Разработка тезисов доклада тема: « Психолого - педагогическое сопровождение формирования культуры труда детей в современной ДОО и семье»
Оценка 4.9

Разработка тезисов доклада тема: « Психолого - педагогическое сопровождение формирования культуры труда детей в современной ДОО и семье»

Оценка 4.9
Научные работы
docx
администрации
Детсад
07.05.2017
Разработка тезисов доклада тема: « Психолого - педагогическое сопровождение формирования  культуры труда детей в современной ДОО  и семье»
Актуальность темы исследования. Рассматривая дошкольный возраст как базовую ступень формирования личностных качеств, концепция непрерывного образования определяет сущность нового подхода к дошкольному воспитанию, основанному на принципах вариативного содержания, педагогики развития, познания дошкольником мира через интересующие его виды деятельности. Разработан механизм, регулирующий качество дошкольного воспитания, государственный стандарт - критерии оценки деятельности дошкольных учреждений; концептуальные основы дошкольного образования. При этом в концепции обращается внимание на развитие личностных качеств, необходимых для дальнейшего становления личности: любознательность, инициативность, коммуникативность, творческое воображение, произвольность. Огромную роль в становлении личности играет трудовое воспитание детей дошкольного возраста. Ряд показателей трудолюбия (осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении; готовность доводить начатое дело до конца; проявление эмоционально-положительного отношения к труду; адекватная оценка результатов деятельности; аккуратность, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда) наиболее успешно формируются в дошкольном и младшем школьном возрасте (Р.С. Буре, Г.Н. Година, М.В. Крулехт, В.И. Логинова, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Д.В. Сергеева и др.). Несформированность их на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно-познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности. [1,134] Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др. [2,141] Немаловажное значение имеют исследования Я.З. Неверович, Т.А. Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым. [3,22] В дошкольной педагогике выделены три способа приближения детей к труду взрослых: наблюдение за трудом, частичная помощь детей взрослым и организация совместной деятельности взрослых и детей (В.И. Глотова, Л.В. Загик, С.М. Котлярова, Г.Н. Лескова, Е.И. Радина, Д.В. Сергеева и другие). По мнению Е.И. Радиной, в совместном труде взрослый может выступить как образец для подражания не только своими умениями, но и отношением к работе. [4,251] Таким образом, ученые внесли значительный вклад в разработку проблемы выявления признаков и компонентов трудолюбия детей дошкольного возраста. Однако, проблема воспитания трудолюбия дошкольников как основного качества личности еще недостаточно разработана. Трудолюбие дошкольников органично связано с другими качествами личности. Так, интерес к деятельности взрослых, отношение между детьми и взрослыми, бережное отношение к продуктам труда есть не что иное, как гуманизм; осознанное выполнение своих обязанностей - ответственность; сотрудничество ребят, взрослых и детей - коллективизм; умение доводить дело до конца отражает степень сформированности старательности, настойчивости, целеустремленности. Следовательно, трудолюбие является качеством, которое отражает развитие личности в целом.
тезисы лена.docx
Разработка тезисов доклада тема: « Психолого ­ педагогическое сопровождение формирования  культуры труда детей в современной ДОО  и семье»         Актуальность темы исследования. Рассматривая дошкольный возраст как   базовую   ступень   формирования   личностных   качеств,   концепция непрерывного   образования   определяет   сущность   нового   подхода   к дошкольному   воспитанию,   основанному   на   принципах   вариативного содержания,   педагогики   развития,   познания   дошкольником   мира   через интересующие его виды деятельности. Разработан механизм, регулирующий качество   дошкольного   воспитания,   государственный   стандарт   ­   критерии оценки   деятельности   дошкольных   учреждений;   концептуальные   основы дошкольного образования. При этом в концепции обращается внимание на развитие   личностных   качеств,   необходимых   для   дальнейшего   становления   любознательность, личности:   коммуникативность, творческое   воображение,   произвольность.     Огромную   роль   в   становлении   инициативность, личности   играет   трудовое   воспитание   детей   дошкольного   возраста.     Ряд показателей трудолюбия (осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении;   готовность   доводить   начатое   дело   до   конца;   проявление эмоционально­положительного   отношения   к   труду;   адекватная   оценка результатов   деятельности;   бережное отношение к средствам и продуктам труда) наиболее успешно формируются в   старательность,   аккуратность, дошкольном   и   младшем   школьном   возрасте   (Р.С.   Буре,   Г.Н.   Година,   М.В. Крулехт, В.И. Логинова, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Д.