Разработка урока музыки «Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов» (6 класс)
Оценка 5

Разработка урока музыки «Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов» (6 класс)

Оценка 5
Работа в классе +2
docx
музыка
6 кл
18.02.2017
Разработка урока музыки «Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов» (6 класс)
Цель урока: сформировать у учащихся умение эмоционально-образно исполнять в ансамбле свадебные обрядовые песни через анализ народной и композиторской песни. Тип урока – когнитивный Вид урока – аналитический Планируемые результаты урока Метапредметные: уметь сравнивать и находить сходства и различия в произведениях искусства; уметь анализировать произведения и проводить аналогии с уже изученными Предметные: знать как проходили народные обряды; знать жанры народных песен, уметь творчески анализировать образы народных песен и произведений изобразительного искусства, связанных с обрядами и обычаями в фольклоре и в творчестве композиторов; уметь давать характеристику музыкальным темам, проводить аналогии с пройденными произведениями; знать историю свадебного обряда; уметь образно передать характер музыкальных произведений. Музыкальный материал: Песня «Замечательный сосед» Русская народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно» М. Матвеев «Матушка, матушка, что во поле пыльно» Песня для исполнения «Руки женщины» Оборудование: фортепиано, компьютер, презентация к уроку, проектор, презентация, текст песни.Цель урока: сформировать у учащихся умение эмоционально-образно исполнять в ансамбле свадебные обрядовые песни через анализ народной и композиторской песни. Тип урока – когнитивный Вид урока – аналитический Планируемые результаты урока Метапредметные: уметь сравнивать и находить сходства и различия в произведениях искусства; уметь анализировать произведения и проводить аналогии с уже изученными Предметные: знать как проходили народные обряды; знать жанры народных песен, уметь творчески анализировать образы народных песен и произведений изобразительного искусства, связанных с обрядами и обычаями в фольклоре и в творчестве композиторов; уметь давать характеристику музыкальным темам, проводить аналогии с пройденными произведениями; знать историю свадебного обряда; уметь образно передать характер музыкальных произведений. Музыкальный материал: Песня «Замечательный сосед» Русская народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно» М. Матвеев «Матушка, матушка, что во поле пыльно» Песня для исполнения «Руки женщины» Оборудование: фортепиано, компьютер, презентация к уроку, проектор, презентация, текст песни.
Конспект урока музыки в 6 классе по теме Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов.docx
Конспект урока музыки в 6 классе «Обряды и обычаи в фольклоре и по теме творчестве композиторов» Хамуева Екатерина Владимировна Цель урока: сформировать у учащихся умение эмоционально­образно исполнять  в ансамбле  свадебные обрядовые песни через анализ народной и композиторской песни. Тип урока – когнитивный Вид урока – аналитический Планируемые результаты урока Метапредметные:   уметь сравнивать и находить сходства и различия в произведениях искусства; уметь анализировать произведения  и проводить аналогии с уже изученными Предметные: знать  как проходили народные обряды; знать жанры народных песен, уметь творчески анализировать     образы   народных   песен   и   произведений   изобразительного   искусства,   связанных   с обрядами   и   обычаями   в   фольклоре   и   в   творчестве   композиторов;   уметь   давать   характеристику музыкальным темам, проводить аналогии с пройденными произведениями; знать историю свадебного обряда; уметь образно передать характер музыкальных произведений. Музыкальный материал:  Песня «Замечательный сосед» Русская народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно» М. Матвеев «Матушка, матушка, что во поле пыльно» Песня для исполнения «Руки женщины»   Оборудование: фортепиано, компьютер, презентация к уроку, проектор, презентация, текст песни. Ход урока I  .Этап мотивации к учебной деятельности Добрый день мои друзья! Снова встрече рада я. Голосочки разомнем и все дружно запоем!  Исполнение песни «Замечательный сосед» по рядам, отдельно девочки и мальчики.   