Разработка урока "Кризис внутренне политики самодержавия в 70-80 гг. XIX в." по учебнику Е.В.Пчелова
Оценка 4.6

Разработка урока "Кризис внутренне политики самодержавия в 70-80 гг. XIX в." по учебнику Е.В.Пчелова

Оценка 4.6
Занимательные материалы +3
docx
история
8 кл
30.05.2017
Разработка урока "Кризис внутренне политики самодержавия в 70-80 гг. XIX в." по учебнику Е.В.Пчелова
Ах, зачем вы убили Александра Второго....docx
Приложение. «Ах, зачем вы убили Александра Второго…» (сценарий театрализованной вставки в урок «Кризис внутренней политики самодержавия в 70­80 гг.», 8 класс) Действующие лица: Александр II  А.И.Желябов  С.Л.Перовская   Н.И.Кибальчич  Н.И.Рысаков  И.И.Гриневицкий  Е.М.Юрьевская­Долгорукова  М.Т.Лорис­Меликов  Александр III Начальник охраны, он же Ведущий  Мальчик  Оборудование: презентация с петербургскими видами, реквизит, костюмы.                                             Пролог (тихо звучит музыка)      Ведущий:  В 1855 г. на престол вступил император Александр  II, прозванный в народе «Освободителем» (Слайд 7). Он освободил народ русский не только от крепостного права, но и от   полицейского   режима   собственного   отца.   Страна   изменилась,   рванулась   вперед   —   и остановилась... Но поскольку реформы позволили расцвести всем политическим объединениям, царь в итоге оказался между двух огней — консерваторов, негодовавших на него за подрыв основ   самодержавия   ­   и   революционеров,   требовавших   ускорить   реформы...   Император колебался.   Выбирал.   Не   мог   решиться   ни   на   что.   Медлил,   медлил...   А   в   это   время революционная молодежь, не терпящая медлительности и полумер, уже вынесла ему приговор... Средоточием революционного террора стала организация «Народная воля» (Слайд 8).    Мы попытаемся сейчас вместе с вами ­ не проникнуться, не посочувствовать ­ а сопережить несколько эпизодов исторической драмы, в который раз перевернувшей историю России... И объектом нашего внимания будут не политические проекты, не анализ исторической ситуации — а   просто   люди...   Позвольте   представить   вам   участников  (представление актеров в их ролях, каждый кратко говорит «о себе» заранее подготовленную характеристику персонажа).    их   жизнь   и   их   смерть...   Большинство из них скоро будут мертвы... Оставшиеся в живых — вряд ли когда­нибудь в  своей жизни будут счастливы... Но пока они живы — вглядитесь в них. Выслушайте их — и   постарайтесь понять, что события этих нескольких дней значили для нашей страны... Сцена 1. 4 февр 1881,7 ч веч. Заседание комитета «Народной воли». Присутствуют Желябов, Перовская, Кибальчич, Рысаков, Гриневицкий (Слайд 9).  Желябов:  — ...В восстании что главное — начать! А там разберемся... Наша задача — открыть ящик Пандоры,   выпустить   на   волю   ураганы   и   бури,   которые   сметут   все,   нам   ненавистное.   Взрыв монарха — есть лишь приспособление, отмычка, чтобы сорвать крыши! Это мы берем на себя.        Кибальчич:  — Не слишком ли много мы берем на себя? Неужели опять — «для народа, но без народа»?  Желябов:  — А крестьяне и рабочие вступят в дело потом: они будут исполнять роль бури. Вот что у нас есть на сегодня. Соня, расскажи. Рысаков: ­  Да­да! Тиран должен погибнуть! Россия нас поймет, Россия с нами!.. Так ­ кто, когда, как?  Перовская:  — Можно, я все­таки расскажу? Мы решили подрыв с подкопом.  Вспомните, Каракозов и Соловьев стреляли почти в упор и — промахнулись. Когда пытались в Александровке взорвать поезд, мина не сработала, потому что исполнители были далеко. Поэтому надо быть близко...  Кибальчич: — Между прочим, тогда неизбежны жертвы. И наши, и случайные...  Гриневицкий: — Каждый уже решил это для себя! Мы давно к этому готовы!  Перовская (после паузы):  — Коля, это бомба. Ты лучше, чем кто­либо, это знаешь.  Кибальчич (сухо):  — Конечно, ведь я их делаю...  Перовская:  —  Так вот. Перемещения  царя нам трудно предсказать. Но есть место, где  он является регулярно — развод городских караулов в Манеже на Садовой.  Возвращается в Зимний дворец по Невскому, на проспект выезжает по Малой Садовой. (Показывает на схеме  (Слайд 10). Улица узкая, поэтому подкоп через нее будет нам посилен. Исполнители повернут детонатор в момент проезда царя.  Рысаков:  — Он может изменить маршрут... (Показывает на схеме). В Зимний можно попасть и через Итальянскую.  Перовская:  —  На   этот   случай   у   нас   разработан   второй   вариант.   Схема   обычная:   бомбисты   на   пути движения кареты. На Малой Садовой с января уже работают Аня и Петр.  Желябов:  — Судя по всему, подкоп будет готов в конце февраля... Все, расходимся как обычно, по очереди.  Гриневицкий:  — А кто... кто метальщики?!  Перовская:  — Игнатий, вы будете точно.                                 Перовская уходит провожать гостей.  Кибальчич (Желябову):  — Ты заметил, что наши женщины более жестоки, чем — мужчины? Проблема уличных жертв, неизбежных при бомбистских актах... Они от нее отмахиваются...  Желябов: —  Ты плохо разбираешься в женщинах, Коля. Это не жестокость, а страстность и само­ отречение...                   Сцена 2. 22 ч веч. Желябов и Перовская одни. Нежно берутся за руки. Желябов:  — Соня... Я почти не сомневаюсь, что в феврале тебе придется взять все на себя...  Перовская:  — Ты... ты думаешь...  