Разработка урока "Милосердие и сострадание"
Оценка 4.9

Разработка урока "Милосердие и сострадание"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
религиоведение
4 кл
28.04.2017
Разработка урока "Милосердие и сострадание"
презентация урока
Публикация является частью публикации:
Милосердие и сострадание.docx
урок  по ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ 4 КЛАСС Учитель Чинакал Наталия Юрьевна МБОУ «ООШ имени Н.Д.Серова с.Юнгеровка Лысогорского района Саратовской области» Тема урока: «Милосердие и сострадание». Тип урока: Открытие новых знаний (технология деятельностного метода) Методическая цель: создание условий для проявления познавательной активности  обучающихся. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин  затруднений и коррекции собственных действий. Содержательная цель: формирование представлений о милосердии и сострадании в  христианском понимании  и качествах, необходимых для милосердного человека; на  основе примеров и жизненного опыта детей показать важность и ценность милосердия и  сострадания. Задачи: Создать   условия  для   формирования   образовательных   компетенций   (информационных, коммуникативных,   рефлексивных   и   др.)   в   области   курса   ОРКСЭ   модуль   «Основы православной культуры» по теме «Милосердие и сострадание.».  Образовательные: направить действия обучающихся на понимание важной нравственной ценности   «милосердие   и   сострадание»   на   основе   православной   культуры,   какие существуют   отношения   между   людьми,   уточнить   детские   представления   о   понятии «ближний». Способствовать развитию грамотной  речи, логического и критического мышления,  творческих способностей, умения рассуждать, аргументировать свою точку зрения. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной,  коллективной работе. Планируемые результаты: Личностные: ­ учить давать нравственно­этическую оценку личным поступкам и поступкам других  людей; ­ способность к самооценке; Предметные: Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной  деятельности. Метапредметные:  уметь   определять   и   формулировать   цель   на   уроке;   проговаривать последовательность действий на уроке; самостоятельно работать по   плану;   оценивать правильность   выполнения   действия   на   уровне   адекватной   оценки;     планировать   своё действие   в   соответствии   с   поставленной   задачей;   вносить   необходимые   коррективы   в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им   (Коммуникативные УУД). Уметь   ориентироваться   в   своей   системе   знаний:   отличать   новое   от   уже   известного   с помощью   учителя;   добывать   новые   знания:   находить   ответы   на   вопросы,   используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Основные понятия:Милосердие. Сострадание. Ближний. Любовь. Милостыня. Межпредметные связи: Окружающий мир, литературное чтение,  изобразительное  искусство, музыка. Ресурсы:А.В. Кураев «Основы православной культуры »  4 класс, С.И. Ожегов "Толковый  словарь русского языка, экран, мультимедийный проектор, презентация. Организация пространства:  Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группе. Условия: учебно­материальные, морально­психологические. Методы: стимулирование и мотивация учебно­познавательной деятельности, проблемно­ поисковый, самоконтроль, наглядный, словесный, практический,  Формы, приемы обучения: фронтальная; индивидуальная; коллективная, речь учителя,  тренировочные задания. Педагогические технологии проблемного обучения личностно­ориентированная,  здоровьесберегающая, технология сотрудничества. Конспект урока. I этап.  Организационный момент.  Мотивация к учебной деятельности  (3 мин) ­ Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке.   Посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь. Сейчас мы одна большая семья.   Семья,   которая   собралась   поговорить   о   том,   что   волнует   многих живущих на нашей планете. Просмотр  видеоклипа Ю. Славянской «Пробудись, душа» (слайд № 1) ­ Как вы понимаете выражение «Пробудись, душа»? ­ Как вы думаете, почему я предложила посмотреть этот видеоклип?   Действительно,   на   уроках   православной   культуры   мы   «пробуждаем   нашу душу для добра, любви, помощи другим, бескорыстия, уважения».   Итак, в путь. II этап.   Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии     ­ Я предлагаю прослушать стихотворение А. Дементьева и определить ключевые слова урока  (слайд № 2) Жизнь нуждается в милосердии. Милосердием мы бедны, Кто­то злобствует, кто­то сердится, Кто­то снова в тисках беды. Жизнь нуждается в сострадании. Наши души как топоры… Слишком многих мы словом раним, Позабыв, что слова остры. (ключевые слова: милосердие, сострадание) ­ Предположите тему урока.  ­ Часто ли вы слышали слово, вынесенное в название нашего урока? ­ Каковы цели урока? (Высказывания детей) Сегодня на уроке узнаем: • Что такое милосердие в христианстве? • Можно ли научиться милосердию? • А надо ли учиться милосердию? Зачем? • Как стать милосердным? • Чем милосердие отличается от дружбы? • Кого называют ближним? • Как христианин должен относиться к людям?   Эпиграфом   нашего   урока   послужат   слова   Св.   Иоанна   Кронштадтского (слайд № 3)   «Милосердие   и   сострадание   –   это   те   главные   ориентиры,   соотнося   с которыми   свою   жизнь,   человек   сможет   сохранить   не   только   себя   как личность,   но   воссоздать   на   земле   Царствие   Божие,   мир   добра,   красоты   и справедливости» В одной из заповедей говорится: «Блаженны милостивые, ибо они  помилованы будут».   Милостивыми называют тех людей, которые милосердно и сострадательно относятся ко всем остальным людям. Милостивые люди имеют доброе сердце, и они всегда готовы помочь нуждающимся людям по мере возможности.  Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет. Подберите   однокоренные   слова   к   слову   «милостивый»     («милость», «милосердие», «миловать», «помиловать»). Назовите те слова, которые приходят вам на ум, когда вы слышите слова милосердие, сострадание. III этап  Выявление места и причины затруднения  1. Исследовательская работа Милосердие и сострадание…  Чем близки эти слова? Чем отличаются? ­ Где мы можем узнать значение этих слов? (в толковых словарях русского языка) Определения этих слов из словаря русского языка С.И. Ожегова. (слайд 4) ­ Зачитайте значения слов.   (Милосердие – готовность помочь кому­нибудь или простить кого­нибудь из сострадания, человеколюбия.  Сострадание   –   сочувствие   другому   страданию,   участие,   возбуждаемое горем, несчастьем другого человека.) ­   Узнав   значение   слова,   давайте   подумаем,  какие   душевные   качества присущи милосердному человеку? Заполняется схема на доске. МИЛОСЕРДИЕ БЕСКОРЫСТИЕ                                                                     ДОБРОТА       ПРОЩЕНИЕ ОБИДЧИКА                                     ВЕЛИКОДУШИЕ                      СОЧУВСТВИЕ, СОПЕРЕЖИВАНИЕ, ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ 3. Постановка проблемы. Открытие нового.  «Лети, лети, лепесток, (слайд 5) Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли ­ Быть по­моему вели!» • - Узнали, откуда эти строчки?  • ­ А кто главная героиня сказки? ­  Какие желания она загадывала?(слайды 6­8) • • ­ Принесли ли ей радость игрушки, путешествие на Северный полюс,  баранки, вазочка для цветов? ­ А что ей принесло радость по­настоящему? (слайды 9­12) • ­ А почему такою грустной изображена девочка?  (Она сочувствует, сострадает этому мальчику, ведь он из­за травмы ноги  лишен в жизни многого.) ­ Посмотрите на изображение нашей героини в разных ситуациях.  Какое красивое лицо у девочки в ожидании счастья, чуда. А когда она сочувствует, она красива в этот момент?  (Лицо сочувствующего человека также красиво, хотя мы и не  видим счастливой улыбки на лице. Оно красиво, потому что  одухотворено добротою чувств).  (Самая большая радость для человека – это протянуть руку помощи  нуждающемуся, поэтому из всех чудес, которые свершились в сказке о  цветике­семицветике, самую большую радость его обладательнице  принесло исцеление хромого мальчика). К сожалению, это бывает очень часто, когда дети, не подумав, колючими  словами обижают людей с физическим недугом.  Прежде чем сказать что­либо, подумай: а в свой адрес тебе было бы приятно  услышать обидные слова?  Кстати, православные люди, живущие по заповедям, очень часто вспоминают  слова Иисуса Христа: «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами  поступали люди, так поступайте и вы с ними». ­ Что бы вы сделали с лепестками волшебного цветка, если бы вам повезло  так же, как и девочке Жене, приобрести такой чудо­цветок? (создаётся цветок с желаниями на доске) 4. Физкультминутка (слайд 13) ­ Вы хорошо трудились, а сейчас давайте немного отдохнем. ­ Я предлагаю отдохнуть и выполнить упражнения физкультминутки. Прилетели ангелочки­ Становились на носочки! Вверх руками потянулись И друг другу улыбнулись. Крылышки расправили­ В стороны направили, Наклонились до земли, Словно тяжести несли. Ножками потопали, Ручками похлопали, Поскакали в высоту, Чтобы там поймать звезду. Глубоко вздохнули, Плечи развернули, Повели руками Чуть над головами. А теперь им всем пора Делать добрые дела. ­ Давайте подумаем, вспомним, обратившись к своему жизненному  опыту, когда человек может проявить сострадание и милосердие?  