«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»
Оценка 4.8

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа +6
doc
Междисциплинарный 5
Взрослым
27.01.2017
«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА  (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ  И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО  ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»
В настоящее время перед образованием стоит множество задач и важнейшая из них – подготовка подрастающего поколения к жизни в информационном обществе. В одном из докладов, представленных ЮНЕСКО Международной комиссией по образованию для 21 века, выделены 4 опорных направления будущего образования: учиться быть, учиться знать, учиться делать и учиться жить вместе. В этом случае учение рассматривается как приобретение опыта. Реализация всех четырёх направлений может протекать не только в учебных заведениях, но и за их пределами: всю жизнь. Каждый выпускник школы дол-жен быть готов к тому, что ему всю жизнь придётся учиться: изучать новую технику, новые технологии работы, повышать свою квалификацию, получать дополнительное образование, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда.Текстовый документ, совместим с MS Office 2003
проект_Афельд.doc
Бюджетное общеобразовательное учреждение «Тарская средняя общеобразовательная школа № 5»  Тарского муниципального района Омской области ПРОЕКТ «РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА  (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ  И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО  ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»                                                                        Авторы проекта:  модератор годичной группы   ­ Афельд В.Э., учитель математики и информатики; Астапова А.В., педагог­психолог; Кривоногова Л.Н., учитель начальных классов 1 г. Тара 2016 год ОГЛАВЛЕНИЕ I.Актуальность проекта II.Цели и задачи проекта III.Основные концептуальные положения проекта IV.Этапы реализации проекта V.Основные направления и механизмы реализации проекта VI.Планируемые результаты проекта VII.Система управления проектом Заключение Список используемых источников информации 3 5 6 25 26 29 32 34 35 2 I. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА В   настоящее   время   перед   образованием   стоит   множество   задач   и важнейшая   из   них   –   подготовка   подрастающего   поколения   к   жизни   в информационном обществе.  В одном из докладов, представленных ЮНЕСКО Международной комиссией по образованию для 21 века,  выделены 4 опорных направления будущего образования: учиться быть, учиться знать, учиться делать и учиться жить вместе. В этом случае учение рассматривается как приобретение опыта.   Реализация   всех   четырёх   направлений   может   протекать   не   только   в учебных   заведениях,   но   и   за   их   пределами:   всю   жизнь.  Каждый   выпускник школы должен быть готов к тому, что ему всю жизнь придётся учиться: изучать новую   технику,   новые   технологии   работы,   повышать   свою   квалификацию, получать   дополнительное   образование,   чтобы   быть   конкурентоспособным   на рынке труда. Основная цель современной школы – создание условий для самореализации личности и удовлетворения потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями,   интересами   и   возможностями.   Та   степень   свободы,   которую предоставляет   общество   человеку,   в   педагогическом   аспекте   означает,   что воспитание   молодого   поколения   должно   включать   деятельность   по формированию у него умений распорядиться свободой: самостоятельно ставить личностно   и   социально   значимые   цели,   проектировать   траекторию   их достижения   во   всем   социальном   пространстве,   прогнозировать   возможные результаты,   планировать   время,   самостоятельно   находить   необходимую информацию.   Поэтому   при   проектировании   развития   системы   образования необходимо   решить   вопрос   об   обеспечении   такого     характера   учебного процесса,   который   способствовал   бы     формированию   таких   навыков деятельности,   как   самоорганизация,   индивидуальный   ответственный   выбор. Соответственно,   меняются   и   задачи   учителя.   Теперь   он   должен   быть   не 3 источником   информации,   дающим   знания,   а   организатором   самообразования учащихся, мотивирующим  на творческий поиск. В   контексте   федеральных   государственных   образовательных   стандартов (ФГОС)   систематическое   использование   метода   проектов   в   школьном образовании   позволит   развивать   познавательные   умения   учащихся,   то   есть умения   самостоятельно   конструировать   свои   знания,   ориентироваться   в информационном   пространстве.   Это   является   актуальным   и   в   условиях реализации   основной   образовательной   программы   основного   общего образования   школы,   где   формированию   и   развитию   исследовательской компетенции   обучающихся   отводится   особое   место   в   системе   развития метапредметных результатов школьников. Выпускник основной школы, согласно концепции   ФГОС,   должен   представить   на   государственную   итоговую аттестацию   персональный   проект   любой   предметной   или   же   внеучебной направленности.   Поэтому   развитию   исследовательских   умений   школьников следует уделять ведущую роль как при выполнении учебных проектов на уроке, так и разрабатывая исследовательский проект во внеурочное время.   Новизна  проекта   заключается   в   том,   что   обоснована   необходимость внедрения   в   педагогическую   практику   метода   проектов   с   использованием информационных ресурсов и ИКТ как основополагающего элемента  в создании персонального проекта учащегося основной школы. С   2013   –   2014   учебного   года   БОУ   «Тарская   СОШ   №   5»   участвует   в апробации   по   внедрению   ФГОС   в   основной   школе,   являясь   пилотной муниципальной   площадкой.   Образовательный   процесс   в   5­7   классах осуществляется на основе ООП ООО. При организации учебно­воспитательной работы были выявлены следующие противоречия:  ­   между   стремлением   учащихся   к   самостоятельности   и   неумением организовать свою учебно­воспитательную деятельность;  ­  между потребностью  школьников  быть  активным  участником учебного процесса и чётко регламентированными взаимоотношениями ученик­учитель;  4 ­между настоятельной необходимостью развития творческого потенциала личности   и   отсутствием   условий   для   индивидуальной   работы   с   каждым школьником.  Для решения этих противоречий перспективным  является использование проектного метода. Актуальность проектной деятельности состоит в том, что она,   во­первых,   инициирует   нестандартные   решения;   во­вторых,   она практикоориентирована,   всегда   направлена   на   конкретные   нужды;   в­третьих, включает   в   поиск   не   только   административные   структуры,   но   и   рядовых исполнителей, развивает социальную активность и ответственность. II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА Объект исследования – проектная деятельность. Предмет  исследования   –   организационные   и   педагогические   условия использования технологии проектов в рамках подготовки учащихся основной школы к выполнению персонального проекта. Цель:  исследовать   эффективность   внедрения   проектной   деятельности учащихся   основной   школы   с   использованием   информационных   технологий   и ИКТ в системе работы над созданием персонального проекта. Задачи: 1. Изучение   психолого­педагогических   и   методологических   основ рассматриваемой темы проекта; 2. Создание   организационно­педагогических   условий   для   внедрения   в педагогическую деятельность метода проектов, формирования ключевых компетентностей школьников; 3. Подготовка   обучающихся   к   защите   персонального   проекта   на государственную итоговую аттестацию по завершению основной школы; 4. Обеспечение   результативности   проектной   деятельности   школьников, мотивация обучающихся на успех в работе над проектами. 