В. Сергеева и др.). Несформированность   их   на   данном   возрастном   этапе   становится препятствием   в   учебно­познавательной   деятельности   и   последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности. [1,134]  Значение   труда   как   фактора   развития   личности   ребенка   нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др. [2,141] Немаловажное   значение   имеют   исследования   Я.З.   Неверович,   Т.А. Марковой,   показавшие,   что   основным   мотивом,   побуждающим   детей   к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым. [3,22]   В дошкольной педагогике выделены три способа приближения детей к труду взрослых:   наблюдение   за   трудом,   частичная   помощь   детей   взрослым   и организация совместной деятельности взрослых и детей (В.И. Глотова, Л.В. Загик, С.М. Котлярова, Г.Н. Лескова, Е.И. Радина, Д.В. Сергеева и другие). По мнению Е.И. Радиной, в совместном труде взрослый может выступить как образец   для   подражания   не   только   своими   умениями,  но   и   отношением   к работе. [4,251]   Таким   образом,   ученые   внесли   значительный   вклад   в   разработку проблемы   выявления   признаков   и   компонентов   трудолюбия   детей   проблема   воспитания   трудолюбия дошкольного   возраста. дошкольников   как   основного   качества   личности   еще   недостаточно   Однако, разработана. Трудолюбие   дошкольников   органично   связано   с   другими   качествами личности. Так, интерес к деятельности взрослых, отношение между детьми и взрослыми, бережное отношение к продуктам труда есть не что иное, как гуманизм;   осознанное   выполнение   своих   обязанностей   ­   ответственность; сотрудничество  ребят, взрослых  и детей ­ коллективизм;  умение  доводить дело   до   конца   отражает   степень   сформированности   старательности, настойчивости,   целеустремленности.   Следовательно,   трудолюбие   является качеством, которое отражает развитие личности в целом. Цель исследования: изучить особенности трудового воспитания детей в детском саду и семье. Объект   исследования:  дети   старшего   дошкольного   возраста Азгакаевского района, п.г.т. Актюбинский «Детский сад комбинированного вида №1 «Огонёк» Предмет исследования: особенности развития трудового воспитания  в детском саду и семье. Исходя из цели исследования, сформулированы следующие задачи: ∙   Рассмотреть   психологические   особенности   трудового   воспитания детей дошкольного возраста; ∙   Подобрать   диагностические   методы   для   изучения   трудового воспитания детей дошкольного возраста; ∙  Составить   рекомендации   для   развития   трудового   воспитания   детей дошкольного возраста; Методы   и   методики   исследования:  использовались   следующие методы исследования – наблюдение, анкетирование, тестирование.  Структура работы состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы в количестве 48 источников и приложений. Общий объем работы составляет 101 страницы. Глава I.  Проблема организации трудового воспитания в современном ДОО и семье 1.1. Значение трудового воспитания в развитии личности ребенка дошкольника. Существуют   объективные   проблемы,   затрудняющие   воспитание трудолюбия   у   дошкольников:   экономический   кризис,   усиливающий   распад семьи,   отток   детей   из   дошкольных   учреждений;   снижение   внимания   к формированию   трудолюбия   (в   сравнении   с   физическим,   умственным, эстетическим развитием личности) со стороны родителей и воспитателей.             Как   и   в   любом   другом   деле,   в   процессе   воспитания   есть   еще неиспользованные   резервы.   Над   их   вскрытием   работают   педагогические коллективы,   социологи.   Особая   роль   в   этом   отношении   принадлежит психологической   науке.   В   психологических   знаниях   в   обобщенном   виде отражены   уже   познанные   психологические   закономерности   обучения   и воспитания, формирования личности ребенка на различных возрастных этапах в условиях различных видов деятельности (игра, учение, труд), существенные связи в сфере педагогических и психологических явлений.             Организация   детского   труда   должна   учитывать   возрастные   и индивидуальные особенности детей и закономерности их развития. В процессе труда   осуществляется,   эстетическое   и   физическое   развитие.   Такую организацию   труда   призван   обеспечить   педагог.   От   него   требуется   быть примером,   изучать   сильные   и   слабые   стороны   своих   воспитанников, организовывать   деятельность   и   многое   другое.   Психологический   аспект деятельности   педагога   при   воспитании   средствами   труда   состоит   в воздействии личным примером, в управлении воздействия среды на личность, а также управление его трудовой деятельностью. [5,134]    Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре  основных вида детского  труда: самообслуживание, хозяйственно­бытовой труд, труд в природе и ручной труд.   Разнообразные   виды   труда   неодинаковы   по   своим   педагогическим возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе. Если, например,   самообслуживание   большее   воспитательное   значение   имеет   в младших группах – оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей   вооружает   навыками,   то   на   ступени   старшего   дошкольного возраста   этот   труд   не   требует   усилий,   для   детей   становится   привычным. Оценивая воспитательное значение самообслуживания, прежде всего, следует отметить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных   личных   потребностей   ребенка.   