Разработка урока химии с использованием технологии развития критического мышления в условиях реализации ФГОС ООО
Оценка 4.8

Разработка урока химии с использованием технологии развития критического мышления в условиях реализации ФГОС ООО

Оценка 4.8
Разработки курсов +1
doc
химия
10 кл—11 кл +1
30.11.2017
Разработка урока химии с использованием технологии развития критического мышления в условиях реализации ФГОС ООО
Курсовой проект на тему: «Разработка урока химии с использованием технологии развития критического мышления в условиях реализации ФГОС ООО» На современном этапе развития общества учитель должен приобретать новые роли и функции в учебном процессе. По Федеральным государственным стандартам общего образования (ФГОС) целью обучения становится раскрытие индивидуальных способностей ребенка, развитие его умственной активности. Особенность ФГОС ООО - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной модели, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС.
курсовая Илларионова ИГ.doc
БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Кафедра естественнонаучных дисциплин и здоровьесбережения Курсовой проект на тему: 1 «Разработка урока химии с использованием технологии развития критического мышления в условиях реализации ФГОС ООО» Выполнил(а):   Илларионова   Ирина   Григорьевна, учитель   химии   МБОУ   «Юнгинская СОШ     С.М.Михайлова» Моргаушского   района   Чувашской Республики                                 Проверил: им. _______________ Чебоксары 2017 Содержание  1.Введение ………………………………………………………… 3 2.Теоретические основы  технологии развития критического             мышления……………………………………………………..4 3.Разработка урока …………………………………………………9 4. Заключение …….………………………………………………...20 5. Литература ……………………………………………………... 21 2 Введение          На современном этапе развития общества учитель должен приобретать новые роли и функции в учебном процессе. По Федеральным государственным стандартам   общего   образования   (ФГОС)   целью   обучения   становится раскрытие индивидуальных способностей ребенка, развитие его умственной активности. Особенность ФГОС ООО ­ их деятельностный характер, который ставит   главной   задачей   развитие   личности   ученика.   Поставленная   задача требует перехода к новой системно­деятельностной образовательной модели, которая,   в   свою   очередь,   связана   с   принципиальными   изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Основополагающие идеи ФГОС, концепция   системно­деятельностного   подхода   предполагают   ряд значительных изменений и в организации и управлении современным уроком. Для   достижения   запланированного   результата,   требования   к   которому предъявляет   ФГОС,   современному   учителю   необходимо   принимать   во внимание   целый   ряд   условий   для   организации   эффективного образовательного   пространства   урока.   Это:   целеполагание;   мотивация; практическая значимость знаний и способов деятельности; интегративность знаний, отработка метапредметных УУД; подведение итогов каждого урока обучающимися,   наличие   обратной   связи   на   каждом   этапе   урока;   наличие блоков   самостоятельного   получения   знаний   обучающимися   в   процессе учебной   деятельности   с   разными   источниками   информации;   использование системы самоконтроля и взаимоконтроля как средств рефлексии; рефлексия как осознание себя в процессе деятельности; минимализация и вариативность домашнего   задания;   организация   психологического   комфорта   и   условий здоровьесбережения   на   уроке.   [5,   c.   32­33]   Решению   этих   задач   может успешно   способствовать   применение   такой   новой   современной педагогической   технологии,   как   технология   развития   критического мышления. 3 Теоретические основы  технологии  развития критического мышления Есть восточная пословица: «Можно привести верблюда на водопой, но нельзя  заставить   его  напиться». Эта  мудрость  отражает  основной  принцип обучения   ­   можно   создать   все   необходимые   условия   и   предпосылки   для учения,   но   самопознание   может   совершиться   только   тогда,   когда   ученик захочет познавать.             Другая мудрость, сформулированная древним китайским философом, учит   нас:   «Скажи   мне   и   я   забуду.   Покажи   мне   и   я   запомню.   Дай   мне действовать самому, и я научусь».                Меняются   времена,  меняются   поколения.  Каждое   новое   поколение стремится быть умнее предыдущего, усвоить его опыт и двигаться дальше в своем развитии и самосовершенствовании. Без этого нет прогресса.  Сегодня человека окружает мощное информационное поле, в котором нелегко ориентироваться не только ребенку, но и взрослому. Встает целый ряд вопросов: ­Как   научить   ребенка   разбираться   в   большом   потоке   информации, которую он получает ежедневно? ­Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? ­Как вовлечь учеников в образовательный процесс?         ­Как научить учиться? [1] При этом недостаточно ориентироваться на необходимость передачи и усвоения опыта, накопленного человечеством, важно умение самостоятельно приобретать   знание,   умение   работать   с   информацией,   анализировать   ее, видеть   и   решать   возникающие   в   разных   областях   проблемы.  