Разработка статьи "Метапредмет"Проблема" и урока в данной технологии"
Оценка 5

Разработка статьи "Метапредмет"Проблема" и урока в данной технологии"

Оценка 5
Повышение квалификации +1
docx
история
6 кл
29.04.2017
Разработка статьи "Метапредмет"Проблема" и урока в данной технологии"
Представлен урок в 6 классе" Ян Гус". Урок проходил в форме урока-проекта. Ребята решали проблему "Кто же такой Ян Гус - наивный мечтатель или великий провидец?". Была работа в группах, присутствующие учителя были тьюторами. Группы защищали свой мини-проект, отстаивали свою точку зрения
Ян Гус.docx
Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают  особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход  заложен в основу новых стандартов.  В настоящее время НИИ Инновационных стратегий развития общего  образования при Департаменте образования г. Москвы активно работает над  созданием новых моделей высшего педагогического образования и повышения квалификации, обеспечивающих продвижение метапредметного содержания  образования и метапредметных технологий в практику работы инновационных школ России. Использование метапредметных технологий в преподавании традиционных  учебных предметов позволяет демонстрировать учащимся процессы  становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные  курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, в том числе  значимые для молодежи. Методика «Метапредмет: « Проблема» дает возможность воспитывать  толерантное отношение учащихся  друг к другу и к среде, в которой живут и  общаются, подчеркивает ценностно­нравственный аспект преподавания  истории.  В Северо­Западном округе уже несколько лет работает ГЭП «Северо­ Западный округ – научное будущее России» Использование метапредметных  технологий в преподавании традиционных учебных предметов позволяет  демонстрировать учащимся процессы становления научных и практических  знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные  вопросы, задачи и проблемы, в том числе значимые для молодежи. .В рамках ГЭП существовала подпрограмма С «Новые технологии  преподавания истории: работа с мировоззрением» (Метапредмет: Проблема).  Учителя и учащиеся ГБОУ СОШ «Школа здоровья»№1136 принимали  участие в этом эксперименте. Учителями истории был разработан и проведен  урок «Футуризм – искусство или профанация?», проведена научно­ практическая конференция для старшеклассников «Образ Христа в искусстве и религии», «Ян Гус – наивный мечтатель или великий провидец?» и другие. Логика конструирования такого урока представлена в различных  современных педагогических теориях. Мне близок взгляд Юрия Громыко, отраженный в книге «Метапредмет. Проблема». Я преподаю историю, и  проблемное изучение истории и обществознания на современном этапе  развития педагогической науки я считаю одним из самых перспективных.  Основная цель моих уроков ­ показать на разном учебном материале, каково  строение и основные принципы процесса проблематизации (интеллектуальной  технологии, обеспечивающей выявление отсутствующих знаний в различных  научных и практических областях).  Шаг 1 ­ постановка проблемы (в этом технология преподавания метапредмета «Проблема» близко смыкается с методом образовательных проектов).  Вот несколько вариантов проблемных уроков:      «Свобода в творчестве А.С.Пушкина». Это тема урока обществознания, где свобода ­ одна из основных философских категорий. В этом случае мы видим, как тесно переплетается тема занятия с курсом литературы.     «Проблема величия Петра Первого». Тема урока истории, на котором  большое внимание приходится уделять этимологии и значению термина  «величие». Подобные методики используются, как правило, на уроках  русского языка.  Итак, метапредмет позволяет свободно выходить за рамки отдельно взятой  учебной дисциплины. Это расширяет кругозор школьника и делает урок более эффективным.  Еще одна способность, которую развивает метапредмет «Проблема», ­  способность понимания.  Шаг 2 ­ подборка культурных образцов, то есть текстов, на основании  которых будет выстраиваться урок. Условие одно: культурные образцы  должны представлять порой совершенно разные точки зрения,  противоречащие друг другу, однако вполне обоснованные и доказанные.  Например, урок «Свобода в творчестве А.С.