Разработка урока литературы в 5 классе по теме "А. Погорельский. Черная курица, или подземные жители"
Оценка 4.7

Разработка урока литературы в 5 классе по теме "А. Погорельский. Черная курица, или подземные жители"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
5 кл
08.02.2017
Разработка урока литературы в 5 классе по теме "А. Погорельский. Черная курица, или подземные жители"
Презентация к уроку
А.Погорельский Черная курица Технологическая карта.doc
Технологическая карта метапредметного урока литературы в 5 классе. Тема Цель  Задачи А.Погорельский «Черная курица, или подземные жители» (1829)      ?   Нравственные  уроки сказки Создать условия для понимания учащимися сказки  А.Погорельского «Черная курица»  • Познакомить учащихся  со сказкой  А.Погорельского  «Черная курица, или подземные жители»;      закрепить знания пятиклассников о сказке; совершенствовать навык выразительного чтения; выяснить, в чём нравоучительный смысл сказки «Чёрная курица…»  развивать навыки анализа и восприятия информации; развивать речь школьников • воспитывать нравственные качества обучающихся через анализ поступков главного героя сказки Планируемый  результат Предметные умения Знать содержание  сказки Погорельского, уметь  определять тему  произведения, выделять  проблемы, знать отличительные  признаки фольклорной и  литературной сказки. Личностные  воспитывать  нравственные  качества  обучающихся через  анализ поступков  главного героя  сказки; выяснить, в  чём  нравоучительный  смысл сказки  «Чёрная курица…» Регулятивные  Уметь определять и  формулировать цель на  уроке;  строить устные и  письменные высказывания в  связи с изученным  произведением; участвовать в диалоге по  прочитанному произведению,  понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою. Формировать УУД Коммуникативные  строить продуктивное  речевое высказывание,  точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и  чужую речь Познавательные                   Извлекать фактуальную информацию из текстов,  уметь   ориентироваться   в   своей системе знаний:  находить ответы на вопросы, используя   учебник,   свой   жизненный   опыт   и информацию, полученную на уроках; развивать способности   к   образному   и   логическому обобщению, отражая результат анализа текста в схеме, таблице, сборнике (мудрых мыслей). Основные понятия 1. Ключевые слова, добродетель, порок, добро, зло Межпредметные  связи  Ресурсы: Тип урока Форма организации  работы учащихся  Русский язык, культура речи, история,  Методическое пособие, наглядный материал, учебник,  презентация Урок открытия нового знания. Работа фронтальная, индивидуальная, групповая Фундаментальный  образовательный  объект Этапы урока 1 I. Орг.момент  Цель­ включение  в деятельность II.  Мотивация к  учебной  деятельности Цель –  определение  содержательных  рамок урока Деятельность учителя  2 ­ организация внимания; ­ взаимное приветствие.  Деятельность учащихся  3 Настраиваются на урок  Результаты  4 Включение в учебный процесс Человек рождается со свободной волей. Всегда есть  возможность  выбора между добром и злом, между жизнью по совести или без  совести….  Это перечисление мы продолжим словами из текста,  который вы прочитали дома…    ­ Какие слова близки по смыслу слову ДОБРО?  Зло?  (Приложение 1) Упо    Проверяют домашнее задание Добро скромность послушание сострадание раскаяние стыд совесть доброта прилежание учтивость Зло непослушание нескромность гордость самолюбие самонадеянность праздность самопревозношение неблагодарность ­ А теперь представим две графы таблицы в виде двух дорожек. Вам надо выбрать, по какой идти. Помните, как в сказках: налево пойдешь… направо пойдешь…Что будет в конце пути? От  этого нравственного   выбора   зависит вся дальнейшая   жизнь человека. Теме нравственного выбора посвящено много произведений, среди них – сказка, которую вы дочитали дома.  Запишите рабочую тему урока:  А.Погорельский «Черная курица, или подземные жители». III. Актуализа­ ция и углубление изученного Цель – актуализация  знаний IV.  Называют упорядоченный ход событий 7, 4, 3, 2, 1, 6, 5, 8.           1. Жизнь Алеши в  пансионате Сказка  была написана почти двести лет назад, но до сих пор ее с  удовольствием читают дети и родители.  ­ В чём секрет долголетия сказки?   ­ В ситуации нравственного выбора оказывается мальчик Алеша, ваш   ровесник,   и   извлекает   для   себя   очень   важные   жизненные уроки.    ­ Итак, о чем мы сегодня будем говорить? Что выбирает Алеша и чему он научился. Постараемся и мы усвоить урок, который преподаст нам эта сказка.  Вспомним основные события.  Перед вами хаотичное изложение основных событий сказки. Приведите их в порядок, используя нумерацию. При проверке цепочку событий  проговаривайте.  1.Алеша проявляет необыкновенные способности. 2.Король награждает героя конопляным зернышком, обещая исполнить  желание. 3. Алеша в подземном королевстве. 4. Спасение Чернушки. 5. Прощание с министром. 6. Предательство. 7. Жизнь Алеши в пансионате. 8. Болезнь и выздоровление.  Итак, Петербург. 1829 год. Мы оказались на Васильевском острове, в первой линии, перед нами двухэтажное  2.       