Ежедневное   выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду. Дети начинают понимать, что все имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными потребностями. Это помогает воспитывать отрицательное отношение к безделью и лени. Перед работниками ДОО стоит непростая, нелегкая задача – построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и   обеспечивала   сохранение   самоценности,   неповторимости   дошкольного периода детства. Каждое ДОО должно сегодня постоянно доказывать свою привлекательность и необходимость, занять индивидуальную нишу в общем образовательном пространстве. А это достигается в первую очередь высоким качеством воспитательно­образовательного процесса в конкретном детском саду. Однако,  известно,  что решение воспитательно­образовательных  задач, формирование   достаточного   уровня   знаний   и   умений   детей,   достижение государственного   стандарта   в   условиях   разновозрастной   группы малокомплектного   детского   сада   вызывает   у   воспитателя   значительные трудности. К тому же основная методическая литература по дошкольному воспитанию рассчитана на учреждения с одновозрастным составом детских групп. Формирование у детей дошкольного возраста навыков, необходимых в жизни,   связано   с   деятельностью,   в   значительной   мере   направленной   на удовлетворение   повседневных   личных   потребностей.   Трудовое   воспитание маленьких детей начинается с самообслуживания. Умывание, одевание и т.д. могут только условно рассматриваться в содержании трудового воспитания, однако   большое   воспитательное   значение   и   жизненная   необходимость навыков,   приобретаемых   детьми   в   процессе   самообслуживания,   выдвигают его как один из важных видов труда. Самообслуживание связано с простыми операциями, что облегчает выполнение действий по умыванию, одеванию. При   правильно   организованном   педагогическом   процессе   повседневность труда по самообслуживанию создает в сравнении со всеми другими видами труда   наиболее   благоприятные   условия   для   того,   чтобы   ребенок   активно усваивал нужные навыки, приобретал практический опыт самостоятельности в поведении. Это служит одной из причин использования данного вида труда в большей мере в младших группах детского сада. Если   дети   выполняют   элементарные   трудовые   обязанности   по самообслуживанию,   они   чувствуют   себя   равноправными   членами   детского общества   и   семейного   коллектива   и   осознают   себя   как   часть   этого коллектива. Именно через самообслуживание ребенок впервые устанавливает известные отношения с окружающими людьми, осознает свои обязанности по отношению   к   ним.   Через   него   ребенок   узнает   цену   заботам   о   себе   и. приобретает умение действенно заботиться о своих близких и родственниках. Поэтому труд по самообслуживанию дополняет в известной мере внутреннюю культуру   ребенка:   ребенок   стремится   быть   полезным,   не   обременять окружающих, помогает им обходиться своими силами в большом и малом. Самообслуживание ­ это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в костюме,   готовность   сделать   для   этого   все   необходимое   и   сделать   без требований   извне,   из   внутренней   потребности,   соблюдать   гигиенические правила. Понятно, что такого отношения детей к труду по самообслуживанию можно добиться лишь путем кропотливой систематической работы детского сада и семьи. В самообслуживании перед ребенком всегда ставится конкретная цель, достижение   которой   понятно   ребенку   и   жизненно   необходимо   для   него. Результат, которого он достигает в самообслуживании, нагляден и открывает ему известные перспективы дальнейшей деятельности: оделся ­ можно идти на прогулку,   убрал  игрушки  ­   можно   садиться   заниматься.  Обслуживая   себя, ребенок проявляет определенные физические и умственные усилии; они тем заметнее выступают в деятельности ребенка, чем он младше и чем менее он владеет навыками самостоятельного одевания, умывания, еды. Для ребенка 3 лет каждый из этих процессов привлекателен, так как дает   возможность   проявить   самостоятельность,   удовлетворяет   его потребность в деятельности и выступает как задача, которую надо решить самому: надеть ботинки, зашнуровать их правильно, застегнуть пуговицы на пальто,   пристегнуть   резинку.   Выполняя   эти   действия,   ребенок   напрягает усилие воли, все его внимание поглощено этим процессом. Для   трудовой   деятельности   детей   младшего   дошкольного   возраста характерен интерес к самому процессу действий. Например, ребенок, полив растения, начинает поливать их снова; разложив для каждого ложки на столе, начинает раскладывать по второй. При недостаточном руководстве трудовой деятельностью детей она долго продолжает оставаться на уровне действий, которые интересны малышу сами по себе. Под влиянием воспитателя у детей постепенно   развивается   способность   ставить   цель,   заранее   планировать   и организовывать   свою   деятельность   (приготовить   все,   что   понадобится, определить   последовательность   действий),   доводить   дело   до   получения результата. В   процессе   труда   дети   практически   познают   свойства   окружающих вещей,   наблюдают   за   ростом   и   изменениями   растений,   рассматривают животных,   знакомясь   с   условиями   их   обитания,   и   т.   