Пушкина» выстраивается на  основе анализа отрывков из произведений «Цыгане» и «Капитанская дочка»  (свобода в понимании Алеко и Гринева приобретает разный смысл). Тема  «Проблема величия Петра Первого» вполне раскрывается на основе  исследований историков Соловьева и Ключевского. Знание, а главное,  понимание чужой позиции позволяет формировать свою собственную. Для  меня, как и для любого педагога, очень важно правильно подобрать источники, культурные образцы, а также сформулировать к ним вопросы,  ответы на которые окажутся совершенно противоположными. Например,  Соловьев говорит о том, что Петр, безусловно, прорубил окно в Европу,  сделал Россию процветающим государством. Ключевский же заявляет, что  Россия стала не более чем обезьяной Европы.  Преподавание метапредмета «Проблема» основывается на групповой работе  учащихся, в которой сталкиваются между собой их суждения по проблемному вопросу. Для того чтобы эти столкновения были плодотворными, учащимся  необходим высокий уровень понимания друг друга в живой коммуникации.  Этот навык чрезвычайно важен для процесса социализации школьника и, вне  всякого сомнения, пригодится ему в повседневной жизни, это одна из  важнейших, на мой взгляд, задач, которую должна решать современная школа. Групповая форма работы резко увеличивает объем мыслительной и  коммуникативной активности, самостоятельно осуществляемой детьми на  занятиях, при этом активизируются процессы рефлексии. Однако все это  может существовать, если с учащимися идет постоянная работа по обучению  их коммуникации в условиях коллективной постановки проблемы. Без этого  групповая работа оказывается фиктивной, так как, даже сидя в группе,  учащиеся фактически работают индивидуально. От учителя полностью  зависит эффективность управления процессом работы в детской группе,  поскольку учитель должен работать с множеством различных версий,  показывать школьникам принципиальные логические различия между ними.  Методические особенности преподавания метапредмета «Проблема»  существенно меняют профессионализм учителя. Что касается ученика, то  наиболее заметный антропологический результат обучения работе с  проблемами на метапредмете ­ развитие рефлексивности и многомерности  мышления ребенка, а также усиление процессов его самоопределения.  В нашем Центре образования №2030 идет активная работа по разработке  сценариев подобных уроков, поэтому все желающие поближе познакомиться с этой образовательной технологией могут посетить открытые уроки и мастер­ классы наших преподавателей.  Продолжая работать над темой, был разработан и проведен открытый урок  с  использованием метапредметной технологии «Ян Гус на Констанском соборе» Сценирование урока с элементами метапредметного подхода предполагает: ­ Выбор метапредметной темы урока, то есть такой темы, которая может быть раскрыта на разном предметном материале. Например: метапредмет  «Знание», метапредмет «Знак», метапредмет «Проблема», метапредмет  «Задача»; метапредмет «Смысл», метапредмет «Ситуация» и др. ­ Определение (отбор, обобщение, систематизация) метапредметного  содержания занятия; ­ Разработку методики проведения метапредметного урока, т. е. способов,  приёмов и средств выхода из своего учебного предмета в другие предметные  области знания; ­ Предварительную проработку выводов из занятия, включающих в себя новые метапредметные данные. Сценарий урока. 6 класс. История средних веков                Тема урока.   Ян Гус на Констанцском соборе.   Цель урока.  * Создать у учащихся яркое и образное представление об одном из важнейших событий в средневековой Европе – Констанцском соборе, показать острые  противоречия между обществом Чехии и католической церковью, добиваться  осмысления учащимися факта утраты могущества католической церкви к  началу XV века, с одной стороны, и боязнь светской власти  противодействовать папе и католическому духовенству, с другой стороны.  *Работа с документами поможет учащимся более глубоко усвоить важнейшие  понятия курса: еретик, ересь, католическое духовенство, отлучение,  церковный собор, а также позволит выработать собственное мнение о тех  события  Оборудование урока:   карта, кинофрагмент «Ян Гус на Констанцском соборе», «История средних  веков. Хрестоматия. Ч.2. М.,1988, «Большая школьная энциклопедия.  История Средних веков», компьютерная презентация «Ян Гус», раздаточный  материал «Дискуссия на Констанцском соборе».            Тип урока :  ролевая игра­обсуждение с элементами ретроспективности и использованием  технологии «Метапредмет «Проблема».         Проблема урока:  Кто он Ян Гус – наивный мечтатель или великий провидец? За что все чехи поддержали учение Яна Гуса? Почему его осудила  католическая церковь? Эпиграф к уроку:       « Сжечь – не значит опрвергнуть!»          План урока 1.