Разработка урока "Байкал - жемчужина Сибири"
Оценка 5

Разработка урока "Байкал - жемчужина Сибири"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
биология +1
6 кл—11 кл
07.03.2017
Разработка урока "Байкал - жемчужина Сибири"
В августе в нашей школе проходят традиционные байкальские дни. Эта разработка посвящена озеру Байкал, которое несомненно можно назвать восьмым чудом света. В разработке затронуты проблемы этого удивительного озера. Эту разработку можно так же использовать на уроке географии и при проведении классного часа.Разработка урока по теме "Байкал- жемчужина Сибири"
Байкал.docx
Тема урока: «Байкал – жемчужина Сибири». Класс: 8 класс Тип урока: урок формирования знаний Цель урока: Сформировать представление об уникальной природной жемчужине Сибири – озере  Байкал. Задачи урока: 1. Определить особенности географического положения, происхождения, климата,  вод, животного мира озера; вывить закономерности взаимосвязей компонентов природы на примере  Байкала. 2. Формировать умение работать с различными источникам информации, умение выделять главное,  систематизировать материал, умение делать логические выводы. 3. Воспитание патриотизма, экологического сознания, интереса к предмету. Оснащение: физическая карта России и мира, атлас, учебник «География: природа России. 8 класс»,  листы с модулями для учащихся,  видеоролик о Байкале, мультимедиа.  План – конспект урока 1. Организационный момент. Ход урока. Психологический момент ­ 2мин. Ребята, всем внимание  Ведь прозвенел звонок! Садимся поудобнее – Начнём скорей урок! Сегодня я хочу пригласить вас совершить путешествие в один из красивейших уголков Сибири.  Давайте повернёмся друг к другу,  улыбнёмся,  настроимся на поиск и творчество и начнем урок. Слайд №____ 2. На экране слайд, на котором написана тема урока, но не до конца: «…… — жемчужина  Сибири». Учитель: Чтобы узнать тему нашего урока и определить, какой природный объект может быть  жемчужиной Сибири, отгадайте загадку:     Древен род его в природе,      Кличут озером в народе,      Волны моря плещут в нем ­      Как его мы назовем?  Вопросы: 1. Что это за географический объект? (озеро Байкал) 2.Как будет звучать тема нашего урока? На слайде появляется тема урока полностью «Байкал – жемчужина Сибири». – Дети пишут тему урока в тетрадь. 3. Актуализация опорных знаний. ­ А что вам известно о Байкале? Ребята могут записать свои сведения в тетрадь и оформить записи в виде таблицы: знаю хочу узнать новая для меня  информация Поработайте в парах, обменяйтесь информацией друг с другом, дополните свои сведения в первой колонке. Учащиеся обмениваются информацией в классе, учитель фиксирует все известные сведения на  доске в такой же таблице. Записываются и правильные и неправильные высказывания. Сведений  получается не так много. Байкал в 1996 году включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.  Объект под номером 754. Сегодня в него внесены 962 объекта из разных стран мира. Байкал –  неповторимое чудо света, гордость нашей страны. Летом 2008 года по итогам голосования Байкал  вошел в список 7 чудес России. А мы так о нем мало знаем. Какие же сведения вы бы хотели  узнать на сегодняшнем уроке об этом озере? Запишите вопросы во вторую колонку таблицы “Хочу знать”.  . Компоненты природы: (учащиеся называют их вразброс, а учитель записывает на доске  или открывает карточки в определенном порядке): 1. Географическое положение 2. Происхождение 3. Климат 4. Воды 5. Живые организмы. 6. Значение Байкала Исходя из того, что получилось у нас на доске, попробуйте сформулировать цели нашего урока.  (дети отвечают) Итак, основная цель нашего урока: сформировать представление об уникальности природной  жемчужины Сибири – озере Байкал. Запись на доске – это и есть план нашего урока. У вас на столах лежат инструктивные листы и индивидуальные карты, листы оценивания которые  будут вашими помощниками на протяжении всего урока. В индивидуальные карты вам нужно  будет заносить основные данные об озере Байкал. Подготовьте их. Итак, приступаем. Посмотрим видио ролик о Байкале. Байкал находится в очень древней котловине. Возраст озера – 15­ 20 млн. лет. Котловина озера образовалась в результате разлома земной коры, т.