Не   простое усвоение   знаний,  а   умение   их   творчески   применять   для   получения   нового знания,   научить   мыслить   детей   самостоятельного,   развить   критическое мышление   школьника.   Для   этого,   как   считает   автор,   весьма   полезно использовать современные образовательные технологии. Технология критического мышления – одна из новых образовательных технологий.   Она     была   предложена   в   середине   90­х   годов  XX  века американскими   психологами   Д.Стилом,   К.   Мередитом   и   Ч.   Темплом.  В основу   технологии   развития   критического   мышления   положены   идеи   и 4 положения   теории   Жана   Пиаже   об   этапах   умственного   развития   ребёнка; Льва Семёновича Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи   обучения   и   общего   развития   ребёнка;   Карла   Поппера   и   Р.Пола   об основах формирования и развития критического мышления; Э. Браун и И. Бек о метакогнитивном учении [2, c. 15­19].         Что такое критическое мышление? Критическое мышление – способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, как к стандартным, так   и   нестандартным   ситуациям,   вопросам   и   проблемам.   Для  того   чтобы учащийся   мог   воспользоваться   своим   критическим   мышлением,  ему   важно развить в себе ряд качеств, среди которых Д. Халперн выделяет:                    ­готовность к планированию,              ­гибкость,              ­настойчивость,               ­готовность исправлять свои ошибки,               ­осознание, поиск компромиссных решений [3, c. 43­45].   Под   термином   «критическое   мышление»   понимается     система мыслительных   характеристик   и   коммуникативных   качеств   личности, позволяющих эффективно работать с информацией.   Особенностями   этой технологии являются:     ­   на   этапах   технологии   могут   применяться   разнообразные   формы   и    ­ учебный процесс  строится  на закономерностях взаимодействия личности и информации,  закономерностях  и механизмах процессов познания;   стратегии работы  с текстом, организация дискуссий;        ­ особенности   технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и рефлексии. Любой ли человек может мыслить критически? Ж. Пиаже писал, что к 14­16 годам у человека наступает этап, когда создаются наилучшие условия для развития критического мышления. Вместе с тем это вовсе не означает, что данные навыки развиты у каждого из нас в одинаковой степени. Урок критического мышления учитель разбивает  на этапы: 1. Вызов: ­ актуализирует и обобщает имеющиеся у учащихся знания по данной теме; ­ пробуждает интерес к изучаемой теме; ­ побуждает ученика к активной деятельности. 2. Осмысление или реализация смысла: ­ получение новой информации; ­ осмысление новой информации; ­ соотнесение новой информации с собственными знаниями. 3. Размышления или рефлексия: ­   целостное   осмысление,   присвоение   и   обобщение   полученной информации; 5 ­ выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного – тем и проблем для дальнейшей работы (новый вызов); ­ анализ всего процесса изучения материала. Задачей   первой   стадии   занятия   является   пробуждение   интереса   к изучаемой   теме,   актуализация   знаний   по   теме   и   определение   направления дальнейшего   изучения   или   целеполагание.   Для   этого   учитель   использует целый   ряд   методических   приемов:  pисунок,   вопрос,   «Мозговой   штурм», прогнозирование (по схеме, картине), прогнозирование по ключевым словам, альтернативный   тест   (правильные   или   неправильные   высказывания), формулировка вопросов, ответы на которые нужно найти в тексте, кластер, таблица «Знаю–Хочу узнать – Узнал», гирлянда ассоциаций, загадки, ребусы, шарады, слайды презентации, видеофрагменты.    На стадии осмысления происходит знакомство с новой информацией. Важно на этом этапе организовать работу с новым материалом таким образом, чтобы ученики отслеживали собственное понимание новой информации, для этого используются: чтение текста с маркировкой и выделение ключевых слов подчёркиванием Задача стадии рефлексии ­ встроить новые знания в систему имеющихся сведений по теме, выработать отношение к ней и, если необходимо, наметить пути   дальнейшего   поиска   по   теме.   Для   реализации   целей   данной   стадии используются   различные   методики   рефлексии:   маркировочная   таблица, творческая   работа   –   синквейн,   рекламный   ролик,   рисунок,   возвращение   к ключевым   словам,   верным   и   неверным   утверждения,   ведение   дневника, письмо   другу,   достраивание   кластера   из   ключевых   слов,   перепутанные логические цепи. Таким образом, на каждой стадии учащиеся выполняют ряд задач и в итоге достигают определенных образовательных целей. На уроках химии технологию развития критического мышления  можно использовать   при   изучении   самых   разнообразных   тем.  Между   тем,   автор считает,   что   технология   развития   критического   мышления   наиболее приемлема на вводных уроках, уроках изучения и первичного закрепления новых   знаний.   