ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Татьяна Ленская свидетельство о публикации рецензия
‘видетельство о публикации скачивание доступно только автору
Разработка урока литературы в 5классе "Волшебные инструменты" (музыка в эпосе народов мира)
Файл:

Ленская Волшебные инструменты.docx - Разработка урока литературы в 5классе "Волшебные инструменты" (музыка в эпосе народов мира)


Все файлы публикации > Ленская Волшебные инструменты.docx
Разработка урока литературы в 5классе "Волшебные инструменты" (музыка в эпосе народов мира)

Ленская Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ Лицей
г.Черемхово Иркутской области
Тема урока: «Волшебные инструменты» (музыка в эпосе народов мира)
Цель:
1. Познакомить с народными музыкальными инструментами и их звучанием;
2. Расширить знания о сказках народов мира о музыке и музыкантах;
3. Воспитывать любовь к музыке, литературе, фольклору разных народов
(эстетическое, нравственное, воспитание толерантности к нац. культурам);
4.Развивать творческие способности учащихся;
5.Укреплять межпредметные связи литературы и других видов искусства.
Форма урока: урок­экскурсия по музею музыкальной культуры
Оборудование: выставка народных инструментов (цимбалы, кабыз, трещотка, деревянные
ложки, балалайка, баян и др.);оформление доски(записи,таблички­слова, рисунки­
иллюстрации, музыкальная викторина, набор открыток «Волшебные
инструменты»;грамзаписи музыкально­литературных композиций сказок народов мира;
поделки уч­ся; костюмы; поделка из соленого теста.
Ход урока:
I.Музыкально­литературное вступление .
Учитель исполняет на цимбалах «Лявониху» (белорусская нар. мелодия).
­Сегодня мы проводим урок внеклассного чтения «Волшебные инструменты» (эпос
народов мира о музыке и музыкантах)
Словарная работа. Эпос­ совокупность произведений народного творчества.
Наша задача ­ познакомиться с народными музыкальными инструментами, с
произведениями устного народного творчества о них.
­ А какие жанры фольклора вам известны?
­ Вспомните недавно изученную былину, где главный герой мастерски владеет
музыкальным инструментом. Каким? («Садко», гусли).
Сегодня мы с вами совершим заочную экскурсию по Государственному центральному
музею им. М.И.Глинки, в котором находится уникальная коллекция музыкальных
инструментов народов мира, пройдем по нескольким залам и, возможно, дополним
экспозицию новыми экспонатами.
О музыкальных инструментах создано немало сказок и легенд. Эти инструменты
«становятся поистине волшебными, оживают и обретают свой голос благодаря искусству
народных музыкантов­исполнителей, выражают чувства и мысли главного героя , помогают
одолеть силы зла и добиться цели».
Словарная работа. Искусство – 1. Творческое отражение, воспроизведение
действительности в художественных образах, 2. умение, мастерство, знание дела.
II. Экскурсия по залам музея.
1. Мини – лекция «Классификация музыкальных инструментов».Нас встречает
директор музея и его сотрудники(самостоятельно подготовленное задание учащимся

Разработка урока литературы в 5классе "Волшебные инструменты" (музыка в эпосе народов мира)

музыкальной школы, дополнения 2­х уч­ся , нашедших интересный материал в книгах
и Интернете).
2. 1 зал «Русские народные инструменты».
­ Какие русские музыкальные инструменты вы знаете? (гусли, жалейка, дудка,
трещотка, свистульки, гармонь, балалайка и др.)
Выступление солистов народного ансамбля «Росинка» (танец, игра на балалайке)
­ Какой музыкальный инструмент вы услышали?
3. 2 зал «Белорусские народные инструменты».