е. имеет  тектоническое происхождение. Очертания озера продолговатые – соответствуют разлому. берега  расходятся со скоростью 0,5 см в год.  Предполагают, что через 50 млн. лет Байкал превратится в  настоящий океан. Длина озера около 620 км, а ширина – от 24 до 79 км. Байкал – самое глубокое озеро мира. Наибольшая глубина – 1620м. Причина большой глубины озера в его происхождении – тектонический разлом. Несмотря на то, что возраст озера очень древний, на  территории котловины и его берегов до сих пор происходят движения земной коры. Землетрясения  наблюдаются до настоящего времени. Породы берегов Байкала кристаллические, берега гористые. На  Байкале 27 островов, самый большой остров – Ольхон (73 км в длину и 11 км в ширину). Ольхон –  значит «сухой». И, действительно, дожди на острове – большая редкость. Класс можно разделить на группы с целью более полного изучения природы Байкала и его проблем. 1 группа – Историки 3 группа – Гидрологи 4 группа – Климатологи 5 группа – Зоологи и ботаники 6 группа – Экологи Группы специалистов получают карточки для изучения своей проблемы и работают с материалом  учебника, картами и дополнительной литературой. Историки 1. 2. 3. 4. 5. 6. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 1. 2. 3. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Как называют Байкал буряты – коренное население побережья Байкала? Какое отношение к озеру имеет Курбат Иванов? Что такое “Житие протопопа Аввакума”? Когда впервые на берегах озера появились русские? Кто из учёных занимался изучением Байкала? Какой статус имеет озеро в настоящее время? Гидрологи В чём уникальность воды Байкала? Химический состав воды. Прозрачность воды. Движение воды. Температура воды, ледовый режим. Реки, впадающие в озеро. Реки, вытекающие из озера. Каков климат Прибайкалья? Климатологи Назовите климатический пояс, тип климата, средние температуры воздуха зимой и летом. Какие местные ветры возникают на озере? В чём их различие? Зоологи и ботаники В чём уникальность фауны озера Байкал? Чем уникальна рыбка голомянка? Какую роль играет планктон озера? Какое животное имеет промысловое значение? Каков тип растительности Прибайкалья? Что такое эндемики? Назовите эндемиков Байкала. Экологи 1. 2. 3. 4. Какие экологические проблемы возникли и требуют срочного решения? В чём значение озера Байкал для человека и для природы? В чём причины изменения природы озера Байкал? Каковы пути решения проблем Байкала? Ребятам даётся 10 минут, после чего предоставляется слово каждой группе для выступления.  Остальные слушают и  заполняют индивидуальные листы. ВО время рассказывания дети  составляют кластер.. ( Рассказ детей  сопровождается презентацией). Отчёт историков: Буряты называют Байкал – “Байгал­далай”, что означает “Байкал­ море”. Русские появились на  берегах Байкала в 1643 году – казачий пятидесятник Курбат Иванов вышел к Байкалу и открыл  остров Ольхон. Окончательно укрепились русские на Байкале после основания Иркутска в 1661 году.  В XVIII веке Иркутск стал центром освоения русскими Восточной Сибири. В записях “Житие  протопопа Аввакума” содержатся об озере интересные сведения. Протопоп Аввакум был сослан в  Забайкалье и был на озере в 1656 году. Озеро Байкал является объектом Всемирного природного наследия и имеет статус озера­заповедника. Учёные до сих пор не пришли к общему единому мнению о происхождении котловины озера Байкал. Байкал изучали: Л.С.Берг, И.Д.Черский, В.А.Обручев и другие. Отчёт геологов и геоморфологов. Байкал находится в очень древней котловине. Возраст озера – 15­20 млн. лет. Котловина озера  образовалась в результате разлома земной коры, т.