д.   Они   сравнивают, сопоставляют,   стремятся   самостоятельно   найти   ответ   на   бесконечные "почему".   У   них   развиваются   любознательность,   познавательные   интересы. Труд становится важным средством умственного развития детей. [6,126]   Труд   закаляет   детей   физически,   так   как   многие   его   виды   они выполняют на воздухе (вскопать грядку, принести воду, разгрести снег и т. п.).   Дети   становятся   способными   к   напряжению   сил,   преодолению трудностей. Особое   значение   трудовая   деятельность   имеет   для   формирования нравственных   качеств.   Выполняя   несложные   обязанности,   связанные   с накрыванием на стол, помогая готовить все необходимое к занятиям, дети учатся   быть   полезными   и   для   других.   Это   формирует   у   них   готовность приходить   на   помощь   тому,   кто   в   ней   нуждается,   охотно   выполнять посильные   трудовые   поручения,   формирует   ответственное   отношение   к порученному делу, старательность и исполнительность. Дошкольная   педагогика   выделяет   следующие   основные   задачи трудового воспитания детей: ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения   к   нему;   обучение   простейшим   трудовым   умениям   и   навыкам; воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности; воспитание общественно­направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для   коллектива.   В   детском   саду,   в   семье,   доступном   ему   общественном окружении — всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты:   машин. сам   процесс   трудовых   действий, Последовательное   ознакомление   детей   с   трудом   взрослых   в   ближайшем   движение   механизмов, окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет формировать у них   представление   о   сути   и   значении   трудовых   действий,   разъяснять   на конкретных   примерах   отношение   взрослых   к   труду,   его   общественную значимость.   Воспитатель   рассказывает   детям,   каким   должен   быть трудолюбивый человек (он трудится старательно, доводит работу до конца), что   значит   хорошо   трудиться,   заботиться   об   окружающих,   читает   им произведения   о   труде,   в   которых   ярко,   эмоционально   раскрывается   его значение и красота. Формируя у детей уважение к трудящемуся человеку, желание   быть   похожим   на   него,   педагог   воспитывает   у   них   бережное отношение к результатам труда. Знания   дошкольников   о   труде   взрослых   должны   оказать   большое влияние на формирование у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не сочетается с трудом самих детей. Непосредственно в труде дети ощущают трудовое напряжение и познают его необходимость для получения результата, начинают осознавать, что трудолюбие включает в себя волевое усилие, умение выполнять порученное дело до конца, те отступая перед трудностями. "Программа воспитания в детском саду" раскрывает объем трудовых навыков   и   умений,   которыми   должны   овладеть   дети   каждой   возрастной группы. Так, например, формируя у младших дошкольников навыки и умения хозяйственно­бытового   труда,   воспитатель   учит   их   протирать   игрушки влажной   тряпкой,   полоскать   белье   и   т.   п.   В   средней   группе   дети прополаскивают   и   отжимают   тряпочку,   которой   протираются   игрушки, намыливают   кукольное   белье,   стирают   его.   Старшие   дошкольники   моют игрушки   губкой   с   мылом,   стирают   мелкие   вещи,   готовят   необходимое оборудование для занятий, труда, игры, приводят его затем в порядок. 1.2. Задачи и условия для трудового воспитания в ДОО Хозяйственно­бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой   деятельности   и   не   столь   заметны.   Этот   труд   направлен   ни поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при   организации   режимных   процессов.   Дети   научаются   замечать   любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе   устранять   его.   Хозяйственно­бытовой   труд   направлен   на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для   воспитания   заботливого   отношения   к   сверстникам.   В   младшем дошкольном   возрасте   воспитатель   формирует   у   детей   элементарные хозяйственно­бытовые   навыки:   помогать   накрывать   на   стол,   приводить   в порядок игрушки после игры и мыть их, собирать листья на участке, сметать снег   со   скамеек   и   т.   д.   