Организационный момент.         Приветствие.     Мотивация (Место темы в курсе, необходима, так как на  ней базируется тема «Реформация, которую изучают в 7 классе) 2.Вступительная часть. Погружение в историческую атмосферу. Актуализация знаний.          Летом 1415г. в небольшом городке Констанце начался суд над  профессором Пражского университета Яном Гусом. Его судил церковный  собор – высший орган католической церкви. Такие соборы собирались крайне  редко. В Констанц съехалось духовенство со всей Европы – кардиналы,  епископы, архиепископы, профессора богословия. Прибыл даже сам  император Священной Римской империи Сигизмунд. В соборе участвовали  посольства из Испании,  Франции, Англии и других стран. Поистине Европа  ещё не видела такого пышного собрания.        Вопросы для вводной беседы 1.На какие три ветви делились славянские племена? 2.Кто входил в группу западных славян? Как начиналась их история?  Какие  религии они исповедовали? 3.Что вы знаете о Чехии? 4.Когда была образована Священная Римская империя? А) в 800­м году;                                                                            Б) в 843­м году; В) в 1096­м году;                                                                          Г) в 962­ году. 5.Кто создал это государство? А) Фридрих Барбаросса;                                                            Б) Оттон I В) Людовиг XI;                                                                               Г) Карл  Великий. 5.Почему на суд над чешским профессором прибыл император Священной  Римской империи? Учитель:         Чтобы решить урока, на какие предварительные вопросы нам  надо ответить? Планируемый ответ учащихся:             Что мы знаем о Яне Гусе? За что чехи  поддержали его? Почему католическое духовенство ополчилось на него?          Поиск решения проблемы. Итак, мы начинаем исследование по основным пунктам плана, который с вами сейчас составили.       На сегодняшнем уроке мы посмотрим кинофрагмент о суде над Яном  Гусом, а затем обсудим его. Учитель:         У вас было опережающее задание – подобрать небольшую  биографическую справку, материал о Яне Гусе. Что вы узнали?     Далее заслушиваются сообщения учащихся и идёт компьютерная  презентация. Когда будет слайд о Констанцском соборе, то ученик зачитывает отрывок из  книги С. Царевича «За отчизну» (М.,1958).     Демонстрация к/ф.     Епископ Конкордии поднялся и громогласно прочёл декрет, запрещающий  под страхом  тяжкого наказания прерывать заседание. Со своего места встал председатель собора и объявил вопросы, по которым  будет идти голосование и кто из присутствующих может голосовать.     И вот сейчас мы попробуем разобраться, что это за вопросы, в какой  последовательности они рассматривались и какие здесь крылись  противоречия. На доске – 3 листа (А­3) Ученики по очереди зачитывают текст и определяют очерёдность вопросов  повестки дня собора 1. Еретик ли Ян Гус? 2. Имеют ли собравшиеся право судить Яна Гуса? 3. Какого наказания заслуживает Ян Гус? Вопрос к классу        Какое противоречие возникает при анализе этих вопросов? Предполагаемый ответ       Если Ян Гус невиновен, то последние два вопроса не имеют смысла, а их  наличие в повестке дня собора уже заранее предопределяло судьбу Яна Гуса. Учитель. Сейчас мы попробуем представить себя на этом соборе и попытаемся  сформулировать позицию его участников. Мы будем работать с текстом «Дискуссия на Констанцском соборе». Для этого мы разбились на две группы: 1. Сторонники Яна Г уса. 2. Противники. На партах стоят аналогичные таблички. И мы попробуем определить их сильные и слабые стороны, примеряя на себя  их взгляды, представить обстановку на соборе, понять, к каким последствиям  их действия могли привести.  Работа с текстами «Дискуссия на Констанцском соборе»; «Суд над Яном Гусом» Учитель: Прежде, чем начнём работать с текстами, давайте вспомним, над  какой проблемой мы сегодня работаем на уроке?      Почему все чехи поддержали учение Яна Гуса? Почему его осудила  католическая церковь? После того, как разберём документ, каждая команда представляет свою точку зрения. Предполагаемые варианты.        Каждая команда предлагает свой мини­проект и защищает его. Один человек от группы выходит к доске и защищает его. Сторонники Яна Гуса. Он невиновен, так как суд над ним – беззаконие. Ян Гус невиновен, и расправа над ним – преступление католического духовенства.  