Разработка урока математики в 6 классе по теме "Прямая и обратная пропорциональные зависимости"
Оценка 4.6

Разработка урока математики в 6 классе по теме "Прямая и обратная пропорциональные зависимости"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
математика
6 кл
11.01.2017
Разработка урока математики в 6 классе по теме "Прямая и обратная пропорциональные зависимости"
Разработка урока математики в 6 классе по теме "Прямая и обратная пропорциональные зависимости" включает в себя технологическую карту урока, технологическую карту учащегося, а также слайды из презентации, сопровождающей урок. Это урок получения нового знания, который соответствует всем требованиям ФГОСС и успешно прошёл апробацию на практике
разработка урока математики в 6 классе по теме Пря мая и обратная пропорциональные зависимости.docx

Тема «Прямая и обратная пропорциональные зависимости». (из общей темы «Отношения и пропорции».) 6 класс.

Оборудование и материалы к уроку: компьютер, проектор, технологические карты (приложение 1), презентация ( слайды презентации в приложении 2)

Цели урока: познакомить учащихся с понятиями «прямая пропорциональность» и «обратная пропорциональность», научить распознавать их и  применять  для решения задач.

 

задание на целеполагание

 

Задача 1. Для приготовления 4 порций каши нужно взять 200 г пшена. Скажите, сколько нужно взять крупы, чтобы приготовить 12 порций? Какой можно сделать вывод? Как можно назвать такую зависимость величин?

 

Задача 2. Двое  ребят вашего класса сделали уборку в кабинете за 30 минут. Как вы думаете, сколько  времени на  эту работу ушло – бы, если бы учеников было в два раза больше? Какой можно сделать вывод? Как можно назвать такую зависимость величин?

Сформулируйте тему нашего урока

Как вы думаете, какова цель нашего урока?

 

Фундаментальные образовательные объекты: числа, задачи.

Главная проблема урока

1. Какие зависимости называются прямо пропорциональными, а какие обратно пропорциональными?

2. Как распознавать их в условиях задач?

3. Как при этом составлять пропорции?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Этапы и виды деятельности учеников

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время (в мин.)

Формируемые УУД

познавательные

регулятивные

коммуникативные

личностные

1

организационный

1.Приветствие учащихся. Проверка их готовности к уроку. 2.Проводит инструктаж по работе с технологическими картами: у каждого из вас на столе лежит технологическая карта; вам необходимо сейчас вписать в них свои фамилию и имя; в течении всего урока, выполняя то или иное задание вам нужно будет в пустой квадратик ставить «+», если вы с ним справились и «-«, если не справились. В конце урока вам нужно будет оценить свою работу по критериям, приведённым в последнем пункте технологической карты.

Приветствие. Знакомство с технологической картой и критериями оценивания

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

Восприятие информации. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Прогнозирование своей деятельности

Умение слушать и вступать в диалог

Умение выделять нравственный аспект поведения и следовать ему

2.

Актуализация опорных знаний

1. Предлагает записать в тетрадях число, классная работа.

2. Предлагает выполнить первое задание технологической карты: «заполни пропуски». После выполнения обменяйтесь картами с соседом и проверьте  правильность по образцу.(слайд 1 презентации) Поставьте «+» или

«-«.

Записывают число, классная работа. Выполняют первое задание технологической карты. Выполняют взаимопроверку.

 

 

 

 

5

Поиск и выделение необходимой информации

Осознание того, что уже пройдено

Осуществление контроля и взаимоконтроля деятельности

 

3

Определение темы и цели урока

1.Предлагает выполнить второе задание технологической карты: решить две задачи и, работая в парах, ответить на вопросы к ним.

 

Задача 1. Для приготовления 4 порций каши нужно взять 200 г пшена. Скажите, сколько нужно взять крупы, чтобы приготовить 12 порций? Какой можно сделать вывод? Как можно назвать такую зависимость величин?

 

Задача 2. Двое  ребят вашего класса сделали уборку в кабинете за 30 минут. Как вы думаете, сколько  времени на  эту работу ушло – бы, если бы учеников было в два раза больше? Какой можно сделать вывод? Как можно назвать такую зависимость величин?

2.Предлагает совместно обсудить результаты, сверить с образцом (слайд 2)

3.Предлагает сформулировать тему урока и записать её в тетрадь.

 

4.Предлагает сформулировать цель урока.

 

Корректирует ответы учащихся, подводя их к правильной формулировке.

 

5. Предлагает прочитать определения прямой и обратной пропорциональной зависимости в учебнике (стр. 128) и проговорить их друг другу в парах, а затем двум ученикам озвучить для всего класса.

 

Решают задачи. Обсуждают в парах вывод и название зависимости величин. Вписывают результаты в карту.

После совместного обсуждения и сверки с образцом ставят себе «+» или «-«.

Формулируют тему урока и записывают её в тетрадь.

Формулируют цель урока.

Читают определения прямой и обратной пропорциональной зависимости в учебнике. Проговаривают их друг другу.

По желанию озвучивают вслух.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

Умение анализировать текст и решение задачи, обобщать, делать выводы.

Определять и формулировать цель урока

Умение работать в парах

Формирование интереса к изучению математики

4

Применение полученных знаний

Предлагает рассмотреть решение задачи 1 в учебнике (стр. 128) и задачи 2 (стр. 129). По рассмотренным образцам решить задачи 1 и 2 из пункта 2 технологической карты, сравнить полученные ответы с полученными при решении в начале урока. Если совпадают, то поставить «+». Сверить решение с образцом. (слайд 3)

Знакомятся с решением предложенных задач в учебнике.

По предложенным образцам решают задачи 1 и 2 технологической карты. Сравнивают полученные ответы с полученными ранее и ставят  себе плюс или минус.

 

 

 

 

 

10

Умение изучать и анализировать информацию, обобщать, делать выводы.

Анализ собственной деятельности

 

Рефлексия собственной деятельности

5

Физкультминутка (зарядка для глаз)

 

 

 

1

 

 

 

 

6

Закрепление изученного материала

1. Предлагает ученикам  привести свои примеры прямой и обратной  пропорциональной зависимостей величин.

2. Предлагает рассмотреть зависимости различных величин из таблицы( п.3 технологической карты, определить какая это зависимость – прямая или обратная и поставить галочку в нужном столбце.  Сверить свой результат с образцом (слайд 4) и поставить себе плюс или минус.

3. Предлагает прочитать задачи из п. 4(по вариантам) технологической карты, определить вид зависимости величин и решить их в тетради. После решения поменяться тетрадями с соседом и проверить решение, сверить с образцом (слайд 5).

Поставить плюс или минус.

Придумывают и озвучивают свои примеры прямой и обратной пропорциональной зависимостей величин.

Заполняют таблицу п.3 технологической карты.

Сверяют результат с образцом. Ставят плюс или минус.

Читают задачи из п. 4 технологической карты, определяют вид зависимости величин, решают задачи. Меняются тетрадями с соседом и проверяют решение по образцу. Ставят плюс или минус.

 

 

 

 

 

 

 

 

15

Умение строить высказывания. Формулировать ответы на вопросы

Взаимоконтроль

 

Умение соотносить полученные знания с имеющимся собственным практическим опытом

7

Домашнее задание

Предлагает один из вариантов домашнего задания:

1. почитать задачи № 783 - № 786 к п.22 учебника, определить вид зависимости для каждой задачи и решить по одной на каждую зависимость.

2. придумать и оформить по одной задаче на прямую и обратную пропорциональные зависимости величин. Решить их.

Записывают домашнее задание

 

1

Поиск и выделение необходимой информации

 

Оформлять свои мысли различными способами

Формирование интереса к предмету, самостоятельного творческого мышления

8

рефлексия

1. Предлагает посчитать количество «+» в своих картах, прочитать критерии оценки за урок и заполнить итоговую таблицу.

2. Предлагает поднять руки тем, кто получил «5», затем – тем, кто получил «4». Тем, кто заработал меньшее количество «+», предлагает дома ещё раз рассмотреть задания, за которые поставлен «_».

3.Задаёт общие вопросы классу:

- что нового мы узнали на уроке?

- чему научились?

- мы достигли поставленной цели?

Оценивают свою работу, работая с последним пунктом технологической карты. Подводят итог своей работы, отвечая на вопросы учителя.

 

 

 

 

3

Изучение информации

Оценка результатов собственной деятельности

 

Рефлексия собственной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Технологическая карта учащегося

 

 

Фамилия имя______________________________________________   

 

П.

задание

«+» или «-«

«+» - справился

«-« - не справился

1.

Вставить пропущенные слова:

1.Пропорция-________________ двух отношений.

2 Основное свойство пропорции: В_________ пропорции _________________ крайних членов равно ________________ средних членов

3.В пропорции а:m = b: n

а и n - _______________члены

m и b -_______________члены

 

4.Найти неизвестный член пропорции, используя основное свойство пропорции   =

 

X =_______________________________________________

 

 

2.

Задача 1. Для приготовления 4 порций каши нужно взять 200 г пшена. Скажите, сколько нужно взять крупы, чтобы приготовить 12 порций? Какой можно сделать вывод? Как можно назвать такую зависимость величин?

 

 

Ответ:

Вывод: при увеличении количества порций количество крупы__________________________

Такую зависимость можно назвать____________ пропорциональной

 

 

 

 

Задача 2. Двое  ребят вашего класса сделали уборку в кабинете за 30 минут. Как вы думаете, сколько  времени на  эту работу ушло – бы, если бы учеников было в два раза больше? Какой можно сделать вывод? Как можно назвать такую зависимость величин?

 

 

Ответ:

Вывод: при увеличении числа учеников время выполнения работы__________________________

Такую зависимость можно назвать_____________ пропорциональной

 

П.

задание

«+» или «-«

«+» - справился

«-« - не справился

 

Формулировка темы  и целей урока

 

3.

 

Решение задачи 1 по образцу учебника

 

4.

 

Решение задачи 2 по образцу учебника

 

 

 

 

 

5.

 

 

Зависимость величин

Прямо пропорциональная

Обратно пропорциональная

1.

зависимость между  путем, пройденным автомашиной с постоянной скоростью, и временем ее движения

 

 

2.

Зависимость между  количеством рабочих и временем, затраченным на выполнение работы

 

 

3.

Зависимость между грузоподъёмностью машин и их количеством для перевозки имеющегося груза

 

 

4.

Зависимость между стоимостью товара, купленного по одной цене и его количеством

 

 

 

6.

 

Для варианта 1.

Чтобы заварить 1,5 л чая, нужно 30 г сухого чая. Твой  чайник вмещает 0,39 л. Выясни, сколько тебе нужно взять сухого чая для заварки?

 

 

Для варианта 2.

Для перевозки груза машине грузоподъемностью 6 т нужно сделать 10 рейсов. Найди, сколько  рейсов понадобится сделать машине грузоподъемностью 4 т для перевозки этого же груза?

 

7.

Оцените свою работу на уроке, используя следующие условия:

Если у тебя 6 или 7 «+», то твоя оценка – «5»

Если у тебя 4 или 5 «+», то твоя оценка – «4»

Если у тебя меньше «+», то дома тебе нужно ещё раз проработать те пункты карты, с которыми ты не справился.

 

 

МОЯ ОЦЕНКА ЗА УРОК:_______

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Слайды презентации.

 

 

Задача 1. Для приготовления 4 порций каши нужно взять 200 г пшена. Скажите, сколько нужно взять крупы, чтобы приготовить 12 порций? Какой можно сделать вывод? Как можно назвать такую зависимость величин?

Ответ: 600 г.
Вывод: при увеличении количества порций количество крупы увеличивается

Такую зависимость можно назвать прямо пропорциональной


Задача 2. Двое  ребят вашего класса сделали уборку в кабинете за 30 минут. Как вы думаете, сколько  времени на  эту работу ушло – бы, если бы учеников было в два раза больше? Какой можно сделать вывод? Как можно назвать такую зависимость величин?

Ответ: 15 мин.
Вывод: при увеличении числа учеников время выполнения работы уменьшается

Такую зависимость можно назвать обратно пропорциональной


                                                       Слайд 1                                                                                                     Слайд 2

 

Вставить пропущенные слова:
1.Пропорция- это равенство двух отношений.
2 Основное свойство пропорции: В верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних членов
3.В пропорции а:m = b: n
а и n – крайние члены
m и b – средние члены
4.Найти неизвестный член пропорции, используя основное свойство пропорции  21/x = 36/12

X= (21 · 12)/36 = 7
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Слайд 3                                                                                                                                                       Слайд 4

Решение задачи 1
Количество порций	Количество крупы
4
12	200 г.
X г.         

4/12 = 200/x         x =(12 · 200)/4 = 600 (г)
Ответ : 600 г крупы нужно взять.
Решение задачи 2
время	Количество учеников
30 мин.
X мин.	2
2 · 2 = 4        

2/4 = x/30         x =(2 · 30)/4 = 15 (мин.)
Ответ :  15 минут

№	Зависимость величин	Прямо пропорциональная	Обратно пропорциональная
1.	зависимость между  путем, пройденным автомашиной с постоянной скоростью, и временем ее движения	
ü		
2.	Зависимость между  количеством рабочих и временем, затраченным на выполнение работы		
ü	
3.	Зависимость между грузоподъёмностью машин и их количеством для перевозки имеющегося груза		
ü	
4.	Зависимость между стоимостью товара, купленного по одной цене и его количеством	
ü
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                         

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 5.

                   Вариант 1    
    
Решение.    
     
Сухой чай	Заваренный чай
30 г
xг	1,5 л
0,39 л
  
 X= (30 · 0,39)/(1,5) =7,8 (г)
Ответ: 7,8 г сухого чая нужно взять

	Вариант 2

Решение.

грузоподъёмность	Количество рейсов
6 т
4 т	10
X 

X= (6 · 10)/4 =15 (рейсов)
Ответ: 15 рейсов


















 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Список литературы:

Математика 6 клас. Учебник для общешкольных учреждений/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 21-е изд. – М.: Мнемозина, 2007г. – 288 с.

Математика: Учебник – собеседник для 5 – 6 кл. сред. шк./ Л.Н, Шеврин, А.Г. Гейн, И.О. Коряков, М.В. Волков. – М.: Просвещение, 1989 г. – 495 с.


 

Тема «Прямая и обратная пропорциональные зависимости»

Тема «Прямая и обратная пропорциональные зависимости»

Этапы и виды деятельности учеников №

Этапы и виды деятельности учеников №

После выполнения обменяйтесь картами с соседом и проверьте правильность по образцу

После выполнения обменяйтесь картами с соседом и проверьте правильность по образцу

Какой можно сделать вывод? Как можно назвать такую зависимость величин? 2

Какой можно сделать вывод? Как можно назвать такую зависимость величин? 2

Применение полученных знанийПредлагает рассмотреть решение задачи 1 в учебнике (стр

Применение полученных знанийПредлагает рассмотреть решение задачи 1 в учебнике (стр

Сверить свой результат с образцом (слайд 4) и поставить себе плюс или минус

Сверить свой результат с образцом (слайд 4) и поставить себе плюс или минус

Предлагает посчитать количество «+» в своих картах, прочитать критерии оценки за урок и заполнить итоговую таблицу

Предлагает посчитать количество «+» в своих картах, прочитать критерии оценки за урок и заполнить итоговую таблицу

Приложение 1. Технологическая карта учащегося

Приложение 1. Технологическая карта учащегося

П. задание «+» или «-« «+» - справился «-« - не справился

П. задание «+» или «-« «+» - справился «-« - не справился

Приложение 2. Слайды презентации

Приложение 2. Слайды презентации

Слайд 3

Слайд 3

Слайд 5.

Слайд 5.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2017