Он   обязательно   оценивает   нравственную   сторону трудового   участия   детей:   "Айзиля   и   Ринат     хорошо   помогли   нашей   няне, какие молодцы!", "Вера — заботливая девочка, аккуратная, как старательно она убирала игрушки!" Такие оценки вызывают у детей желание подражать сверстникам, способствуют формированию представлений о том, как следует поступать в подобных случаях. В средней группе содержание хозяйственно­бытового труда значительно расширяется: дети полностью сервируют стол, готовят все необходимое для занятий, стирают кукольное белье, протирают стеллажи от пыли, подметают дорожки на участке и т. д. Используя   их   возросшие   возможности   и   учитывая   сформированные навыки, педагог приучает детей к тому, что в труде необходимо приложить усилие, развивает самостоятельность, активностей инициативу в выполнении порученных дел. В старших группах детского сада хозяйственно­бытовой труд еще более обогащается   по   содержанию,   становится   систематическим,   во   многом переходя в постоянные обязанности дежурных. Дети поддерживают чистоту в комнате   и   на   участке,   ремонтируют   игрушки,   книги,   оказывают   помощь малышам. Особенность хозяйственно­бытового труда старших дошкольников состоит в умении самостоятельно организовать его: подобрать необходимый инвентарь, удобно его разместить, привести всё в порядок после работы. В процессе   труда   дети   проявляют   старательность,   стремление   к   хорошему результату, доброжелательно относятся к сверстникам. [7,257]   Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое   значение   этот   вид   труда   имеет   для   развития   наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он   помогает   педагогу   решать   задачи   физического   развития   детей, совершенствования   движений, способности к физическому усилию.   повышения   выносливости,   развития В   младших   группах   дети   с   помощью   взрослых   поливают   и   моют комнатные   растения,   сажают   луковицы,   сеют   крупные   семена,   принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц. Руководя   трудом   малышей,   воспитатель   называет   растения,   их   части, производимые   в   труде   действия;   это   расширяет   детский   словарь, активизирует его. Дети рассматривают растения ("Покажи, где листочки маленькие, а где большие", "Понюхай цветок", "Посчитай, сколько распустилось цветков" и т. п.). Педагог разъясняет необходимость ухода за растениями и животными. В средней группе труд усложняется. Дети сами поливают растения, учатся определять потребность во влаге, выращивают овощи (сеют семена, поливают грядки, собирают урожай). Педагог разъясняет, какой корм нужен тому или иному животному, как он называется и как его хранить. Процесс ухода за животными   тесно   связывается   с   наблюдениями   за   ними.   Дети   начинают осознавать зависимость роста и развития растений, поведения животных от качества ухода, свою ответственность за них. Растет заботливость, внимание к обитателям живого уголка, которые становятся любимцами детей. Для   старшей   группы   в   уголке   природы   помещаются   растения   и животные,   требующие   более   сложных   приемов   ухода,   в   огороде высаживаются   различные   виды   овощей   с   разным   сроком   вегетации,   что позволяет сделать труд более систематическим. Увеличивается   и   объем   детского   труда.   Дошкольники   опрыскивают растения  из  пульверизатора,  сметают щеточкой  пыль с  ворсистых  листьев, рыхлят   землю.   С   помощью   воспитателя   дети   подкармливают   растения, перезаряжают   аквариум,   вскапывают   землю   на   огороде   и   в   цветнике, высаживают   рассаду,   собирают   семена   дикорастущих   растений   (для подкормки зимующих птиц). В процессе труда педагог учит детей наблюдать за   ростом   и   развитием   растений,   отмечать   происходящие   изменения, различать   растения   по   характерным   признакам,   листьям,   семенам.   Это расширяет их представления о жизни растений и животных, вызывает живой интерес к ним. В подготовительной  группе в процессе труда в природе дети учатся   обнаруживать устанавливать   связи   между   отдельными   явлениями, закономерности.   Формируются   начала   материалистического   понимания природных   явлений.   Расширяются   сведения   о   растениях   и   животных,   о приемах   ухода   за   обитателями   живого   уголка.   Повышается самостоятельность детей в трудовых делах: они без напоминания определяют необходимость полива и рыхления почвы, пересадки растений, посева семян на   огороде,   в   цветнике,   а   зимой   —   в   уголке   природы,   где   постоянно выращиваются   лук   и   другая   зелень.   Дети   узнают   приемы   размножения растений   путем   черенкования,   выращивания   рассады   с   последующей пересадкой   в   грунт.   Продолжается   уход   за   животными   в   уголке   природы (птицами, белкой, кроликами, голубями, лягушкой, ящерицей и т. д.). У   детей   повышается   ответственность   за   состояние   живого   уголка, огорода и цветника. Сбор урожая, цветов доставляет им большую радость. Они   дарят   цветы   родителям,   угощают   малышей   выращенными   овощами, готовят овощи для винегрета (моют их, чистят, относят на кухню), украшают цветами групповую комнату. Ручной труд — изготовление предметов из разнообразных материалов: картона,   бумаги,   дерева,   природного   материала   (шишек,  желудей,   соломы, коры,   кукурузных   початков,   косточек   персика),   бросового   материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т, п. — осуществляется   в   старших   группах   детского   сада.   Дети   изготавливают необходимые   им   игрушки,  атрибуты   для   игр:   лодочки,  машины,  корзинки, домики, мебель, животных. Такие поделки могут стать приятным подарком родным,   друзьям.   