Тема: Н.В.Гоголь.»Шинель». Образ «маленького человека» в литературе
(с обобщением ранее изученного)
Цели: - углубить представление учащихся о «маленьком человеке»;
- развивать умение учащихся анализировать, сосредоточить
внимание учащихся на значимых художественных деталях;
- воспитывать доброту, заботливое отношение к людям.
Ход урока.
I. Организационный момент
II. Актуализация прежних знаний и их углубление.
1). Вхождение в тему. Ученик читает стихотворение Р Рождественского (индивидуальное задание).
На Земле
безжалостно маленькой
жил да был человек маленький.
У него была служба маленькая.
И маленький очень портфель.
Получал он зарплату маленькую...
И однажды —
прекрасным утром —
постучалась к нему в окошко
небольшая,
казалось,
война...
Автомат ему выдали маленький.
Сапоги ему выдали маленькие.
Каску выдали маленькую
и маленькую —
по размерам —
шинель.
...А когда он упал —
некрасиво, неправильно,
в атакующем крике вывернув рот,
то на всей земле
не хватило мрамора,
чтобы вырубить парня
в полный рост!
1969
- Ребята, как вы поняли, о чём это стихотворение? Какую тему раскрывает автор?
(Автор раскрывает тему «маленького человека». Жил человек маленький, совсем не заметный, ничем он не выделялся, и всё у него было маленькое. Но когда пришла , казалось бы, небольшая беда в виде войны, то этот маленький человек проявил себя героически, защищая свою Родину. А когда он погиб, то на памятник не хватило мрамора. Так автор хотел подчеркнуть, что у маленького человека есть огромное любящее сердце, которое не позволило ему оставить Родину в беде и где-нибудь отсидеться. Из маленького человека он превратился в огромного былинного богатыря, защитившего свою Родину)
2). -Сегодня нам предстоит вспомнить, кто же это – «маленький человек», с какими «маленькими людьми» мы с вами уже познакомились, узнать новые имена, увидеть, в чём их сходство и различие. Ведь нам предстоит ещё одна встреча с очень не простым «маленьким человеком».
-Итак, вы получили домашнее задание - вспомнить и записать в тетрадь определение «маленький человек».
( «Маленький человек» - это человек невысокого социального положения и происхождения, у него нет выдающихся способностей. Он не отличается силой характера. Он добрый, никому не делает зла, но при этом он не защищён от несправедливости. )
Слайд. Этот человек маленький в социальном плане, потому что занимает одну из нижних ступеней социальной лестницы. Его место в обществе маленькое и незаметное.
Мир его духовной жизни узок, обеднён, наполнен запретами. Он находится в узком и замкнутом круге своих жизненных интересов.
- Образ «маленького человека» появился в мировой литературе в XIX веке и стал очень популярным. Этот герой представляет собой личность из низких социальных слоёв, со своими достоинствами и недостатками, радостями и печалями, мечтами и надеждами.
Впервые термин «маленький человек» был использован в 1840 году критиком В.Г.Белинским при рассмотрении произведения А.С.Грибоедова «Горе от ума». Но о простых людях из народа, о любви к маленькому человеку начали говорить ещё раньше. Например, писатель Николай Михайлович Карамзин в своей повести «Бедная Лиза» (с этим произведением вам предстоит познакомиться в 9 классе) рассказал о жизни бедной крестьянки и сделал великое открытие: «…и крестьянки чувствовать умеют» (слайд).
3). Реализация домашнего задания.
- Мы с вами изучили произведения А.С.Пушкина, в которых тоже есть «маленький человек». Вы должны были приготовить рассказ о таких людях.
( Учащиеся рассказывают о Самсоне Вырине из «Станционного смотрителя», о Савельиче и семье Мироновых из «Капитанской дочки»)
4). - Образ «маленького человека» раскрывали многие писатели. И каждый писатель представлял его по-своему. Приведу несколько примеров, и вы сами убедитесь в этом.