Противники. Виновен, так как порочит духовное сословие и хочет подорвать основы  государства и королевской власти. Ян Гус – еретик, и католическая церковь  поступила с ним правильно. Учитель: Каждой команде предоставляется право от имени своих авторов  задать оппонентам несколько вопросов (2­3) Попробуйте покритиковать позиции друг друга. Есть ли слабые места у ваших оппонентов? Учитель: А были ли на соборе такие люди, которые поменяли своё изначальное мнение? А вы после работы с документами все остались при своём мнении?        Как вы считаете, если бы Ян Гус не был уничтожен, как развивались бы  события в Чехии? Подтвердите текстом документа. Применение нового знания.        Давайте с вами попробуем решить, закончено ли наше исследование? 1. Как вы считаете, правильно ли поступил Ян Гус, не воспользовавшись а) бегством из Констанца, б) притворным отречением от своих идей с  целью дальнейшего продолжения борьбы? 2. Докажите или опровергните текстами документа положение: в XV веке  папа и католическая  церковь не располагали таким влиянием на людей,  как раньше. 3. Почему Ян Гус и его выступления вызвали страх и озлобление церкви? Какой вывод из сегодняшнего урока мы с вами сделаем?          Документ, с  которым мы работали, ­ это свидетельство очевидца событий. Он показывает,  что мужественного борца за правду не смогли сломить ни гонения, ни тюрьмы, ни смерть. Католическое духовенство пыталось во что бы то ни стало  заставить Гуса признать себя виноватым и отречься от своего учения. Но Гус  этого не сделал. Учитель:  Как вы полагаете, удалось нам сегодня решить проблему урока? Так кем же он всё­таки был, по – вашему, Ян Гус? Наивным мечтателем?  Великим провидцем? Предполагаемый ответ: 1.Наивный мечтатель, так как считал, что проповедями можно изменить  ситуацию в стране. 2.Провадец, так как предвосхитил будущую реформацию. Учитель: Костёр горит, Гус , молча умирает, Летит молитва к трону Господа Творца: «Прости, Отец, они не понимают Своих деяний пресловутого конца». Толпа бурлит, угрозы не смолкают, Как у подножия Голгофского креста. И кажется, что снова распинают За нас, за грешников, страдавшего Христа. Костёр горит, Гус, плача умирает.         Творческое домашнее задание. *Представьте, что на пиру встретились образованный немецкий рыцарь  Тевтонского ордена и славянин – профессор Краковского университета.  Опиши их спор, в котором один будет оправдывать немецкий «натиск на  восток», а другой будет возражать. Необходимый уровень Подберите по одному аргументу в поддержку каждой позиции. Программный уровень Приведите 2­3 аргумента в пользу каждой позиции. Максимальный уровень Выполните это же задание на программном уровне, но используя  дополнительный материал.                                             Дискуссия на Констанцском соборе                                                                                                                                       Епископ Турский: «Подаю голос за свободу, честь и жизнь Гуса. Камень, который мы хотим  ныне бросить вверх, может упасть на наши головы». Епископ Констанцский:  «Если завтра мы не сожжём Гуса, то послезавтра народ сожжёт нас самих.  Пусть Гус умрёт!» Пан из Хлюма: «Именем всех чехов клянусь, что чехи страшно отомстят храмам в случае  смерти Гуса. Всё это беззаконие будет оплачено сторицей. Нарушен мир перед Богом и людьми, и в крови папистов чешский гусь омоет свои крылья.  Имеющий уши, да слышит». Архиепископ Лондонский: «Если бы у этого чеха было  даже три  жизни, я не оставил бы ни одной.  Первую я отнял бы за то, что он унижал папу – наместника  Христова. Вторую – за то, что он обнажил язвы духовенства. Третью за то, что сбил с пути много народа». Председатель собора( кардинал Иоанн де Бронье): «Магистр Ян, две дороги открываются перед тобой. Выбери одну из них. Или  ты отречёшься от еретического учения, подчинишься нашему решению, и мы  поступим с тобой мягко и справедливо. Или же ты и дальше будешь  упорствовать и защищать свои взгляды – тогда пеняй на себя. Выбирай же!» Ян Гус: «Я обращался к Богу с молитвой о том, чтобы он просветил смятенную душу  мою, и я не изменил своего намерения после этого. Я не могу отречься ни от  одного положения, которое я написал или высказал». Архиепископ Цельс: «Того, кто ищет на земле ангела, посылайте на небо. Гус ищет на земле  ангелов, пусть же он умрёт!» Председатель: «Правильно ли то, что ты отказался повиноваться приказам архиепископа?» Ян Гус: «Да, я отказался повиноваться приказам архиепископа и не боюсь отлучения.  