Данная   технология   представляет   собой   педагогическую систему,   направленную   на   формирование   у   учащихся   аналитического мышления,   позволяет   детям   самостоятельно   добывать   знания,   развивает мыслительные способности, т.к. дети должны сформулировать, убедительно аргументировать   свою   мысль   и  донести   ее  суть   до   слушателя,  т.е.  обучая партнера, обучаешься сам. Например, эта технология наиболее приемлема при изучении   тем   «Вода»,   «Простые   вещества   –   металлы,   неметаллы», «Применение веществ», т.к. у детей уже есть некий жизненный опыт, багаж понятий,   знаний   и   умений,   а   тут   появляется   прекрасная   возможность расширить их кругозор. химии,   например,   при   Технология   критического   мышления     приемлема   и   на   других   уроках   выполнении   практических   работ,   связанных   с 6 Учащиеся   перечисляют   все   возникшие   ассоциации,   которые     также решением экспериментальных задач по определению   веществ, где вызовом является задача, осмыслением – изучение физических и химических свойств веществ, составление плана   определения веществ и выполнение работы, а рефлексией – составление   выводов. Польза от этого несомненна, т. к. она направлена   на   самореализацию   и   саморазвитие       ученика.   Единственное требование ­ это должен быть активный урок, в ходе которого дети больше говорят, чем слушают преподавателя.           На своих уроках автор использует следующие приемы.     1 СТАДИЯ ­ ВЫЗОВ     Прием «Покопаемся в памяти».  ­ Какая тема? (назовите ее);  ­ Что вы уже знаете об этом?  ­ Почему вам это нужно знать?            Прием «Ассоциация».     Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос:  ­ О чем может пойти речь на уроке?  ­ Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «…»   записываю на доске.      Прием «Перепутанные логические цепочки».        Учащиеся интегрируют свои собственные идеи с идеями, изложенными в тексте, для того, чтобы перейти к новому пониманию.        На   доске   написаны   верные   и   неправильные   цитаты,   ученики   должны прочитать   и   поставить   знак   «+»   там   где   они   считают,   что   высказывание правильное и знак «­ » там, где по их мнению оно неверно.     Прием «Инструкции».    На стадии вызова учащимся могут быть даны инструкции по их дальнейшей работе   в   течение   урока.   Например,   урок   по   теме:   «Скорость   химической реакции». Класс делится на количество частей в тексте.      Инструкция для учащихся:   В каждой группе назначается эксперт в своей области:  Эксперт 1 ­  Скорость химических реакций.  Эксперт 2 ­  Факторы, влияющие на скорость химической реакции.  Эксперт 3 ­  Катализаторы.  Эксперт 4 ­  Обратимые и необратимые реакции.  Правила работы в экспертной группе:   Надо изучить вопрос так, чтобы суметь объяснить партнерам.   Ищите эффективные способы преподнесения информации.   Разъясните то, что другим осталось не понятным.  2. СТАДИЯ­ОСМЫСЛЕНИЯ.    Прием «Пометки на полях».     Учащиеся получают текст и делают в нем соответствующие пометки:  7 Прием «Маркировочная таблица».     Этот прием целесообразно применять совместно с приемом «Пометки на полях». После прочтения текста ученик составляет маркировочную таблицу, в каждый   столбик   которой   вписываются   предложения   с   соответствующими пометками:   Материал   обсуждается   в   парах,   ученик   от   пары   сообщает информацию,   которая   фиксируется   учителем   на   доске.   Обсуждение информации способствует ее систематизации и дает возможность ответить на возникшие вопросы.     Прием «Двухчастный дневник».         Во время объяснения материала ведутся   дневники, состоящие из двух частей, в первой части ведется конспект излагаемого материала, очень важно во   время   объяснения   не   перебивать   докладчика,   поэтому   возникающие вопросы или не ясные моменты фиксируются во второй части и затем к ним возвращаются.   Также   работать   с   такими   дневниками   можно   и   во   время лекции,   читаемой   учителем.   Особенно   полезно   использовать   двойные дневники, когда учащиеся получают задание самостоятельно изучить какой­то большой   текст   дома.     Этот   прием   целесообразно   применять   совместно   с приемом «Инструкции».      3. СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ.    Прием «Кластер». Разбивку на кластеры можно использовать  как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Разбивка на кластеры очень проста и легко запоминается:  1. Необходимо написать ключевое слово или предложение в середине листа или доски.  2. Далее записывают слова или предложения, которые приходят на ум в связи с данной темой.  3. По мере того как возникают идеи, необходимо устанавливать связи между ними.       Прием «Синквэйн».          Синквэйн ­ это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала  в коротких  выражениях. Каждому ученику  дается  время на  то, чтобы   написать   синквэйн.   Затем   он   повернется   к   партнеру   и   из   двух синквэйнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это даст им возможность   поговорить   о   том,   почему   они   это   написали   и   еще   раз критически   рассмотреть   данную   тему.   