5 Участники проекта:  учащиеся 5­9 классов (возраст 11­16 лет), учителя­ предметники,   осуществляющие   образовательную   деятельность,   классные руководители   5­9   классов,   родители   (законные   педагог­психолог, представители).  III. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОЕКТА Учебный проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый   учащимися   комплекс   действий   по   решению   значимой   для учащегося   проблемы,   завершающийся   созданием   продукта.   Под   методом проекта   мы   понимаем   комплексный   обучающий   метод,   который   даёт возможность   учащимся   проявлять   самостоятельность   в   планировании, организации и контроле своей деятельности. Теоретические вопросы по данной теме освещены в классических работах Л.С.   Выготского,   С.Т.   Шацкого,   Б.В.   Игнатьева,   Л.Э.   Левина   и   др.   Общим теоретическим   вопросам   организации   обучения   учащихся   проектной деятельности на современном этапе развития школы посвящены исследования Л.В. Городией, Л.М. Иляевой, А.А. Карачева, П.С. Лернера, Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева и др. Характеристика современной педагогической технологии   проектов   дана   в   работах   Е.С.   Полат,   В.Е.   Родионовой,   И.С. Сергеева. Методы использования метода проектов изучались по работам Л.Б. Куценко­Барсковой и Т.В. Житиной, Н.А. Заграничной, И.Г, Добротиной. Методологическую основу проекта составляют исследования американских педагогов Д. Дьюи, У. Килпатрика, Э. Коллингса, а также труды отечественных ученых А.П. Аношкина, B.C. Безруковой, Е.С. Заир­Бек, И.А. Колесниковой, 6 М.П.   Горчаковой­Сибирской,   А.М.   Новикова,   А.И.   Савенкова,   А.А. Филимонова. В указанных работах раскрываются его концептуальные основы, принципы и этапы организации проектной деятельности учащихся.  Метод проектов был разработан Х.В. Килпатриком и Д. Дьюи в 20­е годы XX века как практическая реализация концепции инструментализма. Основная цель   метода   проектов   –   предоставление   учащимся   возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или   проблем,   которые   требуют   интеграции   знаний   из   различных   предметных областей   на   основе   современных   педагогических   технологий   и   методик, например, как обучение в сотрудничестве.  Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками   американских   педагогов.   Под   руководством   русского   педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школы, но недостаточно продуманно и последовательно, и постановлением ЦК ВКП в 1931 году метод проектов был осуждён.  С тех пор в России больше не предпринималось попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем, в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии и многих   других   странах   идеи   гуманистического   подхода   к   образованию   Дж. Дьюи,   его   метод   проектов   нашли   широкое   распространение.  Н.Г.   Чернилова рассматривает   проектное   обучение   как   развивающее,   базирующееся   на «последовательном   выполнении   комплексных   учебных   проектов   с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний». Это определение   относится   ею   к   проектному   обучению   как   типу   развивающего обучения.  Таким   образом,   метод   проектов   есть   целенаправленная,   в   целом самостоятельная   деятельность   учащихся,   осуществляемая   под   гибким руководством   учителя,   направленная   на   решение   исследовательской   или 7 социально­значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде продукта. Образовательная   среда   основной   школы   в   современных   условиях формируется как информационная среда, т.е. такая среда, которая обеспечивает активную интеграцию информационных технологий в образовательный процесс и   создает   условия   для   развития   информационной   компетентности   всех участников этого процесса. Основополагающим в педагогической деятельности является   выполнение   основных   направлений   Основной   образовательной программы ООО школы. Для реализации основных идей ООП ООО школы в плане формирования информационных   компетенций   обучающихся   основной   школы   важно организовать   учебно­исследовательскую   и   проектную   деятельность   таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д., при этом   нужно   учитывать   особенности   построения   учебно­исследовательского процесса:   подбор   интересных   тем   проектов,   осознание   обучающимися   сути проблемы;   взаимоответственность   и   взаимопомощь   учителя   и   ученика, раскрытие проблемы должно предполагать получение нового знания и умения. Итоги проектной   и   учебно­исследовательской   деятельности   ­   не   столько предметные   результаты,   сколько личностное   развитие   школьников,   рост   их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере.  Выделяются следующие  этапы   учебно­исследовательской   деятельности   и   возможные направления   работы с учащимися на каждом из них. Реализация каждого   из компонентов в исследовании предполагает овладение учащимися определенных умений,   которые   станут   основой   для   успешного   выполнения   персонального проекта. Таблица 1. Формирование ведущих умений обучающихся при организации учебно­исследовательской деятельности 8 Этапы учебно­  исследовательской  деятельности 1.    Постановка Ведущие  умения  учащихся Умение   видеть   проблему приравнивается   к   проблемы, создание проблемной   ситуации, проблемной   ситуации   и   понимается   как возникновение   трудностей   в   решении   проблемы обеспечивающей возникновение вопроса, при отсутствии необходимых знаний и средств; Умение ставить  вопросы можно рассматривать как аргументирование актуальности проблемы вариант, компонент умения видеть проблему; Умение  выдвигать гипотезы ­ это формулирование возможного варианта решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования; Умение   структурировать   тексты является   частью умения   работать   с   текстом,   которые   включают достаточно большой набор операций; Умение   давать   определение   понятиям –   это логическая   операция,   которая   направлена   на раскрытие   сущности   понятия   либо   установление значения термина. Для   формулировки   гипотезы   необходимо проведение   предварительного   анализа   имеющейся информации. Выделение материала, который будет использован в исследовании; Параметры   (количественные и качественные); (показатели)   оценки,   анализа Вопросы, предлагаемые для обсуждения и пр. Выдвижение   2. гипотезы, формулировка гипотезы   и   раскрытие замысла исследования. 3. Планирование исследовательских   (проектных)   работ   и выбор   необходимого инстру­ментария 4.   Поиск   решения Умение   наблюдать, умения и навыки проведения 9 проблемы,   проведение экспериментов;  исследований   ектных   работ) (про­   с Умение   делать   выводы   и   умозаключения;   планирование   и организацию   наблюдения, поэтапным контролем и резуль­ коррекцией   проведение   простейших   опытов   для   нахождения необходимой информации и проверки гипотез;  татов  Представление   5. (изложение) Использование   разных   источников   информации; обсуждение   и   оценку   полученных   результатов   и применение их к новым ситуациям;  Умение   делать   выводы   и   заключения;   умение классифицировать Умение структурировать материал;  Обсуждение,   объяснение,   доказательство,   защита результатов исследования результатов, подготовка, планирование сообщения о   проведении   исследования,   его   результатах   и   или продукта   проектных работ,   его   организация защите;  Оценка полученных результатов и их применение к новым ситуациям с   целью   соотнесения   с гипотезой,   оформление результатов деятельности   как конечного   формулиро­вание продукта, нового знания Этапы организации  учебно­исследовательской и проектной   деятельности в основной школе  Для   формирования   в   основной   школе проектирования   как   совместной формы   деятельности   взрослых   и   детей,   для   формирования   способности подростков   к   осуществлению  ответственного   выбора, подпространства – подготовки, опыта и демонстрации.    