Разработка урока литературы в 5классе "Волшебные инструменты" (музыка в эпосе народов мира)
Оценка 4.7

Разработка урока литературы в 5классе "Волшебные инструменты" (музыка в эпосе народов мира)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
08.03.2017
Разработка урока литературы в 5классе "Волшебные инструменты" (музыка в эпосе народов мира)
Урок внеклассного чтения в 5-7 классах в форме заочной экскурсии по музею музыкальной культуры, во время которой ребята знакомятся с различными сказками народов мира о музыке и музыкантах. Урок на основе межпредметных связей музыки, литературы и других видов искусства. Различные формы работы предполагают развитие творческих способностей учащихся: художественное чтение, пересказ, инсценирование, исполнение народных песен. Возможны различные варианты урока на основе имеющихся у учителя и учащихся материалов.Разработка урока "Волшебные инструменты"
Ленская Волшебные инструменты.docx
Ленская Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ Лицей  г.Черемхово Иркутской области Тема урока: «Волшебные инструменты» (музыка в эпосе народов мира) Цель:           1. Познакомить с народными музыкальными инструментами и их звучанием;            2. Расширить знания о сказках народов мира о музыке и музыкантах;            3. Воспитывать  любовь к музыке, литературе, фольклору разных народов            (эстетическое, нравственное, воспитание толерантности к нац. культурам);            4.Развивать творческие способности учащихся;            5.Укреплять межпредметные связи литературы и других видов искусства. Форма урока: урок­экскурсия по музею музыкальной культуры Оборудование: выставка народных инструментов (цимбалы, кабыз, трещотка, деревянные  ложки, балалайка, баян и др.);оформление доски(записи,таблички­слова, рисунки­ иллюстрации, музыкальная викторина, набор открыток «Волшебные  инструменты»;грамзаписи музыкально­литературных композиций сказок народов мира;  поделки уч­ся; костюмы; поделка из соленого теста. Ход урока: I.Музыкально­литературное вступление .        Учитель исполняет на цимбалах «Лявониху» (белорусская нар. мелодия).    ­Сегодня мы проводим урок внеклассного чтения «Волшебные инструменты» (эпос  народов мира о музыке и музыкантах)            Словарная работа. Эпос­ совокупность произведений народного творчества. Наша задача ­ познакомиться с народными музыкальными инструментами, с  произведениями устного народного творчества о них.            ­ А какие жанры фольклора вам известны?              ­ Вспомните недавно изученную былину, где главный герой мастерски владеет  музыкальным инструментом. Каким? («Садко», гусли).        Сегодня мы с вами совершим заочную экскурсию по Государственному центральному  музею им. М.И.Глинки, в котором находится уникальная коллекция музыкальных  инструментов народов мира, пройдем по нескольким залам и, возможно, дополним  экспозицию новыми экспонатами.        О музыкальных инструментах создано немало сказок и легенд. Эти инструменты  «становятся поистине волшебными, оживают и обретают свой голос благодаря искусству  народных музыкантов­исполнителей, выражают чувства и мысли главного героя , помогают одолеть силы зла и добиться цели».          Словарная работа. Искусство – 1. Творческое отражение, воспроизведение  действительности в художественных образах, 2. умение, мастерство, знание дела. II. Экскурсия по залам музея. 1. Мини – лекция «Классификация музыкальных инструментов».Нас встречает  директор музея и его сотрудники(самостоятельно подготовленное задание учащимся музыкальной школы, дополнения 2­х уч­ся , нашедших интересный материал в книгах и Интернете). 2. 1 зал «Русские народные инструменты».           ­ Какие русские музыкальные инструменты  вы знаете? (гусли, жалейка, дудка,  трещотка,  свистульки, гармонь, балалайка и др.)         Выступление солистов народного ансамбля «Росинка» (танец, игра на балалайке)             ­  Какой музыкальный инструмент вы услышали? 3.    2 зал «Белорусские народные инструменты».         ­Музыкальный инструмент дудочка встречается в сказках разных народов. Какие вы  знаете? («Волшебная дудочка» (белорусская, норвежская), «Серебряная  дудочка»(шотландская), «Волшебный свисток» (французская) (демонстрация рисунка к  белорусской народной сказке).       ­Нас встречает смотритель (сотрудник) этого зала. (Выступление ученицы с игрой на  трещотке и исполнением белорусской народной песни). 4. 