2. Спасение Чернушки. 3. Алеша в подземном  королевстве. 4. Король награждает героя  конопляным зернышком, обещая  исполнить желание.           6. Предательство.           7. Прощание с министром.           8. Болезнь и выздоровление. 4.      5. Алеша проявляет            необыкновенные               способности Познавательные УУД:  1. делать выводы,  обобщения; 2. осуществлять  самоконтроль и  самооценку; 3. преобразовывать  информацию из одной  формы в другую. Регулятивные УУД: 1. высказывать  предположения на основе  наблюдений; 2. самостоятельно делать  выводы; Коммуникативные  УУД: 1.Формирование  навыков речевой  деятельности 2. Освоение способов  совместной  деятельности Личностные Аналитическая  работа  с  текстом  Цель ­развитие  читательских  умений. результаты: 1. развитие любви и  интереса к языку, его  богатству и  выразительным  возможностям; Познавательные УУД: 1. вычитывать разные  виды текстовой  информации, используя разные механизмы и  приёмы чтения; 2. разграничивать  основную и  дополнительную  информацию; 3. преобразовывать и  сохранять  информацию . здание. ­ Что это за здание? (пансионат) ­ Ребята,  дайте определение слову “пансионат” (“пансионат”­ школа с общежитием для учеников) ­ Какие вам встретились незнакомые слова? дортуары – спальные комнаты,  сени – прихожая, коридор,  шандал – подсвечник,                          рукомойник –  умывальник Эти слова вышли из нашего употребления и называются устаревшими словами или архаизмами. Наш путь по сказке продолжается, и вот он наш главный герой сказки мальчик Алёша, ваш ровесник. ­Каким мы видим его в начале произведения?  Алеша был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали». (Стр. ______)­ Умненький Миленький Начитанный Романтик Мечтатель Верит в волшебство  Остро чувствует своё одиночество ­Какой поступок Алеши поразил вас?  ( Дети называют шалости Алеши, его рассказ учителю о черной   курице   и   гномах,   удивляются   его   желанию   смотреть   в   дырочки   забора,   конечно, восхищаются спасением Чернушки, особенно поражает их готовность Алеши отдать золотую монету). Эпизод «Спасение Чернушки». Чтение. (Стр. _____) ­   Как   раскрывается   характер     Алеши   в   этом   эпизоде?   Как   называется   готовность   человека пожертвовать собой, чем­то дорогим ему ради другого?  (Самопожертвование).   Отметим, что Алеша не знал, что спасает не курицу, а министра подземного королевства. Герой вознагражден за доброе дело. (стр. _______). ­ Какие эпизоды изображены на иллюстрациях?  Что происходило до этого момента? А что после? ­ Как изменился Алеша после получения конопляного зернышка?(«Он много стал о себе думать, важничал перед другими мальчиками и вообразил себе, что он его гораздо лучше и умнее всех их». ( Стр. _____).«… он день ото дня становился хуже, и день ото дня товарищи менее его любили». (Стр. _____). ­   Почему   изменился   Алеша?  (   Мальчик   изменился   потому,   что   получил   возможность   жить бездумно и желать все получить без труда) ­ Возникает ли у вас иногда такое желание: хорошо бы знать все, но не утруждать себя, не прилагать усилий? Что из этого получится? Поразмышляйте над этим. Поделитесь своими размышлениями с друзьями на перемене или дома с родителями.  (Желание не утруждаться, но знать им знакомо. Но в учебе труд обязателен) ­ А теперь давайте попробуем определить, как называется поступок человека, который, спасая себя, подвергает смертельной опасности других? (Предательство) ­ Какое отношение это имеет к Алеше? (Он, спасая себя, «… совершенно потерял голову… он забыл обещание, данное подземному королю и его министру, и начал рассказывать о черной курице, о рыцарях, о маленьких людях.») (Стр. ____). ­ Итак, нравственный выбор сделан. Пусть невольно, но он совершил предательство. Алеша способен и на   самопожертвование,   и   на   предательство.   Так   какой   же   он   герой,   положительный   или отрицательный?  (Противоречивый). Оказывается, один и тот же человек может совершить и хороший, и плохой поступок. Бывают ли такие герои в народных сказках? (Нет, герои народных сказок всегда понятны. Они или хорошие, или плохие). ­   Давайте   вспомним,   как   называет   Чернушка   отрицательные   качества,   появившиеся   в   Алеше? (Пороки). ­   Для   обозначения   положительных   качеств   есть   слово   добродетели.     Как   бы   вы   объяснили первокласснику, что такое добродетель? ( Варианты определений даются детьми: это добро, это когда ты делаешь что­то хорошее другому). ­  В словаре В.И. Даля дается такое определение: добродетель – всякое похвальное качество души, деятельное стремление к добру, к избежанию зла.  ( Дополняют  смысловые поля слов ДОБРО и зло) Жизнь души героя. Беседа о совести.  ­  Мы вспомнили внешние события жизни героя. Но для человека свойственна и внутренняя   жизнь. Жизнь души. Мы радуемся, грустим, испытываем боль, став свидетелем или участником какого­то события.  ­ Вспомните  события, происходящие во внутренней жизни героя сказки.  В своем духовном развитии герой движется вверх или вниз?  ­   Какие   события   внутренней   и   внешней   жизни   способствовали   падению?     (предательство, неблагодарность).   Отразите  это движение   в виде   схемы.  (  Дети  могут   использовать   стрелочки, направленные вверх, ступени лестницы и т.д.)  ­ Какие события внутренней жизни помогают  ему подняться? Какие чувства при этом он испытывает? Отразите это движение в виде схемы. не Познавательные УУД: 1. делать выводы,  обобщения; 2. осуществлять  самоконтроль и  самооценку; 3. преобразовывать  информацию из одной  формы в другую. Личностные  результаты: Развитие навыков  познания и  самопознания через  художественное  произведение   Регулятивные УУД: 1. Умение определять  учебную задачу,  планировать,  осуществлять её; ­Чувствует вину (..стыдился похвал, чувствуя, что вовсе их не заслуживает); ­ Страдает (..почувствовал, что он заслуживает такого отношения с ним. Обливаясь слезами, лег в постель)  ­раскаяние (…стыд и раскаяние наполнили его душу»)  2. Как относится   автор к своему герою? (Алеша совершает много опрометчивых поступков, в нем много противоречий. Но автор тепло относится к нему за способность чувствовать свою вину и раскаиваться)  ­ Посмотрите, задумайтесь, как легко и быстро можно упасть и как сложно вернуть утраченное, если нравственный   выбор   неверен.   Внутри   каждого   из   нас   звучит   колокольчик,   подсказывающий   нам, правильный   путь   мы   выбираем,   добродетельный,   или   неправильный,   порочный..   Этот   звоночек называется совесть. Когда человек поступает вопреки совести, ему становится как­то не по себе, его мучает совесть. Если человек не обращает внимания на голос совести, то звоночек замолкает в конце концов. Это значит, что человек убил в себе совесть. Про таких говорят: бессовестный.  V. Закрепление  Цель –  зафиксировать  новые знания            Л.Н. Толстой  включил  сказку «Черная курица, или Подземные жители» в  список книг, повлиявших на его духовное становление. Как вы понимаете это выражение? ­   Оказавшись   в   ситуации   нравственного   выбора,   Алеша ошибается, страдает, раскаивается и извлекает для себя очень важные жизненные уроки.  Какие? (Обращение к 1 столбику таблицы) Духовное становление –  это… переосмысление своих жизненных принципов, да и всей жизни  ………начинается вместе  с приобретением жизненного опыта.                    1. Надо жить честно, быть скромным,  уважать других людей.               2. Слушать внутренний голос совести. 3.Быть требовательным к себе.                      4.Преодолевать в себе эгоизм, лень, себялюбие. высказывать  предположения на основе  наблюдений; 2. самостоятельно делать  выводы Познавательные УУД: 1. выделять ключевые  слова и авторские  выражения, в которых  заключена основная  мысль фрагмента; 2. преобразовывать  информацию из одной  формы в другую. Личностные  результаты: 1. формирование  уважительного  отношения к русскому  народу, к труду,  искусству; Коммуникатив ные УУД: 1.Формирование  навыков речевой  деятельности Регулятивные УУД: 1. высказывать  предположения на  основе наблюдений; 2. самостоятельно  делать выводы; VI.  Самостоятельна я работа по  тексту Цель –  тренировать  способность к  самоконтролю            Представьте, что вам нужно составить сборник  мудрых мыслей, советы,  как жить? Как работать над собой? Найдите в тексте сказки  мудрые мысли, советы, допишите и постарайтесь запомнить. ­ Какое высказывание больше подходит  в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку?                    ­ В чём секрет долголетия сказки?  (мудрые мысли, советы  помогут  человеку не растеряться в сложной жизненной  ситуации и сделать  правильный выбор) VII. Итог урока.  Рефлексия Цель –  . 1. На уроке русского языка вы познакомились с жанром  письма и должны были написать письма героям  2.Рефлексия  (Приложение 2) Коммуникативные  УУД: 1. Освоение способов  совместной  деятельности Познавательные УУД: 1. делать выводы,  обобщения; 2. осуществлять  самоконтроль и  самооценку; 3. преобразовывать  информацию из одной  формы в другую. Выполняют в парах «Пороки обыкновенно входят в дверь, а  выходят в щелочку». (Стр. 1__) «… если хочешь исправиться, то должен беспрестанно строго  смотреть за собою». (Стр. 1__) «… для исправления самого  себя необходимо начать тем, чтоб откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность». (Стр. __) 4. «Не для того дан вам ум, чтоб вы во зло его употребляли». (Стр. 1__)  «Чем более вы от природы имеете способностей  и дарований, тем скромнее и послушнее вы  должны быть». (Стр. 1__)           «Не приписывай самому себе того,  что  тебе              не принадлежит,  благодари судьбу за то,              что она тебе доставила выгоды  против других детей, но не думай,  что ты лучше их». (Стр. 1    ) Чтение письма Алеше, Чернушке. способности  организовывать  собственную  деятельность. зафиксировать  новое содержание VIII. Домашнее  задание. я познакомился с ... было непросто ... я добился ... у меня получилось ... хотелось бы ... мне запомнилось ... я попробую ...  Сочинить продолжение сказки “Что могло быть дальше? “Что могло быть дальше? (сочинить  продолжение сказки) Прогнозирование.

