Приложение. «Ах, зачем вы убили Александра Второго…»
(сценарий театрализованной вставки в урок «Кризис внутренней политики
самодержавия в 7080 гг.», 8 класс)
Действующие лица:
Александр II
А.И.Желябов
С.Л.Перовская
Н.И.Кибальчич
Н.И.Рысаков
И.И.Гриневицкий
Е.М.ЮрьевскаяДолгорукова
М.Т.ЛорисМеликов
Александр III
Начальник охраны, он же Ведущий
Мальчик
Оборудование: презентация с петербургскими видами, реквизит, костюмы.
Пролог (тихо звучит музыка)
Ведущий: В 1855 г. на престол вступил император Александр II, прозванный в народе
«Освободителем» (Слайд 7). Он освободил народ русский не только от крепостного права, но и
от полицейского режима собственного отца. Страна изменилась, рванулась вперед — и
остановилась... Но поскольку реформы позволили расцвести всем политическим объединениям,
царь в итоге оказался между двух огней — консерваторов, негодовавших на него за подрыв
основ самодержавия и революционеров, требовавших ускорить реформы... Император
колебался. Выбирал. Не мог решиться ни на что. Медлил, медлил... А в это время
революционная молодежь, не терпящая медлительности и полумер, уже вынесла ему приговор...
Средоточием революционного террора стала организация «Народная воля» (Слайд 8).
Мы попытаемся сейчас вместе с вами не проникнуться, не посочувствовать а сопережить
несколько эпизодов исторической драмы, в который раз перевернувшей историю России... И
объектом нашего внимания будут не политические проекты, не анализ исторической ситуации —
а просто люди...
Позвольте представить вам
участников (представление актеров в их ролях, каждый кратко говорит «о себе» заранее
подготовленную характеристику персонажа).
их жизнь и их смерть...
Большинство из них скоро будут мертвы... Оставшиеся в живых — вряд ли когданибудь в
своей жизни будут счастливы... Но пока они живы — вглядитесь в них. Выслушайте их — и
постарайтесь понять, что события этих нескольких дней значили для нашей страны...
Сцена 1. 4 февр 1881,7 ч веч. Заседание комитета «Народной воли». Присутствуют Желябов,
Перовская, Кибальчич, Рысаков, Гриневицкий (Слайд 9).
Желябов:
— ...В восстании что главное — начать! А там разберемся... Наша задача — открыть ящик
Пандоры, выпустить на волю ураганы и бури, которые сметут все, нам ненавистное. Взрыв
монарха — есть лишь приспособление, отмычка, чтобы сорвать крыши! Это мы берем на себя.
Кибальчич:
— Не слишком ли много мы берем на себя? Неужели опять — «для народа, но без народа»?
Желябов:
— А крестьяне и рабочие вступят в дело потом: они будут исполнять роль бури. Вот что у
нас есть на сегодня. Соня, расскажи.
Рысаков: Дада! Тиран должен погибнуть! Россия нас поймет, Россия с нами!.. Так кто, когда, как?
Перовская:
— Можно, я всетаки расскажу? Мы решили подрыв с подкопом. Вспомните, Каракозов и
Соловьев стреляли почти в упор и — промахнулись. Когда пытались в Александровке взорвать
поезд, мина не сработала, потому что исполнители были далеко. Поэтому надо быть близко...
Кибальчич:
— Между прочим, тогда неизбежны жертвы. И наши, и случайные...
Гриневицкий:
— Каждый уже решил это для себя! Мы давно к этому готовы!
Перовская (после паузы):
— Коля, это бомба. Ты лучше, чем ктолибо, это знаешь.
Кибальчич (сухо):
— Конечно, ведь я их делаю...
Перовская:
— Так вот. Перемещения царя нам трудно предсказать. Но есть место, где он является
регулярно — развод городских караулов в Манеже на Садовой. Возвращается в Зимний дворец
по Невскому, на проспект выезжает по Малой Садовой. (Показывает на схеме (Слайд 10).