Кроме   того,   этот   метод   потребует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи,   которые   они   могут   увязать   со   своими.   Затем   весь   класс   может ознакомиться с парными синквэйнами.     Правила написания синквэйна:   В первой строчке тема называется одним словом (существительным).   Вторая строчка­это описание темы в двух словах (два прилагательных).   Третья строка­описание действия в рамках темы тремя глаголами.   Четвертая – это крылатая фраза, показывающая отношение к теме.  8 Пятая ­ Синоним из одного слова, который повторят суть темы.  Алмаз. Бесцветный, твердый. Режет, сверлит, свет преломляет. Это любимый камень ювелиров. Углерод.     Есть и другие приемы: прием «Эссе», «Рекламный ролик», «Самоанализ» «Ключевые слова» и др.  Например, приём «Взаимообучение».  Легче всего научиться, обучая других.   Разработка урока  с использованием технологии  критического мышления Тема:  Определение молекулярной формулы вещества. Предмет:    Химия Класс:     10 Автор УМК:     Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман, Н.Н. Гара Тема урока: Определение молекулярной формулы вещества. Тип урока: комбинированный. Цель   урока:   Определение   молекулярной   формулы   вещества   по   массовым долям элементов, по продуктам сгорания вещества. Расчётные задачи : установление молекулярной формулы вещества. Виды деятельности: Решение задач. Планируемые результаты Предметные Умение   определять   молекулярную   формулу   вещества   разными   способами. Работа с алгоритмами.  Метапредметные Познавательные УУД: умение анализировать объекты, явления с выделением существенных и несущественных признаков. Личностные   УУД:   умение   выявлять   и   формулировать   проблемы собственной деятельности. Умение работать с расчетными формулами. Регулятивные УУД: умения определять учебные задачи; планировать и 9 организовывать свою деятельность по их решению. Коммуникативные   УУД:   умения   вступать   в   речевое   общение; аргументировать   свою   точку   зрения;   адекватно   воспринимать   иные мнения и идеи. Личностные Проявление   устойчивого   познавательного   интереса,   инициативы   и любознательности   в   изучении   мира   веществ   и   реакций;   аккуратности, точности выполнения работы, настойчивости в достижении цели, в доведении начатого до конца. Оборудование:  карточки – задания для самостоятельного решения и проверки задач. Используемые   технологии   критического   мышления:  метод   ассоциаций, «мозговой штурм», синквейн. Структура урока по технологии развития критического мышления Деятельность учителя Деятельность учащихся Приёмы и методы ^ Стадия вызова Вызывает уже имеющиеся  знания, задаёт вопросы по  ранее изученному материалу,  обсуждает полученную от  учащихся информацию. Вспоминают, анализируют,  систематизируют уже  имеющиеся знания по этой  теме, демонстрируют свои  знания с помощью устной  речи. «Мозговой штурм»,  «Покопаемся в памяти».  Совместное обсуждение  полученных результатов. ^ Стадия осмысления Рассказывает содержание  нового материала, ведёт  записи на доске,  поддерживает интерес  учащихся к теме,  контролирует выполнение  лабораторных опытов. Слушают объяснение учителя, ведут записи в тетрадях,  выполняют задание  самоконтроля – решение  задачи по образцу. Ведение записей в  тетради, ответы на  поставленные вопросы,  решение задачи по  образцу – самоконтроль.  Работа ведётся  индивидуально,  самоорганизация своей  деятельности. 10 ^ Стадия рефлексии Помогает проанализировать  изученную информацию,  установить причинно ­  следственные связи между  блоками информации.  Соотносят новую  информацию с уже  имеющимися знаниями.                                                                                                     Ответы на поставленные  вопросы, возврат к  ключевым словам и  алгоритму решения  задач. Работа ведётся  совместно со всеми  учащимися. Ход урока                                                                Умение решать задачи есть искусство,                                                                                           приобретенное практикой.                                                                                                                  Д.Пойа. I. Организационный момент. (1мин)  подготовка аудитории к работе  приветствие  наличие учащихся.  II. I.Этап «Вызов» (побуждение). Мотивация учебной деятельности (1мин)  Сообщение  темы  и эпиграфа   урока, постановка   познавательных  задач  для учащихся. Тема урока и эпиграф записаны на доске.  Задачи учащихся:  понять, как производить вычисления на вывод молекулярной формулы  вещества;  научиться пользоваться алгоритмом решения задач.   III. II.Этап «Осмысление». Актуализация знаний учащихся. (13мин).   «Покопаемся в памяти». 1.Молекулярная (истинная) формула — ?...(формула, в которой  отражается реальное число атомов каждого вида, входящих в  молекулу вещества. Например, С6Н6 — истинная формула бензола). 11 2.Простейшая (эмпирическая) формула — ?.. (показывает соотношение  атомов в веществе. Например, для бензола соотношение С:Н = 1:1, т.е.  простейшая формула бензола — СН). 3.