Тема урока: Почва. Состав и значение почвы.
Цель урока: сформировать представление о почве и ее образовании, о составе и
значении в природе и для жизни человека;
Предметные: знать, что такое почва и ее состав, значение для природы и жизни
человека, уметь проводить несложные опыты, используя простейшее
лабораторное оборудование, уметь передавать содержание в сжатом виде.
Формирование УУД на уроке:
Личностные УУД: формировать мотивации к учению и целенаправленной
познавательной деятельности; самооценка на основе критериев успешной учебной
деятельности; прививать навыки природоохранной деятельности и бережного
обращения с почвой как объектом живой/неживой природы.
Регулятивные УУД: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено и того, что ещё неизвестно; выбирать действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации; прогнозировать результат и
уровень усвоения знаний; оценивать результат учебной деятельности; вносить
необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и
учета сделанных ошибок.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации в учебной
литературе; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в
устной форме; выбор наиболее эффективного способа нахождения необходимой
информации; смысловое чтение, определение основной и второстепенной
информации;
Коммуникативные УУД: формирование умения работать в группах,
распределять роли и функции совместной деятельности; выполнять свою часть
работы и встраивать ее в общее рабочее поле; слушать, принимать чужую точку
зрения, отстаивать свою; ставить вопросы, обращаться за помощью к учителю,
формулировать свои затруднения;
осуществлять взаимный контроль;
формулировать высказывания, мнение; согласовывать позиции с партнером;
адекватно использовать речевые средства для предоставления результата.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Чтоб окружающий мир изучать,
Нужно уметь наблюдать,
Признаки предметов любых выделять,
Их общие и различные свойства отмечать.
Сегодня мы продолжим постигать тайны окружающего мира. Работать вы будите в
1 лабораториях, где вам нужно выбрать хранителя времени (следит за временем
выполнения задания), организатора (следит за работой группы, фиксирует
оценки в оценочный лист) и докладчика (выступающий), исследователя тайн
(помощник докладчика), информатик (работает на ноутбуке). Результаты
работы своей группы в лаборатории вы будете фиксировать в Дневнике
достижения Лаборатории. А также у каждого работника есть индивидуальный
оценочный лист. Итак, приступаем.
2. Самоопределение к деятельности.
Послушайте рассказ: Есть на земле чудесная кладовая. Положите в нее весной
мешок зерна, а осенью смотришь: вместо одного мешка в кладовой 20.Ведро
картошки превращается в чудесной кладовой в10 ведер. Горстка семян делается
грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок.
Кто догадался, о какой чудесной кладовой идёт речь?
Значит, что мы будем исследовать в наших лабораториях?
Действительно, тема урока "Почва" (на доску вывешивается карточка "Почва")
Научные сотрудники работают по плану. Я тоже предлагаю вам составить план
работы.
Что бы вы хотели узнать о почве?
(Выслушав вас, мы запишем следующий план)
Цели работы:
Узнать, что такое почва.
1. Выявить главное свойство почвы.
2. Изучить состав почвы
3. Открыть интересные факты о почве.
3. Постановка проблемы.
– Давайте отправимся в далёкое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше
Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами.
– В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы.
– Это объекты какой природы? (неживой природы)
– Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря
лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала
появляться почва.
– Лишайники и бактерии – это объекты, какой природы?
– Сделайте вывод:
– Значит, мы узнали, что в образовании почвы участвуют объекты живой и неживой
природы.
– Но что такое почва? Из чего она состоит?
В течение 2ух минут в лабораториях на слайде вы должны составить
определение «почвы», выбрав необходимые слова. (Верхний плодородный слой
земли, на котором растут растения.)
2 Чем отличается почва от горной породы? (Только почва обладает плодородием.)
– Из каких слов оно состоит?
– Плодородие – это способность почвы «рождать плоды», производить богатую
растительность, давать обильный урожай. Это главное свойство почвы.
– Почему же почва плодородна?
(Наверное, в ней содержится как раз то, что необходимо растениям для
жизни.)
Оцените работу своей группы в листах самооценки.
стакан,
вода,
комок почвы.
Давайте теперь выясним, что входит в состав почвы? Можем ли мы определить
это, просто внимательно рассмотрев почву.
Нет. Для того чтобы узнать, что входит в состав почвы, необходимо
проделать опыты.
4. Практическая работа
В течение 6 минут каждая лаборатория должна провести опыт по инструкции и
совместно сделать вывод.
Лаборатория 1.
Оборудование:
Ход опыта
Положи в стакан с водой комок почвы. Напиши наблюдения: на комочке
появились __________________. Это значит, что в почве есть ______________.
Вывод: в почве есть воздух.
Лаборатория 2.
Оборудование:
Пересыпьте в стакан с водой почву, перемешайте и оставьте отстояться.
Что вы видите на поверхности воды? __________(на поверхности плавают
остатки растений)
Подумайте, из чего образовался осадок? __________ (песок, глина)
Как вы считаете, откуда в почве песок и глина? (результат разрушения горных
пород)
Вывод: в почве есть песок, глина.
– Песок – хороший разрыхлитель, он обеспечивает доступ воздуха к корням.
– Глина хорошо удерживает воду,
Лаборатория 3.
Оборудование:
салфетка
почва
Ход опыта
комок почвы
стакан с водой
3 Возьмем салфетку, насыплем на нее немного почвы и прижмем ее плотно другой
салфеткой. Что вы наблюдаете? Вторая салфетка стала ___________. Это значит,
что в почве есть ______________.