Это   имеет   немаловажное   значение   в   нравственном воспитании,   приучая   детей   оказывать   внимание   окружающим,   потрудиться ради того, чтобы доставить им удовольствие. Ручной труд развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию, выдумку. Так, чтобы смастерить забавного сказочного человечка из природного   материала,   ребенок   подбирает   крупный   желудь   для   туловища, чашечку   от   него   для   юбочки   или   шапочки,   раскалывает   желудь   пополам, чтобы сделать ботинки, и т. д. Дошкольники с интересом приглядываются к   соответствующую природному   материалу,   чтобы   выбрать   форму, задуманному предмету: из семян клена делают крылышки стрекозы, из шишки — лесовика и пр. В процессе работы они знакомятся со свойствами различных материалов,   способами   их   обработки   и   соединения,   учатся   пользоваться различными   инструментами.   Изготовление   задуманных   предметов   всегда сопряжено с приложением сил. Ребенку необходимо проявить настойчивость, терпение, аккуратность, чтобы предмет получился прочным, имел опрятный, нарядный вид. Все   это   оказывает   большое   воспитательное   влияние   на   детей, формирует их эстетические чувства и нравственно­волевые качества. Контроль и оценка педагогом работы детей повышает у них чувство ответственности за порученное дело, желание выполнить его хорошо. Надо всегда отмечать проявление ребенком старательности, умения работать без отвлечений,   желания   довести   дело   до   конца.   Давая   оценку   работы дошкольников,   следует   учитывать   их   силы   и   возможности.   Так,   одобряя малыша, воспитатель поощряет всякую его попытку принять участие в труде, снисходительно   относится   к   возможной   оплошности,   медлительности,   к низкому   качеству   результата.   С   ростом   умений   детей   возрастают   и требования,  поэтому,  оценивая  работу старшего  дошкольника, воспитатель подчеркивает   его   умение   действовать   в   хорошем   темпе,   ловко,   уверенно, поддерживает инициативу, смекалку, организационные навыки. Группа   детского   сада   обеспечивается   оборудованием   и   материалами для   организации   труда   детей.   Так,   для   хозяйственно­бытового   труда необходимы фартучки, щетки, тазики, подносы; для труда в природе ­ лопаты, грабли,   лейки;   в   ручном   труде   дети   используют   пилы,   молотки   и   другое оборудование.   Необходимо   наличие   и   различных   материалов:   семян   для посевов и посадок, корма для птиц и рыб, шишек, желудей, брусков дерева и т.  д.  Все   оборудование   должно   быть   в  достаточном   количестве,  хорошего качества   и   соответствовать   возрасту   детей,   иметь   привлекательный   вид: яркий   цвет   леек,   приятная   форма   коробок   для   хранения   природного материала, нарядные фартучки и др. ­ все это радует детей, способствует формированию культуры труда, вызывает эстетическое удовольствие. Оборудование в групповой комнате и на участке размещается таким образом, чтобы им было удобно пользоваться. Так, целесообразно объединять оборудование по видам труда: в природном уголке ­ лейки, пульверизаторы, корм для животных; в месте, отведенном для ручного труда,­ пилы, молотки; принадлежности   для   хозяйственно­бытового   труда   ­   щеточки   и   совки   для уборки   мусора   можно   разместить   на   специальных   полках   в   умывальной комнате, а для дежурных по столовой ­ ближе к буфетной и пр. Труд   всегда   связан   с   затратой   физических   сил,   требует   напряжения внимания,   поэтому   необходимо   дозировать   его,   учитывая   физические возможности   и   психологические   особенности   детей   данного   возраста.   Под дозировкой   труда   имеется   в   виду   его   длительность,   объем,   сложность, определение   физических   нагрузок,   вызывающих   утомление.   Дети   3­4   лет могут выполнять работу в течение 10­15 мин., 6­7 лет – 20­30 мин. Наиболее трудоемкие виды труда ­ сгребание снега, вскапывание земли ­ требуют особо тщательного   контроля   над   состоянием   дошкольников.   Наблюдая   за   ними, воспитатель обращает внимание на появление внешних признаков утомления: учащенное дыхание, частые остановки, покраснение лица, потливость. В таких случаях он переключает ребенка на другую деятельность. Для того чтобы не допустить   перегрузки,   можно   рекомендовать   смену   действий   через   10­15 мин.:   одни   ­   вскапывают   землю,   другие   ­   рыхлят   ее   граблями   или   одни сгребают снег, другие грузят его в санки и отвозят в отведенное для будущего строительства место. Заботясь   о   создании   гигиенических   условий   для   труда,   воспитатель предупреждает возможность его отрицательного влияния на здоровье детей. Так,   работа,   требующая   напряжения   зрения,   должна   проходить   при достаточном освещении. Педагог наблюдает за тем, чтобы дети не работали длительное   время   в   одной   позе.   Следует   обеспечить   регулярное проветривание помещения.  Труд   становится   средством   воспитания   тогда,   когда   он   носит систематический   характер   и   в   нем   участвуют   все   дети.   Каждый   ребенок должен   достаточно   часто   выполнять   разные   поручения,   быть   дежурным, принимать участие в коллективном труде. Поэтому необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать и оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников. 1.3. Работа с семьёй по трудовому воспитанию детей Трудовое   воспитание   детей   осуществляется   успешно   только   при условии   совместной   работы   детского   сада   и   семьи.   