Разработка урока литературы в 5 классе по теме "А. Погорельский. Черная курица, или подземные жители"

Разработка урока литературы в 5 классе по теме "А. Погорельский. Черная курица, или подземные жители"

Разработка урока литературы в 5 классе по теме "А. Погорельский. Черная курица, или подземные жители"

Разработка урока литературы в 5 классе по теме "А. Погорельский. Черная курица, или подземные жители"

Разработка урока литературы в 5 классе по теме "А. Погорельский. Черная курица, или подземные жители"

Разработка урока литературы в 5 классе по теме "А. Погорельский. Черная курица, или подземные жители"

Разработка урока литературы в 5 классе по теме "А. Погорельский. Черная курица, или подземные жители"

Разработка урока литературы в 5 классе по теме "А. Погорельский. Черная курица, или подземные жители"

Разработка урока литературы в 5 классе по теме "А. Погорельский. Черная курица, или подземные жители"

Разработка урока литературы в 5 классе по теме "А. Погорельский. Черная курица, или подземные жители"

Разработка урока литературы в 5 классе по теме "А. Погорельский. Черная курица, или подземные жители"

Разработка урока литературы в 5 классе по теме "А. Погорельский. Черная курица, или подземные жители"

Разработка урока литературы в 5 классе по теме "А. Погорельский. Черная курица, или подземные жители"

Разработка урока литературы в 5 классе по теме "А. Погорельский. Черная курица, или подземные жители"

Разработка урока литературы в 5 классе по теме "А. Погорельский. Черная курица, или подземные жители"

Разработка урока литературы в 5 классе по теме "А. Погорельский. Черная курица, или подземные жители"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2017