Вывод: в почве есть вода.
Лаборатория 4
Оборудование:
•
•
предметное стекло с солевым налётом;
текст для анализа;
Взяли несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва.
Поместили их на стекло. Подержали стекло над огнем. Подумайте, что вы видите
на стекле? На стекле _______ (соли), которые необходимы растениям для развития
и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые
живут в почве.
Вывод: соли это питательные вещества, которые необходимы
растениям для развития и роста.
Опыт 5. Проводит учитель. Нагреваю почву.
Что вы видите и чувствуете? (над почвой появился дым, в классе неприятный
запах).
Изза чего это происходит? Сделайте вывод. В почве перегорают остатки
растений. Называются они так: перегной или гумус. От слова «гнить»,
«перегнивать».
Перегной черного цвета. Плодородие почвы определяется количеством в ней
перегноя. В одной почве его больше. И почва, поэтому темная, почти черного
цвета. В другой меньше. Эта почва светлее. Поэтомуто и бывают почвы разного
цвета: серые, светлосерые, темносерые, черные и даже красные. И называются
почвы поразному: черноземная, красноземная, сероземная, желтоземная.
Вывод: в почве содержится перегной (гумус) – настоящая кладовая
питательных веществ.
Лаборатория 5.По рассказу установите круговорот веществ. На схему
приклейте необходимые слова.
Главная часть почвы – перегной. Из него под действием микробов образуются
соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и
животные умирают, их останки попадают в почву и под действием микробов, то
есть очень маленьких живых существ, разрушаются растительные и животные
останки, превращая их в перегной. Учёные установили, что на одном квадратном
метре почвы находится 50 кг микробов. А потом из перегноя снова образуются
соли. Вот так вещества «путешествуют» как бы по кругу. Учёные говорят:
происходит круговорот веществ в природе.
– Какой вывод сделаем?
– Что входит в состав почвы? (В состав почвы входят микробы).
Обобщение: в состав почвы входят воздух, песок и глина, вода, соли, перегной
(гумус), микробы.
4 Оцените работу группы, удалось ли вам самостоятельно изучить состав почвы.
5. Физминутка. Чтобы набраться сил перед открытием новых знаний, давайте
немного отдохнём.
6. Открытие детьми нового знания.
Послушайте стихотворение.
Сказала лопата:
Земля чтобы рыть.
Ботинки сказали:
Земля чтоб ходить.
А люди сказали:
Земля чтобы жить.
Как вы понимаете, о чём говорится в стихотворении?
Каждая группа получит задание, которое вы будете выполнять в течение 8 мин.
Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам.
Оценивать работу группы мы будем по 5ти бальной шкале. После каждого
выступления вы обсудите, и выставите в таблицу баллы по каждой группе.
Суммировав баллы, получаем итоговый балл, который будет переведен в оценку.
Причем отметка выставляется по следующей схеме: группа, набравшая от 15 до
14 баллов получают «5», 13 11 баллов «4», Всем вы будете озвучивать только
итоговую отметку.
Критерии
оценивания
Слаженность
работы группы
доказать ответ
Правильность
Отметка
ответа
Умение
Итого
1 лаборатория
2 лаборатория
3 лаборатория
4 лаборатория
5 лаборатория
Источник № 1: Учебник. Ч. 2. А.А. Плешаков, стр. 60 – 61. Для верного выбора
правил гигиены органов чувств, можете обратиться к учебнику с. 62.
Источник № 2: дополнительная информация. ( В приложении).
6. Работа в группах. Учитель выполняет роль консультанта.
7.Выступления групп. Итоги подводятся после выступления каждой группы.
8. Обобщение полученных знаний. Для того, чтобы проверить, насколько хорошо
вы поняли тему исследования, я предлагаю вам выполнить тест.
9. Подведение итогов. Оценивание.
Вот и подошло к концу наше исследование.
Выполнили ли мы цели, поставленные в лаборатории?
Что вам понравилось больше всего?
На столах у вас лежат круги красного, жёлтого и зелёного цветов. Оцените
работу своей группы. Если у вас всё получилось, и вам понравилась работа группы,
5 покажите круг зелёного цвета. Если, группа недовольна своей работой на уроке,
покажите круг красного цвета. А если мнение членов группы разделилось, то
покажите круг жёлтого цвета.
10. Рефлексия.
Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с
собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает
во всём в чужих краях.
Встаньте ребята своими лабораториями в круг, закройте глаза и протяните в центр
руки. Я вам каждому подарю волшебное зёрнышко доброты. Мысленно посадите
его в своём сердце. Пусть оно с каждым днём прорастает всё больше. Люди всегда
бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с
вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас
богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.
6
Разработка сценария урока по окружающему миру в 3 классе на тему "Почва. Состав и значение почвы"
Разработка сценария урока по окружающему миру в 3 классе на тему "Почва. Состав и значение почвы"
Разработка сценария урока по окружающему миру в 3 классе на тему "Почва. Состав и значение почвы"
Разработка сценария урока по окружающему миру в 3 классе на тему "Почва. Состав и значение почвы"
Разработка сценария урока по окружающему миру в 3 классе на тему "Почва. Состав и значение почвы"
Разработка сценария урока по окружающему миру в 3 классе на тему "Почва. Состав и значение почвы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.