Слайд. М.Ю.Лермонтов в романе «Герой нашего времени» показывает безобидного, простоватого рядового армейского офицера Максима Максимыча, который твёрдо знает, что людей обижать нельзя. И даже когда его обижают, он оправдывает своего обидчика.
Слайд. Л.Н.Толстой в романе «Война и мир» рассказывает о капитане Тушине, робком и не уверенном в себе человеке, привыкшем подчиняться приказам. Но в сложной ситуации, когда армия получила приказ отступать, а батарея Тушина не получила его, он проявил себя героически, думая не о себе, а о Родине, о её защите. Маленькая кучка людей под командованием капитана Тушина так героически отстаивала свои позиции, словно это была целая армия.
Слайд. Лесков Николай Семеновия написал повесть «Левша». Кто там «маленький человек»? Конечно, Левша – безропотный, талантливый человек из народа, который заботится о Родине больше, чем царь и придворные. Даже умирая, никому не нужный, что он просит передать царю? Не чистить ружья кирпичом. Это он подсмотрел у англичан.
Слайд. Ф.М.Достоевский тоже показывал «маленьких людей». Например, герой романа «Преступление и наказание» Мармеладов – пьяница, ничтожный, с его точки зрения, человек, не имеющий работы. Но он философ. Приведу пример его философских рассуждений. «…бедность не порок, а истина. Но нищета - порок. В бедности вы ещё сохраняете своё благородство врождённых чувств, но в нищете же никогда и никто».
Слайд. А.П.Чехов постоянно высмеивает «маленького человека» на страницах своих рассказов. Например, рассказ «Толстый и тонкий». Вы все, наверно, помните бедного чиновника, который встретился со своим бывшим одноклассником. И как он изменился, узнав , что тот по должности выше его. Даже чемоданы скукожились.
Слайд. Не всегда «маленький человек» - положительный герой. Например, в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» есть такой персонаж – Молчалин, занимающий должность секретаря. Он хитрый, коварный, подлый лжец, который ни перед чем не остановится ради достижения своей цели (положение в обществе, богатство). Но этого человека стоит пожалеть, ведь угождать и приспосабливаться его учили с самого детства.
- Это далеко не весь список «маленьких людей», ведь к образу «маленького человека» обращались многие писатели. Не стал исключением и Н.В.Гоголь. Критики отмечают, что его повесть «Шинель» по глубине идеи стоит выше всего написанного Гоголем.
Русский писатель Н.Г.Чернышевский сказал (слайд):
Гоголю многим обязаны те, которые нуждаются в защите,
он стал во главе тех, которые отрицают злое и пошлое.
Кого будет защищать Гоголь в повести «Шинель»? Каков его «маленький человек»? В этом нам и предстоит разобраться.
5). Экскурс в историю.
Читая произведения русской классики часто встречается слово «чиновник», «коллежский асессор». Можете объяснить, что значат эти слова?
Кто такой чиновник?
Слайд. Чино́вник — лицо, имеющее чин (служебный разряд), и состоящее на гражданской или придворной службе. Институт чиновничества существовал в Русском царстве и Российской империи, но до 1722 года не имел чёткой структуры.
Чиновники в России считались «благородным» сословием, а знаком принадлежности к нему была шинель – форменное пальто.
Слайд. Шинель стала известна в России еще в 18 веке, когда в армии впервые ввели верхнюю одежду. Поначалу шинели служили вариацией на тему плаща – только очень длинного и из грубой ткани. В него кутались солдаты во время ночевок. Точное происхождение слово неизвестно, но, возможно, оно произошло от французского слова chinel, у которого имелось два значения: «гусеница» и «собачья конура». Позже, при Николае 1, шинель обзавелась пелериной и отложным воротником: это был вариант чиновничьей шинели, которую царь ввел как часть униформы. Шинель стала менее мешковатой, а подгонка по фигуре привела к появлению летних и зимних шинелей. Шили их в зависимости от класса чиновника из дорогого сукна и драпа или дешевой байки и фланели, добавляли подкладку, мех
Теперь нужно вспомнить «Табель о рангах»
Слайд. ТАБЕЛЬ О РАНГАХ 1722 – законодательный акт Петра I, заменивший аристократическую иерархию 16–17 вв., основанную на родословных книгах, иерархией бюрократической. Его принятие отделило в Российской империи службу военную от гражданской и придворной, а также определило иерархию рангов в армии, флоте и гражданской администрации, порядок их соотношения друг с другом и получения в системе государственной службы.