Желябов:  — Да. Со дня на день. По любой случайности. Я чувствую затылком слежку... Помни, чем бы ни закончилось, главное — выполнить наше дело.  Перовская:  — Андрей... Желябов:  — Мы ведь оба знали, на что шли... Я верю в тебя.  Перовская:  — Я все сделаю...                     Сцена 3. 28 февр. 16ч веч. Александр II и граф М.Т. Лорис­Меликов (Слайд 11). Александр П:  —  ...Неужели   арестован?!   Вождь   террористов?!   Прекрасно!   Наконец­то   кончится   мой «карантин»!  Лорис­Меликов:  — Ваше величество, арест Желябова не снимает опасности. Группа злоумышленников пока на свободе и есть сведения, что они готовы на отчаянные действия.  Александр II:  — Михаил Тариэлович, не надо меня пугать. Я уже согласен завтра официально подписать (смеется) вашу конституцию!  Лорис­Меликов:  — Ваше величество, вы же знаете, что это вздорное название никак не соответствует сути тех законопроектов о выборных людях, которые вы имеете в виду!  Александр II:  — Я пошутил, граф, я знаю это. Но, если быть серьезным, во­первых, я пережил пока только шесть покушений, а гадалка нагадала мне семь — одно есть в запасе. А во­вторых... вопрос созрел. Нельзя, граф, идти поперек истории... Даже царю...                              Сцена 4. 1 марта.9.30 утра. Александр II и княгиня Юрьевская (Слайд 12).   Юрьевская:  — ...Саша, ты ведь помнишь мою просьбу?        Александр II:  — Любовь моя, никогда твоих просьб не забывал; все сделаю.  Юрьевская:  — Слава богу! Так не поедешь сегодня в Манеж?       Александр II:   —  Ах, это? Катя, но нельзя же, у племянника Дмитрия нынче первый развод, он будет в новом мундире. Мальчик очень расстроится, ежели меня не будет.  Юрьевская:  — Саша! Сашенька! А фотография, помнишь, давеча, твой портрет разбился?! А орел на крыше...  Александр П (мягко перебивает):  — И голуби на подоконнике померли. Катенька, я  все­таки, если ты помнишь, российский император. Мне неловко бояться своей столицы.  Юрьевская:  —  Саша, но, ради бога, хоть не поезжай по Малой Садовой! Я прошу!        Александр II:  — Конечно, Катенька. Всегда твои просьбы помню. Жди меня к обеду.          Сцена 5.  1 м.13 ч. (Слайд 13).   В левом углу сцены Гриневицкий, в правом Рысаков. Нервничают, ходят туда­сюда, в руках — свертки­бомбы. В центре ближе левому углу ­ Перовская,   смотрит  в  зал,  в  руках   платок.   Фонограмма   —   цокот   копыт.   Перовская взмахивает платком и медленно уходит. В противоход ей из угла идет­бежит Мальчик­ посыльный. Рысаков бросает бомбу, взрыв (Слайд 14). Мальчишка падает, стонет, кричит, катается по земле. Со ступенек «кареты» выскакивает Александр II. Рысаков хватается за лицо — неудача! Александр  II  идет к мальчику, трогает его, крестится, закрывает ему глаза. Александр II (разгибается, идет к Рысакову):  — Кто таков?        Рысаков:  — Мещанин Николай Рысаков...  Начальник охраны (кричит из­за сцены):  — Ваше величество, вы живы?! Начинает   движение   Гриневицкий,   навстречу   Александр  II.   Смотрят   друг   на   друга зачарованно. Александр II (смотрит на Гриневицкого, но отвечает голосу за сценой): —  Слава богу, жив! Мальчик вот...  Рысаков (злорадно): — Еще слава ли богу?! Гриневицкий   и   Александр  II  медленно,   в   рапиде,   сходятся.   Гриневицкий   медленно замахивается, Александр П медленно поднимает руку на уровень лица.  Взрыв (Слайд 14­2)! Оба   застыли   в   последних   позах.   Секунда   тишины.   После   оба   медленно   бесшумно спускаются:   Гриневицкий   навзничь,   Александр  II  цепляется   рукой   за   «парапет   канала», садится, прислоняясь к стене, вытянув ноги вперед. Ноги — неподвижны. Перовская (в зал):  — Андрей, я это сделала...  Александр II:  — Больно... Больно... Во дворец ...умереть там...        Сцена 6. 9 марта.10 ч утра. Александр III в траурной повязке и Лорис­Меликов (Слайд 15).  Александр III:  — ...Таким образом, граф, в ваших услугах я более не нуждаюсь.  Лорис­Меликов:  —  Ваше величество, дело не в моей личной судьбе. Ваш покойный батюшка, прозванный в народе Александром Освободителем, говорил мне, что нельзя идти поперек истории.  Александр III:  —  История, как видите, уже распорядилась его судьбой... Вот, извольте видеть, прислал мне... граф Толстой, сочинитель. (Читает с насмешкой). «Преодолейте чувство справедливой сыновней   мести!   Казненные   цареубийцы   —   мученики,   за   которыми   потянется   народ, цареубийцы,   прощенные   вами,   —   доказательство   милосердия   власти,   доказательство   ее человечности. А народ русский потянется к милосердию и человечности»... Вот так! Я должен  простить убийц отца!  Лорис­Меликов:  — Толстой — властелин дум, и справедливо. Вам, императору, не должно руководствоваться чувствами. И о мнении народном верно...  Александр III:  — Бред! Я не о вас, граф, об сочинителе этом... Они будут казнены! (Слайд 16). Лорис­Меликов:  — Ваше величество, за последние полвека правительство много брало у народа и дало ему  очень мало. Это несправедливо. А так как каждая несправедливость всегда наказывается, то я  уверен, что наказание это не заставит себя ждать. Это может случиться в царствование уже  вашего сына...        Александр III:  — Не смею долее задерживать, граф... Эпилог (Слайд 17)      Фонограмма ­ песня А. Городницкого «Ах, зачем вы убили Александра Второго...» В это время   все   участники   по   одному   медленно   выходят   на   сцену   и   стоят   со   склоненными головами.

Разработка урока "Кризис внутренне политики самодержавия в 70-80 гг. XIX в." по учебнику Е.В.Пчелова

Разработка урока "Кризис внутренне политики самодержавия в 70-80 гг. XIX в." по учебнику Е.В.Пчелова

Разработка урока "Кризис внутренне политики самодержавия в 70-80 гг. XIX в." по учебнику Е.В.Пчелова

Разработка урока "Кризис внутренне политики самодержавия в 70-80 гг. XIX в." по учебнику Е.В.Пчелова

Разработка урока "Кризис внутренне политики самодержавия в 70-80 гг. XIX в." по учебнику Е.В.Пчелова

Разработка урока "Кризис внутренне политики самодержавия в 70-80 гг. XIX в." по учебнику Е.В.Пчелова

Разработка урока "Кризис внутренне политики самодержавия в 70-80 гг. XIX в." по учебнику Е.В.Пчелова

Разработка урока "Кризис внутренне политики самодержавия в 70-80 гг. XIX в." по учебнику Е.В.Пчелова

Разработка урока "Кризис внутренне политики самодержавия в 70-80 гг. XIX в." по учебнику Е.В.Пчелова

Разработка урока "Кризис внутренне политики самодержавия в 70-80 гг. XIX в." по учебнику Е.В.Пчелова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2017