Улица узкая, поэтому подкоп через нее будет нам посилен. Исполнители повернут детонатор в
момент проезда царя.
Рысаков:
— Он может изменить маршрут... (Показывает на схеме). В Зимний можно попасть и через
Итальянскую.
Перовская:
— На этот случай у нас разработан второй вариант. Схема обычная: бомбисты на пути
движения кареты. На Малой Садовой с января уже работают Аня и Петр.
Желябов:
— Судя по всему, подкоп будет готов в конце февраля... Все, расходимся как обычно, по
очереди.
Гриневицкий:
— А кто... кто метальщики?!
Перовская:
— Игнатий, вы будете точно.
Перовская уходит провожать гостей.
Кибальчич (Желябову):
— Ты заметил, что наши женщины более жестоки, чем — мужчины? Проблема уличных
жертв, неизбежных при бомбистских актах... Они от нее отмахиваются...
Желябов:
— Ты плохо разбираешься в женщинах, Коля. Это не жестокость, а страстность и само
отречение...
Сцена 2. 22 ч веч. Желябов и Перовская одни. Нежно берутся за руки.
Желябов:
— Соня... Я почти не сомневаюсь, что в феврале тебе придется взять все на себя...
Перовская:
— Ты... ты думаешь...
Желябов:
— Да. Со дня на день. По любой случайности. Я чувствую затылком слежку... Помни, чем бы
ни закончилось, главное — выполнить наше дело.
Перовская:
— Андрей... Желябов:
— Мы ведь оба знали, на что шли... Я верю в тебя.
Перовская:
— Я все сделаю...
Сцена 3. 28 февр. 16ч веч. Александр II и граф М.Т. ЛорисМеликов (Слайд 11).
Александр П:
— ...Неужели арестован?! Вождь террористов?! Прекрасно! Наконецто кончится мой
«карантин»!
ЛорисМеликов:
— Ваше величество, арест Желябова не снимает опасности. Группа злоумышленников пока на
свободе и есть сведения, что они готовы на отчаянные действия.
Александр II:
— Михаил Тариэлович, не надо меня пугать. Я уже согласен завтра официально подписать
(смеется) вашу конституцию!
ЛорисМеликов:
— Ваше величество, вы же знаете, что это вздорное название никак не соответствует сути тех
законопроектов о выборных людях, которые вы имеете в виду!
Александр II:
— Я пошутил, граф, я знаю это. Но, если быть серьезным, вопервых, я пережил пока только
шесть покушений, а гадалка нагадала мне семь — одно есть в запасе. А вовторых... вопрос
созрел. Нельзя, граф, идти поперек истории... Даже царю...
Сцена 4. 1 марта.9.30 утра. Александр II и княгиня Юрьевская (Слайд 12).
Юрьевская:
— ...Саша, ты ведь помнишь мою просьбу?
Александр II:
— Любовь моя, никогда твоих просьб не забывал; все сделаю.
Юрьевская:
— Слава богу! Так не поедешь сегодня в Манеж?
Александр II:
— Ах, это? Катя, но нельзя же, у племянника Дмитрия нынче первый развод, он будет в
новом мундире. Мальчик очень расстроится, ежели меня не будет.
Юрьевская:
— Саша! Сашенька! А фотография, помнишь, давеча, твой портрет разбился?! А орел на
крыше...
Александр П (мягко перебивает):
— И голуби на подоконнике померли. Катенька, я всетаки, если ты помнишь, российский
император. Мне неловко бояться своей столицы.
Юрьевская:
— Саша, но, ради бога, хоть не поезжай по Малой Садовой! Я прошу!
Александр II:
— Конечно, Катенька. Всегда твои просьбы помню. Жди меня к обеду.
Сцена 5. 1 м.13 ч. (Слайд 13). В левом углу сцены Гриневицкий, в правом Рысаков.
Нервничают, ходят тудасюда, в руках — сверткибомбы. В центре ближе левому углу
Перовская, смотрит в зал, в руках платок. Фонограмма — цокот копыт. Перовская
взмахивает платком и медленно уходит. В противоход ей из угла идетбежит Мальчик
посыльный. Рысаков бросает бомбу, взрыв (Слайд 14). Мальчишка падает, стонет, кричит,
катается по земле. Со ступенек «кареты» выскакивает Александр II. Рысаков хватается за лицо — неудача! Александр II идет к мальчику, трогает его, крестится, закрывает ему
глаза.
Александр II (разгибается, идет к Рысакову):
— Кто таков?
Рысаков:
— Мещанин Николай Рысаков...
Начальник охраны (кричит изза сцены):
— Ваше величество, вы живы?!
Начинает движение Гриневицкий, навстречу Александр II. Смотрят друг на друга
зачарованно. Александр II (смотрит на Гриневицкого, но отвечает голосу за сценой):
— Слава богу, жив! Мальчик вот...
Рысаков (злорадно): — Еще слава ли богу?!
Гриневицкий и Александр II медленно, в рапиде, сходятся. Гриневицкий медленно
замахивается, Александр П медленно поднимает руку на уровень лица. Взрыв (Слайд 142)!
Оба застыли в последних позах. Секунда тишины. После оба медленно бесшумно
спускаются: Гриневицкий навзничь, Александр II цепляется рукой за «парапет канала»,
садится, прислоняясь к стене, вытянув ноги вперед. Ноги — неподвижны.
Перовская (в зал):
— Андрей, я это сделала...
Александр II:
— Больно... Больно... Во дворец ...умереть там...
Сцена 6. 9 марта.10 ч утра. Александр III в траурной повязке и ЛорисМеликов (Слайд
15).
Александр III:
— ...Таким образом, граф, в ваших услугах я более не нуждаюсь.
ЛорисМеликов:
— Ваше величество, дело не в моей личной судьбе. Ваш покойный батюшка, прозванный в
народе Александром Освободителем, говорил мне, что нельзя идти поперек истории.
Александр III:
— История, как видите, уже распорядилась его судьбой... Вот, извольте видеть, прислал
мне... граф Толстой, сочинитель. (Читает с насмешкой). «Преодолейте чувство справедливой
сыновней мести! Казненные цареубийцы — мученики, за которыми потянется народ,
цареубийцы, прощенные вами, — доказательство милосердия власти, доказательство ее
человечности. А народ русский потянется к милосердию и человечности»... Вот так! Я должен
простить убийц отца!
ЛорисМеликов:
— Толстой — властелин дум, и справедливо. Вам, императору, не должно руководствоваться
чувствами. И о мнении народном верно...
Александр III:
— Бред! Я не о вас, граф, об сочинителе этом... Они будут казнены! (Слайд 16).
ЛорисМеликов:
— Ваше величество, за последние полвека правительство много брало у народа и дало ему
очень мало. Это несправедливо. А так как каждая несправедливость всегда наказывается, то я
уверен, что наказание это не заставит себя ждать. Это может случиться в царствование уже
вашего сына...
Александр III:
— Не смею долее задерживать, граф... Эпилог (Слайд 17)
Фонограмма песня А. Городницкого «Ах, зачем вы убили Александра Второго...» В это
время все участники по одному медленно выходят на сцену и стоят со склоненными
головами.
Разработка урока "Кризис внутренне политики самодержавия в 70-80 гг. XIX в." по учебнику Е.В.Пчелова
Разработка урока "Кризис внутренне политики самодержавия в 70-80 гг. XIX в." по учебнику Е.В.Пчелова
Разработка урока "Кризис внутренне политики самодержавия в 70-80 гг. XIX в." по учебнику Е.В.Пчелова
Разработка урока "Кризис внутренне политики самодержавия в 70-80 гг. XIX в." по учебнику Е.В.Пчелова
Разработка урока "Кризис внутренне политики самодержавия в 70-80 гг. XIX в." по учебнику Е.В.Пчелова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.