е. имеет тектоническое происхождение. Очертания  озера продолговатые – соответствуют разлому. Длина озера около 620 км, а ширина – от 24 до 79 км. Байкал – самое глубокое озеро мира. Наибольшая глубина – 1620м. Причина большой глубины озера в его происхождении – тектонический разлом. Несмотря на то, что возраст озера очень древний, на  территории котловины и его берегов до сих пор происходят движения земной коры. Землетрясения  наблюдаются до настоящего времени. Породы берегов Байкала кристаллические, берега гористые. На  Байкале 27 островов, самый большой остров – Ольхон (73 км в длину и 11 км в ширину). Отчёт гидрологов. Озеро Байкал имеет уникально чистую прозрачную воду. Белый диск, с помощью которого  определяют степень прозрачности воды, виден при погружении в озеро до глубины 40 метров. По  химическому составу вода близка к дистиллированной (в 1 литре менее 0,1 г солей, т. е. солёность  воды равна 0.1 0 /00 ) и богата кислородом. В чистоте и прозрачности – уникальность воды Байкала. В озеро впадает 336 рек и речушек, самая крупная из них – Селенга. И лишь одна Ангара вытекает из  озера Байкал. Вода в озере круглый год холодная, температура 10­120 С. Замерзает озеро поздно, в  конце декабря, и вскрывается Байкал поздно. До конца мая по воде плавают льды, в июне льды тают у берегов. Озеро редко бывает спокойным. У берегов волны с шумом и грохотом разбиваются о скалы.  Шторм на озере поднимает сарма – ураганный ветер, дующий с северо­запада с гор поперёк озера. Байкал уникален и огромным объёмом воды.  В Байкале содержится 20% всех пресных вод планеты. . Этой воды хватит, чтобы поить человечество 40 ­ 50 лет.  Отчёт климатологов. 2. Климат Прибайкалья резко­континентальный. Зима очень холодная – средняя температура  3. января ­240С, а на побережье ­14­170С. Лето на берегах озера прохладное, средняя температура июля +150С. Из­за неравномерного нагрева суши и вод озера образуются перепады  атмосферного давления, в результате возникают местные ветры.  Сарма – ураганный ветер, поднимает штормовые волны на Байкале, скорость – 60 м/с; Баргузин – северо – восточный ветер; Верховик – свежий ветер, дует вдоль озера. Култук – ветер, дующий с нижней оконечности (южной) Байкала, от одноименного залива  Култук  Ураганный ветер – сарма, поднимает штормовые волны на Байкале. Скорость ветра достигает 60 м/с.  Северо­восточный ветер – баргузин, или верховик, дующий вдоль озера. На Байкале чаще солнечная погода. Зимой в котловине господствует антициклон. Отчёт зоологов и ботаников. Органический мир Байкала уникален. В озере встречается около 1500 видов животных и более 1000 видов растений, большая часть из которых – водоросли. 70% обитателей озера – эндемики, т.е. организмы, не встречающиеся больше нигде, только на Байкале. К таким видам относится голомянка – живородящая рыбка, не имеющая чешуи. Розовато­белая, полупрозрачная состоит в основном из жира.   Раньше   голомянку   собирали   с   поверхности   воды   и   вытапливали   из   неё   жир,   который использовали для освещения и в лечебных целях.  В озере живет 56 видов рыб: байкальский осетр, таймень,   ленок,   черный   и   белый   хариус,   около   30   видов   бычков­подкаменщиков   и   основная промысловая рыба – деликатесный омуль. Единственное млекопитающее, которое обитает в Байкале – байкальская нерпа. Появление нерпы на Байкале ­ загадка для ученых до сих пор. Нерпа широко распространена по всему озеру, особенно в его средней и северной котловинах. В конце зимы – начале весны   животные   выходят   на  лёд   для   линьки   и   рождения   детенышей.   Именно   в  это  время   нерпа наиболее беззащитна перед охотниками и браконьерами, зато и наблюдение за ней в этот момент весьма облегчено. Жизнь многих характерных для Байкала животных неразрывно связана не только с самим озером, но и с его побережьем. Чайки, крохали, гоголи, турпаны, огари, орланы­белохвосты, скопы и  многие  другие  виды птиц  гнездятся на берегах озера и на его островах. К сожалению, некоторые виды птиц исчезли в результате деятельности человека – это баклан, серый гусь, таежный гуменник, сухонос и дрофа. Они исчезли за 50 лет.   Отчёт экологов. Уникальное по своей природе озеро имеет живописные берега и острова. Озеро Байкал с уникальным  органическим миром может раскрыть многие тайны эволюции животных и растений. Озеро богато  рыбными ресурсами, а хребты Прибайкалья имеют огромные запасы древесины – кедра, лиственницы,  сосны. Кедр – это ценные орехи, которые служат пищей для обитателей тайги и для человека. Масло  кедровых орехов используют в медицине и оптике. Озеро является рекреационным объектом Сибири.  