Разработка урока литературного чтения по рассказу Л.Н.Толстого "Какая бывает роса на траве"
Оценка 4.7

Разработка урока литературного чтения по рассказу Л.Н.Толстого "Какая бывает роса на траве"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
чтение
3 кл
27.01.2017
Разработка урока литературного чтения по рассказу Л.Н.Толстого "Какая бывает роса на траве"
Презентация к уроку "Какая бывает роса на траве"
Урок литературы Какая бывает роса на траве.doc

Урок литературного чтения в 3 классе.

Автор: Козлова С.М.,учитель МКОУ «Средняя школа № 6» городского округа город Фролово

Тема: Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве»

Цель урока:  знакомство с рассказом Л. Н. Толстого «Какая бывает роса на траве», типом текста - описание.

 Задачи:

1.                 Расширить знания об отличиях разных типов текстов, представления о научном и художественном стиле текста.

2.                 Развивать умение видеть изобразительные средства языка (сравнения, метафоры), учить анализировать используемые автором средства языковой выразительности.

3.                  Развивать творческую активность учащихся, воспитывать любовь к чтению, работать над выразительностью, учить читать вдумчиво, учить запоминать.

4.                 Развивать эмоциональную сферу (умение чувствовать красоту слова), воображение, произвольное внимание, учить детей видеть красоту природы.

5.                 Воспитывать любовь, бережное отношение к природе, доброту, наслаждение от произведений искусства.

Оборудование: учебники, словарь, презентация, капельки росы, тексты для дополнительного чтения, изображения предметов (алмазы, бархат, солнце, росинка, капелька) и карточки с названиями этих предметов.

Ход урока

1.     Организационный момент

Вхождение в урок, дети стоят, учитель читает стихотворение и делает упражнения, дети повторяют за ним.

Учитель:

- Из глубокого колодца (руки «О»)

- Солнце медленно встает (руки поднимают над головой)

- Свет его на нас прольется (руки через стороны вниз)

- Луч его нам улыбнется (руки  перед собой ладошками вверх)

- Новый день оно начнет (руки вниз)

- С наступлением нового дня! Улыбнитесь друг другу. Пусть ваш новый день будет таким же солнечным, как ваши  улыбки.

- Тихонечко сели.

2. Проверка домашнего задания

- Прочитайте пословицу: «Тоску да горе и за кованой дверью не спрячешь». К какому произведению Л.Н. Толстого можно её применить?  

- Верно. Речь идет о произведении «Лев и собачка», по которому вы получили задание на предыдущем уроке. Проверим его выполнение. (д/з: синквейны о льве и собачке. Примеры:

1.Лев 2. Заботливый, преданный  3. Защищал, делился, сопереживал 4. Лев стал другом собачки 5. Верность

1. Собачка  2. Беззащитная, ласковая 3. Прижалась, вскочила, заболела  4. Собачка понравилась льву, но умерла 5. Дружба)

 

- Природа не перестает нас поражать. Так говоря о главных героях рассказа, можно  с полной уверенность утверждать, что такую преданность и дружбу ни водой не разольешь,  ни топором не разрубишь, и даже среди  людей не всегда встретишь.

 

- Какой тип текста был выбран Львом Николаевичем для создания рассказа? (Текст – повествование) «Текст-повествование - сообщение о том, что произошло, случилось, как развивались события. Вопросы: Кто? Что? Где?  Когда? Как?»))

 

3.Введение в тему. Работа с дополнительным материалом.

 

1) Прочитайте ещё одну пословицу: «Никакое искусство не достигнет природы».

 

- Да, природа может нас удивлять, восхищать, завораживать своей красотой, необычностью.

 

2) Догадайтесь, о каком природном явлении идёт речь?

 

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днем,

Ищем, ищем – не найдем. (роса)

 

Прочитайте, как об этом явлении написал C. И. Ожегов в "Словаре русского языка". (Дети читают текст из словаря)

 

Словарь:

1. Роса - атмосферная влага, осаждающаяся при охлаждении мельчайшими водяными каплями.

2.  Роса – маленькие капли влаги, оседающие на растениях, почве при наступлении утренней,  или вечерней прохлады.  (Словарь С. И. Ожегова)

 

3) Наблюдали ли вы это явление природы? Отчего, когда и как оно возникает?                                                ( Выслушиваются ответы детей)

 

4) Перед вами тексты с ответами на наши вопросы. Прочитайте и подумайте: «Можно ли ваш текст назвать научно-познавательным?» Подготовьте выразительное чтение перед классом.

