскажите о музыке, используя словарь эмоций. Дети: Музыка медленная, плавная, чарующая. Учитель: Как называется высокий мужской голос? Дети: Тенор. 4.Посмотрите на репродукцию М.Врубеля «Царевна Волхова».  Учитель: Познакомимся с двумя главными героями оперы:   Садко – купец, певец, гусляр, отважный путешественник­ мореплаватель. Волхова – дочь морского царя, красавица, волшебница, кудесница. Знакомство их произошло на Ильмень – озере, во второй картине. Учитель: В последней седьмой картине мы познакомимся еще с одной  песней.  На берегу Ильмень – озера спит Садко. Сквозь сон он слышит мелодию. Учитель: Какую песню поёт наша героиня? Дети: Мелодия очень медленная похожая на колыбельную, поет морская  царевна, она фантастическая героиня Учитель: Фантастические переливы оркестровых красок дают понять  чудесное происхождение героини. Конечно же, это колыбельная Волховы. Послушайте Колыбельную Волховы из оперы. Похожи образы, созданные композитором и художником?  Определите  тембр глосса, исполняющего «Колыбельную Волховы» (Сопрано). IV. Закрепление темы и подведение итогов урока. Что нового вы  узнали на уроке? Что такое былина? Назовите русских богатырей. Кто нарисовал картины «Богатыри», «Гусляры»? Учитель: Как вы думаете, Садко реальный герой или выдуманный? Дети: Реальный. Это опера – былина, поэтому здесь описываются реальные  события, но добавлена сказка. Учитель: Озеро Ильмень существует на самом деле и река Волхов есть. Как в жизни наших предков сочеталось реальное и таинственное, так и у Римского –  Корсакова противопоставляются два образа, два мира. Но побеждает всегда  реальное, человеческое начало, а фантастические образы, принявшие на какое  – то время человеческий облик и соприкоснувшиеся с людьми, возвращаются  вновь в природу, т.к. обречены на невозможность соединения с людьми. Учитель: Что, по вашему мнению, приобретает сказка, когда в ней звучит  музыка? Дети: Становится разнообразнее, интереснее. Грустные и веселые песни  покорили сказочных существ, силы природы, подводное царство и принесли  славу великому Новгороду. V.  Домашнее задание. Выучить определения. Посмотреть худ.фильм «САДКО». К опере  «Садко» нарисовать иллюстрацию.

Разработка открытого урока по музыке 5 класс на тему: "Опера-былина "Садко"" Н.А.Римского-Корсакова

Разработка открытого урока по музыке 5 класс на тему: "Опера-былина "Садко"" Н.А.Римского-Корсакова

Разработка открытого урока по музыке 5 класс на тему: "Опера-былина "Садко"" Н.А.Римского-Корсакова

Разработка открытого урока по музыке 5 класс на тему: "Опера-былина "Садко"" Н.А.Римского-Корсакова

Разработка открытого урока по музыке 5 класс на тему: "Опера-былина "Садко"" Н.А.Римского-Корсакова

Разработка открытого урока по музыке 5 класс на тему: "Опера-былина "Садко"" Н.А.Римского-Корсакова

Разработка открытого урока по музыке 5 класс на тему: "Опера-былина "Садко"" Н.А.Римского-Корсакова

Разработка открытого урока по музыке 5 класс на тему: "Опера-былина "Садко"" Н.А.Римского-Корсакова

Разработка открытого урока по музыке 5 класс на тему: "Опера-былина "Садко"" Н.А.Римского-Корсакова

Разработка открытого урока по музыке 5 класс на тему: "Опера-былина "Садко"" Н.А.Римского-Корсакова

Разработка открытого урока по музыке 5 класс на тему: "Опера-былина "Садко"" Н.А.Римского-Корсакова

Разработка открытого урока по музыке 5 класс на тему: "Опера-былина "Садко"" Н.А.Римского-Корсакова

Разработка открытого урока по музыке 5 класс на тему: "Опера-былина "Садко"" Н.А.Римского-Корсакова

Разработка открытого урока по музыке 5 класс на тему: "Опера-былина "Садко"" Н.А.Римского-Корсакова

Разработка открытого урока по музыке 5 класс на тему: "Опера-былина "Садко"" Н.А.Римского-Корсакова

Разработка открытого урока по музыке 5 класс на тему: "Опера-былина "Садко"" Н.А.Римского-Корсакова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2018