­Музыкальный инструмент дудочка встречается в сказках разных народов. Какие вы
знаете? («Волшебная дудочка» (белорусская, норвежская), «Серебряная
дудочка»(шотландская), «Волшебный свисток» (французская) (демонстрация рисунка к
белорусской народной сказке).
­Нас встречает смотритель (сотрудник) этого зала. (Выступление ученицы с игрой на
трещотке и исполнением белорусской народной песни).
4. 3 зал «Музыкальные инструменты Китая».
Звучит китайская мелодия (грамзапись «Водопад Байфашуй»).
­А в какой зал мы попадаем сейчас?
­ «Это трогательная история о самоотверженной девушке Чанфамэй, ценой своей
жизни спасшей односельчан от засухи».
Цинь­ струнный щипковый инструмент народов Китая.
­ «Музыкант Вэнь»­ так называется одна из китайских легенд. В ней рассказывается о
скромном музыканте Вэне, который превзошел своего учителя.
Выразительное чтение отрывка из сказки учся.
5. 4 зал «Грузинские народные инструменты».
­Мы переходим из зала в зал и попадаем в мир замечательных грузинских
музыкальных инструментов, среди которых наиболее известным является чонгури­
струнный щипковый инструмент, о котором сложено немало сказок.
Звучит грамзапись «Чонгурист» (начало)
­Какую роль играет музыкальный инструмент в сказке?

6. 5 зал «Казахские музыкальные инструменты»

­ Какой наиболее известный народный инструмент казахов?
ДомбрА (созвучно русскому дОмра)
­Кто прочитал сказку «Мастер Али»? Передайте 1­2 предложениями сюжет.

Разработка урока литературы в 5классе "Волшебные инструменты" (музыка в эпосе народов мира)

(Сказка о смерти сына хана , растерзанного на охоте диким вепрем, о
страшном приказании хана залить горло свинцом тому, кто принесет худую весть , и
о мудром музыканте Али, спасшем людей , сообщив о трагедии печальной мелодией
на домбре).
Дополнительное сообщение ученицы о традиции дарить музыканту платки
(на свадьбе) (демонстрация платков)
7. 6 зал «Украинские народные инструменты».
­ Как называется музыкальный инструмент, прозвучавший в начале урока?
­Хотите еще его послушать? (звучит (на цимбалах) украинская народная песня
«Перепелочка»).
­Мы в зале «Украинские музыкальные инструменты».
Музыкальная викторина. «Охрим­музыкант».
­ Послушайте фрагмент грамзаписи музыкально­ литературной композиции по
украинской народной сказке о веселом музыканте Охриме, обманувшем богача,
сказав, что на базаре золу на сахар меняют, и повеселившем людей. Запомните
названия музыкальных инструментов и их звучание.
­Проверь себя (переворачивается таблица «Музыкальная викторина» с ответами:
сопилка, дрымба, бугай, бандура, барабан).
III. Инсценирование русской народной сказки «Волшебная дудочка»
­ В нашем музее действует свой драматический кружок, в котором ребята
ставят сказки. Сейчас они представят русскую народную сказку, в которой
существенную роль играет народный инструмент, о котором мы с вами сегодня
упоминали.
Самостоятельно подготовленное инсценирование сказки.
Дополнение учителя. О вариативности народных сказок.
­ Послушайте, как звучит дудочка в грамзаписи сказки «Серебряное блюдечко и
наливное яблочко». Что общего и что отличного от сказки «Волшебная дудочка»,
поставленной ребятами?
IV. Выводы и итог урока.

­Музыкальные инструменты встречаются не только в фольклоре, но и в литературном
творчестве (литер. сказках, рассказах писателей). Какие произведения о музыке и
музыкантах вам известны?
­ Интересный рассказ «Лютня» о школьном учителе музыки написал наш земляк
Геннадий Машкин, по которому ученица нашего лицея защитила научную работу.
(демонстрация исследовательской работы «Идейно­художественное своеобразие рассказа
Г. Машкина «Лютня» ­ II место на VII научной и инженерной выставке в г. Шелехове).Вы,
лицеисты, тоже можете попробовать себя в научной работе. Можно подумать над темой,

Разработка урока литературы в 5классе "Волшебные инструменты" (музыка в эпосе народов мира)

связанной с изучением литературных сказок о музыке и музыкантах, н­р в творчестве
Лермонтова.
­Какие залы музея вы могли бы еще открыть? Поделитесь с соседом по парте
самостоятельно прочитанными сказками народов мира. Какую роль играет музыка в
произведении? (Работа в парах).
­Что нового вы узнали на уроке, что особенно понравилось, запомнилось? Заполните
книгу отзывов и предложений (отзыв об уроке на листочках).

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл