Разработка открытого урока по русскому языку по теме " Виды односоставных предложений"
Оценка 4.7

Разработка открытого урока по русскому языку по теме " Виды односоставных предложений"

Оценка 4.7
Презентации учебные +2
docx
русский язык
9 кл
18.01.2017
Разработка открытого урока по русскому языку по теме " Виды односоставных предложений"
рабочий лист обучающихся для проведения занятий
Ход урока.docx
Тема: Виды односоставных предложений (закрепление темы) Цель: закрепить, обобщить знания обучающихся по теме « Виды односоставных предложений»    1) Обучающие цели урока:  закрепить умения: ­ различать двусоставные и односоставные предложения; ­ определять виды односоставных предложений; ­ различать именные и глагольные односоставные предложения, сложные предложения, в состав которых входят односоставные предложения; 2) Цели, ориентированные на развитие личности учащихся:        ­ развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работ;                                 ­ формировать у них интерес к занятию, придать ему проблемно­творческий  характер;                                                                                                                                 ­ развивать монологическую речь учащихся, учить диалогу;                                    совершенствовать речевые навыки учащихся.                                                            3) Воспитательные цели:                                                                                                             ­ воспитывать любовь к художественной литературе ­ совершенствовать культуру речи учащихся Тип урока – закрепление знаний Методические приемы: групповая работа, взаимопроверка, самопроверка, Формы работы: работа у доски, самостоятельная работа, выборочный диктант, лингвистическая  игра «четвертый лишний», тест Оборудование урока:                                                                                                                              мультимедийный проектор, презентация, листы контроля, рабочие листы ( красного, синего и  зеленого цвета – соответствуют уровню успеваемости: 3,4,5), учебник. Ход урока. Психологический настрой Добрый день, ребята! У нас открытый урок. Но я предлагаю вам расслабиться и для плодотворной работы провести специальную пальчиковую гимнастику. Какие ассоциации возникают у вас в связи с орехом? (похож на человеческий мозг) А мозг требует тренировки. Учеными   доказано,   что   таланты   каждого   человека   находятся   на   кончиках   пальцев.   Давайте постараемся все наши творческие способности мозга активизировать. Поможет нам орех, хорошо покатайте его по ладоням. Прилив крови к рукам благоприятствует эмоциональной устойчивости и физическому здоровью.  Во время  урока, если вы почувствуете, что устали, покатайте  орех по ладоням, и снова в бой. Итак, психологически мы зарядились, приступаем к работе. Система оценивания На ваших столах лежат рабочие листы и индивидуальные карты успеха, в которых вы будете  оценивать себя на каждом этапе урока. Оценка за занятие будет определяться количеством  набранных баллов. Подпишите листы. Вы уже заметили:  рабочие листы разного цвета,  что соответствует вашим разным учебным  возможностям. но при этом каждый из вас может перейти на уровень выше, выполнив  дополнительные задания. Актуализация знаний. Для начала  концентрируем свое внимание на эпиграфе к уроку.  В поисках смысла В каждом параграфе, в каждом рассказе, В сказке и в песне, даже во фразе – Только вдумайся, Только всмотрись – Кроется самая главная мысль. Строчка за строчкой, Фраза за фразой. Только вдумайся, Только всмотрись – Откроется самая главная мысль! Надеюсь, вам помогут эти советы (ПРОЧИТАТЬ), а в качестве разминки, найдите среди  предложений те, которые соответствуют темам наших последних уроков (Только вдумайся, Только всмотрись. Строчка за строчкой, Фраза за фразой) Озвучьте эти предложения или части  предложений. Что мы изучали на последних уроках? (двусоставные и односоставные предложения) Определение темы, цели  урока учениками.  ­ Какие предложения мы называем двусоставными? (есть оба главных члена) ­ Какие предложения мы называем односоставными? (есть один главный член) ­ Чем различаются эти односоставные предложения? (главным членом – сказуемое или  подлежащее) ­ Какова же тема нашего урока?                             ( Виды односоставных предложений.) ­ Как бы вы сформулировали  цель нашего урока?  ­ Какие задачи вытекают из   нашей цели?   закрепить умения: ­ различать двусоставные и односоставные предложения; ­ определять виды односоставных предложений; ­ различать сложные предложения, в состав которых входят односоставные предложения; ­ подготовиться к контрольной работе                                                           Мотивация.  ­ А зачем это нам?     Зачем необходимо «узнавать в лицо» односоставные предложения?         (Пригодится в жизни, На контрольной работе по данной теме, на экзамене знания об                  односоставных предложениях тоже понадобятся. Чтобы не допускать пунктуационных  ошибок в сложном предложении, надо научиться «узнавать в лицо» в его составе особый тип  простого предложения и все его разновидности.) ­Цели и задачи урока определены, запишите их в свой рабочий лист. Проверка домашнего задания. ­ Дома вам необходимо было подобрать примеры двусоставных и односоставных предложений из  текстов литературных произведений. Желающие прочитать свои примеры. Обучающиеся читают свои примеры. С.А.Есенин. Топи да болота, синий пласт небес. (Простое односоставное, назывное) Разбуди меня завтра рано, о мая терпеливая мать. (Простое односоставное, определенно­личное) Не жалею, не зову, не плачу…(Простое односоставное, определенно­личное) Б.Л.Пастернак Февраль. Достать чернил и плакать! (Простое односост, назывное) (Простое односост, безличное)     Писать о феврале навзрыд,                ( Сложное предл., сост. из 2 простых, 1­ односост., безличное Пока грохочущая слякоть                           2 – двусоставное, подлежащее выражено именем сущ.        Весною черною горит.                                      сказуемое – простое глагольное)  А.Блок Летний вечер. Забудь заботы и печали, Умчись без цели на коне В туман и в луговые дали, Навстречу ночи и луне!                  (Простое, односоставное, определенно­личное) Б.Л.Пастернак   Золотая осень Осень. Сказочный чертог, Всем открытый для обзора. Просеки лесных дорог, Заглядевшихся в озера.                    (Простое, односоставное, назывное)      1.  Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья. Серебро и колыханье Сонного ручья. (А. Фет)                     Односост., назывное 2. Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы! ( А.С.Пушкин) определ­личн. 6. К кому­то принесли от мастера ларец. ( И. Крылов)     неопредел­личное 7. Утро туманное, утро седое, Нивы печальные, снегом покрытые.                 назывное  Нехотя вспомнишь и время былое,                  определ­личное    Вспомнишь и лица, давно позабытые  8. Еду. Тихо. Слышны звоны                       определ­личное. Назывное. Двусост. Под копытом на снегу,                               Только серые вороны Расшумелись на лугу. (С. Есенин)                      двусост. 9. Нет любви ни к деревне, ни к городу,           безличное    Как же смог я её донести?                                  Двусост.    Брошу всё. Отпущу себе бороду                       определ­личное И бродягой пойду по Руси. (С. Есенин) 10. Люблю грозу в начале мая. (А. Фет)           определ­личное ­Какова роль односоставных предложений в художественном тексте? Обобщённый вывод о роли односоставных предложений в художественном тексте. Ученики.     Односоставные  предложения придают речи лаконизм, экспрессию, динамику, живые  разговорные интонации, выносят на первый план действие, дают возможность избежать  излишнего повторения местоимений, а обобщенно­личные предложения подчеркивают  типичность обозначаемого. Использование в речи безличных предложений позволяет дать  выразительную характеристику физического и нравственного состояния человека, описать  пейзаж, обстановку, где происходит событие, Назывные предложения позволяют лаконично  изобразить картины природы, внутреннее состояние героя;  Задание 1. В ваших рабочих листах.  Составляем схему определения вида простого предложения. Простое предложение Двусоставное                                                        Односоставное (есть два гл. члена)                                              (один гл. член)                                                      С гл. членом – сказуемым                 С гл. членом – подлежащим              Определенно­      Неопределенно­    Обобщенно­     Безличное                 Назывное               личное              личное                   личное             нельзя                     нельзя                      (можно подставить подлежащее)               подставить         подставить           Я, МЫ, ТЫ, ВЫ           ОНИ                ОНИ           подлежащее        сказуемое                                                                        пословицы,                                                                        поговорки               Проверяем. Ставим отметку в « оценочном листе». Работа у доски.  Определить вид односоставного предложения.  Определить вид односоставных предложений 1.Что же говорят об этом удальце? 2.Люблю дымок спалённой жнивы.  3.Тихая, звёздная ночь.  4.Кому владеть мечом?  5.Береги платье снову, а честь смолоду.  6.Не отходи от меня, друг мой.  7.На обломках самовластья напишут наши  имена.  8.С любимой мечтою не хочется сердцу  расстаться.  9. Тебе внимать, твой видеть милый взор.  10.Непредвиденный дождь. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. неопр.­ личн. опред.­ личн. назывн. безличн.. обобщ.­ личн. определ.­ личн. неопред.­ личн. безличн. безличн. назывн Задание 2. В рабочих листах. Работа в парах. (Взаимопроверка.) Отвечаем на вопросы да или нет 1.Определенно­ личные предложения ­ это односоставные предложения.  2. Определенно­ личные предложения ­ это предложения с одним главным членом,  совпадающим по выражению со сказуемым.  3.Можно ли в неопределённо­ личном предложении восстановить подлежащее?  4. Могут ли быть в неопределённо­ личном предложении  подлежащими местоимения 1, 2  лица?  5.Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам?  6. Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении?  7. Согласен ли ты, что назывные предложения имеют только один главный член  предложения, по форме напоминающий подлежащее?  8. Может ли назывное предложение быть распространенным? 9. Назывные­ двусоставные предложения?  ­ Обменялись тетрадями, проверяем. ­­ Молодцы! Ставим отметку в « оценочном листе». Лингвистическая игра «Четвертый лишний».  B каждом ряду есть односоставное предложение, непохожее на остальные три. Найдите его,  определите вид. I.Ночь темна. За дверью бегают. Сестра – врач. Не плачь ты попусту.  II.  Иду по улице нарядной. B доме шумят. Меня задержали на полчаса. Травы скашивают рано  утром.  III. Люблю грозу в начале мая. Красуйся, град Петров. Ведут ко мне коня. Будем вместе служить.  IV. C утра морозит. Вам не видать таких сражений. Нет дыма без огня. Цыплят по осени считают.  V.Не спится, няня. Мужайся, сердце, до конца. Еду – еду в чистом поле. Идѐм по лесу.  VI. Темнеет. Не было дождя. Нельзя говорить гpомко. Раннее утро. Проверяем. Читаем предложения под цифрой 1 (2,3,4,5,6) называем лишнее и объясняем, почему  оно лишнее. Индивидуальные ответы. Ставим отметку в « оценочном листе» Работа с учебником. Выборочный диктант. С. 177 упр. 349 1 вариант выписывает только Односоставные предложения, Назывные: Мутная вода. Вот и паром. 2 вариант выписывает только Односоставные предложения, Безличные: Темнеет. Надо переправляться на ту сторону. Холодно ехать. 3 вариант выписывает только Односоставные предложения, Определенно­личные: Без конца еду, (а погода не унимается.)  Начинаем ехать по озерам. К рассвету страшно утомляешься от холода. (Пока меняют лошадей,) прикорнешь где­нибудь в уголке. Самостоятельная работа Тест.  Примечание: обратите внимание на формулировку заданий. 1.Укажите односоставное предложение а) Вечерний час.  б) В долину тень сползла.  в)Стены серы.  2. Найдите односоставное предложение  а) Ночь, улица, фонарь, аптека.  б) Кругом все колышется.  в) Рано наступает темнота.  