Чистый воздух, минеральные источники, чистая прозрачная вода озера привлекают множество  туристов. В XX веке на берегах Байкала построен целлюлозно­бумажный комбинат, который в значительной  степени загрязняет воду озера. На реке Ангаре построили Иркутскую ГЭС, тем самым подпрудили  озеро Байкал, что привело к подъёму воды на 1 метр, к смыву с берегов грязи, к помутнению воды, к  гибели главного фильтра байкальской воды – планктона. Необходимы природоохранные мероприятия:   Регулировать рубку леса в бассейнах рек, впадающих в озеро. Запретить рубку леса на склонах хребтов, обращённых к Байкалу.     Запретить молевой сплав древесины по рекам. Построить очистные сооружения на предприятиях, расположенных на берегах озера и рек,  впадающих в Байкал. Создать базы отдыха с организованными посещениями озера туристами. Поднять экологическую культуру населения. Оценивание: А сечас на листах самооценки оцените работу своей пары и свою индивидуальную  работу. А также просмотрите и ндивидуальные листы. Оцените свою работу по заполнению  листов.( опрос 2 – 3 уч.)  Закрепление: работа по презентации. Оценивание. 1. 2. Вернёмся к нашей таблице. Вспомните, что вы хотели узнать о Байкале. Все ли ваши вопросы  раскрыты? Что нового вы узнали об озере? Заполните эту информацию в третьей колонке Таблицы.  Исправьте неверные утверждения в первой колонке, если они есть. С помощью каких источников информации вы достигли поставленных целей? V. Рефлексивно ­ оценочный Продолжите эти предложения: 1.Сегодня я узнал……. 2. Было интересно…… 3. Я понял, что……….. 4. Я научился………… 5. Меня удивило………  6. Теперь я могу ……. Итог урока: итак, сегодня на уроке нам удалось сформировать более глубокое представление об  уникальности природной жемчужины Сибири – озере Байкал.  Домашнее задание:  откройте свои дневники и запишите домашнее задание параграф 39,  дополнительное задание на выбор: ­ написать мини­сочинение на тему «Человек пришёл к Байкалу…» ­нарисовать плакат на тему: «Защитим Байкал!»        Мы живем в уникальном уголке нашей планеты, где находится объект мирового значения –  озеро Байкал. Каждый из нас по­своему видит Байкал, любит  его, гордится им. Именно от нас,  людей, зависит его будущее, его первозданность, его чистота.         Завершить урок мне бы хотелось следующими стихотворными строками:                                                   Байкал                                  Чиста, уникальна, прозрачна вода,                                        Безмолвная, но полная жизни тайга.                                        Шумит и волнуется бешеный вал –                                         Таким мне запомнился древний Байкал.                                        Красавица­дочь – Ангара удалая                                        Свой путь начинает из этого края,                                        А с нею три сотни речушек и рек, Все устремили к Байкалу свой бег.                                        С тревогой смотрю я в завтрашний день:                                        Будут ли жить там омуль, тюлень?                                        Как сохранить заповедное озеро,                                          Чтоб его воды не «целлюлозило»?                                        Чтоб достоянием народа стал                                        Славное море – священный Байкал? На этом наш урок окончен. Спасибо за внимание и активную работу на уроке. Можете идти.

Разработка урока "Байкал - жемчужина Сибири"

Разработка урока "Байкал - жемчужина Сибири"

Разработка урока "Байкал - жемчужина Сибири"

Разработка урока "Байкал - жемчужина Сибири"

Разработка урока "Байкал - жемчужина Сибири"

Разработка урока "Байкал - жемчужина Сибири"

Разработка урока "Байкал - жемчужина Сибири"

Разработка урока "Байкал - жемчужина Сибири"

Разработка урока "Байкал - жемчужина Сибири"

Разработка урока "Байкал - жемчужина Сибири"

Разработка урока "Байкал - жемчужина Сибири"

Разработка урока "Байкал - жемчужина Сибири"

Разработка урока "Байкал - жемчужина Сибири"

Разработка урока "Байкал - жемчужина Сибири"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.03.2017