 

 

1-й ряд:Откуда берётся утром на траве роса?

Вопрос многогранный, потому что им занимается и химия, и физика, и география и биология.

Многие считают, что роса — это простое явление природы, которое легко поддаётся объяснению. Однако учёные очень долго не могли понять, что такое роса и откуда она берётся утром на траве.

Ещё до 18 века считалось, что роса выпадает точно также как дождь. Но всё оказалось совсем не так. Всем известно, что в воздухе находится определённое количество влаги. В тёплом воздухе влаги больше, чем в холодном. Ночью температура воздуха понижается, поверхность земли остывает. С рассветом с первыми лучами солнца температура воздуха повышается. В тот момент, когда воздух соприкасается с холодной поверхностью, часть его конденсируется, то есть превращается из газообразного состояния в жидкое. И эта влага оседает на поверхности земли — появляется роса.

По народной примете обильная роса предвещает ясный день. Образуется роса в тихую погоду, когда поверхность земли и все предметы, находящиеся на ней, начинают охлаждаться и излучать тепло в поверхность.

 

2-й ряд:Как образуется роса?

Охлажденная поверхность почвы благоприятствует охлаждению прилегающих к ней слоев воздуха. Водяной пар, находящийся в воздухе, конденсируется при соприкосновении с поверхностью земли, превращаясь в воду. Образованию росы благоприятствуют ясное небо, тонкие высокие облака, слабый ветер – он снабжает охлажденную поверхность новыми слоями воздуха, унося те, из которых уже выделился излишек пара. Роса – конденсат водяного пара – образуется тем быстрее, чем ниже температура поверхности земли.

Наиболее мощная роса образуется в тропиках. Каковы причины? Во-первых, в нижнем слое воздуха содержится большое количество водяного пара, а во-вторых, ночи в этих широтах очень длинные, вследствие чего поверхность земли охлаждается очень интенсивно. Поэтому и конденсируется утренняя влага очень обильно. В пустынях, как правило, роса является единственным источником воды для всех живых организмов.

 

3-й ряд: Полезна ли роса?

Современная наука подтвердила, что в утренний час травы выделяют огромное количество разнообразных целебных веществ, поэтому хождение летом босиком по росистой траве очень полезно для здоровья. Появляется роса в теплое время года.

Утренняя роса - добрая слеза; ею лес умывается, с ночкой прощается.

Правда, держится утренняя роса недолго: как только солнечные лучи начинают прогревать землю, капли испаряются, преобразовываясь в водяной пар, и уходят в верхние слоя атмосферы, чтобы через некоторое время снова выпасть на земную поверхность в виде осадков.

 

-Прослушивание текстов (по 1-му человеку от ряда).

-Текст какого ряда  написан в научном стиле?

 

5) Посмотрим мультфильм «Как вода становится паром и росой», объясняющий природное явление с научной точки зрения.

 

4. Физминутка по технологии Базарного (в разных местах кабинета развешаны слова: алмазы, бархат, солнце, росинка, капелька)

- Я буду показывать изображение предмета или сам предмет, а вы найдете глазами  слово для его обозначения и прочтете вслух.

 

5. Работа с текстом  Л.Н.Толстого  «Какая бывает роса на траве».

 

1) А теперь познакомимся с художественным текстом Л.Н.Толстого. Откройте страницу  162 в учебнике. Как назвал свой текст автор?

- Мы сейчас познакомимся с текстом, а вы подумаете: «С какой целью Толстой написал этот  текст?»

2) Первичное чтение учителем (в сопровождении презентации)

- Попробуйте  ответить на вопрос.            

(Ответы учащихся:

- Чтобы поделиться с нами радостью, восхищением от увиденного.

- Чтобы привлечь наше внимание к окружающему нас миру .

- Чтобы мы с вами  заинтересовались, а ОТКУДА БЕРЁТСЯ РОСА?)

 

3) Чтение текста хором (1 раз орфографически и 1 раз орфоэпически)

Сможете теперь ответить на вопрос автора, какая бывает роса на траве?                         (как алмаз, желтого, красного, синего цвета, как шарик светлый)

 

4) Словарная работа.