выделяются 10 1.Подготовка подразумевает   формулирование   замысла,   планирование возможных действий.  2.Опыт   подразумевает   пробу   осуществления   замысла,   первичную реализацию.  3.Демонстрация  предполагает   окончательную   реализацию   замысла, своеобразный отчёт о связи замысла и реализации. Фактически это этап оценки состоятельности своего замысла.  В   составе   основных   видов   универсальных   учебных   действий, соответствующих   ключевым   целям   общего   образования,   выделяются   четыре блока,   которые   формируются   и   развиваются   на   уроках   и   во   внеурочной деятельности   с   использованием   проектной   технологии:   личностный; регулятивный  (включающий   также  действия  саморегуляции);  познавательный; коммуникативный. Таблица 2. Влияние метода проектов на формирование  универсальных учебных действий  Универсальные учебные действия Качества, формируемые при  использовании метода проектов  Личностные 11 ­ личностная саморефлексия; ­ умение выбрать тему проекта согласно своим  ­ способность к  саморазвитию, мотивация к  познанию, учёбе; ­ личностная позиция ­ целеполагание; ­ планирование;  прогнозирование; ­ коррекция;  ­ оценка ­ извлечение нужной  информации; интересам и способностям; ­ умение выразить и оценить собственную точку  зрения по итогам проектной деятельности; ­ умение обозначить дальнейшие направления  развития проекта. Регулятивные ­   умение   обнаруживать   и   формулировать учебную проблему;  ­   обосновывать   актуальность   выбранной   темы проекта, составлять план выполнения проекта; ­     критически   подходить   к   осмыслению содержания   проекта,   её   промежуточных   и итоговых результатов; ­   объективно   походить   к   оцениванию   своей деятельности   на   протяжении   выполнения проекта, исходя из представленных критериев. Познавательные ­   самостоятельно   находить,   сопоставлять   и отбирать информацию из различных источников (словари, справочники, энциклопедии,     электронные   диски, выполнения учебного проекта;    сеть   Интернет)   для ­ умение ориентироваться в  своей системе знаний и  ­ анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, выявлять причины и следствия осознавать необходимость  нового знания; явлений в предметной области проекта;  ­ делать предварительный  отбор источников  ­ записывать выводы в виде правил по заданной ситуации,   преобразовывать   модели   с   целью 12 информации для поиска  выявления   общих   законов,   определяющих нового знания, добывать  информацию из различных  источников и разными  способами; данную предметную область;  ­ умение использовать полученную информацию ­ перерабатывать  информацию для получения  в   проектной   деятельности,   представлять информацию   в   виде   таблиц,   схем,   опорного необходимого результата, в  том числе и для создания  конспекта, презентаций с помощью ИКТ;  нового продукта; ­ постановка и решение  ­ передавать содержание в сжатом, выборочном или   развёрнутом   виде,   создавать   конечные проблемы ­ умение доносить свою  программные   продукты   по   проектируемой предметной области. Коммуникативные ­   при   защите   проекта   отстаивать   свою   точку позицию до других, владея  приёмами монологической и  зрения,   аргументируя   ее   фактами,   умение критично   относиться   к   своему   мнению. диалогической речи; Понимание   точки  зрения   другого  (в  том  числе   правильным   типом автора),   владение ­ понимание других позиций,  готовность участия в  читательской деятельности;  ­ умение взглянуть на ситуацию с иной позиции и коллективном обсуждении  проблем договариваться с людьми иных позиций; умение организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять   роли,   договариваться   друг   с   предвидеть   последствия другом   и   т.д.), коллективных решений.       Важной составляющей при работе над проектом является использование информационных   ресурсов:   документы,   анкеты,   сайты   по   поддержке,   где ученики   находят   полезные   ссылки   для   работы   над   проектом,   презентации 13 учителя,   знакомящие   с   сутью   проектной   деятельности   и   конкретными проектами.  В оценке результата проекта (исследования) учитываются: 1)   участие   в   проектировании   (исследовании):  активность   каждого участника   в   соответствии   с   его   возможностями;   совместный   характер принимаемых   решений;   взаимная   поддержка   участников   проекта;   умение отвечать   оппонентам;   умение   делать   выбор   и   осмыслять   последствия   этого выбора, результаты собственной деятельности; 2)   выполнение  проекта (исследования): объем освоенной  информации; её применение для достижения поставленной цели; 3)  корректность  применяемых   методов   исследования   и   методов представления результатов;  4)  глубина  проникновения   в   проблему,   привлечение   знаний   из   других областей; эстетика оформления проекта (исследования). Процесс   проектирования   и   исследований   на   протяжении   всей   основной школы   проходит   несколько   стадий. На переходном   этапе (5­6   классы)   в учебной   деятельности   используется   специальный   тип   задач   – проектная задача. Проектная   задача ­   это   задача,   в   которой   через   систему   или   набор заданий   целенаправленно   стимулируется   система   детских   действий, направленных   на   получение   еще   никогда   не   существовавшего   в   практике ребёнка   результата   («продукта»),   и   в   ходе   решения   которой   происходит качественное   самоизменение   группы   детей. Проектная   задача принципиально носит групповой характер, школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и материалы, требуемые для их выполнения. Проектные задачи имеют следующие педагогические эффекты: задают   реальную   возможность   организации   взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении  поставленной ими задачи;  определяют   место   и   время   для   наблюдения   и   экспертных   оценок   за деятельностью учащихся в группе; 14 учат  способу проектирования через специально разработанные задания; дают возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты, а иногда и требуют переконструирования. Таким   образом,   в   ходе   решения   системы   проектных   задач   у   младших подростков (5­6 классы) происходит формирование  следующих способностей: Рефлексировать Целеполагать Планировать Моделировать видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки ставить и удерживать цели составлять план  своей деятельности представлять способ действия в виде схемы­модели, выделяя все существенное и главное Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задач Вступать в  взаимодействовать   при   решении   задачи,   отстаивать коммуникацию свою   позицию,   принимать   или   аргументировано отклонять точки зрения других На   этапе   самоопределения   (7­9   классы)   появляются   проектные   формы учебной деятельности, учебное  и социальное  проектирование. Проектная   форма учебной   деятельности  учащихся   ­   есть   система   действий   школьников под учебно­познавательных, руководством   учителя,   направленных   на   самостоятельный   поиск   и   решение   познавательных нестандартных задач (или известных задач в новых условиях) с обязательным представлением результатов своих действий в виде проекта. Проектирование (проектная   деятельность)   –   это   обязательно практическая   деятельность,   где школьники   сами   ставят   цели своего проектирования. Она гораздо в меньшей степени  регламентируется педагогом, т.