На   родительских собраниях, в беседах, при индивидуальных встречах с родителями педагог рассказывает   о   требованиях   программы   воспитания   в   детском   саду   к трудовому воспитанию детей, о той работе, которая проводится в этой связи в дошкольном учреждении. Он даёт родителям конкретные рекомендации и советы   о   том,  каким   должно   быть   содержание   труда   детей   дома,   как   его организовать и методически правильно им руководить: прежде чем требовать от ребёнка качественного выполнения работы, следует показать и объяснить, что и как он должен делать; не наказывать трудом; поощрять за старание; не перегружать,   создавать   нормальные   условия   для   труда   (подобрать оборудование,   позаботиться   об   удобном   месте   для   труда,   найти   занятие, которое   бы   включало   ребёнка   в   помощь   другим   членам   семьи).       Важно добиться того, чтобы родители поняли необходимость совместной с детским садом работы по трудовому воспитанию детей, поддерживали и продолжали её дома. Воспитатель рекомендует родителям придерживаться тех   же   требований   при   организации   труда   детей,   что   и   в   дошкольном учреждении.   Учитывая   возраст   и   возможности   ребёнка,   приучать   его   к самообслуживанию, не делать за него то, что он должен и может сделать сам. Педагог   раскрывает   полезность   включения   ребёнка   в   труд   взрослых   (при уборке помещения, уходе за растениями и животными, приготовления пищи и т.д.), разъясняет, что старший дошкольник должен выполнить определённые постоянные обязанности: накрывать на стол, поливать растения, помогать в уходе за младшими братьями и сёстрами, приводить в порядок свои игрушки, приносить   газеты   из   почтового   ящика,   открывать   дверь,   подходить   к телефону   и   т.д.   Педагог   убеждает   родителей   в   том,   что   труд   по самообслуживанию имеет большое воспитательное значение, и объясняет им методы   формирования   необходимых   навыков,   умений   и   привычек.   Он рекомендует   давать   детям   разнообразные   поручения:   отнести   на   кухню посуду   после   обеда,   подать   нужный   предмет,   постирать   мелкие   вещи, поиграть   с   младшим   братишкой,   пока   мама   приготовит   ужин,   сходить   за хлебом   (если   булочная   находится   неподалёку)   и   т.д. Выводы по I главе: Определяя содержание и последовательность обучения детей трудовым умениям,   воспитатель   должен   учитывать   особенности   их   возраста, доступность предлагаемого содержания труда, его воспитательную ценность, а   также   санитарно­гигиенические   требования   к   его   организации.   По   мере роста   и   развития   детей   усложняются   требования   к   качеству   их   трудовой деятельности, уровню ее самоорганизации, увеличивается объем и ускоряется темп выполняемой работы. Необходимо помнить о том, что труд должен приносить детям радость: от  достигнутых  результатов, от  своей   полезности  другим. В  детском  саду решается   задача   формирования   у   детей   умения   трудиться   в   коллективе. Происходит это постепенно, путем объединения  детей в процессе труда в небольшие   группы   с   общим   заданием   (если   у   них   уже   есть   опыт   работы вдвоем   ­   втроем,   то   общее   задание   может   выполнять   группа   из   6—7 участников).   В   процессе   такого   труда   воспитатель   формирует   у   детей представления   об   общей   ответственности   за   порученное   дело,   умение самостоятельно   и   согласованно   действовать,   распределять   между   собой работу, приходя на помощь друг другу и стремясь совместными усилиями достичь   результата.   Все   это   обогащает   их   опыт   взаимоотношений   в деятельности, придает им положительный характер. Воспитатель   использует   разные   формы   работы   с   родителями: фотовыставки, отражающие труд детей в детском саду, с краткими текстами, раскрывающими значения труда и методы руководства им; выставки детских поделок; стенды на темы «Трудовое воспитание надо начинать с первых лет жизни», «Труд – средство всестороннего развития», «Единство детского сада и семьи в трудовом воспитании дошкольника» и др. [8,35]     Для родителей подбирается также научно­популярная литература с краткими аннотациями, статьи   воспитателей   о   лучшем   опыте   трудового   воспитания   в   семьях.   Педагог   организует   для   родителей   показ   трудовой   деятельности   в дошкольном учреждении. Родители могут увидеть, каков уровень трудовых умений их ребёнка, каково его отношение к труду, познакомиться с приёмами руководства трудом детей. Список использованной литературы 1. Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей  старшего дошкольного возраста. ­ Новосибирск: ГЦРО, 2013­191с. 2. Бернс Р. Развитие Я­концепции и воспитание. ­ М.: Прогресс, 2014­139с. 3.   Божович   Л.И.   Личность   и   ее   формирование   в   детском   возрасте.   ­   М.: Просвещение, 2011­36с. 4. Божович Л.И. К развитию аффективно­потребностной сферы человека // Проблемы   общей,   возрастной   и   педагогической   психологии   /   Под   ред. В.В.Давыдова. ­ М.: Педагогика, 2014 ­ № 4. ­ С. 168­179. 5. Буре Р.С., Загик Л. В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде.­ 3­е изд., испр., доп.­ М., 2012­45с.