Что это за жизненные ситуации? • Сегодня мы познакомимся с вами с одной из известных притч Иисуса  Христа, упоминаемых в Евангелии от Луки. Она рассказывает о  милосердии и бескорыстной помощи попавшему в беду человеку со  стороны прохожего самарянина – человека неместного, приезжего. ­ Давайте задумаемся, чему учит нас эта притча?(слайды 14­15) • (Работа с текстом учебника на стр. 42–43 «Притча о добром  самарянине») ­   Я   предлагаю   прочитать   в   учебнике   на   с.   42   –   43   «Притчу   о   добром самарянине».  Во время чтения текста постарайтесь выбрать в нем отрывки, которые радуют вас, потому что вы согласны со сказанным (+) печалят вас, потому что так поступать тяжело (­) очень   спорные,   вы   с   этим   не   согласны   и   хотите   поспорить   (!?) и отметить их соответствующими значками.  (выслушиваются разные мнения детей, не выказывая несогласия,  поддерживая позицию искренности.) IV  этап. Построение проекта выхода из затруднения. ­ Ребята, как бы вы ответили на вопрос: «А кто мой ближний?» (ответы детей) ­ Давайте проверим ваши предположения с выводами в учебнике на с. 43 «Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде. И еще ближний – это тот, кто нуждается в твоей помощи» • ­ Итак, чему нас учит эта притча? Соберите пословицу из двух половинок в единое целое.  (работа в  группах) Доброе слово  доходит до сердца Учись доброму, так худое на ум не пойдет   Кто помогает людям,  у того и свои желания сбываются Кто любит добрые дела, От добра  тому и жизнь мила добра не ищут Каждый милосердный поступок это ступень лестницы, ведущей к небесам VII этап  Включение в систему знаний и повторения   Создание «Дороги милосердия» (работа в группе) (слайд 17) Давайте создадим «Дорогу милосердия», ведущую к небесам. Каждая  ступенька лестницы будет состоять из слов и дел христианина.   сострадание       любовь            доброта честь                   милосердие                       вера   ­ Ребята, а вы бываете милосердны? Что может сделать каждый из нас,  чтобы вокруг процветала доброта, милосердие, любовь к людям? (слайд 16) • (слайды 18­19) В заключение урока я хочу вам рассказать об удивительном человеке,  который без помощи людей, их милосердного к нему отношения не стал  бы тем, кем он был. А был он известным иконописцем, о котором знали  не только в Самарской губернии, где он родился, но и во многих  уголках России. В XX веке, уже после смерти художника, не в России, в Сербии, была  найдена икона, на которой на обратной стороне было написано: «Сию  икону писал зубами крестьянин, живший в Утевке Самарской губернии,  безрукий и безногий». Действительно, родился без рук, без ног. Таким он  был от рождения. Но, будучи инвалидом, этот человек не потерял себя в  жизни, а нашел в творчестве: он писал так самоотверженно, что, порой,  после многих часов рисования, близким приходилось прикладывать ему к  челюстям горячие компрессы, чтобы расцепились зубы, держащие кисть.  Григорий Журавлев не озлобился на жизнь, на людей, за то что родился не  таким, как все. Он любил жизнь, был веселым, оптимистичным человеком,  за что его очень любили односельчане. VIII этап  Рефлексия учебной деятельности на уроке. ­ Над чем заставил задуматься этот урок? ­ Что стало самым важным на уроке? ­ Какие затруднения испытывали? ­ Довольны ли вы своей работой? ­ Ваша самооценка совпала с моей.  В заключение урока я хочу предложить вам «  Рецепт счастья» (слайд 20)  Возьмите чашу терпения. Налейте туда полное сердце любви. Бросьте две пригоршни щедрости. Плесните туда же юмора. Посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и все это хорошо перемешайте. Потом намажьте на кусок отпущенной Вам жизни и предлагайте всем, кого встретите на своем пути!

Разработка урока "Милосердие и сострадание"

Разработка урока "Милосердие и сострадание"

Разработка урока "Милосердие и сострадание"

Разработка урока "Милосердие и сострадание"

Разработка урока "Милосердие и сострадание"

Разработка урока "Милосердие и сострадание"

Разработка урока "Милосердие и сострадание"

Разработка урока "Милосердие и сострадание"

Разработка урока "Милосердие и сострадание"

Разработка урока "Милосердие и сострадание"

Разработка урока "Милосердие и сострадание"

Разработка урока "Милосердие и сострадание"

Разработка урока "Милосердие и сострадание"

Разработка урока "Милосердие и сострадание"

Разработка урока "Милосердие и сострадание"

Разработка урока "Милосердие и сострадание"

Разработка урока "Милосердие и сострадание"

Разработка урока "Милосердие и сострадание"

Разработка урока "Милосердие и сострадание"

Разработка урока "Милосердие и сострадание"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2017