Молекулярная формула может совпадать с простейшей или быть кратной ей.  Примеры. Вещество Этанол Бутен Уксусная кислота С2Н4О2 Молекулярная  формула С2Н6О С4Н8 Соотношение  атомов С:Н:О = 2:6:1 С:Н = 1:2 С:Н:О = 1:2:1 Простейшая  формула С2Н6О СН2 СН2О   то   его   молекулярная   масса 4.Массовая   доля   элемента   —?..(  это   его   содержание   в   веществе   в процентах   по   массе).Например,   в   веществе   состава   С2Н4 содержится   2 атома   углерода   и   4   атома   водорода.   Если   взять   1   молекулу   такого вещества,   будет   равна: Мr(С2Н4) = 2 • 12 + 4 • 1 = 28 а.е.м. и там содержится 2 • 12 а.е.м. углерода. Чтобы найти массовую долю углерода в этом веществе, надо его массу  разделить на массу всего вещества: ω (C) = 12 • 2 / 28 = 0,857 или 85,7%. Если вещество имеет общую формулу СхНуОz, то массовые доли каждого  их атомов так же равны отношению их массы к массе всего вещества. Масса х атомов С равна — 12х, масса у атомов Н — у, масса z атомов кислорода  — 16z. Тогда ω Если записать эту формулу в общем виде, то получится следующее  выражение: (C) = 12 • х / (12х + у + 16z) Атомная масса атома Э  •  число атомов Э в молекуле Массовая доля атома  Э в веществе   = Аr(Э) • z —————— Mr(вещ.) Молекулярная масса вещества 5.Относительная плотность D — это величина, которая показывает, во  сколько раз газ Х тяжелее газа У. Её рассчитывают как отношение молярных  масс газов Х и У: DпоУ(Х) = М(Х) / М(У) Часто для расчетов используют относительные плотности газов по водороду и 12 по воздуху. Относительная плотность газа Х по водороду: Dпо H2 = M(газа Х) / M(H2) = M(газа Х) / 2 Воздух — это смесь газов, поэтому для него можно рассчитать только  среднюю молярную массу. Её величина принята за 29 г/моль (исходя из  примерного усреднённого состава). Поэтому:  Dпо возд. = М(газа Х) / 29 6.Абсолютная   плотность   газа  —  ?...(это  масса   1  л  газа   при  нормальных условиях).   ρ m,  а  молярную   массу   газа   можно   найти,  умножая   плотность   на  =   М  /  V молярный объём.  IV. Изложение нового материала. (25мин) Алгоритм решения задачи: 1. Внимательно прочитать условие задачи. 2.Записать, что дано.  3. Нахождение молярной массы исходного вещества 4. Нахождение простейшей формулы искомого вещества.  5.   Нахождение   относительной   молекулярной   массы   по   простейшей формуле искомого вещества.  6. Сравнение относительных молекулярных масс, найденных по истинной и простейшей формуле искомого вещества. 7. Нахождение истинной формулы искомого вещества.  8. Запись ответа задачи             Задача   1.   Определить   молекулярную   формулу   предельного   углеводорода, если его молекулярная масса равна 100. Решение. Выразим молекулярную формулу ПУВ через его общую формулу. M(СnH2n+2)=12n+2n+2=100 Подставляем в общую формулу значения относительных атомных масс С и Н из ПСХЭ, получается уравнение с одним неизвестным, решим его: 14n=98   n=7, молекулярная формула    С7H16       Задача 2. Определить молекулярную формулу циклоалкана, если  относительная плотность его по водороду 21. Решение. М=2*D(Н2)= 2х21= 42 Общая формула циклоалкана  M(СnH2n)=12n+2n=42                                                                 n=3   Ответ:  С3H6   ­ циклопропан.          Другой разновидностью задач являются задачи на определение формул веществ по массовым долям атомов, входящих в его состав. 13 Задача 3. Найдите молекулярную формулу углеводорода, массовая доля   водорода   в   котором   составляет   20%.   Относительная   плотность углеводорода по воздуху равна 1,035.            Решение.  Дано:                            w(H) = 20%                         D(возд) = 1,035 Найти  1)w(C) = 80% 2)М (в­ва) = 1,035х29 = 30 (г/моль) 3)Массовая доля элемента в веществе w(э) = Аr(э) n/Мr(в­ва) 4)n(Н)= Мr(в­ва)х w(э) / Аr(э)=30х0,2/1=6 5)n(С)= Мr(в­ва)х w(э) / Аr(э)=30х0,8/12=2        Ответ:С2Н6            В   органической   химии   нередко   встречаются   задачи   на   вывод   молекулярной  формулы   вещества,  если  имеются  количественные   данные  о продуктах его сгорания.        Задача 4: При сгорании 8,6 г углеводорода образовалось 26,4 г оксида  углерода (IV) и 12,6 г воды. Плотность углеводорода по воздуху равна 2,966.  Определите молекулярную формулу углеводорода. 1.  Составьте краткую запись условия задачи: Дано:                                          Решение: M (в­ва) = 8,6 г M (CO2) = 26,4 г M (H2O) = 12,6 г Dвозд = 2,966 Найти М.ф. 2.  Найдите молярную массу углеводорода: М (в­ва) = Dвозд * Мвозд = 2,966 * 29 = 86 г/моль 3. Запишите в виде таблицы формулы веществ по условию задачи,  используя для записи числа атомов углерода и водорода в виде  неизвестных Х и У в первую колонку: СхНу СО2  Н2О 4.  Запишите массы веществ во вторую колонку: СхНу   8,6г СО2     26,4г Н2О     12,6г 5. В третью колонку их молярные массы: СхНу   8,6г       86 г/моль 14 СО2     26,4г     44 г/моль Н2О     12,6г     18 г/моль 6.  