е. в ней новые способы деятельности не приобретаются, а превращаются  в средства решения практической задачи. Ставя практическую задачу, ученики ищут под эту конкретную задачу свои средства, причём решение поставленной задачи   может быть более или менее удачным, мерилом успешности   проекта  15 является   его   продукт. Школьный   проект –   это   целесообразное   действие, локализованное во времени, который имеет следующую структуру: Анализ ситуации, формулирование замысла, цели:       анализ   ситуации,   относительно   которой   появляется   необходимость создать новый продукт (формулирование идеи проектирования);       конкретизация проблемы (формулирование цели проектирования);       выдвижение гипотез разрешения проблемы; перевод проблемы в задачу (серию задач). Выполнение (реализация) проекта:       планирование этапов выполнения проекта;       обсуждение   возможных   средств   решения   задач:   подбор   способов решения,   проведения   исследования,   методов   исследования   (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);       собственно реализация проекта. Подготовка итогового  продукта:       обсуждение   способов   оформления   конечных   результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.);       сбор, систематизация и анализ полученных результатов;       подведение итогов, оформление результатов, их презентация;       выводы, выдвижение  новых проблем исследования. К   этим   основным   этапам   проекта   существуют   дополнительные характеристики, которые необходимы при организации проектной  деятельности школьников.  Проект характеризуется:       ориентацией на получение конкретного результата;       предварительной   фиксацией (описанием) результата в виде эскиза в разной  степени детализации и конкретизации; 16       относительно   жесткой   регламентацией   срока   достижения (предъявления)  результата;       предварительным  планированием действий по достижении результата;       программированием – планированием во времени с   конкретизацией  результатов   отдельных   действий   (операций),   обеспечивающих   достижение общего результата проекта;       выполнением   действий   и   их   одновременным   мониторингом   и коррекцией;       получением   продукта   проектной   деятельности,   его   соотнесением   с исходной ситуацией проектирования, анализом новой ситуации. Рассмотрим   действия   участников   образовательного   процесса   на   каждом этапе   выполнения   школьного   проекта   и   виды   УУД,   формирующиеся   в результате взаимодействия. Таблица 3. Этапы выполнения проекта Учитель Ученик 1 этап ­ погружение в проект Развиваемые УУД Знакомство учащихся   с   сутью Активное   участие   в беседе. Мотивация   к   познанию,   учёбе, готовность в участия     проектной деятельности. Постановка основополагающег о,   проблемных   и учебных   вопросов проекта,   а   также целей   и   задач проекта. Показ   презентации Личное   присвоение проблемы.   коллективном проблем. Способность   к   саморазвитию, обсуждении обозначить направления развития проекта. дальнейшие   Вживание в ситуацию. Извлечение нужной информации. о сути проекта Знакомство   с Обсуждение Умение взглянуть на ситуацию с 17 критериями оценивания проекта. критериев,   уточнение иной позиции и договариваться с спорных моментов. людьми иных позиций. Разделение   класса Разбивка на группы. Умение   организовывать   учебное 2 этап – организация деятельности на   группы   по несколько человек. Распределение взаимодействие в группе. Распределение ролей в Умение   организовывать   учебное амплуа в группах. группе взаимодействие предвидеть     в   группе, последствия Обсудить возможные   формы Выбор   формы   и способа   презентации презентации проекта. предполагаемых результатов. коллективных решений. Планирование,   прогнозирование, умение и обнаруживать     формулировать проблему,   выбирать     проекта, выполнения проекта. составлять учебную   тему   план Самостоятельная 3 этап – осуществление деятельности Сбор   информации   по Извлечение нужной информации, работа учащихся вопросу. умение   ориентироваться   в   ней, делать   предварительный   отбор источников добывать   информации, перерабатывать   информацию; находить,     самостоятельно сопоставлять   и Разработка   анкет,   умение   доносить   информацию   из отбирать различных источников. Коррекция, опросников,   вопросов для интервью. свою позицию до других, владея приёмами   монологической   и диалогической   речи;   понимание 18 Проведение анкетирования. Обработка результатов. других позиций, Способность   к   саморазвитию, мотивация к познанию. сравнивать, Анализировать, классифицировать   и   обобщать   факты,   выявлять   причины   и следствия явлений в предметной   записывать области   проекта; выводы   в   виде   правил   по ситуации, заданной преобразовывать модели с целью   выявления   общих   определяющих   законов, данную предметную   область; использовать   умение полученную   Создание   продукта проектной деятельности   (сайт, публикация, презентация). Консультирование Консультации   учащихся учителем   необходимости. с по информацию   в   проектной деятельности. Передавать содержание в сжатом, выборочном   или   развёрнутом виде,   конечные создавать   программные   продукты   по проектируемой предметной   области, представлять информацию в виде таблиц, схем,   опорного конспекта, презентаций с помощью ИКТ; Коррекция   деятельности, умение взглянуть  на ситуацию  с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 4 этап – презентация (защита проектов) 19 Принимает   отчет, Сдача отчета. При   защите   проекта   отстаивать отражающий записи   в   форуме,   блоге, таблице продвижения   по курсу. Обсуждение проделанной   работы проектом   над за "круглым столом". Оценивание навыков коллективной   умение работы, обосновать   свое мнение, толерантность. Подведение свою точку зрения, аргументируя ее,   подтверждая   аргументами   умение   критично фактами, относиться к своему мнению. Умение   доносить   свою   позицию до   других,   владея   приёмами монологической и диалогической речи; понимание других позиций, Обсуждение проблемы. готовность коллективном     участия   в обсуждении Демонстрируют данные навыки. проблем, понимание точки зрения другого Умение   выразить   и   оценить собственную   точку   зрения   по итогам проектной деятельности Дают   взаимооценку Оценка результатов итогов:   оглашение и объяснение   деятельности   и   её результативности. оценок. Для   эффективной   работы   над   учебными   проектами   важно руководствоваться основными требованиями к проектной форме обучения: 1)   наличие   задачи,   требующей   интегрированного   знания, исследовательского поиска для ее решения; 20 2)   практическая,  теоретическая, социальная  значимость  предполагаемых результатов; 3)   возможность   самостоятельной   (индивидуальной,   парной,   групповой) работы учащихся; 4)   структурирование   содержательной   части   проекта   (с   указанием поэтапных результатов); 5)   использование   исследовательских   методов,   предусматривающих определенную последовательность действий: определение   проблемы   и   вытекающих   из   нее   задач   исследования (использование   в   ходе   совместного   исследования   метода   «мозговой   атаки», «круглого стола»); выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и т.п.); обсуждение   способов   оформления   конечных   результатов   (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.); сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформление результатов, их презентация; выводы, выдвижение новых проблем исследования. 6)   Представление   результатов   выполненных   проектов   в   виде  материального   продукта   (видеофильм,   альбом,   компьютерная   программа, альманах, доклад, стендовый доклад и т.п.). Формы   организации   учебно­исследовательской   деятельности   на урочных занятиях могут быть следующими: • урок­исследование,   урок­лаборатория,   урок   —   творческий   отчёт,   урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок — рассказ об учёных, урок —   защита   исследовательских   проектов,   урок­экспертиза,   урок   «Патент   на открытие», урок открытых мыслей; 21 • учебный   эксперимент,   который   позволяет   организовать   освоение   таких элементов   исследовательской   деятельности,   как   планирование   и   проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов; • домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные   виды,   причём   позволяет   провести   учебное   исследование, достаточно протяжённое во времени. Формы   организации   учебно­исследовательской   деятельности   на внеурочных занятиях могут быть следующими: • исследовательская практика обучающихся; • образовательные   экспедиции   —   походы,   поездки,   экскурсии   с   чётко   программой   деятельности, обозначенными   образовательными   целями, продуманными   формами   контроля.   