Разработка тезисов доклада тема: « Психолого - педагогическое сопровождение формирования культуры труда детей в современной ДОО и семье»

Разработка тезисов доклада тема: « Психолого - педагогическое сопровождение формирования  культуры труда детей в современной ДОО  и семье»

Разработка тезисов доклада тема: « Психолого - педагогическое сопровождение формирования культуры труда детей в современной ДОО и семье»

Разработка тезисов доклада тема: « Психолого - педагогическое сопровождение формирования  культуры труда детей в современной ДОО  и семье»

Разработка тезисов доклада тема: « Психолого - педагогическое сопровождение формирования культуры труда детей в современной ДОО и семье»

Разработка тезисов доклада тема: « Психолого - педагогическое сопровождение формирования  культуры труда детей в современной ДОО  и семье»

Разработка тезисов доклада тема: « Психолого - педагогическое сопровождение формирования культуры труда детей в современной ДОО и семье»

Разработка тезисов доклада тема: « Психолого - педагогическое сопровождение формирования  культуры труда детей в современной ДОО  и семье»

Разработка тезисов доклада тема: « Психолого - педагогическое сопровождение формирования культуры труда детей в современной ДОО и семье»

Разработка тезисов доклада тема: « Психолого - педагогическое сопровождение формирования  культуры труда детей в современной ДОО  и семье»

Разработка тезисов доклада тема: « Психолого - педагогическое сопровождение формирования культуры труда детей в современной ДОО и семье»

Разработка тезисов доклада тема: « Психолого - педагогическое сопровождение формирования  культуры труда детей в современной ДОО  и семье»

Разработка тезисов доклада тема: « Психолого - педагогическое сопровождение формирования культуры труда детей в современной ДОО и семье»

Разработка тезисов доклада тема: « Психолого - педагогическое сопровождение формирования  культуры труда детей в современной ДОО  и семье»

Разработка тезисов доклада тема: « Психолого - педагогическое сопровождение формирования культуры труда детей в современной ДОО и семье»

Разработка тезисов доклада тема: « Психолого - педагогическое сопровождение формирования  культуры труда детей в современной ДОО  и семье»

Разработка тезисов доклада тема: « Психолого - педагогическое сопровождение формирования культуры труда детей в современной ДОО и семье»

Разработка тезисов доклада тема: « Психолого - педагогическое сопровождение формирования  культуры труда детей в современной ДОО  и семье»

Разработка тезисов доклада тема: « Психолого - педагогическое сопровождение формирования культуры труда детей в современной ДОО и семье»

Разработка тезисов доклада тема: « Психолого - педагогическое сопровождение формирования  культуры труда детей в современной ДОО  и семье»

Разработка тезисов доклада тема: « Психолого - педагогическое сопровождение формирования культуры труда детей в современной ДОО и семье»

Разработка тезисов доклада тема: « Психолого - педагогическое сопровождение формирования  культуры труда детей в современной ДОО  и семье»

Разработка тезисов доклада тема: « Психолого - педагогическое сопровождение формирования культуры труда детей в современной ДОО и семье»

Разработка тезисов доклада тема: « Психолого - педагогическое сопровождение формирования  культуры труда детей в современной ДОО  и семье»

Разработка тезисов доклада тема: « Психолого - педагогическое сопровождение формирования культуры труда детей в современной ДОО и семье»

Разработка тезисов доклада тема: « Психолого - педагогическое сопровождение формирования  культуры труда детей в современной ДОО  и семье»

Разработка тезисов доклада тема: « Психолого - педагогическое сопровождение формирования культуры труда детей в современной ДОО и семье»

Разработка тезисов доклада тема: « Психолого - педагогическое сопровождение формирования  культуры труда детей в современной ДОО  и семье»

Разработка тезисов доклада тема: « Психолого - педагогическое сопровождение формирования культуры труда детей в современной ДОО и семье»

Разработка тезисов доклада тема: « Психолого - педагогическое сопровождение формирования  культуры труда детей в современной ДОО  и семье»

Разработка тезисов доклада тема: « Психолого - педагогическое сопровождение формирования культуры труда детей в современной ДОО и семье»

Разработка тезисов доклада тема: « Психолого - педагогическое сопровождение формирования  культуры труда детей в современной ДОО  и семье»

Разработка тезисов доклада тема: « Психолого - педагогическое сопровождение формирования культуры труда детей в современной ДОО и семье»

Разработка тезисов доклада тема: « Психолого - педагогическое сопровождение формирования  культуры труда детей в современной ДОО  и семье»

Разработка тезисов доклада тема: « Психолого - педагогическое сопровождение формирования культуры труда детей в современной ДОО и семье»

Разработка тезисов доклада тема: « Психолого - педагогическое сопровождение формирования  культуры труда детей в современной ДОО  и семье»

Разработка тезисов доклада тема: « Психолого - педагогическое сопровождение формирования культуры труда детей в современной ДОО и семье»

Разработка тезисов доклада тема: « Психолого - педагогическое сопровождение формирования  культуры труда детей в современной ДОО  и семье»

Разработка тезисов доклада тема: « Психолого - педагогическое сопровождение формирования культуры труда детей в современной ДОО и семье»

Разработка тезисов доклада тема: « Психолого - педагогическое сопровождение формирования  культуры труда детей в современной ДОО  и семье»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2017