Надеюсь, что мы создали хорошее настроение на весь урок. II    Актуализация  знаний Сегодня мы вновь обращаемся к народному творчеству.  Вспомните, как оно называется?   / Фольклор / Верно. Прочитайте тему нашего сегодняшнего урока. «Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве  композиторов» ФОЛЬКЛОР делится на две группы — обрядовый и необрядовый. К обрядовому фольклору  относятся: календарный фольклор (колядки, масленичные песни, веснянки),семейный фольклор  (семейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания). Обряды в русской деревне считались столь же необходимым компонентом жизни, как и праздники.  Все более или менее значительные события в жизни людей — будь то рождение ребенка, вступление в брак, смерть, смена времен года, начало и конец сельскохозяйственных работ — сопровождались исполнением специальных, приуроченных к данному случаю, обрядовых действий. Более того,  религиозным сознанием людей крестьянского, традиционного общества обряд осмыслялся как  действие, фактически создающее событие.  Обряды, знакомые нам по материалам XVIII— XX вв., возникли в глубокой древности и воплощали  древние верования.  Сегодня мы будем говорить о поэтизации быта и жизненного уклада русского народа на основе  одного из самых красивых обрядов – старинной русской свадьбы. Из ИСТОРИИ свадебных обрядов на Руси С момента возникновения русских селений, свадьба была главным, основным торжественным  обрядом. Любая девушка или парень с трепетом относились к дню, когда вступят в брак. Хотя  решение принималось не самими молодыми, а их родителями, все равно невесты проводили целые  ночи, гадая на своего жениха. На Руси молодые люди вступали в брак в возрасте 13­15 лет. Все, кто засиделся в невестах или  женихах до 20 лет, вызывали опасения у соседей и знакомых. Родители старались найти подходящую  пару для своего ребенка, когда тот только начинал ходить и говорить. Мнение самих детей  практически никогда не учитывалось, так как старшее поколение было более опытным и знающим.  Отсюда и пошли поговорки: «Стерпится ­ слюбится», «С лица воды не пить» и многие другие. Не могло не отразиться такое положение вещей в русской песне. Слушание: русская народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно» в исполнении  Л.. Зыкиной. III    Постановка проблемы Беседа по итогам прослушивания ­ Какое настроение создаёт эта песня? ­ Эта песня построена в форме монолога невесты? (нет, есть диалог девушки и матери) ­ Как вы думаете, почему героиня песни так встревожена? Создать более полный образ песни и всего происходящего в ней помогут вам произведения  художников. Рассмотрим некоторые их них.(демонстрация картин или слайдов на интерактивной доске). ­ Что вы видите на этих картинах? ­ Какие эмоции переживают героини этих картин? (смятение и тревогу или покорность) ­ Эти переживания схожи с настроением героини песни «Матушка…»? IV    Первичное решение проблемы Мы сегодня  обратимся к двум свадебным песням с одинаковым текстом.  Вы послушали  р. н. п. «Матушка, матушка, что во поле пыльно» в исполнении Людмилы Зыкиной Каковы особенности этой песни? Каковы интонации вопросов дочери и ответов матери? Послушайте вторую песню, написанную композитором М. Матвеевым на те же народные слова.но в  исполнении Жанны Бичевской Найдите сходства и различия. С каким чувством невеста встречает гостей в народной песне, а с каким – в песне композитора? А как мать относится к происходящему? В какой из песен преобладает эпический характер, а в какой – драматический? Сравните  настроение картин В. Феклистова и Ф. Журавлева с двумя вариантами исполнения песни.  Что можете сказать? Это песня – диалог дочери с матерью.  У дочери – взволнованные интонации, а у матери – сдержанные. (Слушание) По­разному выражены переживания, вторая песня более эмоциональная. В народной песне больше  распевов на один слог, есть ладовая переменность. В одном случае невеста может быть покорной, готовой смириться с происходящим, в другом –  чувствует  смятение, страх, безысходность. В первом случае она как будто рассказывает о том, что видит, и благословляет дочь, во втором –  интонации матери напоминают интонации человека, трагически смирившегося с безвыходной  ситуацией. В первой – эпический, во второй – драматический. Картина В. Феклистова отражает характер народной песни – смирение, а картина Ф. Журавлева –  песни М. Матвеева – смятение.   /Учащиеся анализируют  два варианта песни, находят сходства и различия; сопоставляют с  предложенными картинами, строят рассуждения с использованием новых знаний; высказывают свое  мнение; умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям/ Давайте попробуем в таблице отразить все различия двух прослушанных песен. V    Реализация проблемы Заполнение таблицы Тема дочери Тема матери Взволнованное обращение  дочери построено на  повторяющихся  нисходящих и вновь  взлетающих интонациях,  которые не получают  завершения Смятение,  тревога,  переживание,  драматический  накал чувств Успокаивающие ответы  матери построены на  неторопливой,  постепенно  спускающейся мелодии, которая приводит к  устою (устойчивому  звучанию в тонике) Покорность,  смирение с  безвыходной  ситуацией Песня звучит напряжённо, в миноре VI    Первичное закрепление  Какой вывод мы можем сделать? Народные песни отличает сдержанность переживаний, эпический характер, композиторские – эмоциональные. Народные песни отличает сдержанность переживаний, эпический характер, композиторские – эмоциональные. Народные песни отличает сдержанность переживаний, эпический характер, композиторские – эмоциональные.   Самостоятельная работа с самопроверкой  VII   Давайте обратимся к учебнику на стр. 30.  Рассмотрим мелодический рисунок песен в нотах (нотная запись мелодии в учебниках). Какая из предложенных мелодий народная, а какая композиторская?  Первая нотная запись – композиторская, вторая – народная (т. к. указан темп, показаны  динамические оттенки, во второй нотной записи видим распевание одного слога на несколько  звуков)   Да. О том, что свадебная церемония состояла из двух частей и проходила как театрализованное действо, которое длилось несколько дней, а иногда недель. Подразделялась она на 2 части. Первая часть посвящалась прощанию девушки с родной семьей и разыгрывалась в доме невесты. Поэтому смятение и   тревогу,   переживаемые   девушкой­невестой     во   время   ожидания   свадебного   поезда,   мы   можем услышать     в   свадебных   песнях.   Вторая   часть   –   это   свадебный   пир,   который   начинался   в   доме родителей жениха после обряда венчания. Вы нашли подтверждение нашим выводам? Прочитайте информацию о том, как проходила свадьба на Руси на стр. 30­31 учебника.  VIII     Повторение и закрепление О чем еще вы  узнали? Я предлагаю вам исполнить песню из прошлого года, потому что она о женщинах и о их суровой доли,  отдадим дань уважения. Исполнение песни «Руки женщины» Получилось ли вам передать эмоционально диалог матери с дочерью? Вам было трудно это сделать? Почему? Рефлексия Что интересного вы сегодня узнали на уроке? Не всегда. Да. Нужно пропустить через себя  все, что чувствовали мать и дочь. Узнали о том, как проходил свадебный обряд на Руси, почему у невесты белое или красное платье,  почему свадебные обрядовые песни были тревожные или грустные. Я предлагаю вам выполнить домашнее задание: найти иллюстрации картин русских художников, в  которых отражен свадебный обряд и песен как народных, так и композиторских. Спасибо за урок! Домашнее задание

Разработка урока музыки «Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов» (6 класс)

Разработка урока музыки «Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов» (6 класс)

Разработка урока музыки «Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов» (6 класс)

Разработка урока музыки «Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов» (6 класс)

Разработка урока музыки «Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов» (6 класс)

Разработка урока музыки «Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов» (6 класс)

Разработка урока музыки «Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов» (6 класс)

Разработка урока музыки «Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов» (6 класс)

Разработка урока музыки «Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов» (6 класс)

Разработка урока музыки «Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов» (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2017