Образовательные   экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера; • факультативные   занятия,   предполагающие   углублённое   изучение предмета,   дают   большие   возможности   для   реализации   на   них   учебно­ исследовательской деятельности обучающихся; • ученическое   научно­исследовательское   общество   —   форма   внеурочной деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию   круглых   столов,   дискуссий,   дебатов,   интеллектуальных   игр, публичных защит, конференций и др., а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с УНИО других школ; • участие   обучающихся   в   олимпиадах,   конкурсах,   конференциях,   в   том числе   дистанционных,   предметных   неделях,   интеллектуальных   марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий. 22 Многообразие   форм   учебно­исследовательской   деятельности   позволяет обеспечить   подлинную интеграцию урочной   и   внеурочной   деятельности обучающихся по развитию у них УУД, что является основой для успешного выполнения в будущем персонального проекта любой направленности.   Для   эффективного   внедрения   и   реализации   на   практике   учебно   ­ исследовательской   и   проектной   деятельности   в   образовательном   процессе необходимо соблюдение ряда условий: • проект   или   учебное   исследование   должны   быть   выполнимыми   и соответствовать возрасту, способностям и возможностям обучающегося; • для выполнения проекта должны быть все условия — информационные ресурсы, мастерские, клубы, школьные научные общества; • обучающиеся   должны   быть   подготовлены   к   выполнению   проектов   и учебных исследований как в части ориентации при выборе темы проекта или учебного   исследования,   так   и   в   части   конкретных   приёмов,   технологий   и методов, необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта; • необходимо   обеспечить   педагогическое   сопровождение   проекта   как   в отношении   выбора   темы   и   содержания   (научное   руководство),   так   и   в отношении   собственно   работы   и   используемых   методов   (методическое руководство); • необходимо   использовать   для   начинающих   дневник   самоконтроля,   в котором   отражаются   элементы   самоанализа   в   ходе   работы   и   который используется   при   составлении   отчётов   и   во   время   собеседований   с руководителями проекта; • необходимо   наличие   ясной   и   простой   критериальной   системы   оценки итогового результата работы по проекту и индивидуального вклада (в случае группового характера проекта или исследования) каждого участника; • результаты и продукты проектной или исследовательской работы должны быть   презентованы,   получить   оценку   и   признание   достижений   в   форме 23 общественной   конкурсной   защиты,   проводимой   в   очной   форме   или   путём размещения в открытых ресурсах Интернета для обсуждения. Исходя   из   опыта   педагогической   деятельности   в   рамках   обозначенной проблемы   рассмотрим   типологию   форм   организации   проектной   деятельности (проектов)   обучающихся   в   БОУ   «Тарская   СОШ   №   5»   по   следующим основаниям: • видам   проектов:  информационный   (поисковый),   исследовательский, творческий,   социальный,   прикладной   (практико­ориентированный),   игровой (ролевой),   инновационный   (предполагающий   организационно­экономический механизм внедрения); • содержанию: монопредметный, метапредметный, относящийся к области знаний (нескольким областям), относящийся к области деятельности и пр.; • количеству участников:  индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 человек), групповой  (до 15 человек), коллективный  (класс и более в рамках школы), муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнёрской сети, в том числе в интернете); • длительности проекта: от проекта­урока до вертикального многолетнего проекта; • дидактической   цели: ознакомление   обучающихся   с   методами   и технологиями   проектной   деятельности,   обеспечение   индивидуализации   и дифференциации   обучения,   поддержка   мотивации   в   обучении,   реализация потенциала личности и пр. На последнем году обучения в основной школе каждый учащийся будет в   рамках   государственной   итоговой   выполнять персональный проект в течение года, который  выносится на защиту аттестации. Персональный проект принимает форму отдельных, зафиксированных на бумаге исследований. Помимо такой формы презентации проекта, учащиеся могут выполнять его и другими   способами   (учебное   пособие­макет,   организация   выставки   или концерта, творческая работа по искусству). 24 Персональный проект должен удовлетворять следующим условиям: 1)   наличие  социально или личностно значимой проблемы; 2)   наличие конкретного социального адресата проекта «заказчика»; 3)   самостоятельный и индивидуальный характер работы учащегося; 4)   проект   межпредметный,   надпредметный,   т.е.   не   ограничивающийся рамками одной учебной дисциплины. Являясь   супервайзером,   педагог   будет   отвечать   и   создавать   систему условий   для   качественного   выполнения   проекта   учащимися. Оценивание проекта   будет   осуществляться   на   основе   критериального   подхода,   когда достижения   учащихся   сравниваются   с   эталоном,   определенным   заранее   в результате   обсуждения   при   подготовке   к   итоговой   аттестации. Сформированность   УУД   –   основной   критерий   освоения   проектной деятельности. Презентация содержания работы самим учащимся характеристика  самим учащимся  собственной  деятельности  («история моих  открытий»); Качество защиты работы четкость и  ясность  изложения  задачи; Качество наглядного представления работы Коммуникативны е умения использование  рисунков, схем,  анализ учащимся  поставленных  графиков, моделей и  других средств  перед ним  вопросов другими  убедительнос ть  наглядной презентации; качество текста  учащимися,  учителями,  постановка   задачи, описание   способов рассуждений; последовател (соответствие плану,  оформление работы,  другими членами  комиссии,  решения,   ее полученных ьность в  аргументации грамотность по теме  изложения, наличие  выявление  учащимся проблем  результатов, ; приложения к работе) в понимании  25 критическая оценка логичность и    самим   учащимся и работы   оригинальнос ть полученных результатов     разрешение  возникших  проблем; умение активно   участвовать в  дискуссии  В процессе проектной деятельности учащегося происходит оценка уровня сформированности   ключевых   компетентностей   с   помощью   специальных  оценочных   процедур.   С   этой   целью   разработаны   специальные   уровневые критерии и оценочные бланки. В специальных таблицах приводятся для каждого уровня   показатели   освоения   той   или   иной   компетентности   на   входе (качественное  изменение  по  сравнению  с предыдущим   уровнем)  и  на  выходе (увеличение доли самостоятельности учащегося или усложнение того способа деятельности,   владение   которым   он   должен   продемонстрировать). Предполагается, что первый уровень осваивается учащимся в начальной школе, второй – в 5­6 классах, третий – в 7­9 классах, четвёртый – на старшем уровне образования. Оценочные бланки позволяют фиксировать уровень учащегося по каждому критерию,   разрешают   отмечать   продвижение   ученика,   основные   пробелы   и успехи в освоении того или иного способа деятельности, включая показатели предыдущего   и   последующего   уровней   по   отношению   к   тому,   на   котором находится учащийся. Учащимся   разъясняются   критерии   оценки   их   проектной   деятельности   и даётся качественную оценку его продвижения. При необходимости выставления отметки необходимо ориентироваться  на  общий балл  и  принимать  за  основу отсчёта   средний   балл   по   уровню,   на   котором   проводится   оценка.   