( Иерархия (греч.) — чин, порядок подчинённости низших звеньев высшим, организация их в структуру по образу дерева; принцип управления.
Иерархическая организация — структура с вертикальной формой управления; пирамида, каждым уровнем которой управляет более высокий уровень.)
-
Слайд. Рассмотрим таблицу. Вы помните, какую должность при дворе предложил царь Николай I Пушкину?.
( должность камер-юнкера, это 9 ступень)
-Ну что ж, мы вспомнили, кто такой «маленький человек», кто такой чиновник, познакомились с «Табелью о рангах». Теперь можно начинать знакомство с повестью «Шинель».
6). Итак, начнём знакомство с текстом.
- Вы прочитали начало повести. Как зовут героя и что это имя значит?
( Имя Акакий имеет греческое происхождение. Переводят его как «тот, кто не делает зла», «не делающий зла», «незлобный»)
- Каким предстал перед нами Башмачкин, чем выделился?
( Ничем. В нём нет ничего особенного, бросающегося в глаза. )
- Безликость внешности Башмачкина словно компенсируется трепетным отношением к службе. Расскажите об этом.
( Он живёт только своей работой. «…он служил с любовью» Занятие писаря не оставляет и дома. Улыбается при мысли о завтрашнем дне, думая о том, что ему дадут переписывать. На насмешки реагирует только тогда, когда ему мешают писать. «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» )
- Чем же является для Башмачкина переписывание бумаг?
(Это не только приятное занятие, но и его духовный мир. И не только духовный (внутренний), но и внешний, так как во всём он видел свои чистые, ровным почерком написанные строки. Другого мира для него не существовало. Он не обращал внимания на то, что происходило на улице, вокруг него. В свободное время он не предавался никакому развлечению. Он писал.)
- Личная жизнь Башмачкина и его служба сплелись воедино. Это привело к тому, что Акакий Акакиевич стал равнодушно относиться к себе. Какие черты характера при этом проявились?
( безответность, униженность + жалкий вид)
- Так протекала его жизнь. И текла бы дальше, может быть, до глубокой старости, если бы не было разных бедствий. О каком бедствии идёт речь?
(Северный мороз в Петербурге. Рваная шинель, у которой отняли благородное имя и назвали её капотом.)
- Как преображает героя мечта о шинели?
( Изменяется внешность и поведение. «С лица и с поступков его исчезли все колеблющиеся и неопределённые черты». Даже характер стал твёрже.)
-Но ведь это преображение произошло не сразу. Это преображение Гоголь нам показывает ненавязчиво, описывая отношения Башмачкина и портного. Расскажите об этом.
( Сначала Башмачкин заискивающе смотрит на Петровича, надеясь на то, что он сошьёт шинель подешевле. Потом они становятся равными, похожими: вместе ходят по магазинам, присматривают ткань, мех на воротник. Но вот шинель сшита. Башмачкин , довольный и важный, идёт по улице. И теперь уже Петрович, забегая вперёд Башмачкина, заглядывает ему в лицо, пытаясь узнать, понравилась ли тому шинель)
- Что было дальше, прочитаете дома
Домашнее задание. запишем в тетрадях вопросы:
1. Герой повести «Шинель» - несчастный или посмешище?
2. Акакий Акакиевич – бедный человек или бедный чиновник?
Выберите понравившийся вопрос и ответьте на него письменно дома, с ваших ответов мы и начнём следующий урок
-
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.