Разработка урока музыки ""О доблести, о подвигах, о славе!"
Оценка 5

Разработка урока музыки ""О доблести, о подвигах, о славе!"

Оценка 5
Работа в классе +2
docx
музыка
5 кл
17.02.2017
Разработка урока музыки ""О доблести, о подвигах, о славе!"
Помимо использования в школьной программе, данный конспект подойдет для организации праздника "9 мая" или "23 февраля". Тип урока: урок-беседа, урок закрепления нового материала. Цель: закрепить понимание многообразия связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Задачи: - развитие исторической памяти на основе освоения произведений различных искусств, раскрывающих тему защиты Родины; - знакомство с жанром реквиема; - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; - развитие нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; - осознание значения семьи в жизни человека и общества; - расширение культурно-информационного пространства, включение ассоциативных представлений, полученных учащимися на уроках музыки, в самостоятельную художественно-эстетическую деятельность. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, по группам. Основные термины, понятия: Былина, солдатская песня, ария, реквием, графический рисунок, лирическая поэма. Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, колонки, видеофильм «Защитникам Отечества посвящается».
Публикация является частью публикации:
Конспект урока музыки в 5 классе О доблести о подвигах о славе.docx
О подвигах, о доблести, о славе… Автор: Емельянова Людмила Вячеславовна учитель музыки «МБУ Лицей №37» г. Тольятти Класс: 5 класс Тип урока: урок­беседа, урок закрепления нового материала. Цель: закрепить понимание многообразия связей музыки, литературы и изобразительного  искусства. Задачи:  ­ развитие исторической памяти на основе освоения произведений различных искусств,  раскрывающих тему защиты Родины; ­ знакомство с жанром реквиема; ­ воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству,  чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; ­ развитие нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного  отношения к собственным поступкам; ­ осознание значения семьи в жизни человека и общества; ­ расширение культурно­информационного пространства, включение ассоциативных представлений, полученных учащимися на уроках музыки, в самостоятельную художественно­эстетическую  деятельность. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, по группам. Основные термины, понятия: Былина, солдатская песня, ария, реквием, графический рисунок,  лирическая поэма. Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, колонки, видеофильм «Защитникам  Отечества посвящается». 1.Введение. Ход урока Учитель: Здравствуйте! Сегодня наш урок начнется не совсем обычно, посмотрите внимательно на  экран. (Видео №1 «Подвиги героев в музыке») О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечества создано много произведений в различных  видах искусства (литературе, живописи, музыке, народном творчестве, архитектуре, кино, театре).  Они прославляют величие и красоту, силу и мощь, благородство, доброту и духовное богатство  русского человека. До наших дней дожили древние былины, воспитывающие мужество русских  витязей и богатырей, канты Петровской эпохи, солдатские песни, вселяющие в воинов уверенность  в своих силах, надежду на успех в сражении. Русские композиторы, художники, поэты постоянно  обращаются в своем творчестве к теме защиты Родины. Образы Ивана Сусанина, Александра  Невского, героев Отечественной войны 1812 года, Великой Отечественной войны 1941­1945 годов  ярко и правдиво отображены в различных произведениях искусства. Почему? Ответы учащихся: С древних времен со всех концов на Русь нападали враги, пытались  завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Учитель: Попробуйте сформулировать проблемный вопрос сегодняшнего урока, на который нам  предстоит найти ответ? Ответы учащихся: Как разные виды искусства раскрывают тему защиты Родины. 2.Актуализация. Учитель: Действительно, образ защитника Отечества является одним из главных образов искусства. Вспомните и назовите музыкальные произведения, с которыми мы встречались на уроках,  посвященных теме защитников Родины. Ответы учащихся:  былины о русских богатырях; С.С. Прокофьев кантата «Александр  Невский», русские народные солдатские песни; С.С. Прокофьев опера «Война и мир»; Песни о  полководцах воинах Отечественной войны 1812 года; Петровские канты;  Д.Д. Шостакович   «Симфония №7»; А.П. Бородин  опера «Князь Игорь» и «Богатырская симфония”; М.И.  Глинка опера “Иван Сусанин”. Учитель: Молодцы, идея героической защиты Родины, народного патриотизма ­ одна из ведущих в  русском искусстве. 3.Новый материал. Знакомство с термином «реквием».  