В четвертую – количества этих веществ по формуле n = m / M СхНу   8,6г       86 г/моль       0,1 моль СО2     26,4г     44 г/моль       0,6 моль Н2О     12,6г     18 г/моль      0,7 моль 6. В пятую колонку запишем количества веществ в целых числах, умножив все величины на 10: СхНу   8,6г       86 г/моль       0,1 моль      1 моль СО2     26,4г     44 г/моль       0,6 моль      6 моль Н2О     12,6г     18 г/моль      0,7 моль       7 моль 7. Исходя из этого:                                                    6 моль С  1 моль СхНу содержит                                                    14 моль Н (так как в молекуле Н2О 2 атома                                                                                     водорода)   8. Запишите формулу углеводорода:    С6Н14 9.  Запишите ответ: С6Н14 III. Этап «Рефлексия» 1. Ученикам на данном этапе предлагается подвести итог, выполнив синквейн. 1) Ученики работают сначала каждый индивидуально. На 1­й строчке записываем одно слово – существительное. Это тема урока. На   2­й   строчке  записываем   два   прилагательных,   раскрывающих   тему синквейна. На 3­й строчке записываем три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На 4­й строчке размещаем фразу, состоящую из нескольких слов, с помощью которой ученик выражает свое отношение к теме. 5­ая строчка – слово­резюме, вывод. 2) Обмен информацией в парах. 3)   Знакомство   с   синквейнами   в   группе,   обсуждение,   перенос   итогового синквейна на постер и его озвучивание.  Формула Простейшая, молекулярная Найти, искать, не сдаваться Гюльчетай, открой личико! Ответ  2. Подводится итог урока и проводится оценивание учащихся. Домашнее задание: задание: 1.на с.23 учебника 15 .                                                                                           16 Деятельность учителя Деятельность учащихся Технологическая карта урока Формируемые УУД 1 2 3 4 5 6 познавательные регулятивные коммуникативные личностные I. Этап «Актуализация знаний и умений» Понимать смысл  информации Слушают ответы  одноклассников. Обсуждают ответы одноклассников. Слушают  заключение  учителя Уметь слушать в  соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять  высказанные мнения по существу полученного  задания. Осуществлять само­ и  взаимоконтроль Строить продуктивное  взаимодействие со  сверстниками и  взрослыми. Понимать и  воспринимать на слух  замечания учителя. Вызванные учащиеся:  строить  монологическое  высказывание,  адекватно использовать речь Самостоятельно  выполняют  задания Использовать знаково­ символические  средства для  раскрытия сущности  химических процессов Принимать и сохранять учебную задачу. Выполнять учебные  действия в  материализованной  форме 1. Организует  деятельность по  проверке  домашнего  задания:  ­ проводит опрос  во фронтальном  режиме; ­ подводит итог  опроса 2. Организует  деятельность по  выполнению  заданий на  повторение: ­ предлагает  самостоятельно  расставить  коэффициенты в  схемах  химических  реакций и  прочитать  уравнения; ­ открывает на  экране  (интерактивной  доске) схемы  уравнений  реакций; ­ контролирует  процесс  выполнения  заданий  3. Организует  обсуждение  результатов  выполнения  заданий:  ­ открывает на  экране  (интерактивной  доске) уравнения  реакций; ­ предлагает  учащимся  сравнить свои  результаты  выполнения  заданий с  правильными  ответами; ­ подводит итог  выполнения  заданий 4. Организует  деятельность по  Сравнивают свои  результаты  выполнения  заданий с  правильными  ответами. Корректируют  ответы (в случае  необходимости)  Слушают  заключение  учителя Анализировать объекты с выделением  существенных и  несущественных  признаков Осуществлять  самоконтроль процесса выполнения задания Адекватно  воспринимать оценку  учителя Понимать и  воспринимать на слух  замечания учителя 18 актуализации  понятий  «молярная  масса» и  «количество  вещества»,  «массовая доля»,  «относительная  плотность  газов»: ­ предлагает  учащимся дать  определение  этих  понятий, записать  связывающую их  математическую  формулу; 1. Организует  деятельность по  проведению  расчетов  молекулярной  формулы  вещества: ­ вводит алгоритм  решения задач на  нахождение  молекулярной   формулы веществ  на конкретном  примере  Отвечают по  вызову учителя  или по желанию. Слушают ответы  одноклассников. Обсуждают ответы одноклассников Понимать смысл  информации. Давать определения  понятиям. Использовать знаково­ символические  средства для  выполнения заданий Принимать и сохранять учебную задачу.  Уметь слушать в  соответствии с целевой установкой. Осуществлять само­ и  взаимоконтроль Строить продуктивное  взаимодействие со  сверстниками и  взрослыми. Вызванные учащиеся:  строить  монологическое  высказывание,  адекватно использовать речь II. Этап «Изучение нового материала» Записывают в  тетради решение  задачи в  соответствии с  алгоритмом Использовать знаково­ символические  средства для решения  задач Принимать и сохранять учебную задачу. Осуществлять  контроль и коррекцию  своей деятельности Понимать и  воспринимать  объяснение учителя  Понимать значимость  естественнонаучных и  математических знаний для решения  практических задач 19 2. Организует  деятельность по  решению задач на  вывод  молекулярной  формулы в  соответствии с  алгоритмом: ­ предлагает  условия задач; ­ контролирует  процесс решения  задач 1. Организует  деятельность по  выполнению  задания 3 на с. 23  учебника: Использовать знаково­ символические  средства для решения  задач Вызванный  учащийся: у доски выполняет  задание. Остальные  учащиеся:  выполняют задание в тетради Вызванный учащийся:  строить  монологическое  высказывание,  адекватно использовать речь. Понимать и  адекватно  воспринимать  замечания учителя Выполнять учебные  действия в  материализованной  форме. Использовать  правила (алгоритм) в  планировании и  контроле способа  решения задачи. Осуществлять  самоконтроль процесса решения задачи и  коррекцию своей  деятельности III. Этап «Закрепление нового материала» Самостоятельно  выполняют задание 3 на с.23 учебника Понимать и  интерпретировать  информацию,  представленную в  форме таблицы (аспект смыслового чтения). Использовать знаково­ символические  средства для решения  задач Анализировать объекты с выделением  существенных и  несущественных  признаков Выполнять учебные  действия в  материализованной  форме. Использовать  правила (алгоритм) в  планировании и  контроле способа  решения задачи. Принимать и сохранять учебную задачу. Уметь слушать в  соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять  высказанные мнения по существу полученного  задания. Осознанно строить  речевое высказывание,  уметь слушать  собеседника; адекватно использовать устную  речь. Строить продуктивное  взаимодействие со  сверстниками и  20 2. Организует  работу по анализу выполнения  задания 3 на с.23: ­ предлагает  осуществить  самооценку; ­ предлагает  озвучить  Отвечают по  вызову учителя  или по желанию. Слушают ответы  одноклассников. Обсуждают ответы одноклассников Осуществлять само­ и  взаимоконтроль взрослыми IV. Этап «Домашнее задание» Адекватно  воспринимать оценку  учителя Слушают учителя. Записывают  домашнее задание правильный ответ; ­ предлагает  сравнить свой  ответ с  озвученным  правильным  ответом; ­ предлагает  учащимся,  допустившим  ошибки,  установить их  причины Подводит итог  урока, отмечает  наиболее активных учащихся,  выставляет  отметки по  результатам  работы на уроке. Организует  объяснение  выполнения  домашнего  задания: 1.на с.23  учебника.. 21 принимать   решения,                                                                                                     Заключение         Cовременное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны   самостоятельно   действовать,   гибко адаптироваться   к   изменяющимся   условиям   жизни.   Технология   развития критического мышления позволяет реализовать эти задачи через включение в урок разнообразных методов и приёмов. Использование технологии развития критического   мышления   делает   уроки   разнообразнее,   обеспечивает деятельность учащихся на каждом этапе урока. Автору в ходе урока удаётся применить   6­7   видов   деятельности   учащихся.   При   составлении   кластера, синквейна,   написании   эссе   школьники   имеют   возможность   общаться   через парную или групповую работу, проявлять своё творчество. Выполняя задания самоконтроля и самооценки, работая с инструктивными карточками, ученики развивают   навыки   самоорганизации   и   саморегуляции,   навыки   самоанализа, критического отношения к себе. Это – большой плюс. Но при работе в рамках этой   технологии   автор   столкнулся   с   тем,   что   на   уроке   тратится   много времени   на   вычерчивание   в   тетрадях   блок­схемы   кластера,   таблиц.  Чтобы ускорить этот процесс, автор готовит раздаточный материал, перед уроком набирает основу кластера и уже во время занятия выдает её каждому ученику, затем по ходу работы ученики сама вклеивают или прикрепляют степлером карточки   в   тетради.   Ещё   одна   проблема   при   использовании   данной технологии ­ большая подготовительная работа учителя, так как пока ещё нет пособий заданиями.         Несмотря на все это, методы и приёмы технологии развития критического мышления позволяют и ученикам, и учителю работать творчески.  готовыми     с Литература 1.Береснева Е.В., Загвоздкина Е.Н. Использование технологии критического мышления при изучении органической химии //Химия в школе – 2008 ­ №8   2. Халперн Д. Психология критического мышления. ­ СПб. Изд­во «Питер»,  2000  3..Чернавская А.П.  РКМПЧП  как педагогическая технология.  Н Новгород, 2001. 4.Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. «Химия­10» — М.: «Просвещение», 2010 5.Федеральный   Образовательный   Стандарт:   Государственный www.standart.edu.ru 23 Название курсовой работы: «Разработка урока с использованием технологии развития критического мышления в условиях введения ФГОС ООО». Автор­составитель: Илларионова Ирина Григорьевна, учитель химии МБОУ «Юнгинская СОШ им. С.М.Михайлова» Моргаушского района ЧР Аннотация:  Основное внимание в данной работе автор уделяет проблеме перехода к новой системно­деятельностной образовательной модели, которая связана   с   принципиальными   изменениями   деятельности   учителя.   В   статье рассматривается   технология   развития   критического   мышления,  как   способ организации эффективного образовательного пространства урока, творческой деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также представлена разработка урока по химии в 10 классе с использованием ТРКМ. 24

