Разработка сценария урока по окружающему миру в 3 классе на тему "Почва. Состав и значение почвы"
Оценка 4.8

Разработка сценария урока по окружающему миру в 3 классе на тему "Почва. Состав и значение почвы"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
окружающий мир
3 кл
08.05.2018
Разработка сценария урока по окружающему миру в 3 классе на тему "Почва. Состав и значение почвы"
МОЙ УРОК - готовый.docx
Тема урока: Почва. Состав и значение почвы. Цель урока: сформировать представление о почве и ее образовании, о составе и  значении в природе и для жизни человека;  Предметные: знать, что такое почва и ее состав, значение для природы и жизни  человека,  уметь проводить несложные опыты, используя простейшее  лабораторное оборудование, уметь передавать содержание в сжатом виде. Формирование УУД на уроке: Личностные УУД:  формировать мотивации к учению и целенаправленной  познавательной деятельности; самооценка на основе критериев успешной учебной  деятельности; прививать навыки природоохранной деятельности и бережного  обращения с почвой как объектом  живой/неживой  природы. Регулятивные УУД: ставить  учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно; выбирать действия в соответствии с поставленной  задачей и условиями  ее  реализации; прогнозировать     результат и уровень   усвоения   знаний;  оценивать   результат   учебной   деятельности;   вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации в учебной  литературе; осознанное и произвольное  построение речевого высказывания в  устной форме; выбор наиболее эффективного способа нахождения необходимой  информации;  смысловое чтение, определение основной и второстепенной  информации; Коммуникативные   УУД:   формирование   умения   работать   в   группах, распределять  роли и функции совместной деятельности; выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле; слушать, принимать  чужую точку зрения,  отстаивать   свою;   ставить   вопросы,  обращаться   за   помощью   к   учителю, формулировать   свои   затруднения;   осуществлять   взаимный   контроль; формулировать   высказывания,     мнение;  согласовывать   позиции   с   партнером; адекватно использовать речевые средства для предоставления результата. Ход урока. 1. Организационный момент.  Чтоб окружающий мир изучать, Нужно уметь наблюдать, Признаки предметов любых выделять, Их общие и различные свойства отмечать.  Сегодня мы продолжим постигать тайны окружающего мира. Работать вы будите в 1 лабораториях, где вам нужно выбрать хранителя времени (следит за временем выполнения   задания),   организатора   (следит   за   работой   группы,   фиксирует оценки в оценочный лист) и докладчика (выступающий), исследователя тайн (помощник   докладчика),  информатик  (работает   на   ноутбуке).  Результаты работы   своей   группы   в   лаборатории   вы   будете   фиксировать   в  Дневнике достижения   Лаборатории.   А   также   у   каждого   работника   есть   индивидуальный оценочный лист. Итак, приступаем. 2. Самоопределение к деятельности. Послушайте рассказ: Есть на земле чудесная кладовая. Положите в нее весной мешок   зерна,   а   осенью   смотришь:   вместо   одного   мешка   в   кладовой   ­20.Ведро картошки превращается в чудесной кладовой в10 ведер. Горстка семян делается грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. ­Кто догадался, о какой чудесной кладовой идёт речь? ­ Значит, что мы будем исследовать в наших лабораториях? ­ Действительно, тема урока ­ "Почва" (на доску вывешивается карточка "Почва") Научные сотрудники работают по плану. Я тоже предлагаю вам составить план  работы. ­ Что бы вы хотели узнать о почве? (Выслушав вас,  мы запишем следующий план) Цели работы:             Узнать, что такое почва. 1. Выявить главное свойство почвы. 2. Изучить состав почвы 3. Открыть интересные факты о почве. 3. Постановка проблемы.  – Давайте отправимся в далёкое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше  Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами.  – В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы.  – Это объекты какой природы? (неживой природы) – Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря  лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала  появляться почва.  – Лишайники и бактерии – это объекты, какой природы? – Сделайте вывод:  – Значит, мы узнали, что в образовании почвы участвуют объекты живой и неживой природы.  – Но что такое почва? Из чего она состоит? ­ В течение 2­ух минут в лабораториях на слайде вы должны составить  определение «почвы», выбрав  необходимые  слова. (Верхний плодородный слой  земли, на котором растут растения.) 2 Чем отличается почва от горной породы? (Только почва обладает плодородием.) – Из каких слов оно состоит? – Плодородие – это способность почвы «рождать плоды», производить богатую  растительность, давать обильный урожай. Это главное свойство почвы. – Почему же почва плодородна?  (Наверное, в ней содержится как раз то, что необходимо растениям для  жизни.) Оцените работу своей группы в листах самооценки. стакан, вода, комок почвы. ­ Давайте теперь выясним, что входит в состав почвы?  Можем ли мы определить  это, просто внимательно рассмотрев почву. Нет. Для того чтобы узнать, что входит в состав почвы, необходимо  проделать опыты. 4. Практическая работа В течение 6 минут каждая лаборатория должна провести опыт по инструкции  и  совместно сделать вывод. Лаборатория 1. Оборудование:    Ход опыта Положи в стакан с водой комок почвы. Напиши наблюдения: на комочке   появились __________________. Это значит, что в почве есть ______________. Вывод: в почве есть воздух. Лаборатория 2. Оборудование:   Пересыпьте в стакан с водой почву, перемешайте и оставьте отстояться. Что   вы   видите   на   поверхности   воды?   __________(на   поверхности   плавают остатки растений) Подумайте, из чего образовался осадок? __________ (песок, глина) Как вы считаете, откуда в почве песок и глина? (результат разрушения горных пород) Вывод: в почве есть песок, глина. – Песок – хороший разрыхлитель, он обеспечивает доступ воздуха к корням. – Глина хорошо удерживает воду, Лаборатория 3.   Оборудование:  салфетка  почва Ход опыта комок почвы стакан с водой 3 Возьмем салфетку, насыплем на нее немного почвы и прижмем ее плотно другой салфеткой. Что вы наблюдаете? Вторая салфетка стала ___________.  Это значит, что в почве есть ______________. Вывод: в почве есть вода. Лаборатория  4  Оборудование:  • •  предметное стекло с солевым налётом; текст для анализа; Взяли   несколько   капель   воды   из   стакана,   в   котором   долго   находилась   почва. Поместили их на стекло. Подержали стекло над огнем.  Подумайте, что вы видите на стекле? На стекле _______ (соли), которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Вывод:   соли   ­   это   питательные   вещества,   которые   необходимы растениям для развития и роста. Опыт 5.  Проводит учитель. Нагреваю почву.  Что вы видите и чувствуете? (над почвой появился   дым, в классе неприятный запах).   Из­за   чего   это   происходит?   Сделайте   вывод.  В  почве   перегорают   остатки растений.   Называются   они   так:   перегной   или   гумус.   От   слова   «гнить», «перегнивать».  Перегной черного цвета. Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя. В одной почве его больше. И почва, поэтому темная, почти черного цвета. В другой меньше. Эта почва светлее. Поэтому­то и бывают почвы разного цвета: серые, светло­серые, темно­серые, черные и даже красные. И называются почвы   по­разному:   черноземная,   красноземная,   сероземная,   желтоземная. Вывод: в почве содержится перегной (гумус) – настоящая кладовая питательных веществ. Лаборатория 5.По рассказу установите круговорот веществ.  На схему  приклейте необходимые слова. Главная часть  почвы  –  перегной. Из  него  под действием   микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их останки попадают в почву и под действием микробов, то есть   очень   маленьких   живых   существ,   разрушаются   растительные   и   животные останки, превращая их в перегной.  Учёные установили, что на одном квадратном метре почвы находится 50 кг микробов. А потом из перегноя снова образуются соли.   Вот   так   вещества   «путешествуют»   как   бы   по   кругу.   Учёные   говорят: происходит круговорот веществ в природе. – Какой вывод сделаем?  –   Что   входит   в   состав   почвы? (В   состав   почвы   входят   микробы).  Обобщение:  в состав почвы входят воздух, песок и глина, вода, соли, перегной (гумус), микробы. 4 ­ Оцените работу группы, удалось ли вам самостоятельно изучить состав почвы. 5. Физминутка.  Чтобы   набраться   сил   перед   открытием   новых   знаний,  давайте немного отдохнём. 6.  Открытие детьми нового знания.  ­ Послушайте стихотворение. Сказала лопата: Земля ­ чтобы рыть. Ботинки сказали: Земля ­ чтоб ходить. А люди сказали: Земля ­ чтобы жить. ­ Как вы понимаете, о чём говорится в стихотворении? ­ Каждая группа получит задание, которое вы будете выполнять в течение 8 мин. ­ Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам.  ­   Оценивать   работу   группы   мы   будем   по   5­ти   бальной   шкале.   После   каждого выступления   вы   обсудите,     и   выставите   в   таблицу   баллы   по   каждой   группе. Суммировав баллы, получаем итоговый балл, который будет переведен в оценку. Причем отметка выставляется по следующей схеме: группа,  набравшая от 15 до 14 баллов получают «5», 13­ 11 баллов­ «4», Всем вы будете озвучивать только итоговую отметку.  Критерии оценивания Слаженность работы группы доказать ответ Правильность Отметка ответа Умение Итого                                    1 лаборатория 2 лаборатория 3 лаборатория 4 лаборатория 5 лаборатория Источник № 1: Учебник. Ч. 2. А.А. Плешаков, стр. 60 – 61. Для верного выбора правил гигиены органов чувств, можете обратиться к учебнику  с. 62. Источник № 2:  дополнительная информация. ( В приложении). 6.  Работа в группах.  Учитель выполняет  роль консультанта. 7.Выступления групп.  Итоги подводятся после выступления каждой группы.  8. Обобщение полученных знаний. Для того, чтобы проверить, насколько хорошо вы поняли тему исследования, я предлагаю вам выполнить тест. 9. Подведение итогов. Оценивание.  ­  Вот и подошло к концу наше исследование.  ­ Выполнили ли мы цели, поставленные в лаборатории?    ­ Что вам понравилось больше всего? ­   На   столах   у   вас   лежат   круги   красного,   жёлтого   и   зелёного   цветов.   Оцените работу своей группы. Если у вас всё получилось, и вам понравилась работа группы, 5 покажите круг зелёного цвета. Если, группа  недовольна своей работой на уроке, покажите   круг   красного   цвета.   А   если   мнение   членов   группы   разделилось,   то покажите круг жёлтого цвета. 10. Рефлексия. ­ Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях.  Встаньте ребята своими лабораториями в круг, закройте глаза и протяните в центр руки. Я вам каждому подарю волшебное зёрнышко доброты. Мысленно посадите его в своём сердце. Пусть оно с каждым днём прорастает всё больше. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами   любить,   ценить   землю,   заботиться   о   ней.   Тогда   она   будет   радовать   нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями. 6

Разработка сценария урока по окружающему миру в 3 классе на тему "Почва. Состав и значение почвы"

Разработка сценария урока по окружающему миру в 3 классе на тему "Почва. Состав и значение почвы"

Разработка сценария урока по окружающему миру в 3 классе на тему "Почва. Состав и значение почвы"

Разработка сценария урока по окружающему миру в 3 классе на тему "Почва. Состав и значение почвы"

Разработка сценария урока по окружающему миру в 3 классе на тему "Почва. Состав и значение почвы"

Разработка сценария урока по окружающему миру в 3 классе на тему "Почва. Состав и значение почвы"

Разработка сценария урока по окружающему миру в 3 классе на тему "Почва. Состав и значение почвы"

Разработка сценария урока по окружающему миру в 3 классе на тему "Почва. Состав и значение почвы"

Разработка сценария урока по окружающему миру в 3 классе на тему "Почва. Состав и значение почвы"

Разработка сценария урока по окружающему миру в 3 классе на тему "Почва. Состав и значение почвы"

Разработка сценария урока по окружающему миру в 3 классе на тему "Почва. Состав и значение почвы"

Разработка сценария урока по окружающему миру в 3 классе на тему "Почва. Состав и значение почвы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2018