ее Р квием – (от лат. requies покой, отдых, умиротворение) траурная заупокойная месса, посвященная памяти усопших. Многие века этот жанр был строго кононическим и исполнялся только в церквях,  но к 17 веку превратился в крупное произведение для хора, солистов и оркестра. «Реквием» ­ так назвали свои произведения поэт Роберт Рождественский, композитор Дмитрий  Борисович Кабалевский и литовский художник­график Стасис  Красаускас. Именно эти  роизведения помогут нам раскрыть и понять тему защиты Родины в искусстве. ее ае ое Р берт Ив нович Рожд ственский родился 20 июня 1932 года. Советский поэт, переводчик. Его  имя в Советском Союзе было известно всем и каждому. Важнейшим произведением о Великой  Отечественной войне в творчестве поэта стала поэма «Реквием». Р. И. Рождественский раскрывал  суть событий, отозвавшихся в поэме следующим образом: «На моем письменном столе давно уже  лежит старая фотография. На ней изображены шесть парней. Это – шесть братьев моей мамы. В  1941 году самому младшему из них было 18 лет, самому старшему – 29. Все они в том же самом 41  ушли на фронт, а с фронта вернулся один… Я писал свой «Реквием» и для этих шестерых, которые до сих пор глядят на меня с фотографии. Писал и чувствовал свой долг перед ними». Поэма состоит из 10 глав. Давайте послушаем первую и вторую главы, и сравним их между собой. (Приложение №1) Учитель: Сравните пожалуйста эти две части, чем они схожи и чем отличаются между собой? Ответы детей: В первой главе звучит призыв к современным читателям, к людям Земли:  «Убейте войну! Прокляните войну!». Во второй главе отражается надежда на светлые  солнечные дни, вера в будущее без войн. Учитель: Совершенно верно. «Реквием» написан о погибших, но посвящен живым, рассказывает о  смерти, но воспевает жизнь, рожден войной, но всем своим существом устремлен к миру.  Теперь обратимся к музыке с одноименным названием. ие ие ее Дм трий Бор сович Кабал вский (1904—1987) — советский композитор, дирижёр, пианист,  педагог, доктор искусствоведения, профессор. «Реквием» Д.Б. Кабалевского – сочинение для  симфонического оркестра, двух хоров (смешанного и детского) и двух солистов. Трудно  переоценить значимость этого произведения как в истории музыки XX столетия, так и в творчестве самого композитора. Д. Кабалевский считал «Реквием самым серьезным произведением из всех  своих сочинений. Премьера прошла с огромным успехом, как в нашей стране, так и за рубежом.  После премьеры «Реквиема» в США, в декабре 1965 г. газета «Кроникл» писала: «Реквием»  Кабалевского – наиболее впечатляющее из всего, что может быть названо музыкальным  утверждением этого жанра». В таком же духе высказывались газеты Германии, Венгрии, Болгарии и ряда других стран (2.255). За это произведение Д.Б. Кабалевский был удостоен Государственной  премии РСФСР – премии имени М.И. Глинки. Написан на стихи Р. Рождественского. Реквием состоит из десяти частей. Мы послушаем с вами  вступительную и заключительную части. Попробуйте их сравнить.  Слушание музыки («Реквием» Д.Б. Кабалевского «Помните!» и «Наши дети») Ответы детей: Эти фрагменты как и главы поэмы «Реквием» контрастны между собой.  Первый фрагмент исполнялся солистами, а второй детским хором. В первом фрагменте  слышится призыв всем людям мира помнить ужасы войны и из поколения к поколению  передавать память о погибших героях. А во втором фрагменте слышится надежда на светлое будущее, так как звучат детские голоса. Схожи между собой общей мелодией. ие Ае ае Стас с  льгирдо Крас ускас (лит. Stasys Krasauskas, родился 1 июня 1929—1977) — литовский  советский график. Лауреат Государственной премии СССР (1976). Народный художник Литовской ССР (1977). Был близким другом поэта Роберта Рождественского. Так, в совместной дружбе  появился альбом гравюр и стихов художника и поэта. В альбом включены 35 гравюр известного  советского художника Стасиса Красаускаса и большой цикл стихов поэта Роберта  Рождественского, объединенных общей темой — воспоминаниями о павших в Великой  Отечественной войне.  Работа с иллюстрациями: (Приложение №2) ­ Какая идея воплощена в гравюрах художника? ­ Как влияет черно­белый цвет гравюр на их эмоционально­образный строй? Ответы детей: На гравюрах четко выделяются два плана: на нижнем изображен погибший  солдат, на верхнем – эпизоды мирной жизни людей. Благодаря такой цветовой гамме зритель  еще тоньше ощущает конфликт в  этих гравюрах: жизни и смерти, добра и зла. Учитель: Художник писал: «Когда я работал над гравюрами, составившими цикл «Вечно живые»,  вновь и вновь возвращался к строкам «Реквиема» Роберта Рождественского. Я не иллюстрировал  его, но работал над собственной темой во власти этих стихов…» 4.Хоровое пение. Учитель: А теперь ребята, давайте вспомним и напоем  известные вам песни, которые звучат в День победы на 9 мая? Ответы детей: «День победы», «Катюша», «Синий платочек», «Три танкиста». Первая группа исполняет песню «Безымянный солдат» Вторая группа исполняет песню «Последний бой» Задача каждой группы исполнить песню с эмоциональным откликом, передать смысл, заключенный  в ней. А так же внимательно послушать и оценить исполнение другой команды. Высказать свое  мнение об этом. (Соответствует ли исполнение художественно­образному содержанию песни? Все ли получилось, как было задумано? Чего не хватило?) 5.Закрепление полученных знаний. Учитель: Как вы думаете, почему поэт, художник и композитор обратились к такому жанру  траурной музыки, как реквием? Наш урок я бы хотела закончить просмотром видеофильма  «Защитникам Отечества посвящается!»

Разработка урока музыки ""О доблести, о подвигах, о славе!"

Разработка урока музыки ""О доблести, о подвигах, о славе!"

Разработка урока музыки ""О доблести, о подвигах, о славе!"

Разработка урока музыки ""О доблести, о подвигах, о славе!"

Разработка урока музыки ""О доблести, о подвигах, о славе!"

Разработка урока музыки ""О доблести, о подвигах, о славе!"

Разработка урока музыки ""О доблести, о подвигах, о славе!"

Разработка урока музыки ""О доблести, о подвигах, о славе!"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2017