При   этом учащийся может набрать минимальное количество баллов по одним позициям и количество баллов, превышающее требование к данному уровню, – по другим. 26 Поскольку переход учащегося на новый уровень освоения компетентности нередко   связан   с   увеличением   его   самостоятельности   в   рамках   проектной деятельности,   педагогу   нужно   фиксировать   ту   помощь,   которая   оказывается при   работе   над   проектом,   на   оборотной   стороне   бланка.  Оценку   нужно проводить   на   основании   наблюдения   за   работой   в   группе   и   консультаций   с момента начала проекта, но другие объекты  оцениваются  лишь по завершении проекта, т.е. после получения продукта. Получение продукта в рамках метода проектов является единственным свидетельством того, что проект состоялся, а значит, деятельность учащегося может быть оценена. IV. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Название этапа Сроки Содержание I этап – аналитико­ диагностический 2014­ 2015 учебный год ­   изучение   информационно­методических писем   Министерства образования Российской   Федерации   о   выполнении гражданского заказа общества;   ­   анализ   научно­методической   литературы, посещение   мероприятий   и   мастер­классов инновационно   работающих   педагогов, использующих в своей деятельности метод проектов использованием информационных ресурсов и ИКТ; с     ­   уточнение   целей   и   задач,   основных направлений   деятельности   по   реализации проекта.  этап II   проектировочно­ деятельностный – 2015 – 2016 учебный год ­   определение   направлений   работы   по внедрению   проекта   «Разработка   учебного проекта   (учебного   исследования)   и   его осуществление использованием информационных   ресурсов   и   ИКТ   как элемент   создания   персонального   проекта учащегося основной школы»; с     ­   разработка   принципов   взаимодействия 27 всех   участников   школьного   сообщества   на успешную образовательную деятельность по разработке   учебного   проекта   (учебного исследования)   и   его   осуществления   с использованием   информационных   ресурсов и ИКТ как элемент создания персонального проекта учащегося основной школы; ­   составление   программы   по   реализации проекта.  этап   III деятельностный  – 2016 – 2018 учебный год ­ реализация практической части проекта на базе БОУ «Тарская СОШ № 5»;   создание   и   пополнение   банка ­ методических, научно­методических, психолого­педагогических   материалов   по проблеме рассматриваемого проекта;   ­   организация   участия   педагогов   в мероприятиях   различного   уровня   по представлению   опыта   разработки   учебного проекта   (учебного   исследования)   и   его осуществления использованием информационных   ресурсов   и   ИКТ   как элемент   создания   персонального   проекта учащегося основной школы; с     ­ накопление опыта проведения урочных и внеурочных   занятий   с   использованием проектного обучения в основной школе;  оценка   промежуточных   результатов ­ эксперимента, корректировка проекта;   ­ расширение возможностей для реализации индивидуальных способностей обучающихся:   участие   в   конкурсах, фестивалях,   разработка,   организация   и участие акций, социальных проектов.   социально­значимых      этап IV аналитико­ рефлексивный   – 2018  – 2019 учебный год ­ анализ и обработка данных, полученных в ходе выполнения проекта; ­   итоговая   диагностика   сформированности навыков   создания   и   реализации   учебного 28 проекта   персонального проекта; (учебного   исследования)   и ­   соотнесение   результатов   с   целями   и задачами проекта; ­ представление накопленного опыта работы по теме проекта. V. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА  1. Содержательное  –   определение   элементов   содержания   учебных дисциплин в основной школе с целью внедрения проектного обучения; 2. Технологическое  – применение проектной технологии с использованием информационных ресурсов и ИКТ в педагогической деятельности с целью повышения   эффективности   разработки   и   реализации   учебных   проектов (учебных исследований), персональных проектов обучающихся основной школы; 3. Организационное  ­   создание   образовательного   пространства   для самореализации   обучающихся   через   участие   в  проектной   деятельности; мониторинг   и   презентация   достижений   участников   образовательного процесса; 4. Диагностическое  ­   психолого­педагогический   мониторинг     развития   и успешности   учащихся   в   рамках   проектной   деятельности   в   основной школе. № п/п 1 План мероприятий по реализации проекта Наименование  Изучение передового педагогического опыта в рамках проекта: КПК, вебинары, семинары, консультации, тренинги, мастер­классы. (2014­ 29 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 2018 годы) Изучение   нормативно­правовой   документации   федерального, регионального   уровня,   основной   образовательной   программы основного общего образования (2014­2018 годы) Проведение   диагностики   обучающихся,   направленной   на определение   уровня   готовности   в   проектной   деятельности, выявления интересов и склонностей школьников в рамках  работы над проектами (2014­2015 учебный год) Проведение   педагогического   совета   «Проектная   деятельность   в школе» с целью определения направлений деятельности педагогов в рамках проекта (2015­2016 учебный год) Организация   научно­практического   семинара   «Проектно­ исследовательские   методы   в  работе   учителя»  (2015­2016  учебный год) Выпуск сборников исследовательских работ обучающихся основной школы   по   итогам   проведения   школьной   научно­практической конференции (2014­2019 годы) Участие обучающихся основной школы в конференциях различного уровня, публикация их статей в сборниках НПК (2014­2019 годы) Сотрудничество с Тарским филиалом ОмГПУ с целью привлечения научных сотрудников в реализации проекта (2014­2019 годы) Выпуск   методического   пособия   для   педагогов   «Путеводитель   по работе над проектом» (2016­2017 учебный год) Разработка   брошюры   «Я   и   проекты»   для   обучающихся   основной школы (2016­2017 учебный год) Разработка   Положения   о   Персональном   проекте   выпускника основной школы (2016­2017 учебный год) Организация   и   проведение   общественного   Форума   Персональных проектов (2017­2018 учебный год) Трансляция   промежуточных   и   итоговых   результатов   реализации педагогического проекта через участие в семинарах, педагогических форумов, НПК различного уровня (2014­2019 годы) Проведение   конечной   диагностики   педагогов   и   обучающихся   по успешности в рамках проектной деятельности (2017­2018 учебный год) Подведение   итогов   реализации   педагогического   проекта, обозначение перспектив развития проекта (2017­2018 учебный год) Издание   сборника   по   результатам   реализации   педагогического проекта (2018­2019 учебный год) VI. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА 30 Критерии результативности организации проектной деятельности              В соответствии с реализуемой ООП ООО БОУ «Тарская СОШ № 5», деятельностной   парадигмой   образования   система   планируемых   результатов строится   на   основе   уровневого   подхода:   выделения   ожидаемого   уровня актуального развития большинства обучающихся и ближайшей перспективы их развития. Такой подход позволяет определить динамическую картину развития   выстраивать обучающихся, индивидуальные   траектории   движения   с   учётом   зоны   ближайшего   развития   продвижения   школьников,  поощрять  Для   эффективной   организации   деятельности   в   решении ребёнка. основополагающих   задач,   представленного   педагогического   опыта,   выделены следующие критерии: Критерий результативности Показатель Способность   и   готовность Обучающиеся   осваивают   предметные обучающихся систематических     к   освоению   их знания, осваивать   знания,     способны   самостоятельно   применять   их   в знаний,   самостоятельному переносу и интеграции пополнению, жизненных ситуациях Способность   обучающихся   к Обучающиеся   способны   выстраивать сотрудничеству и коммуникации коммуникации, команде, осуществлять