3 Укажите назывное предложение  а) Звенят куранты.  б) Полночь. Снегопад.  в) Наступила зима  4.Укажите назывное предложение  а) Поздно вечером в школе пусто.  б) Звезды в снежной вышине.  в) Все сделано из чистого серебра. 5.Укажите верную характеристику предложения Из песни слова не выкинешь.  а) назывное б) неопределенно­личное в) определенно­личное г) безличное.  6. Укажите определенно­личное предложение  а) Стою под солнцем.  б) Весенняя ночь стояла над горами  в) Весенняя ночь.  7. Укажите определенно­личное предложение  а) Чувствуешь, как сам оживаешь.  б) Она хотела бы поскорей уехать в деревню.  в) Уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей.  8. Укажите неопределенно­личное предложение.  а) Дни поздней осени бранят обыкновенно.  б) Иду засохшим ельником, бугром.  в) Идешь по дороге и только успеваешь отвечать на приветствия  9. Укажите неопределенно­личное предложение  а) Идем вдоль аллеи.  б) Идешь по дороге и думаешь.  в) Идут по дороге и думают.  10. Укажите безличное предложение.  а) Вот смеркалось. б) Три дня все поиски по нем напрасны были.  в) Искру туши до пожара.  11. Укажите безличное предложение  а) К обедне ходят по звону.  б) Ночь светла.  в) Сегодня работается хорошо.  12. Найдите в тексте односоставное безличное предложение и напишите его номер.  а. В ночные часы я открывала свой дневник. б Сколько здесь накопилось!  в По всем страницам разливались, как реки в половодье, разные монологи, признания...  13 Найдите в тексте сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное.  Напишите его номер.  А. Вы идете в парк, чтобы отдохнуть, без сопротивления отдаться впечатлениям, подышать чистым воздухом с его ароматом весны или осени, цветов и трав.  Б. Парк окружает нас со всех сторон.  В. Вы и парк обращены друг к другу: парк открывает вам все новые виды ­ поляны, аллеи,  перспективы.  Г. И вы, гуляя, только облегчаете парку показ самого себя. Проверяем.Ответы     1.а 2а 3б 4б 5в 6а 7а 8а 9в 10а 11в 12б 13а (Если позволяет время) задание из разряда «Это интересно» Охарактеризуй предложение.  Сколько в нём простых предложений? Шёпот сердца, уст дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, Бледный блеск и пурпур розы, Речь не говоря, И лобзания, и слёзы, И заря, заря! ОТВЕТ: Все предложения назывные, 13 запятых, 13 простых предложений.  Домашнее задание. Написать минисочинение, используя только односоставные предложения, тему вы определяете  сами. Рефлексия (подведение итогов урока).  ­ Подведем итог нашего урока. ­ Какую цель ставили на уроке?  ­ Удалось решить поставленные задачи?  В ваших индивидуальных картах успеха есть рисунок лестницы успеха, определите свое положение  на ней. И ответьте на вопросы: ­ удовлетворен ли ты своей работой на уроке? ­ Каким образом ты собираешься устранить пробелы? ­ какую форму работы предпочитаешь?

Разработка открытого урока по русскому языку по теме " Виды односоставных предложений"

Разработка открытого урока по русскому языку по теме " Виды односоставных предложений"

Разработка открытого урока по русскому языку по теме " Виды односоставных предложений"

Разработка открытого урока по русскому языку по теме " Виды односоставных предложений"

Разработка открытого урока по русскому языку по теме " Виды односоставных предложений"

Разработка открытого урока по русскому языку по теме " Виды односоставных предложений"

Разработка открытого урока по русскому языку по теме " Виды односоставных предложений"

Разработка открытого урока по русскому языку по теме " Виды односоставных предложений"

Разработка открытого урока по русскому языку по теме " Виды односоставных предложений"

Разработка открытого урока по русскому языку по теме " Виды односоставных предложений"

Разработка открытого урока по русскому языку по теме " Виды односоставных предложений"

Разработка открытого урока по русскому языку по теме " Виды односоставных предложений"

Разработка открытого урока по русскому языку по теме " Виды односоставных предложений"

Разработка открытого урока по русскому языку по теме " Виды односоставных предложений"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2017