- С чем сравнивает Л. Н. Толстой капельки росы? (С алмазами)

Алмазы (словарь в учебнике с.220) - прозрачные драгоценные камни.

- А с чем сравнивается мохнатый пушистый листок? (С бархатом)

Бархат (словарь Ожегова) - плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом.

- Какие еще сравнения вы нашли в тексте?  (листок с росинкой чашечка с напитком)

 

5) Определите тип этого текста (описание)

Читаем определение: « Текст – описание - изображение предмета, явления, его признаков. Вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?»

- Найдите в тексте слова, которые выбрал автор, чтобы передать свою радость при виде необыкновенной красоты, найдите и зачитайте

 (Алмазы блестят, переливаются разными цветами.

 Листок внутри мохнат и пушист, как бархат…-  это метафоры)

- Какие изобразительные средства использует автор?

                                                 ( Сравнения, метафоры)

- Можно ли из текста понять, отношение автора, его чувства к данному явлению, подтвердите словами из текста. (Да. Автор любуется росой, он восхищается ею, хочет поделиться своими чувствами с читателями: «росинка эта вкуснее всякого напитка кажется»)

6.Подведем итог.

Дополни словами:

Стиль текста - … (художественный)

Тип текста - … (описание)

Изобразительные средства - … (сравнения, метафоры)

Отношение автора - …(чувства и эмоции писателя)

 

7. Учимся запоминать.

Такой текст – описание очень легко запомнить наизусть, пользуясь маленькими подсказками-рисунками. Часть текста, думаю, вы уже запомнили и мне поможете вставить пропущенные  слова в произведение. (Приложение 1)

 

8. Рефлексия. Покажите свои капельки росы те, чье настроение соответствовало рабочему творческому настроению на уроке.

 

9. Домашнее задание

Стр. 162   

         «5» - наизусть ½  текста.

         «4» - пересказ близко к тексту.

         «3»- беглое чтение рассказа.

Для учителя:

Метафора может быть в виде:

- оборота речи, который использует перенесение смысла слов с одного понятия на другое;

- косвенного сообщения в виде небольшой истории или образного сравнения.

 

В любой метафоре можно выделить три смысловых элемента:

- Предмет сравнения (что сравнивается);

- Образ сравнения (с чем сравнивается);

- Признак сравнения (на основании чего сравнивается).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Какая бывает роса на траве

Когда в Описание: i?id=5f01794ecd3f49a0ff0f437fb6204014&n=33&h=215&w=241 утро, летом, Описание: 1905napravitnogiв Описание: i?id=4f39dccd8bc529177b2308ec760cddeb&n=33&h=215&w=287, то на полях, в Описание: img5, видны Описание: stock-vector-artistic-brightly-colored-cut-diamond-with-shadow-and-reflection-93047602. Все эти блестят и переливаются наразнымиОписание: LcK9E9Mcaи    ,  и    , и   . Когда ближе и Описание: Clip-art-eyes-noses-mouths-free-clipart-images , что это такое, то , что это капли Описание: depositphotos_3767633-Branch-of-sprout-with-dewсобрались в     листьях  и блестят на .

Листок этой  внутри мохнат и пушист, как бархат.

И Описание: 389058-1-f катаются по листку и не мочат его.

Когда неосторожноОписание: 3521291 листок с росинкой, то Описание: i_2 скатится, как светлый Описание: blue-balloon, и не , как проскользнет мимо стебля. Бывает,  такую Описание: 0_440d3_e1c4465a_L, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Урок литературного чтения в 3 классе

Урок литературного чтения в 3 классе

Верно. Речь идет о произведении «Лев и собачка», по которому вы получили задание на предыдущем уроке

Верно. Речь идет о произведении «Лев и собачка», по которому вы получили задание на предыдущем уроке

Откуда берётся утром на траве роса?

Откуда берётся утром на траве роса?

Посмотрим мультфильм «Как вода становится паром и росой», объясняющий природное явление с научной точки зрения

Посмотрим мультфильм «Как вода становится паром и росой», объясняющий природное явление с научной точки зрения

Подведем итог . Дополни словами:

Подведем итог . Дополни словами:

Какая бывает роса на траве

Какая бывает роса на траве
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2017