Разработка урока химии с использованием технологии развития критического мышления в условиях реализации ФГОС ООО

Разработка урока химии с использованием технологии развития критического мышления в условиях реализации ФГОС ООО

Разработка урока химии с использованием технологии развития критического мышления в условиях реализации ФГОС ООО

Разработка урока химии с использованием технологии развития критического мышления в условиях реализации ФГОС ООО

Разработка урока химии с использованием технологии развития критического мышления в условиях реализации ФГОС ООО

Разработка урока химии с использованием технологии развития критического мышления в условиях реализации ФГОС ООО

Разработка урока химии с использованием технологии развития критического мышления в условиях реализации ФГОС ООО

Разработка урока химии с использованием технологии развития критического мышления в условиях реализации ФГОС ООО

Разработка урока химии с использованием технологии развития критического мышления в условиях реализации ФГОС ООО

Разработка урока химии с использованием технологии развития критического мышления в условиях реализации ФГОС ООО

Разработка урока химии с использованием технологии развития критического мышления в условиях реализации ФГОС ООО

Разработка урока химии с использованием технологии развития критического мышления в условиях реализации ФГОС ООО

Разработка урока химии с использованием технологии развития критического мышления в условиях реализации ФГОС ООО

Разработка урока химии с использованием технологии развития критического мышления в условиях реализации ФГОС ООО

Разработка урока химии с использованием технологии развития критического мышления в условиях реализации ФГОС ООО

Разработка урока химии с использованием технологии развития критического мышления в условиях реализации ФГОС ООО

Разработка урока химии с использованием технологии развития критического мышления в условиях реализации ФГОС ООО

Разработка урока химии с использованием технологии развития критического мышления в условиях реализации ФГОС ООО

Разработка урока химии с использованием технологии развития критического мышления в условиях реализации ФГОС ООО

Разработка урока химии с использованием технологии развития критического мышления в условиях реализации ФГОС ООО

Разработка урока химии с использованием технологии развития критического мышления в условиях реализации ФГОС ООО

Разработка урока химии с использованием технологии развития критического мышления в условиях реализации ФГОС ООО

Разработка урока химии с использованием технологии развития критического мышления в условиях реализации ФГОС ООО

Разработка урока химии с использованием технологии развития критического мышления в условиях реализации ФГОС ООО

Разработка урока химии с использованием технологии развития критического мышления в условиях реализации ФГОС ООО

Разработка урока химии с использованием технологии развития критического мышления в условиях реализации ФГОС ООО

Разработка урока химии с использованием технологии развития критического мышления в условиях реализации ФГОС ООО

Разработка урока химии с использованием технологии развития критического мышления в условиях реализации ФГОС ООО

Разработка урока химии с использованием технологии развития критического мышления в условиях реализации ФГОС ООО

Разработка урока химии с использованием технологии развития критического мышления в условиях реализации ФГОС ООО

Разработка урока химии с использованием технологии развития критического мышления в условиях реализации ФГОС ООО

Разработка урока химии с использованием технологии развития критического мышления в условиях реализации ФГОС ООО

Разработка урока химии с использованием технологии развития критического мышления в условиях реализации ФГОС ООО

Разработка урока химии с использованием технологии развития критического мышления в условиях реализации ФГОС ООО

Разработка урока химии с использованием технологии развития критического мышления в условиях реализации ФГОС ООО

Разработка урока химии с использованием технологии развития критического мышления в условиях реализации ФГОС ООО

Разработка урока химии с использованием технологии развития критического мышления в условиях реализации ФГОС ООО

Разработка урока химии с использованием технологии развития критического мышления в условиях реализации ФГОС ООО

Разработка урока химии с использованием технологии развития критического мышления в условиях реализации ФГОС ООО

Разработка урока химии с использованием технологии развития критического мышления в условиях реализации ФГОС ООО

Разработка урока химии с использованием технологии развития критического мышления в условиях реализации ФГОС ООО

Разработка урока химии с использованием технологии развития критического мышления в условиях реализации ФГОС ООО

Разработка урока химии с использованием технологии развития критического мышления в условиях реализации ФГОС ООО

Разработка урока химии с использованием технологии развития критического мышления в условиях реализации ФГОС ООО

Разработка урока химии с использованием технологии развития критического мышления в условиях реализации ФГОС ООО

Разработка урока химии с использованием технологии развития критического мышления в условиях реализации ФГОС ООО

Разработка урока химии с использованием технологии развития критического мышления в условиях реализации ФГОС ООО

Разработка урока химии с использованием технологии развития критического мышления в условиях реализации ФГОС ООО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2017