сотрудничество   умеют   работать   в Решать   личностно   и   социально Обучающиеся умеют решить личностные значимые   проблемы,   решения в практику   воплощать и   социально   значимые   проблемы, воплощать решения в практику Способность   обучающихся   к Обучающиеся   способны   к   рефлексии самоорганизации,   саморегуляции   и рефлексии своей   деятельности   и   деятельности окружающих,   умеют   организовать   и планировать   свою   деятельность, 31 Потребность   у   обучающихся   к поиску   дополнительной   инфор­ мации для решения учебных задач и адекватно   работать   над   своим поведением, учебными и неформальными действиями Обучающиеся   освоят   эффективные приёмы поиска, организации и хранения персональном информации на     самостоятельной   познавательной деятельности компьютере,   в   информационной   среде учреждения   и   в   Интернете;   приобретут первичные   навыки   формирования   и собственного организации   информационного пространства Планировать   и   выполнять   учебное исследование   и   учебный   проект, Обучающиеся   выбирают   и   используют методы,   адекватные   рассматриваемой используя   оборудование,   модели, методы   и   приёмы,   адекватные проблеме, распознают и ставят вопросы, ответы на которые могут быть получены исследуемой проблеме путём научного исследования, отбирают адекватные   методы   исследования, формулируют исследования выводы   вытекающие   из    В ходе организации обучения средствами   проектного метода у выпускников будут   заложены   основы   формально­логического  мышления,   рефлексии,   что будет способствовать:  порождению нового типа познавательных интересов (интереса не только к фактам, но и к закономерностям);  расширению   и   переориентации   рефлексивной   оценки   собственных возможностей — за пределы учебной деятельности в сферу самосознания;  формированию   способности   к   целеполаганию,   самостоятельной 32 постановке новых учебных задач и проектированию собственной учебной деятельности. Обучающиеся   приобретут   опыт   проектной   деятельности   как   особой   формы учебной   работы,   способствующей   воспитанию   самостоятельности, инициативности,   ответственности,   повышению   мотивации   и   эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне   овладеют   умением   выбирать   адекватные   стоящей   задаче   средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к   поиску   нестандартных   решений,   поиску   и   осуществлению   наиболее приемлемого решения. В   ходе   планирования   и   выполнения   учебных   исследований   обучающиеся освоят   умение   оперировать   гипотезами   как   отличительным   инструментом научного рассуждения, приобретут опыт решения интеллектуальных задач на основе  мысленного  построения различных предположений  и их  последующей проверки. В   результате   целенаправленной   учебной   деятельности,   осуществляемой   в формах   учебного   исследования,  учебного   проекта,   в   ходе   освоения   системы научных понятий у выпускников будут заложены: • потребность   вникать   в   суть   изучаемых   проблем,   ставить   вопросы, затрагивающие   основы   знаний,  личный,  социальный,  исторический   жизненный опыт; • основы критического отношения к знанию, жизненному опыту; • основы ценностных суждений и оценок; • уважение   к   величию   человеческого   разума,   позволяющего   преодолевать невежество   и   предрассудки,   развивать   теоретическое   знание,   продвигаться   в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами; 33 • основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох. При выполнении учебных проектов обучающиеся усовершенствуют  навыки работы   с   информацией,   смогут   работать   с   текстами,   преобразовывать   и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе: • систематизировать,   сопоставлять,   анализировать,   обобщать   и интерпретировать   информацию,   содержащуюся   в   готовых   информационных объектах; • выделять   главную   и   избыточную   информацию,   выполнять   смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно­символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов); • заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты. Обучающиеся усовершенствуют навык поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации, приобретут навык формулирования запросов и опыт использования поисковых машин. Они научатся осуществлять поиск   информации   в   Интернете,   школьном   информационном   пространстве, базах   данных   и   на   персональном   компьютере   с   использованием   поисковых сервисов,   строить   поисковые   запросы   в   зависимости   от   цели   запроса   и анализировать результаты поиска.  VII. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ Деятельность   участников   школьного   сообщества   по   реализации   проекта «Разработка учебного проекта (учебного исследования) и его осуществление с использованием   информационных   ресурсов   и   ИКТ   как   элемент   создания персонального проекта учащегося основной школы»  представлена следующим образом: 34 Учителя­предметники  реализуют мероприятия, обозначенные в проекте, взаимодействуют   с   классными   руководителями,   администрацией образовательного   учреждения,   родителями   (законными   представителями), педагогом­психологом   и   представителями   социума   по   вопросам   проектного обучения с использованием информационных ресурсов и ИКТ в основной школе. Администрация   образовательного   учреждения  координирует деятельность   учителей­предметников,   классных   руководителей.   Привлекает внешние   ресурсы   для   повышения   эффективности   реализации   проекта. Определяет тематику педагогических советов, семинаров, практикумов, исходя из проблемы проектного обучения. Классный руководитель  взаимодействует с учителями – предметниками, родителями.  Оказывает консультационную помощь родителям по возникающим вопросам.   Организует   в   классе   пространство   для   выявления   и   раскрытия потенциала   обучающихся   через   проведение   тематических   мероприятий, социально­значимых акций. Родители   (законные   представители)  оказывают   помощь   и   поддержку своим детям в ходе работы над учебным проектом (учебным исследованием) и персональным   проектом.   Взаимодействуют   с   учителями­предметниками   и классным   руководителем   по   выстраиванию   эффективной   проектной деятельности. Педагог­психолог  проводит   диагностику   и   мониторинг,   осуществляя индивидуальную помощь и коррекцию. Представители   социума  участвуют   в   реализации   проекта   через независимую   экспертизу   персональных   проектов,   внесение   предложений   по реализации проекта. 35 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится   все   более   актуальной.   И   не   случайно,  ведь   при   помощи   проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем. Метод   проектов   с   использованием   информационных   ресурсов   и   ИКТ позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, интересным, технически современным и поэтому более эффективным.   Также   применение   проектной   деятельности  способствует актуализации   знаний,   умений,   навыков,   их   практическому   применению   во взаимодействии   с   окружающим   миром;   стимулирует   потребность   ребёнка   в самореализации,   самовыражении,   творческой   личностно   и   общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является   технологией,   обеспечивающей   рост   личности   ребёнка,   позволяет фиксировать этот рост, вести ребёнка по ступеням роста – от учебного проекта к персональному проекту. Таким   образом,   организованная   работа   в   рамках   реализации педагогического   проекта   «Формирование   и   развитие   нормативных характеристик личности учащихся через систему социальных установок», будет 36 решать основную задачу по социализации обучающихся, а именно,   поможет в условиях     школы     при   взаимодействии   всех   участников   образовательного процесса сформировать личность учащегося и способствовать ее гармоничному развитию. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 1. Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Новая школа, 2015.  3. Валеев Г.Х. Объект, предмет и тема научного исследования // Педагогика. 2002. № 2. 31 с.  4. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М., 1996.  5. Дворецкий С. Формирование проектной культуры // Высшее образование в России. 2003. № 4. 193 с.  6. Ломакина О.Н. Этапы проектирования деятельности // Высшее образование в России. 2003. № 3. 168 с.  7.Леонтьева О. Школа, где учатся общению и занимаются без всяких отметок // Директор школы. 2003. № 1. 97 с.  8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное   пособие   для  студентов   педагогических   вузов  и  системы  повышения квалификации педагогических кадров / Е.С. Полат и др. / Под ред. Е.С. По­ лат. М.: Издательский центр «Академия», 1999.  9. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности // Учитель. 2000. № 4.  37 10. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска // Учитель. 2000. № 1.  11.  Палецкий  С.В.  Педагогическая   технология   освоения  учащимися   исследо­ вательской деятельности: Учебно­методическое пособие. Омск, 2004. 71 с.  12.Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. 1630 с. 58  13.  Тарасова   И.П.  Метод  проектов   в  образовательном   учреждении  //  Прило­ жение к журналу «Профессиональное образование». 2004. № 12. 110 с.  14.Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы. 1998. № 3.  15.Щербо И. Бросок вперед, или второе пришествие метода проектов // Ди­ ректор школы. 2003. № 7. 110 с.  38

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА  (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ  И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО  ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА  (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ  И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО  ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА  (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ  И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО  ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА  (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ  И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО  ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА  (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ  И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО  ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА  (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ  И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО  ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА  (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ  И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО  ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА  (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ  И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО  ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА  (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ  И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО  ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА  (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ  И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО  ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА  (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ  И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО  ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА  (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ  И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО  ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА  (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ  И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО  ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА  (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ  И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО  ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА  (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ  И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО  ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА  (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ  И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО  ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА  (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ  И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО  ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА  (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ  И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО  ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА  (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ  И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО  ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА  (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ  И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО  ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА  (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ  И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО  ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА  (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ  И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО  ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА  (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ  И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО  ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА  (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ  И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО  ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА  (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ  И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО  ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА  (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ  И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО  ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА  (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ  И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО  ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА  (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ  И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО  ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА  (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ  И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО  ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА  (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ  И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО  ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА  (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ  И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО  ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА  (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ  И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО  ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА  (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ  И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО  ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА  (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ  И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО  ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА  (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ  И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО  ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА  (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ  И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО  ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА  (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ  И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО  ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

«РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА  (УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ  И ИКТ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО  ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2017