Проповедник не смеет отказываться от своего долга ни из­за злобных  проклятий, ни уступая просьбам, ни из­за земных соблазнов» Епископ Брискенский: «Гусю не причинится  зла, если его ощипать и испечь!» Архиепископ Кёльнский: «Тот, кто не слушается угроз, должен послушаться метлы» Председатель: «Тебе мало того, что ты своим учением порочишь духовное сословие, ты  теперь хочешь подорвать основы государства и королевской власти» Епископ Люттихский: «Кто коснётся короны папы и сутаны священника, тот дерзок, кто же  проповедует простому народу истину – мечет  бисер перед  свиньями.  Поэтому я проклинаю Гуса и пусть  он будет сожжён!» Сигизмунд: «Мы, Сигизмунд, божьей милостью император германский и король римский,  предлагаем отречься магистру Иоанну Гусу от своих взглядов ради чести и  уважения к нашему величеству» Гус: «Я  не могу отречься ни от одного положения, написанного мною или  проповеданного. Я не отметаю от себя всё то, что лживо высказали и  представили против меня все эти свидетели. Присяга их – основа всего зла,  всё высказанное ими не имеет и тени правды – видит Бог!» Председатель: «Итак, за смерть Яна Гуса подано 45 голосов из 88. Ваше императорское  величество, каково будет  Ваше окончательное решение? Признаёте ли Вы Гуса еретиком,  заслуживающим смерти? Император: «Продолжаю утверждать, что Гус – еретик и по праву заслуживает смерть,  если будет упорствовать в ереси. Впрочем, будьте уверены, что если бы он и  принёс  покаяние перед святым собором, то отречение осталось бы у него на  языке: возвратившись в Чехию к своим друзьям и покровителям, он будет  действовать в прежнем духе, ещё более уклоняясь от чистой веры. Я не могу  освободить его от наказания» Гус: «Ваше императорское величество! Неужели Вы можете так поступить в  унижение своей короны и чести? Неужели Вы сами уничтожите свою  охранную грамоту, утверждённую вашей печатью и подписью, беря на свою  голову преступление и вероломство? Речь идёт не о моей жизни, а о вашем  честном имени и действительном величии» Сигизмунд: «Я действительно обещал тебе безопасный  проезд, но только сюда.  Обратного же пути я не обещал, меня даже не просили об этом. Твоё  требование неосновательно» Поджо Браччолини: «Я считаю великим несчастьем для себя то, что был послан на этот суд. Я  первоначально вследствие ослепления считал Гуса опасным, но услыхав его, я познал в его словах правду. Я почувствовал в своём сердце расположение к  нему. Голосую за жизнь и свободу Гуса!» Все участники шумно обсуждают создавшуюся ситуацию. Епископ Миланский: «Церковь не знает тебя более, она передаёт тело светской власти, а душу твою – дьяволу!»         Уроки с использованием технологии «Метапредмет: проблема» показали, что    учащиеся активнее стали обмениваться позициями в проблемных вопросах,  задавать вопросы друг другу, подходить к своему мнению критически, а к  мнению одноклассников и авторов текстов и учебников более терпимо, стали  чаще искать и находить аргументы и контраргументы к позиции автора;   более расширился кругозор учащихся;   повысилось педагогическое мастерство учителя в ходе совместного  проведения уроков с учителями других ОУ и взаимопосещения уроков  учителей – экспериментаторов округа. Список литературы для подготовки «Метапредметного занятия» 1. Громыко Ю. В. Метапредмет «Проблема». / Учебное пособие для учащихся старших клас­сов. — М., 1998. 2. Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико­практическое  руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). —  Минск, 2000. 3. Громыко Ю. В. Метапредмет «Знак». Схематизация и построение знаков.  Понимание симво­лов. / Учебное пособие для учащихся старших классов. —  М.: Пушкинский институт, 2001. 4. Громыко Н. В. Метапредмет «Знание». / Учебное пособие для учащихся  старших классов. — М., 2001. 5. Мыследеятельностная педагогика в старшей школе: метапредметы. — М.,  2004. 6. Громыко Н. В. Обучение схематизации: Сборник сценариев для проведения  уроков и тренингов. /Учебно­методическое пособие для учащихся 10­11  классов. — М., 2005. 7. Из опыта освоения мыследеятельностной педагогики (Опыт освоения  мыследеятельностного подхода в практике педагогической работы) / Под ред. Алексеевой Л. Н., Устиловской А. А. М., 2007.                     Список литературы, для проведения урока «Ян Гус» 1.Героические страницы истории средних веков. /Под ред. Боборыкина  А.Д.,Степанова А.А. Л.,1973. 2.История средних веков. Хрестоматия./Под ред. Степанова В.Е.,     Шевеленко .А.Я. Ч.2. М.1988. 3.Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках  истории./Библиотека учителя истории. М.,2003.