3 зал «Музыкальные инструменты Китая». Звучит китайская мелодия (грамзапись «Водопад Байфашуй»). ­А в какой зал мы попадаем сейчас? ­ «Это трогательная история о самоотверженной девушке Чанфамэй, ценой своей  жизни спасшей односельчан от засухи». Цинь­ струнный щипковый инструмент народов Китая. ­ «Музыкант Вэнь»­ так называется одна из китайских легенд. В ней рассказывается о скромном музыканте Вэне, который превзошел своего учителя.  Выразительное чтение отрывка из сказки учся. 5. 4 зал «Грузинские народные инструменты». ­Мы переходим из зала в зал и попадаем в мир замечательных грузинских  музыкальных инструментов, среди которых наиболее известным является чонгури­ струнный щипковый инструмент, о котором сложено немало сказок. Звучит грамзапись «Чонгурист» (начало) ­Какую роль играет музыкальный инструмент в сказке?       6.  5 зал «Казахские музыкальные инструменты»                     ­ Какой наиболее известный народный инструмент казахов?           ДомбрА (созвучно русскому дОмра)            ­Кто прочитал сказку «Мастер Али»? Передайте 1­2 предложениями сюжет. (Сказка о смерти сына хана , растерзанного на охоте диким вепрем, о  страшном приказании хана залить горло свинцом тому, кто принесет худую весть , и  о мудром музыканте Али, спасшем людей , сообщив о трагедии печальной мелодией  на домбре).            Дополнительное сообщение ученицы о традиции дарить музыканту платки  (на свадьбе) (демонстрация платков) 7. 6 зал «Украинские народные инструменты». ­ Как называется музыкальный инструмент, прозвучавший в начале урока? ­Хотите еще его послушать? (звучит (на цимбалах) украинская народная песня  «Перепелочка»). ­Мы в зале «Украинские музыкальные инструменты». Музыкальная викторина. «Охрим­музыкант».   ­ Послушайте фрагмент грамзаписи  музыкально­ литературной композиции по  украинской народной сказке о веселом музыканте Охриме, обманувшем богача,  сказав, что на базаре золу на сахар меняют, и повеселившем людей. Запомните  названия музыкальных инструментов и их звучание.  ­Проверь себя (переворачивается таблица «Музыкальная викторина» с ответами: сопилка, дрымба, бугай, бандура, барабан). III.  Инсценирование русской народной сказки «Волшебная дудочка»         ­ В нашем музее действует свой драматический кружок, в котором ребята  ставят сказки. Сейчас они представят русскую народную сказку, в которой  существенную роль играет народный инструмент, о котором мы с вами сегодня  упоминали.             Самостоятельно подготовленное инсценирование сказки.             Дополнение учителя. О вариативности народных сказок.             ­ Послушайте, как звучит дудочка в грамзаписи сказки «Серебряное блюдечко и  наливное яблочко». Что общего и что отличного от сказки «Волшебная дудочка»,  поставленной ребятами? IV. Выводы и итог урока.             ­Музыкальные инструменты встречаются не только в фольклоре, но и в литературном творчестве (литер. сказках, рассказах писателей). Какие произведения о музыке и  музыкантах вам известны?       ­ Интересный рассказ «Лютня» о школьном учителе музыки написал наш земляк  Геннадий Машкин, по которому ученица нашего лицея защитила научную работу.  (демонстрация исследовательской работы «Идейно­художественное своеобразие рассказа  Г. Машкина «Лютня» ­ II место на VII научной и инженерной выставке в г. Шелехове).Вы,  лицеисты, тоже можете попробовать себя в научной работе. Можно подумать над темой, связанной с изучением литературных сказок о музыке и музыкантах, н­р в творчестве  Лермонтова.        ­Какие залы музея вы могли бы еще открыть? Поделитесь с соседом по парте  самостоятельно прочитанными сказками народов мира. Какую роль играет музыка в  произведении? (Работа в парах).       ­Что нового вы узнали на уроке, что особенно понравилось, запомнилось? Заполните  книгу отзывов и предложений (отзыв об уроке на листочках).

Разработка урока литературы в 5классе "Волшебные инструменты" (музыка в эпосе народов мира)

Разработка урока литературы в 5классе "Волшебные инструменты" (музыка в эпосе народов мира)

Разработка урока литературы в 5классе "Волшебные инструменты" (музыка в эпосе народов мира)

Разработка урока литературы в 5классе "Волшебные инструменты" (музыка в эпосе народов мира)

Разработка урока литературы в 5классе "Волшебные инструменты" (музыка в эпосе народов мира)

Разработка урока литературы в 5классе "Волшебные инструменты" (музыка в эпосе народов мира)

Разработка урока литературы в 5классе "Волшебные инструменты" (музыка в эпосе народов мира)

Разработка урока литературы в 5классе "Волшебные инструменты" (музыка в эпосе народов мира)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2017