Разработка статьи "Метапредмет"Проблема" и урока в данной технологии"

Разработка статьи "Метапредмет"Проблема" и урока в данной технологии"

Разработка статьи "Метапредмет"Проблема" и урока в данной технологии"

Разработка статьи "Метапредмет"Проблема" и урока в данной технологии"

Разработка статьи "Метапредмет"Проблема" и урока в данной технологии"

Разработка статьи "Метапредмет"Проблема" и урока в данной технологии"

Разработка статьи "Метапредмет"Проблема" и урока в данной технологии"

Разработка статьи "Метапредмет"Проблема" и урока в данной технологии"

Разработка статьи "Метапредмет"Проблема" и урока в данной технологии"

Разработка статьи "Метапредмет"Проблема" и урока в данной технологии"

Разработка статьи "Метапредмет"Проблема" и урока в данной технологии"

Разработка статьи "Метапредмет"Проблема" и урока в данной технологии"

Разработка статьи "Метапредмет"Проблема" и урока в данной технологии"

Разработка статьи "Метапредмет"Проблема" и урока в данной технологии"

Разработка статьи "Метапредмет"Проблема" и урока в данной технологии"

Разработка статьи "Метапредмет"Проблема" и урока в данной технологии"

Разработка статьи "Метапредмет"Проблема" и урока в данной технологии"

Разработка статьи "Метапредмет"Проблема" и урока в данной технологии"

Разработка статьи "Метапредмет"Проблема" и урока в данной технологии"

Разработка статьи "Метапредмет"Проблема" и урока в данной технологии"

Разработка статьи "Метапредмет"Проблема" и урока в данной технологии"

Разработка статьи "Метапредмет"Проблема" и урока в данной технологии"

Разработка статьи "Метапредмет"Проблема" и урока в данной технологии"

Разработка статьи "Метапредмет"Проблема" и урока в данной технологии"

Разработка статьи "Метапредмет"Проблема" и урока в данной технологии"

Разработка статьи "Метапредмет"Проблема" и урока в данной технологии"

Разработка статьи "Метапредмет"Проблема" и урока в данной технологии"

Разработка статьи "Метапредмет"Проблема" и урока в данной технологии"

Разработка статьи "Метапредмет"Проблема" и урока в данной технологии"

Разработка статьи "Метапредмет"Проблема" и урока в данной технологии"

Разработка статьи "Метапредмет"Проблема" и урока в данной технологии"

Разработка статьи "Метапредмет"Проблема" и урока в данной технологии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2017